Пс.88:40 .  пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; «Поверг на землю венец» – сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом. Пс.88:45 .  отнял у него блеск и престол его поверг на землю; Пс.88:46 .  сократил дни юности его и покрыл его стыдом. «Отнял... блеск» – блеск самостоятельного, независимого царствования. – «Сократил дни юности» – уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось. Пс.88:48 .  Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Пс.88:49 .  Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола. Пс.88:51 .  Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; «Носить... поругание... от... народов в недре» – глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя – скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48–49 ст.), так и за весь народ. Пс.88:53 .  Благословен Господь вовек! Аминь, аминь. Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эту истину наглядно подтверждает то, о чем поведал нам евангелист Марк, дополняя рассказ евангелиста Матфея. Отец отрока не обладал могучей верой в чудотворную силу Иисуса Христа. Это ясно показывает его обращение к Нему: »если что можешь, сжалься над нами и помоги нам«. И Господь не упрекнул его за слабость его веры, но лишь обратил его внимание на исключительную важность веры, хотя бы она и была еще далека от совершенства. Он сказал отцу отрока: »если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас, – говорит евангелист, – отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! помоги моему неверию« ( Мк. 9:22–24 ). И этого было достаточно, чтобы Господь совершил чудо исцеления ради этой Им же Самим чудесно умноженной и укрепленной веры. Господь имел власть над нечистыми духами и мог одним Своим словом врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Мы же не можем, конечно, рассчитывать на безотказное обладание силой чудотворения и должны молитвенно обращаться за помощью к Нему, вверяя Ему и самих себя и тех, кому хотим помочь, ибо Он все видит, все знает и потому, спасительно дарует каждому то, что для него полезнее: здоровье или недуг, благополучие или невзгоды, успехи или кажущиеся неудачи. Но мы призваны бороться со злом, »не давать места диаволу« ( Еф. 4:27 ), вносить в жизнь мира добро, показывать пример чистой скромной и неукоризненной жизни, делать все, чтобы повсюду святилось и прославлялось благословенное Имя Божие. Если мы будем верно исполнять этот свой долг, тогда по благодати Божией и в каждом из нас, и во всех людях доброй воли будет возникать и умножаться спасительная вера, для которой нет ничего невозможного и которая, будучи »любовию споспешествуема« ( Гал. 5:6 ), каждому, кто старается быть верным Призвавшему его, откроет »свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа« ( 2Пет. 1:11 ). Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Суммируя взгляды древних толкователей на Нагорную проповедь, Р. Гюлих, автор посвященного ей фундаментального исследования, подчеркивает, что, с одной стороны, в Иисусе видят преемника Моисея и интерпретатора Моисеева законодательства, «восполняющего» его через раскрытие его истинного смысла. С другой, отмечают, что Иисус порывает с Моисеевым законом, потому что Его нравственные требования превосходят и даже отбрасывают в сторону этот закон. По мнению ученого, как одна, так и другая точка зрения основаны на акцентировании одного фрагмента Нагорной проповеди ( Мф. 5:17–19 ) в ущерб другому ( Мф. 5:21–48 ). Для евангелиста Матфея, отмечает ученый, Иисус – не столько новый Моисей, сколько Тот, Кто пришел исполнить ветхозаветные пророческие ожидания, возвестив Царство Небесное и сделав его реальностью человеческой истории 188 . «Доколе не прейдет небо и земля» Значимость «закона и пророков» подчеркивается во втором изречении, где Иисус говорит о том, что Ветхий Завет сохраняет силу на все последующие времена. Он настаивает на важности закона вплоть до последней «йоты» (ωτα). В арамейском оригинале речи Иисуса, по-видимому, здесь упоминалась буква «йод» () самая маленькая в еврейском алфавите. Под чертой (κεραα), вероятно, подразумевался незначительный диакритический знак; подобного рода знаки использовались как в еврейском, так и в греческом письме 189 . На первый взгляд, это изречение радикально противоречит образу жизни Иисуса и его отношению к предписаниям Моисеева законодательства. Здесь Он предстает как требующий буквального и безусловного исполнения малейших предписаний закона – то, чего Сам Он не делал, когда, например, нарушал субботу. Многие ученые считают, что «исторический Иисус» не мог произнести подобных наставлений и что они являются плодом творчества евангелиста Матфея 190 . Между тем аналогичное изречение мы встречаем в Евангелии от Луки, в беседе Иисуса со сребролюбивыми фарисеями, которые смеялись над Ним: Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк. 16:15–17 ). Здесь личность Иоанна Крестителя предстает в качестве водораздела между Ветхим и Новым Заветами. При этом, как и в Нагорной проповеди, о законе Моисеевом говорится как о продолжающем сохранять значимость до конца истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно». И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы. Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире. Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет. И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни. Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Господь Иисус Христос почтил своим присутствием и гораздо более поздний по происхождению праздник Обновления. «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» ( Ин. 10:22–23 ). Лет за двести до этого учредил это торжество Симон Маккавей и «установил каждогодно проводить этот день с веселием» ( 1Мак. 13:52 ). Главными Ветхозаветными праздниками, без сомнения, были Праздник Пасхи и Опресноков. Вечером четырнадцатого дня первого месяца Нисан начинали праздновать Пасху Господню, а на следующий день наступал Праздник Опресноков, после чего надо было семь дней есть опресноки ( Лев. 23:5–6 ; Чис. 28:16–17 ). В эти дни воспоминалось спасение народа из египетского рабства. Все благочестивые израильтяне праздновали эти дни. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). С двенадцати лет ходил туда и Господь (например, Ин. 2:13 ). Когда приблизилось время Страданий Его «множество народа пришедшего на праздник услышав, что Иисус идет в Иерусалим» ( Ин. 12:12 ), с ветвями вышли встречать Господа. Это была последняя Ветхозаветная Пасха, «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5:7–8 ), как сказал Апостол Павел. Та Пасха была прообразом. В ней приносились в каждый год одни и те же жертвы, которые не могли «сделать совершенными приходящих с ними» ( Евр.10:1 ). В этой же Новой Пасхе, празднуемой Церковью, «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Пасху празднуют практически все христианские конфессии. Отмечают ее и многие секты. То, что богослужения ранней Церкви центрировались вокруг воскресного дня, мы уже указывали выше. Каждое воскресение было отражением Главного Воскресения – Пасхи. «Общество Сторожевой башни» считает, что «Пасха не праздновалась ранними христианами», она берет «свое начало в нехристианских празднованиях» 407 . О том, что Новозаветная Пасха стала главным праздником Церкви свидетельствуют источники доконстантиновой эпохи. «Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня… Все они праздновали Пасху…», – читаем мы в письме Поликрата, епископа Ефесского, Виктору, епископу Римскому, которое датируется 190–192 г.г. по Р.Х. 408 Существуют несколько сект, которые празднуют пасху одновременно с иудеями 14 Нисана. Это «Свидетели Иеговы», «Десные братья», некоторые толки молокан и др. Они воспоминают в это время смерть Спасителя, забывая о Воскресении Его. Конечно, это проистекает из других ложных представлений рассматриваемых сект, так, например, учение «Свидетелей Иеговы», отрицающих телесное Воскресение Спасителя, ущербно и в праздновании Пасхи. И это общий закон – ложное теологическое мнение создает ложный обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Ты вкушал прежде веселие жизни с благословением Иисуса Христа, а теперь с Ним же торжествуешь победу ее над смертью, и сие торжество веры прославляя, Апостол Павел восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти грех , а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом». Итак, уверен я, что Он же, благословивший радость вашего брака, ныне благословениями и утешениями своими исцеляет, освящает и услаждает слезы твои о друге, которого ты потерял в Нем из виду, на краткое время, чтобы вскоре опять в Нем же найти его, чтобы вскоре увидеться в небесном царствии и никогда уже не разлучаться. Не беспокоит ли тебя иногда мысль, как одному детей воспитать? Но тотчас ты и отвечаешь себе самому – я не один, но со мной Отец мой небесный. Вместо того, чтобы задумываться, действуешь со Христом, по настоящим указаниям Провидения Его, и по крайнему разумению твоему. И как все настоящее предаешь воле Его, так и будущего всего ожидаешь от Его всеблагого и отеческого изволения не только с надеждой, но и с благодарением радостным, потому что мы не можем очи возвести к Нему, Спасителю и Отцу нашему без чувства благодарящего. А сердце благодарящее Господа, уже радуется о Господе, радуется в самых страданиях. Пришли мне имена деток твоих, означив имена каждого сына и каждой дочери. Когда ты взглянешь на детей так сердобольно, как никто уже из человеков не может на них взглянуть, то поспеши взглянуть на Иисуса Христа и скажи: «Господи, прииди и посмотри»!. Также и над могилой друга. И будет легче. Это крест твой. Уведомь также о состоянии Синодального нашего о Господе Отца Василия, 189 незабвенного благотворителя моего, и не забудь означить имена всего семейства его, не исключая дочери, выданной за священника Петербургского. Прости, возлюбленный и сердечно почитаемый мной Отец Федор! Письмо пошлите в Бийск, а отсюда мы получаем все с почты посредством одного священника, доброго и честнейшего. Архимандрит Макарий. 1841 г. Сент. 19 дня. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Привлечение учеников к полноте богообщения (15:16) означает их избрание, отделение от мира. Мир любит лишь своих, его любовь обращена только на ему подобных, таких же, как он 190 : «Если бы вы от мира были, мир любил бы свое. А так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (15:19). Церкви как союзу любви противостоит ненависть мира. Иисус уже говорил, что мир Его ненавидит (7:7). Теперь эта ненависть к Нему перейдёт на учеников: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел» (15:18). Иисус напоминает слова, произнесённые Им ранее (13:16): рабы не вправе рассчитывать на то, что к ним будут относиться лучше, чем к их господину: «Если Меня гнали, и вас будут гнать; если слово Мое соблюли, и ваше будут соблюдать» (15:20). Мир не отзовётся на их проповедь. Ученикам нет смысла надеяться на то, что все люди прислушаются к их учению. Но как некоторые приняли слова Иисуса, так будут и те, кто пойдёт за ними. Иисус уходит, и мир обратит на учеников свою ненависть, как на носителей Его имени. Причина будущих гонений заключается в неведении (15:21), в неспособности понять, что Иисус выполнял поручение Отца. Приход Сына Божия к людям возложил на людей моральную ответственность. За отказ и нежелание поверить в то, что Бог всецело явил себя в Иисусе Христе, иудеи навлекли на себя осуждение: «Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; теперь же извинения не имеют в грехе своем» (15:22) 191 . Возненавидев Сына, они возненавидели и Отца: «Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха; теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего» (15:23 – 24). Происшедшее отвержение подтверждается Писанием (Пс 34:19, 68:5) 192 : «Но да исполнится слово, в Законе их написанное: “Возненавидели Меня напрасно " » (15:25) 193 . Однако перед лицом грядущих гонений ученики останутся не одни, с ними будет Утешитель: «Он будет свидетельствовать о Мне. Но и Вы свидетельствуйте, потому что от начала вы со Мною» (15:26 – 27). Эти свидетельства нельзя понимать как раздельные. Они станут совместными. Ведь Св. Дух будет присутствовать в самих апостолах 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

и прес. прест.: на основании их принятие мер об охранении православия детей совращенного, в отличие от правила ст. 190, возложено на министра внутренних дел, который о таковых мерах представляет установленным порядком на усмотрение Его Императорского Величества. В таком же положении находятся по разъяснению г. Таганцева, и раскольники. Так как по отношению к ним закон (ст. 33 т. X, ч. 1) допускает браки с православными не иначе, как по принятии раскольниками соединения с православной Церковью с присягой (?), то раскольничьи браки не могут быть подведены под смешанные, связанные с отобранием от родителей подписки о воспитании их детей в православной вере. Поэтому вопрос об ответственности раскольников за воспитание их детей не по правилам православной Церкви может возникнуть: или в случае отпадения обоих родителей, или одного из них в раскол или же в случае усыновления раскольниками до закона 12 марта 1891 г. лиц, крещеных в православной вере. По своду законов подвергались ответственности по ст. 216 (по изд. 1842 г.) лишь раскольники, воспитывавшие малолетних по обрядам жидовской ереси. При издании уложения 1835 г. это постановление вошло в ст. 208 173 проекта, но в более широком объеме, так как в ней было указано: «за допущение малолетних христиан производит духовные обряды по жидовской вере или иной какой-либо ереси, или участвовать в оных». Это расширение объема статьи вызвало сомнение в практике относительно ее применения, и Правительствующий Сенат, в решении по делу Селютиной, 1872 г., 1673, высказал, что вышеупомянутая статья имеет в виду лишь воспитание в правилах ересей, признаваемых особенно вредными. Затем эта статья была вовсе отменена в силу Высочайше утвержденного 1 мая 1884 г. мнения Государственного Совета, так как после издания закона 3 мая 1883 г., по мнению главно-управляющего кодификационным отделом, представлялось очень затруднительным с точностью установить, к каким именно сектам она могла бы быть применена. 174 В виду того, что из уложения устранения была статья, имевшая целью ограждение малолетних от совращения в раскол, признано было необходимым внесение в устав о пред. и пресеч. преступ. ст. 57. Если бы 190 ст. улож. распространялась на раскольников, то во включении в устав о пред. и прес. прест. новой статьи, также касающейся попечения об охранении православия малолетних детей, не было бы надобности. В виду этого Н.С. Таганцев и приходит к тому выводу, «что как при составлении в 1845 году статьи 190 улож., так и при согласовании уложения с законом 3 мая 1883 г. под ее действие не предполагалось подводить случаи воспитывания по правилам раскола родителями их детей, подлежащим воспитыванию в православной вере. Такое же разъяснение статьи 190 было дано еще 1 февраля 1861 г., согласно с предложением управлявшего министерством юстиции, общим собранием 4-го, 5-го и межевого департаментов Правительствующего Сената по делу Сысоева, признанного Сенатом не подлежащим никакой ответственности за воспитание детей своих в расколе. 175

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010