Таковы будут и все после него митрополиты русские, наследуя один после смерти другого [единство своей митрополии]. И этот порядок пусть ненарушимо соблюдается отныне и впредь во все веки, что подтверждено и досточтимым хрисовулом высочайшего и святого моего самодержца, так чтобы никогда не отменялось настоящее соборное деяние и постановление, — ни нами, ни позднейшими [патриархами]: ибо мы опытом удостоверились, какое зло — разделение и раздробление той церкви на части, и какое благо — быть одному митрополиту во всей той области. Сего ради и выдано преосвященному митрополиту киевскому и всея Руси и пречестному, во Святом Духе возлюбленному брату и сослужителю нашей мерности, и [самой] церкви русской настоящее соборное деяние нашей мерности, дабы оно находилось там для постоянного и всегдашнего в том удостоверения. Месяца февраля настоящего 12–го индикта, шесть тысяч восемьсот девяносто седьмого года. Библиография 1. Abraham W., Powstanie organizacyi kocioa aciskiego na Rusi, I. Lwow,1904. 2. Ammann A. M., Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. 3. Ammann A. M., Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newskis. Orientalia Christiana Analecta 105, Rome, 1936. 4. Angold M., A Byzantine Government in Exile; Government and Society under the Lascaría of Nicaea (1204–1261). Oxford, 1905. 5. Aristarches, S., θωτου λγοι και μιλαι, II. Constantinople, 1900. 6. Balard M., A propos de la bataille du Bosphore. L " expédition génoise de Paganino Doria. In: Travaux et Mémoires, 4, Paris, 1970. 7. Barker J. W., Manuel II Paleologus (1391–1425). In: A Study in Late Byzantine Statesmanship, New Brunswick, N. J., 1969. 8. Baumgarten N. de, Saint Vladimir et la conversion de la Russie. In: Orientalia Christiana, 27, 1; n72, 1932. 9. Beck H. — G., Von der Fragwürdigkeit der Ikone. In: Bayerische Akademie der Wissenschaften, Phil. — Hist. Klasse, Sitzungsberichte, 1975, Heft 7, München, 1975. 10. Beck H. — G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Handbuch der Altertumswissenschaft XII, 2, 1: Byzantinisches Handbuch II, l, München, 1959. 11. Boissonade J. F., Anecdota graeca, V, Paris, 1833, (repr. Hildesheim, 1962). 12. Boojamra J. C., The Ecclesiastical Reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople. Unpublished dissertation, Fordham University, N. Y., 1976. 13. Bratianu G. L, Recherches sur le commerce génois dans la Mer Noire au XIII siècle. Paris, 1929. 14. Bréhier L., Les institutions de l " Empire Byzantin. Le Monde byzantin, II (L " évolution de l " humanité, 32 bis), Paris 1948. 15. Byzantinische Zeitschrift (BZ), Leipzig, 1982-. 16. Byzantium. The Imperial Centuries. AD 610–1071, London, I960-. 17. Cherniavsky M., Khan or basileus: an Aspect of Russian Mediaeval Political Theory. Journal of History of Ideas, 20, 1959. 18. Chodynicki K., Koció Prawosawny a Rzeczpospolita Polska (1370–1632). Warszawa, 1934. 19. Chômâtes Nicetas, Historia, ed. Bonn.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

J.B. de Rossi. 2 vols. (Vol. 1; Vol. 2. Pt. 1). Romae, 1861–1888 и Supplementum к нему (Pt. 1/Ed. Gatti. Romae, 1915). 1767 Le Blant E. Recueil des inscriptions chretiennes de la Gaule anterieures au 8 е siecle. 2 vols. Paris, 1856–1865 [Vol. 1. Provinces Gallicanes; vol. 2. Les Sept Provinces] («Collection de documents inedits sur l’histoire de France, publies par les soins du Ministre de Г instruction publique»); Le Blant E. Sarcophages chretiens de la Gaule. Paris, 1886. 1768 Inscriptiones Hispaniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. 2 Bde. Berlin, 1871–1900 (repr.: Hildesheim, 1975); Hiibner E. Nouvelles inscriptions latines d’Emerita Augusta en Espagne/Revue des Etudes Anciennes. 1900. Vol. 2; idem. Inscriptiones Lusitaniae aevi christiani ineditae/О Archeologo Portugues. Lisboa, 1895. Vol. 1. 7; Inscriptiones Britanniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1876. См. также его: Romische Epigraphik. 2. Aufl. Berlin, 1892; Exempla scripturae epigraphicae Latinae: A Caesaris dictatoris morte ad aetatem Justiniani. Berlin, 1885 (repr.: 1979) ( CIL, Auctarium); La Arqueologia de Espana. Barcelona, 1888; Monumenta Linguae Ibericae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1893; а также библиографический справочник: Bibliographic der classischen AltertumswiBenschaft: GrundriB zu Vorlesungen uber die Geschichte und Encyklopadie der klassischen Philologie. 2. Aufl. Berlin, 1889. 1769 Kraus F.X. Die altchristlichen Inschriften der Rheinlande von den Anfangen des Christentums am Rheine bis zur Mitte des 8. Jh. 2 Tie. Freiburg i. Br., 1890–1893. 1771 См., например: The Coptic Inscriptions edited by Sir Herbert Thompson. Cairo: LTnstitut Fran ais d’Archeologie Orientale, 1905–1906 ff.; VlietJ. van der. Catalogue of the Coptic Inscriptions in the Sudan National Museum at Khartoum (I. Khartoum Copt.). Leuven, 2003 (Orientalia Lovaniensia Analecta 121); Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского /Под ред. П.А. Сырку. Т. 2. СПб., 1895. С. 413 слл.; Тураев Б. Неизданный поэтический памятник коптской эпиграфики/Зап. Восточ. отделения Имп. Русского археологии, об–ва. 1897. Т. 10; Bounant. L’eglise copte du tombeau de Dega/Memoires de la mission archeologique du Caire. Vol. 1; Gayet A. Les monuments Coptes du Musee de Boulaq/Memoires de la mission archeologique du Caire. 1889. Vol. 3; Pietschmann R. Les inscriptions coptes de Faras/Recueil de travaux relatifs a la philologie et a l’archeologie gyptiennes et assyriennes. 1899. Vol. 21; Pleyte W., Boeser PA. Manuscrits coptes du mus6e d’antiquites des Pays–Bas. Leyden, 1897; SayceA.H. Coptic and early Christian inscriptions in upper Egypt/Proceed. Vol. 8, 175; в Aegyptische Zeitschrift за 1872 и 1885 гг. (публикатор – Stern), в Revue egyptologique (Eugene Revilloul), в Recueilde travaux relatifs a laphilologie eta l’archeologie egyptiennes et assyriennes (vol. 5; 7; 15 и др.) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Для избавления от того, что очаровало меня и что околдовало меня, я по приказанию Еа и Мардука обращаюсь к Богу огня». Найдены заклинательные формулы, в которых призываются все трое: Еа, Мардук, и Гибиль. «Ваше волшебство, которым вы очаровали меня, разрешит заклинатель Еа. Ваше колдовство разрушит Мардук, заклинатель между богами, сын Еа, определитель! Я свяжу вас, я свяжу вас оковами, я передам вас богу огня сжигающему, уничтожающему, связывающему, который владычествует над чародейством» 1975 . Вот один заклинательный гимн: О Боже —204— мухтабарру мутану (милосердый, дающий жизнь людям), скорый помощник, славный разрушающий очарование, блестящий, поднимающий дух в людях, я, шамаш шамукин, служитель своего бога, твой служитель стонет, вздыхает, он удручен, великая скорбь, лихорадка, поражение и утеснение от твоей божественности, гибельная болезнь, злое настроение объемлют мое тело, злая болезнь, утеснение обитают во мне, прикованный к ложу скорбей, я взываю к тебе, к богу ведомому и неведомому, я совершал грехи, я возбуждал мятежи, меня объемлет страх, я боюсь взгляда твоего божества, твоего величия, да будут слезы моих рыданий тебе приятными, да истощится гнев твоего сердца, твое возвращение есть благо, твое утешение светоносно. Да будет неизмеримым твое милосердие, пусть оно низойдет к твоему служителю Шамаш-Шамукин – силою твоих песен я прославлю твое божество». Талисманы, особенные камни, носившиеся на груди, амулеты на шее постоянно носились для избавления от колдовства. Но когда злому духу удается причинить зло человеку, то самому человеку трудно противостоять злой силе. Самое благоразумное обратиться к заклинателям-жрецам. Они совершали обряды очищения и заклинания по установленному ритуалу. Здесь употребление действительно помогающих средств (мазей, целебных трав) соединялось с грубосуеверными обрядами. Найдено два больших ассирийских сборника, называющихся «сожжение» и трактующих о заклинаниях, соединявшихся с сожжением разных предметов – трав, плодов, семян, козьей и овечьей шерсти, гибель которых на огне символизирует гибель колдовства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Gregory С R., 1894: Prolegomena [к изданию К. Тишендорфа Нового Завета]. Leipzig. Gregory С. R., 1900: Textkritik des Neuen Testament. Leipzig, 1900–1909. Bd 1–3. Gregory С. R., 1907: Canon and Text of the New Testament. Edinbourgh. Grickat I., 1961/62: Divoševojevandjeljë Filološka филолог. Т. 25. S. 227–293. Crivec R, 1956prevodih v staroslovenskih Evangelijih//Slavia. T. 25. S. 194–197. Gumpertz Y. F., 1953: Mivtáe sefatenu (Studies in historical phonetics of the Hebrew language). Jerusalem (на иврите). Hamm J., 1956: Glagolizam i njegovo znaenje za June Slavené//Slavia. T. 25. S. 313–321. Hamm J., 1960: Apokalipsa bosanskich krstjana//Slovo. N9–10. S. 43–104. Hamm J., 1957: Starohrvatski prijevod Pjesme nad pjesmama//Slovo. N 6/8. S. 195–230. HammJ., 1978: Kaiev prijevod Pjesme nad pjesmama//Filologija. Zagreb. N 8. S. 139–145. Hanhart R., 1961: Zum Text des 2. und 3. Makkabäerbuches: Probleme der Überlieferung der Auslegung und der Ausgabe. Göttingen. Hanhart R., 1974: Text und Textgeschichte des 1. Esrabuches. Göttingen. Hanhart R., 1979: Text und Textgeschichte des Buches Judith. Göttingen. Hannick C, 1972: Das Neue Testament in altkirchenslavischer Sprachë Der gegenwärtige Stand seiner Erforschung und seine Bedeutung für die griechische Textgeschichte//Die alten Übersetzungen des Neuen Testament, die Kirchenvaterzitate und Lektionare/Hrsg. von K. Aland. Berlin; New York. S. 403–425 Hannick C, 1984: [Рецензия на: Жуковская 1976]//Russia mediaevalis. T. 5, N IS. 198–209. Hansack Ε., 1975: Die Vita des Johannes Chrysostomos des Georgios von Alexandrien in kirchenslavische Übersetzung. Würzburg. Bd 1. Harms R., 1966: The Matthean weekday lessons in the Greek Gospel lectionary. Chicagö Un-ty Press. Hatch, Redpath: Hatch E. and H. A. Redpath. A concordance to theSeptuagint. Oxford. 1892–1897, Parts 1–6. Hautsch E., 1909: Der Lukiantext des Oktateuch//Nachrichten. S. 518–543. Head P. M., 1990: Observations on Early Papiri of the Synoptic Gospels, especially on the «Scribal Habits»//Biblica.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

ТОЙНБИ АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ (1889–1975) – английский историк и социолог, вслед за Шпенглером в своем 12-томном «Исследовании истории» (1934–1961) представил общественно-историческое развитие человечества как совокупность замкнутых циклов развития локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества Т. видел в духовном обновлении. Основной труд – «Постижение истории» (Т. 1–12, 1934–1961). ТОЛЕТ ФРАНСИСКО (1532–1596) – испанский философ, иезуит с 1558 г. ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, граф (1828–1910) – великий русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН, религиозный мыслитель-моралист (сильно расходившийся с церковным вероучением и традицией; последователей его понимания христианства называли «толстовцами»; отлучен от Церкви в 1901 г.). Скончался в пути, направляясь в Оптину пустынь. Помимо оценки Т. как художника важно дать оценку Т. как мыслителя. Он ставил перед собой и перед обществом (особенно начиная с 80-х гг.) вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 г. в Женеве, в 1906 г. в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882–1886 гг., опубликована полностью в 1906 г.), «О голоде» (1891 г., опубликована на английском языке в 1892 г., на русском – в 1954 г.), «Что такое искусство?» (1897–1898), «Рабство нашего времени» (1900 г., полностью опубликована в России в 1917 г.), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальные взгляды Т. опираются на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9 . Вечность Бога соприкасается с временным существованием мира не напрямую, а лишь косвенно: во-первых, идеально, через вечные Божественные идеи, и, во-вторых, каузально, через мгновенное совокупное творение основ и причин всех вещей, внедренных в мировую материю вместе с временной последовательностью их возникновения; 10 . В эсхатологической перспективе время как форма существования тварного мира преобразится вместе с миром и воскресшими телами святых и будет поглощено неизменной вечностью в будущем вечном Небесном Царстве. Источники и литература 1 . Литвин Т. В. О времени и вечности у Плотина и Августина//Платоновские исследования. Вып. I/Ред. И. А. Протопопова и др. М.-СПб., 2014. С. 239–255. 2 . Нестерова О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности//Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 3548. 3 . Столяров А. А. Хронологические таблицы// Августин Аврелий . Исповедь/Пер. с лат. М. К. Сергеенко, вступит. статья А. А. Столярова. М., 1991. С. 354–360. 4 . Фокин А. Р. Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. 1 (2). С. 60–96. 5 . Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. 6 . Aristotle. Physics/Ed. by W. D. Ross, Oxford, 1936. 7 . Augustinus. Confessionum libri XIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 27/Ed. by L. Verheijen. Turnhout, 1981. 8 . Augustinus. De agone christiano//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. P. 101–138. 9 . Augustinus. De civitate Dei//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 47–48/Ed. by B. Dombart, A. Kalb. Turnhout, 1955. 10 . Augustinus. De diversis quaestionibus LXXXIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 44A/Ed. by A. Mutzenberger. Turnhout, 1975. 11 . Augustinus. De fide et symbolo//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. 12 . Augustinus. De Genesi ad litteram//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 28.1/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Определенный интерес представляет т.н. Апостольская дидаскалия («Учение кафолическое 12–ти апостолов и святых учеников Спасителя нашего») – написанный по–гречески сирийский источник 2–й половины 3 в. (позднесирийский текст издал де Лагард, 1854; фрагменты древнего латинского перевода – Гаулер, 1900), а также « Каноны апостолов» (или « Каноны церковные ») – египетский дидактико–канонический сборник конца 3 в., который призван дополнить «Дидахи», греческий оригинал которого не сохранился, но имеются латинская, коптская, арабская и эфиопская версии. Следует отметить сирийский Testamentum Domini nostri Jesu Christi («Завет Господа нашего Иисуса Христа») – литургико–канонический сборник, сложившийся, очевидно, ко второй половине 5 в. (отдельные части – более ранние; имеются также более поздние эфиопская и копто–арабская редакции). Этот памятник открыл патриарх Ефрем II Рахмани и издал в Майнце с латинским переводом [ Rachmani I. Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1899. Новейшее изд.: The Synodicon in the West Syrian Tradition/Ed. [and trans.] Arthur Voobus. 2 vols. Louvain, 1975 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 368/Scriptores Syri 162)]. В сборнике содержится изложение порядка древнейшей воскресной литургии и всенощного бдения (или утрени), которые можно датировать 2–й половиной 3 в. Не менее интересен «Синодос» (или « Египетские церковные постановления») – канонический сборник Александрийского Патриархата (эфиопская «Кормчая»), сложившийся в конце 5 в. и дошедший до нас в четырех версиях: саидической (ок. 500 г.), основанной на греческом оригинале (издал де Лагард, 1883); бохайрской (опубликовал Таттам, 1848); арабской (10–12 вв.) и эфиопской (издал Людольф, 1691); кроме того, имеются также отрывки латинского перевода в Веронском палимпсесте (из Веронского кафедрального собора; издал Гаулер, 1900). В 1916 г. Р Конноли доказал, что « Египетские церковные постановления» составлены в Риме в начале 3 в. 949 Издал Ф. Функ, 1905; новейшее критическое издание предпринял М. Мецгер, 1985–1987. Книга эта, видимо, была популярной и довольно долго переписывалась; по крайней мере, преосвященный Порфирий свидетельствует об иерусалимской рукописи 1645 г., написанной митрополитом Кесарии Палестинской Каллиником (см.: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты... Порфирия Успенского . С. 1075 (нижн. паг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языки. Пер. на рус. яз.: Иудейские древности/Пер. с греч.: Г. Г. Генкель. СПб., 1900. М., 1994р. 2 т.; О древности иудейского народа. Против Апиона/Пер. с греч.: Я. И. Израэльсон, Г. Г. Генкель. СПб., 1895. М., 1990р; Иудейская война/Пер.: М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 1993; Жизнь Иосифа Флавия/Пер.: Д. Е. Афиногенов; вступ. ст. и коммент.: Л. В. Семенченко//ВДИ. 2006. 4. С. 216–230; 2007. 1. C. 272–283; 2. С. 235–251; на англ. яз.: Josephus: In 9 vol./Ed., transl. H. S. J. Thackeray, R. Marcus, A. Wikgren, L. Feldman. Camb. (Mass.); L., 1926–1965. (Loeb Classical Library; 186, 203, 210, 242, 281, 326, 365, 410, 433); Flavius Josephus: Transl. and Comment./Ed. S. Mason. Leiden; Boston, 2000–2006; на франц. яз.:OEuvres complètes de Flavius Josèphe/Ed. Th. Reinach. P., 1900–1932. 7 vol.; Autobiographie/Ed. A. Pelletier. P., 1959; Guerre des Juifs/Ed. A. Pelletier. P., 1975–1982. 3 vol.; Les Antiquités juives/Ed., trad. et not. E. Nodet. P., Vol. 1–5; на нем. яз.: Des Flavius Josephus Jüdische Altertümer/Hrsg. übers. H. Clementz. Halle, 1899. 2 Bde; Geschichte des Jüdisches Krieges/Übers. H. Clementz. Halle, 1900; Des Flavius Josephuskleinere Schriften: Selbstbiographie; Gegen Apion; Über die Makkabäer/Übers. H. Clementz. Halle, 1900; De bello judaico=Der jüdische Krieg/Hrsg. O. Michel, O. Bauernfiend. Darmstadt, 1959–1969. 3 Bde in 4; Aus meinem Leben (Vita): Krit. Ausg., Übers. und Komment./Hrsg. F. Siegert, H. Schreckenberg, M. Vogel. Tüb., 2001. Лит.: Reinach Th. Textes d " auteurs grecs et romains relatifs au judaïsme. P., 1895; idem. Introduction// Flavius Josèphe. Contre Apion. P., 1930. P. I-XXIX; Laqueur R. Der jüdische Historiker Flavius Josephus: Ein biogr. Versuch auf neuer quellenkritischer Grundlage. Giessen, 1920; Thackeray H. St. J. Introd. to the Jewish War//Josephus: In 9 vol. 1927. Vol. 2. P. I-XX; Braun M. Griechischer Roman und hellenistische Geschichtschreibung. Fr./M., 1934; Istrin V. M. La prise de Jérusalem de Josèphe le Juif: Техте vieux-russe publié intégralement.

http://pravenc.ru/text/Иосиф Флавий.html

Лит.: Lombard M. Assomptionnistes//DHGE. Т. 4. Col. 1136-1142; Monval J. Les augustins de l " Assomption. P., 1939; Tavard K. H. The Assumptionists and the Work for Christian Unity//The Eastern Churches Quarterly. 1950. N 8. P. 482-494; Premières constitutions des Augustins de l " Assomption: 1855-1865/Éd. par A. Sage et P. Touveneraud. R., 1966; Emmanuel d " Alzon dans la société et l " Église du XIXe siècle/Sous la dir. de R. Remond et E. Poulat. P., 1982; L " esprit de l " Assomption d " après Emmanuel d " Alzon/Sous la dir. de C. Marechal. R., 1993; Wenger A. Rome et Moscou (1900-1950). P., 1987; idem. Catholiques en Russie d " après les archives du KGB (1920-1960). P., 1998; Guissard L. Les assomptionnistes d " hier à aujourd " hui. P., 2000; http://www.assomption.org [Электр. ресурс]. Августинки Успения [Офиц. название - франц. Religieuses de l " Assomption, также Dames augustines de l " Assomption; далее - А. У.], жен. орден, основан в 1839 г. в Париже Анной Марией Евгенией д " Иисус (1817-1898; в миру Мийере де Бру, беатифицирована в 1975) и аббатом Т. Комбало (1797-1873), впосл. передавшим попечение над конгрегацией нимскому викарию Э. д " Альзону. В 1844 г. члены ордена принесли монашеские обеты. В 1855 г. орден был одобрен, а в 1867 г. утвержден Папским престолом. Устав предусматривал сочетание созерцательного образа жизни его членов с миссионерским служением, деятельностью в приютах и преподаванием в школах для девочек. В учебный план этих школ входили такие предметы, как лат. язык, философия, богословие. Именно активная преподавательская деятельность способствовала росту популярности ордена: во 2-й пол. XIX в. его отд-ния появились в Ричмонде (Великобритания, 1850), Лондоне (1857), Бордо (1860), Пуатье (1866), Сен-Дизье, Реймсе, Ницце (1868), Монпелье (1874), Мадриде (1876), Риме (1888), Копенгагене (1908) и др. городах. В 1903 г. были открыты филиалы ордена на Канарских о-вах, в 1911 г.- в Рио-де-Жанейро (Бразилия), в 1919 г.- в Филадельфии (США). К нач. XX в. орден насчитывал ок. 40 отд-ний. После издания в 1900 г. закона о духовных конгрегациях, запрещавшего деятельность орденов, не утвержденных гос-вом, А. У. вынуждены были перебраться в Бельгию, США и Данию. В наст. время численность А. У. составляет 1377 чел. (An. Pont. 1999. P. 1520). Резиденция находится в Париже.

http://pravenc.ru/text/76698.html

В мае 1898 поступил на службу в акционерное электрическое общество «Гелиос» в качестве практиканта для прокладки кабелей, снабжающих С.-Петербург электроэнергией. Был одним из главных деятелей по учреждению «Санкт-петербургской артели электромонтеров», устав которой был утвержден 2 ноября 1898. 31 августа 1898 поступил в лейб-гвардии Финляндский полк для отбытия воинской повинности, оставаясь членом правления, главным инженером и председателем правления (до 1 января 1903) общества «Гелиос». К августу 1899 был уволен в запас. В сентябре 1899 поступил на V курс преобразованного Электротехнического института, который и окончил со званием инженера-электрика I разряда в мае 1900. С 1 июля 1900 – инженер на телефонной фабрике «Л. М. Эриксен» в С.-Петербурге. С 1 ноября 1901– главный инженер, в мае 1902 получил доверенность на заведывание и с января 1903 – заведующий фабрикой. После преобразования дела в «Русское акционерное общество» был избран в члены правления в качестве товарища председателя. С 1 января 1902 прикомандирован к Электротехническому институту, в котором с сентября 1902 (с 1 января 1903 – штатный преподаватель) до 1 сентября 1913 читал лекции по специальному курсу телефонии. Директор Русского акционерного общества «И. М. Эриксен и К°». Был гласным Петроградской городской думы. С 18 декабря 1907 – член попечительного совета женской гимназии Э. П. Шаффе. В 1921 – заместитель председателя приходского совета Андреевского собора. См.: Автобиографии окончивших курс в Электротехническом институте 1904. Сост. А. А. Кракау. СПб. 1908. С. 141; Информация Н. В. Благово. 222, 236 Шпицберг Иван Анатольевич; (1881 – 17 апреля 1933) 1917 – чиновник Св. Синода по бракоразводным делам, присяжный поверенный. С 1918 – антирелигиозный лектор-пропагандист, одновременно «товарищ народного комиссара» в Петрограде. С 1922 – глава научного общества и издательства «Атеист». 157, 179 Штейнберг Арон Захарович; (1891 – 1975) – философ, участник Вольфилы. 200 Штернберг П. К. – комиссар высших учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010