Лебедев А. П.  История Византии (842 –1453). Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. Лурье В. М.  Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. (Богословская и церковно-историческая библиотека). Мансветов И . Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. Успенский Н. Д.  Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)//Богословские труды 15 (1976). С. 146–184. Успенский Н. Д.  Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви//Богословские труды 18 (1978). С. 5–117; 19 (1979). С. 3–69. Феодосий (Олтаржевский), иеромон . Палестинское монашество//ППС. Вып. 44 (XV/2). СПб., 1896. Читти Д . Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. Anonim . Les saints Kozebites//Echos de lOrient 1 (1897). Beck H. G.  Kirche und Theologische Literatur im byzantische Reich. Abt. 12. München, 1959. (Handbuch der Altertümswissenschaft). Binns J.  Ascetics and ambassadors of Christ. The Monasteries of Palestine 314–631. Oxford, 1994. (Oxford Early Christian Studies). Cabrol F., Leclerq H., Marrou H.  Dictionnaire d " archeologie chretiennes et de la Liturgie. Paris, 1907–1953. Canart P.  Trois groupes de recits edifiants byzantins//Byzantion 36 (1966). P. 5–21. Chitty D. J.  The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966. Couret A.  La Palestine sous les empereurs grecs. Grenoble, 1869. (These presentee ä la Faculte ä des lettres de Paris). Diekamp F.  Die Origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte allgemeine Concil. Münster im W., 1899. Flusin В.  Miracle et histoire dans l " oeuvres de Cyrille de Scythopolis. Paris, 1983. Guillaumont A.  Les Kephalaia Gnostica d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origenisme chez les grecs et chez les Syriens. Paris, 1962. Halkin Fr.  Analecta Bollandiana. Inventaire hagiographique des tomes 1 ä 100,1882–1892. Bruxelles, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2266 De civ. Dei VIII 12. Как утверждает П. Анри, вероятность знакомства Августина с трудами Ямвлиха практически равна нулю (Henry. 1934. P. 69). 2267 De beat. vit. I 4, CSEL LXIII, 92.8. Как убедительно показал П. Анри, в оригинальном тексте у Августина стояло именно Plotinis, а не Platonis, как в PL 32, 961 (Henry. 1934. P. 82–83). 2271 Solignac A. Introduction//Oeuvres de saint Augustin. Les Confessions. Bibliotheque Augustinienne, 13. Paris, 1962. P. 110–111; Du Roy. 1966. P. 70; Морескини. 2011. С. 500. П. Анри выдвинул гипотезу о том, что Августин ок. 415 г. мог прочесть текст Эннеад целиком (Henry. 1934. P. 137). Однако это маловероятно ввиду плохого владения Августина греческим языком. 2272 Ubi est illud Plotini, ubi ait, Fugiendum est igitur ad charissimam patriam, et ibi pater, et ibi omnia? Quae igitur, inquit, classis aut fuga? Similem deo fieri. 2273 Enn. I 6.7.30–39=De civ. Dei X 16; . Enn. III 2.13.18–29=De civ. Dei X 14; Enn. IV 3.12.1–10=De civ. Dei IX 10; Enn. IV 3.12.17–25, 35–39=De civ. Dei X 30; Enn. V 1.10.1–4=De civ. Dei X 23; Enn. V 1.10.10–18=De civ. Dei X 2; Enn. V 6.4.16–22=De civ. Dei X 2. См. Henry. 1934. P. 104–133. 2276 Confess. VII 20.26. Здесь и далее цитаты из «Исповеди» мы приводим в переводе М. Е. Сергеенко с незначительными изменениями. 2278 Grandgeorge. 1896. P. 39–40; Alfaric. 1918. P. 375–376; 517–518; Boyer. 1920. P. 81; Henry. 1934. P. 46; Hadot. 1971. P. 209–210 и др. 2279 Courcelle. 1948. P. 167; 1950. P. 157–159; 1963. P. 27–58; Madec. 1996. P. 38; Морескини. 2011. С. 454–455; 500–501. По мнению В. Тайлера, под выражением Platonicorum libri Августин имел в виду исключительно труды Порфирия, вероятнее всего – комментарии к Эннеадам Плотина (Theiler. 1933. P. 3). 2280 Theiler W. Compte rendu de E. Benz: Marius Victorinus , GNOmon, X (1934). P. 493. Ср. Dörrie. 1962. S. 26–47. 2282 См. Theiler. 1933. S. 2, 27, 43; Courcelle. 1948. P. 164–168; Du Roy. 1966. P. 71; Hadot. 1971. P. 209–210; Морескини. 2011. С. 500–501. 2283 О своем знакомстве с Категориями Августин рассказывает в «Исповеди» (Confess. IV 16.28–29). Вероятно, Категории были единственным сочинением Аристотеля, с которым Августин был знаком непосредственно (Courcelle. 1948. P. 156; Морескини. 2011. С. 496).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

25. Пауль Клее (1879—1940) швейцарский живописец, график. Один из крупнейших представителей экспрессионизма. 26. Жан Полан (1884—1968)—французский писатель и литературный критик, член Французской Академии, возглавлявший журнал «Нувель ревю франсез». 27. Донатьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад (1740— 1814) -французский писатель («Диалог священника и умирающего», «120 дней Содома», «Дни Флорбеллы, или Разоблаченная природа», 1807; «Философия в будуаре», 1795; «Новая Жюстина, сопровождаемая Историей Жюльетты», 1797). 28. Жюль Жанен (1804—1874) — французский театральный критик, вел рублику в «Журналь де деба», член Французской Академии. 29. Жан Моклер (р. 1919)—французский актер. 30. Жан Луи Барро (р. 1910)—французский актер и режиссер. Вместе с Мадлен Рено возглавлял собственную труппу, а также «Одеон— Театр де Франс»; играл в «Комеди Франсез». 31. Альфонс Алле (1855—1905) — французский писатель-юморист. 32. Анри Бернстен (1876—1953) — французский драматург («Вор»). 33. Роже Планшон (р. 1931) — французский режиссер. 34. Артур Миллер (р. 1915) — американский драматург (трагедия «Смерть коммивояжера», 1949; «Сейлемские колдуньи», 1953). 35. Симон Лейс (наст, имя Пьер Рикмане, р. 1935)—австралийский историк искусства, китаист. 36. Франсуа (Ференц) Фейто (р. 1909) — французский историк и политолог, венгр по происхождению. 37. Пьер Дэкс (р. 1922) — французский писатель, историк искусства и литературный критик. Жорж Сюффер (р. 1927) — французский писатель и журналист. 38. Жаннин Эрш (р. 1910) — швейцарский философ и писатель. 39. ...звучали серьезные предупреждения.— Речь идет о книге Андре Жида (1869—1951) «Возвращение из СССР» (1936); имеется в виду политическая деятельность Андре Бретона (1896—1966), французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, в рядах ФКП в начале 30-х годов; книга «К другому пламени» (1927) Панаита Истрати (1884—1935), румынского франкоязычного писателя. 40. Виктор Андреевич Кравченко (1905—1966)—советский инженер; эмигрировал в США в 1944 году; автор книги «Я выбрал свободу» (1946), где разоблачались сталинские репрессии. Подал в суд за диффамацию на еженедельник «Леттр франсез», выиграл процесс.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

50 См.: Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938, с. 285. 52 Подобно тому как в концертном зале местоположение уха слушателя влияет на восприятие звука, так и местонахождение слушателя в окружающем колокольню ландшафте влияет на то, что он воспринимает. См.: Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 392–393; Смоленский С. О колокольном звоне в России. СПб., 1907, с. 4. 54 Термин «звон» имеет несколько значений: действие извлечения звука и подбор колоколов; зодчие называли этим словом место для помещения колокола – арку, проем и т. п. См.: Мартынов А. Московские колокола. – «Русский архив», 1896, 1–3, с. 108. См. также статью В. В. Кавельмахера в данном сборнике. 55 См.: Донской Г. О церковном звоне. Новочеркасск, 1915; Черепнин Л. К истории «Стоглавого» собора 1551 г. – Средневековая Русь. М., 1976, с. 118–122; Ярешко А. Указ. соч., с. 64. 56 Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования (к насущным проблемам этноинструментоведения) – Актуальные проблемы современной (фольклористики. Л.. 1980, с. 143–170. 70 См.: Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М., 1966, с. 72–73; Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1935, с. 226. 72 Римский-Корсаков А. Н. Планы книг, статей. История культовой музыки в России и др.– Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, ф. 8, оп. Р 111, ед. хр. 15. 74 См., например: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1912 г. СПб., 1912, вып. IX, с. 1410, «Колокольный звон»; Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1896, с. 13; Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 401, 407–408. 75 Легенда об отличном от Запада, исконно русском, способе звона не беспочвенна, но ей недостает историзма. Она родилась среди энтузиастов русского колокольного звона в грамотной купеческой, ремесленной и духовной среде и впитала в себя глубокое знание и любовь к предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Влияние церковного пения проявляется в различной степени: от отдельных характеристик гласа до точного цитирования. Примеры 1-го рода подразумевают использование звукорядов гласа, микроинтервалики, украшений, «носового» тембра голоса, монодического склада и исократимы . Прямое цитирование может включать напев полностью или его отдельные части в оригинальном виде или в обработке. Различная степень влияния визант. церковного пения и (или) определенная духовная программа присутствуют в муз. произведениях М. Каломириса (1883-1962), М. Варвоглиса (1885-1967), Г. Склавоса (1886-1976), Г. Пониридиса (1887-1982), П. Петридиса (1892-1977), Д. Митропулоса (1896-1960), А. Кундуроффа (1896-1969), А. Незеритиса (1897-1980), А. Контиса (1899-1965), А. Евангелатоса (1903-1981), Я. Константинидиса (1903-1984), Г. В. Касассоглу (1908-1984), А. Д. Коккиноса (род. в 1921), А. Ксеноса (1912-1995), Н. Астринидиса (род. в 1921), М. Калогриду (1922-2001), М. Теодоракиса (род. в 1925), М. Адамиса (род. в 1929), Д. Терзакиса (род. в 1938), Х. Хадзиса (род. в 1953), К. Кукиаса (род. в 1965), В. Цабропулоса (род. в 1966). В схожем русле создают музыку иностранные композиторы Дж. Тавенер, И. Муди (род. в 1964, Лондон; живет в Португалии) и К. Абдул-Карим (род. в 1980, Австралия). В. Бонд (род. в 1945, США) и Дж. Мюляйзен (род. в 1955, США) также пишут музыку, вдохновленную визант. пением. Д. м. и влияние церковного пения на светскую музыку в XX-XXI вв. В нач. XX в. нек-рые композиторы писали сочинения, включающие мелодии и др. элементы греч. церковного пения. К их числу принадлежал Петридис. Согласно Г. Леоцакосу, Петридис, обратившись к правосл. греч. традиции, отказался от модернизма, обычно ассоциируемого с западноевроп. культурой; из совр. ему композиторов он наиболее последовательно использовал специфические черты греч. церковного пения, «его мелодии имеют тенденцию к поступенному движению в пределах узкого диапазона, избегая смелых модуляций, в то время как его оркестровка и полифония сдержанны, без поверхностных эффектов, и следуют традиционным формам» ( Leotsakos G. Petridis, P. (J.)//nGdMM. 2001. Vol. 19. p. 508-509).

http://pravenc.ru/text/180654.html

-. Byzantine East and Latin West: Two Worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance. New York, 1966. Наибоее полезной для изучения истории вероучения являются главы «Church and State in the Byzantine Empirë A Reconsideration of the Problem of Caesarpapism» (pp. 55–83) и «The Council of Florence (1438–399) and the Problem of Union between the Byzantine and Latin nhurches» (pp. 84–111). Gibbon, Edward. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Edited by J. B. Bury. 7 vols. London, 1896–1900. С момента выхода данной книги карикатурные изображения, нарисованные Гиббоном, способствовали формировнию стереотипа в восприятии Византийской империи. Graf, Georg. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 5 vols. Rome, 1944–53. Вполне уместный рассказ Графа о христианской антимусульманской полемике на арабском языке не умаляет значимости его анализа и оценки прочей литературы. Gregoire, Henri. «The Byzantine Church.» In Byzantium: An Introduction to East Roman Civilization, edited by Norman H. Baynes and H. St. L. B. Moss, pp. 86–135. Oxford, 1961. Блестящее изложение самобытных взглядов автора. Grumel, Venance. La chronologie. Bibliothteque byzantinë Traite d " Emudes byzantines, vol.1. Paris, 1958. Hammerschmidt, Ernst, et al. Symbolik des orthodoxen und orientalischen Christentums. Stuttgart, 1962. Harnack, Adolf von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 vol. 5th ed. Tubingen, 1931–32. Hauck, Albert, ed. Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche. 22 vols. 3d rev. ed. Leipzig, 1896–1908. Heiler, Friedrich. Urkirche und Ostkirche. Munich, 1937. Это был первый том задуманной (но так и не законченной) работы, озаглавленной Die katholische Kirche des Ostens und Westen. Holl, Karl. Gesammelte Aufsamze zur Kirchengeschichte. 3 vols. Tubingen, 1928. Во втором томе, Der Osten, представлены несколько статей, имеющих прямое отношение к нашей работе, включая изданные Холлом фрагменты Епифания против иконопочитания (см. раздел «Издания и собрания»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2056 Ш. М. Диль (Diehl), фактический создатель французской школы византиноведения; основатель кафедры истории и цивилизации Византии в Сорбонне и профессор (1899–1934), член Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres (1910), иностранный почетный член РАО (1911), иностранный член-корреспондент АН СССР (1925). 2057 Г. Милле (Millet), работал в École Française в Афинах (1881–1896), École Pratique des Hautes Études (c 1896 г.), профессор Collège de France (1926–1937), член Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres (1929), почетный президент Международной Ассоциации византинистов (1948), иностранный член-сотрудник РАО (1918), член-корреспондент РАН. См.: Матюшкина М. Л., Пав­лова К. Н. Габриэль Милле: биобиблиографическое эссе//Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 228–240. 2058 Вялова С. О. Значение монастыря св. Екатерины на Синае в истории культуры//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 12. 38. 2059 Vemadskij G. V. Nicodim Pavlovic Kondakov//ССАВСК. Прага, 1926. P. XXVI; Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 12. 2061 Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства: Исследования в области ранневизантийского искусства. СПб., 1900. См.: Мацулевич Л. А. Памяти Д. В. Айналова: Роль византино­ведения в деятельности Η. П. Кондакова и Д. В. Айналова//СИ. М., 1986. Т. 21. С. 344. Ш. Диль и Г. Милле пытались издать книгу в 1900 г. по-французски (см.: Анфертьева А. Н. Д. В. Айналов: жизнь, творчество, архив//APB. С. 273). 2062 Подобедова О. И. Вместо предисловия//Грабарь Игорь. О древнерусском искусстве. М.,1966. С. 13. 2063 Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России ( Ф. И. Буслаев , Η. П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985. С. 89. 65; APB. С. 56, 61, 91, 11–112, 210–211, 288, 307, 349, 364, 371, 382. 2064 В описи фонда указано 17 писем Г. Милле Η. П. Кондакову, так как в этот счет вошло одно письмо жены Милле (Kopecká L., Dandová М. Nikodim Pavlovic Kondakov (1844–1925)//Literárni archiv Památniku Národniho Pisemnictvi v Praze. Slovansky Ústav. Pisemná pozstalost. Praha, 1995. S. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

497 Σταρου Θ. Νκων (1605–1681) Ρσσος πατριρχης//Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. θναι, 1966. Τ. 9. Σ. 559–564. 498 Πατρινλη Χ. Γ. Διονσιος βηρτης μεταφραστς τς «Χρονογραφας» το Δωροθου ες τν ρωσσικν κα μητροπολτης Ογγροβλαχας//πιτηρς ταιρεας βυζαντινν σπουδν. 1963. Τ. 32. Σ. 304–317. 503 Μπτση Π. σιος Πασιος Βελιτσκφσκυ. θνα, 1990; Ταχιου Α. Α. Πασιος Βελιτσκφσκυ (1722–1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη, 1964; Παπουλδη Κ. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως ες τν βαλκανικν χρον κατ τν 18ον ανα//Μακεδονικ. 1969. Τ. 9. Σ. 278–294; Idem. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Θεολογα.1968. Т. 39. Σ. 231–240. 507 Μωυσως γιορετου, μοναχ. Βος το σου ριστοκλ το θωντου Γροντος τς Μσχας († 1918)//Πρωττον. 2006. Τ. 101. Σ 563–569. 508 Σωφρονου, ρχιμ. Σιλουανς θωντης (1866–1938). σσεξ γγλας, 1990; Συλλογικς τμος· γιος Σιλουανς τς Οκουμνης. Προσγγιση στην πνευματικ κληρονομι το γου Σιλουανο το θωντη. θνα, 1999; Boosalis Η. ρθδοξη πνευματικ ζω κατ τν γιο Σιλουαν τν θωντη. Θεσσαλονκη,2000. 509 О жизни и деятельности Иосифа Вриенния см.: Арсений (Иващенко), архим. О жизни и сочинениях иеромонаха Иосифа Вриения (Патриарха Константинопольского), греческого проповедника в конце XIV и первой четверти XV столетия//Православное обозрение. М., 1879. С. 85–138, 403–450; Astruc Ch. A propos de Joseph Bryennios//Bulletin de 1? Association G. Bude. IV Ζ (1962); Brehier L. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire d? Histoire et de Geographie Ecclesiastique. Paris., 1938. Vol. 10. P. 992–993; Δημητρακοπολου Α. ρθδοξος λλς, τοι περ τν λλνων τν γραψντων κατ Λατνων κα περ τν συγγραμμτων ατν. ν Λειψ, 1872; Δυοβουνιτου Κ. Τ δθεν διπλωματικ πρρητον το ωσφ Βρυεννου//Πρακτικ τς καδημας θηνν. 1921. Τ. 4. Σ. 117–187; Jugie Μ. Bryennios (Joseph)//Catholicisme. II (1949). P. 298–299; Loenertz R. – J. Pour la chronologie des oeuvres de Joseph Bryennios//Revue des Etudes Byzantines. P., 7 (1949). P. 12–13; Meyer Ph. Des Joseph Bryennios Schriften, Leben und Bildung//Byzantinische Zeitschrift. Munchen, 1896. Bd. 5. S. 74–111. Idem. Joseph Bryennios als Theolog//Theologische Studien und Kritiken. 1896. S. 282–219; Palmieri A. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire de Theologie Catolique. P., 1923. Vol. 2. P. 1156–1161; Παρλαμ Μ. τπος τς ν Κρτ διαμονς ωσφ Βρυεννου//Κρητικ Χρονικ. 1948. Τ. 2. Σ. 366–367; Τωμαδκη Ν ωσφ Βρυννιος κα Κρτη κατ τ 1400. θναι, 1947; Τωμαδκη Ν. Μελετματα περ ωσφ Βρυεννου//πετηρς ταιρας Βυζαντινν Σπουδν. 1959. Τ 29. Σ. 1–34. ωαννδη Ν. ωσφ Βρυεννου περ Μνημσυνου το Ππα//κκλησιαστικς Φρος. 1983–1984. Τ. ΞΕ-ΞΣΤ». Σ. 234–239; Idem. ωσφ Βρυννιος, βος – ργο – διδασκαλα. θνα, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Паустовский К. Собр. соч. Т.7, М., 1970, с. 508. 50 Станюкович Вл. В.Э.Борисов-Мусатов, с. 5. 38 Державин Г.Р. Стихотворения, с. 360.     Литература В.Борисов-Мусатов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразит. искусство», 1989. Врангель Н.Н. Борисов-Мусатов. Спб., 1910. Евдокимов И. Борисов-Мусатов. М., 1924. Кочик О.Я. Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова. М., «Искусство», 1980. Мочалов Л. В. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л., 1976. Неклюдова М. Борисов-Мусатов. Сер. «Образ и цвет». М., 1971. Петров В.Н. В.Э.Борисов-Мусатов.— В кн.: История русского искусства. Т.10, кн.1. M., 1968. Русакова А. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л.— М., «Искусство», 1966. Русакова А.А. Борисов-Мусатов. Л., 1974. Станюкович Вл. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Спб., 1906. Шилов К. Борисов-Мусатов. Сер. «Жизнь замечат. людей». М., «Мол. гвардия», 1985.   Список иллюстраций 1. В.Э.Борисов-Мусатов, 1901г. 2. Эльпидифор Борисович Мусатов, отец художника. 3. Евдокия Гавриловна Мусатова, мать художника. 4. Дом Шахматовых в Саратове, где родился Виктор Мусатов. 5. Виктор Мусатов с матерью и младшими сёстрами, Агриппиной и Еленой. Саратов, 1880-е годы. 6. Страница письма В.Э.Борисова-Мусатова Л.П.Захаровой. 1899г. 7. Ф.Кормон в своей мастерской. 8. В.Э.Борисов-Мусатов, А.Д.Захаров. 1896 г. 9. Г.П.Баракки, Ф.Корнеев, В.Борисов-Мусатов, В.Коновалов. Саратов, 1890-е годы. 10. В.Э.Борисов-Мусатов среди участников выставки Московского Товарищества художников. 1890-е годы. 11. В.Э.Борисов-Мусатов в Зубриловке. 1901 г. 12. В.Коновалов, С.Иванов, В.Борисов-Мусатов. Саратов, 1890-е годы. 13. Анна Воротынская. 14. Елена Мусатова в старинном платье. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1890-е годы. 15. Елена Мусатова и Е.В.Александрова у зубриловского водоема. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1901 г. 16. Памятник на могиле В.Э.Борисова-Мусатова. Скульптор А.В.Матвеев. 17. Молебен на станции железной дороги. 1894. Третьяковская галерея. 18. Натурщицы. 1896—1897. Третьяковская галерея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

399 Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия: (М. Н. Катков и его издания). М.: Наука, 1978. С. 188–189. 400 Оценивая влияние Каткова на правящие круги, один из представителей высшей бюрократии государственный секретарь А. А. Половцов утверждал, что в лице редактора московской газеты и его «многочисленных пособников» в верхах, к которым он относил Делянова, Островского, Победоносцева, Вышнеградского и Пазухина, «создалась какая-то новая, почти правительственная сила». «Весь этот двор, – жаловался он на исходе 1886 г. вел. кн. Алексею Александровичу, имея в виду петербургских почитателей московского публициста, – собирается у Каткова на Захарьевской , открыто толкует о необходимости заменить такого-то министра таким-то лицом, в том или другом вопросе следовать такой или иной политике, словом, нахально издает свои веления, печатает осуждение и похвалу и, в конце концов, достигает своих целей». Он просил великого князя открыть глаза Государю на создавшееся положение, поскольку тот «недосягаем, а слышит то, что Победоносцев и компания до него доводят, причем, конечно, «Московские ведомости» и делаемые Феоктистовым, прислужником Каткова, газетные выписки служат лучшими проводниками». Половцов предлагал обуздать Каткова, «завербовав» его в чиновники (см.: Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. М.: Наука, 1966. Т. 1. С. 461–462). 402 Передовицы не подписывались и, по традиции, формально считались принадлежащими перу редактора. 403 Воспоминания Е. М. Феоктистова: За кулисами политики и литературы, 1848–1896. Л.: Прибой, 1929. С. 266. 406 Сергей Александрович Петровский (1846–1917) окончил Московский университет по юридическому факультету. Служил в архиве Министерства юстиции, занимался приготовлением к печати, по поручению ИАН, протоколов правительствующего Сената за 1711 и 1712 гг. С 1873 по 1878 г. читал в Московском университете лекции по русскому праву; в 1875 г. получил степень магистра государственного права за диссертацию «О Сенате в царствование Петра Великого». Издал лекции И. Д. Беляева по истории русского законодательства. С 1880 г. – в «Московских ведомостях», с 1883 г. – ответственный редактор, а после смерти М. Н. Каткова до 1896 г. – редактор-издатель газеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010