Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем) , архим. Киприаном (Керном) , протопр. Николаем Афанасьевым , еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким) . З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович) , прот. Василий Зеньковский , С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже . С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества . В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.

http://pravenc.ru/text/199761.html

Иннокентий (Беляев) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич), архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сент. 1862 года в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остаётся совершенно одиноким. В марте 1895 года принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается в иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т. п. Все эти учреждения, под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный учёный труд, посвящённый вопросу «О пострижении в монашество», за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему учёную степень магистра богословия. 1 августа 1899 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПб., в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 дек. 1901 года назначен епископом Нарвским, вик. СПб. епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий (Симанский Сергий Владимирович), Патриарх Московский и всея Руси Ввиду того, что жизнь и деятельность Свят.Патриарха Алексия широко освещена на страницах журнала Московской Патриархии, в нашем Каталоге мы ограничимся только указанием основных моментов жизни и деятельности Первосвятителя и перечислением его литературных трудов. Родился 27.ΧΙ.1877 года. День Ангела 12 февраля. Первоначальное образование получил в Московском Николаевском Лицее. Ι.Χ.1899 по окончании юридического факультета Московского университета он поступил в Московскую Духовную Академию, где епископом Арсением (Стадницким) , 9.II.1902 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1903 году рукоположен во иеромонаха. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16.VIII. назначен инспектором Псковской Духовной Семинарии. 16.IX.1906 назначен ректором Тульской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 22.ΧII.1911 – ректор Новгородской Духовной Семинарии и настоятель Антониева монастыря в Новгороде. 28.IV.1913 хиротонисан во епископа Тихвинского, вик.Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде Вселенским Патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архп.Новгородского Арсения, еп.Никона, еп.Псковского и Порховского Евсевия, еп.Кирилловского Иоанникия и еп.Гдовского Вениамина. С 1921 года – епископ Ямбургский, вик.Петроградской епархии. В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией. С июля 1927 года – постоянный член Врем.Патр.Свящ.Синода. 18.V.1932 возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре. С II.VIII.1933 – митрополит Новгородский. С 5.Χ.1933 – митрополит Ленинградский. В 1938 году награжден правом ношения двух панагий. 4.VII.1943 награжден предношением креста за богослужением. С 1943 года – митрополит Ленинградский и Новгородский. С сентября 1948 года является постоянным членом Св.Синода. Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Жадановский), еп.б.Серпуховский, вик.Московской епархии Родился около 1874 года в Харьковской епархии. 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. «Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас – учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка – архиеп·, проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания». После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 г. и был определен на должность надзирателя- репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь. Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия и в 1899 г. поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св.мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение. О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим. В 1902 рукоположен во иеромонаха. В 1903 он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году – наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Стадницкий Авкоентий Георгиевич), митр.Ташкентский Родился 22 января 1862 года, в семье священника Кишиневской епархии. Родом был молдаванин. В 1880 окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого Духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен преподавателем Кишиневской семинарии. В 1895 за свою диссертацию на тему: «Гавриил Бонуласко – Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский», утвержден в степени магистра богословия. В этом же 1895 г. назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона. I января 1896 г. рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св.Антония Римлянина в Новгороде. 10 янв. 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. С 13 марта 1898 г. назначен ректором Московской духовной академии. 28 февр.1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора Академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя. В 1903 епископ Арсений переведен на самостоятельную кафедру во Псков. В 1904 защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: « Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть I-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней» и утвержден в степени доктора Церковной истории. Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Св.Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Св.Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий (Сахаров), еп.б.Ковровский, вик. Владимирекой епархии Родился 2 июля 1887 года в с.Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии· В августе 1896 года поступил в Шуйское духовное училище· С августа 1899 года начал прислуживать в алтаре. В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении.· 6 мая 1907 года посвящен в стихарь.· В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии Преосв.еп.Феодору на тему: «Настроение верующей души по Триоди Постной». С 6 окт.1912 г. – преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам· 12 окт.1912 г. пострижен в монашество ректором академии Преосв.еп.·Феодором. 14 окт.того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.· 25 марта 1913 года награжден набедренником Преосв.Назарием, архп.Херсонским и Одесским. 28 августа 1913 года назначен смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии. С 3 сентября 1913 года – преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам. 29 июня 1917 года награжден наперсным крестом. В мае 1917 года был членом Владимирского Епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского Братства. На этом съезде был избран от монашествующих членов Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членов Владимирского Епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой Лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора. 20 января 1918 года вступил в состав собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии. На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виссарион (Зорин, Зорнин Василий), еп. Ульяновский Сын священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1898 г. поступил на правах волонтера в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и с правом преподавания в семинарии. В 1899 г. пострижен в монашество и посвящен во иеродиакона. На последнем курсе академии посвящен в сан иеромонаха. 17 авг.1902 г. назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В дек.1903 г. – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 г. – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года, во время удаления митр. Петра созрела мысль захватить церковное управление в свои руки. Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета, вместе с другими, 26 янв.1926 года был запрещен митр. Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению. Еп. Виссариона характеризуют, как человека «с широкими замашками по благоустроению своего личного положения». Видимо, он был известен с этой стороны и митр. Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр. Петром в ответ на письмо архп. Григория. Хотя митр. Петр и был введен в заблуждение данной ему информацией, вследствие чего и согласился на создание коллегии, – кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда избран только архп. Григорий, да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая Владимирского (Добронравова) и Димитрия Томского. Архиепископы Димитрий и Григорий не оправдали доверия митр. Петра, он в них жестоко ошибся, но все-таки им он в то время доверял. А епископа Виссариона он не просто обошел молчанием, как остальных; нет, в своей резолюции он делает по поводу его определенное распоряжение: «Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию благословляю отправиться в свои епархии». Значит, даже простое пребывание этих архиереев в Москве он считал вредным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010