Выразив надежду, что христианский мир может быть восстановлен, он завершает ее воспоминанием о сильном душевном волнении, вызванном посещением Рима Николаем 1 в 1846 году: «1apparition de lEmpereur Orthodoxe revenu à Rome après plusieurs siecles dabsence» [появление православного Императора в Риме после многовекового отсутствия], (Полное собрание сочинений, 363). Будет уместным привести свидетельства современников. Гоголь делится похожим впечатлением в письме к графу Александру П. Толстому от 2 января 1847 года: «Его повсюду в народе называли просто Imperatore, без прибавления: di Russia, так что иностранец мог подумать, что это был законный государь здешней земли» (Н. В. Гоголь, Полное собрание сочинений, Академия наук СССР, 13:24). Соловьев сам упоминает о прежней вере Тютчева в воссоединение Церквей «через соглашение Царя с папой», но впоследствии он отказался от этой идеи. См. статью «Поэзия Ф. И. Тютчева», Полное собрание сочинений, 7, 133 [Op. cit. 1966. – Т. 7. – С. 133]. 156 La Russie et léglise universelie, 144; Английский перевод, 114 [Ibid. 1969. – T. 2. – С. 247]. 159 Письма, 2 (1909), 253–254, к князю Дмитрию Цертелеву, сентябрь 1887, письмо 30 [Op. cit. 1909. – Т. 2. – С. 253–254]. Соловьев переводил Песни 7, 9 и 10, а также Четвертую Эклогу; см. Стихотворения, Теол., 1921. – С. 194–196. 160 Письма, 3, 154–155, к отцу П. Пирлингу, 7–9 августа 1887 [Op. cit. 1911. – Т. 3. – С. 154–155]. 161 В переводе Соловьева известны два сонета Данте: в его Стихотворения, 7-е изд., 1921. – С. 195 и f. (Сонет 8, «Vita Nuova» (9), 15, 4–6, и Сонет 6, «Vita Nuova», 13, 8–9). 162 Edward Moore, Studies in Dante. Первая серия: Scripture and Classical Authors in Dante (Oxford, 1896), 26. Курсив мой; см. также книгу – Nancy Lenkeith, Dante and the Legend of Rome («Medieval and Renaissance Studies», ред. Richard Hunt и Raymond Klibansky, Приложение 2, The Warburg Institute) (London, 1952), 89: «Данте, по сути, создал из римлян избранный народ, обладающий местом и значением в провиденциальной истории, сходной в этом с Иудейской».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 1922194], ед. хр. 24199 АГЗ. Куч Герман (дата рождения не установлена – 1977, Мюнхен, Германия), протоиерей. Жил в Германии, окончил юридический факультет, служил в правлении немецкой железнодорожной компании, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (5.4.1959), священник (24.9.1961), рукоположение совершил еп. Филофей (Нарко), помощник настоятеля церкви в Дармштадте (19611962), настоятель церкви в Саарбрюккене (22.6.196212.5.1966), помощник настоятеля церкви в Мюнхене (12.5.19661977), настоятель церкви в Бад-Эмсе (1969), протоиерей (25.11.19691977). Архив: АГЗ. Л Лавринов Петр Венедиктович (12.1.1896, с. Призричное Курск, губ. – после 1945), диакон. Из семьи крестьян. Окончил Курскую Духовную семинарию (1914), участник 1-й мировой войны, окончил Киевское Константиновское военное училище (1917), участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на южном фронте, эмигрировал через Галлиполи в Болгарию (19221928), состоял в корпусе ген. Кутепова, переселился в Бельгию (1928), псаломщик Св.-Георгиевской церкви в Антверпене, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (30.6.1934), приписанный к церкви в Антверпене, еще числился в списке духовенства Экзархата в 1945, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. С. Лавринова (1934). АЕУА. Лагадовский Евфимий (ок. 18651945, Алжир), протоиерей. Из семьи духовенства. После окончания духовной семинарии принял священнический сан (1890), служил в ведомстве военного духовенства, священник корабля Черноморского флота в сане протоиерея, эмигрировал с Черноморской эскадрой в Бизерту (1920), поселился в Алжире, настоятель Св.-Андреевской церкви в г. Алжир (5.4.19291945), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского). Его сын стал архитектором и построил русский храм-памятник в Бизерте. Архив: Послужный список о. Е. Лагадовского (19291945). АЕУА. Лаговский Иван Аркадьевич (27.8.1889, г. Кинешма Костромск. губ. – 3.7.1941, Ленинград), церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, женат на Т.П. Бежаницкой. Окончил Костромскую Духовную семинарию (1908) и Киевскую Духовную академию (1913), по окончании которой поступил на филологический факультет Екатеринославского университета, эмигрировал в Кон стантинополь, затем на Корсику (Франция), переселился в Прагу (1923), где окончил Высший педагогический институт (1925), активный член РСХД и его долголетний секретарь, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), преподаватель психологии и педагогики в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19261931), выбрал юрисдикцию МП (1931), редактор журнала «Вестник РСХД» (19311935, 19371939), переехал из Парижа в Тарту с семьей (декабрь 1933), секретарь РСХД в Прибалтике, преподаватель Тартуского университета, после вступления Советской Армии в Прибалтику был арестован НКВД (6.8.1940) и приговорен к смертной казни советскими властями. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зато возникли новые «святыни»: мавзолей Ленина, почитаемые могилы у стен Кремля Сталина и других палачей русского народа. Памятник Феликсу Дзержинскому украшает Лубянку, место пыток и гибели бесчисленных жертв. Все же самой характерной чертой советской столицы являются не эти знаменитые гробницы «вождей», а прославленное московское метро. Оно было построено, как египетские пирамиды, рабским трудом политических заключенных под руководством Лазаря Кагановича (род. 1893), одного из самых жестоких и трусливых сатрапов Сталина, и стоило тысячей человеческих жизней. Его претенциозная роскошь и кричащая вульгарность выражают как безвкусие, так и бесчеловечность советских владык, не жалеющих своих рабов, ради своего прославления. В настоящее время советская власть с гордостью показывает иностранцам свое достижение, скромно умалчивая, однако, о цене, уплаченной за него. Хочется верить, что придут дни, когда проснется уснувшая совесть народа и тогда будет увековечена не память палачей, а их безымянных жертв, погибших по прихоти «отца и благодетеля народов» и его приспешников. 40 Графиня Екатерина Алексеевна Уварова (род. 1896), в замужестве Пастухова, известный в Америке профессор русской литературы. 41 Прим. Так и случилось, что обе мои сестры оказались правы : Старшая посетила Москву в 1966 г., а младшая умерла в 1965 г., не увидав России. 43 Примечание. Латыш Лацис, верный сотрудник Ленина и один из основателей Че-Ка, так формулировал задачу террора: «Мы не уничтожаем единицы, а буржуазию, как класс. Не заботьтесь о доказательстве преступной деятельности или о показаниях обвиняемых. Их судьба определяется тем, к какому классу они принадлежат». См. Новый Журнал. 91 стр. 297. 44 Примечание. Борис Пастернак, в следующих словах, говорит о том же: «С христианством вожди и народы отошли в прошлое, личность, проповедь свободы пришли им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью». (Доктор Живаго стр. 423). 45 Примечание. Согласно учению Ленина, нравственность всецело подчинена интересам классовой борьбы. Морально вое то, что способствует победе пролетариата. Сочинения Ленина том 31, стр. 72, 66 – 68. Москва 1941–50. 4-ое издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

На соседних холмах Радуния и Костюшко также находятся каменные валы-«круги», по имеющимся данным относящиеся к лужицкой культуре. Hotubowicz Н., W., 1952, S. 119–148; Cehak-Hotubowiczowa Н., 1955, S. 1–19; 1957, S. 149–157; 1959, S. 51–97; 1968, S. 69–83; 1979, S. 7–34; Rosen-Przeworska J., 1964, S. 174–208. Шумск , Житомирская обл., Украина. Около могильника с трупосожжениями находится углубленное сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света (размеры 14,2 х 11 м, глубина 40–50 см). Дно сооружения плоское, стенки вертикальные. В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями, кругом нее столбовые ямы и камни. В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца IX–X вв., кремневый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц (рис. 6, 7). Рядом находилось место для сожжения умерших, имевшее вид круглой площадки (диаметром 5 м) с прокаленной поверхностью и слоем угля толпщной 50 см, окруженной кольцевым ровиком. На соседнем мысу берега стоял один жилой дом и хозяйственные постройки. Русанова И. П., 1966, с. 233–237; 1973, с. 36–37. Яздово , Польша. Частично исследована круглая в пламене каменная вымостка, на которой лежала каменная голова идола. Gierlach B., 1975, S. 53. Литература Абаев В. И., 1960. Дохристианская религия славян. М. Абрамова З. А., 1972. Древнейшие формы изобразительного творчества//Ранние формы искусства. Л. Авенариус Н. П., 1890. Дрогочин Надбужанский и его древности//MAP, 4. Авдусин Д. А., 1957. Отчет о раскопках гнездовских курганов//Материалы по изучению Смоленской области. Смоленск. Вып. 2. Азбукин М., 1896. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI–XIV века)//Русский филологический вестник. Т. 35, NB 2. Аладжов Ж., 1980. Символ на света в някои прабългарски паметници//Археология, I. София. Александров А. А., 1983. О следах язычества на Псковщине//КСИА. Вып. 75. Алексеев Н. А., 1984. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новороссийск. Алешковский П. М., 1980. Языческий амулет-подвеска из Новгорода//СА. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

96. «Путешествуя по Африке, — пишет агностик Л. Грин, — я натолкнулся на факты, свидетельствующие о существовании внечувственного восприятия, телепатии и ясновидения» ( Л. Грин. Последние тайны старой Африки. М., 1966, с. 10). 103. Ф. Моуэт. Цит. соч., с. 247. 104. Там же, с. 258. 105. К. Дэнгард. Ходящие по огню. — «За рубежом», 1964, с. 23. 106. И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с. 64, 133. 107. П. Гэсо. Цит. соч., с. 60. 108. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 212. «Надеюсь, — пишет этнограф Штернберг, — что никто не заподозрит меня в пристрастии к шаманам, и я могу спокойно засвидетельствовать, что в моем присутствии экстаз шамана и таинственная обстановка, при которой метался и вопил исступленный избранник, приводили гиляков в такое состояние, что они галлюцинировали и видели то, что видел в трансе сам шаман» ( Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии, с. 46). 109. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 91; см.: В. Серошевский. Якуты, т. 1. СПб., 1896, с. 627. 110. Д. Клеменц. О взаимных влияниях между ламаизмом и бурятским шаманизмом. — «Этнограф. Обозрение», 1909, с. 25; Г. Ксенофонтов. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929; И. Суслов. Шаманизм как тормоз социалистического строительства.—«Антирелигиозник», 1932, 8, 11, 12. «Совершая шаманские камлания, они вели на них антисоветскую пропаганду» ( А. Анисимов. Религия эвенков, с. 234). 111. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 181. 112. Ч. Маунтфорд. Цит. соч., с. 42. 113.  У. Чеслинг. Среди кочевников северной Австралии, с. 91. 114. «Религии наименее культурных племен», с. 120. 115. В. Михайловский. Шаманство, с. 79. 116. Там же, с. 75. 117. К. Расмуссен. Великий санный путь, с. 66. 118. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 215; и. Харузина. Этнография, с. 455; В. Михайловский. Шаманство, с. 95. 119. К. Расмуссен. Цит. соч., с. 65. 120. Там же, с. 66. 121. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 219. 122. В. Михайловский. Шаманство, с. 68; В. Харузина. Этнография, с. 463; Л. Анисимов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1968. P. 55-98. 1-е изд. греч. текста: Steuchus A. Contra Laurentium Vallam de falsa donatione Constantini libri duo. Lugduni, 1547. P. 99-103. Др. издание греч. текста: Павлов А. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греч. и слав. переводе//ВВ. 1896. Т. 3. Вып. 1. С. 18-82 (греч. текст: с. 59-80; слав. пер.: p. 59-82) (по Vat. Ottob. 309. Fol. 1-20); Gaudenzi A. Il Costituto di Costantino//Bullettino dell " Istituto storico italiano. 1919. Vol. 39. P. 9-112 (текст: р. 87-97, 108-112) (по Vat. gr. 614. Fol. 76-79; 789. Fol. 185-192); Cessi R. Il «Costituto» di Costantino: Il testo//Istituto veneto di scienze, lettere ed arti. Atti. Classe di scienze morali e lettere. Venezia, 1928/1929. Vol. 88. N 2. P. 915-1007 (текст: p. 972-1007); Petrucci E. I rapporti tra le redazioni latine e greche del Costituto di Costantino//Bullettino dell " Istituto storico italiano per il Medio Evo. R., 1962. Vol. 74. P. 45-160 (о рукописях см.: p. 155-161). Критического издания, учитывающего все греческие рукописи, нет. Согласно Э. Петруччи (Ibid. P. 151-160), перевод выполнен во время пребывания К. в Италии в 1369-1371 гг. До К. имели хождение неполные греч. переводы (изд.: Ohnsorge W. Konstantinopel und der Okzident. Darmstadt, 1966. S. 108-122; кодикологические и текстологические замечания касательно версии Феодора Вальсамона: Angelov D. G. The Donation of Constantine and the Church in Late Byzantium//Church and Society in Late Byzantium/Ed. D. G. Angelov. Kalamazoo, 2009. P. 127-137. (Studies in Medieval Culture; 49)). Основанием для предположения Меркати ( Mercati. 1931. P. 162-165), что автором перевода был К., служит автограф К. в ркп. Vat. gr. 1102, поскольку К. никогда не переписывал чужие сочинения, но только свои. Полный перевод К. получил широкое распространение в средневековой Европе. В частности, в кон. XIV в. с него были сделаны болг. и серб. переводы, на основании к-рых на Руси была создана объединенная версия, включенная в 1653 г. в Номоканон ( Thomson F.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

О времени написания “Слова Даниила Заточника”//Тр. X Археологического съезда в Риге. Μ., 1896. Т.1. С. 290–297; он же. Из комментария к “Молению” Даниила Заточника//Историко-литературный сб., посвященный И.И. Срезневскому . Л., 1924. С.412–420; Будде Е. О слове Даниила Заточника в его отношении к древней русской Пчеле//Под знаменем науки: Юбилейный сб. в честь Н.И. Стороженка. Μ., 1902. С. 74–94; Истрин В. Μ. Был ли “Даниил Заточник” действительно заточен?//Летоп. ИФОНУ. 1902. Т.10. Визант.-слав. отд. С.55–74; он же. Очерк (прим. 383). С.228–235; Айналов Д. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства, I: Два примечания к слову Даниила Заточника//ИОРЯС. 1908. Т.13. 1. С.352–265; Миндалев П. Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники. Казань, 1914 (особенно об источниках); Сперанский Μ. Новые тексты “Моления” Даниила Заточника//Slavia. 1925/1926. Т.4. С.846–854; Абрамович Д. Из наблюдений над текстом “Слова Даниила Заточника”//Сб. статей к 40-летию деятельности акад. А.С. Орлова. Л., 1934. С. 135–141; Гудзий Н.К. К какой социальной среде принадлежал Даниил Заточник?//Там же. С.477–485; idem. (прим. 514). S.205–217; Перетц В.Н. Академическое издание Моления Даниила Заточника//ТО ДР Л. 1934. Т. 1. С. 341–350; Обнорский С.П. (прим. 1039). С.81–131; Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Л., 1947. С. 17–38; Tschiewskij D. (прим. 477). S.374–381; idem (ievskij) (прим. 1213). Р. 131–135; Руссов В.Μ. Историческая основа Моления Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1949. Т.7. С.410–418; Будовниц И.У. Памятник ранней дворянской публицистики (Моление Даниила Заточника)//Там же. 1951. Т. 8. С. 138–157 (ср.: он же. [прим. 184]. С. 269–290); Скрипиль Μ.О. “Слово Даниила Заточника”//ТОДРЛ. 1955. Т.Н. С. 72–95; Грушевський Μ.С. (прим. 477). Т.З. С.220–232; Бегунов Ю.К. Отражение “Беседы” Козмы Болгарского в “Молении Даниила Заточника”//СС. 1966. С.71–74; он же. (прим. 11). С.38–41; Вагнер Г.К. “Моление Даниила Заточника” – скульптура Георгиевского собора – “Слово о погибели Руския земли”//ТОДРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий (Баженов Димитрий), еп.Тираспольский Родился 21.V.1872 года в Таврической епархии. В 1894 году окончил Таврическую Духовную семинарию и назначен псаломщиком и учителем Церковно-приходской школы. 1896 – надзиратель Таврической Духовной семинарии. 1898 – поступил в Московскую Духовную Академию. 1900 – пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1901 перешел в СПБ Академию. 1902 – рукоположен во иеромонаха и, по окончании Академии со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем Псковской Духовной семинарии. 1904 – пом.смотрителя Рязанского Духовного училища. 1906 – смотритель Бахмутского Духовного училища. 2.VIII.1911 – ректор Черниговской Духовной семинарии в сане архимандрита. 8.ΧII.1913 – хиротонисан во епископа Николаевского, третьего вик.Одесской епархии. 1914 – назначен 2-м вик.той же епархии. 1917 – назначен епископом Елисаветградским первым вик. Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и врем.управляющим Одесской епархией. 26.VI.1921 устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого вик.Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа ВЦУ назначен управляющим Одесской епархией (обновленч.). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 г., на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. Дeяhuя II -го Веер. Помести. Собора Пр.Ц.) М.2 мая 1923 г., стр.6–7). 16.IV. 1924, Свяц.Синодом обновлепч.возведен в сан митрополита· Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если оставят за ним сан митрополита. 1933 – назначен митрополитом Симферопольским и Крымским. 8.II.1938, согласно прошению, уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеем. Очевидно, умер без покаяния. Труды : Речь при наречении его во епископа Николаевского, «Приб. к Церк.Вед.» 1914, I, стр.12. Литература: «Церк.Вед.» 1911, 33, стр.278. -“- 1913, 47, стр.521. -“- 1914, 5, стр.27. 1914, 32, стр.377. «Вестн.Св.Син.Пр.Р.Ц.» 1925, 6, стр.3. -“- 1926, 12–13, стр.8,21. -“- 1926, 6, стр.3. «Церк.Обновл.» 1924, 2–3, стр.6. -“- 1925, I, стр.3. -“- 1925, 5, 6, 7, стр.33,55. «Изв.Казан.епарх.» 1913, 42, стр.1257. ФПС I, II, ФПС II, стр.3,8. ФАГЛ I, стр.45· ФАМ II 4, cmp.I. ФАОС дело 18. Кат-АМ 29, стр.12. Кат-ЕС 2, стр.4–5 17· Кат-ЯВ 24, стр.13–14. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.88–89. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ф. Ишбердин. Пережитки культа животных и птиц у башкир. «Ономастика Поволжья», вып. 2. Горький, 1971; Т. X. Кусимова. Из истории личных имен башкир. «Личные имена в прошлом, настоящем, будущем». М., 1970; О существенной роли зоонимов в становлении антропонимии удмуртов, нанайцев, алтайцев, казахов, туркмен, эвенков, калмыков сообщают Т. И. Тепляшина, А.В. Смоляк, О.Т. Молчанова, Т. Жанузаков, Ш. Аннаклычев, Г.М. Василевич, В.П. Дарбакова («Личные имена в прошлом, настоящем, будущем». М., 1970); Аналогичное явление в антропонимии эскимосов и якут отмечают Г. А. Меновщиков и К.Ф. Гриценко («Антропонимика». М., 1970); Зоонимам принадлежит важное место в основообразовании древнеанглийских личных имен (см.: Р. Н. Reaney. A Dictionary of English Surnames. London, 1958; W. G. Searly. Onomasticon Anglo-Saxonicum, Cambridge, 1879); Известный исследователь антропонимии Альберт Доза прослеживает зоонимические основы во многих французских фамилиях (A. Dauzat. Dictionnaire Etymologique Des Noms De Famille et Prenoms De France. Librairie Larousse. Paris, 1951); Многие украинские фамилии соотносятся с названиями животных, птиц, рыб (см.: Ю. К. Редько. 1966, стор. 98; его же. Способы образования восточно-славянских фамилий. «Ономастика Поволжья». Материалы 1 Поволжской конференции по аномастике. Ульяновск, 1969). 26 . Н. М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб., 1903. 27 . Н. Харузин. К вопросу о древнерусских «некалендарных» именах. «Этнографическое обозрение». М., 1893, 1. 28 . А. Балов. Великорусские фамилии и их происхождение. «Живая старина», вып. 2, 1896. 29 . Список опубликован в книге 3 «Донских Дел». «Русская историческая библиотека», т. 26. СПб., 1909, стр. 591 и далее. 30 . В. А. Звегинцев. Семасиология. М., 1957, стр. 268. 31 . М. М. Покровский. Семасиологические исследования в области древних языков, стр. 21. Цитируется по книге В. А. Звегинцева «Семасиология». 32 . Термины, обозначающие различные группы собственных имен, обстоятельно рассмотрены в статье Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010