В 1880—1882 годы монастырь купил 546 десятин 430 саженей земли у станицы Филоновской Хопёрского округа Области Войска Донского, где располагался хутор, постоянно жили сёстры и была построена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца на средства саратовского купца Фёдора Егорова, освящённая 8 декабря 1900 года. В 1888 году в Царицыне на средства монастыря и добродеятелей была перестроена из часовни каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая стала подворьем монастыря. К Царицынскому отделению монастыря была приписана каменная церковь в честь Всех Святых, перестроенная из часовни на средства крестьян и других добродеятелей, находившаяся в селе Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии, освящённая 30 сентября 1891 года. В 1908 году в правом приделе строящегося монастырского собора был по его завещанию был похоронен епископ Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский), проживавший в монастыре на покое. Игуменья Мария (Мандрыко), дворянка, имевшая высшее образование, в Балашов переведённая из Иоанно-Предтеченского монастыря Казанской губернии в 1885 году. Под её руководством монастырское хозяйство велось образцово: садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство и даже шелководство были поставлены на должную высоту. В монастыре работали кирпичный завод, молочная ферма, крупнейшая в городе мельница (сгорела в 1909 году), было ткацкое и обувное производство, велось обучение рукоделию, живописи, ткацкому мастерству, выделке ковров, вязанию. Постройки и вся территория монастыря содержались в исправном и опрятном виде. О хозяйственных успехах говорил и тот факт, что Покровский монастырь был весьма достойно представлен со своей продукцией на земских сельскохозяйственных выставках в Балашове в 1903 и 1911 годах. Неизвестно точно, до какого времени она руководила монастырём, но по крайней мере в 1913 году она ещё была его настоятельницей. Закрытие [ править править код ] После революции вся собственность монастыря была национализирована. На базе монастыря решено было открыть образцовую школу-коммуну. Но таковую так и не суждено было открыть, несмотря на то, что всё хозяйство монастыря было в образцовом порядке.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_жен...

Похожая на храм часовня, которая обошлась в 35 тыс. руб., внутри была украшена росписью и имела двухъярусный иконостас изящной резьбы. В 1873 г. образа с золотым фоном „возобновил“ К.А. Ясевич. Список чудотворной иконы Коневской Божией Матери помещался в особом мраморном киоте. В часовне хранился также ковчег с частицами св. мощей. Известно, что часовню посещали Император Александр II со своей семьей, а также жившие неподалеку писатели Достоевский и Лесков. С 1911 г. до революции подворьем управлял иеромонах Трифилий (Константинов). Временами здесь также служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Кроме часовни в центре Петербурга, на Б. Охте стояла подворская церковь, история которой началась в 1898 г., когда купец К.И. Чистяков подарил для нее свой земельный участок. Вначале здесь, по проекту В.И. Баранкеева, возвели и освятили как церковь 10 февраля 1902 г. небольшую шатровую часовню, а затем рядом начали строить монастырское подворье. В 1903 г. часовню расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мч. Адриана и прп. Арсения Коневского. Отдельный трехпридельный храм в стиле XVII века был заложен 15 августа 1906 г. по проекту Н.Н. Никонова, и уже 7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября – главный придел во имя Успения Богородицы и свт. Василия Великого. Иконостас был белого цвета с золотом. Храм имел статус домового. Переходом его соединили c перестроенной часовней. Подворье перед революцией возглавлял игумен Тихон. Еще одна монастырская часовня с иконой Нерукотворного Спаса находилась в Гостином дворе. После того как Коневский монастырь отошел к Финляндии, часовня на Загородном весной 1919 г. стала приходской церковью. Ее пытались в 1930 г. закрыть, но это удалось только 11 июля 1932 г., после чего здание передали райкоммунотделу. Чтимый образ Божией Матери перенесли в Симеоновскую церковь. Верх часовни был снесен, фасад сильно изменен. После внутренних перестроек в здании долго размещалось строительное управление. Подворье на Охте закрыто 12 августа 1929 г. и в конце 1932 – летом 1933 гг. снесено; ныне на его месте стоит жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=36056

Священник Алексей Петров, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Василий Андреев и пономарь Иван Семенов жительство имели и имеют в церковных палатках. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Троицкая церковь в Полях существовала уже в XV в. Название «в Полях» дано ей потому, что в XV-XVI вв. здесь происходили судебные поединки (суд божий), которые назывались «поле». Первое упоминание о церкви Старая Троица встречается в Никоновской летописи под 1493 г. В XVI ст. был построен каменный храм, а в 1657 г. племянником матери царя Михаила Федоровича боярином М. М. Салтыковым пристроены три придела: во имя св. Николая, во имя св. Бориса и Глеба и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Между 1659 и 1664 гг. на кладбище Троицкого храма князем И.А. Воротынским построена церковь во имя преп. Сергия, ныне на ее месте часовня. В 1756 г. вместо Николаевского был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери, и около того же времени упразднен придел во имя св. Бориса и Глеба. В 1832 г. Троицкий храм был заново перестроен, и вместо прежних устроены приделы: во имя св. Николая и во имя преп. Сергия. В 1874 г. на средства прихожан храм был обновлен. К Троицкой в Полях церкви приписана находящаяся во дворе дома Чижовых церковь в честь Успения Божией Матери, существующая без изменений с 1647 г. и построенная вышеупомянутым боярином Салтыковым. «Московские святыни и памятники. Краткие исторические сведения о московских соборах, монастырях, древних церквах, памятниках и замечательных зданиях». г. Москва, Синодальная Типография, 1903 г. Существовавшая ранее церковь Живоначальной Троицы находилась у стены, в тупике, который выходит на Никольскую улицу; видна была со стороны Театрального проезда. Обыкновенно называется «Троицы в Полях» или «Троицы, что в Старых Полях». Это название объясняется тем, что до построения стены тут действительно начиналось поле, а также тем, что это поле было обыкновенным местом судебных поединков, которые запрещены только с 1556 г., и которые назывались «поле».

http://sobory.ru/article/?object=21229

Состоял председателем епархиального комитета Православного миссионерского общества и распорядителем епархиального Кирилло-Мефодиевского братства. Г. проявлял заботу о миссионерских пунктах в Калмыцкой степи, по его распоряжению были изданы «Инструкция для миссионеров» и «Миссионерский сборник». Для укрепления миссии в 1910 г. была учреждена кафедра викарного епископа Царёвского. Г. устроил первую в России плавучую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Она использовалась в населенных пунктах волжской дельты, где не было храмов, и принесла Г. широкую известность. Особое внимание уделял противосектантской деятельности. Не жалел средств на издание и безвозмездное распространение среди народа поучений, посланий и брошюр. По инициативе Г. во всех благочиниях епархии в 1904 г. были открыты б-ки, в 1908 г. в Астрахани начали работу богословские курсы. В епархии было открыто более 40 церковных школ, перестроено епархиальное жен. уч-ще, начато расширение Астраханского ДУ, организована касса братской взаимопомощи для духовенства. За время пребывания Г. на кафедре Астрахань 4 раза посещал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он сослужил Г. при освящениях в 1902 г. ц. во имя блгв. кн. Владимира, в 1903 г. Знаменской ц., в 1904 г. придела свт. Алексия, митр. Московского, во Владимирском храме, в 1906 г. собора во имя Св. Троицы в Воскресенском Мироносицком мон-ре. Также в епархии были построены соборная колокольня, церкви Казанская, во имя свт. Михаила Цареградского, прп. Сампсона странноприимца, вмч. Екатерины в Болдинском Покровском мон-ре, Петропавловская на о-ве Болдинском. 9 мая 1911 г. Г. освятил Иоанно-Предтеченский Романовский скит Чуркинского Высокогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. Г. активно помогал Обществу Красного Креста в сборе пожертвований для раненых и больных воинов. Во время революционных событий 1905 г. Г. особенно часто совершал молебны. 23 окт. 1905 г. состоялся крестный ход на кремлевскую площадь и молебен, владыка произнес патриотическую проповедь, призывая народ к молитве за царя, братолюбию и порядку.

http://pravenc.ru/text/164277.html

16 сентября 1854 г. в Подольске состоялось освящение древнего храма Воскресения Христова. Отец Василий Березкин и настоятель церкви великомученицы Параскевы, что в Охотном ряду, протоиерей Покровский за ранней литургией освятили приделы во имя святителя Николая и Святой Троицы, а на поздней митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) совершил освящение центрального престола. Тем не менее собственный штатный причт при Воскресенском храме вновь появился лишь в 1860 г. В 1884 г. по прошению настоятеля и старосты известный московский архитектор В. О. Грудзин разработал проект расширения арки, соединявшей теплую трапезную с холодной церковью, и предложил план устройства в Троицком приделе новой духовой печи. Годом позже отопление было проведено, весь храм стал теплым. Духовая печь располагалась в подвале, а вход в него был снаружи. В 1903 г. в истории Воскресенской церкви произошло важное событие: по проекту московского архитектора Петра Алексеевича Виноградова за счет добровольных даяний прихожан был перестроен Никольский придел. Ранее он находился внутри храма, теперь же его пристроили к зданию, соответственно с существующим Троицким приделом. Воскресенский храм (Подольск) 1 декабря 1990 г. В 1910 г. настоятель Воскресенской церкви обратился в Московскую духовную консисторию и Императорскую археологическую комиссию с прошением разрешить расписать приделы и возобновить фрески самого храма. По данным ведомости за 1916 г., церковь была расписана в 1911 г. В том же году храм посетил архиерей, возможно освятивший церковь после обновления живописи. Воскресенский храм имеет традиционную трехчастную планировочную схему. Первоначально на одной оси были расположены основной объем с полуциркульной апсидой, трапезная и колокольня. Впоследствии трапезная часть была расширена за счет устройства северного, Никольского, и южного, Свято-Троицкого, приделов. Восточные стены приделов образуют несколько выпуклые объемы, но не являются пристроенными апсидами. Центральная часть церкви и северный придел сложены из местного белого камня, а южный придел и колокольня — из кирпича. Последняя до своего разрушения в ХХ в., как и четверик храма, была белокаменной. В основе композиции здания лежит бесстолпный двусветный пятиглавый четверик, прямоугольный в плане, перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Ордынке, 24 (1902-1903, однокупольный храм, декорированный полуколонками и наличниками с разорванными фронтонами, не сохр.), реконструировал церкви св. Алексия, человека Божия, в Алексиевском мон-ре (1899, перестройка притвора и хор, создание ризницы и иконостаса), свт. Климента в Замоскворечье (1899-1900, реставрация) и Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе (1902-1904, капитальный ремонт с устройством приделов, архитектор сохранил классицистический стиль храма), перестроил часовню Знаменского монастыря (не сохр.), построил в 90-х гг. XX в. дом причта ц. Св. Троицы в Листах (ул. Сретенка, 27-29) и доходный дом по Трубной ул., 22. В последней по времени постройке Л.- 3-этажном на подвалах надвратном корпусе подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве (1913-1915) - впервые для зодчего элементы московско-ярославского стиля сочетаются с новой системой декора и деталями, выполненными в неорус. стиле (здание перестроено). Ныне на территории Москвы находится 4-ярусная красно-кирпичная колокольня Казанского Головинского мон-ря (1911-1913), завершенная невысоким шатром с главкой и покрытая ковровым кирпичным декором. Остальные постройки монастыря утрачены преимущественно в 70-х гг. XX в. Среди них также спроектированные Л. больничный корпус с ц. мц. Акилины (перестройка, 1898), трапезная (1898-1908), 2-этажный келейный корпус (проект 1904 г.). Л. работал в Московской губ.- построил 2-этажную Крестовоздвиженскую церковь-школу при Мишеронском стекольном заводе товарищества стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» (1900-1902, перестроена) и деревянную одношатровую 3-частную Покровскую ц. в дер. Барвиха (1910-1911, не сохр., воссоздана на другом участке в 1996-2002), многоярусные надвратные колокольни в духе XVII в. для ц. Св. Троицы в с. Чашниково Московского у. (1895) и Покровской ц. в с. Кудинове Богородского у. (1900-1901), трапезную, ризницу и сторожку ц. Св. Троицы в с. Троицком Звенигородского у. (1894-1895), Васильевский корпус Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря в с.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

В 1893 г. в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 г. во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 г. внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью. Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII в. (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане). Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры. По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-х г.г. к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII-XIX в.в. размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 г. второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 г. был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью. В 1882 г. за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом. Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI в. при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 г. в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени. Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя Толгской иконы Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784-1785 г.г. В 1903 г. на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской иконы Богоматери с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=00217

9. Аптека и новоклирошанский корпус. Здание возведено в 1902-1903 г.г. по проекту В.Ф. Ермакова на месте колокольни больничного монастыря и двух одноэтажных каменных флигелей – аптеки и келий. В нем размещались братские кельи больничного монастыря, кельи клирошан. На первом этаже левого крыла располагалась аптека и служебные помещения. Над корпусом была сооружена новая колокольня больничного монастыря. 10. Каменный двухэтажный корпус для размещения больных Больничного монастыря (лаврский лазарет) сооружен в 1840-е г.г. с северной стороны Никольской больничной церкви. 11. Никольская больничная трапезная церковь. Сооружена в конце XVII в. Построена на месте деревянной для Больничного монастыря, основанного еще в начале XII в. Первоначально была одноэтажной. Вероятно после пожара 1718 г. с северной стороны были пристроены диаконник и ризница. В конце XIX в. здание надстроено. 12. Книжная лавка. Сооружена в 1811-1812 г.г. вместо сгоревшего каменного здания. В 1865 г. по проекту Г. Наумова надстроена стена и второй этаж, устроен новый вход в здание. В 1903 г. проведен ремонт, в 1911 г. – электрическое освещение. 13. Столярная мастерская. Сооружена в 1902-1904 г.г. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка. Кроме мастерской в ней размещались кельи, кухня и столовая для столяров. В советское время сильно перестроена. 14. Мастерская кровельщиков. Двухэтажная с подвалом постройка. Сооружена в середине XIX в. В плане приближается к г-образной форме. Планировка этажей – коридорная. Приближено к формам классицизма. Вход в средней части малого крыла. Тыльный фасад – часть внешней лаврской стены. 15. Малярная (Северная) башня. Построена как сторожевая башня в северо-восточном углу монастырских стен между Экономическими воротами с надвратной церковью Всех Святых и северо-западной башней (не сохранилась). Название произошло от малярной (живописной) мастерской, размещавшейся на втором этаже. Первоначально была квадратной в плане. В 1838 г. по проекту П.И. Дзичканца перестроена в шестиугольную в плане.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Каменная Михаило-Архангельская церковь 206 пехотного Сальянского полка в Баку, сооруженная по образцовому проекту (1908–1909), ныне является кафедральным собором Бакинской епархии во имя свв. Жен Мироносиц . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване (бывшая церковь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска в Канакере, 1913–1916) была выстроена из красного туфа. Она, как и церковь Богоявления 153-го пехотного Бакинского полка в Александрополе/Гюмри (1910 г., ныне свт. Арсения Сербского), также построена по проекту Вержбицкого и восстановлена как соборный храм без сохранения исторического вида. На территории современной Латвии образцовый проект военного храма был реализован в Лиепае: Покровская крепостная церковь (1905 г., с 1910 г. – церковь 113-го пехотного Старорусского полка, не сохр.) и в Риге – Никольская церковь 177-го пехотного Изборского полка на 900 человек (1907–1911 гг., стоимость 44 тыс. руб.) с незначительными изменениями проекта. Участие в строительстве архитектора М. О. Эйзенштейна, о чем встречаются упоминания в СМИ, не подтверждается документально. С 1911 г. церковь принадлежала 115-му Вяземскому полку и была переосвящена в честь Иверской иконы Богородицы (капитально перестроена). По данному проекту в 1903 г. предполагалась постройка церкви 29-й артиллерийской бригады в Риге на 630 человек. Руководство строительством безвозмездно первоначально принял на себя военный инженер, капитан С. А. Рашевский ¹ . Отличительной особенностью более интенсивного, чем на других землях Балтии, военного храмостроительства в Литве было преобладание индивидуального проектирования храмов в московско-ярославских формах (Каунас, Алитус, Калвария, Мариямполе) или фольклорной стилистике для деревянных церквей (Каунас, Варена) ² . Единственным сохранившимся в Балтии храмом, который соответствует типу военного храма, является бывшая Никольская церковь в Шавли (Шауляй, 1906–1908 гг.). Она первоначально предназначалась для 113-го пехотного Старорусского полка. В 1906 г. на сооружение храма на 900 человек Военным министерством было выделено 44 000 руб. С 1910 г. с переводом полка в Либаву церковь была передана в епархиальное ведомство, с 1919 г. – гарнизонная католическая церковь Св. Юргиса ³ . На территории современной Польши было построено 13 церквей по проекту Вержбицкого ( Белосток , Люблин , Пулавы , Сташув и др.), однако ни одна из них не действует как православная и не сохранилась в первоначальном виде .

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

1995. С. 89-233; Базили. 2007. С. 484). В 1820 г. в К. м. побывали путешественники И. Шульц и Г. Авалишвили, последний передал Азиатскому музею в С.-Петербурге 7 груз. рукописей из б-ки К. м. ( Цагарели. 1888. С. 101; Давид. 1976. Т. 1. С. 316). В 1845 г. описание фресок мон-ря составил Н. Чубинашвили, в 1846 г.- немецкий ученый К. фон Тишендорф ( Tischendorf. 1846), в 1858 г. архим. Леонид (Кавелин) посетил Иерусалим и оставил записи о К. м. ( Леонид (Кавелин). 1871. С. 8-9). В 60-х гг. XIX в. французский археолог В. Герен описал К. м., в 1899 г. поделился впечатлениями о нем побывавший здесь прот. Петр Кончошвили (впосл. епископ Горийский), упомянувший о фреске с изображением Шота Руставели ( Кончошвили. 1901). Когда в 1902 г. обитель посетил акад. Н. Я. Марр , фрески уже не было ( Марр. 1903. С. 12). В 10-х гг. XX в. архидиак. Т. Э. Даулинг и Р. Жанен зафиксировали отсутствие грузинской диаспоры в К. м. ( Dowling. 1911. P. 184-186). Интерьер кафоликона. Фотография. Кон. XIX в. Интерьер кафоликона. Фотография. Кон. XIX в. В кон. 40-х гг. XIX в. РПЦ выступала с предложением передать здания К. м. для размещения Русской духовной миссии на Св. земле. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) отказал России и в 1853 г. открыл в К. м. богословскую школу Св. Креста, в к-рой готовили духовенство. В 1855 г. были перестроены все здания мон-ря, что существенно изменило его облик: кельи переделали в помещения для лекций, трапезную переоборудовали, выстроили капеллу (часовню). Б-ка пополнилась лит-рой по различным отраслям знаний, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами и стала одной из крупнейших на Св. земле. Самое большое помещение в мон-ре переоборудовали под 1-й в Иерусалиме музей, где в качестве экспонатов были размещены археологические находки, памятники истории Св. земли, чучела животных. После закрытия богословской школы в 1908 г. в связи с финансовыми трудностями К. м. вновь пришел в упадок. Несколько десятилетий здесь подвизался монах, исполнявший обязанности настоятеля и сторожа.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010