«Союзом боязни связуем…» (письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)) Источник В настоящей публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Василия Дмитриевича Прилуцкого (с 1910 г. священника) к бывшему учителю по академии профессору А. А. Дмитриевскому . Она продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста и востоковеда А. А. Дмитриевского . Сохранившиеся письма сосредоточены в двух временных периодах: январь – октябрь 1908 г. и весна 1926 г. – весна 1927 г. В первом блоке писем отражены проблемы, связанные с жизнью высшей духовной школы в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) и их преломление в жизни Киевской академии. В этой непростой ситуации делались первые шаги научной и учебной деятельности автора писем, сочетавшие характерные черты начинающего преподавателя духовной школы и особенности формирования молодого литургиста. Второй блок писем связан с иной эпохой: российская высшая духовная школа уже прекратила свое существование, церковная жизнь в Киеве подвергалась гонениям, закрывались храмы, уходили из жизни члены бывшей академической корпорации. Но вопреки тяжелым условиям, арестам и смерти православный Киев жил, совершалась Литургия, в храмах звучало слово Божие, духовенство сохраняло и наставляло свою паству. Как и прежде, примером научного подвижничества для выпускников академии оставался их учитель А. А. Дмитриевский , не прекращавший исследований и даже решившийся на издание долгожданных для всех учеников и бывших коллег лекций по литургике – итога многоплодного научного пути самого Дмитриевского и фиксации научно-литургической традиции начала XX в. В представляемых письмах содержатся сведения, интересные и важные для историков Церкви, духовной школы, богословской науки. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Ключевые слова : протоиерей Василий Прилуцкий , Алексей Афанасьевич Дмитриевский , Киевская духовная академия, богословское образование, историческая литургика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Ряшенцев Николай Степанович; 10.11.1883 (по др. данным, 1874 или 1876), Тамбов - 15.09.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Вязниковский. Из семьи купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева) , рано лишился отца. По окончании тамбовской гимназии поступил в 1902 г. в КазДА. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иерея. В 1906 г. окончил ДА со степенью канд. богословия. С 17 авг. 1906 г. преподаватель, с 1 дек. 1907 г. инспектор Псковской ДС. 30 янв. 1910 г. переведен в Вифанскую ДС, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря усилиям Г. был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. 24 мая 1916 г. Г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В июле-авг. 1915 и апр.-авг. 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Г. обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской ДС Г. в 1918 г. переехал в Данилов московский муж. мон-рь , где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сент. 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. Г. был арестован 19 февр. 1921 г., содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским) , с к-рым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апр. 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к 2-летней ссылке, к-рую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском окр.: до дек. 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до авг. 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 нояб. 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при Патриаршем Местоблюстителе митр. Крутицком сщмч. Петре (Полянском) . 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февр. 1927 г. в г. Ходжейли. 7 окт. 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода .

http://pravenc.ru/text/164721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60-е гг. ХХ в. [серб., Jycmuh] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране - 7.04.1979, мон-рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб. богослов и проповедник. Дед И. был священником в 7-м или, по др. сведениям, в 13-м поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал прп. Прохора Пшинского мон-рь , где стал свидетелем исцеления матери от тяжелой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где сблизился с иером. св. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митр. Белградский Димитрий (Павлович ; впосл. Патриарх Сербский) не дал ему благословения. В тот же год И. поступил на Богословский фак-т Белградского ун-та, но в начале первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с серб. армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, И. еще больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 дек. 1915 г. в правосл. храме г. Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архим. Вениамином (Таушановичем ; впосл. епископ Браничевский). В янв. 1916 г. по благословению митр. Белградского Димитрия И. был направлен на учебу в СПбДА. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. он переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в г. Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположен во диакона. С окт. 1921 г. преподавал НЗ, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та и в марте 1927 г. защитил докт. дис. «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (Τ πρβλημα τς προσωπικτητος κα τς γνσεως κατ τν Αγιον Μακριον τν Αγπτιον. Αθναι, 1926). 7 янв. 1922 г. рукоположен во иерея. В 1925-1927 гг. редактор ж. живот» (Христианская жизнь). В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , архиеп. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и др. русскими священнослужителями-эмигрантами.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Иона из Боббио; лат. Ionas] († после 659), церковный писатель, агиограф. Немногочисленные и зачастую отрывочные сведения об И. содержатся в его сочинениях. Род. в г. Сигузия (рим. Сегузион, ныне Суза, Сев.-Зап. Италия) (Vita Columbani. II 5). Вероятно, ок. 618 г. (по мнению А. де Вогюэ, не позднее февр. 617) вступил в монастырь Бобий (ныне Боббио), расположенный в 140 милях от его родного города. В это время мон-рем управлял аббат Аттала (615-626/7), уроженец Бургундии и ученик св. Колумбана . Возможно, И. был секретарем аббата. Преемника Атталы Бертульфа (626/7-642) И. сопровождал в Рим, где аббат добился от папы Римского Гонория I привилегии, освобождавшей Бобий от епископской юрисдикции (июнь 628). Вскоре после этого И. покинул Бобий и некоторое время жил в мон-ре Луксовий (ныне Люксёй, Франция). Об этом может свидетельствовать и упоминание о личных беседах с прп. Евстасием († 629), учеником св. Колумбана и аббатом мон-ря Луксовий (Vita Columbani. Praefatio). Евстасий мог посещать мон-рь Бобий, однако более вероятно, что И. беседовал с ним, находясь в аббатстве Луксовий ( Krusch. 1905. P. 49). Не менее 3 лет И. провел в мон-ре Эльнон (совр. Сент-Аман-лез-О), основанном в 30-х гг. VII в. епископом-миссионером св. Амандом († 675/6), и принимал участие в миссионерской деятельности епископа среди язычников на территории совр. Бельгии. По мнению ряда исследователей, именно приглашение св. Аманда, искавшего сподвижников для христ. миссии, послужило причиной переселения И. в Галлию ( Krusch. 1905. P. 49; Leclercq H. 1927. Col. 2633). Возможно также, что знакомству И. и св. Аманда способствовал Ахарий, епископ г. Новиомаг (ныне Нуайон), выходец из монастыря Луксовий ( Stancliffe. 2001. P. 191). И. вновь посетил мон-рь Бобий незадолго до кончины аббата Бертульфа, к-рый поручил ему составить Житие св. Колумбана. Собирая сведения о жизни святого, И. обращался к его современникам, беседовал с теми, кто лично знал св. Колумбана, посетил ряд центров, связанных со святым: основанный им монастырь Луксовий, ряд аббатств, во главе которых стояли его ученики и последователи (напр., Эбориак (Эвориаки, ныне Фармутье)), епископские кафедры, к-рые занимали некогда близкие к св. Колумбану священнослужители (Донат, еп. Везонция (ныне Безансон)) и т. д. Возможно, И. посетил Алеманнию, где встретился со св. Галлом , учеником св. Колумбана. Ок. 642 г. И. завершил основную часть работы и направил ее для утверждения Вальдеберту, настоятелю мон-ря Луксовий, и Боболену, аббату мон-ря Бобий.

http://pravenc.ru/text/578294.html

Использованная литература 599 Александр Михайлович , вел. кн. Книга воспоминаний. Париж, 1933г. Александра Федоровна, императрица. Письма к императору Николаю II. Эмигр. изд. «Слово»; советское Гос. Изд. Андрей Владимирович, вел. кн. Дневник 1915г. Ред. Семенников. Гос. Изд. 1925г. Алексеев, ген. Из дневника. «Рус. Ист. Архив». Сборник первый. Прага, 1929г. Алексеев. Подкуп «Нов. Времени» царским правительством (1916). «Красный Архив», XXI. Антоний, арх. Из писем митрополита киевск. Флавиана «Красн. Арх.», XXXI. Ашкенази. Uwagi. Сборник статей. Варшава 1924. Берти. За кулисами Антанты (дневник британского посла в Париже 14–19г.). Гос. Изд. 1927. Бетман-Гольвег. Betrachtungen zum Weltkrieg. Берлин 1922г. Бецкий и Павлов. Русский Ракомболь. (Приключения Ман.-Мануйлова). Ленинград, 1925г. Блок. Последние дни Императорской власти. Пет. 1926г. Богданович. Три последних Самодержца. Дневник. Москва, 1924г. Брусилов. Мои воспоминания. Рига, 1924г. Буржуазия накануне февральской революции. Ред. Граве. Гос. Изд. 1927г. Бьюкенен. Моя миссия в России. Берлин, 1924г. Валентинов. Сношения с союзниками по военным вопросам во время войны 1914–18г. Гос. Изд. 1920г. Васильев. Mes souvenirs. «Monde Slave». Париж, 1927г. (Police russe et Révolution, 1936). Вильтон. Последние дни Романовых. Париж, 1923г. Витте. Воспоминания. Берлин, 1922г. Вишняк. Два пути. Париж, 1931г. Воейков. С Царем и без Царя. Гельсингфорс, 1936г. Волконский. Мои воспоминания. Берлин. Вырубова. Страница моей жизни. Берлин, 1923г. Гессен I. Беседа с А.Н. Хвостовым. А. Р. Р., XII. Гиппиус. Маленький Анин Домик. «Сов. Зап.». XVII. Синяя книга. Петербургский дневник. 1914–18г. Белград, 1929г. Головин. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939г. Граве. Кадеты в 1905–6 гг. (Материалы Ц.К. партии «Нар. Своб.»). Кр. Арх. XLVI. Гурко. Царь и Царица. Париж, 1927г. Данилов. Россия в мировой войне 1914–15 гг. Берлин, 1924. Деникин. Очерки Русской Смуты. Берлин. Димитрий Павлович, вел. кн. Письма к отцу. Кр. Арх. XXX. Документы о преследовании евреев. Арх. Рус. Р. XIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г. [Франц. Lefebvre] Марсель Франсуа (29.11.1905, Туркуэн, Франция - 25.03.1991, Мартиньи-Виль, Швейцария), архиеп. Тюльский, основатель наиболее массового движения в совр. католич. традиционализме , критик реформ в Римско-католической Церкви после Ватиканского II Собора . В 1988 г. за совершение т. н. незаконных епископских рукоположений Л. был отлучен от Церкви. Род. в семье владельца текстильной фабрики. Родители Л. были глубоко религ. людьми, семья ежедневно посещала мессы; впосл. 5 из 8 детей выбрали церковное служение: помимо Л. священником конгрегации Св. Духа стал его старший брат Рене, сестра Жанна - монахиней об-ва св. Марии Исправительницы, Бернадетта (Мария Габриела) - монахиней конгрегации Св. Духа, Кристиана (Мария Кристиана) - монахиней ордена босых кармелиток. В 1913-1923 гг. Л. воспитывался в коллеже Святейшего Сердца в Туркуэне; окончив его, поступил в папскую Французскую семинарию в Риме, посещал занятия в папском Григорианском университете , где в мае 1925 г. получил степень д-ра философии. Во время обучения в Григорианском ун-те, в 1926 и 1927 гг., Л. призывался на военные сборы во Францию. 25 мая 1929 г. в Латеранской базилике генеральный викарий Рима кард. Базилио Помпили рукоположил Л. во диакона, после чего он был направлен в еп-ство Лилль. 21 сент. того же года Лилльский еп. Ашиль Льенар рукоположил его во пресвитера. Вернувшись в Рим, Л. завершил учебу в Григорианском ун-те; 2 июля 1930 г. он получил степень д-ра теологии. По примеру старшего брата пресв. Рене Лефевра, вступившего в монашескую конгрегацию Св. Духа, к-рая занималась миссионерством во франц. колониях в Африке, Л. выразил желание стать миссионером, но по окончании учебы был обязан отслужить год в Лилльском еп-стве. Еп. А. Льенар назначил его 2-м викарием на приход Пресв. Девы Марии Лурдской в Ломе, промышленном пригороде Лилля; там Л. занимался катехизацией молодежи.

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. Кёниг. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. [нем. König] Франц (3.08. 1905, дер. Варт близ Рабенштайна, Н. Австрия - 13.03.2004, Вена), кард., архиеп. Вены (1956-1985), католический теолог, историк религии. Род. в многодетной семье бедных крестьян, в 6 лет пережил смерть отца. При помощи настоятеля местного прихода в 1919 г. поступил в гимназию при бенедиктинском монастыре Мельк , где проявил способности к изучению языков. В 1927 г. окончил гимназию с отличием и получил церковную стипендию на проживание в Германо-Венгерской коллегии в Риме и обучение в папском Григорианском университете . Одновременно с учебой в ун-те изучал древнеперсид. языки и историю зороастризма на фак-те стран Востока Папского библейского института . В годы учебы особое влияние на К. оказали труды кард. Джона Генри Ньюмена , а также «Метафизика» Аристотеля , которую он читал в греческом оригинале с латинскими комментариями католического св. Фомы Аквинского . В 1930 г. получил в Григорианском ун-те степень д-ра философии, но чтобы завершить теологическое образование, продолжил изучение истории религии. 29 окт. 1933 г. генеральный викарий Рима кард. Франческо Маркетти Сельваджани рукоположил К. во пресвитера. С 1934 по 1937 г. служил в еп-стве Санкт-Пёльтен, являлся капелланом общин Альтпёллы, Нойхофена-ан-дер-Ибс, Санкт-Валентина и Шайбса. В 1936 г. завершил теологическое образование в Риме со степенью д-ра богословия за дис. «Амешаспенты в Авесте и архангелы в Ветхом Завете: религиозно-историческое исследование» (Die Amesha Spentas des Awesta und die Erzengel im Alten Testament: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung). В 1936-1937 гг. по стипендии Григорианского ун-та обучался на факультете социологии Католического ун-та г. Лилль (Франция). В 1937 г. вернулся на служение в еп-ство Санкт-Пёльтен, назначен викарием прихода в Санкт-Валентине, а в 1938 г.- викарием собора в Санкт-Пёльтене и преподавателем религии в городской гимназии.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

преподобный Андроник Глинский (Лукаш) (12.02.1889–21.03.1974) Нравственно-аскетические труды преподобный Андроник Глинский (Лукаш) Схиархимандрит, старец Глинской пустыни. В миру Алексий († 21 марта 1974 г.). Родился в крестьянской семье в с. Лука близ Лохвицы на Полтавщине (1889). В Глинскую пустынь пришел в 1905-1906 гг. В 1915 г. был призван на фронт, затем оказался в плену, где провел 3,5 года; наученный старцами принимать все испытания с верой в Промысл Божий, он в смирении переносил тяжелые условия плена, а впоследствии вспоминал: " Мы землю копали: всё равно ведь нужно трудиться, - и чудеса Божии сопутствовали нам " . В 1918 г. Алексий вернулся в обитель и стал нести послушание на мельнице, затем был назначен экономом, в 1920 г. принял постриг в рясофор, а в 1921 г. - в мантию (с именем Андроник). При закрытии пустыни (1922) он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа сщмч. Павлина (Крошечкина). Однажды в храме к о. Андронику подошла женщина, которая со слезами посетовала о закрытии храмов и молчании колоколов. " Бог даст, и зазвонят " , - ответил подвижник, за что вскоре был арестован и сослан на 5 лет в лагерь на Колыме. В лагере о. Андроник работал санитаром тюремной больницы (где ссыльные узбеки называли его " мамой " ). Освобожденный досрочно, он вновь стал келейником у владыки Павлина, в 1926 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1927 г. был пострижен в схиму в связи с тяжелой болезнью. В кон. 1930-х гг. о. Андроника арестовали, требуя дать показания против владыки Павлина. Один из работников НКВД сильно ударил инока, и тот, упав без сознания, пришел в себя лишь в тюремной больнице (на вопрос, что случилось, он смиренно отвечал: шел на допрос, упал и ударился о камень). В другой раз о. Андроника привели в помещение с раскаленной печью и приказали влезть на нее; подвижник скромно спросил, нужно ли разуваться, и издевательство отменили. 3-м испытанием стало содержание на холоде в одном белье. Предложенных бумаг о. Андроник так и не подписал, говоря: " Я неграмотный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010