В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ. К нач. XXI в. численность К. составляет 34,3 тыс. чел. Проживают в основном на северо-востоке и востоке Республики Татарстан (в Заинском, Кайбицком, Мамадышском, Менделеевском, Нижнекамском, Пестречинском, Чистопольском р-нах и городах Набережные Челны, Казань, Нижнекамск и др.), на западе Башкирии (в Бакалинском р-не), на юге Удмуртии (в Алнашском, Граховском и Кизнерском р-нах) и в Кировской обл. Ядро К. (т. н. старокрещеные) сложилось в процессе христианизации татар Поволжья во 2-й пол. XVI-XVII в., после присоединения Казанского ханства к Русскому гос-ву; к нач. XVIII в. их насчитывалось ок. 17 тыс. Те, кто были крещены в 1-й пол. XVIII в. (особенно в 40-х гг. XVIII в.), составили группу т. н. новокрещеных татар. К 1762 г. их численность достигала свыше 30 тыс. чел. С кон. XVIII в., особенно в 60-х гг. XIX в. и в 1905-1907 гг., часть новокрещеных К. вновь приняла ислам. В 60-х гг. XIX в. появились школы, обучающие К. на основе алфавита, составленного миссионером Н. И. Ильминским , деятельность к-рого послужила процессу формирования К. как особой этнической группы, а также способствовала христианизации чувашей, марийцев и удмуртов. Название «К.» впервые приведено в документах из переписи 1920 г. Были созданы кряшенские секции при органах власти, сельсоветы, школы, педагогический техникум, изд-во «Центркряшиздат», с мая 1917 г. выходила газ. «Кряшен». В 1920 г. в Казани состоялся Всероссийский съезд К. Однако в 1922 г. была организована специальная комиссия по проблеме К., призванная способствовать слиянию К. с основной массой татар. По переписи 1926 г., К. насчитывалось 101,4 тыс. чел. В кон. XX в. наметилась тенденция к росту самосознания К., возникло «Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен». В 1999 г. создан Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен с центром в Набережных Челнах. См. также статьи: Казанская и Татарстанская епархия , Казанская Духовная Академия , свт. Гурий (Руготин) , еп. Иннокентий (Никифоров) , Т. Е. Егоров , Р. П. Даулей . Лит.: Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., 1977; Молькеевские кряшены: [Сб. ст.]. Каз., 1993; Куликов К. И., Шепталин А. А. Кряшены Удмуртии//Феномен Удмуртии. М.; Ижевск, 2003. Т. 3. Кн. 3; Современное кряшеноведение: Состояние, перспективы: Мат-лы науч. конф. Каз., 2005; Исхаков Д. М. и др. Кряшены//БРЭ. Т. 16. С. 176-177; www.missiakryashen.ru/[Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462093.html

По распоряжению Осташковского военно-революционного комитета 20 дек. 1917 г. были описаны и конфискованы все драгоценности мон-ря. В 1919 г. по поручению Осташковской ЧК из Н. С. п. изъяли мебель и проч. имущество. 25 февр. 1919 г. вскрыта рака с мощами прп. Нила. В 1919-1922 гг. настоятелем мон-ря был архимандрит (с 1920 еп. Осташковский) Гавриил (Абалымов) , в 1922 г. настоятелем стал архим. (впосл. епископ) Иоанникий (Попов). В обители служил сщмч. Илия Бенеманский, арестованный вместе с др. священнослужителями в 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей . В июле 1923 г. братия не допустила в обитель присланного в Н. С. п. обновленческого прот. Николая Троицкого. В 1926 г. проходил судебный процесс о сокрытии монахами церковных ценностей в 1922 г., по которому архим. Иоанникий, казначей Лаврентий (Шмелёв) и мон. Антоний (Лебедев) были осуждены и приговорены к году тюремного заключения. Последнее богослужение в Н. С. п. состоялось 11 дек. 1927 г., о чем свидетельствует записка очевидца событий прот. Н. Ф. Рясенского, хранящаяся в обители. Братия Нилова Столобенская пустынь. Гравюра. 2-я пол. XVIII в. Нилова Столобенская пустынь. Гравюра. 2-я пол. XVIII в. В 1-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. мн. настоятели и насельники Н. С. п. становились архиереями. 7 февр. 1636 г. архим. Нектарий (Теляшин) был хиротонисан во архиепископа Сибирского и Тобольского. 12 авг. 1688 г. постриженик пустыни и настоятель ряда монастырей архим. Евфимий (Рылков) был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского. Насельниками Н. С. п. были архиеп. Тверской и Кашинский Сергий , архиеп. Великоустюжский и Тотемский (1685-1699) Александр, митр. Коломенский и Каширский Игнатий (Смола) , еп. Воронежский и Елецкий Иосиф (Саввин?), еп. Ладожский, вик. Новгородской епархии (1708-1712) Иоиль (Вязьмитянин), еп. Корельский и Ладожский, вик. Новгородской епархии Аарон (Еропкин) . Нек-рые выходцы из братии пустыни впосл. возглавляли известные мон-ри, в т. ч. московские Златоустовский, Чудов, Симонов и Донской, серпуховский Высоцкий. В 1682 г. в Н. С. п. принял постриг с именем Герман командир полка московских стрельцов полковник Ю. П. Лутохин.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

В нояб. 1900 г. еп. Димитрий выделил крупнейшие в истории братства единоличные взносы - по 2 тыс. р. на профессорский расходный капитал и на профессорский неприкосновенный капитал. После реформирования орг-ция получила название: «Богоявленское при Киевской духовной академии братство для вспомоществования служащим и студентам» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 629. Д. 592. Л. 20). К нач. 1901 г. в братстве состоял 241 член, в т. ч. 163 действительных (максимальное число за все время существования К. б.). В годы первой мировой войны братство сократило выплаты пособий и стипендий, по-видимому, в 1916 г. братство в последний раз выделило пособия 16 студентам. Немного уменьшилось число членов братства: в 1914 г. в братстве состояло 225 членов (в т. ч. 158 действительных), в 1917 г.- 219 членов (в т. ч. 153 действительных). В 1915 г. общий капитал братства составлял 86 920 р., в 1917 г.- 92 530 р. Ключевые посты в управлении братством в эти годы заняли представители духовенства, ранее делившие их с мирянами. В 1915 г. председателем ревизионной комиссии вместо проф. КДА Н. И. Петрова, занимавшего эту должность с 1900 г., был избран прот. Киево-Софийского собора Симеон Трегубов. Председателем К. б. в 1917 г. был еп. Василий (Богдашевский) , товарищем председателя являлся кафедральный прот. Киево-Софийского собора Михаил Златоверхников. В 20-х гг. XX в. была сделана попытка возобновить деятельность орг-ции. В июне 1920 г. в отделе управления Киевского губревкома был зарегистрирован устав «Киевского православного Богоявленского братства» (ГА Киевской обл. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 40-45). Братство под председательством еп. Василия (Богдашевского) было зарегистрировано в помещениях Киево-Братского Богоявленского монастыря. По этому же адресу 17 июля 1920 г. было зарегистрировано тесно связанное с братством Киевское правосл. богословское об-во, главой к-рого также стал еп. Василий. В об-во вошли 10 преподавателей новообразованной Киевской правосл. богословской академии, ставшей преемницей упраздненной в 1919 г. КДА. К. б. прекратило существование, вероятно, в 1924 г., одновременно с прекращением деятельности Киевской богословской академии. Ист.: Открытие Богоявленского братства при КДА//Киевские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. 19. С. 349-353; Первое собрание Богоявленского братства//Там же. 21. С. 390; Устав Богоявленскаго братства при КДА для вспомоществования нуждающимся студентам ее: [Утвержден 10 дек. 1881 г.]. К., 1882; КДА в 1882/83 уч. г.: Извлеч. из отчета//Киевские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. 22. С. 446-449; Устав Богоявленского братства при КДА для вспомоществования служащим в академии и студентам ее: [Утвержден 12 окт. 1900 г.]. К., 1901. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных

http://pravenc.ru/text/1684575.html

В В. м. почитались мн. святыни, в частности икона блгв. кнг. Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 г. Вологодским архиеп. Маркеллом , Евангелие 1637 г., Служебник 1603 г., др. богослужебные книги издания 1-й пол. XVII в. Среди подвижников В. м. известен молчальник мон. Макарий. В 1920 г. игум. Антоний был арестован, В. м. закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в к-ром трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до нач. 30-х гг. В 1935 г. на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов 1, впосл. там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже - столовая. В 1992 г. монастырские постройки были переданы Челябинской епархии РПЦ, 11 июня 1993 г. указом Свящ. Синода В. м. был возобновлен. В 1994 г. на нижнем этаже 2-этажного каменного здания, построенного в 70-х гг. XX в., была освящена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. К нач. 2005 г. в В. м. жили 6 насельников, настоятель - игум. Сергий (Ушаков). Арх.: ЦГИА РБ. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10632. Л. 1 об.- 5; Архив УФСБ по Республике Татарстан. Д. 2-8745-П. Ист.: Сенатские вед. 1849. 24; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода. 1849. 10; 1-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912. С. 29, 48; 2-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г. СПб., 1917. С. 69, 72, 118-120; Собор, 1918. Определения. Вып. 1-4. Лит.: Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29; Поездка преосвящ. Антония для обозрения церквей Златоустовского у.//Уфимские ЕВ. 1901. 14. С. 839-844; Чернавский Н. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1902. Вып. 10. С. 409-416; Шлеев С., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев. СПб., 1910. С. 253-254; Матвеев С. И. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ. Златоустовского у. Уфа, 1913; Сергеев Ю. Н. Правосл. Церковь в Башкортостане: 2-я пол. XVI - сер. XIX в. Уфа, 1996. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/155318.html

сформировалась группа тверских карел) и на Валдае. По Ништадтскому миру 1721 г., закрепившему результаты Северной войны 1700-1721 гг. между Россией и Швецией, Карельский перешеек и Сев.-Зап. Приладожье с городами Выборг и Кексгольм вновь вошли в состав России и были включены в С.-Петербургскую губ. В нач. XVIII в. в Заонежье был построен казенный Петровский завод, снабжавший рус. армию и флот пушками, ружьями и холодным оружием. В 1744 г. земли бывш. Кексгольмского лена отошли новообразованной Выборгской губ. (в 1811, после присоединения Финляндии к России, губерния передана в состав полуавтономного Великого княжества Финляндского). Округ Соловецкого монастыря после 1764 г. вошел в Архангельскую губ. В 1777 г. Петровская слобода при Петровском заводе была преобразована в г. Петрозаводск, к-рый в 1784 г. стал центром новообразованной Олонецкой губ. В 1-й пол. XVIII в. в долине Габозера стали осваиваться целебные марциальные воды. С сер. XVIII в. на территории совр. К. развивалась добыча золота и декоративного камня, использовавшегося гл. обр. при строительстве С.-Петербурга. В 1773-1774 гг., в ходе русско-тур. войны (1768-1774), в Петровской слободе был создан Александровский пушечный завод. Во 2-й пол. XVIII в. в крае возникли частные лесопильни, во 2-й пол. XIX в., когда на лесопильных заводах появились паровые двигатели, К. стала крупным поставщиком круглого леса и пиломатериалов, в т. ч. на экспорт. В 1915-1916 гг. через всю К. была проложена Мурманская железная дорога, во время первой мировой войны имевшая важное стратегическое значение для обеспечения связи с союзниками России через незамерзающие порты Мурманского берега. В нояб. 1917 - апр. 1918 г. в К. установилась советская власть. Первая советско-фин. война была объявлена правительством Финляндии 15 мая 1918 г., когда после победы белых в гражданской войне в Финляндии фин. войска выдвинулись для занятия Вост. Карелии. Война завершилась 14 окт. 1920 г. подписанием Тартуского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

черниговский кн. Роман Михайлович переселился из разоренного татарами Чернигова в Брянск. По-видимому, в то же время в Брянск переехал и Черниговский епископ, с 1256 г. архиереи Черниговско-Брянской кафедры носили титул «Брянские и Черниговские» или «Черниговские и Брянские». В 1356 г. Брянск был присоединен к Великому княжеству Литовскому , с 1458 г. Черниговско-Брянская епархия входила в Западнорусскую митрополию . В 1500 г. Брянск отошел к России, значительная часть территории совр. Б. о. воссоединилась с Московской митрополией и вошла в Смоленскую епархию , в 1625 г. была включена в Патриаршую область (после упразднения Патриаршества именовалась Синодальной). В 1764-1788 гг. Брянщина являлась частью Московской епархии, в 1788-1920 гг.- Орловской и Севской епархии. После создания Брянской губ., в кон. 1920 или нач. 1921 г., была учреждена Брянская епархия. Ее территория в 1945 г. вошла в состав Орловской епархии, в 1994 г. епархия была воссоздана с названием «Брянская и Севская». До Октябрьской революции 1917 г. на территории совр. Б. о. действовало ок. 1 тыс. правосл. храмов и 14 мон-рей, в нач. 1941 г.- 11 храмов, все мон-ри были закрыты, в кон. 1945 г.- 99 храмов, в 1962 г.- 54, в 1986 г.- 40, в 2003 г.- 130 храмов, 7 мон-рей. В 1956 г. в Б. о. служили 81 священник и 10 диаконов, в 1963 г.- 49 священнослужителей, в 1989 г.- 61 священник и 4 диакона, в 2003 г.- 184 священника и 26 диаконов. Старообрядчество . В кон. XVII в. на брянских землях, граничивших с Речью Посполитой, начали создаваться поселения и слободы старообрядцев, бежавших из центра: в 1682 г. возник старообрядческий скит Злынка (ныне город), в 1701 г.- слобода Зыбкая, положившая начало г. Новозыбкову. Крупным центром старообрядчества в нач. XVIII в. стали окрестности Стародуба: на земли Стародубского казачьего полка переселилось большое число старообрядцев с Ветки (совр. Гомельская обл.), после того как в 1735-1736 и 1763-1764 гг. власти разгромили их поселения. Ведущая роль на Брянщине среди старообрядцев принадлежала беглопоповцам , во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Б. Церк. управление в России и гос. проекты его реализации 1681-1682 гг.//Гос. учреждения России XVI-XVII вв. М., 1991. С. 37-48; Сысоева М. Краткая история церквей города Воронежа//Воронежский епархиальный вестник. 1992. 10. С. 13-22; 1993. 8-9. С. 78 - 86; Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е годы: (Процессы Петра (Зверева) и Алексия (Буя))//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145; Глазьев В. Н. Еп. Митрофан Воронежский: К истории отношений светской и духовной властей в кон. XVII - нач. XVIII в.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 71-81; он же. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 45-64; Комолов Н. А. Воронежские архиереи сер. XVIII в.//Из истории Воронежского края. Воронеж, 1998. Вып. 7. С. 64-72; Сапелкин Н. С. Несокрушимая твердыня. Воронежская епархия в 1917-1942 годы//Подъем. 2000. 8. С. 201-222; он же. Воронежская епархия в годы Великой Отечественной войны//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 129-139; Войсковые часовни и храмы//Воронеж правосл. 2002. 2. С. 11; Воронежско-Липецкая епархия и ее архипастырь на рубеже XX-XXI вв. Воронеж, 2002; Комолова Э. В. Церк. развитие южнорус. региона в XVII в.//Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 3-16; Воронежские архипастыри. 2003; Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики). Воронеж, 2003. Кн. 1. Иером. Митрофан (Шкурин) Памятники церковной архитектуры Освоение территории В. е. началось со строительства Воронежа (1585) и продолжилось в 30-50-х гг. XVII в., когда были основаны села и многочисленные города-крепости в составе Белгородской черты (Землянск, Орлов, Костёнск, Урыв, Коротояк, Острогожск, Ольшанск, Усерд и др.). Юго-зап. часть губернии с г. Острогожском во 2-й пол. XVII в. была тесно связана с укр. культурой. Со 2-й пол. XVI-XVIII в. край заселялся выходцами из разных, прежде всего центральных, районов России и Украины.

http://pravenc.ru/text/Воронежская и ...

М., 1998, 20122; Москва и сложившиеся рус. города в XVIII - 1-й пол. XIX в./Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., 1998; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. словарь/А. Ф. Крашенинников, А. В. Рогачёв. М., 1998; Покровская З. К. Осип Бове. М., 1999; Седов В. В. Елизаветинское барокко в Москве, или В тени Растрелли//Проект Классика. М., 2003. 8; Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: Кат.-справочник. М., 2005. С. 329-395; Савельев Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России 2-й пол. XIX - нач. XX в. СПб., 2005. С. 48-49, 105, 134-136, 146, 181, 183, 256-260, 262, 268; он же. Н. В. Султанов: Портрет архитектора эпохи историзма. СПб., 2009; Слёзкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорус. стиля//Архит. наследство. М., 2007. Вып. 47. С. 287-299; Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек/А. Л. Баталов. М., 2007; Шмидт С. О. Московские церкви в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: Сб. ст. в честь Л. А. Беляева. М., 2008. С. 541-546; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в./И. А. Бондаренко, И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2008; Храмы и мон-ри Москвы: Путев. М., 2008; Бицадзе Н. В. Храмы неорус. стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009; Милюгина Е. Г. Обгоняющий время: Н. А. Львов: поэт, архитектор, искусствовед, историк Москвы. М., 2009; Москва в старых фотографиях: Кон. XIX - нач. XX в. М., 2009; Путятин И. Е. Образ рус. храма и эпоха Просвещения. М., 2009; Лавринов В., прот., Соловьев И., свящ. Церковная Москва в 1920-1930-е годы//ЦиВр. 2010. 2(51). С. 222-239; Митрошенкова Л. В. «Город храмов и палат»: Архит. памятники Москвы - свидетели 1812 г. М., 2010; Кириченко Е. И. Архит. наследие России: Федор Шехтель. М., 2011; Архитектурное наследие Быковских в Москве. М., 2012. 2 т.; Броновицкая Н. А. Памятники архитектуры Москвы: Архитектура Москвы 1910-1935 гг. М., 2012; Мурзин-Гундоров В.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Napmiйho-дepжabha noлimuka щодо peлiriï та peлiriйhux ihcmumyцiй в Ykpaïhi 1940-1960-х рр.: Noлim. дискурс. К., 2005; Удовик В. М. Hiмeцьko-фaшucmcьkuй okynaцiйhuй режим (1941-1944 рр.) на mepumopiï генеральноï oблacmi «Киïв»: Канд. дис. К., 2005; Серафима (Шевчик), игум. Молитва за Победу: Церковь в Великой Отечественной войне. К., 2006; Бойко О. В. Npomuдiя правосл. Церкви i rpoмaдcьkocmi ahmupeлiriйhoмy наступу держави у 20-30-mi рр. ХХ ст.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Дhinponempobcьk, 2007; Кальченко Т. В. Этапизация и результаты репрессий против киевского духовенства//Bichuk УПЦ. 2007. 68; Рубльова Н. Penpeciï проти «цepkobhukib» i «cekmahmib» в УРСР, 1917-1939 рр.//З apxibib ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. К., 2007. 1(28). С. 205-219; Сварчевский А. Священноисп. Михаил: К 40-летию преставления о. Михаила Иваськова//Одигитрия: Газ. Bihhuця, 2007. 2(58). С. 4-5; Самофалова М. О. icmopiorpaфiя влади i правосл. Церкви в Ykpaïhi: АКД. К., 2008; Oлiйhuk Ю. В. Духовенство УАПЦ i УПЦ в роки нацистськоï okynaцiï: (На мат-лах Хмельниччини)//Ocbima, наука i культура на Noдiллi: Зб. наук. праць. Хмельницький, 2009. Т. 14. С. 418-427; Peлiriйha noлimuka в Ykpaïhi у 1960-х - 1980-х рр. i сучасна практика мiжkohфeciйhux biдhocuh/Ред.: В. М. Даниленко. К., 2010; Сухоруков А. Н. Конспиративная деятельность украинских архиереев в борьбе за внутрицерковную свободу в 1920-е гг.//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 307-312; он же. Архим. Климент (Жеретиенко) и преодоление церковного большевизма в Киево-Печерской лавре в 1-й пол. ХХ в.//Там же. 2011. Т. 1. С. 367-369; Бондарчук П. М. Peлiriйhe життя населення Украïни (сер. 1940-х - сер. 80-х рр.): Докт. дис. К., 2011. Еп. Климент (Вечеря), В. Г. Пидгайко Духовное просвещение в К. е. в XVIII-XXI вв. 1738-1924 гг. 1738-1924 гг. В июне 1738 г. Переяславская консистория и еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло) объявили об открытии при Переяславском архиерейском доме славяно-греко-лат. уч-ща. Занятия в уч-ще начались 2 окт. 1738 г. в переяславском Вознесенском монастыре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010