В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

В В. м. почитались мн. святыни, в частности икона блгв. кнг. Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 г. Вологодским архиеп. Маркеллом , Евангелие 1637 г., Служебник 1603 г., др. богослужебные книги издания 1-й пол. XVII в. Среди подвижников В. м. известен молчальник мон. Макарий. В 1920 г. игум. Антоний был арестован, В. м. закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в к-ром трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до нач. 30-х гг. В 1935 г. на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов 1, впосл. там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже - столовая. В 1992 г. монастырские постройки были переданы Челябинской епархии РПЦ, 11 июня 1993 г. указом Свящ. Синода В. м. был возобновлен. В 1994 г. на нижнем этаже 2-этажного каменного здания, построенного в 70-х гг. XX в., была освящена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. К нач. 2005 г. в В. м. жили 6 насельников, настоятель - игум. Сергий (Ушаков). Арх.: ЦГИА РБ. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10632. Л. 1 об.- 5; Архив УФСБ по Республике Татарстан. Д. 2-8745-П. Ист.: Сенатские вед. 1849. 24; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода. 1849. 10; 1-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912. С. 29, 48; 2-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г. СПб., 1917. С. 69, 72, 118-120; Собор, 1918. Определения. Вып. 1-4. Лит.: Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29; Поездка преосвящ. Антония для обозрения церквей Златоустовского у.//Уфимские ЕВ. 1901. 14. С. 839-844; Чернавский Н. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1902. Вып. 10. С. 409-416; Шлеев С., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев. СПб., 1910. С. 253-254; Матвеев С. И. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ. Златоустовского у. Уфа, 1913; Сергеев Ю. Н. Правосл. Церковь в Башкортостане: 2-я пол. XVI - сер. XIX в. Уфа, 1996. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/155318.html

черниговский кн. Роман Михайлович переселился из разоренного татарами Чернигова в Брянск. По-видимому, в то же время в Брянск переехал и Черниговский епископ, с 1256 г. архиереи Черниговско-Брянской кафедры носили титул «Брянские и Черниговские» или «Черниговские и Брянские». В 1356 г. Брянск был присоединен к Великому княжеству Литовскому , с 1458 г. Черниговско-Брянская епархия входила в Западнорусскую митрополию . В 1500 г. Брянск отошел к России, значительная часть территории совр. Б. о. воссоединилась с Московской митрополией и вошла в Смоленскую епархию , в 1625 г. была включена в Патриаршую область (после упразднения Патриаршества именовалась Синодальной). В 1764-1788 гг. Брянщина являлась частью Московской епархии, в 1788-1920 гг.- Орловской и Севской епархии. После создания Брянской губ., в кон. 1920 или нач. 1921 г., была учреждена Брянская епархия. Ее территория в 1945 г. вошла в состав Орловской епархии, в 1994 г. епархия была воссоздана с названием «Брянская и Севская». До Октябрьской революции 1917 г. на территории совр. Б. о. действовало ок. 1 тыс. правосл. храмов и 14 мон-рей, в нач. 1941 г.- 11 храмов, все мон-ри были закрыты, в кон. 1945 г.- 99 храмов, в 1962 г.- 54, в 1986 г.- 40, в 2003 г.- 130 храмов, 7 мон-рей. В 1956 г. в Б. о. служили 81 священник и 10 диаконов, в 1963 г.- 49 священнослужителей, в 1989 г.- 61 священник и 4 диакона, в 2003 г.- 184 священника и 26 диаконов. Старообрядчество . В кон. XVII в. на брянских землях, граничивших с Речью Посполитой, начали создаваться поселения и слободы старообрядцев, бежавших из центра: в 1682 г. возник старообрядческий скит Злынка (ныне город), в 1701 г.- слобода Зыбкая, положившая начало г. Новозыбкову. Крупным центром старообрядчества в нач. XVIII в. стали окрестности Стародуба: на земли Стародубского казачьего полка переселилось большое число старообрядцев с Ветки (совр. Гомельская обл.), после того как в 1735-1736 и 1763-1764 гг. власти разгромили их поселения. Ведущая роль на Брянщине среди старообрядцев принадлежала беглопоповцам , во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/153531.html

12 ИРАИК. Мюнхен, 1907; в 1905 на Афоне фотографировал миниатюры Ватопедской Библии). География работ К. постоянно расширялась. В 1907 г. на о-ве Кипр он исследовал мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, близ Ларнаки (2-я пол.- кон. VI в.); зимой 1908 г. вместе с Ф. И. Успенским расчищал мозаики (VII-VIII вв.) и фрески (XIV в.) со сценами Жития вмч. Димитрия в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике, сделал фотографии и цветные копии мозаик; весной 1908 г. обмерял и вел съемку в ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.). В том же году в мон-ре св. Иоанна Студита (Имрахор-джами; V в.) К. обнаружил остатки мозаики; в 1909 г. здесь прошли первые научные раскопки христ. церкви К-поля. В 1910 г. совместно с Шмитом расчищал и фотографировал мозаики мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056), сделал цветные копии 2 композиций. С нач. 10-х гг. XX в. в зоне особого внимания РАИК оказались древности М. Азии. Летом 1912 г. в ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (после 787) Шмит и К. обнаружили и сфотографировали мозаичные изображения Божией Матери с Младенцем и Спасителя; после занятия Трапезунда (Трабзона) рус. армией (1916-1918) К. в составе 2 экспедиций (Успенский, Шмит и др.) в мае 1916 г. и летом 1917 г. изучал визант. храмы Св. Софии, Панагии Хризокефалос (Фатих-джами), св. Евгения (Йени-Джума-джами). По заданию Археологической комиссии участвовал в раскопках Херсонеса, Евпатории и Ольвии. В марте 1920 г. при содействии франц. консула К. выехал из Севастополя в К-поль, где в 1930 г. получил тур. гражданство. В 1917-1918 гг. он оказался свидетелем и невольным участником вывоза имущества и коллекций РАИК (в основном в США), деятельность к-рого была прервана в связи с началом первой мировой войны и революцией в России. После открытия Американского ин-та визант. исследований в Стамбуле К. стал его сотрудником (1930); отвечал за натурное исследование, раскрытие, реставрацию, обмеры, фотофиксацию и зарисовку памятников монументальной живописи. Принял участие в 1-м сезоне реставрации храма Св.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

сформировалась группа тверских карел) и на Валдае. По Ништадтскому миру 1721 г., закрепившему результаты Северной войны 1700-1721 гг. между Россией и Швецией, Карельский перешеек и Сев.-Зап. Приладожье с городами Выборг и Кексгольм вновь вошли в состав России и были включены в С.-Петербургскую губ. В нач. XVIII в. в Заонежье был построен казенный Петровский завод, снабжавший рус. армию и флот пушками, ружьями и холодным оружием. В 1744 г. земли бывш. Кексгольмского лена отошли новообразованной Выборгской губ. (в 1811, после присоединения Финляндии к России, губерния передана в состав полуавтономного Великого княжества Финляндского). Округ Соловецкого монастыря после 1764 г. вошел в Архангельскую губ. В 1777 г. Петровская слобода при Петровском заводе была преобразована в г. Петрозаводск, к-рый в 1784 г. стал центром новообразованной Олонецкой губ. В 1-й пол. XVIII в. в долине Габозера стали осваиваться целебные марциальные воды. С сер. XVIII в. на территории совр. К. развивалась добыча золота и декоративного камня, использовавшегося гл. обр. при строительстве С.-Петербурга. В 1773-1774 гг., в ходе русско-тур. войны (1768-1774), в Петровской слободе был создан Александровский пушечный завод. Во 2-й пол. XVIII в. в крае возникли частные лесопильни, во 2-й пол. XIX в., когда на лесопильных заводах появились паровые двигатели, К. стала крупным поставщиком круглого леса и пиломатериалов, в т. ч. на экспорт. В 1915-1916 гг. через всю К. была проложена Мурманская железная дорога, во время первой мировой войны имевшая важное стратегическое значение для обеспечения связи с союзниками России через незамерзающие порты Мурманского берега. В нояб. 1917 - апр. 1918 г. в К. установилась советская власть. Первая советско-фин. война была объявлена правительством Финляндии 15 мая 1918 г., когда после победы белых в гражданской войне в Финляндии фин. войска выдвинулись для занятия Вост. Карелии. Война завершилась 14 окт. 1920 г. подписанием Тартуского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В большом разрыве детских и муж. голосов (2 октавы) прослеживается влияние Турчанинова. По архивным данным известно о существовании ряда церковных произведений Е., не обнаруженных в наст. время: «Достойно есть» си минор, «Достойно есть» 8-го гласа обычного распева, «Един Свят», кондака и акафиста прп. Серафиму Саровскому, «Видехом свет» и «Да исполнятся уста наша», «Царю Небесный» 3-голосного знаменного распева, тропаря свт. Иннокентию Иркутскому, «Милость мира» на литургии св. Василия Великого, «Буди имя Господне», ектений Грузинской Церкви, «Приидите поклонимся», Трисвятого из русско-груз. литургии (не окончено). В 1915 г. в Петрограде в изд-ве П. М. Киреева вышел в свет «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов» под редакцией Е. 11: Из литургии), в к-рый вошли сочинения композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., а также произведения Е. и П. И. Гребенщикова («Благослови, душе моя, Господа» сербского напева) и обиходные песнопения. В том же году Е. был привлечен Товарищеским хоровым изд-вом в Петрограде в жюри по отбору произведений (см.: ХРД. 1915. 10). Сочинения Е. исполнялись в выступлениях хоров под его упр.: в Тамбове - тропарь «Заступнице усердная» (4 апр. 1908), «Милость мира» (8 сент., 26 дек. 1908); в Тифлисе - «Царю небесный» (25 марта 1911), Херувимская песнь (4 марта 1912), а также в концертах др. известных хоров: С.-Петербургского митрополичьего хора под упр. И. Я. Тёрнова в Нарве и Гунгербурге (ныне Нарва-Йыэсуу, Эстония; 13 июня 1913); хора Иоанно-Дамаскинского церковнопевч. братства и соборного хора под упр. Л. Н. Соколова и И. Н. Казанцева в Н. Новгороде (13 марта 1916). В послереволюционное время Е. потерял работу и перебивался временными заработками. В 1917-1920 гг. работал в хоровых кружках, играл в оркестрах при клубах, в ресторанах, в театрах «Тиволи» и «Сатирагит». С 1921 г. на Тифлисском паровозоремонтном заводе им. И. В. Сталина занимал должности конторщика, зав. конторой цеха, старшего табельщика. В 1926-1929 гг. состоял членом ленинградского Об-ва драматических писателей и композиторов (Драмосоюз; секция духовных композиторов).

http://pravenc.ru/text/189921.html

Большое влияние на экономическое развитие Л. о. оказало строительство новой столицы России - С.-Петербурга. В XVIII в. на территорию Л. о. переселялись русские крестьяне из различных регионов. Развивались земледелие, молочное животноводство, садоводство, их продукция реализовывалась на петербургском рынке. Население занималось отхожими промыслами. На территории Л. о. возникло большое количество дворянских усадеб (в XVIII в. их насчитывалось от 1,5 до 2,5 тыс.). Во 2-й пол. XVIII в., после издания манифестов Екатерины II Алексеевны 1762 и 1763 гг., разрешавших иностранцам селиться в России, в зап. районах Л. о. были основаны нем. колонии. В XVIII-XIX вв. строятся транспортные магистрали. Важная роль в организации торговли принадлежала водным путям: Староладожскому (построен в 1719-1731), Новоладожскому каналам (1861-1866), Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1802-1811) водным системам, соединившим Балтийское м. с бассейном Волги, Сайменскому каналу (1845-1856, соединил внутренние районы Финляндии с Финским зал.). Были проложены Московское (10-30-е гг. XIX в.) и Динабургское (30-е гг. XIX в.) шоссе. С сер. XIX в. осуществлялось железнодорожное строительство. По территории Л. о. прошла железнодорожная ветка С.-Петербург - Москва (открыта в 1851). Население Выборгской губ. во 2-й пол. XIX в. включилось в общий для Вел. княжества Финляндского процесс консолидации фин. нации, выражавшийся, в частности, в сокращении сферы использования швед. языка и росте этнического самосознания финнов. С кон. 1917 г. начали осуществляться советские преобразования. В зап. районах Л. о. в период гражданской войны, в 1919 г., шли бои между Красной Армией и наступавшей на Петроград армией ген. Н. Н. Юденича. Север Карельского перешейка был вовлечен в гражданскую войну в Финляндии (1918). В 1920 г. по Тартускому мирному договору правобережье р. Нарва с Ивангородом и прилегающими деревнями было передано независимой Эстонии (т. н. Эстонская Ингерманландия). 1 авг. 1927 г. была образована Л. о., объединившая Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Череповецкую и Мурманскую губернии (общая площадь 360,4 тыс. кв. км). В 1929 г. Великолуцкий окр. был передан из состава Л. о. в Западную обл. В дек. 1931 г. из состава Л. о. был выведен Ленинград, получивший статус города республиканского подчинения. В 1937 г. Череповец и 18 районов переданы Вологодской обл. В 1938 г. образована Мурманская обл., в 1944 г.- Новгородская и Псковская области.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

По распоряжению Осташковского военно-революционного комитета 20 дек. 1917 г. были описаны и конфискованы все драгоценности мон-ря. В 1919 г. по поручению Осташковской ЧК из Н. С. п. изъяли мебель и проч. имущество. 25 февр. 1919 г. вскрыта рака с мощами прп. Нила. В 1919-1922 гг. настоятелем мон-ря был архимандрит (с 1920 еп. Осташковский) Гавриил (Абалымов) , в 1922 г. настоятелем стал архим. (впосл. епископ) Иоанникий (Попов). В обители служил сщмч. Илия Бенеманский, арестованный вместе с др. священнослужителями в 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей . В июле 1923 г. братия не допустила в обитель присланного в Н. С. п. обновленческого прот. Николая Троицкого. В 1926 г. проходил судебный процесс о сокрытии монахами церковных ценностей в 1922 г., по которому архим. Иоанникий, казначей Лаврентий (Шмелёв) и мон. Антоний (Лебедев) были осуждены и приговорены к году тюремного заключения. Последнее богослужение в Н. С. п. состоялось 11 дек. 1927 г., о чем свидетельствует записка очевидца событий прот. Н. Ф. Рясенского, хранящаяся в обители. Братия Нилова Столобенская пустынь. Гравюра. 2-я пол. XVIII в. Нилова Столобенская пустынь. Гравюра. 2-я пол. XVIII в. В 1-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. мн. настоятели и насельники Н. С. п. становились архиереями. 7 февр. 1636 г. архим. Нектарий (Теляшин) был хиротонисан во архиепископа Сибирского и Тобольского. 12 авг. 1688 г. постриженик пустыни и настоятель ряда монастырей архим. Евфимий (Рылков) был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского. Насельниками Н. С. п. были архиеп. Тверской и Кашинский Сергий , архиеп. Великоустюжский и Тотемский (1685-1699) Александр, митр. Коломенский и Каширский Игнатий (Смола) , еп. Воронежский и Елецкий Иосиф (Саввин?), еп. Ладожский, вик. Новгородской епархии (1708-1712) Иоиль (Вязьмитянин), еп. Корельский и Ладожский, вик. Новгородской епархии Аарон (Еропкин) . Нек-рые выходцы из братии пустыни впосл. возглавляли известные мон-ри, в т. ч. московские Златоустовский, Чудов, Симонов и Донской, серпуховский Высоцкий. В 1682 г. в Н. С. п. принял постриг с именем Герман командир полка московских стрельцов полковник Ю. П. Лутохин.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

80-х гг. XVII в. «в Одиши было бедствие большое... особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и по суше и опустошали и захватили (земли - Авт.) вплоть до Эгриси (р. Галидзга.- Авт.) и поселялись абхазы сами, и в Дранде и Мокви не стало больше епископов» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 845). Святыни М. е. были перевезены в церкви Илори , Зугдиди, Цаленджиха, Хоби, Обуджи, Мартвили . В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Одиши от р. Келасури до р. Ингури перешла под власть абх. князей Шарвашидзе. В 30-х гг. XVIII в. территория М. е. подверглась разорительному нападению турок; кн. Шарвашидзе принял ислам (Там же. С. 886-887). М. е. была упразднена до кон. XVIII в. (Там же. С. 781; Список епархий Зап. Грузии, 1770// Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 553). В нач. XIX в. церкви и монастыри на территории между Галидзгой и Кодори были заброшены или лежали в руинах ( Нордман. 1838. С. 426-427). При активном участии мегрельских князей Дадиани М. е. временно была восстановлена. Последним архиереем был бывш. архимандрит мон-ря Ларгвиси Пафнутий (Хозиашвили). В 1804 г. он перешел в Зап. Грузию и за верную службу кн. Григолу Дадиани был хиротонисан и управлял М. е. до своего переезда в Москву (1811) ( Иоселиани. 1936. С. 149). Территории М. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Драндской епархий были присоединены сначала к Цагерской, затем к Чкондидской епархиям. В 1851 г., с вхождением Абхазии в состав России, была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви , в юрисдикцию к-рой вошли в т. ч. и территории М. е. В 1917 г. была восстановлена автокефалия Грузинской Православной Церкви, территория М. е. вошла в состав новообразованной Сухумско-Бедийской (с 1920 Сухумско-Абхазской) епархии. Церковь Киачи. План Л. Рчеулишвили Церкви и монастыри М. е. сильно руинированы. В 1955 г. археологическая экспедиция под рук. М. М. Трапша обследовала разрушенные храмы на сев. окраине с. Мокви, на зап. окраине пос. Джал-Апсуа (на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ. К нач. XXI в. численность К. составляет 34,3 тыс. чел. Проживают в основном на северо-востоке и востоке Республики Татарстан (в Заинском, Кайбицком, Мамадышском, Менделеевском, Нижнекамском, Пестречинском, Чистопольском р-нах и городах Набережные Челны, Казань, Нижнекамск и др.), на западе Башкирии (в Бакалинском р-не), на юге Удмуртии (в Алнашском, Граховском и Кизнерском р-нах) и в Кировской обл. Ядро К. (т. н. старокрещеные) сложилось в процессе христианизации татар Поволжья во 2-й пол. XVI-XVII в., после присоединения Казанского ханства к Русскому гос-ву; к нач. XVIII в. их насчитывалось ок. 17 тыс. Те, кто были крещены в 1-й пол. XVIII в. (особенно в 40-х гг. XVIII в.), составили группу т. н. новокрещеных татар. К 1762 г. их численность достигала свыше 30 тыс. чел. С кон. XVIII в., особенно в 60-х гг. XIX в. и в 1905-1907 гг., часть новокрещеных К. вновь приняла ислам. В 60-х гг. XIX в. появились школы, обучающие К. на основе алфавита, составленного миссионером Н. И. Ильминским , деятельность к-рого послужила процессу формирования К. как особой этнической группы, а также способствовала христианизации чувашей, марийцев и удмуртов. Название «К.» впервые приведено в документах из переписи 1920 г. Были созданы кряшенские секции при органах власти, сельсоветы, школы, педагогический техникум, изд-во «Центркряшиздат», с мая 1917 г. выходила газ. «Кряшен». В 1920 г. в Казани состоялся Всероссийский съезд К. Однако в 1922 г. была организована специальная комиссия по проблеме К., призванная способствовать слиянию К. с основной массой татар. По переписи 1926 г., К. насчитывалось 101,4 тыс. чел. В кон. XX в. наметилась тенденция к росту самосознания К., возникло «Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен». В 1999 г. создан Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен с центром в Набережных Челнах. См. также статьи: Казанская и Татарстанская епархия , Казанская Духовная Академия , свт. Гурий (Руготин) , еп. Иннокентий (Никифоров) , Т. Е. Егоров , Р. П. Даулей . Лит.: Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., 1977; Молькеевские кряшены: [Сб. ст.]. Каз., 1993; Куликов К. И., Шепталин А. А. Кряшены Удмуртии//Феномен Удмуртии. М.; Ижевск, 2003. Т. 3. Кн. 3; Современное кряшеноведение: Состояние, перспективы: Мат-лы науч. конф. Каз., 2005; Исхаков Д. М. и др. Кряшены//БРЭ. Т. 16. С. 176-177; www.missiakryashen.ru/[Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462093.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010