Vinc. Prag. 1875 – Vincentii canonici Pragensis et Gerlaci abbatis Miloviensis Annales/J. Emler//FRB 2/2. Vinc. Prag. 1957 – Letopis Vincenciv a Jarochv I Pel. F. Hemanský. Praha, 1957. Vita S. Mar. – Vita S. Mariani Scoti/J. Gamansius//AA SS. 1864. Februarii t. 2. IX Februarii. Voigt 1907 – Voigt H. G. Brun von Querfurt: Mönch, Eremit, Erzbischof der Heiden und Märtyrer. Stuttgart, 1907. Wagner 1975 – Wagner N. Zur Datierung des Summarium Heinrici//Zs. für deutsches Altertum und deutsche Literatur. Wiesbaden etc., 1975. Bd. 104. Waitz 4 – Waitz G. Deutsche Verfassungsgeschichte. 12. Aufl. Berlin, 1885. Bd. 4. Warnke 1964 – Warnke Ch. Die Anfänge des Fernhandels in Polen. Würzburg, 1964 (Marburger Ostforschungen. Bd. 22). Warnke 1980 – Warnke Ch. Ursachen und Voraussetzungen der Schenkung Polens an den Heiligen Petrus//Europa Slavica – Europa Orientalis: FS für H. Ludat. Berlin, 1980. Wasilewski 1970 – Wasilewski T Piotr Wostowi//SSS. 1970. T. 4. Wasilewski 1976 – Wasilewski T Dulebowie i– Ldzianie – Chorwaci: Z zagadnie osadnictwa plemiennego i stosunków politycznych nad Bugiem, Sanem i Wis w X wieku//PH. 1976. T. 67. Wasilewski 1978 – Wasilewski T Helena ksiniezka znojemska, ona Kazimierza Sprawiedliwego//PH. 1978. T. 69/1. Wattenbach 1 – Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter bis zur Mitte des dreizehnten Jahrhunderts/E. Dümmler. Stuttgart; Berlin, 1904. Bd. 1. 7. Aufl. Wattenbach, Holtzmann 1–3 – Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/F.-J. Schmale. 3. Aufl. Darmstadt, 1967–1971. Bd. 1–3 (первые два тома впервые вышли в 1938–1943 гт.). Wattenbach, Levison 1 – Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vorzeit und Karolinger. Weimar, 1952. H. 1/W. Levison. Wattenbach, Löwe 5 – Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vorzeit und Karolinger. Weimar, 1973. H. 5/H. Löwe. Wattenbach, Schmale 1 – Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vom Tode Heinrichs V. bis zum Ende des Interregnums/F.-J. Schmale unter Mitarbeit von I. Schmale-Ott, D. Berg. Darmstadt, 1976. Bd. 1. |
Многочисленные фрагменты из утраченных произведений и экзегетических слов святителя Амфилохия, сохранившихся у позднейших церковных писателей и в катенах, собрал К. Датема (Datema 227–241; см. также: PG 39, 97–117; ВЕП 71, 149–158); В коптском переводе сохранилось Слово о патриархе Аврааме (Datema 274–303; греч. перев.: ВЕП 71, 125–136), а на сирийском – Беседа на слова: Отец Мой более Меня... ( Ин. 14, 28 ) (Moss. C. S. Amphilochius of Iconium on John 14, 28 //Le Museon 43. 1930. P. 317– 364; Datema 344–358; греч. перев.: ВЕП 71, 137–147). Из догматических сочинений святителя Амфилохия Иконийского для настоящей работы интересны следующие: Трактат против еретиков (против апотактиков, или гемеллиан, или против ложной аскезы): Ficker G. Amphilochiana I. Leipzig, 1906. P. 21–77; Μπνη K., ed. θναι, 1978 (в период. изд. Θεολογα 47–49. 1976–1978); Datema 185–214. Соборное послание: Datema 219–221; PG 37, 93–98; Mansi 3, 505–508; ΒΕΠ71, 159–161. Также в сирийском переводе сохранился Трактат о правой вере: Abramowski R. Das Symbol des Amphilochius//ZNW 29,1930,129–135; Datema 314–319; ВЕП 71, 162–163. Следует упомянуть также Письмо к Селевку 688 , написанное ямбическим размером, в заключительной части которого содержится перечень канонических книг Священного Писания 689 . Библиография: Drobner H. R. Bibliographia Amphilochiana. Teil 1//Theol. und Glaube 77. 1987. S. 14–35. Βασιλπουλος X. γιος μφιλχιος πσκοπος κονου. θναι, 1977; Bonnet M. La pecheresse dans la IVeшe homelie d’Amphilochios d’Iconium. Figures du Nouveau Testament chez les Peres//Cahiers de Biblia Patristica 3. Strasbourg, 1991. P. 197–208; Ficker G. Amphilochiana I. Leipzig, 1906; Gstrein H. Amphilochius von Ikonium. Der vierte «Grosse Kappadokier»//Jahrb. der Österr. byzant. Gesellschaft 15. 1966. S. 133–145; Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verchältnis zu den grossen Kappadoziem//Tübingen. Leipzig, 1904 (об экзегетическом методе свт. Амфилохия см. S. 254–263); Moss. C. S. Amphilochius of Iconium on John 14, 28 //Le Museon 43. 1930. P. 317–364. |
Ни одна из рукописей не содержит «Первую палестинскую катену» полностью. В прямой рукописной традиции она передавалась в 2 изданиях: в 3 томах (Пс 1-50, 51-100, 101-150) и в 2 томах (Пс 1-76, 77-150). Первый том 1-го издания (Пс 1-50) сохранился в катене типа VI, согласно классификации Каро-Лицмана (CPG. C. 19), представленной 6 рукописями: Bodl. Baroc. 235, X в.; Vat. gr. 1789, X-XI вв.; Monac. gr. 359, X-XI вв.; Ath. Ivir. 597, XI в.; Bucur. Acad. Romana. gr. 931, XI в.; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 9, XI в. По мнению Ришара, прототипом данного типа является Bodl. Baroc. 235, от к-рого зависят остальные рукописи ( Richard. 1973). Лакуны этого кодекса (Пс 7-8, 27-28, 32-33, 35-38) восполняются др. манускриптами, поэтому возможно восстановить текст катены полностью. Благодаря типу VI сохранились комментарии нек-рых авторов, текст к-рых иначе оказался бы утерянным: напр., полное толкование Евсевия Кесарийского на Пс 37 (PG. 30. Col. 81-104, под именем свт. Василия Великого). Комментарий на псалмы Феодорита Кирского (PG. 80. Col. 857-1997) в части, касающейся Пс 9-50, является коллекцией извлечений из катены типа VI, изданных по рукописи Monac. gr. 359 (см.: список схолий на Пс 1-50: M ü hlenberg. 1978. Bd. 3. S. 133-203). Второй том 1-го издания (Пс 51-100) почти полностью утерян вслед. гибели единственной рукописи X в., содержавшей его текст - Taurin. 300 (C. II. 6). Рукопись сгорела во время пожара в Турине 26 янв. 1904 г. (фотокопии нек-рых листов, хранящиеся в Ин-те истории текстов в Париже, фактически не поддаются расшифровке). За несколько лет до пожара Дж. Меркати исследовал рукопись (Fol. 1-21=Пс 50-55; Fol. 208-229=Пс 83-86; Fol. 291-323=Пс 95-100) и составил описание ее содержания, к-рое впосл. использовал Деврес ( Devreesse. 1970). Третий том 1-го издания (Пс 101-150) и 1-й том 2-го издания (Пс 1-76) полностью утрачены. Второй том 2-го издания (Пс 77-150) сохранился в составе катены типа XI, по классификации Каро-Лицмана (CPG. C. 24). Начало этого тома (Пс 77. 1 - 78. 3) содержится в рукописи Vindob. Theol. gr. 59. Fol. 317-332, XIII в. Вероятно, полностью он находился в рукописи Ambros. F 126 sup., XIII в., к-рая в наст. время содержит лакуны в начале и в конце и сохранила лишь комментарии на Пс 83. 4 - 150. Благодаря др. свидетелю текста (Patm. 215, XII-XIII в.=Пс 78. 3 - 150) возможно восполнить лакуны остальных рукописей ( Dorival. 1986. T. 1. P. 163-230; см. индекс схолий на Пс 77-150: M ü hlenberg. 1978. Bd. 3. S. 205-284). |
9)Fragmenta alia. Th. Schermann. Die Geschichte der dogmatischen Florilegien vom V bis VIII. (TU, N.F. XIII, I). Leipzig. 1904 г. стр. 22. Фрагмент диалога Дидима с еретиком. Dialogus Didymi cum haeretico (fragmentum). CPG 2565 1 . Kramer 1978 – Kramer B. Protokoll eines Dialogs zwischen Didymos dem Blinden und einem Ketzer. ZPE. 1978. S. 201–211. 2 . Kleine Texte aus dem Tura-Fund 1985 – Kleine Texte aus dem Tura-Fund mit einem Beitrag von Michael Gronewald. PTA. Bonn. 1985. S. 107–117. Спорные и подложные Dubia et Spuria. О Троице. De Trinitate. CPG 2570. Inc.: )Ekfevgein t4 ¡gklhma. 1 . De Trinitate. PG 39, 269–992.=Mingarelli (1769) 2 . De Trinitate. PG 39, 600–769. TLG 2102/042. 3 . De Trinitate. PG 39, 773–992.=TLG 2102/043 4 . Didymi Alexandrini De Trinitate Libri tres, nunc primum ex Passioneiano codice Greace editi, Latine coversi, ac notis illustrati a D. Johanne Aloysio Mingarellio. Gr. & Lat. Bononiea. 1769. Lxiv, 520 р. Trinitate I. – De Trinitate. Buch I/Didymus der Blinde. Herausgegeben und übersetzt von Jürgen Hönscheid. Meisenheim am Glan: A. Hain. 1975. 239 S.//рец.: LEC 45. 1977. 76 van Esbroeck.//REA 77. 1975. 404 Courcelle.//R 192. 1977. 107. Nautin.//AC 46. 1977. p. 270. Schwartz.//RBPh 55. 1977. p. 1240. Schwartz.//TLG 2102/8. Trinitate II – De trinitate. Buch 2. Kap. 1–7/Didymus der Blinde. Herausgegeben und übersetzt von Ingrid Seiler. Meisenheim am Glan: A. Hain. 1975. xviii, 262 S.//рец.: RBPh 55. 1977. p. 1241. Henry.//TLG 2102/009. 1 . Didymi Alexandrini de Trinitate libri Tres. Mingarelli. J. A. Bonn. 1769. 2 . Reprinted in Migne PG 39. р. 139–216 .Enarratio in Epift. Canonic. 3 . Didymi Alexandrini De Trinitate Libri tres nunc primum ex Passioneiano codice græce editi, Llatine conversi, ac notis illustrati a d. Johanne Aloysio Mingarellio Bononiæ, typis Lælii a Vuple, m.dcc.lxix. lxiv, 520 p. 40– Title vignette, engraved; initial; tall- pieces. “Sopra un’ operainedita De Trinitate di un antico teologo lettera signor Glovanni Archinto» (dated 30 giugno 1763): p.453–472. 1. Trinity –Early works to 1800. I. Mingarelli, Glovanni Luigi, 1722–1793, ed. and tr. II. Mingarelli, Ferdinando, 1724–1777. Veterum testmonia de Didymo Alexandrio Coeco. |
Ист.: АЗР. 1853. Т. 5. С. 113-114, 256; Volumina legum. St.-Pb., 1860. Vol. 5. P. 180; АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 37-47, 20-24; С. 74, 37; 1894. Ч. 8. Т. 2. С. 144-146, 120; 1904. Ч. 1. Т. 10. С. 214, 95; С. 248, 101; С. 255, 103; С. 285-288, 110; С. 291, 112; С. 341-342, 132; С. 392-396, 154; С. 796-797, 282; Т. 12. Отд. 2. С. 285-288, 292-293, 600-602; Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церк.-ист. исследования. К., 1904. С. 127, 185; Юбилейный сборник в память 350-летия Львовского ставропигиона: Мат-лы, относящиеся к истории Львовского ставропигиона в 1700-1767 гг./Сост.: А. Копыстянский. Львов, 1936. Ч. 1. С. 112-115; Зубрицкий Д. И. Летопись Львовского ставропигиального братства: Пер. с польск. Львов, 1926. С. 78-79, 282-283, 376; Analecta OSBM. Acta SCPF. 1954. Vol. 2. P. 85-87, 110-111, 130-131, 156-160, 162-165, 173-174, 259; ibid. DPR. 1953. Vol. 1. P. 646-648; 1954. Vol. 2. 5-6, 9-11, 640-641; ibid. LSCPF. 1955. Vol. 2. P. 106-108, 120, 128-132, 172-174, 226-229, 231-232, 235, 238-242, 279-280, 291-293; ibid. CPECUB. 1956. Vol. 1. P. 112; ibid. EMKC. 1958. Vol. 3: C. Zochovskyj, L. Zalenskyj, I. Vynnyckyj. P. 42-45, 258-259; ibid. SEUUB. 1962. Vol. 2. P. 5-8; MUH. 1967. Vol. 4. P. 65-66, 85-87, 91-93, 113-114, 186-189, 229-231, 290, 293-332; Analecta OSBM. LNAHU. 1968. Vol. 12. P. 306-307; 1969. Vol. 13. P. 95-96, 150-151, 241; 1977. Vol. 14. P. 71-74, 234-235; ibid. LEHU. 1974. Vol. 3. P. 197-201; 1978. Vol. 4. P. 205-206, 214-218, 220-224; Icmopiя Львова в документах i мamepiaлax. К., 1986. С. 89-90; Требник Петра Могили 1646 р.: Пер. з А. Жуковський. Канберра; Мюнхен; Париж, 19882. С. 425-430; Ясиновський Ю. П. Ykpaïhcьki та бiлopycьki homoлihiйhi ipмoлoï 16-18 ст.: Кат. i koдukoлoriчho-naлeorp. дocлiджehhя. Льbib, 1996; Npubiлeï нац. громад мicma Львова (XIV-XVIII ст.)/Упоряд.: М. Капраль. Льbib, 2000. С. 45-51, 63-64, 69-70, 75-76, 78-79; Собори Льbibcьkoï XVI-XVIII ст./Упор. та icm. нарис: I. Скочиляс. Льbib, 2006. С. CXXXV-CXXXVII, 112-113, 243-244. |
400. Немировский Н. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964, 208с. 401. Нетушил И. О культе Весты. — Филологическое обозрение, 1895, т. XI, кн. 2, с. 202-206. 402. Его же. О пифагореизме Нумы. — Филологическое обозрение, 1895, т. IX, с. 125-143. 403. Его же. Dea Dia, богиня материнского права. — Филологическое обозрение, 1899, т. XVII, с. 3-19. 404. Никола М. Древняя языческая реакция. — Загр. Вестник, 1864, с. 217-234. 405. Николаев Ю.. В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма. СПб., 1913, 526 с. 406. Новосадский Н. Культ кабиров в древней Греции. Варшава, 1891. 407. Его же. К вопросу о культе Изиды в Греции. — ЖМНП, 1885, I, 6-7, с, 333-338. 408. О Н. Сивилла. — ЭСБЕ, т. XXIX, с. 818-820. 409. Павловский М. О необходимости, какую чувствовал в откровенной религии греко-римский мир. — ЖМНП, 1839, ч. 42, с. 1-16. 410. Периханян А. Иеродулы и ……… храмовых объединений Малой Азии и Армении. — ВДИ, 1957, с. 47-68. 411. Его же. Храмовые объединения Малой Азии и Армении (IV b. до н. э. — III b. н. э.). М., 1959, 186с. 412. Песоцкий С. Идея избавления и избавителя у древних культурных языческих народов. Киев, 1904, с. 76. 413. Писарев Д. Аполлоний Тианский. — В кн.: Д. Писарев. Сочинения. СПб., 1904, т. 4, с. 1-66. 414. Помяловский И. Марк Теренций Варрон Рестинский. СПб., 1869. 415. Поршнева Е. Трансформация древнеиранского бога Митры в раннехристианских сектах и тайных обществах средневекового Китая. — В кн.: Китай: история, культура и историография. М., 1977, с. 200-215. 416. Пригоровский Г. Из истории эллинистической религиозной литературы. — Ученые записки института истории. М., 1927, т. II, с. 50-73. 417. Пугаченкова Г. О культах Бактрии в свете археологии. — ВДИ, 1974, с. 124-135. 418. Ее же. Храм и некрополь в Парфянской Нисе. — ВДИ. 419. Раппопорт Ю. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971, 127 с. 420. Ревилль Ж. Религия в Риме при Северах. Пер. с франц. М., 1893, 320 с. 421. Ревекн К. Религиозный аспект внутренней и внешней политики Рима в конце III b. до н. э. (установление культа Кибелы в Римской республике) — В кн.: Проблемы античной истории и культуры. Ереван, 1978, в. I, с. 242-248. |
Варшава, 1901. С. 350-351 [изд. 1-го чт.], 385-386 [фотокопия л. 1 и 1 об.]; он же. Листки Ундольского: Отрывок кирилловского Евангелия XI в.: Фототипич. воспроизв. текста и исслед. письма и языка. СПб., 1904. Памятники старослав. яз. (Т. 1. Вып. 3); он же. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 329-330 [изд. 1-го чт.], 369 [фотокопия л. 1 об.]; он же. Труды по белорусскому и др. слав. языкам. М., 1962. С. 569-603; Каринский Н. М. Хрестоматия по древнецерковнослав. и рус. языкам. СПб., 1904, 19112. Ч. 1: Древнейшие памятники. С. 25-28; он же. Историческая хрестоматия по древнецерковнослав. и рус. языкам. Пг., 1914. С. 13-14 [изд. 1-го чт.]; Лавров П. А. Альбом снимков с югослав. рукописей болг. и серб. письма//ЭСФ. 1916. Вып. 4.1. Прил. 4. [фотокопия л. 1 об. и 2]; Vondr a k W. Kirchenslavische Chrestomathie. Gött., 1910. S. 81 [изд. 2-го чт.]; idem. Cirkevnislovanska chrestomatie. Brno, 1925. S. 102-103 [изд. 2-го чт.]; Weingart M. Texty ke studiu jazyka a pisemnictvi staroslovinskeho. V Praze, 1938. S. 71-73; Романски Ст. Старобългарски език и образци. София, 1945. С. 572-575; Минчева А. Старобългарски кирилски откъслеци. София, 1978. С. 18-24 [история изуч., изд.], 90-93 [фотокопия]; Савельев В. С. Тексты и словарь// Ремнёва М. Л. и др. Старослав. язык: Учеб. комплекс. М., 2011. С. 581 [изд. 1-го чтения]. Лит.: Викторов А. Е. Очерк собрания рукописей В. М. Ундольского в полном составе//Славяно-рус. рукописи В. М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собр. с 1-го по 579-й. М., 1870. С. 5 (отд. паг.); Стасов В. В. Славянский и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1884. Вып. 1. Табл. I , 2 и 3 [фотокопия заставки и инициала на л. 1] (рец.: Буслаев Ф. И.)//ЖМНП. 1884. Ч. 233. 5. С. 54-104, 75; Щепкин В. Н. Листки Ундольского//Сб. ст., посвящ. учениками и почитателями акад. и заслуженному ординарному проф. Ф. Ф. Фортунатову. Варшава, 1902. C . 249-269; Белич А., Кульбакин С. [Рец. на кн.:] Сб. ст., посвящ. учениками и почитателями акад. |
Его же. Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе. — Ежегодник русского института в Праге. 1931. Его же. О воскресении во плоти. — «Путь». Париж, 1931. Ном. 26. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. О духе, душе и теле. Брюссель. 1971 (авт. — хирург и церк. деятель). Лямин А. А. Теория таинственного. М., 1911. Михаил (Семенов), архим. Бессмертие души. СПб., 1906. Митрофан (Алексеев), монах. Как живут наши умершие и как будем мы по смерти. Т. 1-3, СПб., 1889 (авт. — правосл. писатель). Муди Р. Жизнь после жизни/Пер. с англ. М., 1978 (машинопись). Навиль Э. Вечная жизнь/Пер. с фр. СПб., 1865. Певницкий В. Ф. О загробной жизни. Киев, 1903 (авт. — правосл. писатель) Его же. О воскресении мертвых. Киев, 1904. Переселение душ: Проблемы бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. статей. Париж: YMCA, 1935. Подмор Ф. Спиритизм: Историческое исследование/Пер. с англ. СПб., 1904. Сибатье А. Бессмертие души с точки зрения эволюционного натурализма Пер. с фр. СПб., 1898 (авт. — биолог и философ). Светлов П. Я., прот. Христианская вера в бессмертие. СПб., 1898. Седлов М. Цезарь Ломброзо и спиритизм. М., 1916. Тейхмюллер Г. Бессмертие души/Пер. с нем. Юрьев. 1895. Тихомиров Е. Загробная жизнь, или Последняя участь человека. СПб., 1911 (авт. — правосл. писатель). Трубецкой С. Вера в бессмертие. — В кн.: Собр. соч. кн. С. Трубецкого. Т.2. М., 1906. Туане П. Воскресение и бессмертие луши — «Символ». Париж, 1981, Ном. 5. Челпанов Г. В. Мозг и душа. М., 1918. Его же. Спинозизм и марксизм. М., 1927. Фаворский Д., свящ. Христианские догматы о бессмертии души и воскресении мертвых в связи с философскими учениями о загробной жизни. СПб., 1900. Фехнер Г. Жизнь после смерти/Пер. с нем. Пг., 1915 (авт. — нем. физик и психолог). Фишер К. О свободе человека. Пер. с нем. СПб., 1899. Фламмарион К. Неведомое/Пер. с фр. СПб., 1901 (авт. — астроном и писатель). Его же. Люмен: (Разговоры о бессмертии души). СПб., 1907. Франк С. Л. Душа человека. М., 1917; 2-е изд. Париж: YMCA, 1964. Его же. О природе душевной жизни. — В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972. |
79 О латинских, армянской и сирийских версиях см. напр., Butler, 1898–1904. I. Р. 59–106. О согдийских фрагментах – см. Beneviste, 1955. Эфиопские и арабские фрагменты представляют собой отрывки из глав «Лавсаика» о преп. Пахомии (его правила, описание киновии и два рассказа о женском монастыре, основанном преп. Пахомием). При этом Батлер допускает, что в эфиопских рукописях могут содержаться еще какие-то переведенные фрагменты «Лавсаика»: Butler, 1898–1904. I. Р. 155–171. 80 О славянской версии см. Казанский, 1872. С. 35. Казанский называет одну рукопись, видимо, из библиотеки МДА (РК. МД А. К. Волоком. 657, Библ. Серг. Лавры Патерик, 710). Он также указывает на атрибуцию этого текста Палладию. См. также Троицкий, 1906. С. 224–225 (Троицкий отзывается о славянских переводах крайне негативно), Николаев, 1987b (там же библиография). Николаев указывает, что гл. 36–60 данного славянского Патерика – это перевод «Лавсаика», а 1–32 – «Истории монахов» (интересно, что оба источника здесь даны раздельно), но при этом перевод «Лавсаика» содержит меньше глав, чем в издании Батлера. В то же время исследователь отмечает, что основой для славянского перевода послужила, скорее всего, одна из версий пространной редакции. Он предположительно возводит ее к редакции, изданной Меурсием, хотя, как известно, Меурсий издал одну из версий краткой редакции [Там же. С. 305]. 81 До публикации своего перевода Вогюэ провел сверку коптских текстов по рукописям – de Vogüé, 1989а; ibid., 1989b; ibid., 1992. Английский перевод этих текстов см. Vivian, 1999; ibid., 2000а; ibid., 2000b; ibid., 2001; переиздание всех переводов в одной книге – Vivian, 2004. 82 Имеются в виду две главы (о Стефане и Евкарпии), сохранившиеся только в сирийском переводе. Палладий упоминает о них в 47 главе «Лавсаика», наряду с еще тремя падшими монахами (Эроном, Валентом и Птолемеем). Однако если главы о последних трех монахах в греческом тексте «Лавсаика» присутствуют, то глав о Стефане и Евкарпии там нет. На две эти главы обратил внимание ещё Драге, который их издал – Dragnuet, 1978 (398, 173). Р. 368–372. Английский перевод с кратким введением – Vivian, 2004. Р. 167–172. |
1172 Древности южной Росии. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева. – С. 30–34, 37–41, 42; Сводный отчет о раскопках в Херсонесе Объединенной экспедиции в 1963–1964 гг.//АДСВ. – Свердловск, 1971. – Вып. 7. – С. 50, рис. 16; Колесникова Л. Г. Храм в портовом районе Херсонеса (раскопки 1963–1964 гг.)//ВВ. – 1978. – Т. 39. – С. 172, рис. 13; Византийский Херсон. – С. 30–31, 16. 1173 Ср.: Galavaris G. Bread and the Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. – London, 1970. – P. 130–132. О diakoniai и их роли см.: Testini P. Archeologia cristiana (Notizie generali dalla origini alla fine del sec. VI). – Roma; Parigi; Tournai; New York, 1958–1959. – P. 615–618; Dagron G. «Ainsi rein n’echappera a la reglamentation». Etait, Eglise, corporations, confreries: a propos des inhumations a Constantinople (IVe–Xe siecle)//Hommes et richesses dans l’empire byzantin. – Paris, 1991. – T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrison. – P. 176–178. 1174 Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса в 1896 г. – С. 168–169; Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год. – С. 165–167. 1175 Отчет за 1904 год. – Л. 12–13,18; см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 279. 1179 См.: Отчет за 1904 год. – Л. 12–13,17; Отчет за 1905 год. – Л. 40 об.; Гурулева В. В. Византийские весовые знаки с изображением храма из Херсонеса//Византия: кумуляция и трансляция культур. Тезисы докл. IX науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 1997. – С. 11. 1180 Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонес за 1935–36 гг. – С. 250–254 (автор предполагал здесь остатки терм, ссылаясь на находку куска гончарной водопроводной трубы); Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. Кварталы XV и XVI (Раскопки 1937 г.)//МИА. – 1953. – – С. 73–79, табл. I (засыпь на дне цистерны А образовалась постепенно, в V–VI вв.); Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э. Очерки истории и культуры. – Харьков, 2004. – С. 293–294, рис. 111, 19; 130 (по мнению С. Д. Крыжицкого, это «дом хозяственно-жилого назначения», но необычной, сейсмоустойчивой конструкции). |
| |