В нач. 1922 г. в Иваново-Вознесенской губ. прошло изъятие церковных ценностей . Из храмов И.-В. в. с 15 марта по 15 июня 1922 г. было конфисковано более 2 фунтов золота и свыше 336 пудов серебра. Кампания по изъятию стала причиной столкновений верующих с властями. Согласно отчету губ. комиссии по изъятию, работники комиссии были изгнаны из Крестовоздвиженской ц. Иваново-Вознесенска «толпой старух и фанатиков». Трагический характер имели события, происшедшие при конфискации церковных ценностей в Шуе 13-15 марта 1922 г. 13 марта, когда гос. комиссия пришла в городской Воскресенский собор, он был полон людьми, готовыми защищать храм. Усилия членов комиссии удалить верующих из храма, равно как и призывы настоятеля собора прот. сщмч. Павла Светозарова к прихожанам разойтись, были безрезультатны. Комиссия ушла, заявив, что вернется через 2 дня. 15 марта на площади у собора собралась толпа народа (по разным оценкам, от 3 до 6 тыс. чел.). Попытка разогнать людей при помощи конной милиции ни к чему не привела. На площадь были подтянуты красноармейцы, подъехало 2 автомобиля с пулеметами, был открыт огонь по толпе: погибли 4 чел. (мученики Авксентий Калашников , Николай Малков , Сергий Мефодиев , Анастасия ), ок. 20 чел. получили ранения. Шуйские события были использованы властями как предлог для развязывания кампании террора против Русской Церкви. В секретном письме членам Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г. В. И. Ленин требовал, чтобы «процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев Шуи» ( Ленин В. И. Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) 19 марта 1922 г.//Известия ЦК КПСС. 1990. 4. С. 190-195). Выездная сессия Верховного ревтрибунала по делу «шуйских мятежников» начала работу в Иваново-Вознесенске 21 апр. Перед судом предстали 4 священника и 20 мирян. Согласно приговору, вынесенному 25 апр., священномученики прот. Павел Светозаров и свящ. Крестовоздвиженской ц. с. Палех Иоанн Рождественский , а также мч. Петр Языков 10 мая были расстреляны в Иваново-Вознесенске.

http://pravenc.ru/text/200501.html

Плата за обучение в ВУЗах страны составляла, по мировым меркам, символическую сумму в 50–150 руб. в год (что равнялось, в то время, 25–75 долл. США). При этом студенты из неимущих семей довольно часто освобождались от какой-либо платы вообще Повторимся, что по результатам анкетирования 1920 г. в категории молодежи 12–16 лет умели читать и писать 86% опрошенных, то есть практически все они получили основы грамотности в период до 1917 г. Исторически Русская Православная Церковь заботилась о совершенствовании духовного образования народа, о подготовке высокодуховных и образованных пастырей. Практически на протяжении всего исследуемого периода в Российской Империи вело деятельность около 250 духовных учебных заведений 4 . (См. Приложение «О духовных учебных заведениях (Ведомость с. 115 и рис. 18). Число высших учебных заведений – духовных академий было неизменным и равнялось четырем: Киевская (основана в 1615 г.), Московская (основана в 1685 г.), Санкт-Петербургская (в 1721 г.) и Казанская (с 1797 г.). Количество духовных семинарий выросло на 11-ть заведений: с 51-ой до 62-х, а вот число духовных училищ сократилось, в изучаемый период времени, на пять заведений, со 190 до 185 ед. По состоянию на 1917 г. число Духовных академий и семинарий в России оставалось прежним – 4 и 62 соответственно с. 429]. Показатель общего количество учащихся в духовных учебных заведениях имел положительный тренд (за исключением короткого периода 1883–84 гг.), и число учащихся (выпускников) таких заведений, согласно Приложению «Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость (см. с. 117 и рис. 19) выросло с 43460 чел. до 53148 чел., или на 22,3% за весь период. Рис. 18. Число духовных учебных заведений РПЦ в конце XIX – начале XX вв., ед. Источник: составлено автором по данным Рис. 19. Общее число учащихся в духовных учебных заведениях РПЦ в конце XIX – начале XX вв., чел. Источник: составлено автором по данным Так же, как и учащимся светских учебных заведений, неимущим и малоимущим учащимся (студентам) духовных учебных заведений из церковных и благотворительных источников выплачивались вспоможения на все время учебы (см. Приложение на с. 117). На рис. 20 проиллюстрированы доли казеннокоштных 5 учащихся и доли учащихся, получавших разного рода постоянные и единовременные пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Однако мон-рю принадлежали также деревни и угодья в Пошехонье, Костромском у., на реках Лежа, Киекса, Окольная Сухона и др. По сотной грамоте 1631 г., описывавшей вотчину мон-ря в Комельской и Обнорской волостях, обители принадлежали 143 поселения (включая пустоши), а также владения приписных Коптевой и Перцовой пустынь - 13 селений. По жалованной грамоте К. К. м. 1621 г. власти обители ежегодно получали от гос-ва 350 р. на приобретение необходимых братии товаров: «Велели им про монастырской годовой обиход купить по их росписи воску и ладану, и вина церковного, и фимьяну, и патоки, и на братью, и на слуг, и на служебников, и на всяких монастырских служебников сукон, и холстов, и обуви, и мереж на рыбную ловлю, и железа, и укладу, и лошадей, и коров, и рыбы, и всякие монастырские мелкие рухляди» (ИРИ. Ч. 4. С. 730-731). Большой интерес представляет корнилиевское с. Грязивицы, расположенное в 5 км к северу от мон-ря. В 1631 г., когда была составлена сотная грамота, в нем были 2 деревянные церкви - апостолов Петра и Павла с приделом прп. Корнилия Комельского и Рождества Христова. При храмах располагались строения «церковное, монастырское и приходных людей» и колокольня с колоколами. В селе насчитывалось 40 дворов: один монастырский, остальные крестьянские. Регулярно устраивались ярмарки. По воскресеньям съезжались крестьяне как из вотчины К. К. м., так и из др. мест. Мон-рь получал большой доход от торговли, поскольку, как отмечает сотная, все пошлины от торговли собирали монастырские служители и использовали на нужды обители: «В селе ж торг по воскресеньям, торгуют тутошние и приезжие крестьяня хлебом и всякими мелкими товары; а пошлины збирают на монастырь по государеве жаловалнои грамоте за приписью диака Семена Головина 129-го году». В 1631 г. в вотчине К. К. м. указаны 407 дворов, в которых жили 518 чел. Только крестьянское население вотчины составляло ок. 3150 чел. В церковных и монастырских дворах проживало ок. 190 чел., а 16 - в кельях при церквах. Т. о., общая численность населения вотчины К.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

19 апр. 1785 г. в Грин-Хилл-Хаус (шт. Сев. Каролина) состоялась 1-я ежегодная конференция вновь организованной Методистской епископальной церкви. Рукоположенный Дж. Уэсли и посланный в Америку миссионер У. Хаммет выступили против епископата и в 1791 г. создали Американскую примитивную методистскую церковь. В 1792 г. Асбери столкнулся с Дж. О " Келли и его сторонниками, к-рые требовали предоставлять проповедникам право обращаться к ежегодной конференции, если они были недовольны своим назначением. Предложение O " Келли не было принято большинством участников Генеральной конференции Методистской епископальной церкви, они встали на сторону еп. Ф. Асбери. Сторонники О " Келли создали новую церковную орг-цию - Республиканскую методистскую церковь. После 1792 г. ежегодные церковные конференции стали региональными, а Генеральная конференция созывалась раз в 4 года. Ок. 1812 г. в Генеральных конференциях стали принимать участие не все верующие, а только избранные общинами делегаты. Еп. Ф. Асбери активно внедрял в практику методист. церкви созданный Дж. Уэсли институт «разъездных проповедников». Асбери считал его идеальным для осуществления миссии в большой и малонаселенной стране, где люди жили за много километров друг от друга. Каждый проповедник имел свой округ, он объезжал его верхом за 4-5 недель, проводя собрания в любом месте и для любого количества людей. По данным, основанным на дневниковых записях Асбери, за время служения он проехал более 400 тыс. км и прочитал более 16 тыс. проповедей. Результатом этой деятельности стало значительное увеличение числа прихожан (с 1200 чел. в год приезда Асбери в США до 214 тыс. чел. в год его смерти). В 1819 г. М. создали Миссионерское об-во, деятельность которого распространилась на территорию Канады и Нов. Шотландии. В 1812 г. насчитывалось 190 тыс. амер. М., к 1844 г. их число возросло до 1170 тыс., а к 1899 г. превысило 4 млн чел. Методистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. Карсон Методистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. Карсон

http://pravenc.ru/text/2563076.html

начала работать 28 окт. На ее проведение оставались значительные средства из выделенной гетманским правительством суммы. К назначенному сроку в Киев прибыли 120 чел.; делегаты приезжали до нач. дек. 1918 г.; в общей сложности зарегистрирован 351 участник Собора. Преобладали сторонники канонического строя в Церкви, сторонников автокефалии оказалось 60-70 чел. Прибывшие на ВПЦС представители были ознакомлены с постановлением Всероссийского Церковного Собора и Патриарха Тихона, к-рым утверждалось Положение о Высшем церковном управлении на Украине, принятое на 2-й сессии Всеукраинского Собора. 29 окт. делегаты Собора приняли участие в панихиде на месте убиения митр. Владимира (Богоявленского). 30 окт. 3-я сессия официально открыла свою работу литургией, к-рую в Успенском соборе Киево-Печерской лавры возглавил митр. Антоний (Храповицкий), после богослужения обратившийся к делегатам. Хотя председателем Собора оставался еп. Пимен (Пегов), в соответствии с Положением о Высшем церковном управлении на Украине заседания проходили в Благовещенской ц. лавры под председательством митр. Антония. Вечером, после соборных заседаний, архиереи собирались у митрополита на заседания Епископского совета. Его возглавлял митрополит Киевский, секретарем являлся еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , вик. Могилёвской епархии. На этих заседаниях формулировались решения, к-рые выносились на обсуждение всех участников Собора. 1-е соборное заседание началось с оглашения приветственной благословенной грамоты Патриарха св. Тихона. Делегатов поприветствовал новый министр исповеданий гетманского правительства А. Лотоцкий , вновь поднявший вопрос о независимости Украинской Церкви, что встретило сопротивление большей части участников Собора. 31 окт. при наличии 190 делегатов был избран президиум Собора: архиеп. Евлогий (Георгиевский), еп. Пимен (Пегов), проф. Бречкевич, Рогальский, М. А. Кальнев, Исай. В его секретариат вошли: проф. прот. Н. Гроссу, прот. Ф. Булдовский , Стемпковский. Архиеп. Агапита (Вишневского) и Л. Марченко ввели в состав Соборной рады. Еп. Пимен (Пегов) возглавил хозяйственную комиссию. Были созданы миссионерская (митр. Антоний, еп. Прокопий (Титов), М. Кальнев), издательская (еп. Никодим (Кротков)), монастырская (архим. Вениамин (Федченков)) комиссии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

о восстановлении древних св. мест по горам крымским//Таврические ЕВ. 1861. 11. С. 177-190). В числе первоочередных мест, подлежащих восстановлению, архиеп. Иннокентий называл и Инкерманский комплекс. По примеру афонского пустынножительства он предлагал учредить из всех св. мест Крыма единое иноческое братство с центром в Бахчисарайском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , «прочие же священные места с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями, под названием киновий». С высочайшего соизволения (15 апр. 1850) указом Святейшего Синода Инкерманская киновия была включена в список древних святынь, подлежащих восстановлению, освящена архиеп. Иннокентием во имя сщмч. Климента и отнесена к разряду заштатных. В ней полагалось быть иеромонаху с 2 или 3 послушниками, жалованье на киновию не отпускалось, содержание предполагалось за счет пожертвований, доходов, получаемых с земли, и процентов от ценных бумаг (Ведомость. Д. 6065. Л. 454). Богослужения в мон-ре начались после освящения 15 нояб. 1852 г. главного храма (бывш. Георгиевского) во имя сщмч. Климента. Иконостас пещерного Климентовского храма. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Иконостас пещерного Климентовского храма. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) 24 окт. 1854 г., во время Крымской войны (1853-1856), в районе Инкермана произошло кровопролитное полевое сражение рус. и англо-франц. войск, вошедшее в историю как «Солдатское сражение», или «Сражение без карты». Из-за незнания местности, плохой координации действий, замедленного ввода резервов, недооценки нарезного оружия неприятеля рус. войска отступили. Потери со стороны русских составили 11,3 тыс. чел., со стороны неприятеля - 5,7 тыс. чел. ( Шавшин. 2003. С. 266; Он же. 2006. С. 38; Ляшук. 2008. С. 339). После окончания войны один из участников Инкерманского сражения, унтер-офицер Н. А. Коновченко, организовал сбор средств, и над братской могилой павших воинов в устье Каменоломной балки были установлены крест и ограда, а в 1885 г. сооружена мемориальная часовня.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Владикавказ Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 43.024616; 44.681771 Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания Россия Свято-Георгиевский кафедральный собор Владикавказ — город на юге России, в центральной части Северного Кавказа, столица Республики Северная Осетия - Алания . Крупный промышленный, научный, культурный и образовательный центр. С 2007 года город носит почётное звание «Город воинской славы». Город Владикавказ — административный центр городского округа город Владикавказ. Население — 308 190 чел. (2015). Содержание Православие во Владикавказе [ править править код ] История [ править править код ] Распространение христианского вероучения среди алан, согласно церковной традиции, начинается в 40 г. н. э. с проповеднической деятельности апостола Андрея, охватившей прилегающие к Черному морю районы. Различной полноты сведения о ней появляются с III в. в трудах Оригена, Евсевия Памфила, епископа Тирского св. Дорофея, епископа Епифания Кипрского , епископа Ипполита, Сафрония, Праксейса, Никиты Давида Пафлагонского, Арсения Керкирского, патриарха Никифора Каллиста, иерусалимского иеромонаха Епифания и др. Последний сам прошел по легендарным местам проповеди и составил «Хождения Андрея», которые явились сводом существовавших до него преданий и легли в основу грузинского и славянского вариантов. Сокращенное и несколько переделанное изложение труда Епифания было произведено Симеоном Метафрастом и вошло в греческие Минеи. О путешествии св. Андрея повествуют русские православные Четьи Минеи. О давнем миссионерстве свидетельствует коптская литература. В Грузии сообщения о нем отмечены в «Картлис цховреба» и у Георгия Мтацминдели. У абхазов и осетин сохранились предания о посещении апостолом их земель. Подобные легенды бытовали по всему побережью Черного моря, во многих городах и местностях стояли церкви в честь апостола, хранились иконы с его изображением. Историки критически относятся к правдивости апокрифических сказаний, отмечая поздний характер известных версий, невозможность их научной проверки. В IV в. Мовсес Хоренаци, отмечая скудость информации о христианской проповеди, писал, что о Симоне, которому по жребию досталась Парсия, ничего достоверного не известно, а некоторые повествуют о некоем Андрее, принявшим мученичество в Вериоспоре. Такое признание при хорошей осведомленности в Армении о делах у северокавказских соседей достаточно показательно. Было замечено, что создание грузинского варианта «Хождений» имело целью доказать право на автокефалию грузинской церкви. Появляются и предания о путешествии св. Андрея по землям Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Владикавказ

Усть-Цильма. Церковь Николая Чудотворца (старая единоверческая). Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1857. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма Координаты: 65.447267, 52.152649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Устьцылемский единоверческий приход открыт в 1856 г. Жителей в нем к 1 янв. 1895 г. состояло 539 м. п. и 458 ж. п. Из них в с. Устьцыльме живут 255 чел. м. п. и 216 ж. п., а остальные — в 33 деревнях и выселках, разбросанных на огромном пространстве по рекам Печоре, Пижме, Цыльме и др. в расстоянии от с. Устьцыльмы от 1 до 190 и даже до 300 верст при затруднительном сообщении с ними. По открытки прихода богослужение совершаемо было сначала в древнем Николаевском православном храме, Затем в 1857 г. устроена была отдельная единоверческая церковь в честь Николая Чудотворца. Так как она стояла среди поля за селом Устьцыльмой, что затрудняло посещение ее Устьцылемскими прихожанами, то в 1871 г. она перенесена была на ныне занимаемое ей место, где стоял древний Никольский православный храм, разобранный в 1877 г. Все расходы по перенесению церкви, по устройству ее и снабжению утварью и ризницей взяли на себя Чердынские купцы Алины, так как прихожане, по приверженности своей к расколу, не отличаются усердием к своему храму. Освящен этот храм в честь святит. и Чудотворца Николая 2 апр. 1872 г.тогдашним приходским священником Павлом Прибылевым. В 1890 г. снаружи обшит тесом и окрашен, а главный купол с крестами обит белой жестью; в 1892 г. стены и потолок оштукатурены. Престол один; под срачицей его хранится антиминс, освященный 30 марта 1652 г. Иконостас довольно древний; некоторые иконы его перенесены были в описываемый приход из бывшей моленной Великопижемского скита, закрытой в 1854 г. Сравнительно древностью отличаются евангелие, печатанное при патр. Филарете, и крашенинные воздухи весьма малого размера. Средствами к содержанию храма служат кружечно-кошельковый сбор (в 1894 г. 67 р. 12 к.), прибыль от продажи свеч (1 п. 17½ ф.) и небольшие суммы попечительства, открытого 6 марта 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=57243

27 июля 1868 г. М. был возведен в сан архимандрита бывш. Полтавским еп. Александром (Павловичем) , совершавшим паломничество на Афон. Престарелый схиархим. Герасим, игум. Пантелеимонова монастыря, назначил М. своим преемником «как способнейшего в духовном и внешнем управлении». 15 окт. 1869 г. на собрании старшей братии М. был официально признан преемником игумена (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 1 об.). В 1874-1875 гг. М. находился в К-поле как участник т. н. греко-русского пантелеимоновского процесса, в ходе которого «многие из греков, братий монастыря, заявили свои исключительные права на Русский монастырь» (Русский монастырь. 1886. С. 190). Выяснялись права и положение греческой и русской частей братства Пантелеимонова монастыря и условия дальнейшего их проживания и деятельности в обители. Разногласия и споры были вынесены на суд Протата и К-польского патриарха Иоакима II (Коккодиса) . Они прекратились после кончины схиархим. Герасима († 10 мая 1875), после чего «нареченный преемник» М. был избран игуменом большинством голосов братии. Ввиду сложности ситуации голосование проводилось дважды; повторное голосование совершалось под наблюдением патриарших экзархов и уполномоченных Протата. Избрание М. подтверждено в сент. 1875 г. сигиллионом патриарха Иоакима II. 26 сент. 1875 г. М. был «произведен во игумена» в присутствии патриарших экзархов митрополитов Никейского Иоанникия (Константинидиса) и Деркского Иоакима (Крусулудиса), членов Протата и священноначалия афонских обителей. При М. в Пантелеимоновом мон-ре велась разносторонняя созидательная деятельность. Продолжилась разработка земель метоха (имения) Крумица под виноградники и сады, велось строительство хозяйственных служб и помещений для братии, которая к сер. 80-х гг. XIX в. насчитывала до 100 чел. Сооружен большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1882 бывш. Пентапольским митр. Нилом), выстроен кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886). На земле Крумицы в 1880 г. начато строительство отшельнических калив и основана пуст. Нов. Фиваида, где при материальной помощи и покровительстве Пантелеимонова мон-ря селились беднейшие афонские пустынники (сиромахи) и рус. афонцы-келлиоты. В 1884 г. в пустыни был введен устав внутренней жизни, разработанный старцем Иеронимом и подписанный М. К кон. 80-х гг. XIX в. насчитывалось до 220 иноков-фиваидцев, часть из них вела образ жизни отшельнический, часть - общежительный. В пустыни сооружены храм во имя всех преподобных Афонских (освящен в 1883 митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) в сослужении М.), корпуса келий, в т. ч. корпус с параклисом в честь Вознесения Господня (освящен М. в 1882), больничный корпус с параклисом во имя святых Пантелеимона и Артемия (освящен в 1886 бывш. Пентапольским митр. Нилом), др. постройки и хозяйственные службы; земля разработана под огороды.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

При ней деревянная колокольня. Проводы бывают в Фомин понедельник. Земли: усад. 3 дес., пахот. 30 дес. 2,000 саж., сенок. 11 дес. 1,177 саж., под кустарниками 127 дес. и под болотом 6 дес. 1,597 саженей. На эту землю имеется план. От церкви земля в 5 вёрстах и менее. Из этого количества земли часть находится в захвате у крестьян, о чём ведётся дело. Причт: свящ. – 300 р., псаломщ. – 50 р., поном. – 38 р. и просф. – 16 р. Для свящ. дом построен в 1865 г. прихожанами из помещичьего материала и требует исправления, а хоз. постройки – весьма ветхи. Для пономаря есть ветхий церковный дом, а хоз. построек нет; для псаломщ. и просф. дом построен в 1871 г. из бывшего священнического дома на кошельковую сумму, а хоз. построек нет. Сельская школа сущ. с 1864 года в общественном здании с жалов. учителю 120 руб. от общества; учеников – 30 чел. муж. п. Церк.-приход. попечительство сущ. с 1870 г. Имеются мещанская управа, волостное правление, аптека и фельдшер. Крупный землевладелец – действительный статский советник Александр Аполлон. Авринский. Ярмарки бывают в день Вознесения Господня, 20 июля, 15 августа, 26 октября и 2 февраля; торгуют земледельч. орудиями, красным товаром, рогатым скотом, лошадьми, посудой и хлебом в зерне. Есть две водяных мельницы. Деревни прихода: Бондары в 1 вер., Красноселка в 2 вер., Большая-Хайча в 3 вер., Малая-Хайча в 3 вер., Рудня-Мощаница в 1 вер., Рудня-Папирня в 3 вёрстах. Дворов – 360, прихожан – 2,877 д. об. п., римско-кат. 9 д. об. п., евреев 505 д. об. п. Благочинный 3-го округа Овручского уезда – свящ. Пётр Иванович Лисицкий (с 1867 г., а на службе с 1853 г.), псаломщ. – Афанасий Макар. Сохневич (с. 1841 г.) и поном. – Афанасий Анфим. Теодорович (с 1871 г.). 363. с. Петраши волости Славечанской, от Житомира 150 вер., от Овруча и ближ. почт. ст. 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киева 190 вер., от ближ. приход. с Славечны 5 вер. и с Можаров – 6 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1869 г. (освящена 11 сентября) на счёт казны при пособии от прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010