К 1788 г. в Ж. м. проживали 30 насельников (настоятель, 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, схимонах, 13 монахов, 5 рясофорных послушников), в 1864 г.- 33 насельника. В 1791 г. в работе Пинской конгрегации от имени монастыря участвовали игум. Мелхиседек (Каховский) и мон. Герман (Савчинский). Они же представляли и чигиринский Троицкий жен. мон-рь Киевской губ. Со 2-й пол. XVIII в. Ж. м. прославился своей иконописной мастерской. Иконы, написанные монахами и их учениками, считались лучшими в регионе. Известно, что 2 иконы были подарены кн. Г. А. Потёмкину и управляющему его имениями полковнику Сталю. В XIX - нач. ХХ в. Ж. м. стал крупным культурным, сельскохозяйственным и производственным центром, известным за пределами Черкасского у. В Ж. м. были организованы б-ка, школа грамотности, в 1875 г. открыта школа иконописи. В 1909 г. в богадельне Ж. м. (на территории г. Черкассы) проживали 20 беспризорных, в 1911 г.- 35 чел. На сельскохозяйственной конференции в Смеле в 1911 г. Ж. м. был отмечен почетной грамотой Черкасского земства за вклад в развитие садоводства и виноградарства. На территории монастыря было налажено изготовление кирпича, к-рый использовался для строительства и широко продавался в регионе. Среди археологических находок этот кирпич можно распознать по характерным оттискам на изделии - буквам О и М. К 1918 г. обитель поддерживала тесные связи с 27 магазинами, мастерскими, фирмами и акционерными об-вами в г. Черкассы. Постройки Возведенная в 1732 г. в Ст. Монастырище однокупольная деревянная ц. во имя прп. Онуфрия Великого в 1802 г. сгорела. По инициативе игум. Мелхиседека в 1809-1812 гг. на новом месте был возведен каменный теплый храм прп. Онуфрия Великого, юж. придел в честь Покрова Пресв. Богородицы освятили в 1904 г. Деревянная ц. во имя вмц. Варвары, построенная в 1775-1779 гг. по благословению митр. Гавриила (Кременецкого) , упоминается в описях Ж. м. лишь до 1798 г. Деревянный соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы строился в 1758-1764 гг., при игум. Ефреме (Быковском), по благословению Киевского митр. Тимофея (Щербацкого) . В 1778 г. игум. Софроний получил разрешение из Киевской духовной консистории на освящение приделов Успенской ц.: правого - во имя Всех святых, левого - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1865 г. Успенский собор был отремонтирован (по нек-рым сведениям, перестроен) и освящен викарием Киевской епархии Чигиринским еп. Порфирием (Успенским) . Решением Черкасского облисполкома от 5 июня 1973 г. Успенская ц. была взята на учет под гос. охрану как памятник архитектуры XVIII в. местного значения 322), хотя, по свидетельству местных жителей, еще в 1978 г. она использовалась как зернохранилище.

http://pravenc.ru/text/182179.html

Собранные А. значительная художественная коллекция и б-ка из 7 тыс. томов вместе с обширной б-кой его друга архиеп. Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба) стали основой возрожденной Синодальной б-ки МП . А. награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1964), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1981), святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (1981, Антиохийская Православная Церковь), Животворящего Креста Господня 1-й степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь), вмч. Георгия Победоносца 1-й степени (1977, Грузинская Православная Церковь), орденом Командора 1-й степени (1978, Финляндская Православная Церковь), орденом Дружбы народов (1984), медалью Советского Фонда мира (1979). Арх.: ОВЦС МП; СПб епарх. управление. Ф. 6 (Фонд митр. Антония (Мельникова)) папок, 100 дел]. Соч.: Эпистолярное наследие прот. Валентина Амфитеатрова. Минск, 1966. Ркп.; Переписка К. Леонтьева с подвижниками Афона и Оптиной пустыни. Минск, 1969. Ркп.; О христианстве в Помпеях и Геркулануме//БТ. 1973. Сб. 10. С. 59-66; Святой равноапостольный архиеп. Японский Николай//Там же. 1975. Сб. 14. С. 5-61; Блаженный Августин как катехизатор//Там же. 1976. Сб. 15. С. 56-60; Миссия Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем//ЖМП. 1982. 5. С. 49-57. Лит.: Наречение и хиротония архим. Антония (Мельникова) во еп. Белгород-Днестровского//ЖМП. 1964. 7. С. 15-19; Присуждение митр. Ленинградскому и Новгородскому Антонию степени доктора богословия гонорис кауза//ЖМП. 1982. 5. С. 48-49; Чижов А. , диак. Высокопреосв. митр. Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников): Некролог//Там же. 1986. 10. С. 15-20; Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Н. Новг., 1988. Прот. Владислав Цыпин, А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/115984.html

15). Высказывалось мнение ( Burney. 1918. P. 78), что Д. принадлежала к колену Иссахара или даже была «матерью» (Суд 5. 7), т. е. родоначальницей, одного из семейств Иссахаровых (дополнительный аргумент усматривался в том, что один из городов, расположенный в уделе Иссахара, назывался Давраф (1 Пар 6. 57, 72)), а традиц. упоминание, что Д. «жила... на горе Ефремовой»,- элемент поздний и объясняется совмещением пророчицы Д. с Деворой, кормилицей Ревекки, похороненной у Вефиля (Быт 35. 8). Однако в песни говорится не о том, что Д. обитала на территории Иссахара, но лишь о том, что она во время сражения совместно с Вараком и князьями из колена Иссахара стояла во главе ополчения. К тому же из песни следует, что в военных действиях принимали участие не только непосредственные соседи ханаанского царя Иавина - сев. колена (в нарративной части называется только 2 колена: Завулон и Неффалим, а в песни вместе с ними упом. Иссахар), но и те, кто жили на центральной территории, относившиеся к коленам Вениамина , Мехира (Манассии), а также Ефрема (Суд 5. 14), на землях к-рого обитала Д. Прот. Леонид Грилихес Песнь Деворы рассматривается большинством ученых как один из самых ранних текстов евр. Библии. С трудностями ее интерпретации столкнулись уже древние переводчики. В Александрийском кодексе (LXX) слова, перевод к-рых, по-видимому, был неизвестен, просто транслитерировались греч. буквами (φραζων -   (ст. 7); μοσφαθαιμ-   (ст. 16); καδημιμ -  (ст. 21) и αμαδαρωθ -   (ст. 22)); греч. Ватиканский кодекс дает значения, к-рые представляют собой, по мнению Дж. Гарбини, «фантастическую интерпретацию переводчика» ( Garbini. 1978. P. 8) (   как δυνατο (ст. 7);   как τς διϒομας (ст. 16);  как ρχαων (ст. 21) и  как σπουδ). Песнь полна архаических терминов и выражений. В тексте нет упоминаний об израильской монархии, но буд. ее подданные уже живут на земле Ханаана. Описанное в тексте сражение датируется учеными обычно между нач. и кон. XII в. до Р. Х. (чаще всего предпочтение отдается концу века).

http://pravenc.ru/text/171545.html

La Liturgie, communication de l " Evangile//Communion et communication. Geneve, 1978. P. 75–80. Confession de foi trinitaire et consecrations baptismales et eucharistiques dans les premiers siecles//La Liturgie, expression de la foi. Rome, 1979. P. 57–68. Comment le Christ et le Saint Esprit se situent-ils l " un par rapport a l " autre dans la Liturgie?//Le Christ dans la Liturgie. Rome, 1981. P. 27–36. La Liturgie et la vie de tous les jours//Liturgie, spiritualite, culture. Rome, 1983. P. 42–52. Liturgie et eschatologie//Eschatologie et Liturgie. Rome, 1985. P. 35–46. Le Mystere pascal du Bapteme//Bapteme, Sacrement d " unite. Paris, 1971. P. 87–144. ТРОИЧНОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ А. Святоотеческие тексты Saint Irenee de Lyon. Contre les Heresies, trad. fr. Paris, 1984. Demonstration de la predication apostolique (Sources chretiennes, 62). (Ср. книги J. Danielou о II веке.) Origene. Traite sur la Priere, trad. fr. Paris, 1977. Saint Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, Sources chretiennes, 17 bis. Saint Gregoire de Nazianze. Sermons, trad. fr. Paris, 1962. Discours theologiques, Sources chretiennes, 250. Saint Jean Chrysostome. Sur Íincomprehensibilite de Dieu, Sources chretiennes, 28. Saint Hilaire de Poitiers. La Trinite, trad. fr. Paris, 1981. Saint Augustin. De Trinitate, Bibliotheque augustinienne. Paris, vol. 15 et 16. Saint Jean Damascene. Exposition de la foi orthodoxe. Paris, 1966 . В. Современные исследования Andia Y. de. «Homo vivens», incorruptibilite et divinisation de l " homme selon Irenee de Lyon. Paris, 1986. 395 p. Spassky A. Les controverses trinitaires aux quatre premiers siecles. Moscou, 1914 (по-русски). Bolotov B. Cours sur l " histoire de ÍEglise ancienne, vol. IV, Le developpement doctrinal de Niciee I a Nicee II. Petrograd, 1918 (reimpression, Gregg Press, 1970) (по-русски). De Regnon Theodore. Etudes de Theologie positive sur la Sainte Trinite, 4 vol. Paris, 1892 a 1898. Lebreton Jules. Histoire du dogme de la Sainte Trinite, vol. II. Paris, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Sveriges runinskrifter, utgivna av Kung. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien. Stockholm, 1900 ff. В. I ff. (далее – SR). Öl. – SR. В. I. Ölands runinskrifter/S. Söderberg, E. Brate. Stockholm, 1900–1906. H. 1–2. Ög. – SR. В. II. Östergötlands runinskrifter/E. Brate. Stockholm, 1911– 1918. H. 1–3. Söd. – SR. В. III. Södermanlands runinskrifter/E. Brate, E. Wessén. Stockholm, 1924–1936. H. Sm. – SR. В. ГV. Smålands runinskrifter/R. Kinander. Stockholm, 1935– 1961. H. 1–2. Vg. – SR. В. V. Västergötlands runinskrifter/E. Svärdström, H. Junger. Stockholm, 1940–1958. H. 1 – 4. Up. – SR. B. VI-IX. Upplands runinskrifter/E. Wessén, S. B. F. Jansson. Stockholm, 1940–1943. В. VI. Del 1. H. 1–2; Stockholm, 1943–1946. В. VII. Del 2. H. 1–3; Stockholm, 1949–1951. B. VIII. Del 3. H. 1–3; Stockholm, 1953–1958. В. IX. Del 4. H. 1–3. Gotl. – В. XI. Gotlands runinskrifter. Stockholm, 1962. H. I/E. Wessén, S. B. F. Jansson. Stockholm, 1978. H. II/E. Svärdström. Gs. – В. XV. Gästriklands runinskrifter. Stockholm, 1981. Del 1/S. B. F. Jansson. Перевод: Мельникова E. А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М., 2001 (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). Литература: Обзор исторической информации о Восточной Европе в рунических надписях см.: Древняя Русь 1999. С. 414–418; Мельникова 2001. С. 41–79. В заголовке к каждой надписи указывается местонахождение памятника, в редчайших случаях, когда надпись выполнена не на каменной стеле, – предмет, на который она нанесена, его номер по корпусным изданиям рунических памятников и номер по изданию: Мельникова 2001. II.1. Надписи о походах на восток Для обозначения восточной стороны света, а также направления движения «на восток» и местоположения «на востоке», в рунических надписях использовалось слово austr (35 раз) и, реже, austarla «на востоке» (8 раз) (об обозначении austr и производных от него см.: Джаксон 2001а). Эти понятия охватывали территорию от Восточной и Северо-Восточной Прибалтики (см. раздел II.2) до Византии. Наряду с ними, присутствует также топоним Austrvegr «Восточный путь» (встречается 5 раз), который служил обозначением не только, собственно, пути на восток, но и земель, лежавших вдоль него (см.: Джаксон 2001а). Как правило, в сагах, Восточный путь завершался в Византии, однако, автор надписи II.1.5 продлил его вплоть до Северной Италии, которая обычно относится к южной части мира (см. подробнее: Мельникова 2001. С. 64–66; Джаксон 2001а. С. 39–48). Многие жители Швеции участвовали не только в «восточных» походах, но ходили и в Англию, и другие «западные» страны. II.1.1. Kälvesten

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1970-х годов именно Рябовым и Авдониным была найдена на руднике у Ганиной ямы Открытая шахта, в которой в 1918 году большевики неудачно пытались утопить тела жертв из дома Ипатьева. Когда шахта была обнаружена, тогда же Авдонин составил карту-схему всего рудника. Удивляет то, что еще сорок лет назад Гелий Трофимович находил убедительные профессиональные ответы на вопросы, которые звучат в полемике вокруг царских останков до сегодняшнего дня. Например, возражая Авдонину и доказывая, что останки непременно должны сохраниться, Гелий Трофимович писал ему в письме следующее: «Цитирую учебник Судебной медицины: „В воде гниение совершается в два раза медленнее, чем на воздухе“… „В местах с глинистой почвой трупы долго и хорошо сохраняются“… „В случае большой кровопотери гниение замедляется“… „Кости… сохраняются тысячелетиями“… „Хорошо сохраняются трупы в торфяных болотах“… С учётом воздействия кислоты мог образоваться и так называемый „жировоск“ и т. д.» . Последнее замечание Рябова особо следует отметить, оно сделано до вскрытия захоронения, но позднее его подтвердило само дело. Найденные останки действительно неплохо сохранились, некоторые из них находились в состоянии жировоска, поскольку почвы в месте захоронения были глинистые и влажные. Энтузиастам было известно из документов, что захоронение скрыто в полотне дороги под шпальным мостиком, неподалеку от железнодорожного переезда. Очертания мостика смог заметить и разглядеть с высоты дерева геолог Михаил Кочуров, которого привлек к поискам Александр Авдонин. Вскоре же,в 1979 году, группа под руководством Гелия Рябова вскрыла участок старой Коптяковской дороги и шпальный мостик, под которым и лежали останкиСемьи последнего российского Императора и их слуг. В переписке первооткрывателей обращает на себя внимание то, что уже тогда, Гелий Рябов называл Коптяковскую дорогу «крестным путем» , несомненно выражая так свое отношение к испытанию, выпавшему на долю Царственных страстотерпцев. Онсчитал наиважнейшим делом жизни найти останки Семьи Романовых. В личном письме от 3 ноября 1978 года, почти за полгода до решающих раскопок, Гелий Трофимович написал: «В мае-июне 79 г., если все будет о , кей, я уеду в Свердловск, чтобы завершить мои поиски. Вот это — программа, и дай мне бог удачи.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/20/...

Лит.: Duchesne L. Le «Liber diurnus» et les élections pontificales au VIIe siècle//Biblioth. de l " École des chartes. P., 1891. T. 52. P. 5-30; Hartmann L. M. Die Entstehungszeit des Liber Diurnus//MIÖG. 1892. Bd. 13. S. 239-254; Peitz W. M. Neue Aufschlüsse über den Liber Diurnus, das Vorlagenbuch der mittelalterlichen Papstkanzlei//Stimmen der Zeit. Freiburg i. Br., 1918. Bd. 94. S. 486-496; idem. Liber Diurnus: Methodisches zur Diurnusforschung. R., 1940; Tangl M. Gregor-Register und Liber Diurnus//NA. 1919. Bd. 41. S. 741-752; Leclercq H. Liber Diurnus Romanorum Pontificum//DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 243-344; Santifaller L. Die Verwendung des Liber Diurnus in den Privilegien der Päpste von den Anfangen bis zum Ende des 11. Jh.//MIÖG. 1935. Bd. 49. S. 225-366; idem. Liber Diurnus: Studien und Forschungen/Hrsg. H. Zimmermann. Stuttg., 1976; Hove A., van. Prolegomena. Mechliniae; R., 1945. P. 190-192. (Comment. Lovaniense in Codicem Iuris Canonici; Vol. 1. T. 1); Huijben J. Een verloren gewaand handschrift van den «Liber diurnus Romanorum Pontificum»//Miscellanea historica in honorem A. de Meyer. Louvain, 1946. P. 255-265; Foerster H. Die Liber-Diurnus-Fragmente in der Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit//Lebendiges Mittelalter: FS f. W. Stammler. Freiburg, 1958. S. 44-55; idem. Liber Diurnus Romanorum Pontificum//NCE. Vol. 8. P. 534-535; Bock F. Bemerkungen zu den ältesten Papstregistern und zum «Liber Diurnus Romanorum Pontificum»//Archivalische Zschr. Köln, 1961. Bd. 57. S. 11-51; Sansterre J.-M. La date des formules 60-63 du «Liber Diurnus»//Byz. 1978. T. 48. P. 226-243; Palma M. L " origine del codice vaticano del Liber Diurnus//Scrittura e Civiltà. Firenze, 1980. N 4. P. 295-310; Anton H. H. Der «Liber Diurnus» in angeblichen und verfälschten Papstprivilegien des früheren Mittelalters//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 3. S. 115-142; Noble Th. F. X. Literacy and the Papal Government in Late Antiquity and the Early Middle Ages//The Uses of Literacy in Early Mediaeval Europe/Ed. R. McKitterick. Camb., 1990. P. 82-108.

http://pravenc.ru/text/2463641.html

Почитание Г. сложилось к кон. IX в., оно было распространено в Лотарингии, Фландрии, Сев. Франции, а также в Прирейнском регионе Германии. Из Фландрии оно проникло в Англию, из Франции - в Испанию. Память святого зафиксирована в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и впосл. в Римском Мартирологе. В 1416 г. в Н. Лотарингии был учрежден рыцарский орден его имени. В 1444 г., после победы над герцогством Гелдерном, герц. Юлихбергский Герхард учредил орден св. Губерта в качестве отличительной награды. Фактически упраздненный в XVII в., орден был возрожден пфальцгр. Вильгельмом в 1708 г., а позже стал одной из высших наград в кайзеровской Германии, просуществовав до 1918 г. Во 2-й пол. XV в. в Льежском еп-стве было учреждено братство св. Губерта. В 1510 г. папа Юлий II одобрил его деятельность. Членом братства был кор. Франции Людовик XIII. Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 759-930; BHL, N 3993-4002; Gesta episcoporum Tungrensium, Traiectensium et Leodiensium. 16//MGH. SS. T. 7. P. 150; PL. 139. Col. 1080; Aegidius Aureaevallensis. Gesta episcoporum Leudiensium. 2. 21-22//MGH. SS. T. 25. P. 42-45; [Vita I]//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 429-432; Iona episcorpus Aurelianensis. Translatio S. Hubesti//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 234-237; Ex miraculis S. Huberti//MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 908-914; Coens M. Une relation inédite de la convérsion de s. Hubert//AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 84-92. Лит.: Martin H. St. Hubert. P., 1921; Rejalot Th. Le culte et les reliques de St. Hubert. Gembloux, 1928; Georin M. St. Hubert l " Ardennais. P., 1942; Huyghebaert L. St. Hubertus patroon van de jagers. Antw., 1949; Lehrkamp H. Beiträge z. Geschichte d. Hubertusordens d. Herzöge von Jülich-Berg u. verwandter Gründungen//Düsseldorfer Jb. 1959. Bd. 49. S. 3-40; P é ny F. St. Hubert. Gembloux, 1961; Brouette E. Uberto di Tongres-Maastricht//BiblSS. Vol. 12. Col. 736-743; Hildebrand W. St. Hubertus u. st. Eustachius. Gräfelfing, 1979; Le Folklore de St. Hubert: Actes du colloque de la Commission des arts et traditions populaires de la Fondation Plisnier, St.-Hubert, 14 oct. 1978. Brux., 1979; Cuny J. -M. Les cultes populaires en Lorraine: St. Hubert//Revue Lorraine populaire. Malzéville, 1980. Vol. 37. P. 42-44; Le culte de St.-Hubert au pays de Liège: [Exposition]/Éd. A. Dierkens, J.-M. Duvosquel. Brux., 1991; Villepin P. , de. L " Ordre de St.-Hubert de Lorraine et du Barrois, 1416-1852: Entre chevalerie et vénerie. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/168227.html

Ascention du prophete Isai ’ e/Introd., trad, et comment, par E. Norelli. Brepols, 1993. Badi B. De oraculis Sibyllinis a Judaeis compositis. Breslau, 1881. Bousset W. Der Antichrist in der Uberliefemng des Ju-denthums, des Neuem Testaments und der alien Kirche. Gottin-gen, 1895. Box С. Я. The Apocalypce of Abraam. London; N. Y., 1918. Вол С. Я. The Apocalypce of Ezra (II Ezdras III-XIV). London, 1917. CaquotA. Leviathan et Behemoth dans la troisieme «Parabole» d ’ Henoch/«Semitica». 1975. Vol. 25. Charles R.H., Litt D. Ascention of Isaiah. London, 1917. Collins). J. A commentary on the Book of Daniel. Minneapolis, 1984. Cow A. Jewish Shock-Troops of the Apocalypse: Antichrist and the End, 1200–1600/Journal of Millennial Studies. Vol. I. Issue 1. 1998. Cinzberg L. Antichrist/The Jewish encyclopedia. V. 1–12. N. Y.; London, 1901–1906. V. 1. P. 625–627. Ginzberg L. The Legend of Ancient Israel. Vol. I-HI. Philadelphia, 1968. Kaufmann f. Armilus/EJ. 1972. T. 3. Klausner J. From Jesus to Paul. N. Y., 1944. Krauss S. Das Leben Jesu nach ludischen Quellen. Berlin, 1902. Krauss S. Talmudische Archaologie. Bd. I-II. Leipzig, 1910– 1912. L ’ apocalypse Syriaque de Baruch/In trod., trad, et comment, par P. Bogaert. Part. I-II. Paris, 1969. Lolos A. Die Apokalypse des Pseudo-Methodios. Meisen-heim, 1976. Lolos A. Die dritte und vierte Redaktion des Pseudo-Methodios. Hain, 1978. Pink A, W. The Antichrist. 1923. Roppopoti A. S. Myth and Legend of Ancient Israel. Vol. I-III. N. Y, 1966. Schmoldt H. Die Schrift «Vom Jungen Daniel» und «Daniels letzte Vision»: Dissertation. Hamburg, 1972. Stone M. E, A textual commentary of the Armenian version of IV Ezra. Atlanta, 1990. Stone M. E. Features of the eschatology of IV Ezra. Atlanta, 1989. Stone M. E. Scriptures, sects and vision. Philadelphia, 1980. Strack H., Billerbeck P. Kommentar zum Neuem Testament aus Talmud und Midrasch/Das Evangelium nach Matthaus. Munchen, 1965. The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Text, Translation and Notes Appendices. Uppsala, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

В 1905 г., после смерти Ригля, при содействии Ю. фон Шлоссера Д. занял гос. пост главы Об-ва охраны памятников Австро-Венгрии (Kunsthisthorische Institut der Zentralkomission), в результате его деятельности после первой мировой войны при репарации удалось сберечь существенное число художественных ценностей. Отношение к проблемам реставрации было высказано Д. в работе «Katechismus der Denkmalspflege» (1916). 15 янв. 1921 г. в периодическом изд. «Wiener Mittag» (Венский полдень) появилась статья Д., посвященная серии работ Дюрера «Апокалипсис» (1497-1498) из собрания Альбертины. Сборник статей Д., составленный К. Свободой и Й. Вильде и известный по выбранному Ф. Хорбом названию - «Kunstgeschichte als Geistgeschichte» (История искусства как история духа. 1924), представляет собой 1-й т. из задуманной учениками Д. 5-томной серии его книг, в к-рую вошло также 2-томное собрание лекций по искусству итал. Возрождения (Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance. 1927-1929). В Собрание сочинений (Gesammelte Aufsätze zur Kunstgeschichte. 1929) последователями Д. помещена одна из его последних статей, «Variationen über ein Thema» (Вариации на тему. 1921),- вступление к серии графических работ О. Кокошки. Метод Д., интерпретатора и мастера формального анализа, привлек внимание Э. Панофского, М. Фридлендера и др. исследователей. Архив его неопубликованных трудов находится в б-ке Венского ун-та (их перечисление см.: Neumann J. Das Werk M. Dvoák und die Gegenwart). Осн. соч.: Die Illuminatoren d. Johann v. Neumarkt//Jb. d. kunsthist. Inst. W., 1901; Das Rätsel d. Kunst der Brüder van Eyck//JKSAK. 1904. Bd. 24. S. 161-317; Idealismus und Naturalismus in d. gotischen Skulptur und Malerei//Hist. Zschr. 1918. Bd. 119. S. 1-62, 185-246; Katechismus d. Denkmalspflege//Jb. d. kunsthist. Inst. W., 1916; Kunstgeschichte als Geisteschichte. Мüпсн., 1924 (рус. пер.: История искусства как история духа/Пер.: А. А. Сидоров, В. С. Сидорова, А. К. Лепорк. СПб., 2001); Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter d. Renaissance. Münch., 1927-1929. 2 Bde (рус. пер.: История итал. искусства в эпоху Возрождения. М., 1978); Gesammelte Aufsätze z. Kunstgeschichte. Münch., 1929 [Библиогр.]; Variationen über ein Thema// Wingler H. M. , Welz Fr. O. Kokoschka: Das druckgrafische Werk. Salzburg, 1975. S. 41.

http://pravenc.ru/text/171513.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010