Митрополит Храповицки, оснивач и први Руске заграничне цркве , у селу Ватагино у а се у Сремским Карловцима, био од личности Руског после Октобарске На позив долази у преко 1921. године, и прихвата се дужности управника руских црквених општина исте године, а од Првог сверуског заграничног сабора у Сремским Карловцима (21.11–4.12.1921), коме и председава, као први Председник Заграничног Синода и Руске Заграничне Цркве. Почива у крипти Иверске капеле у парцели на Новом у Београду, где свечано погребен после опела служио српски Варнава. – и Варнаву – повезивала слична судбина. су завршили Петроградску Духовну и, су у доспели преко Цариграда; Варнава као повратник у после успешно свршених у и као новоизабрани епископ Дебарски 1910. године , а митрополит као избеглица и прогнаник из ратом и нередима Митрополит у СХС стиже као познат и признат богослов и као бивши професор и ректор духовних Патроградске, Московске и Казанске; доктор митрополит и Галицки, члан Сверуског сабора у Москви 1917–1918. године и, као од кандидата за првог Московске Митрополит и свештеничка породица у Београду Ове године навршило се осамдесет година од митрополита Тим поводом, на г. професора Филолошког факултета у група поштовалаца овог великог и Руске заграничне цркве, сабрала се у капели на Новом у Београду да ода молитвену пошту и одслужи помен митрополиту 1933) припада другом белих Руса су на таласима Отобарске избегли у и, овде нашли нову домовину. отац ставрофорни 1901 –† 7- април 1974), стиже у као млад богослов, а после завршетка Призренске прелази у Београд, у руску цркву Свете на Овде прошао све црквене службе, од чтеца и а потом и свештеника. Ту за певницом се упознао и са изабраницом Литвиновом, са родио два сина, фебруар 1932 –†31. 1996), старешину храма (од 1974–1996) и бившег диригента и чтеца овог храма, а сада у цркви Светог Трифуна на Топчидерском Протиница служила у истом храму пуних шездесет година, певала, читала и ревновала до самог (†20. отобра 1986). Многим и а посебно нама младим богословима, била пример за а мудрим саветима и много више од тога – била готово равна великим духовницима. Прота био храма од месеца фебруара 1950. г. до 1974. године. Као ревносан и молитвеник био истовремено и духовник многим српским богословима, епископима. осталих, код се исповедао и преподобни Ава Код смо се седамдесетих година прошлог века учили молитви и ми млади богослови Светог Саве, а био нам практично и први прави духовник. ту улогу преузео син и наследник прота мене одвео и на у и, све до живота бринуо о мени као о сину. Исту бригу о мени и гостопримство у дому у ул. према мени и протиница, носила име благоверне руске Олге марта 1932-.†24. август 2003).

http://pravoslavie.ru/102227.html

R. C. Dales, E. King. Oxf., 1987. (ABrMA; 10); естественнонаучные: Quaestio de calore. De cometis. De operationibus solis/Ed. S. H. Thomson//Mediaevalia et Humanistica. Boulder (Colorado), 1957. Vol. 19. P. 34–43; Questio de fluxu et refluxu maris/Ed. R. C. Dales//Isis. Chicago, 1966. Vol. 57. P. 455–474 [с англ. пер.]; письма: Epistolae/Ed. H. R. Luard. L., 1861. Nendeln, 1965r. (Rerum Britannicarum Medii Aevi scriptores. Rolls Ser.; 25). Рус. пер.: Сочинения/Пер.: А. В. Апполонов, К. П. Виноградов, А. М. Шишков. М., 2003. (Bibliotheca Scholastica; 4); Об истине/Пер.: А. В. Апполонов//Вестн. РХГИ. СПб., 1999. 3. С. 185–201; Об истине. Об истине высказывания. О знании Бога/Пер.: А. В. Апполонов//Антология средневековой мысли: (Теология и философия европ. Средневековья)/Ред.: С. С. Неретина. СПб., 2002. Т. 2. С. 12–29; комментарии: Il Commento di Roberto Grosseteste al «De mystica theologia» del Pseudo-Dionigi Areopagita/Ed. U. Gamba. Mil., 1942; Commentarius in VIII libros Physicorum Aristotelis/Ed. R. C. Dales. Boulder (Colorado), 1963; Commentarius in Posteriorum Analyticorum libros/Ed. P. Rossi. Firenze, 1981; Нехаётегоп/Ed. R. C. Dales, S. Gieben. L., 1982. (ABrMA; 6); Expositio in Epistolam Sancti Pauli ad Galatas. Glossarium in Sancti Pauli fragmenta. Tabulae/Ed. R. C. Dales, J. McEvoy, L. Rizzerio, W. P. Rosemann. Turnhout, 1995. (CCCM; 130); переводы: Testamenta XII patriarcharum. 1520, 1522, 1581. Лит.: Baur L. Das philosophische Lebenswerk des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln (m. 1235)//Görres-Gesellschaft. Köln, 1910. Bd. 3. S. 58-82; idem. Die Philosophie des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln. Münster-in-Westfalen, 1917. (Beitr. z. Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters; Bd. 18. H. 4/6); Thomson S. H. The Writings of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln, 1235-1253. Camb., 1940 (Bibliogr.); Callus D. A. The Oxford Career of Robert Grosseteste//Oxoniensia. Oxf., 1945. Vol. 10. P. 42-72; Crombie A. C. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science, 1100-1700.

http://pravenc.ru/text/168181.html

В. О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII в.: На мат-ле рукописи ГИМ, Син. певч. 657//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 416-428; Верхняцкая Н. Распев Киево-Печерской лавры: устная и письменная традиции и их взаимодействие в XIX-XX вв.//Наук. bichuk НМАУ. 2003. Вип. 24: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 1. С. 108-117; Спиридон (Письменный), игум. Распев Киево-Печерской лавры (к вопросу о выделении в распев лаврских напевов)//Регентское дело. К., 2004. 8. С. 51-53; он же. Несколько слов об истории Киево-Печерского лаврского распева//Там же. 2005. 1. С. 14-23; Зihчehko В. О. Принципи фikcaцiï фimhux poзcnibib в украïнських homoлihiйhux Ipмoлoriohax kih. XVI-XVIII ст.//Наук. bichuk НМАУ. 2006. Вип. 41: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 2. С. 136-150; Прилепа О. П. Семантичне поле «nocnibkoboro словника» Ipмoлoriohy//Там же. 2006. Вип. 60: Teopemuчhi та npakmuчhi аспекти музичного смислоутворення. С. 175-179; она же. Icmopuчho ycmaлehi форми nocnibok у mpaдuцiï//Там же. 2008. Вип. 78: Mucmeцmboзhabчi пошуки: Зб. наук. ст. та есе, присвячений юbiлeю Н. О. Герасимовоï-Персидськоï. С. 161-171; она же. Функции музыкального текста в воплощении канонического текста Богородичных песнопений в традиции богослужебного пения Киево-Печерской лавры (по источникам кон. XVI - нач. XIX ст.): Канд. дис. К., 2011; Кожан О. Функции неизменяемых песнопений в циклизации всенощного бдения//Наук. bichuk НМАУ. 2008. Вип. 76: Наукова думка молодих: Зб. ст. Кн. 2. С. 134-143; она же. Факторы интонационной однородности Киево-Печерского распева//Там же. 2012. Вип. 99: Музичне мистецтво: cyчachi аспекти дocлiджehhя: Зб. ст. С. 101-120; Костюк Н. О. Лавра//Украïнська музична ehцukлoneдiя. К., 2008. Т. 2. С. 365-368; Пархоменко Л. О. Kaлiшebcьkuй Я. С.//Там же. 2011. Т. 2. С. 293; Шевчук О. Ю. hacnib//Там же. С. 368-369. Дискогр.: Изд. Киево-Печерской лавры: Братский хор Киево-Печерской лавры под упр. уставщика, игум. Флавиана (Приходько): Великая ектения, «Блажен муж», «Благообразный Иосиф», «Ангел вопияше»: (Запись 1910 г.)//Записи старинных церк.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Культурология смерти и метафизика Танатоса, встретившись на почве эллинских симпатий русской мысли, придали ей особый привкус трагического оптимизма. О. Э. Мандельштам, твердо знавший, что лишь культура не ведает смерти, готов распространить эллинскую иммортологию на все историческое содержание христианства: «Христианский мир – организм, живое тело. Ткани нашего мира обновляются смертью. Приходится бороться с варварством новой жизни, потому что в ней, цветущей, не побеждена смерть! Покуда в мире существует смерть, эллинизм будет, потому что христианство эллинизирует смерть. Эллинство, оплодотворенное смертью, и есть христианство» 41 . Русские интуиции смерти и опыт ее переживания в родной словесности и искусстве почти не изучены. Настоятельной современной потребностью, отвечающей духовной конъюнктуре дня, является собирание и издание памятников отечественного размышления над смертью. Уже само по себе это дело есть борьба со смертью. Музыкой смерти переполнен кризисный космос нашей культуры. Но партитура ее неплохо изучена русскими мыслителями. Наш долг – вернуться к этим страницам и заново перелистать их в закатном свете сошедшего во тьму небытия второго тысячелетья. 1990–2003 Примечания 1. Токарский А. Страх смерти//Вопросы философии и психологии. М., 1897. Кн. 40. С. 931–978; Эрн Вл. Социализм и проблема свободы//Живая жизнь. М., 1907. С. 68–87 (ч. III статьи). 2. Розанов В. Вечная тема//Новое время. СПб., 1908. 4/17 января. С. 3. Позже в полемику включился Д. С. Мережковский (Мистические хулиганы//Свободные мысли. СПб., 1908. 28 января. С. 2), после чего появилась статья Розанова «Еще раз о вечной теме» (Новое время. СПб., 1908. 23 февраля/7 марта. С. 4–5) и его же эссе «Смерть… и что за нею» (Смерть: Альманах. СПб., 1910. С. 143–163). В 1903 г. Розанов опубликовал в «Новом пути» (СПб., статью «Святость и смерть», вошедшую потом в книгу «Темный лик: Метафизика христианства» (1911). 3. См. обзор: Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: О новом направлении в зарубежной историографии//Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. М., 1989. С. 114–135; Новикова О. А. К вопросу о восприятии смерти в Средние века и Возрождении: (На материале испанской поэзии)//Культура Средних веков и Нового времени. М., 1987. С. 51–59; Семина К. А. Археология и социология смерти: (Анализ исследований 80-х гг.)//Личность и общество в религии и науке античного мира: (Современная зарубежная историография). Реферат. сб. М., 1990. С. 91–107; Гайденко П. П. Смерть//Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 34–36.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

1]; 141 [ст. 2, 3]; Момотов, 2003, 75]. 10 Впервые этот статус юридического лица за священнослужителями был закреплен в Корпусе имп. Юстиниана [Берёзкин, Крицкая, 2019, 108–109, 112]. 12 Утопление в славянской мифологии рассматривалась как одна из самых нежелательных форм смерти [Зеленин, 1995, 39–50]. 13 В данном отношении показателен Устав Ярослава Владимировича, последние положения которого категорически запрещают кому-либо вмешиваться в дела церковного, а вернее – митрополичьего суда [Устав Ярослава, 1976, 90–91 [ст. 54–56]]. 14 В данном отношении весьма показательны рекомендации, согласно которым должны были излагаться исторические дисциплины в Духовных академиях в результате нового академического устава 1910 г. Устав предписывал рассматривать историю в контексте провиденциальных концепций богословия. Последствия подобных преобразований оказались крайне неприятными для духовных школ 2000, 33]. 15 Примером подобного изложения истории Русской Церкви может служить учебник В. И. Петрушко [Петрушко, 2007; Петрушко, 2019]. 16 Отмеченная особенность хорошо прослеживается в исследованиях П. С. Стефановича и М. Б. Свердлова. Если первый из названных исследователей вообще отказался от рассмотрения духовенства в составе правящих элит Руси, то второй – вполне обоснованно и очень аккуратно отметил среди таковых элит лишь епископат, признав за ним высокое положение в обществе только к концу Киевского периода существования древнерусской государственности. Тем не менее, в самом церковном кругу статус архиерея был вполне высоким, хотя и не бесспорным. Об этом можно судить по тому, как происходило формирование символов власти и форм поведения архиереев (см. подр.: [Гайденко, 2014, 15–51]). 17 Примерами подобных расправ служат наказания обидчиков новгородского епископа Луки Жидяты и казнь волхва, виновного в смерти «попа Янева» [Ипатьевская летопись, 2001, 166]. Вероятно, какое-то наказание постигло и виновников смерти уже упоминавшегося новгородского епископа Стефана [Новгородская летопись старшего извода, 2000, 182–183; 473].

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Кн. 2. М., 1872. С. 366–367. 196 См.: Алтайская церковная миссия: Посвящается основателям перваго в отечестве Миссионерского Общества. С. 167. 197 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 4. 199 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных мисси х и де тельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 369. 206 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1880 год//Томские епархиальные ведомости. 1881. 1 15. С. 223. 209 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1879 год//Томские епархиальные ведомости. 1880. 1 6. С. 118. 210 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 4. 212 Обозрение церквей и приходов епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1901 году//Томские епархиальные ведомости. 1901. 1 13. С.30. 215 См.: Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX века: Дисс… канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003. С. 117–118. 218 См.: Отчет об Алтайской Миссии за 1909 год//Томские епархиальные ведомости. 1910. 1 12. С. 490. 245 Макарова-Мирская А.И. Полтора месяца на Алтае: Из писем к бабушке. Харьков, 1915. С. 107–108. 308 См.: Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальные и культурные отношения (XVII–XIX вв.). Горно– Алтайск, 1996. С. 226.; Беликова А. П. Горный Алтай: истоки просвещения//Педагогика. 1995. 12. С. 98. 309 См.: Голубев П.А. Народное образование//Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Томск, 1890. С. 275. 312 См.: Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник. 1902. 1 18. С. 52. 314 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях за 1887 год//Томские епархиальные ведомости.1888. 1 6. С. 2. 315 См.: Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

«Свете тихий» киевского распева в синодальном изд. Обихода (М., 1772. Л. 20 об.— 21) «Свете тихий» киевского распева в синодальном изд. Обихода (М., 1772. Л. 20 об.— 21) Многоголосие К. р. известно во 2-й пол. XVII в. по демественным и знаменным партитурам, в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.- по партесным обработкам, в кон. XVIII-XX в.- по многочисленным композиторским гармонизациям и аранжировкам (см.: Лисицын. Обзор; Свод напевов). Во 2-й пол. XVII в. К. р. постоянно звучал на службах в присутствии царей и патриархов и поощрялся ими; этим, возможно, объясняется надписание «Достойно есть» именем царя Феодора Алексеевича (опубл. в сб.: Успенский. Образцы. 1971. С. 139-140). В 1772 г. подобны К. р. вошли в печатный синодальный Октоих, значительное число песнопений К. р.- в Обиход (см.: Захарьина. 2003. С. 141-142). К. р. стал неотъемлемой частью пореформенной русской певческой традиции, а с сер. XIX в.- предметом сравнительных исследований (чаще по печатному синодальному Обиходу 1772 г., чем по рукописям). Изучение песнопений рус. певч. источников выявило частые совпадения (или заметное родство) К. р. со знаменным и с греческим (а иногда и болгарским) распевами. В лит-ре содержится много примеров такого рода. Описывая современное ему церковное пение, архиеп. Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) отмечал: «...киевский, черниговский и новгородский напевы суть не что иное, как один и тот же греческий, но переиначенный по вкусу и характеру жителей городов российских» ( Феоктист (Мочульский). 1813. С. 9); прот. Д. В. Разумовский обратил внимание на полное совпадение напевов песнопений «Воскресение Христово видевше» греческого распева и псалма «Господи, воззвах» К. р. (см. в изд.: История рус. музыки. М., 1983. Т. 1. С. 219). Родство К. р. со знаменным отмечали Н. М. Потулов («По характеру своему он (К. р.- Е. Ш.), видимо, истекает из знаменного и местами до того бывает с ним сходен, что если бы над песнопением не стояло надписание киевского распева (каковому надписанию не доверять нет основания), то напев можно было бы назвать знаменным» - Потулов . 1884. С. 73), прот. Д. Разумовский («Воскресные тропари «Днесь спасение» и «Воскрес из гроба» с надписанием киевского распева суть, несомненно, большого знаменного распева. Прокимны утренние в большом знаменном и киевском распеве почти сходны по напелу гласов» - Разумовский. 1867. Вып. 1. С. 85), А. В. Преображенский («Киевский распев образовался под несомненным влиянием знаменного и есть его упрощение» - Преображенский. 1910. С. 23).

http://pravenc.ru/text/1684569.html

С. 26-32; 4. С. 25-28; 6. С. 6-15; 8. С. 6-14; 10/11. С. 3-16; 14. С. 26-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; 1892. 1. С. 25-29; 2. С. 19-24; 4. С. 15-19; 6. С. 22-28; Какое значение имеет наша древняя лит-ра и как должен быть составлен науч. каталог наших рукописей//Иверия. 1891. 229, 230, 232, 233 (на груз. яз.); Состояние древнего Атенского храма//ДВГЭ. 1891. 15; Археологические древности: орарь и омофор XIV в.//Там же. 1891. 18; К вопросу о древних формах перстосложения для благословения//Там же. 1892. 4. С. 22-23; Абхазские Католикосы. Ставрополь, 1893; Греч. летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.//ДВГЭ. 1902. 19. С. 9-12; Но следует поведать и о начале и причинах сего удивительного происшествия, т. к. этого желает большинство//Там же. 21/22. С. 32-35; 24. С. 17-22; 1903. 5. С. 33-37; 6. С. 29-34; Хроника Абхазских царей//Там же. 1902. 12. С. 11-29; 13/14. С. 10-16; Пять грузинских исторических хроник//Там же. 1903. 7/8. С. 23-31; 9. С. 17-25; 15/16. С. 25-33; Борьба за груз. язык в 1882-1910 гг. Кто защитит груз. язык в приходских школах Мегрелии. Кутаис, 1913 (на груз. яз.); Крепостное право в Грузии//Ахали Картли [Новая Картли]. 1915. 31, 33, 35 (на груз. яз.); То же//Самшобло [Родина]. 1915. 82, 84, 86 (на груз. яз.); Нашествие арабов на Грузию в VIII в.//Сакартвело [Грузия]. 1915. 108, 110, 114-117, 119, 120 (на груз. яз.). Ист.: Чего желает груз. народ от школы?//ДВГЭ. 1891. 14. С. 30-32; Указ Правительствующего Сената: Преподавателя Тифлисской ДС Жордания Ф. произвести в статские советники со старшинством//Там же. 1893. 6. С. 1-5. Лит.: Циашвили С. Тедо Жордания//Сахалхо ганатлеба [Народное образование]. Тбилиси, 1946. 53 (на груз. яз.); Дзоценидзе Л. Тедо Жордания и древние груз. рукописи//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. 1 (на груз. яз.); Надирадзе К. Педагогическая деятельность Т. Жордании//Клио. Тбилиси, 2001. 13 (на груз. яз.); она же. Тедо Жордания - исследователь истории Грузии. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) МЕТРЕВЕЛИ Елена Павловна (1917-2003), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.)

http://pravenc.ru/text/182337.html

  Мы цитируем энциклику на основе электронной версии оригинального регенсбургского издания (Pius, 1865). Это издание мы сравнили с Denzinger и Hünermann, 2002 (далее: «D&H: число параграфа»). Другие папские указы, решения и энциклики приводим в соответствии с D&H. «Внутри католического мира ученые до сих пор не идентифицировали явления истинного [vero e proprio] фундаментализма (по некоторым мнениям, из-за самого церковного института, который препятствует возникновению религиозной гетеродоксии» (Giorda. 2010). Ср. подобное утверждение: „Academics are still debating the appropriateness of using the ‘Fundamentalism word’ in contexts outside its original Protestant setting“ (Ruthven. 2005. С. 5). В противоположность этому Лука Одзано утверждает: «Фундаментализм нельзя отождествить только с одной конфессией, какой бы она ни была, но является глобальным феноменом, присутствующим во всех великих религиях» (Ozzano. 2004). Марчелло Пера в свою очередь считает: «Фундаментализм — это риск любой религии, прежде всего монотеистической. (...) Но против этого явления христианство разработало различные противоядия» (Пера. 2010. С. 123–124). Большое символическое значение («зародыш фундаменталистского движения», согласно Armstrong. 2007. С. 211) приобрела деятельность братьев Стюартов (Lyman и Milton Stewart), которые в период 1910–1915 г. опубликовали серию памфлетов под названием The Fundamentals. A Testimony to the Truth. Их целью было «предотвратить эрозию фундаментов протестантской веры». Ср. Ruthven. 2005. С. 9–13. На вопрос, что такое религиозный фундаментализм, заданный в форме подзаголовка его знаменитого исследования, Клаус Кинкцер отвечает (2002. С. 15–16), настойчиво подчеркивая тот факт, что речь идет о движении. Мы отсылаем к описанию фундаментализма как «патологического изменения религиозного опыта» (Miccoli. 2003). Ср. 2009. Публицистически и информативно темой занимается Туцич. 2011. К аналогичным побуждениям отсылает и Крстич. 2010. Наиболее важными источниками при рассмотрении проблематики, изложенной в этой главе, для нас были: Pace и Guolo. 1998; Кинцлер. 2002; Ruthven. 2005; Armstrong. 2007; 2010; Sanna. 2011; 2010.

http://bogoslov.ru/article/6194390

В 1899 г. К. пережил смерть матери, в 1900 г. умер его брат Георгиос, в 1902 г.- другой брат, Аристидис. Пессимистическая тональность еще более проявилась в стихотворениях нач. XX в. Для поэзии К. этого периода характерны тема смерти («Слезы сестер Фаэтона» (Τ δκρυα τν δελφν το Θαθονος, 1897), «Смерть императора Тацита» (Ο θνατος το υτοκρτορος Τακτου, 1897)) и ощущение быстротечности жизни и бессилия старости («Старик» (Ενας γρος, 1897), «Души старцев» (Η ψυχς τν γερντων, 1901)). В стихотворениях кон. 90-х гг. XIX в. появился характерный для поэзии К. нач. XX в. мотив заблуждения, неспособности человека предчувствовать, предвидеть и улавливать тайные знаки: «Молитва» (Δησις, 1898), «Вмешательство богов» (Η πμβασις τν θεν, 1899), «Препятствие» (Διακοπ, 1901). О творческом поиске К. свидетельствует ряд его прозаических заметок, изданных М. Перидисом в 1963 г. В них прежде всего заметен философский характер поэзии К. По его мнению, поэт должен стремиться к отображению действительности во всей ее неоднозначности и многогранности, а стихотворения должны предлагать варианты прочтения в зависимости от личного опыта читателя. В основе одного из наиболее известных стихотворений нач. XX в. «Фермопилы» (Θερμοπλες, 1903) лежит мотив верности своему предназначению. Постепенному освобождению от элементов поэтики романтизма и символизма, а также от влияния поэзии «Парнаса» и движению к реализму способствовали изменения в языке и системе версификации в творчестве К. В нач. XX в. он обратился к разговорному языку, старался имитировать естественный ход речи, употреблять сжатые и лаконичные выражения и обходиться без эпитетов и сложных образов. В его поэзии стали преобладать стихотворения, написанные свободным стихом. В 1904 г. вышел 1-й сборник К., в к-рый он включил 14 стихотворений, отобрав их после многочисленных редакций. В 1910 г. К. издал 2-й сборник (21 стихотворение). С 1912 г. он издал 5 сборников, руководствуясь хронологическим принципом (т. е. по датам первых публикаций). В 1917 г. из уже опубликованных стихотворений К. издал первый тематический сборник. Как отмечает С. Б. Ильинская, он воплотил «потребность поэта в цикличной композиции» (Русская Кавафиана. 2003. С. 381), подобрав стихотворения по законам «внутренней ассоциативной связи» (Там же). Всего до 1933 г. К. издал 5 таких сборников.

http://pravenc.ru/text/1319750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010