Здесь и далее — примечания редактора, за исключением сделанных автором лично. Три воинские искусства в книге «Наука побеждать» русского полководца А.В. Суворова. Огрынжи — Должно быть, от слова «огрызки». Зимой овцы и коровы получают лобузину, то есть стебли кукурузы. Листья они обгрызают, а стебли остаются в яслях. Их выгребают и летом высушивают в маленьких копешках, затем складывают в узкие скирды. Зимой это хорошее топливо ( прим. автора ). Антон Керсновский (1905–1944), родной брат Евфросинии Керсновской, получив образование в Париже, стал выдающимся военным историком Русского Зарубежья. В 1940 г. находился во французской армии, воюющей с фашизмом. Смушки — шкурки ягнят Лицей имени Ксенопола ( молд .) Итак, всё кончено! Судьбой неумолимой Я осуждён быть сиротой. Ещё вчера имел я кров и дом родимый, А нынче встречусь с нищетой… Из оперы Э.Направника «Дубровский» (1894) «О времена, о нравы!» ( лат .) восклицание Цицерона в его речи против Катилины экспроприационные боны ( молд .) Объединение княжеств ( рум .) Отклонение, заблуждение (лат.) Когда осенью 1917 года «лопнул» фронт на Дунае и толпы тех, кого никак было нельзя назвать русской армией, прошли, круша и уничтожая на своём пути всё «дворянское» и «помещичье», то моя бабушка Евфросиния Ивановна Каравасили (мамины предки были греческого происхождения), её сын и золовка, жившие в Кагуле, были вынуждены бежать в Румынию ( прим. автора ) Согласно семейному преданию, во второй половине XIX века с целью создания оседлых поселений императорскому наместнику в Бессарабии (до 1918 года она была частью России) Киселёву были подарены земли. Он предложил кораблевладельцу Дмитрию Каравасили (прадеду Е.А.Керсновской) построить там город, с условием, чтобы в городе был собор и прямые и широкие, как в Петербурге, улицы. Тот роздал по 10 десятин земли и материалы тем, кто хотел строиться, а сам возвёл собор. Так возник город Кагул с прямыми улицами, домишками-мазанками с камышовыми крышами, а Д.Каравасили стал городовладельцем ( прим. ред .)

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

С середины XIX века раскопки на Святой Земле ведутся постоянно, однако методы проведения работ и датирования ещё настолько слабы, что то и дело происходят ошибки, ложная идентификация археологических объектов, смешение археологических слоёв, разрушение памятников и общая путаница. С 60х годов XIX века к работам подключаются и русские исследователи; значительный вклад сделан трудами архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894), возглавлявшего русскую духовную миссию в Иерусалиме, и не только организовывавшем раскопки, но и обеспечивавшим перевод и публикацию обнаруженных материалов. В планах арх. Антонина было даже открытие русского археологического института на Святой Земле, однако этому проекту не было суждено реализоваться. Основные школы В конце XIX века в регионе библейской истории возникает целый ряд научных сообществ и школ, посвящённых археологическим изысканиям, однако поначалу ни одной из них не удаётся осуществить долгосрочные экспедиции, поскольку в этот период в регионе идёт напряжённая политическая борьба между Британской и Османской империями. До победы Британии в 1917 году европейские учёные сталкивались с рядом ограничений (со стороны турецких властей) по проведению раскопок и введению в научный оборот уже обнаруженных данных. Лишь к началу XX века британский египтолог Флиндерс Питри (1853–1941) приносит в арсенал библейской археологии метод стратиграфической корреляции археологических слоёв по керамике. Настоящим рассветом библейской археологии можно назвать период между двумя мировыми войнами XX века. Это время насыщено и количеством находок, и установлением минимального контроля над охраной археологических объектов, и становлением развёрнутой типологии и хронологии региональной керамики. Однако ближе к началу второй мировой войны отношения местного населения с колониальными исследователями становились всё хуже, что в итоге привело к угасанию археологии в регионе. Государство Израиль, образованное после второй мировой войны, было заинтересовано в развитии археологии с целью укрепления исторической памяти и национального самосознания народа-переселенца. Поэтому к уже существовавшим в регионе американским и западноевропейским археологическим обществам прибавились собственно израильские школы в Тель-Авиве и Иерусалиме. Израильская археология с самого начала не отделяла себя от краеведения, что составляет её основное отличие от американских и европейских традиций. Гениями и крупнейшими представителями израильской археологии стали Элеазар Сукеник (1889–1953) и Игаэль Ядин (1917–1984), Биньямин Мазар (1906–1995). Если говорить о началах американской школы археологии в Израиле, то крупнейшим исследователем в период между двух мировых войн выступает Уильям Олбрайт (1891–1971), не только сам работавший на целом ряде раскопов, но и оставивший плеяду учеников. Видные британские археологи этого периода – Леонард Вулли (1880–1960), Кэтлин Кеньон (1906–1978).

http://azbyka.ru/biblejskaya-arxeologiya

Ср. Adv. Marc., IV, 9,3. 1884 Ср. Исх. 20:12—16; Лк. 18:20. 1885 См. Мф. 5:17. 1886 Ср. Лк. 18:7. 1887 Ср. Лк. 18:19. 1888 Ср. Лк. 18:18. 1889 Ср. Лк. 18:22. 1890 См Мих. 6:8. 1891 См.: Лк. 18:20—22. 1892 Вставка Кройманна. 1893 См.: Лк. 18:38. 1894 Ср.: Лк. 8:20. 1895 Ср.: Лк. 18:39. 1896 Конъектура Кройманна. В рукописи: « легче бы предположил». 1897 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1898 Ср.: Лк. 18:43. 1899 Ср.: Ис. 11:1. 1900 Ср.: 3 Цар. 8:19. 1901 Ср.: Пс. 146 145:8. 1902 Другое прочтение: «и хотел, чтобы все познали , одарил веру человека, хотя видящую лучше, хотя причастную истинному свету, также и внешним зрением». 1903 Ср.: 2 Цар. 5:6—8. 1904 Конъектура Кройманна. В рукописи: «И почему Он сказал, что дает вере ». 1905 Вставка Кройманна. 1906 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которые». 1907 Кройманн предполагает порчу текста: «с таким же состоянием плоти». 1908 Ср.: Лк. 19:9. 1909 Вставка Кройманна. 1910 См.: Лк. 18:38. 1911 См.: Лк. 18:43. 1912 В Евангелии не сказано, что Закхей был не иудеем. 1913 См.: Ис. 58:7. 1914 Ср.: Лк. 19:6. 1915 См.: Ис. 58:7. 1916 Ср.: Лк. 19:8. 1917 Ср.: Ис. 58:9, согласно Септуагинте. 1918 Ср.: Ис. 58:10, согласно Септуагинте. 1919 См.: Лк. 19:8. 1920 См.: Лк. 19:9. 1921 См.: Лк. 19:10. 1922 См.: Лк. 19:11—26. 1923 Вставка Кройманна. 1924 Конъектура Кройманна. В рукописи: «прославляющим». Ср.: Лк. 19:22—23. 1925 Ср.: Лк. 19:26. 1926 Ср.: Л к. 19:21—22. 1927 Ср.: Лк. 20:3—7. 1928 Ср.: Лк. 20:6. 1929 Ср.: Лк. 20:5. 1930 Там же. 1931 См.: Лк. 20:25. 1932 По мнению Кройманна, здесь пропущены слова: «чтобы заимствовал у другого тот». 1933 Ср.: Втор. 25:5—10. 1934 Ср.: Лк. 20:27—33. 1935 Ср.: Лк. 20:4. 1936 Ср.: Лк. 20:35. 1937 Ср.: Лк. 20:35—36; ср.: Мф. 22:30. 1938 Post praescriptionem. 1939 См.: Лк. 20:35. 1940 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пробежали». 1941 В рукописи эти слова следуют выше, после слов: «на текст Писания». 1942 См.: Лк. 20:34. 1943 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но Господь не может казаться отвечавшим о браке этого века».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

MESLIN, M. L " Homme romain, des origines au 1er siecle de notre ere: essai d " antropologie. C. 161. NOONAM, J.T. Conraception et mariage, evolution ou contradiction dans la pensee chretienne/trad. de l " anglais par M. Jossua.-- Paris: Ed. du Cerf, 1969. С. 183. PIGEAUD, J. La Maladie de l " ame: etude sur la relation de. lame et du corps dans la tradition medico-philosophique antique. - Paris: Les Belles Lettres, 1981. С. 111. POMEROY, S.B. Goddesses, Whores, Wives and Slaves. Women in Classical Antiquity. -- New York, 1975. С. 85, 86, 87. PRAECHTER, К. Hierokles der Stoiker.-- Leipzig, 1901. С. 229, 233. ROSTOVTZEFF, M. I. The Social and Economic History of the Hellenistic World.-- Oxford, 1941 (reprint). C. 94. ROUSSELLE, A. Porneia. De la maitrise du corps a la privation sensorielle. IIe -IVe siecles de lere chretienne. -Paris: P.U.F., 1963. C. 116. SANDBACH, F. H. The Stoics.- London, 1975. C. 60, 93. SCARBOROUGH, J. Roman Medicine.-- Ithaca,1969. C. 111. SPANNEUT, M. Epictet//Reallexikon fur Antike und Christentum, 1962. С. 55. STARR С. G. The Roman Empire. - Oxford, 1982. С. 95. SYME, R. Roman Papers. - Oxford, 1979. С. 95. THESLEFF, H. An Introduction to the Pythagorean Writings of the. Hellenistic Period//Humaniora. -- 24, 3.-Abo,1961. C. 160. VATIN, CL. Recherches sur le mariage et la condition de la femme mariee a l " epoque hellenisticjue. -- Paris: De Boccard, 1970. С. 83, 84, 88. VEYNE, P. L " amow a Rome//Annales E. S. C.- 1978,1. С. 83, 84, 85, 86, 88, 204. VOELCKE, A. J. Les Rapports avec autrui dans la philosophie greque, d " Aristote a Panetius. - Paris: Vrin, 1969. С. 49. ZAHN, TH. Der stoiker Epiktet und sein Verhaltnis zum Christentum. - Erlangen, 1894. С. 254. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август (Октавиан), Гай Юлий Цезарь (63 г. до н. э.-- 14 г. н. э.), римский император династии Юлиев-Клавдиев с 27 г. до н. э., усыновленный внучатый племяник и наследник Юлия Цезаря, создал политический режим принципата, 47, 94. Августин Аврелий (354--430), епископ г. Гиппона в Сев. Африке, католический святой, один из отцов церкви, теолог, философ, 155.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

М., 2002. Вып. 3. С. 142–194. 2186 Основные статьи переизданы в кн.: Кондаков Η. П. Воспоминания и думы/Сост., подгот. текста и примеч. И. Л. Кызласовой. М., 2002. С. 199–227. 2187 Отчет о деятельности АН СССР за 1925 год, составленный непременным секретарем акад. С. Ф. Ольденбургом и читанный в публичном заседании 2 февраля 1926 г. Л., 1926. С. 11. 2189 Подробнее см.: Тункина И. В. «Дело» академика С. А. Жебелева//Античный мир и мы: Альма­нах. СПб., 2000. Вып. 2. С. 116–161. 2190 Жебелев Сергей Александрович (1867–1941), историк античности, филолог-классик; доктор греческой словесности (1904); академик АН СССР (1927) и Академии художеств (1910). Ординарный профессор кафедры классической филологии (1913–1927), секретарь (1905–1909), декан (1918–1919) историко-филологического факультета, проректор (1911–1912), ректор (1919) Петербургско­го – Петроградского университета, председатель Совета Эрмитажа (1918–1919), товарищ председа­теля РАИМК – ГАИМК (1923–1928). 2191 Линниченко Иван Андреевич (1857–1926), историк, специалист по истории России и западных славян; доктор русской истории (1894); член-корреспондент ПАН (1900) и Краковской АН (1901), заслуженный ординарный профессор Новороссийского университета (1909–1920); профессор ВЖК (1906–1917) в Одессе. Октябрьскую революцию встретил враждебно. Квартира ученого стала мес­том сбора антибольшевистски настроенной профессуры в Одессе. Согласно записям в дневнике Η. П. Кондакова, 23 апреля (6 мая) 1919 г. Линниченко был уволен из Новороссийского университета. Опасаясь ареста и скрываясь от ЧК, хозяин зачастую не ночевал дома. Профессор вернулся к преподаванию в университете при белых в осеннем семестре 1919 г., но вскоре при новом приближении Крас­ной Армии 1/14 декабря 1919 г. уехал из Одессы в Ялту (ЛАПНП. Фонд Н. П. Кондакова , дневник за 1919 г.), так как в Крыму власть добровольцев продержалась до начала ноября 1920 г. После окончательного установления советской власти Линниченко преподавал в учебных заведениях Симферопо­ля, был профессором Таврического университета (1921–1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

упр. Свердловской епархией. 19261927 – тюрьмы и ссылки. В 1927 назначен еп. Калужским, но от назначения отказался. В 1928 запрещен в служении митр. Сергием (Страгородским) . 1929 – еп. Вятский. 19291933 – в заключении. 1933 – еп. Ульяновский. 1934 – архиеп. Вологодский. 19341936 – тюрьмы и ссылки, затем отправлен с келейником на поселение в Сыктывкар, где читал и пел на клиросе в местном храме. 1941 – арестован и расстрелян (Обзор I. 290). 414 Должность епархиального наблюдателя введена «Положением об управлении школами церковно-приходскими и грамоты Ведомства православного исповедания» (1896). В обязанности наблюдателя, подчинявшегося епархиальному архиерею, входили осмотр относящихся к ВПИ школ, инспектирование состояния учебно-воспитательной работы и качества обучения. 418 Чуриков Иван Алексеевич (15.01.1861ок. 1933). Родился в семье крестьянина Самарской губернии. В 1894 пришел в Санкт-Петербург и начал проповедовать в ночлежных домах. Проповеди пользовались большой популярностью. Говорили о совершаемых им исцелениях. О «братце Иване Чурикове» много писали газеты. В 1898 заключен в Самарскую психбольницу, но через несколько месяцев освобожден и перебрался в Петербург. В 1900 заключен в Спасо-Евфимиевский м-рь в Суздале, но вскоре освобожден. До 1905 ему было запрещено беседовать с почитателями, и он общался с ними при помощи записок. В Вырице создал трезвенническую общину, просуществовавшую в качестве «Коммуны БИЧ» (т.е., Коммуны братца Ивана Чурикова) до 1929. Коммуна была разгромлена властями, Чуриков сослан (Общество трезвенников; Юдин Н.; Пругавин. Братцы). 419 По всей видимости, архим. Вениамин смешал двух лидеров трезвеннического движения – Ивана Колоскова и Дмитрия Григорьева. Колосков Иван Николаевич (18741932). Из тульских крестьян. В 1907 появился в Москве, начал проповедовать в кабаках и трактирах. Проповеди пользовались огромной популярностью. 7 марта 1910 г. в Неделю Православия в Успенском соборе и еще двух московских храмах Ивану Колоскову и Дмитрию Григорьеву была произнесена анафема за уклонение «в пагубную ересь, нечестивую и богохульную наподобие хлыстовской».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Общий смысл всего места можно изложить уже чрез (Продолжение следует) 1927 Ст. у Р. Iaffe. Regesma ponmificum romanorum ab condima ecclesia ad annum post christum natum MCXCVIII, Berolini, MDCCCLI, p. 434. 1928 J. Gay. Nomes sur la conservation du rite grec dans la Calabre et dans la тегге d’Otrante au XIV siècle; listes de monasmeres basiliens (d " après les archives du Vatican) – в Byzant. Zeitschr. 1895, B. IV, ss. 59–66. 1929 F. Chalandon. Histoire de la domination normande el. Italie eten Sicilie. T. II, Paris, 1907, p. 585. 1930 Iaffe. Regesta, p. 501 4660); ep. Petri Chronica mon. Casinens. 36 – в Monum. Germ. hist. Scriptor. t. VII, Hannov. MDCCCXLVI, p. 779. 1933 Iaffe. Regesta, р. 553: «monasterii s. Blasii protectionem suscipit bonaque et privilegia confirmat, imposito monachis aurei unius annuo». 1934 Junocentius II «monasterio S. Blasii in nigra silva coenobium Ochsen-husense asserit». Iaffe. Regesta, p. 581 5610). 1936 «Monachis S. Blasii in nigra silva permittit, ut quibusda diebus festis cantent» «Gloria in excelsis Deo et Seguentiam». Iaffe. Regesta, p. 907 10640). Характерна пометка на соответствующем документе папы: «licet singulis diebus». Очевидно, латинский культ вводился здесь постепенно. 1937 См. Vitas. Nili abbatis в Acta SS. Septembr. tom. VII, coll. 317 sq.; Vita s. Bartholomaei Junioris у Migne. Parrol. gr. t. CXXVII, coll. 480 и 481. 1939 P. Batiffol. Ungedruckte Papst – und Kaiserurkunden aus basilianischen Archiven Romisch. Quart., 1888, B. 2, s. 40 p. 1941 См. Соколов. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (832–1204). Казань, 1894, стр. 176–178. 1943 Интересны территориальные границы данного пространства: «in mare est ab oriente, ab occidente in apertos campos usque ad Randarii colles, a meridie in Aetnam, a septentrione in Silvam Placensem». См. Acta Sanctorum Augusti tom. II, col. 174. Вручение имущественных прав Хремесу было сделано Рожром в таких словах: «Те Pater… ас monasterium tuum silva agrisque, quae vides, dono, unde vitam tolerent, qui hune in locum se receperint, ruaeque institutum vitae consectari voluerint». Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ед. хр. 62. Л. 1, 2. Письмо, рук. 380 Как ужасно о Сереженьке! — имеется в виду смерть С. И. Шмелева, сына писателя. 381 “…и Аз воздам…” — Втор. 32:35 . 382 … увлекшись одним врачом… — личность неизвестна, далее упоминается как “Dr. S.”, “врач No 2”. 383 …в форме S.A. — т.е. в форме штурмовых отрядов (Sturmabteilungen) военизированной организации (создана в 1921 г. в Мюнхене) национал-социалистической партии Германии. После 30 июня 1934 г., когда отрядами СС (службы безопасности партии) были убиты лидеры СА (Рем, Гейнес и др.), СА потеряла политическое влияние и была преобразована в подразделение вермахта (1934—1945). 384 Ивик — здесь: ласкательное обращение к И. С. Шмелеву. 385 Зерцалов — сведений о нем нет.  Ед. хр. 62. Л. 8, 9. Письмо, рук. 386 Частных же… — частная медицинская практика русских врачей в Германии была закреплена в 1913 г. имперским судом Германии.  Ед. хр. 8. Л. 43, 44. Письмо, рук. 387 …скрадено у Катулла… — вероятно, Шмелев имел в виду стихотворения римского поэта Гая Валерия Катулла (84—54 гг. до н. э.), в которых соединялись образы любви и вина. 388 “Быть может, чувствий пыл старинный…” — А. С. Пушкин “Евгений Онегин” (Гл. 4). 389 …как у “Demi-vierges” M. Прево. — в романе “Les demi-vierges” (1894, рус. перевод “Полудевы”, 1898) Эжен-Марсель Прево (1862—1941) выступил против слишком свободного сексуального воспитания девушек. Шмелев мог познакомиться с творчеством Прево по собранию его сочинений на русском языке (СПб., 1912. 14 т.). 390 …“рассказ о семье”… — имеется в виду семья Бредиусов. 391 …Betty… — И. С. Шмелев имеет в виду Элизабет Бредиус, сестру Арнольда Бредиуса. 392 Кони — Анатолий Федорович Кони (1844—1927), известный русский адвокат и общественный деятель, член Государственного Совета, почетный академик Петербургской Академии Наук. 393 Венгеров — Семен Афанасьевич Венгеров (1855—1920), критик и историк русской литературы, по его просьбе Шмелев написал автобиографию (1913). 394 Василий Иванович Немирович-Данченко — русский писатель (1848—1936), брат главного режиссера Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко, с 1921 г. в эмиграции. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Р. Лабадзе Ист.: Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2. С. 1-46 (на груз. яз.); Кекелидзе К., ред. Раннефеодальная груз. литература. Тбилиси, 1935. С. 147-184 (на груз. яз.); он же. Агиогр. лит. 1956. Т. 1. С. 63-101; он же. Этюды. 1973. Т. 12. С. 139-163 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152 (на груз. яз.); Джикия С. Пространный реестр Гурджистанского вилайета. Тбилиси, 1941. Т. 2 (на груз. яз.); Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 665 (на груз. яз.); Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Чхартишвили М. Мученичество и страдания св. Евстафия Мцхетского: Житие и деяния св. Серапиона Зарзмского: Источниковедч. исслед. Тбилиси, 1994. С. 54-83 (на груз. яз.). Лит.: Brosset M. Zarzma, église du XI siecle// Idem. Rapports sûr un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 132-135; Загурский Л. Поездка в Ахалцихский у. в 1872 г.//Изв. Кавказского отд-ния РГО. 1873. Кн. 8. 2. С. 54; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 70-71; он же. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 119-137; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 117; он же. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 83-84. Рис. 18; Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Кн. 4. С. 48-60; она же. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2. С. 174-189; Худадов В. Зарзмийский мон-рь//Иверия. 1902. 146 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тбилиси, 1905. Вып. 1. С. 5-59; он же. Зарзмийский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35. С. 18-19 (на груз. яз.); он же. Примечания о Зарзмийской церкви и ее древности//Моамбе (Вестник)/Тифлисский ун-т. Тифлис, 1919. Вып. 1. С. 105-124 (на груз.

http://pravenc.ru/text/182627.html

И второй эпизод. В зимний вечер мы сидим с бабушкой у жарко натопленной печки. Бабушка мне что-то рассказывает. В это время вбегает отец, радостно возбужденный, хватает меня за руки, начинает плясать со мной по комнате. «Толя, танцуй! Главный подлец, бандит сдох — Ленин!» Бабушка: «Ты с ума сошел. Прислуга услышит. И Толя завтра во дворе всем разболтает, как ты с ним танцевал». Отец несколько осекся и сказал мне: «Смотри ни с кем об этом не говори!» И вышел из комнаты. Я говорил о двух мирах в нашей квартире. Но был еще и «третий мир» — прислуга Поля и отцовский рассыльный Сергей. Здесь выступает на сцену новый персонаж, один из самых близких мне людей — Пелагея Афанасьевна Погожева. Наконец в мои воспоминания входит крестьянка, человек из народа, в ее лице сам русский народ. Пелагея Погожева родилась 5 мая 1894 года в селе Махровка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Погожевы — бедная крестьянская семья. Там было четверо сыновей и четыре дочери. Два старших сына женились, обзавелись семьями. Дечерей тоже удалось пристроить. Но Поля — лишний рот. Приданого нет, перспектив никаких. Решили послать в город. Мать рыдала, говорила: «Погибла девчонка, в бардак попадет». Отец заметил: «Не реви. Пошлем не просто так, а к тетке». И послали Полю в Финляндию, под Терриоки, в туберкулезный санаторий, где тетка была кастеляншей. Поля была девушкой на побегушках: и полы мыла, и белье помогала стирать, и больным услуживала. Но вскоре разразилась война. Больных стало меньше. Санаторий закрыли. Кем только ни была после этого Поля. И почтальоншей, и официанткой в студенческой столовой. Наконец после революции уехала в деревню, похоронила родителей, умерших от тифа, сама переболела сыпняком и вернулась в Питер, опять к тетке. Тетка шила мне лифчики и рубашки и порекомендовала нам свою племянницу в прислуги (тогда еще не было деликатного термина «домработница»). Помню ее, когда она пришла в первый раз. Невысокого роста девушка с красным, как будто обваренным, лицом, с карими хорошими глазами. Она поздоровалась, мать вежливо спросила: «Как Вас зовут?» Она ответила: «Поля».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010