Мартынов В. В. 1960. Рец. на кн.: О. Н. Трубачев. История славянских терминов родства. М., 1959//ВЯ. 5. 1961. В. У.] Аб naxoджahhi славянскай фанемы –х-//Працы ihcmыmyma АН БССР. Вып. VIII. Mihck. 1962. Из славянских этимологий//ЭИРЯ·Вып. II. М. 1963. Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры (к проблеме прародины славян). Минск. 1973. Праславянская и балто-славянская суффиксальная деривация имен. Минск. 1978. Балто-славяно-италийские изоглоссы. Минск. Маслов Ю. С. 1987. Введение в языкознание: 2-е изд. М. Матвеев А. К. 1974.Тезис отопономастике//Вопросы ономастики. Свердловск. Маштаков П. Л. 1917. Список рек бассейнов Днестра и Буга (Южного). Пг. 1918. Список рек Днепровского бассейна. СПб. 1934. Список рек Донского бассейна. Л. Мейе А. 1938. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М. 1951. Общеславянский язык. М. Мелиоранский П. М. 1902. Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве»//Изв. ОРЯС. Т. VII, кн. 2. Меркулова В. А. 1967. Очерки по русской народной номенклатуре растений. М. Микуцкий С.М. 1876. Вступительная лекция//Варшавские университетские известия. 1. Миллер В. Ф. 1887. Осетинские этюды. Т. III. Μ. Миллер Г. Φ. 1937. История Сибири. Т. I. Μ.; Л. Миртов A.B. 1941. Лексические заимствования в современном русском языке из национальных языков Средней Азии. Самарканд. Младеновъ Ст. 1909. Старит германски елементи въ славянскит езици//Сборникъ за народни умотворения, наука и книжнина. Кн. XXV. София. Мокиенко В. Μ. 1971. Закон «относительной негативности» и региональная топонимика//Вопросы топономастики. 5. Свердловск. Мокиенко В. М., Φонякова О. И. 1976. Способы называния в зоонимии//Ономастика Поволжья. Вып. 4. Саранск. Мурзаев Э. М. 1974. Очерки топонимики. М. Назаров И. И. 1958. Тюрко-татарские элементы в языке древних памятников русской письменности//Учен. зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 15. Невская Л. Г. 1977. Балтийская географическая терминология. М. Нерознак В. П. 1977. Принципы исследования палеобалканской ономастики//Историческая ономастика/Отв. ред. А. В. Суперанская. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Участок был окружен высоким забором с охраной. Жена Георгия Константиновича Галина Александровна была замечательной женщиной, вра-чом-терапевтом. Она была значительно моложе Георгия Константиновича, но, к сожалению, рано умерла от рака груди. У них осталась дочь Мария, которой тогда было около 12-ти лет. Георгий Константинович очень хорошо ко мне относился, много расспрашивал о моей жизни и о войне, и сам много рассказывал о том, как он воевал. Обещал даже приехать в гости, когда поправится. Он подарил мне свою известную только что вышедшую тогда книгу «Воспоминания и размышления» (М., 1969) с надписью «Марии Игнатьевне Сперанской в знак признательности с наилучшими пожеланиями. 21 апреля 1969 г. Г.К. Жуков». Я считаю, что Георгий Константинович был верующим человеком; он молился Богу, налагал на себя крестное знамение и был доволен, когда я его благословляла на ночь. Имею следующие государственные награды: 1. Орден Красной Звезды 1945 г. 2. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1946 г. 3. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1947 г. 4. Медаль «В ознаменование тридцатой годовщины Советской Армии и Флота 1918-1948» 1948 г. 5. Медаль «Двадцать пять лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1970 г. 6. Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (участнику войны)» 1975 г. 7. Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (участнику трудового фронта)» 1975 г. 8. Медаль «Ветеран труда» 1977 г. 9. Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» 1978 г. 10. Орден Отечественной войны II степени 1980 г. 11. Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1986 г. 12. Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР» 1988 г. 13. Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1995 г. 14. Медаль Жукова 1996 г. 1 марта 2002 года М.И. Сперанская Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-m-i-spe...

Лик. Фрагмент иконы «Богоматерь Боголюбская». В процессе раскрытия авторскои живописи. 2015 г. Кажется, Богоматерь Сама решила явить Свой подлинный лик – таким, каким его видел Андрей Боголюбский Мы помним, что на протяжении ХХ века икону не раз реставрировали. Летом 1918 года во время первой государственной реставрации еще не было тех технических возможностей для раскрытия иконы, которые существуют сейчас. Наверное, реставраторам тогда казалось, что вот сейчас икона явит свой первоначальный облик. Но в то время этого не случилось: памятник был в очень тяжелом состоянии, как говорили очевидцы – на грани полного исчезновения живописи как таковой. Не открылась икона и во время реставрации 1963–1978 годов, которую проводила реставратор Центра имени И.Э. Грабаря Мария Васильевна Романова. Она, кроме прочего, убрала с памятника напластования воска, парафина, но раскрыть икону до конца снова не удалось, опять же не было технических возможностей. М.В. Романова за работои над иконои «Богоматерь Боголюбская». 1960-е гг. – Когда мы начинали реставрацию в 2009 году, закрепилось мнение, что Боголюбская икона – «археологическая руина» и живописи там как таковой нет, – рассказывает Александр Горматюк. – Мы считали, что наша задача – провести укрепление, чтобы разрушения не продолжались дальше. Но в процессе выяснилось, что без удаления наслоений невозможно выполнить основную работу по стабилизации сохранности памятника: они влияют на состояние левкаса, красочного слоя. В результате шаг за шагом начали открываться дальнейшие слои и постепенно, сначала на изображении одежд, удалось выявить живопись XII века, потом раскрытие продолжилось – появились руки, затем спустя время специальной реставрационной комиссией было одобрено раскрытие лика, и в 2015 году живопись лика была выявлена. И в этом есть момент чуда. А.А. Горматюк за работои над иконои «Богоматерь Боголюбская». 2015 г. Слой за слоем Мы, зрители, можем хотя бы немного прикоснуться к чуду появления подлинной живописи, увидеть, как происходила реставрация, как снимались наслоения столетий.

http://pravoslavie.ru/159130.html

- Вам, наверное, известно мнение уже упоминавшегося американского профессора Вильяма Мэплза. В книге « Dead Men Do tell Tales » ( N . Y . 1994) Мэплз пишет о зубах черепа «Челюсть и немногие уцелевшие зубы демонстрируют признаки серьезных пародонтальных заболеваний. На этих зубах нет никаких следов лечения или пломбирования; они буквально испещрены кариесными впадинами и съедены почти до самых десен. Подобное состояние челюсти, на которой налицо все признаки пародонтальных заболеваний, и состояние самих зубов свидетельствует о том, что в таком виде они находились долгие годы при жизни императора, не получая никакого лечения». Вы согласны с оценкой американского ученого? - Да, я согласен с этим. - А профессор Мэплз участвовал в экспертизах? - Он приезжал тогда в Свердловск. - Он пришёл к такому выводу на основании изучения материала? - Американцы принимали достаточно пассивное участие в экспертизах, когда мы там были. Но я думаю, в наше отсутствие им давали возможность работать. Думаю, губернатор Россель дал им возможность посмотреть всё внимательно. - Но тут Ваши оценки совпадают с мнением американского специалиста... - Такое могло быть в жизни. - Известно, что в Тобольске Государя осматривала местная дантистка Мария Лазаревна Рендель. Её сын Лазарь Анатолиевич Рендель в своих воспоминаниях в 1978 году написал: «Видел я и доктора Боткина, который сопровождал царскую семью, как личный врач царского дома. Мне помнится, это был блестящий военный врач в армейской форме. Он приезжал к матери и просил ее провести курс лечения некоторых членов царской семьи. Вспоминаю и дискуссии по этому поводу дома. Мать всегда была левых убеждений, однако врачебная этика перевесила и мать согласилась на это. Я вспоминаю, что в губернаторский дом она ездила со своим инструментом, бормашиной и лекарствами несколько раз. Первым пациентом ее оказался бывший царь - Николай Романов. ... Больше всего поразило ее, как врача, то что у него был полон рот гнилых зубов». М.Л. Рендель была расстреляна колчаковцами. Её сыну в 1918 году, правда, было всего 10 лет, но эта фраза «полон рот гнилых зубов» вписывается в Вашу оценку...

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/09/...

Ivan Nikolaevich Petrov was born in Elaburg, Russia, to the family of an officer. In the summer of 1918, the 16-year-old junker [cadet] was assigned to the division of General Voitsekhovsky, who was the first to enter the Ipatiev House. Ivan took a bit of plaster from the walls which contained the blood of the Royal Martyrs, and for the rest of his life he kept it in a pouch around his neck. In early 1922, for his service in the battles of the Urals, Kolchak’s Campaign through Siberia and the great battle at Khabarovsk, he was elevated to the rank of first lieutenant, the Military Cross of St George and the medal “The Great Siberian Campaign,” First Degree. Later that autumn, Petrov fled to Shanghai from Vladivostok, then joined the 1st Siberian Cadet Corps, and boarded a ship to Serbia. There, after the corps was dissolved in 1925, he served for many years as an aide to the head of the local railroad, then at the Ministry of Communications. In 1941, the order came to form a new Russian corps, which drew him to join the ranks of many Russian emigres. Ivan Nikolaevich spent the duration of the war in the Balkans. In June of 1948, Petrov moved to Argentina, where he found employment at a textile factory owned by a Serb. He always attended services. His zeal and love for the church was noticed by the scholarly theologian Archbishop Afanasy (Martos) of Buenos Aires and Argentina-Paraguay, who ordained him subdeacon. After studying theology, Petrov was ordained to the priesthood in 1962. On December 25, 1967, he was appointed rector of Protection Church in Asuncion and of St Nicholas Church in Encarnacion, thus becoming a leading figure in Paraguay. The Russian Gazette (No 133, 1978), announced: “Russian in Asuncion enjoy very good relations with the local government, headed by General Alfredo Stressner, the President of Paraguay. During the funeral of General Andreev and Major Korsakov, the President of the country and his ministers attended our church services, while members of the various branches of military stood at honorary guard at the coffins. Protopriest Ioann Petrov led the funeral and burial at the cemetery, and enjoyed great esteem among the people of the city and its government. It was a great tragedy that there were no candidates to serve as clergymen to help Fr Ioann, who remained the sole Orthodox priest in the country, which had five churches. Although Fr Ioann was not young, and his health feeble, he zealously fulfilled his pastoral duties, sparing no effort, visiting emigre communities with their thousands of Orthodox Christians.”

http://pravoslavie.ru/71676.html

Буржуазия накануне Февральской революции. - М.-Л., 1927. - С.185. Бьюкенен Дж. Моя миссия в России: воспоминания дипломата. - Т.1. - Берлин, 1924. - С.33 - 36, 39, 43 - 45. Васюков В. С. Внешняя политика России накануне Февральской революции. 1916 - февраль 1917 годов. - М., Наука, 1989. - С.118, 272, 283 - 284. Великая война в образах и картинах. - Под ред.И.Лазаревского. - В 14 выпусках. - Вып.2. - М., 1915. - 21 - 22. Великая война 1914 года: что должен знать о ней каждый русский. - СПб., типография Кузнецова, 1914. - С.9. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая Мировая война 1914 - 1918 годов. Военно-исторический очерк. - М., Воениздат, 1964. - С.23 - 25, 27; Верховский А.И. На трудном перевале. - М., 1959. - С.145; Вопросы Мировой войны. - Сб. статей. - Петроград, Право, 1915. - С.528 - 529. Воронкова С.В. Материалы особого Совещания по обороне государства. Источниковедческое исследование. - М., издательство МГУ, 1975. - С.42, 120 - 121. Врангель П.Н. Воспоминания. - Ч.1. - Южный фронт (ноябрь 1916 - ноябрь 1920 годов). - М., 1992. - С. 23. Вторая Отечественная война по рассказам ее героев. - Петроград, Якорь, б/г. - С.49. Гереш Э. Александра. Трагедия жизни и смерти последней русской царицы. - Ростов-на-Дону, 1998. - С.321. Гундоров А.С. Революцией мобилизованный. - М., 1968. - С.223 - 226. Диманштейн С. Мировая война. - М., Красная новь, 1924. - С.48. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны (1914 - 1917). - Л., Наука, 1967. - С.265, 272 - 274, 286, 302 - 304. Езерский Н. Чем силен немец и как его победить? - М., Красный календарь, 1915. - С.8. Журналы Особого Совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. - Часть 1. - 1916 год. - М., 1977. - С. С.19, 21, 59, 60, 92, 131 - 132, 156, 177; Журналы Особого Совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. - Часть 1. - 1916 год. Апрель-июль. - М., 1977. - С.249, 259, 279, 327, 331, 338, 358 - 359, 367, 380, 385 - 386, 389, 408; Журналы Особого Совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. - Часть 5. - 1917 год. - М., 1978. - С. 901 - 902, 919 - 920, 928 - 929, 933, 939, 942.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/19/...

12.12.1866 07.06.1885 07.06.1885 05.12.1887 Макарий Миролюбов 05.12.1887 10.08.1896 Сергий Серафимов 10.08.1896 10.11.1901 Алексий II Опоцкий 10.12.1901 27.11.1904 Никон Софийский 27.11.1904 20.03.1914 Филарет Никольский 11.03.1914 16(29)06.1920 29.10(11.11)1918– 29.04(12.05)1919 13(26)05.1921 08(21)01.1929 1924 (?) 07(20)02.1924 09(22)12.1925 05.1926 08(21)06.1927 07.1927 в/у сщмч. Виктор Островидов 12.1927 08(21)01.1929 18(31)01.1929 11(24)04.1929 03(16)06.1933 Стефан II Знамировский 09(22)02.1929 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 26.08(08.09)1933 20.04(03.05).1934 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 01(14)12.1942 20.03(02.04).1957 06(19)07.1957 03(16)11.1962 Поликарп Приймак 09(22)11.1962 04(17)11.1966 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 Владимир Котляров 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 28.03(10.04)1978 10(23)04.1978 10(23)04.1978 Вятская, григ. Основана в 1925 г. 09(22)11.1925 Митрофан Поликарпов 1131 Епископ бывший Коломенский. Попал в опалу и переведен на Вятскую кафедру ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 247–248). Даны даты по: Н.Д. Девяностолетие… С. 56. Прот. Герасим Никитников называет другие даты – 04.04.1658 и 08.01.1674 (Иерархия Вятской епархии, составленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка. 1863. С. 7). 1133 «…1718 г. февраля 8 д. Преосвященный (Дионисий. – Сост.) совсем оставил свою паству и отправился в Москву. …Впрочем и по отбытии своем, …в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией. …В это время от него получены разрешения …в последний раз, от февраля 1719 г.» (Там же. С. 21). 1135 Свидетельством просветительной деятельности Лаврентия Горки является следующая надпись, помещенная на его гробнице, устроенной в 1772 г.: «...Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,/Который первый здесь науки насадил –/Хотя Всевышня власть, что целым светом правит/Ему и не дала конечно их восставить./Лаврентий Горка ce: а кто он был таков?/Епископ Вятский, муз любитель. Богослов...» (Никитников Г., прот. Ук. соч. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отказавшись от предложенной епископом Афанасием языковой правки, составители Служебных миней не только включили в Служебные Минеи собранные им службы, но и самостоятельно нашли значительное количество неизданных служб, предпринимая поиски в библиотеках и архивах. В результате объем изданных в 1978–1988 годах Служебных Миней (24 тома большого формата) более чем в два раза превышает объем дореволюционных изданий этой книги. Таким образом, Издательство Московской Патриархии не просто довела до печатного станка работу, начатую святителем Афанасием, но значительно, пользуясь своими техническими возможностями, дополнила это издание многими десятками служб, оставшихся недоступными епископу Афанасию. Святитель оказался посредником между Богослужебной комиссией, созданной Собором 1917–1918 гг., и людьми, издававшими богослужебные книги в 60–80-е годы XX века. Для того, чтобы показать близость Служебных миней 1978–1989 гг., сравним это издание с основными положениями подготовленного Богослужебным отделом Поместного Собора 1917–1918 гг. проекта «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей». Проект «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей» Служебные минеи 1978–1989 гг. В докладе говорилось о необходимости издания полного Месяцеслова с точным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятен святых (вселенских и русских общецерковно- и местночтимых), с тропарями, кондаками и справками из житий. Оглавление Миней фактически представляет собой такой месяцеслов. В случаях, когда не удалось обнаружить ни службы, ни даже тропаря с кондаком, имена святых все равно упомянуты в оглавлении. После служб помещены краткие жития. Доклад предполагал внесение в месячные Минеи всех служб русским святым и исправление их. Службы местночтимым святым должны были помещаться в Минеи Дополнительные. Требование включить в Минеи все имеющиеся службы русским святым реализовано полностью. Дополнительные местные Минеи не издавались. Предполагалось издание полных лицевых святцев с изображением вселенских и русских святых, а также икон Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Печатается по: Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997. От автора (предисловие). С. 11. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – протоиерей. Родился в Ливнах в семье священника. Учился в семинарии. Стал атеистом, окончил гимназию. Изучал марксизм. В 1894 г. окончил Московский университет. В 1896 г. опубликовал труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. – «Капитализм и земледелие. Профессор Киевского политехникума (1901–1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906–1910), Московского университета (1917). Рукоположен в священники 11 июня 1918 г. Член Всероссийского Собора (1917–1918). Переехал в Крым (1919), а 1 января 1923 г. был выслан из России. Профессор церковного права на русском юридическом факультете в Праге (1923–1925). Профессор догматики в Богословском институте в Париже (1925–1944). Видный участник экуменического движения. Вицепредседатель Содружества св. Албания и преп. Сергия. Руководитель Русского студенческого христианского движения. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Средневековый идеал и новейшая культура. (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения») Фрагменты Печатается по: Русская мысль. 1907.1. С. 95–104. Н. С. Арсеньев. Католичество. Фрагменты Печатается по: Арсеньев Н.С. Православие. Католичество. Протестантизм. Изд. 2-е. Париж: YMCA-PRESS, 1948. Ч. II. Католичество. С.26–30; 42–103. Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1978) – философ, богослов, культуролог, ученый-исследователь. Родился в Стокгольме. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Покинул Россию в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (с 1921 г.) и на православном факультете Варшавского университета (1926–1938). С 1948 г. профессор Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения. Лектор многих европейских и американских университетов. Арсеньев читал лекции в университетах и христианских организациях европейских стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на II Ватиканском соборе. II. О разделении церквей

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010