За период его существования (1908-1919) в Киевском РФО было 4 председателя: приват-доцент Киевского ун-та им. св. Владимира и профессор Нежинского историко-филологического ин-та Тихомиров (1908-1910); проф. КДА Кудрявцев (1910-1912); бывш. проф. КДА В. И. Экземплярский (1912-1916); проф. Киевского ун-та им. св. Владимира В. В. Зеньковский (1917-1919). В состав Совета об-ва с 1908 по 1912 г. неизменно входили преподаватели КДА, КДС и духовных уч-щ: Завитневич, В. Д. Попов, В. С. Костецкий, А. И. Максаков. Они составляли большинство в об-ве и считали, что преобразования в церковной жизни возможны только с правосл. позиций. Это сближало Киевское РФО с Московским т. н. Соловьёвским РФО, участники к-рого видели свою задачу в том, чтобы деятельность об-ва имела практическое значение. Создатели Московского РФО считали себя приверженцами идей Вл. Соловьёва и стремились с христ. т. зр. осмысливать все стороны жизни. В программном докладе председателя Киевского РФО Тихомирова «Современные задачи религиозной мысли и практики» (25 апр. 1908) утверждалось, что «современное Православие находится в упадке и как теоретическая доктрина, и как практическая сила». В качестве его оппонента выступил товарищ председателя Кудрявцев (доклад «О мерах к религиозному возрождению России», 30 окт. 1908), к-рый в отличие от Тихомирова говорил не о кризисе, а о «религиозном движении», о необходимости «практического созидания религиозной жизни, а не одного только теоретического и академического обсуждения вопросов религии». Причину идейных разногласий, к-рые вызвали дискуссии на всех заседаниях Киевского РФО, следует искать в расплывчатой формулировке § 1 устава, определявшего цель об-ва как «всестороннюю разработку вопросов религии и философии». Т. о., уставные формулировки оказались шире идейной платформы большинства создателей Киевского РФО, стремившихся к христ. осмыслению существующих реалий. Члены РФО видели свою задачу в том, чтобы обратить ко Христу тех, кто «искал Бога на ложных путях». В связи с тем, что на заседаниях об-ва широта обсуждаемых проблем заслоняла темы, связанные с Православием, в Киевском РФО была создана особая правосл. секция ж. «Христианская мысль» . Февр. 1910 г. стал переломным моментом в истории об-ва. Двухлетняя дискуссия, проходившая между Тихомировым, видевшим перспективу развития об-ва вне связи с правосл. Церковью, и членами совета об-ва (товарищем председателя Кудрявцевым, Завитневичем, Экземплярским и др.), для которых не существовало абстрактной религиозности, а быть христианином означало принадлежать к Церкви, завершилась (с перевесом позиции 2-го направления) тем, что председателем был избран проф. Кудрявцев.

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Был глубокий знаток церковной истории и археологии. Автор мн. публикаций на историко-археологические темы. В авг. 1911 г. принимал участие во Всероссийском археологическом съезде в Новгороде. В мае 1912 г. избран почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. В 1913 г. стал почетным членом Имп. археологического об-ва и Новгородского церковно-исторического об-ва. В 1914 г., после проведенной под рук. Д. большой подготовительной работы, в Рязани был был открыт музей - Епархиальное древлехранилище, где находилась коллекция правосл. реликвий. Главным хранителем Д. утвердил единомышленника и сподвижника в изучении церковных древностей рязанского историка и краеведа С. Д. Яхонтова. В сане епископа Д. неоднократно посещал родную епархию, в частности Мошенский приход Боровичского у., где в 1877-1907 гг. служил его отец. По отношению Д. от 27 янв. 1915 г. имп. Археологическая комиссия разрешила расширить каменный храм с. Мошенского. В янв. 1917 г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева). Награждался орденами св. Анны 2-й (1898) и 1-й (1912) степени, св. Владимира 4-й (1902), 3-й (1908) и 2-й (1915) степени. По словам знавших Д., он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жесткости - он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение» (ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 16. Л. 2-4). Д. активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также нек-рых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем. На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губ. отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Гос. думу. В нояб. 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Гос. думе. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы.

http://pravenc.ru/text/178173.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Георгий Федорович Морозов родился в 1867 г. в семье крупного государственного чиновника, почетного гражданина Петербурга, комиссара Петербургской городской Думы. Учился в Александровском кадетском корпусе, Павловском военном училище, Петербургском лесном институте. В 1893 г. по окончании института Георгий поехал работать помощником лесничего в Воронежской губернии, там же стал преподавателем лесной школы. Молодой ученый много сделал для развития степного лесонасаждения, популяризации лесоводства среди молодежи. В 1896-1898 гг. Морозов командирован в Германию. С 1901 по 1917 гг. он преподавал в Петербургском лесном институте, а с 1907 по 1917 гг. профессор Морозов возглавлял кафедру общего лесоводства. В 1912 г. Г.Ф.Морозов издал классический труд лесоохранного дела - «Учение о лесе», в котором изложены вопросы биологии лесных пород и насаждений, разработано учение о типах лесных насаждений, обоснована теория рубок и лесовозобновления, полезащитного лесоразведения, ухода за лесом. Единое и цельное учение Морозова о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении показало сложную взаимосвязь живых и косных компонентов леса, образующих единый природный комплекс. Ученый доказал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с природной средой - климатом, почвой, животным миром. В 1913 г. он становится членом Постоянной Природоохранной комиссии при Императорском Русском географическом обществе. Труды Морозова оказали большое влияние на развитие биогеоценологии, лесоведения и возникновения учения о природных комплексах животных. Он высказал принципиально новые мысли о необходимости создания заповедных участков, представляющих характерные типы флоры, в каждой ботанико-географической области России. Редактируя «Лесной журнал» в 1904-1918 гг., ученый немало сделал для пропаганды охраны природы. Влияние Г.Ф.Морозова в ученом мире немало содействовало созданию Крымского заповедника. Весной 1917 года Морозов тяжело заболел и был вынужден уехать на лечение в Ялту. В 1918-1920 гг. он преподавал в Таврическом университете в Симферополе. Ученый негативно относился к событиям 1917 г. в России, в особенности к октябрьскому перевороту. По неподтвержденным данным, он даже издал в Крыму брошюру «Как бороться против большевиков». Умер классик российского лесоводства в Симферополе в 1920 г. Похоронен в парке Салгирка в Симферополе (ныне Ботанический сад ТНУ), где он трудился.

http://ruskline.ru/history/2015/05/09/et...

Дмитрий Адамович Олсуфьев (1862–1937), граф, общественный и государственный деятель; геолог, литератор. В 1891 земский начальник, гласный и мировой судья в Дмитровском уезде Московской губернии. В 1894 предводитель дворянства в Саратовской губернии. В 1902–1904 председатель Саратовской земской управы. Во время русско-японской войны работал на Дальнем Востоке в Российском обществе Красного Креста, был взят в плен в Мукдене. В 1898–1917 предводитель Дворянского собрания Камышинского уезда Саратовской губ. В 1905 году Д. А. Олсуфьев – один из организаторов «Союза 17 октября». С 1907 года – выборный член Государственного совета отемского собрания Саратовской губернии. Один из основателей и членов «Прогрессивного блока». Депутат III Государственной думы от Московской губернии (1907–1912). В 1917 году – член Поместного Собора Православной Российской Церкви. После 1917 участвовал в белом движении, потом эмигрировал, жил в Ницце, выступал с лекциями, докладами, сообщениями о русской литературе и культуре в различных обществах и кружках. Участник литературных собраний в Париже, где выступал с докладами о творчестве русских писателей, с воспоминаниями о своей государственной деятельности. В 1928 в Париже опубликовал брошюру «Мысли соборянина о нашей церковной смуте» (с предисловием митрополита Антония). Двоюродный брат Д. А. Олсуфьева – граф Юрий Александрович Олсуфьев (1878– 1938), искусствовед, один из основателей научной реставрации икон; состоял вМосковском Археологическом институте, был председателем Тульского Общества охраны памятников искусства и старины; с 1917 г. жил в Сергиевом Посаде, был заместителем председателя Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, главным хранителем ризницы Лавры. С 1928 работал в московских государственных реставрационных мастерских, а после их закрытия в 1934 г. возглавил секцию реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее. В 1938 г. был арестован за «распространение антисоветских слухов» и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

В 1912–1914 гг. директор 1-го департамента Министерства, камергер, действительный статский советник, в 1914–1917 гг. чрезвычайный посланник Российской империи в Сербии, исполнял обязанности директора Дипломатической канцелярии Верховного главнокомандующего, работал в архивах Константинопольской Патриархии, публиковал статьи в журнале «Вестник Европы». Возглавлял управление вероисповеданий в правительстве генерала А. И. Деникина на Юге России. В 1919 г. участвовал в ставропольском Юго-Восточном Русском Церковном Соборе. В 1920 г. помощник заведующего иностранными делами в правительстве генерала П. Н. Врангеля в Крыму, эмигрировал в Австрию. В 1924 г. переселился в Париж, участник съездов РСХД, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), князь, философ, правовед, общественный деятель. Член Собора по избранию от Московского университета, Товарищ Председателя Собора. Избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1886–1897 гг. приват-доцент Ярославского Демидовского лицея. Доктор философии. В 1897–1905 гг. профессор Киевского университета, в 1905–1917 гг. профессор энциклопедии и истории философии права Московского университета, в последнем возглавлял кафедру философии. Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ (Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.). Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов кадетской партии с момента ее основания в октябре 1905 г.; издавал в 1906–1910 гг. журнал «Московский еженедельник» либерально-консервативного направления; член Государственного совета в 1916–1917 гг. После революции занял активную антибольшевистскую позицию, в период Гражданской войны находился при Добровольческой армии. Умер в Новороссийске от тифа. Уткин Павел Иванович (ок. 1874– после 1923), земледелец. Член Собора по избранию как мирянин от Пермской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (22.09.1867, С.-Петербург - 30.05.1953, Вашингтон), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США. Окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. Начав образование как арабист и тюрколог, по совету своего учителя востоковеда В. Р. Розена стал специализироваться по истории Византии под рук. В. Г. Васильевского . В 1897-1900 гг. был командирован в Париж в качестве стипендиата С.-Петербургского ун-та, был стажером Русского археологического института в К-поле (1899). В 1902 г. вместе с Н. Я. Марром посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае, изучая араб. и греч. рукописи. Защитив в 1902 г. докт. диссертацию, в 1903 г. работал в Италии. Проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та (1904-1912), приват-доцент (1912-1917) и экстраординарный проф. (1917-1925) Петроградского ун-та, проф. и декан славяно-исторического фак-та 1-го Петроградского гос. педагогического ин-та, председатель РАИМК (1920-1925), чл.-кор. РАН (с 1919). Однако все возраставшая изолированность византиноведения в Сов. России от мировой науки, серьезные препятствия в проведении исследований, большие материальные трудности заставили В., оказавшегося в 1925 г. в командировке в Германии и Франции, переехать в США (1925-1928) и остаться за границей. Этому способствовали и идейные убеждения ученого, далекого от марксизма и не принявшего чуждый для него политический режим, а также его личные качества: любовь к путешествиям и перемене мест. Работая в Европе и Америке, В. стремился продолжать общение с коллегами в России, вел переписку и делал все возможное, чтобы не порывать связей с АН и ун-том, хотя с кон. 20-х гг. это стало практически невозможно для человека, причисленного к эмигрантам. В нач. 1926 г. по рекомендации друга В. акад. М. И. Ростовцева он стал проф. Висконсинского ун-та в Мадисоне (США), где проработал до 1938 г., сначала временно, затем в штате. Оставив ун-т по возрасту и уйдя на пенсию, В. успешно продолжал свои исследования и в 1944 г. был приглашен в центр византиноведения при Гарвардском ун-те Дамбартон-Окс в Вашингтоне в качестве старшего исследователя; с 1949 г. имел звание почетного исследователя.

http://pravenc.ru/text/149811.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

За доклад " Педагогический садизм " (1912) и работу " Энергетика нервного процесса (процесс нервного возбуждения и искусственный нерв " (1914.- 214 с.) он получил премию им. О. О. Мочутковского. Н.В. Краинский активно участвует в работе Пироговских съездов, съездов врачей Минской губернии, в заседаниях Виленского Императорского медицинского общества и т.д. В 1912 г. он был избран профессором Варшавского университета, но не был утверждён Министром народного просвещения. По версии П.Т. Петрюка (основанной на советском Личном деле Н.В. Краинского) в 1915 г. Николай Васильевич был призван на военную службу, прикомандирован к Красному Кресту и служил в разных психиатрических учреждениях по эвакуации душевнобольных воинов. Был консультантом Красного Креста в Киеве, где в 1917 г. получил звание приват-доцента кафедры неврологии и психиатрии Киевского университета. В 1919 г. по эвакуации душевнобольных Н. В. Краинский заболел сыпным тифом и был эвакуирован в Новороссийск, а оттуда в феврале 1920 г. вместе с другими выздоравливающими воинами Добровольческой армии - на остров Лемнос (Греция). Психиатр Т.И. Юдин писал о том, что в годы Первой Мировой войны Н.В. Краинский возглавлял госпиталь для душевнобольных воинов при пл. Чубинской Киево-Полтавской железной дороги. На основе публикаций самого Н.В. Краинского в эмиграции, видится иная цепь событий и поступков. Попытаемся её востановить. Во время Великой (Первой Мировой) войны Н. В. Краинский воевал в составе второй армии генерала А.В. Самсонова на Мазурских болотах, где была уничтожена его дивизия, а он с небольшим отрядом вырвался из окружения. После " февральской катастрофы " и октябрьского переворота 1917 г. Н.В. Краинский ( " во имя спасения великой исторической России " от " революционного безумия " ) вошёл в ряды формирующейся Добровольческой армии, участвовал (в чине полковника) в составе офицерской роты и Волчанского отряда в боях, передовых разъездах и дозорах. Как член Особой комиссии при Главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России расследовал злодеяния большевиков, поставивших его " вне закона " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/06/...

х. Баптисты из всех предложений Е. х. приняли соблюдение однодневного поста, сопровождающегося молитвами о единстве (Страстная пятница), и совместное издание ж.-газ. «Утренняя звезда». В 1912-1913 гг. были зафиксированы многочисленные случаи судебного преследования Е. х. и баптистов и запрещения молитвенных собраний. В 1913 г. в «Записке о правовом положении евангельских христиан, а также баптистов и сродных им христиан в России», направленной Прохановым, Каргелем, Г. М. Матвеевым и В. И. Долгополовым в правительство, Гос. совет и Гос. думу, сообщалось, что Законы о свободе совести 1905-1906 гг. постоянно нарушаются. Они предложили отменить статьи 73, 74 и 90 уголовного уложения, по к-рым, как правило, привлекались к суду Е. х. и баптисты, а также запретить произвольные аресты и адм. ссылки за веру. В ответ на «Записку...» были возобновлены ранее запрещенные богослужебные собрания в С.-Петербурге, Москве, Одессе и Харькове. Проханов продолжал искать пути объединения с баптистами. По его предложению 18 июля 1912 г. во Владикавказе состоялось совещание представителей церквей Е. х., в ходе работы к-рого был составлен 2-сторонний договор-соглашение о поддержке создания соединительного комитета для выработки условий совместной деятельности в будущем. Тем не менее вопрос о слиянии союзов по-прежнему не ставился. Последнее предложение об объединении было сделано Е. х. в 1913 г. в С.-Петербурге. Однако согласие по этому вопросу достигнуто не было. Во время первой мировой войны в общинах Е. х. и баптистов собирали средства для фонда «Милосердный самарянин». Фонд организовывал лазареты, помогал семьям погибших, а также распространял Свящ. Писание среди солдат. Союзу Е. х. было запрещено проведение съездов, совещаний правления и заседаний совета, мн. Е. х. находились в армии. После Февральской буржуазной революции 1917 г. положение Е. х. изменилось к лучшему. Организовывались многолюдные богослужебные собрания, активно работали т. н. уличные миссии. В марте 1917 г. Проханов создал Христианско-демократическую партию «Воскресение», стоявшую на принципах христ.

http://pravenc.ru/text/186873.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010