С 1912 года - почетный член Совета фракции правых. С 1913 года - член правления Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования . В 1912 - 1914 годах - товарищ председателя Главного совета Союза русского народа . Активный участник монархических съездов. Был членом Государственной Думы 4 созыва . 30 июля 1914 года назначен епископом Томским и Алтайским , епархией управлял до 1919 года. В связи с этим назначением вышел из состава Главного совета СРН, а в ноябре того же года отказался от звания члена Государственной Думы. Был инициатором создания в Томской епархии монастырских миссионерских курсов, воскресных и праздничных школ для детей. Из статьи в Томской газете " Красное Знамя " от 21 июня 1917 года: " ...Этот отец стяжал себе великую славу, как духовный вождь черносотенного гнезда в Одессе... Когда ... нашли неудобным держать его больше в нашей законодательной палате [Государственной Думе], отца Анатолия решили убрать подальше от людских глаз - его сослали в Сибирь, в Томск, где и назначили епископом. И вот мы узнаем, что и в Томске о.Анатолий пришелся не ко двору. Деятельность епископа нашли не соответствующей новому течению церковной жизни и носящей явно реакционный характер, а потому съезд духовенства и мирян Томской епархии в заседании 15 июня выразил большинством (73 против 34) епископу недоверие. Пред Святейшим Синодом возбуждено ходатайство об освобождении Томской епархии от нежелательного руководителя и о назначении временно до выборов заместителем епископа Иннокентия Бийского " Активный участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В декабре 1917 г. в Томске пришли к власти большевики. В начале 1918 г. Томский Губком народного образования объявил, что Закон Божий более в школах не должен преподаваться, и с 1 марта прекращается финансирование законоучителей и закрываются все церковные учебные заведения. Начались погромы храмов, аресты и убийства священников. В " Томских епархиальных ведомостях " за май 1918 года было помещено " Послание к православным жителям Мариинского и Томского уездов " епископа Анатолия (Каменского):

http://drevo-info.ru/articles/16073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУЗЕ Пантелеймон Крестович [араб. Бандали ибн Салиба аль-Джаузи] (20.07.1870, Иерусалим - 20.01. 1942, Баку), историк, исламовед, миссионер. Род. в семье правосл. арабов, в детстве остался сиротой. Окончил гимназию Православного миссионерского общества в Назарете, переехал в Россию. В 1889-1892 гг. учился в Вифанской ДС, в 1892 г. поступил в МДА, в 1895 г. переведен в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Ж. остался в академии практикантом на кафедре араб. языка и обличения мухаммеданства до 1916 г., одновременно с 11 окт. 1899 до 1913 г. преподавал франц. язык. 6 мая 1899 г. утвержден в степени магистра богословия за продолжавшее канд. работу соч. «Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама» (Каз., 1899). При обсуждении диссертации автора обвиняли в объективистском подходе, отсутствии критики ислама, нек-рые профессора академии выступили против присуждения магист. степени. 16 дек. 1899 г. Ж. принял присягу и стал российским подданным. За время службы в КазДА был командирован в Египет в 1897 и 1909-1910 гг. Одновременно в 1901-1903 гг. был преподавателем Казанских миссионерских курсов, с 1 окт. 1912 по февр. 1917 г.- цензором Казанского временного комитета по делам печати (цензурировал мусульм. книги и периодические издания), с 1 нояб. 1913 г.- штатным преподавателем французского языка в КазДС, в 1914-1917 гг.- военным цензором. В 1911 г. баллотировался на должность профессора кафедры арабского языка и обличения мухаммеданства, но проф. М. А. Машанов выступил против, обвинив Ж. в светском характере его научных интересов и нежелании заниматься противомусульм. полемикой; избрание не состоялось. Неудачно окончилась и попытка Ж. возглавить кафедру татар. языка и этнографии поволжских инородцев. На заседаниях совета КазДА его критиковали за активное участие в общественной жизни христиан Ближ. Востока, вмешательство в «борьбу партий» Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В результате Ж. уже в 1912 г. пытался уйти из академии, в июле был назначен инспектором народных уч-щ Екатеринославской губ., но отказался от назначения. Покинул КазДА в 1916 г. 20 апр. того же года, продолжая службу в семинарии, стал приват-доцентом юридического фак-та Казанского ун-та, читал курс мусульм. права. К нач. 1917 г. имел чин статского советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/182347.html

Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологам П.И. Горский-Платонов . Своим резким и нетерпимым характером он скоро испортил отношения с большинством членов академической корпорации, и через год его сменил специалист по Англиканской Церкви экстраординарный проф. В.А. Соколов (июнь 1893 г. – октябрь 1898 г.). По сравнению со светскими журналами редакторы БВ менялись довольно часто. За четверть века на редакторском месте побывали десять человек. Среди них известные представители богословско-академической науки. Кроме уже указанных двоих, журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А.А. Спасский (ноябрь 1989 г. – февраль 1903 г.), экстраординарный профессор патрологии И.В. Попов (март 1903 г. – ноябрь 1906 г.), экстраординарный профессор византинист И.Д. Андреев (декабрь 1906 г. – октябрь 1907 г.), экстраординарный проф. А. И. Покровский (ноябрь 1907 г. – август 1909 г.), доцент-патролог А.П. Орлов (сентябрь-октябрь 1909 г.), ординарный профессор канонист Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 г.–1912 г.), профессор священник П.А. Флоренский (1912 г. – май 1917 г.), проф. М.М. Тареев (июнь 1917 г. – до закрытия в сентябре 1918 г.). В первые двадцать лет, несмотря на частую смену редакторов, содержание и направление «Богословского вестника» принципиально не менялись. Поворот начинается с назначения редактором о. П.А. Флоренского: «Богословский вестник» из органа православного академического (не всегда, правда, выдерживавшего эту ориентацию и раньше) превращается, скорее, в журнал христианской культуры. Издание стало тематически разнообразней, больше откликается на запросы жизни, публикует работы представителей светского богословия (славянофилов), но произошло размывание границ православной духовности и самого богословия, которое нередко подменяется культурологией. Так, сам редактор поместил статьи «Приведение чисел (к математическому обоснованию числовой символики)» (1916, 6) и «Напластования эгейской культуры» (1913, 6). В пяти номерах печатались частные письма юного К.С. Аксакова: «Поездки в чужие края» (1915–1917 гг.). В 4 за 1914 г. опубликован «Обзор изданий и сочинений по грузиноведению» (С. Авалиани).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со времени своего основания Русская духовная миссия в Корее находилась в подчинении митрополита Петербургского, а в 1908 г. перешла в ведение епископа Владивостокского. Это подчинение сохранялось и в период существования Дальневосточной республики (1920–1922 гг.). Русская миссия в 1912–1930 гг. Когда в 1912 году архимандрит Павел принял епископский сан, на его место в Корею был назначен архимандрит Иринарх (Шемановский). К этому времени Корея была официально аннексирована Японией (1910 г.) В 1914 году о. Иринарх уступил место игумену Владимиру (Скрижалину). В 1917 г. в течение трех с половиной месяцев миссия была на попечении иеромонаха Палладия (Селецкого), но в том же 1917 году в Сеул прибыл архимандрит Феодосий (Перевалов). Число корейцев, обращенных в Православие, непрерывно увеличивалось и дошло до 500 человек. В 1913 г. Ким Люк, второй кореец, был рукоположен во диаконы. Он был российским подданным из Сибири и был воспитан в православной вере. (Скончался он в 1930 году). (В «нижнем» храме преп. Максима Грека (Сеул) хранится подлинник грамоты, извещающей о том, что «Павел, архиепископ Владивостокский и Камчатский, рукоположил в сан диакона Луку Кима в 11-й день августа 1913 года».) Октябрьская революция 1917 года многое изменила в положении русских, живших в Корее. В Сеуле в первые послереволюционные годы оказалось немало россиян. Японские колониальные власти в целом относились к их присутствию терпимо. Ведь «белые русские», во-первых, воспринимались как потенциальные союзники в борьбе с «красной Москвой», а, во-вторых, просто вызывали человеческое сочувствие. В течение нескольких недель после занятия Владивостока Красной Армией, в Вонсан, наиболее близкий к Владивостоку корейский порт, прибыло 15 тысяч русских беженцев. Примерно половина из них тут же отправилась дальше в Китай, но около семи тысяч остались в Корее на несколько месяцев или даже лет. Японские и корейские благотворительные организации собрали пожертвования, которых хватило на то, чтобы как-то прокормить беженцев и помочь им с билетами на дальнейший путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

12-26 июля 1908 года в Киеве состоялся IV Всероссийский миссионерский съезд , где обсуждалось в т. ч. улучшение религиозного образования. Съезд обратился к Синоду с просьбой провести аналогичное собрание законоучителей, благодаря чему с 20 июля по 1 августа 1909 года в Санкт-Петербурге последовал Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. На съезде много внимания уделялось методике преподавания и содержанию предмета. Один из делегатов, Ф. Д. Самарин , утверждал, что " уроки Закона Божия не имеют сегодня религиозно-воспитательного значения " и объяснял это тем, что в обществе Православие считается устаревшим, враждебным всякому просвещению. Самарин предлагал сделать учебник Закона Божия более приближенным к современности, при этом основой преподавания должны были стать тексты Священного Писания и отцов Церкви . Схожего мнения придерживался известный законоучитель Т. С. Тихомиров : " Новый Завет лучше всего передавать по Евангелию , конечно, с изменением слов чужих (порфира, виссон)… " . В то же время другие участники съезда обращали внимание на то, что предлагаемый метод не давал возможности систематизировать знания, получить общее представление о церковной догматике . В итоге съезд констатировал, что программы и методики преподавания Закона Божия устарели и нуждались в реформировании. В 1912 - 1917 годах в Житомире издавался церковно-педагогический журнал " Законоучитель " . Закон Божий. Прот. Серафим Слободской, Джорданвилль, 1987, титульный лист. От революции до крушения СССР После Февральской революции в 1917 году Временное правительство взяло курс на постепенное отделение Церкви от сферы образования. Государственный комитет по народному образованию подготовил законопроект о преподавании Закона Божия в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Согласно проекту, в государственных школах Закон Божий переводился в разряд необязательных, хотя при желании родителей или учащихся обеспечивалась возможность его преподавания. Частным лицам и обществам предоставлялось право открывать учебные заведения без преподавания Закона Божия. Хотя законопроект не приобрел силу закона, он вызвал большую озабоченность в церковных кругах. В июле в Петрограде состоялся 2-й съезд законоучителей, на котором говорилось о необходимости проведения реформы предмета. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран священномученик протоиерей Михаил Чельцов , возглавивший борьбу за сохранение Закона Божиего в школах. С ноября 1917 до 1918 года при союзе издавался ежемесячный журнал «Религия и школа», который редактировали протоиереи Михаил Чельцов и Виталий Лебедев . В 1917-1918 годах также собирались и епархиальные законоучительские съезды.

http://drevo-info.ru/articles/13678776.h...

К концу XIX в., согласно отчету обер-прокурора за 1896—1897 гг., основными средствами для укрепления православия были: устройство церквей и открытие новых приходов, торжественные богослужения, внебогослужебные собеседования, церковно-приходские школы и церковные братства С. 74]. Прежде всего в богослужении зазвучала живая проповедь. Появилась православная литература для народа и Священное Писание на русском языке. Из отчетов «Общества для распространения Священного Писания в России» 197  узнаём, что именно в простом народе существовал наибольший интерес к русскому тексту. Нередко крестьяне посещали библейские занятия у штундистов, стремясь лучше узнать Священное Писание С. 13]. Длительная борьба за русский текст Священного Писания московского святителя Филарета (Дроздова), его ученика преп. Макария (Глухарёва) и других закончилась в 1876 г. выходом полного синодального перевода Библии на русском языке, который был значительно лучше распространяемого ранее перевода Библейского общества. На заседаниях VI и VII Отделов Предсоборного присутствия С. 2083—2084] (1906) был поставлен вопрос о принятии необходимых мер для возможно более широкого распространения русской Библии в православных приходах, особенно среди приходских пастырей. Было решено просить Св. Синод об удешевлении издания русской Библии, улучшении ее внешнего вида, ежегодной бесплатной рассылке в определенном количестве по храмам и, наконец, о новом русском переводе, более соответствующем ее греческому тексту в переводе семидесяти толковников (Септуагинты). IV Всероссийский Миссионерский съезд просил Св. Синод образовать при одной из академий комиссию для издания миссионерского Нового Завета и миссионерской учебной Библии. Со второй половины XIX в. широкое развитие получила православная периодическая печать. Стали выходить церковные журналы и газеты, открытые для проблем современности и обсуждавшие их с христианских и церковных позиций. Из миссионерских журналов можно отметить: «Миссионер» (Москва, 1874—1879), переименованный в «Православный благовестник» (Москва, 1893—1917?), «Вера и разум» (Харьков, 1884—1917), «Миссионерское обозрение» (Киев, 1894—1898; СПб., 1899—1916), «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891—1918), «Голос Церкви» (Москва, 1912—1917), «Церковный вестник» (СПб., 1916—1917). Многие из «Епархиальных ведомостей» открыли на своих страницах особые миссионерские отделы 198 . Миссионерские листки для народа издавались Троице-Сергиевой, Почаевской, Киево-Печерской Лаврами и другими монастырями, в городах Симферополе, Тифлисе, Тамбове и т. д.; в Москве с 1911 г. по 1918 г. выходила еженедельная православно-народная газета «Церковность» и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К. был учредителем и председателем (1910-1912) Киевского религиозно-философского общества (1908-1919), объединившего философов, богословов, церковных и культурных деятелей для обсуждения актуальных вопросов современности. С 1914 г. член (затем товарищ председателя) Киевского научно-философского об-ва, основанного при ун-те св. Владимира. Член Киевского религиозно-просветительского об-ва, с 1897 г. действительный член Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, член Киевского педагогического об-ва взаимопомощи (в 1902-1905 был товарищем председателя об-ва). К. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (6 мая 1901) и св. Анны 3-й степени (6 мая 1907). К., убежденный в необходимости реформирования духовной школы, возглавил левое крыло профессуры КДА, к-рое боролось за предоставление духовным академиям права на самоуправление, за реализацию принципов выборности академического руководства и свободу научного исследования. Входил в комиссию по составлению проекта временных изменений устава правосл. духовных академий (окт. 1905), на основе к-рых Синод утвердил временные правила, регламентировавшие духовно-академическую жизнь с 1905 по 1909 г., участвовал в разработке проекта нового устава правосл. духовных академий (февр. 1906). Вошел в избранную 4 апр. 1917 г. Советом КДА комиссию для составления отзыва на определение Синода от 24-27 марта 1917 г. о временных правилах для духовных академий. Был членом Комиссии делегатов от всех академий, созванной Синодом с целью пересмотра действующего устава (8 мая - 5 июля 1917); комиссия разработала проект временного устава православных духовных академий (утвержден Синодом в июле 1917). В мае 1918 г. по поручению В. В. Зеньковского , министра исповеданий правительства гетмана П. П. Скоропадского, организовал из профессоров КДА комиссию, которая выработала на основе проекта временного устава правосл. духовных академий проект временного устава КДА. Был членом созданной Советом КДА 10 сент. 1918 г. комиссии по вопросу о введении нового устава и способах применения его в академической жизни. 11 апр. 1918 г. Советом КДА делегирован на I съезд представителей высших школ Украины (14-17 апр. 1918), созванный по инициативе Совета ун-та св. Владимира для решения вопросов, связанных с правовыми и финансовыми затруднениями, которые переживали в то время высшие школы.

http://pravenc.ru/text/Кудрявцев.html

С июня ОЕВ выходили в прежнем формате, два раза в месяц, и на очень дешевой бумаге. Прот. Н.К.Чуков, начавший писать дневник в 1907 году, прекратил свои записи в 1912 и возобновил их только в апреле 1918 года. Поскольку в дневниках позднейших лет нет объяснений, то можно предположить, что причина заключалась в том, что за эти шесть лет он потерял троих младенцев, а также в этот период началась война. Продолжил дневник о. Николай в 1918 году, поэтому о том, что он действительно переживал в феврале — марте и в последующие месяцы 1917 года, едва ли можно узнать из его статей в епархиальном издании. В предпоследнем 10 номере редактируемой прот.Н.Чуковым еженедельной газеты Карельского братства «Олонецкой неделе», вышедшем 5 марта, были напечатаны оба Манифеста — без комментариев. В номере 11 от 12 марта методично описано восстание войск в Петрограде, и то, как член Госдумы свящ. С.А.Попов обходил с крестом в руках революционные полки и благословлял их — также без комментариев. В последнем номере подробно рассказывается о течении болезни у царских детей. Более подробное описание жизни Олонецкой епархии, настроений и высказываний на собраниях и съезде духовенства Олонецкой епархии в 1917 году в сравнении с другими епархиями и в связи с событиями в Св. Синоде требует отдельного упоминания. Здесь же следует отметить, что чрезвычайный съезд не посчитал каноничным переизбирать недавно назначенного епископа, что по примеру Петрограда практиковалось в 1917 году во многих епархиях, поскольку после кончины преосв. Никанора (Надежина) новый епископ Иоанникий (Дьячков) прибыл в Петрозаводск только 22 декабря 1916 года. Об этом говорит выдержка из журнала чрезвычайного съезда духовенства и мирян, проходившего 17-25 июня: «...Я.С.Елпидинский возражал: " епископ не может быть смещен, согласно апостольским правилам и правилам Вселенских Соборов, если не замечен в ереси, или в чем-нибудь порочном, например, в нанесении обид другим, в неправильном совершении богослужения и т.п. К нынешнему епископу никакое обвинение не предъявляется, и, следовательно, говорить о переизбрании его или избрании нового епископа нам не нужно " .

http://bogoslov.ru/article/747541

В 90-х гг. ХІХ в. сложился Макеевский промышленный район, в нем действовали 34 шахты, механический и машиностроительный заводы, железнодорожные мастерские. В 1912 г. население поселка составляло более 25 тыс. человек. Во второй половине XIX в. происходит активное развитие и Луганска. В 1882 году Луганский завод и поселок Каменный Брод были объединены в город Луганск, который стал новым центром Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Его население на тот момент составляло около 10 тысяч человек, а по итогам переписи 1897 года в этом уездном городе проживало уже более 20 тыс. человек. Стремительное развитие промышленности и капиталов, концентрация рабочих, отставание доходов и тяжелые условия труда привели к зарождению рабочего движения. Со второй половины 90-х гг. XIX в. оно значительно усилилось, ведущие позиции в нем принадлежали металлургам и машиностроителям. Например, в июне 1899 г. произошла стачка рабочих обоих мариупольских заводов, которая была самой крупной на Юге России. Донбасс в составе Советского государства в ХХ веке Революционные события в начале ХХ в. стали важной частью в истории Донбасса. Немаловажно, что эти события проходили в рамках общерусской истории. В декабре 1905 г. почти параллельно с событиями в Москве в поселке Горловка вспыхнуло восстание шахтеров и металлургов. Через 12 лет Донбасс вновь оказался в водовороте революционных событий. В феврале-марте и октябре 1917 г. в Петрограде произошли два революционных переворота, которые в последующие годы привели к масштабной социальной революции и завершению истории Российской империи. В результате этих событий наш край и вся Россия были втянуты в многолетний кризис и последующую гражданскую войну. В октябре 1917 г. к власти в Петрограде пришли большевики. Еще весной 1917 г. при преступном попустительстве Временного правительства в Киеве была учреждена Украинская Центральная рада, альтернативный революционный орган власти движения политических «украинцев» – лиц, входящих в группы украинского национализма. В ноябре 1917 г. представители Центральной рады, воспользовавшись политическим кризисом в России, пришли к власти в Киеве вопреки тому, что большинство жителей этого русского города не поддерживали самостийников. Чиновники Центральной рады пытались распространить свою власть и на западную часть земель Донецкого бассейна.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/29/doktri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru IV Государственная дума (ноябрь 1912 - октябрь 1917) Выборы в Думу состоялись в сентябре — октябре 1912 г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В.К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского) . В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов. Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября 1912 г. Председателем был избран М.В. Родзянко , с программной речью выступил В.Н. Коковцов . Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной». Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель — националист З.М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель — Львов ). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку.

http://drevo-info.ru/articles/4198.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010