Тематическая группировка материала выдержана в Сир., что подчеркивается в ряде рукописей киноварными заголовками, систематизирующими изречения: премудрости похваление, слово о чадех, о удержании души, словеса приточь, слово о рабех, слово о брашне, слово о вине, о врагах слово, о мртвцехъ слово, похвала отцем, млтва исусова сна сирахова. Заголовки эти приведены по списку 1502–1507 гг. БАН 24.4.28, (Алексеев, Лихачева 1978, с. 74), они, однако, охватывают всю рукописную традицию текста, поскольку появились уже на греческой почве (см. Сперанский 1904, с. 472). Большой интерес представляет деление текста в русских списках Пятикнижия. Бытие разделено здесь на 12 частей, а остальные книги каждая на 10. В сумме это составляет 52 части. Именно таково деление Торы в иудейской синагогальной традиции на параши (парашиот), предназначенные для субботнего чтения в течение года. Из 20 восточнославянских списков, известных А. В. Михайлову , параши выделены в 17, в том числе и в ГБ (см.: Михайлов 1912, с. XXI-LXXXVII), их границы приведены в Описании, т. 1, с. 8–9. В одних рукописях указание на параши ограничивается выставленным на поле номером, в других рукописях эти номера сопровождаются тематическими заголовками, которые даны как оглавление перед текстом книги. Вот несколько заголовков из Быт.: (1) о сътворении нбси и земля и вся яже с31;т в них. и о създании адамли и о десяти родех до ноя(2) о потопе и о дуги и о столпотворении и о родех до авраама и о ходу его в хараон;(3) исход авраамль от межуречья и бытие его в егупте (Михайлов 1912, с. LXVI, примеч. 2). В других четьих ветхозаветных книгах кроме инициалов и номеров против них на поле или только одних инициалов не встречается иных попыток деления текста. В некоторых книгах эти инициалы и номера отражают деление текста в его толковой версии. Например, Псалтырь в сборнике 1502–1507 гг. разделена номерами на 241 отрезок, что отражает деление этой книги в популярных у славян толкованиях на Псалтырь псевдо- Афанасия Александрийского (Алексеев, Лихачева 1978, с. 75; ср. Описание, т. 2, с. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

в 70-х гг. XX в. извне в виде харизматических и неопятидесятнических межденоминационных движений амер. типа. Во 2-й пол. XX в. НЦ активно участвовала в мировом экуменическом движении: в 1947 г. она вошла во Всемирную лютеранскую федерацию, в 1948 г.- во Всемирный Совет Церквей. В 1951 г. Епископское собрание учредило Норвежский межцерковный ин-т (впосл. Межцерковный совет Норвежской церкви). Во 2-й пол. 60-х гг. вновь был поднят вопрос об отделении НЦ от гос-ва. В 1964 г. в § 2 Конституции Н. было внесено положение о свободе вероисповедания. По закону об общеобразовательной школе учителя не были обязаны принадлежать к НЦ. Конфессионально обязанными теперь оставались только король, половина правительства, преподаватели теологического фак-та Ун-та в Осло и церковные чины НЦ. Важным фактором, способствовавшим актуализации этого вопроса, были деятельность свободных церквей и появление в стране новых конфессий и религий в связи с усилением иммиграции. В 1955 г. основан Гуманистическо-этический союз, главной задачей к-рого было способствовать отделению НЦ от гос-ва и формированию конфессионально нейтрального мировоззрения. В 60-70-х гг. эта орг-ция привлекла к себе большое общественное внимание благодаря введению гражданской конфирмации как альтернативы церковной. В этих условиях в НЦ все сильнее звучали голоса в пользу самостоятельности НЦ в делах управления и вероучения. С 1965 по 1971 г. было создано неск. церковных и гос. комиссий по рассмотрению этого вопроса, но НРП не пошла дальше общественного обсуждения. Широкие дебаты в НЦ были вызваны изменениями в литургии и изданием нового перевода Библии. Ранее использовали переводы 1904 г. (букмол) и 1921 г. (нюнорск). В 1956-1978 гг. Библейское об-во подготавливало новый перевод текста на основе идиоматического метода (в отличие от пословного, к-рый использовался до этого). Т. о., новый перевод Библии, вышедший в 1978 г., был приближен к нормам совр. норвеж. языка, но породил множество споров по поводу трактовки конкретных мест Свящ.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

31. Тьери О. Городские коммуны во Франции в средние века. Спб., 1901. 32. Васильев А.А. История Византии., Византия и крестоносцы. Спб., 1923. 33. Куглер Б. История крестовый исходов. Ростова-на-Дону, 1995. 34. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда Львиное Сердце. М., 1995. 35. История Крестовых походов. Под ред. Джонаггана Райли-Смита. М., 1998. 36. Барбер Малколм. Процесс тамплиеров. М., 1998. 37. Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453. М., 1985. 38. Левандовский А.Н. Жанна д " Арк. М., 1982. 39. Амбелен Роберт. Драмы и секреты истории. М., 1993. 40. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. 41. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. 42. Сказкин С.Д. Франция первой половины XVI в. В кн.: История Франции. Т. I. M., 1972. 43. Петрушевский Д.М. Восстание Уотта Тайлера. М., 1914. 44. Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977. 45. Пискорский В.К. Испания и Португалия. Спб., 1909. 46. Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). Л., 1925. 47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 48. Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913. 49. Карсавин Л.Н. Монашество в средние века, М., 1992. 50. Бицилли Н.М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995. 51. Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Спб., 1904-1906. 52. Братина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М., 1997. 53. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977. 54. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979. 55. Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера. М.-Л., 1947. 56. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и Реформационное движение в Германии. М. 1978. 57. Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, Реформация. М., 1978. 58. Карева В.В. Судьба «Утопии» Томаса Мора во Франции (XVI-XVIII вв.). М., 1996. 59. Шевалье Пьер. Генрих III . М., 1997.

http://sedmitza.ru/lib/text/441109/

Лит.: Клириков Н. Н. Механик-самоучка, слепец В. М. Слепнев//Ярославские ГВ. 1887. Ч. неофиц. 28. С. 5-6; 29. С. 3; Самоучка-механик, изобретатель механического церк. звона: [Д. П. Иванцов]//Вятские ЕВ. 1904. 11. Отд. неофиц. С. 680-682; Десятников В. Хранители звонов: [Ростовские звоны и звонари]//Вокруг света. 1978. 5. С. 40-43; Игнатьев С. Федька-звонарь//Правосл. Русь. 1978. 7. С. 14-15; Козлова Г. Живое искусство колокольного звона//Кругозор. 1990. 6. С. 10-11. Грампластинка 4; Маршкова Т. И. Хранитель московского звона: [Звонарь моск. Новодевичьего мон-ря В. И. Машков]//Отчизна. 1991. 6. С. 32-34; Мельник А. Г. Звонари XVII - нач. XX вв.//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. Ростов. 1993. С. 47-56; Мельник Л. Ю. О «Калязинском» звоне//Там же. С. 65-68; Виденеева А. Е. Звонари ростовского Успенского собора во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XIX в.//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. С. 18-27; Невелев Д. Тайная жизнь патриаршего крестоносца: Не спрашивай, по ком звонил в колокол обычный советский инженер: [В. И. Машков]//Огонёк. 1996. 2. С. 26; Никаноров А. Б. Звонарь как особый тип традиц. инструменталиста//Традиц. искусство и человек: Тез. докл. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко, 15-17 апр. 1997 г. СПб., 1997. С. 46-48; он же. О звонарях//IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. М., 2001. С. 172; он же. К проблеме творческой личности традиц. инструменталиста: Звонарь Семен Семенович из старой Казани)//Вопросы инструментоведения. СПб., 2007. Вып. 6: Мат-лы 6-й междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения», С.-Петербург, 3-6 дек. 2007. С. 175-178; Макаров М. И. На Даниловской колокольне//Правосл. колокольный звон: Теория и практика: [Сб. ст.]/Сост.: И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002. С. 139-164; он же. Даниловский звон//ЖМП. 2004. 3. С. 20-21; Смирнов Д. В. Родословие семьи звонарей Урановских, XIX - нач. XX вв.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 91-92; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Звонари Моск. Кремля в сер. XVIII в.//VII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2003. С. 86-101; они же. Звонари Моск. Кремля посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в.//Макарьевские чт.: Рус. культура XVI в.- эпоха митр. Макария. М., 2003. Вып. 10. С. 188-207; они же. Звонари Моск. Кремля в 1830-х гг.//ИКРЗ, 2004. Ростов, 2005. С. 285-289; они же. Звонари Ростовского Успенского собора в 1-й пол. 20-х гг. XIX в.//Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 332-339; Ярешко А. С. Роль звонаря в рус. правосл. культуре//Мужчина в традиц. культуре народов Поволжья: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15-17 мая 2003 г.). Астрахань, 2003. С. 58-62.

http://pravenc.ru/text/199671.html

ВСЕРОССИЙСКАЯ Кирилл Грек II ВСЕРОССИЙСКАЯ 1224(06.01.1225) Кирилл Грек III ХОЛМСКАЯ в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.11.1281 (ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Кирилл Гундяев в/у ВЫБОРГСКАЯ 19.11(02.12)1975 01(14)03.1976 ВЫБОРГСКАЯ 01(14)03.1976 13(26)12.1984 в/у ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 23. 08(05.09) 1978 29.09(12.10)1978 СМОЛЕНСКАЯ 13(26)12.1984 в/у КОРСУНСКАЯ 07(20)02.1990 12(25)10.1990 в/у ГААГСКАЯ 07(20)02.1990 05(18)07.1991 в/у КОРСУНСКАЯ, паки 18(31)03.1999 23.09(06.10)1999 Кирилл Завидов ЯРОСЛАВСКАЯ 18.03.1605 04.1606 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ, паки 06.1611 07.05.1616 Кирилл Ильинский ТОТЕМСКАЯ 31.05(13.06)1921 ТОТЕМСКАЯ, обн. ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ, обн. 25.02(10.03)1925 Кирилл Квашенко КИРОВСКАЯ, обн. ОДЕССКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 Кирилл Куницкий ЧИГИРИНСКАЯ 13.05.1828 05.01.1835 Кирилл Ляшевецкий (Лещевицкий) ВОРОНЕЖСКАЯ 06.08.1758 19.10.1761 ЧЕРНИГОВСКАЯ 19.10.1761 14.05.1770 Кирилл Наконечный в/у БОГОРОДИЦКАЯ 13(26)02.1998 02(15)03.1998 БОГОРОДИЦКАЯ 02(15)03.1998 06(19)07.2000 ТУЛЬСКАЯ 06(19)07.2000 24.09(07.10)2002 ЯРОСЛАВСКАЯ 24.09(07.10)2002 Кирилл Наумов МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ 13.10.1857 10.02.1866 Кирилл Орлов ОСТРОГОЖСКАЯ 14.12.1880 24.04.1882 ЧЕБОКСАРСКАЯ 24.04.1882 13.02.1888 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 13.02.1888 02.04.1888 КОВНЕНСКАЯ 13.05.1889 26.12.1890 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 10.11.1890 13.12.1890 Кирилл Поспелов ПЕНЗЕНСКАЯ 19.03(01.04)1944 ТАШКЕНТСКАЯ 07(20)06.1946 ИВАНОВСКАЯ 07(20)06.1946 14(27)01.1947 ПЕНЗЕНСКАЯ, паки 14(27)01.1947 05(18)12.1953 Сщмч. Кирилл Смирнов ГДОВСКАЯ 06.08.1904 30.12.1909 ТАМБОВСКАЯ 30.12.1909 19.03(01.04)1918 КАРТАЛИНСКАЯ (КАВКАЗСКИЙ ЭКЗАРХАТ) 19.03(01.04)1918 04.1920 КАЗАНСКАЯ 04.1920 02(15)02.1930 Кирилл Соколов ФЕОДОСИЙСКАЯ 26.11(09.12)1921 ЛЮБИМСКАЯ НИЖНЕУДИНСКАЯ в/у ИРКУТСКАЯ ЕЙСКАЯ САРАНСКАЯ 25.08(07.09)1927 КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 25.08(07.09)1927 11(24)08.1928 ПЕНЗЕНСКАЯ 11(24)08.1928 08(21)11.1933 Кирилл Терлецкий ПИНСКАЯ 08.07.1576 09.05.1585 ЛУЦКАЯ 29.05.1585 09.10.1596 Кирилл Флоринский ОРЛОВСКАЯ 13.01.1768

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96. Hering J. Kyrios Anthropos/Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1936. 97. Hering J. Le Royaume de Dieu et sa Venue d’apres Jesus et saint Paul. Paris. 1959. 98. Hofius O. Der Christushymnus Philipper 2:6–11. Tubingen, 1976. 99. Holm-Nielsen S. Hodayot. Psalms from Qumran/Acta Theo- logica Danica 2. Aarhus: Universitetsforlaget, 1960. 100. Hooker M. Philippians 2:6–11/Jesus und Pauls: Festschrift for Werner Georg Kummel zum 70 Geburstag/Ed. E.E. Ellis and E. Grasser. Gottingen, 1978. 101. Hoover R.W. The term ARPAGMOS in Philippians 2:6. A Contribution to the study of the Sources of Early Christian Language and Theology. Summary/Harvard College Thesis Repository. 61 (Oct. 1968). 102. Hugede N. Commentaire de l’epitre aux Colossiiens. Geneve, 1968. 103. Hurtado L.W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids, 2003. 104. Hymns/The Oxford Dictionary of the Christian Church. 3d edn. London, 1997. 105. Innitzer T. Der Hymnus im Eph 1:3–14 /ZKT. 1904. 106. Jenson P.P. Поэзия в Библии/НБК. Ч. 2. Ветхий Завет . Псалтырь – книга прор. Малахии. СПб., 2000. 107. Jeremias J. Zur Gedankenfuhrung in den Paulinischen Briefen/Studia Paulina. In Honorem Johannis De Zwaan/Eds. J.N. Seven- ster and W. C. van Unnik. Haarlem, 1953. 108. Kasemann E.A Critical Analysis of Philippians 2:5–11/God and Christ: Existence and Province (Journal for Theology and Church. Vol. 5/Ed. R. W. Funk. New York, 1968). 109. Kasemann E.A Primitive Christian Baptismal Liturgy/Kasemann E. Essays on New Testament Themes. Naperville, 1964. 110. Kasemann E. An Die Romer/Handbuch zum Neuen Testament. Tubingen, 1980. 111. Keck L.E., Furnish V. P. The Pauline Letters. Nashville, 1986. 112. Keck L.E. Paul and His Letters/Proclamation Commentaries/Ed. G. Krodel. Philadelphia, 1987. 113. Kelly J.N.D. A Commentary on the Pastoral Epistles/BNTC. London, 1978. 114. Kittel С. Metaphorical Using εκν in the New Testament/TDNT: In 10 vol./Ed. by G. Kittel. Vol. 3: D-H. Grand Rapids, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

526 Подробно о содержании семи рукописей Синода см. в William Wright,Catalogue of the Ethiopie Manuscripts in the British Museum (London, 1877), pp. 2a–4b и 266a–269a, и в William Macomber, Catalogue of Ethiopian Manuscript…, iii (Collegeville, 1978), items #951, #998. См. также Ignazio Guidi, «Der дmhiopische «Senodos», Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft, lv (1901), pp. 495–502. 527 Перевод на франц. яз. – Sylvain Grйbaum, «Limmйramure йmhiopienne pseudo–Clumentine», Revue de l " orient chrbien, xvi (1911), pp. 72–84, 164–175, 225–253; xvii (1912), pp. 16–31, 133–144, 244–252, 337–346; xviii (1913), pp. 69–78; xix (1914), pp. 324–330, XX (1915–1917), pp. 33–37, 424430; xxi (1918), pp. 246–252; xxii (1920), pp. 22–28, 113–117, 395400; xxvi (1927–1928), pp. 22–31. 528 См. R. W. Cowley, «The Identification of the Ethiopian Octateuch of Clement, and its Relation to Other Christian Literature», Ostkirchliche Studien, xxvii (1978), pp. 3745. 529 Часть вторая (оригинал и перевод на франц. яз.) была опубликована L. Guerrier и S. Grйbaum, Le Testament en Galilйe de Notre Seigneur Jйsus Christ (Patrologia Orientalis, ix. 3; Paris, 1913). 530 Неполный текст английского перевода опубликован Платтом (Т. Р. Platt) в The Ethiopie Didascalia; or the Ethiopie Version of the Apostolic Constitutions, received in the Church of Abyssinia (London, 1834). Полный перевод на англ. яз. сделан Харденом (f. – M. Harden), The Ethiopie Didascalia (Translations of Christian Literature, Series iv, Oriental Texts; London, 1920). 531 Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentliches Kanons, ii (Erlangen und Leipzig, 1890), pp. 157–172; Α. Harnack, Chronologie der altchristlichen Literatur, ii (Leipzig, 1904), pp. 84 и далее. Это мнение разделял и Leipoldt, Geschichte des neutestamentlichen Kanons, i (Leipzig, 1907; переизд. 1974), p. 77 n. 4. 532 См. H.J. Frede, Altlateinische Paulus–Handschriften (Freiburg, 1964), pp. 88–90, который обращает внимание на греческое влияние в церквах Южной Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.199–214. Нечунаев В.В. Опыт рационалистической реконструкции смысла отрицательного богословия Дионисия Ареопагита, Плотина и Мейстера Экхарта//Философия: История и современность. – Новосибирск, 2001. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Нуцубидзе Ш. Тайна псевдо–Дионисия Ареопагита.//Известия Института языка, истории и материальной культуры имени академика Н.Марра. – Тбилиси, 1944. 14. Нуцубидзе Ш.И. Арепагитская литература за последнее десятилетие//Византийский временник. –  М.,  1963. – Т. 23. Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и философское наследие античности: Проблемы ареопагитики. – Тбилиси, 1963. О святом Дионисии Ареопагите и его творениях//Христианское чтение . – 1848. – Ч. 2. Ольсен Г. О циклической и линейной концепции времени в трактовке античной и раннесредневековой истории//Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2. С.12–14. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.71–77. Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.315–320. Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.194–196. Прохоров Г.М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе//ТОДРЛ. –  1976. – Т. 31. Прохоров Г.М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе//ТОДРЛ. –  1976. – Т. 31. Прохоров Г.М. Послание Титу иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука,  1978. – Т. 38. Прохоров Г.М. Послание Титу иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука,  1978. – Т. 38. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.  

http://bogoslov.ru/person/2714657

756 Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский//Богословские труды. Сб. 9 (1972). С. 15–79. Сопровождается замечанием: «Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред». 850 Idem. In illud: Pater, si possible est, transeat a me calyx iste (Matth. 26, 39)· Цит. nö Holl К Amphilochius von Ikonium, Tübingen, 1904. S. 91–102. 871 Ibid., epiraphium 99, PG 38, 60: Νννη Φιλτατου; ibid, epitaphium 107, PG 38, 66 – об отце Амфилохия: υα Φιλτατου Γοργονας τε μγαν. 891 Idem. Epistula 161, PG 32, 629: σ φεγοντα ς ατς φ ς, οχ μ ς, λλ τν δι’ ημν προσδοκωμνην κλσιν [ты бежишь не от нас (ты сам согласен с этим), но от нашего прошения...]. 892 Gregorius Nazianzenus. Epistula 63, PG 37, 124–125: τ σα τυραννηθντας π τν κανν φλων. 899 ldem. Epistula 109 ad Eusebium Samosatorum, PG 32, 504–505; epistula 176, 200 ad Amphilochium, PG 32, 654, 733–736; epistula 252 ad Fonticae diocesis episcopos, PG 32, 940. 912 Gregorius Nazianzenus. Epistula 25, PG 46, 1093 sqq. Ср.: Vita Marthae V, 49 и 50//Acta Sanctorum. Brussels, 1643. P. 421, 422. 913 Basilius Magnus. Epistula 161, PG 32, 632. Для выяснения смысла ср. Idem. Epistula 199, PG 32, 717. 938 Theodosius II Imperator. Codex XVI, 5, 11, 12//Codex Tbeodosianus/Ed. P. Krüger, T. Mommsen, P. Meyer: In 3 vols. Berlin, 1905. 944 Idem. Epistula 171, PG 37, 280. Такими же словами он говорит о своем отце (Epistula 58, PG 38, 40). 949 SS. Patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia/Ed. F. Combefis. Paris, 1644. 952 В XX в. в полном объеме сочинения святителя Амфилохия Иконийского были изданы в Бельгии в 1978 г. исследователем К. Datema в серии Corpus Christianorum. В этом издании творения святителя Амфилохия представлены уже большим числом за счет вновь найденных проповедей. Однако следует заметить, что Datema подверг сомнению подлинность проповеди на преполовение Пятидесятницы, которую К. Holl считал написанной самим святителем Амфилохием. Здесь мы перечислим все подлинные сочинения, которые дошли до нас в полном виде, опираясь на последнее критическое издание: 1) Слово на Рождество Христово; 2) Слово на Сретение Господне; 3) Слово о четверодневном Лазаре; 4) Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром; 5) Слово на Великую субботу; 6) Слово на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия...; 7) Слово о новокрещеных, или на Пасху; 8) Слово о Закхее; 9) Слово на текст: Не может Сын ничего творить от Себя...; 10) Сочинение против еретиков; 11) Синодальное послание 376 г. против духоборцев. Небольшое число в полном виде сохранившихся сочинений дополняется фрагментами отдельных произведений святителя Амфилохия, а также сочинениями, которые дошли до нас в сирийской рукописной традиции. Они также приводятся в издании 1978 г. Следует заметить, что и подлинность отдельных фрагментов по-разному трактуют Holl и Datema. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной лит-ре она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , к-рые с осторожностью высказались по этому вопросу (ср.: Дорофей (Дбар). 2005. С. 143),- хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А. И. Бриллиантову и византинисту В. Н. Бенешевичу исследовать этот вопрос ( Карташев. Соборы. С. 183). Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского ( Стражев В. И. Руинная Абхазия. Сухум, 1925; Воронов Ю. Н. В мире архит. памятников Абхазии. М., 1978. С. 31-33) и постсоветского ( Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Вост. Причерноморья (IV-VII в.). М., 2002. С. 56) периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар), подведший в одной главе своей монографии ( Дорофей (Дбар). 2005. С. 143-158) итог всех исследований по настоящему вопросу. Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума). Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем XI в. ( Воронов. В мире архит. памятников. 1978. С. 31-33). «Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант.

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010