Поспелов Алексей Иванович (1846–1916), врач, дерматолог, венеролог, доктор медицины (1874). Профессор (с 1887), заслуженный профессор (1909) медицинского ф-та М.у., директор Клиники кожных и венерических болезней (с 1895). Инициатор создания и председатель Московского дерматологического и венерологического об-ва (1891–1910), основоположник московской дермато-венерологической школы; Поссельт (Posselt) Мориц Конрад (Мориц Федорович) (1805–1875), историк, преподаватель философии в Дерптском ун-те (с 1834), затем преподаватель немецкого языка в московских и петербургских учебных заведениях, библиотекарь Императорской Публичной б-ки (с 1851); Походяшин Григорий Максимович (1760–?), мартинист и филантроп, друг Н. И. Новикова; Правдин Осип Андреевич (настоящие фамилия и имя Трейлебен Оскар Августович) (1846–1921), артист Малого театра; Предтечевский, священник, в 1917 студент МДА; Преображенский Петр Федорович (1894–1941), историк, с 1916 магистрант историко-филологического ф-та М. у., магистр всеобщей истории (1917). Профессор Самарского Государственного ун-та (с 1919). Профессор, зав. кафедрой общей этнологии, зав. Историко-этнологическим кабинетом, председатель президиума этнографического отделения этнологического ф-та, зав. кафедрой истории древнего мира (с 1934) исторического ф-та МГУ (1921–1937). Профессор НИИ Социологии при ФОН МГУ (с 1921), действ. член, председатель секции этнологии Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН. Редактор 1-го издания БСЭ. В 1933 подвергался аресту, в 1937 репрессирован; Пресняков Александр Евгеньевич (1870–1929), историк, источниковед, магистр (1909), доктор (1918) русской истории, член-корр. РАН (1920). Преподаватель ряда частных гимназий Петербурга (с 1893), Екатерининского сиротского ин-та, Педагогических курсов при Петербургских женских гимназиях, профессор Петербургского женского педагогического ин-та (с 1896), Петербургских ВЖК (1908–1917). Приват-доцент (с 1907), профессор (с 1918) Петербургского (Петроградского) ун-та, член АК (с 1910), декан археографического ф-та Петроградского археологического ин-та (с 1918), преподаватель Ин-та Красной профессуры (со 2-й пол. 1920-х);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Uakob II , см. Яков II; Ибн Фадлан Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й пол. X в. В 921–922, в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира, совершил путешествие через Бухару и Хорезм в Волжскую Болгарию, о котором составил яркое описание; Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь всея Руси (с 1533), первый русский царь (с 1547); Иванов Борис Иванович (1893–1974), историк, археолог. Выпускник МДА (1916), Московского археологического ин-та (1918). В 1920–1930-е на преподавательской работе в различных вузах Краснодара и Адыгеи, зав. кафедрой всеобщей истории (1934), декан исторического ф-та (1935–1936) Краснодарского педагогического ин-та. Во время Великой Отечественной войны находился в Баварии, в лагерях для перемещенных лиц, позже (с 1952) научный сотрудник Ин-та по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен); Иванов Владимир Владимирович (1873–1931), дермато-венеролог, доктор медицины (1910). Доцент Военно-медицинской академии (до 1917), профессор, зав. кафедрой кожных и венерических болезней медицинского ф-та М. у. (1917–1925), председатель Московского венерологического и дерматологического об-ва (1919–1928); Иванов Иван Иванович (1862–1929), историк, литературный и театральный критик, магистр (1895), доктор (1901) всеобщей истории. Преподаватель Московских педагогических курсов (с 1888), Музыкально-драматического уч-ща при Московском Филармоническом об-ве (1892–1903). Приват-доцент (1893–1901), профессор (с 1913) историко-филологического ф-та М. у. Зав. отделами театральной и литературной критики в журналах «Артист» (1889–1895), «Театр и искусство» (1899–1900) и др., член Театрально-литературного к-та (1893–1905). Профессор историко-филологического ф-та Новороссийского ун-та (1904–1907), профессор и директор Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1907–1913); Иванов Николай Иудович (1851–1919), военный деятель, ген, адъютант (1907), ген. от артиллерии (1908). Во время Первой мировой войны главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта (июль 1914–март 1916), с марта 1916 в резерве Ставки и член Государственного совета. 27.02.1917 назначен командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями и с подчинением ему всех министров, фактически, к исполнению возложенных на него обязанностей не приступал. 2.03.1917 арестован, освобожден в декабре 1917, уехал в Киев, затем на Дон в Новочеркасск. В годы Гражданской войны командовал армией у ген. П. Н. Краснова. Умер от тифа;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

“Известия, получаемые из голодающих районов России, рисуют картины, полные ужаса. Длительная голодовка, наравне с дикой, непримиримой ненавистью к виновникам этих несчастий – социалистам, доводит некоторых крестьян до полной апатии, равнодушия и покорности пред судьбой. Прибывшие из России вместе с Нансеном его сотрудники рассказывают, что ими наблюдались следующие случаи. В одной деревне они видели, как крестьяне, одевшись в чистое белье, забирались на печку и, укрывшись шубами, лежали в полном безмолвии. На вопрос, что они делают, получался ответ: “Есть больше нечего, жить все равно осталось один день, смерти ждем”. Часты случаи, что целые семьи вымоются в бане, пустят угар и с молитвой к Богу медленно умирают. Ужаснее всего то, что на будущий год нужно ожидать еще худшего голода, который охватит уже не местность, населенную 30ю миллионами, а пол-России. Москва, “сердце России”, – представляет из себя позорную и жалкую картину. В жизни города две стороны, совершенно противоположные одна другой. В то время как одна часть населения роскошествует, пьянствует и развратничает, другая постепенно вымирает, занятая лишь вопросом раздобывания хлеба насущного, не интересуясь окружающим, живя лишь изо дня в день.” (Там же.) “Из одного из окраинных государств нами получено письмо, выпукло рисующее изменение в настроении, происшедшее в среде крестьян со времени революции. “Недавно я встретился с старым другом, которого не видел с времени злосчастной революции. Помещик Пской губернии, он всю свою жизнь провел, работая в своем имении и весной 1917 года, во время нашей последней встречи, уехал к себе, убежденный, что крестьяне, памятуя его отличное к ним отношение и постоянную помощь, дадут ему возможность заняться хозяйством. Ему рисовались даже возможности, пользуясь своим влиянием, продолжать руководить жизнью ближайших деревень и этим оградить их от тлетворного влияния революционного угара. Лето 1917 года прошло более или менее благополучно; осенью вызванные преступными действиями и пропагандой Временного Правительства погромы докатились и до местности, в которой находилось имение моего приятеля.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Байер Готлиб Зигфрид (в нем. литературе Теофиль Зигфрид) (1694–1738), ориенталист и филолог, магистр философии (1717), первый академик-историк, профессор по кафедре греческих и римских древностей Петербургской АН (с 1725); Бакланова Наталья Аполлинариевна (1891–1977), историк. Слушательница историко-философского ф-та МВЖК (1911–1918). Сотрудница Информационного бюро Совета Всероссийских кооперативных съездов, помощник хранителя ГИМ, научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН, секретарь комиссии по истории быта Московского отделения ГАИМК. Арестована 3.02.1930 по «академическому делу», осуждена на 3 года лагерей, позже, сотрудница ИМЛИ (со 2-й пол. 1930-х); Баллод Франц Владимирович (Франц Александр Вольдемар) (1882–1947), египтолог, археолог, историк искусства, магистр теории и истории искусств Мюнхенского ун-та (1913), доктор исторических наук (1926). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1917), приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1924) Московского археологического ин-та, редактор журнала «Древний мир», профессор Саратовского ун-та (в нач. 1920-х). Действ. член НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1923–1924). В 1924–1940 в эмиграции в Риге, профессор, декан философско-филологического ф-та (1929–1931, 1933–1937), проректор (1931–1933) Латвийского ун-та, зав. кафедрой археологии Кенигсбергского ун-та, вице-директор Ин-та истории Латвии (с 1936). С 1940 в эмиграции в Швеции, профессор Стокгольмского ун-та; Боратов, студент МДА, архитектор, вице-директор одного из провинциальных банков; Баркова Зинаида Андреевна (1886–?), историк, педагог, выпускница (1911) Женского педагогического ин-та в Петрограде, ученица С.Ф. Платонова. Преподаватель истории в Константиновской гимназии при Женском педагогическом ин-те и Александровской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны; Барсков Яков Лазаревич (1863–1937), историк, архивист, редактор журналов «Искусство и наука» и «Детский отдых». С 1888 преподаватель истории в московских гимназиях и на вечерних, и воскресных курсах для рабочих, с 1902 в Петербурге: преподаватель Женского педагогического ин-та, Николаевского Кадетского корпуса, ВЖК, член испытательных комиссий при Петербургском ун-те и Николаевской академиии Генерального штаба. Делопроизводитель Государственного и С.-Петербургского Главного архива МИД (1912–1917), член Комиссии по изданию русских классиков при Петербургской АН, член Ученого совета Мин-ва нар. Просв. и Петербургской АК (с 1916). Член совета Союза архивных деятелей (с 1917), после Октябрьской революции зав. отделом в 3-м отделении Государственного архивного фонда, преподаватель Инженерного военного техникума РККА, в 1922–1925 зав. музейным подотделом Петроградского ун-та (ЛГУ), действ. член Государственного ин-та научной педагогики;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Мрачные мысли отравляли последние дни томительной жизни Г.А. Наконец, однажды ранним утром, 22 июня ст. ст. 1920 года, пошел он на базар за хлебом и другими съестными припасами. Было очень жарко. Возвратившись домой около 8 часов, он жаловался сестре, что страшно устал, и сел за стол, чтобы выпить стакан ячменного кофе с молоком. После первого стакана попросил второй, но в это время зашатался, свалился со стула на пол и скончался без малейшего стона, совершенно безболезненно. Г.А. никогда не женился под впечатлением внезапной трагической кончины молодой девушки, объявленной его невестой. Не имея собственной семьи, Г.А. был нежно привязан к семье той сестры, с которой он очутился волею судеб в Одессе и которая приняла его последний вздох и позаботилась похоронить его с соблюдением обычных христианских обрядов на старохристианском Преображенском кладбище в Одессе, несмотря на все препоны, чинимые в таких случаях иудейской советской властью. Маленького роста, сухой, подвижный, Г.А. до конца жизни не производил впечатления старика, несмотря на слабость здоровья. В слабом теле жил крепкий дух. Мир его праху и покой духу в обителях Отца Небесного! Глава 21. Возвращение в Киев Сердечно простившись с игуменом Мануилом и братией, я вышел пешком за ограду скита. Брат предпочел остаться в скиту для приведения своих дел еще дня два, со мной же пошли о. иеромонах С. и некоторые другие лица, имена которых исчезли из моей памяти. Навстречу нам попадались веселые, смеющиеся лица деникинских солдат, обозы которых устилали путь до самого Киева. Мы подошли к предместью Киева, называвшемуся Демиевкой, и пред нашими взорами предстала во всем ужасе картина недавнего боя. Везде лежали трупы, главным образом еврейской молодежи, с разрубленными пополам черепами. Подле них толпились крестьяне, выражавшие страшное негодование и ненависть к евреям, припоминались всех их преступления и та провокация, жертвой которой становились добровольцы и какая так тормозила их работу. Над трупами шло открытое надругательство, дикое и циничное, и, однако, не было никого, кто бы признал прорвавшуюся злобу к жидам необоснованной и заступался за них. Было для всех очевидно, что евреи понесли только то, что заслужили своим поведением. Везде стояли группы людей, громко рассказывавших об ужасах чрезвычаек и о неслыханных преступлениях большевиков. Целые толпы людей направлялись к этим чрезвычайкам в надежде найти трупы своих родных и близких. И радость освобождения Киева от злодеев смешивалась с ужасом, который отражался на лицах по мере рассказов о том, что так тщательно скрывалось, а теперь предстало пред общим взором во всей своей наготе.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Фокин Анатолий Михайлович (1892–1979), историк, геолог. Выпускник (1915), магистрант историко-филологического ф-та М.у. Преподаватель ряда московских вузов, инспектор Главархива и Центрархива (1915–1924). Подвергался арестам и ссылкам в 1924–1926,1930–1933, с 1926 работал в Московском отделении Геологического к-та, с 1930 – в горно-геологическом отделе Ин-та по удобрениям, затем (в период ссылки в Архангельск) буровым мастером в «Северолесе», после освобождения – начальником геологоразведочной партии под Мурманском, в 1942–1979 жил в Тбилиси, с 1979 – в Москве; Фомина, выпускница МВЖК, ученица М. М. Богословского ; Фортунатов Александр Алексеевич (1884–1949), историк, доктор всеобщей истории (1926, при Азербайджанском ун-те. При переаттестации в 1945 ВАК не признал ученых степеней Азербайджанского ун-та, поэтому Фортунатов, наряду с некоторыми другими учеными, не получил подтверждения докторской степени, но в звании профессора был переутвержден). Выпускник (1908), магистрант, приват-доцент (с 1917) историко-филологического ф-та М. у., профессор общественно-педагогического отделения ФОН МГУ (1919– 1923), научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1923–1929). Преподаватель Народного ун-та им. А. Л. Шанявского (до 1920, с осени 1918 – зав. научно-популярным отделением). Преподаватель ряда средних и средних специальных учебных заведений (1926–1939), профессор (1939), зав. кафедрой истории средних веков (1940), декан исторического ф-та (1947) Городского педагогического ин-та им. В. П. Потемкина; Фортунатов Степан Федорович (1850–1918), историк-новист. Преподаватель женских гимназий: 4-й московской, гимназии С. А. Арсеньевой и классической гимназии С.Н. Фишер, приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1886–1911), преподаватель МВЖК (с 1872), Народного ун-та им. А.Л. Шанявского; Фохт Борис Александрович (1875–1946), философ, член-корр. ГАХН (1930). Преподаватель ряда московских гимназий, МВЖК, Московских женских педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова . Во 2-й пол. 1920-х председатель предметной комиссии по преподаванию древних и новых языков РАНИОН, позже профессор МГУ и МГПИ;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Вошедшим в храм через паперть главных ворот сначала надо было пройти широкий коридор к утепленной большой двери. По коридору небольшая дверь справа вела к лестнице на колокольню, слева – в монашеские кельи. Переступив порог большой входной двери, посетитель оказывался в зимней части храма и видел перед собой прежде всего большую арочную дверь – вход в летнюю часть, два иконостаса – слева и справа от арки. Обращал на себя внимание пол, выложенный из квадратных чугунных плит художественного литья, высокие окна с обеих сторон, зарешеченные фигурным металлом, по углам две голландские печи, “одетые” в железную рубашку. Пройдя по дорожке к арке с дверью, можно было попасть в такой же арочный коридор, а миновав его, вступить в летнюю часть храма и попасть в мир многосветия, небесной прохлады от огромной голубой высоты купола. Вступаешь в храм – и попадаешь в мир многосветия, небесной прохлады от огромной голубой высоты купола Перед взором возникал сверкающий позолотой и серебром на бирюзовом фоне великолепный высокий иконостас. Деревянный пол, окрашенный в зеленый цвет, создавал впечатление травы-муравушки. На огромном куполе потолка был изображен Бог Отец, благословляющий пришедшего к нему человека. Особой пышностью отличались Пасхальные заутрени. Кроме множества горящих свечей горели светильники на столбах ограды, опоясывающих весь храм. Во время провозглашения “Христос воскресе!” громыхал пушечный выстрел из маленького орудия, установленного на паперти, и начинался перезвон колоколов – с голоса многопудового баса». «Просим свечи и ладан» Все изменилось после 1917 года. Написать: «в одночасье» – было бы неправильно. Отступление от веры совершается сначала в сердцах человеческих. Внешние же перемены наступают много позже, когда иссякает долготерпение Божие. В Сибирь революционные перемены пришли чуть позже, прежде всего по причине образования в Омске правительства Колчака. Но уже в начале 1920-х годов, как свидетельствуют архивные документы, храмы стали испытывать определенные финансовые и хозяйственные трудности. «Не найдется ли возможность заготовить для нашей церкви свечей, вина, ладана на наш аванс», – пишет в канцелярию архиепископа священник Градо-Сургутского Троицкого собора Петр Бердышев 16 декабря 1921 года. А в начале 1922 года из канцелярии владыки приходит предписание всем отцам благочинным: «Канцелярия просит причты и приходские советы увеличить как свои личные взносы, так равно и церковные сборы в епархиальную казну».

http://pravoslavie.ru/128051.html

Арест произвел особоуполномоченный Особого отдела ВЧК Я. С. Агранов. Как вспоминала жена историка П. Е. Мельгунова, «он был очень эффектен: шлем на голове с спускающейся на плечи кольчугой, весь до зубов вооруженный, за ним два солдата стукнули об пол прикладами». Сразу чувствовалось, что дело намного серьезнее, чем при предыдущих арестах. П. Е. Мельгунова скоро узнала от знакомых об отзыве на сей счет наркома юстиции Д. И. Курского: «Дело плохо, не исключена возможность военного суда, тогда грозит расстрел, возможна тоже ликвидация дела прямо Особым отделом, это еще хуже». Прасковья Евгеньевна кинулась искать заступничества у кого можно, написала новое письмо В. Г. Короленко, но все было тщетно. Занимаясь длительное время изучением деятельности В. Г. Короленко в 1917 – 1921 годах, я обнаружил в Отделе рукописей Библиотеки им. Ленина письма к нему П. Е. Мельгуновой, в том числе и письмо от 28 февраля 1920 года. В нем жена историка, благодаря писателя за помощь, писала о своем муже: «Теперь он вновь арестован неделю тому назад Особым отделом ВЧК, этим самым страшным и жестоким учреждением у нас в Москве. Говорят, что дело вообще серьезное, добиться чего-либо очень трудно… Еще раз простите за беспокойство и помогите, как тогда». А дело оказалось действительно серьезным. Теперь оснований для пребывания Мельгунова в тюрьме чекисты видели предостаточно. Вот выдержка из характеристики на него, представленной Аграновым Дзержинскому 19 марта 1920 года: « С. П. Мельгунов является руководителем и идейным «вождем» Союза возрождения, центром которого была Москва… Мельгунов, несомненно, является одним из самых активных врагов пролетарской революции. Бешеная ненависть его к Советской власти и коммунистической партии, его чрезвычайная непримиримость поражает даже его друзей по заговору, таких убежденных монархистов, как О. П. Герасимов, кн. С. Е. Трубецкой и др. …Мельгунов убежден в неизбежном для Советской власти в ближайшем будущем 9 м Термидоре и в этом духе настраивает своих товарищей по камере».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

П.Я. был европейцем в полном смысле этого слова, типичным представителем “арийского” племени. Высокого роста, могучего сложения, П.Я. совсем не производил впечатление старика, несмотря на свои 70 почти лет. Как многие ученые, государственные и общественные деятели Запада в этом возрасте, он чувствовал себя еще вполне бодрым и трудоспособным, и с юношеским увлечением предавался любимым умственным занятиям. Жизнь его духа была прервана насильственно, когда она еще не успела завершить своего естественного цикла. Верная подруга П.Я., Мария Владимировна, пережила его только на полтора года. Укрываясь от преследований чрезвычайки сначала в Киеве, а потом в Одессе, она не имела ни минуты покоя, как от тоски по любимом муже, так и от постоянного опасения попасть в руки большевических палачей. Осенью 1920 года она заболела какой-то изнурительной болезнью, не выясненной врачами, и скончалась в Одессе, в нищенской обстановке, 6 декабря ст. ст. того же 1920 года. Глава 19. Князь Д.В. Жевахов († в июле 1919 г.) Трудно передать картину неистовств и зверств сатанистов, державших Киев в течение шести месяцев, с февраля по август 1919 года, в своих кровавых и цепких объятиях. Трудно верить, что в течение этого полугода украинцами-петлюровцами и большевиками расстреляно, по сведениям одних – свыше 40.000, а по сведениям других – около 100.000 интеллигенции. Никакое перо не в состоянии описать тех ужасов, какие совершались цинично и откровенно среди дня, когда каждого прохожего, по виду интеллигента, хватали и бросали в подвалы чрезвычаек, подвергая неслыханным издевательствам и мучениям, а затем отвозили в загородные кладбища, где живыми закапывали в могилы, вырытые предварительно самими же жертвами. Еще ужаснее было то, что творилось под покровом ночи и что обнаружилось лишь позднее, после прихода Деникинских войск в день Успения Божией Матери 15 августа 1919 года. Когда солдаты явились на Садовую 5, где помещалась одна из Киевских чрезвычаек, то обнаружили в огромном сарае усадьбы густую желтую липкую массу, подымавшуюся от пола до верху свыше чем на аршин, так что они были вынуждены очищать этот сарай, стоя по колени в этой массе. То были человеческие мозги… Здесь, в этом сарае, несчастные жертвы не расстреливались из ружей и револьверов, как в других местах, а убивались ударами тяжелых молотов по голове, причем от этих ударов мозг вываливался на асфальтовый пол сарая. В течение дня и ночи фургоны, с наваленными на них трупами и торчащими во все стороны ногами, разъезжали по улицам города, наводя ужас на жителей, из коих каждый считал себя обреченным и только ждал своей очереди.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

«очима» центр. влади Pociйcьkoï Правосл. Церкви: Eboлюцiя не сприйняття//Npoceмihapiй: icmopiя Церкви, науки, культури. К., 1999. Вип. 3. С. 190-203; он же. Юpucдukцiйha noлimuka Pociйcьkoï Правосл. Церкви 1917-1921 рр.: Украïнський аспект: Канд. дис. К., 1999; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006; Бажан О. Г. До питання про onoзuцiйhuй рух в cepeдobuщi Pociйcьkoï Правосл. Церкви в Ykpaïhi в 1950-1980-х рр.//Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi: Npaцi Х Miжhap. наук. конф. Льbib, 2000. Кн. 1. С. 52-56; он же. Ahmupeлiriйha noлimuka в УРСР в 1950-mi рр.: Noзuцiя Церкви, настроï серед bipyючux//Peлiriя i Церква в icmopiï Украïни: Мат-ли Miжhap. наук. конф. Полтава, 2006. С. 31-38; он же. Репресивна noлimuka радянських oprahib держбезпеки на Kuïbщuhi у 1940-х - на початку 1950-х pokib//Наук. зап. НаУКМА. К., 2009. Т. 91: Icmopuчhi науки. С. 35-41; он же. «Шпигуни в сутанах»: До питання про масштаби noлim. penpeciй среди духовенства та bipyючux в УРСР у 1937-1938 рр.//Сумський icm.-apx. ж. 2010. 10/11. С. 135-154; Бажан О. Г., Данилюк Ю. З. Випробування bipoю: Боротьба за peaлiзaцiю прав i свобод bipyючux в Ykpaïhi в дpyriй пол. 1950-х - 1980-mi рр. К., 2000; Киридон А. М. Обновленство в Ykpaïhi: Причини виникнення та спроби nepioдuзaцiï//Icmopuчha пам " ять: Зб. наук. праць. Полтава, 2000. 1/2. С. 152-160; она же. Дepжabho-цepkobhi biдhocuhu в paдяhcьkiй Ykpaïhi 1920-1930-х рр.: Coцiaльhuй buмip//Проблеми icmopiï Украïни: Факти, судження, пошуки: Miжbiдoмчuй зб. наук. праць. К., 2004. Вип. 12. С. 234-256; она же. Документи «Окремоï папки» ЦК КП(б)У як джерело з icmopiï noлimuku радянськоï влади щодо peлiriï i Церкви//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 150-157; она же. Eboлюцiя noлimuku napmiйho-дepжabhoro kepibhuцmba радянськоï Украïни щодо peлiriï i Церкви (1917-1930-mi рр.)//Icmopuчhuй ж. К., 2004. 6/7. С. 20-31; она же.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010