T. ŠPidlík, Das russische Starzentum als Theologie des Herzens// W. Heller, Tausend Jahre Christentum in Russland. Göttingen, 1988. S. 123–130. Свт. Тихон Задонский , Творения. Т. II. Москва, 1899. С. 119–123: О сердце человеческом. Б. Вышеславцев , Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. С. 208 и сл. Б. Вышеславцев , Значение сердца в религии//Путь. 1 (1925). С. 79–98. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 265: Сердце (Предметный указатель). Русский исихазм La spiritualité. P. 305 ff., 385 ff. La priére. P. 321 ff., 431 ff. S. Bolshakoff, Luce del Tabor. Gradi superiori di preghiera e lesperienza della trasfigurazione (Ricordi personali di incontri con esicasti). Fratocchie, 1972. A. J. M. Davids, Nil Sorskij und der Hesychasmus//lahrbuch der österreichischen Byzantinistik 18 (1969). S. 167–194. H. К. Голейцовский, Послание иконописцу и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV-XVI вв.//Византийский временник 26 (1965). Москва. С. 219–238. S. Jacamon, La vie quotidienne аи skit de Nil Sorsky//Irénikon 62 (1989). P. 21–35. A. A. Maloney, Russian Hesychasm. The Spirituality of Nil Sorskij. The Hague; Paris, 1973; франц. перевод: La spiritualité de Nil Sorskij. Bellefontaine, 1978. G. Podskalsky, Chrustentum. S. 201 ff. G. M. PROCHOROV, Staroruskata duma suvesti i savremenite russki dumi sovest i soznanie//Ezik i literatura. Sofia, 1973. P. 45–53. G. M. Prochorov, La littérature vieux-russe et lhesychasme//Mille ans. P. 89–101. D. Raccanello, La figure de Basile de Poïana Marului et son enseignement sur la priére Jesus//Irénikon 61 (1988). P. 41–66. D. Raccanello, Vasilij de Poiana Marului//DS 16 (1992). Col. 292–298 . A. Rigo, Monaci esicasti e monaci bogomili, II Firenze, 1989. В. Schultze, Maxim Grek als Theologe//ОСА 167. Roma, 1963. P. 189 ff. A. Ai. Tachiaios, Les influences de lhesychasme sur la politique ecclésiastique en Russie (по-гречески). Thessaloniké, 1962. Ф. И. Успенский, Философские и богословские движения в XIV веке. Одесса, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

771.  М.Е. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста. — ЧОЛДП, 1874, 772.  Меламед С. Психология еврейского духа. Пер. с нем. М., 1914, 228 с. 773.  Мелиоранский Б. Еврейство в эпоху Христа и евангельская проповедь. — Ст, 1909, с. 825-839. 774.  Мелихов В. Иудеи в Римской империи по исследованиям Ренана. Харьков, 1912, с. 21. 775.  Мещерский Н. Екатей Абдерский и его отношение к иудеям. Язык и литература, 1927, т. II, в. 2, с. 44-53. 776.  Его же. К вопросу об источниках славянской книги Еноха. — Краткие сообщения Института народов Азии. В. 86. История и филология Ближнего Востока, 1965. 777. Мессия. Пер. с англ. — ЕЭ, т. X, с. 900-910. 778.  Мибихов М. История еврейского народа от вавилонского пленения до эпохи первых Таннаев. СПб., 1901, 222 с. 779. Мидраш. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 124-137. 780.  Миролюбов А. История еврейского языка. — ПС, 1899, с. 1-35. 781. Михаил Архангел. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 109-112. 782. Мишна. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 124-137. 783.  Неусыхин Н. Очерки талмудического учения. Ч. I. Пг., 1917, 48 с. 784.  Никитин А. Фарисеи и саддукеи и их отношение к христианам веков апостольских. — ДЧ, 1890, с. 390-424. 785.  Его же. Синагоги иудейские как место общественного богослужения. Киев, 1891, V + 347 с. 786.  Н. К. К вопросу об отношении греческого перевода LXX к еврейскому тексту Ветхого Завета. — ХЧ, 1894. 787.  Никифор, архим. Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе. Вып. I. Политическое состояние Иудеи в I b. по Р. X. 788.  Никольский Н. Иудеи при Маккавеях и Асмонеях. — В кн.: Помощь евреям, пострадавшим от неурожая. СПб., 1901. 789.  Его же. Иудея в I b. нашей эры. — Научное слово, 1903, кн. VI, с. 50-79. 790. Об устройстве второго храма иерусалимского и о превосходстве его над первым — ХЧ, 1866, с. 295. 791.  Олесницкий А. Из талмудической мифологии. — ТКДА, 1870, с. 149-209; с. 402-444; с. 201-244; с. 273-327. 792.  Его же. Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в части Ветхого Завета. — ТКДА, 1879, с. 3-54.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 594; Febr. T. 1. P. 124, 162, 184-185; Apr. T. 3. P. 175-176; Concubrani Vita S. Monennae/Ed. M. Esposito//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. C. Dublin, 1910. Vol. 28; Corpus Genealogiarum Hiberniae/Ed. M. A. O " Brien. Dublin, 1962. 2001r. Vol. 1. P. 90, 152; Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. P. 16, 63, 68, 96, 104, 160, 168-169, 171, 180, 185; De quibusdam episcopis: Bodleian MS. Rawlinson No. 480: On Some Bishops of Ireland, by Duald Mac Firbis/Ed. D.H. Kelly//Proc. of the Royal Irish Academy: Irish Manuscript Series. Ser. 1. Pt. 1. Dublin, 1870. P. 90-91; Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 82-83; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984r. P. 118; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 57, 143; Four Latin Lives of St. Patrick: Colgan " s Vita secunda, quarta, tertia, and quinta/Ed. L. Bieler. Dublin, 1971. P. 106-107; Giraldi Cambrensis Opera. Vol. 5: Topographia Hibernica et Expugnatio Hibernica/Ed. J.F. Dimock. L., 1867; The Bodleian Amra Choluimb Chille/Ed. W. Stokes//Rev. celtique. P., 1899. Vol. 20. P. 268-269; The Litany of Aengus Céile Dé/Ed. B. Mac Carthy//Irish Ecclesiastical Record. 1867. Vol. 3: May. P. 394-395; The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Transl. J. O " Donovan; ed. J. H. Todd. Dublin, 1864; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 35; Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Dublin, 1997r. T. 1. P. 4, 7, 55. T. 2. P. 45; Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W.W. Heist. Brux., 1965. P. 125, 256-263; Bethu Brigte/Ed. D. Ó hAodha. Dublin, 1978. P. 3, 41-42. Лит.: Ussher J. The Whole Works. Dublin, Vol. 6: Britannicarum Ecclesiarum Antiquitates. P. 347-348; Todd J. H. St. Patrick, Apostle of Ireland: A Memoir of His Life and Mission.

http://pravenc.ru/text/200415.html

Zagiba 1971 – Zagiba F. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. Wien; Koln; Graz, 1971. Zheltov 2010 – Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Paulou 149)//ΤΟΞΟΤΗΣ: Studies for Stefano Parenti. Grottaferrata, 2009. Р. 345–359. (Ανλεκτα Κρυπτοφρρης, 9). Описания рукописей и альбомы филиграней Востоков 1842 – Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. Горский, Невоструев 1869 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III: Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869. Гранстрем 1953 – Гранстрем Е. А. Описание русских и славянских пергаменных рукописей Государственной Публичной библиотеки. Л., 1953. Джурова, Станчев, Япунжич 1985 – Джурова А., Станчев К., Япунжич М. Опис на славянските ръкописи въ Ватиканската библиотека. София, 1985. Каталог РГАДА 2000 – Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. Каталог служебников – Слуцкий А. С., Крушельницкая Е. В., Афанасьева Т. И. Каталог служебников Софийского собрания РНБ. Доступен на сайте: http://www.byzantinorossica.org.ru/sof-catalog. Каталог ЦГАДА XI–XIV – Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Леонид 1893 – Леонид (Кавелин) , арх. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893–1894. Лихачев – Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Т. 1–3. Мошин-Трали – Mošin V. A., Tralji S. M. Vodeni znakovi XIII i XIV vijeka. Zagreb, 1957. Пергаменные рукописи БАН – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи БАН СССР Л., 1976. Пикар архив – электронная база данных по филиграням на сайте Государственного архива г. Штутгарт (Германия) www.piccard.online.de. ПС 1966 – Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР//Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966. С. 187–272.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Принципы библейской герменевтики в строгом смысле в православном богословии еще не сформулированы. Становление библейской науки в России в начале ХХ в. было прервано великой катастрофой — и промыслом Божиим продолжено в диаспоре стараниями прежде всего профессоров Парижского Свято-Сергиевского Богословского Института. В ставшей уже давно классической, небольшой — но такой драгоценной! — книжечке А.В.Карташева (1875-1960) «Ветхозаветная библейская критика» (Париж, 1947) найдены подходы к православному истолкованию Священного Писания в свете Халкидонского догмата. Журнал предлагает статьи учеников А.В. Карташева и его собратьев по Институту, епископа Кассиана (Безобразова, 1892 -1965) и Б.И.Сове (1899-1962), в которых отражены искания православных богословов в области библейской критики. И пусть эти тезисы к пониманию Священного Писания не покажутся читателю устаревшими — в них заложены основы к построению синтеза лучших достижений библейской герменевтики за всю историю Церкви. Доклад еп. Кассиана опубликован в журнале «Путь» (N 13, октябрь 1928 г.) под его мирским именем С.С. Безобразова, тезисы Б.И. Сове — «Путь» N 52, ноябрь 1936 — март 1937 гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-nashix-publikaciyax/

370 Nestorius, The Bazaar of Heraclides, trans. G. R. Driver & L. Hodgson (Oxford, 1925), p. 69 (translation adapted). 371 В. Блейк. Избранное. Пер. С. Маршака. М, 1965, с. 62. 372 Clement, op. cit., p. 72. 373 Августин Аврелий. Исповедь, XI, 14//Августин Аврелий. Исповедь. Пер М. Сергеенко М., 1997, с 217 374 Т. С. Элиот. Камень, с 137. 375 Archimandrite Sophrony (Sakharov), Saint Silouan the Athonite, 48. 376 The Problem of pain 2 (London: Geoffrey Bles, 1940), 106. 377 См. предисловие Иеронима к сочинению Оригена, Homilis on Ezekiel: ed. Baehrens, 318. 378 Commonitorium 17 (23): tr. C. A. Huertley, Nicene and Post-Nicene Fathers, second series, II (Oxford: James Parker, 1894), 144. 379 Paralipomena 7: ed. Halkin, 130—32; tr. Armand Veilleux, Pachomian Koinonia, Cistercian Studies Series 45—47, 3 vols. (Kalamazoo, Ml: Cistercian Publications, 1980—82), 2: 28—29. 380 Возникает также вопрос – насколько мы можем полагаться на точность греческих цитат, содержащихся в «Письме Юстиниана к Мине» и использованных Коэчо в его издании сочинения Оригена «О началах»? 381 Ориген, О началах 1. 6. 1, РА, Самара, 1993, с. 77. 382 Греческий текст см. Franz Diekamp, Die origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das funfte allgemeine Condi (Munster: Verlag Aschendorff, 1899), 90. Ориген заимствовал термин apocatastasis из книги Деяний 3, 21. 383 См Grillmeier and Hainthaler, op. cit., 403—404. Следует отметить, что существует две группы анафем, выдвинутых против Оригена. десять анафем, перечисленных в письме Юстиниана к Патриарху Константинопольскому Мине в 534 году, и пятнадцать, упомянутых в письме Юстиниана 553 года, адресованном епископам, собравшимся в Константинополе накануне открытия Пятого Вселенского Собора Кроме этих пятнадцати анафем, есть еще четыре, касающиеся вопроса о «трех главах», которые были формально одобрены Пятым Вселенским Собором, а в одиннадцатой содержится общее осуждение позиции Оригена, однако термин apocatastasis отдельно не упоминается. 384

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Augsburg, 1899-1900. 2 Bde; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; Шахматов А. Древнеболгарская энциклопедия X в.//BB. 1900. Т. 7. С. 1-36; Conybeare F. C. The Relation of the Paschal Chronicle to Malalas//BZ. 1902. Bd. 11. S. 395-405; Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи//ИОРЯС. 1926. Т. 31. С. 97-115; Абрамович Д. И. Отрывок из хроники Иоанна Малалы в Златоструе XII в.//Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 19-24; Сперанский М. Н. Забелинский список хронографа с Малалой//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 75-81; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949-1959. 2 vol.; Мещерский Н. А. К вопросу о датировке Виленского хронографа//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 380-386; он же. Два неизданных отрывка древнеслав. перевода «Хроники» Иоанна Малалы//ВВ. 1956. Т. 11. С. 279-284; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. S. 329-334; Weierholt K. Studien zum Sprachgebrauch des Malalas. Oslo, 1963; Удальцова З. В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 47-58; она же. Мировоззрение визант. хрониста Иоанна Малалы//ВВ. 1971. Т. 32. С. 3-23; она же. Развитие исторической мысли//Культура Византии: IV - сер. VII в. М., 1984. С. 248-260; Шусторович Э. М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древнерус. лит-ре//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 62-70; она же. Древнеславянский перевод хроники Иоанна Малалы: История изучения//ВВ. 1969. Т. 30. С. 136-152; Творогов О. В. Беллетристические элементы в переводном историческом повествовании XI-XIII вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 108-141; он же. Повесть Временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 99-113; он же. Древнерусские хронографы. Л., 1975; он же. Античные мифы в древнерус. лит-ре XI-XVI вв.//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 3-31; он же. Материалы к истории рус. хронографов. 2: Софийский хронограф и «Хроника Иоанна Малалы»//Там же. 1983. Т. 37. С. 188-221; он же.

http://pravenc.ru/text/471366.html

82 . Острогорски Г. Света Гора после Маричке битке//Зборник филозофског факультета. Београд, 1970. Кн. XI–I. С. 277–282. 83 . Острогорски Г. Светогорски исихасти и ньихови противници//Собрана дела. Београд, 1970. Кн. 5. С. 203–223. 84 . Острогорски Г. Серска облает после Душанове смерти//Посебна издала Византолошког институт. Београд, 1965. Кн. 9. 85 . Павлович Λ. Култови лица код Срба и Македонца. Смедерево, 1966. 86 . Петкович Вл. Р. Преглед црквених споменка кров повесницу српског народа. Београд, 1950. 87 . Попов Хр. Евтимий, последен Търновски и Трапезицки патриарх (1375–1394). Пловдив, 1901. 88 . Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса: Исследование. Одесса, 1899. Т. 2. 89 . Порфирий (Успенский) , епископ. Восток христианский. Афон: История Афона. Киев, 1877. Ч. 3, отд. 1; СПб., 1892. Ч. 3, отд. 2. 90 . Порфирий (Успенский) , епископ. Отрывки из путешествий в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 году. Киев, 1866. 91 . Прохоров Г. М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 3–17. 92 . Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., 1978. 93 . Прохоров Г. М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 32–54. 94 . Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 253– 260. 95 . Прохоров Г. М. Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке: (От исихастских споров до Куликовской битвы)//Докл. Отд. этнографии и Геогр. об-ва СССР. Л., 1966. Вып. 2. С. 81–110. 96 . Путеводитель по Святой Афонской Горе. 8-е изд. М., 1903. 97 . Paдojuчuч Б.. Сп. Гpuropuje из Горшака//Кньижевна збиванья и ствараньа код Срба у средньем и у турско доба. Матица Српска, 1967. С. 189–214. 98 . Paдojuчuч Б.. Сп. Jakob Серский кньиголубац и песник српски XIV век//Творци и дела старе српски кнэижевности. Титоград, 1963. С. 125–130. 99 . Радосальевич Jobah, протосиннел. Исихазам. Београд, 1985. 100 . Радошевич С. М. Монах Joacaф – послед и Неманьич//Православъе. 1978. 15 фебруара; 1 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

XX в. пришел к выводу, что кантовская система, понятая как метод научной философии, не может объяснить все многообразие человеческой культуры, поскольку сама является «культурной формой», частным случаем философско-научной интерпретации мира (см.: Paetzold. 1994. S. 35-45). Профессор в Гамбурге (1919-1933) Несмотря на растущее признание в Европе в качестве одного из ведущих философов и успешную преподавательскую деятельность в Берлинском ун-те, К. на протяжении более 10 лет не удавалось получить профессорское место ни в Берлине, ни в неск. других ун-тах, в к-рые он подавал соответствующие ходатайства. Приглашение на профессорскую должность было направлено ему в 1913 г. из Гарвардского ун-та (США), однако К., не уверенный в статусе этого учебного заведения и серьезности предложения, его отклонил, о чем впосл. сожалел. В 1914 г. К. стал внештатным экстраординарным профессором в Берлине, однако это было почетное звание, а не постоянная должность. Благоприятная для К. ситуация сложилась лишь после окончания войны, когда он был приглашен в только что учрежденный Гамбургский ун-т, администрация которого рассчитывала повысить популярность нового учебного заведения, привлекая ярких молодых преподавателей. После недолгих раздумий К. принял предложение и в окт. 1919 г. приступил к преподавательской деятельности в качестве ординарного профессора философии. Из числа преподавателей ун-та наиболее близок к К. был историк и теоретик искусства Э. Панофский (1892-1968), взгляды которого на природу символизма в искусстве повлияли на становление теории символических форм К. (см.: Meyer. 2006. S. 120-121). В число докторантов К. в Гамбурге в 20-х гг. XX в. входили мн. исследователи, внесшие впосл. значительный вклад в развитие гуманитарной науки: Л. Штраус (1899-1973), Э. Винд (1900-1971), Й. Риттер (1903-1974), Э. Вайль (1904-1977), К. Лезе (1887-1965) и др. (Ibid. S. 121-124). В кон. 1920 г. К. впервые посетил один из наиболее важных культурных центров Гамбурга того времени - «Культурологическую библиотеку Варбурга» (Kulturwissenschaftliche Bibliothek Warburg).

http://pravenc.ru/text/1681289.html

Несомненно, именно упомянутый выше этнографический хор стал вскоре Национальным хором Киргизской ССР, а впоследствии получил статус Государственного хора Киргизской ССР, поскольку в некрологе Я.А.Чмелева говорится, что с 1939 года он возглавил Киргизский государственный хор, организованный им, «несмотря на отсутствие навыков и традиций хорового пения (в республике. – С.Г.). В короткое время создал полноценный хоровой национальный коллектив, исполнявший сложные произведения» 25 . В 1943 году Я.А.Чмелев получил Почетную Грамоту Комитета по делам Искусств при СНК СССР и ЦК профсоюза работников искусств СССР «за отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной Армии и Военно-морского Флота». 18 августа того же года указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств республики. В марте 1944 года тяжело заболевший Яков Александрович Чмелев возвратился в Москву, где и скончался 28 августа. Похоронили его на Немецком кладбище. 1 Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2000–2001. М. 2001. С. 241 (в это издание вкралось ошибочное примечание по поводу фамилии «Чмелев»). 4 Он был регентом, очевидно, либо в своей сельской церкви, либо в одной из церквей Павловска (расположен на берегу Дона в 162 км к югу от Воронежа). Кроме того, работал в поместье какого-то пана, уничтожая сусликов на его полях. Эти сведения приводит внук А.И.Чмелева Борис Яковлевич в своих воспоминаниях о дяде Иване Александровиче (семейный архив Чмелевых, машинопись). 5 Это следует из аттестата о сдаче экзамена при классах Хорового общества, полученного в 1899 г. мещанином г. Павловска Яковом Чмелевым. 6 Старший брат Якова Чмелева Иван Александрович Шмелев (1873–1965), талантливый дирижер (уже в 15 лет управлял архиерейским хором в Воронеже), музыкант, педагог, заслуженный учитель РСФСР, был награжден орденами Ленина и Знак Почета. Его именем названа одна из музыкальных школ в Сочи. Изначальную фамилию «Чмелев» при получении Иваном Александровичем паспорта исказили в «Шмелев». Он же так это и оставил, чтобы отличаться от брата, с которым в годы учебы был неразлучен. Вскоре по получении начального педагогического образования И.А.Шмелев переехал на Северный Кавказ, а потом в Сочи, где и подвизался в качестве дирижера и педагога. Затем (?) была Московская консерватория. В 1910 г. Иван Александрович получил право открыть филиал Московского хорового общества в Сочи. По-видимому, нет никаких оснований отождествлять его с регентом Шмелевым, работавшим в одном из московских церковных хоров в 1913–1914 гг. (см. в кн. «Синодальный хор и Училище Церковного пения». М.,1998). Скончался И.А.Шмелев в доме престарелых под Туапсе. Родных детей у них с супругой Анной Ефремовной не было – было десять приемных. В 1973 г. в Сочи отмечался его 100-летний юбилей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010