В 1912 г. депутат IV Гос. думы от Г. социалист-федералист В. Геловани выдвинул требование о предоставлении автономии Г. В том же году был создан Союз защиты прав грузинского народа, начали выходить неск. периодических изданий национальной направленности (ж. «Клде», газ. «Эри»), были опубликованы теоретические труды по национальному вопросу (М. Церетели, А. Джорджадзе, Н. Жордания, И. Джугашвили и др.). Отдельные политические группировки требовали полной независимости Г. Г. в годы первой мировой войны (1914-1918) и Февральской революции (1917) В окт. 1914 г. Турция подвергла бомбардировке неск. российских городов на побережье Чёрного м. 2 нояб. Россия объявила войну Турции, Г. стала прифронтовой страной. Рус. армия перешла в наступление на направлении Эрзурум - Ольты - Эривань. Наступление тур. армии на Батум было приостановлено. В дек.-янв. 1914-1915 гг. проводилась Сарыкамышская операция, в результате которой рус. войска разгромили 3-ю тур. армию. В нач. 1916 г. турки оставили Эрзурум. В Кавказской армии сражалось много грузин, среди которых были генералы Г. Мазниашвили, В. Габашвили, Г. Квинитадзе и др. Во время войны активизировалась деятельность политических партий национального направления. В 1913 г. в Женеве была создана группа «Свободная Грузия», сформировавшая Комитет независимости Грузии, выступавший за полную независимость страны. Рассчитывая на поддержку Германии (Г. Мачабели, М. Церетели и др.), он оформил договор со странами герм. блока, в соответствии с которым Германия и ее союзники поддерживали создание независимого Грузинского гос-ва. Тем не менее большинство политических партий (социал-демократы, социалисты-федералисты) продолжали отстаивать идею автономии в составе российского демократического гос-ва. После падения монархии в России в результате победы Февральской революции было упразднено Кавказское наместничество. 9(22) марта 1917 г. в Тифлисе был создан орган Временного правительства - Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ), в его состав вошли члены IV Гос.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Чем осталась та война в народной памяти? Исторические судьбы сложились так, что во многом Первая мировая воспринимается в России как  кровавый пролог к революциям и Гражданской войне. Февраль и Октябрь заслонили трёхлетнюю трагическую эпопею, в которой участвовали десятки миллионов русских людей. И всё-таки не стёрлись из памяти народной трагедия Самсонова, Брусиловский прорыв, батальные страницы шолоховского «Тихого Дона»… Так сложилось: развязка той войны не стала для России внешнеполитическим триумфом. Политическая система не выдержала испытаний великого противостояния. Страна раскололась. При воспоминании о Первой мировой у нас возникает ощущение беспросветной трагедии. Да, это подлинная драма: ведь в той войне Российская империя спасла Европу, но не дотянула до Победы. Известно рассуждение Черчилля – непосредственного участника событий: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древний Ирод, пожираемая червями». Есть в этих рассуждениях правда. Линия русской истории в октябре 1917-го (а возможно, и раньше, после отречения императора) разошлась с логикой великой войны. Трагедия? Несомненно. Рубо. Данте и Вергилий в окопе. Первая мировая война. 1915 В 1914-м мало кто мог предсказать события 1917-го, даже отчасти. Хотя накануне войны многие в России считали ошибкой разрыв с Германией и сближение с Францией. Наибольшую известность в последние годы получила записка Петра Николаевича Дурново, в которой сановник предупреждал императора о вероятных последствиях войны с Германией. Главным образом – о внутреполитических бедах, которые обострятся в военных условиях. Не стоит чрезмерно восхищаться прозорливостью Дурново: сторонников дружбы с Германией и в России, и в Англии хватало. Но отметим, что министр легко предсказал, что Россию союзники будут использовать в качестве тарана, которым ударят по германской армии. А когда речь пойдёт о российских интересах  — тут же станут неуступчивыми.

http://pravmir.ru/voronka-mirovoy-voynyi...

Освобождение Крыма, русское национальное и антифашистское интернациональное движения на Украине, сопротивление России политическому и экономическому давлению извне — все это создало закономерную ситуацию, когда бывшие «белые» и бывшие «красные» оказались перед лицом общего врага и встретили его плечом к плечу. Именно так, на пути общих испытаний, заканчиваются гражданские войны. Сегодня мы понимаем, что, несмотря на прежний исторический разрыв, у нас одна традиция и одни ценности. И как минувший разрыв был историческим поражением для обеих сторон, так сейчас мы можем говорить об общей победе. Все это, разумеется, не отменяет ответственности конкретных лиц за конкретные деяния, совершенные в советское время — в частности, за неправосудные политические приговоры и классовые чистки. Но это именно личная, а не коллективная ответственность. И она не накладывает на наших современников никаких дополнительных исторических обязательств. Мы осуждаем конкретных виновников, но мы не осуждаем ту или иную сторону конфликта. Главный вопрос: что делать дальше? Важно признать, что принцип личной, а не коллективной ответственности есть залог прочности в деле национального примирения и преодоления разрывов национальной традиции. Если говорить об исторических последствиях событий ХХ века, то первое, что необходимо учесть — это неправомерность выделения «малой истории России» (1917–1991) из контекста «большой истории» (1914–2014) как нашей страны, так и всего мира. При этом нет и не может быть никаких «априорных» ответов на трудные вопросы. Такие ответы действительны только в рамках общенационального консенсуса. Тем не менее, уже можно высказать некоторые предварительные соображения, которые не дают готовых ответов, но служат поводом для размышлений в рамках общественной дискуссии. Необходимо объективное исследование исторического периода с 1914-го по 2017-й год, его истоков и предпосылок с учетом как мирового контекста ХХ века, так и современности. Нуждается в серьезном переосмыслении идеология Февраля 1917-го года, носители которой разрушили государство, объективно открыв дорогу большевизму. Февраль и Октябрь 1917 г. необходимо рассматривать как два этапа одного исторического явления.

http://old.sinfo-mp.ru/20122016.html

29. Ответ на 26., Hyuga: Что власть жила сама для себя вроде и не обсуждается, власть говорила меж собой по-французски, а свой народ русский презирала. Да и Власть (дворянство) разное было. И несли они свой крест по разному. Ушаков, Суворов и им подобные, думаю плохо говорили по-французски, но кашу ели из одного котла с простыми русскими матросами и солдатами и добились выдающихся военных успехов. Практика жизни показывает, где власть (начальство) близки к народу там и правда. А если наоборот, то там и нестроения, и смута. Всё это можно видеть и сегодня. но у меня и поводу прежних столетий есть вопросы, а куда тогда вела власть Россию. Власть была от Бога и Богу служила, и народ вела на служение. К сожалению выходцы из народа (разночинцы) в 19 и 20 веке утеряли это призвание служить Богу. Чем всё закончилось нам известно. где нам брать исходную точку восстановления? А где упал, там и вставай. Если сразу встать не можешь - ползи, набирайся сил, а потом вставай. 28. Ответ на 24., Иванович Михаил: Интересный вопрос, Михаил, и интересный Вы мне собеседник. Должна ли быть мораль на войне? Думаю, что должна и она свойственна была русскому солдату до 1917 года. Всякое в горячке боя бывало, но никогда особо не писалось никем о зверствах русских солдат. Я уже как-то писал, что в 16 лет разглядывал журнал " Летопись войны 1914 года " и там английские моряки следят за гибелью германского крейсера " Майнц " и что меня тогда удивило, на лицах англичан не было злорадства. Много позднее узнал, что к тонущему германцу подошёл английский крейсер для спасения команды. Не добивать тонущих в воде, потому что враг, а спасать, потому что бой закончился. Я даже и не сомневаюсь, что в 1914 году наши моряки вели бы себя так же. Но с 1917 года народ стали учить ненавидеть. Помещиков, капиталистов, белофиннов, ненавидеть всех, кто с большевиками не согласен. Потому и Великая Отечественная была уже жестокой войной. Но что можно было ожидать от большевиков, если они и русский народ при осаде Ярославля травили газами. От ненависти надо отходить. Быть надо сильным, мужественным, но до ненависти не опускаться. Стало быть и соблюдать моральные принципы. Русский офицер до 1917 года нравственных принципов придерживался. К этим принципам тоже надо возвращаться.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/31/pr...

Атака казаков под Гумбинненом С декабря 1914 года полковник «за боевые отличия». Награжден Георгиевским оружием (Высочайший Приказ 12.06.1915) . С ноября 1915 по декабрь 1916 командир 24 пехотного Симбирского генерала Неверовского полка. В декабре 1916 – начальник штаба 36-й пехотной дивизии. В 1917 году – генерал-майор и исполняющий должность генерал-квартирмейстера 6-й армии. Гражданскую прошел от звонка до звонка: с конца 1917 года по эвакуацию армии Врангеля из Крыма в ноябре 1920 года. Генерал-квартирмейстер Крымско-азовской армии, начальник штаба 3-го армейского корпуса генерал Шиллинга. С марта 1920 был отчислен в распоряжение генерала Врангеля. После эвакуации переехал в Чехословакию. В Праге был привлечен Земгором к собиранию материалов и документов по истории революции и гражданской войны. Деятельность Земгора финансировалась МИД Чехословакии. В марте 1928 Земгор передал Русский Зарубежный Исторический архив чешскому МИД, и генерал Чернавин стал штатным служащим этого архива до 1938 года. Занимался архивной, военно-исторической и научной работой, пополнил архив редчайшими изданиями русских военных организаций за рубежом. Деятельность его была поддержана приказом председателя РОВС генерала Миллера от 24 мая 1930 года. Генерал-майор Виктор Васильевич Чернавин «Оставил обширные воспоминания о русско-японской войне и дополнения к ним, относящиеся к деятельности генерала Ренненкампфа в 1914 году. Воспоминания были переданы в РЗИА в Праге» . Автор замечательной работы: «К вопросу об офицерском составе старой Русской армии к концу ее существования» , в которой ясно обозначено: «Общее заключение о командирском составе пехоты может быть выражено следующим образом: К концу войны во главе пехотных полков стояли испытанные боевые офицеры». Единственным недостатком которых был тот, что « достаточным опытом в хозяйственно-административной области и в области воспитания своих частей большая часть этих командиров частей не обладала». [Последнее не удивительно, и думаю сказанное может быть близко к характеристике многих доблестных командиров полков Красной Армии последнего года войны, когда уже та стала лучшей армией мира. Наверняка опыта «в хозяйственно-административной области» большинству из них не хватало. Хорошо хоть воспитательная работа была в руках политруков. Жаль подходящего аналога в Царской Армии не было, глядишь и февраля 1917 избежали бы].

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Колан) [румын. Nicolae Colan] (28.11.1893, Арапатак, комитат Харомсек, Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии (ныне Арач, жудец Ковасна, Румыния) - 15.04.1967, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог. Почетный член и с 1943 г. действительный член Румынской академии (1938-1948). Род. в крестьянской семье в Вост. Трансильвании, входившей в то время в состав Венгрии. Начальное образование получил в сельской школе в родном селе, в 1906-1907 гг. проходил обучение на венг. языке в средней школе в г. Шепшисентдёрдь (ныне Сфынту-Георге, Румыния), в 1914 г. окончил одно из самых престижных в монархии Габсбургов румыноязычных средних учебных заведений - лицей им. митр. Андрея (Шагуны) в Брашшо (ныне Брашов, Румыния). В 1914-1916 гг. (до вступления Румынии в первую мировую войну) в венг. г. Надьсебен (ныне Сибиу, Румыния) учился в правосл. ДС (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи), где в круг его общения входил ряд лиц, впосл. оставивших заметный след в румын. культуре (поэт и философ Л. Блага, историк А. Оцетя и др.). C 1915 г. сотрудничал с периодическим изданием «Gazeta Transilvaniei», тесно связанным с румын. национальным движением Австро-Венгрии, в 1916 г. опубликовал свои первые богословские статьи в основанном Н. Бэланом (впосл. митр. Трансильванский Николай ) в Сибиу издании «Revista teologic» (Богословское обозрение). Со вступлением Румынии в войну в авг. 1916 г. и началом боевых действий с Австро-Венгрией Н. в числе др. молодых трансильванских интеллектуалов бежал в Румынию, стал студентом филологического фак-та Бухарестского ун-та, затем (после поражения румын. армии и эвакуации к кон. 1916 из Бухареста румын. администрации и мн. учебных заведений) продолжил учебу в Яссах, куда переместился и королевский двор. В 1917 г., присоединившись к потоку румын. беженцев, устремившихся на восток, оказался на Украине, нек-рое время руководил церковным хором в селе близ Елисаветграда (ныне Кропивницкий), где находилось много беженцев из румын. земель. В окт. 1917 г. обосновался в Кишинёве, адм. центре Бессарабской губ., где вместе с др. трансильванцем, О. Гибу, редактировал газ. «România nou» (Новая Румыния), отстаивая на ее страницах идею национального единства румын и бессарабских молдаван. В кон. осени 1917 г. стал редактором газ. «Sfatul rii» (Сфатул цэрий; Краевой совет) - офиц. печатного органа одноименного законодательного собрания Бессарабии, провозгласившего образование Молдавской демократической республики. Поддержал декларированное весной 1918 г. присоединение Бессарабии к Румынии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

Донкихоты самодержавия Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Донкихоты самодержавия Предисловие к книге А.А.Иванова " Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 - 1917) " . СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. Сергей Лебедев   100 лет Союзу Русского Народа   14.03.2006 780 Время на чтение 5 минут От редакции : Нам особенно приятно сегодня представить читателю книгу нашего коллеги редактора Русской линии кандидата исторических наук Андрея Александровича Иванова " Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 - 1917) " , которая через пару недель выйдет в питерском издательстве " Дмитрий Буланин " . Книга несомненно внесет заметный вклад в изучение русского православно-патриотического движения начала ХХ в. и в понимание ситуации, сложившейся в политической жизни страны накануне революции. Созданная молодым петербургским ученым монография сразу обращает на себя внимание своим холодным научным академизмом. И в этом - ее огромное достоинство. Монография А.А.Иванова должна занять почетное место в исторической науке не только тем, что автор не убоялся затронуть политически " скользкую " и почти не изученную исследователями тему, но и благодаря тому, что сумел встать выше политических пристрастий дня нынешнего. История правого движения в конце существования российской монархии, как ни странно, только в самое последнее время начинает привлекать внимание исследователей. И причина этого - не только в наследии официальной историографии и политического давления властей, но и в том, что изучать историю проигравшей стороны всегда было неблагодарным занятием. В конце концов, историю всегда пишут победители. И именно поэтому представления о черносотенцах 1905 - 1917 гг. в обыденном сознании даже у профессиональных историков сводятся только к " погромам " и хулиганским выходкам в царских Государственных думах депутата Пуришкевича. В определенном смысле, если и возможно говорить об историографической традиции изучения черносотенного движения, то это будет только отрицательная традиция навешивания ярлыков и брани в адрес тех, кто уже не сможет ответить.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/14/...

Закрыть «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки» В издательстве «РОССПЭН» вышло уникальное документальное издание, посвященное русским правым 22.08.2014 503 Время на чтение 4 минуты В известном московском издательстве «РОССПЭН» к столетию с начала Первой мировой войны вышло уникальное документальное издание, подготовленное историками русского консерватизма д.и.н. А.В.Репниковым и д.и.н. А.А.Ивановым : «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки». Данный том, являющийся вторым по счету в четырехтомной серии «Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918», посвященный представителям консервативного течения русской общественной мысли, всесторонне показывает отношение правых и националистов к Первой мировой войне, к вызванным ею кризисным процессам в российском обществе, государственной политике России, союзникам по Антанте, Германии и немцам. Как отмечают составители книги, концепция данного издания заключается в том, чтобы познакомить читателя не с внутренней документацией правых организацией, частной перепиской их членов, записками, поданными в высшие сферы (что в 1998 г. было отчасти сделано известным исследователем правого движения д.и.н. Ю.И.Кирьяновым в рамках двухтомника «Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы») и не с личными дневниками и воспоминаниями, а исключительно с публичными выступлениями представителей русского консервативного лагеря в Государственной Думе и Государственной Совете, на страницах печати, с трибун общественных организаций, совещаний и съездов, сделанных в годы Первой мировой войны и оказывавших непосредственное влияние на современное им общество. Публикации расположены по хронологическому принципу от 1914 до 1917 г. После Февральской революции правые сошли с политической сцены - их организации были запрещены, а органы печати закрыты. Удержаться «на плаву» удалось только поддержавшим революционные изменения Шульгину и Пуришкевичу (оба представлены в разделе, посвященном 1917 году). В 1918 г., когда шла Гражданская война, уцелевшим монархистам было уже не до оценок последствий мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/22/ko...

Я нисколько не сомневаюсь, что Смирнов специально поставил период действия фильма именно с 1909 по 1920 годы, чтобы подчеркнуть ту мысль, что зверства большевистской революции и красного террора возникли не на пустом месте, а были продолжением звериной и скотской сущности русского народа, которая была всегда или, во всяком случае, сформировалась задолго до революции. Надо сказать, что в стремлении доказать этот тезис Смирнов явно перегибает палку, как в плане художественном, так и тем более, в плане историческом, идя на неизбежный прямой подлог и фальсификацию истории. Так на протяжении фильма бедную главную героиню насилуют раз шесть, что несомненно выходит за все рамки разумности киноповествования, но тем более неправдоподобно, что героиню насилуют не только в смутные годы с 1917 по 1920 (что было бы хоть как-то понятно), но и несколько раз (!!!) до революции. Представить себе такое в крестьянской традиционной среде в 1909-1914 годах просто невозможно. Известно, что у крестьян до 1917 года наблюдался самый низкий уровень преступности после священического и монашеского сословия. А уж такие преступления как изнасилования женщин крестьянами до 1917 года были буквально единичными на всей территории Российской империи. В те времена, узнав об этом, наверное, ловить насильников поднялась бы не только вся полиция, но всё поголовно сельское население губернии, где бы это произошло. А уж тем более попытка изнасилования женщины пьяным свёкром на глазах у старого деда (впрочем, об этом деде Смирнов предусмотрительно заранее рассказал устами одной из героинь, что он, когда был помоложе, забил насмерть двух своих жён и кучу других родственников) на собственном дворе при открытых воротах в церковный праздник, - это вообще что-то запредельное и не поддающееся осмыслению. Точно также попытка изнасилования крестьянки беглым монахом (тем самым, который сказал, что «окаянней русского народа на свете никого нет» и которого играет Максим Аверин) в августе 1914 года - это какое-то запредельное враньё, которое не укладывается в голове.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/10/an...

С 1912 года - почетный член Совета фракции правых. С 1913 года - член правления Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования . В 1912 - 1914 годах - товарищ председателя Главного совета Союза русского народа . Активный участник монархических съездов. Был членом Государственной Думы 4 созыва . 30 июля 1914 года назначен епископом Томским и Алтайским , епархией управлял до 1919 года. В связи с этим назначением вышел из состава Главного совета СРН, а в ноябре того же года отказался от звания члена Государственной Думы. Был инициатором создания в Томской епархии монастырских миссионерских курсов, воскресных и праздничных школ для детей. Из статьи в Томской газете " Красное Знамя " от 21 июня 1917 года: " ...Этот отец стяжал себе великую славу, как духовный вождь черносотенного гнезда в Одессе... Когда ... нашли неудобным держать его больше в нашей законодательной палате [Государственной Думе], отца Анатолия решили убрать подальше от людских глаз - его сослали в Сибирь, в Томск, где и назначили епископом. И вот мы узнаем, что и в Томске о.Анатолий пришелся не ко двору. Деятельность епископа нашли не соответствующей новому течению церковной жизни и носящей явно реакционный характер, а потому съезд духовенства и мирян Томской епархии в заседании 15 июня выразил большинством (73 против 34) епископу недоверие. Пред Святейшим Синодом возбуждено ходатайство об освобождении Томской епархии от нежелательного руководителя и о назначении временно до выборов заместителем епископа Иннокентия Бийского " Активный участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В декабре 1917 г. в Томске пришли к власти большевики. В начале 1918 г. Томский Губком народного образования объявил, что Закон Божий более в школах не должен преподаваться, и с 1 марта прекращается финансирование законоучителей и закрываются все церковные учебные заведения. Начались погромы храмов, аресты и убийства священников. В " Томских епархиальных ведомостях " за май 1918 года было помещено " Послание к православным жителям Мариинского и Томского уездов " епископа Анатолия (Каменского):

http://drevo-info.ru/articles/16073.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010