В ряде правосл. и католич. стран сохранился обряд сжигания И. И. в дни Страстной седмицы (в четверг или в пятницу), на Пасху или в Светлый понедельник. Чучело И. И. сжигают в Греции, на Кипре, в Испании и Португалии (откуда эта традиция попала в страны Лат. Америки и на Филиппины), в Чехии, Словакии, Польше, Вост. Словении. В Англии обычай был распространен лишь локально и запрещен в нач. ХХ в. Ист.: The Gospel of Barnabas/Ed., transl. L. Ragg, L. M. Ragg. Oxf., 1907; Istrin V. Die griechische Version der Judas Legende//ASPh. 1898. Bd. 20. S. 605-619. Лит.: Соловьев С. В. Историко-лит. этюды. Х., 1895. Вып. 1: К легендам об Иуде Предателе; Истрин В. М. Отчет командированного за границу приват-доцента Моск. ун-та... за 2-ю пол. 1894 г.//ЖМНП. 1896. Ч. 308. 11. С. 1-41; Πολτης Ν. Γ. Μελται περ το βου και τς γλσσης το λληνικο λαου Παραδσεις. Αθναι, 1904. Τ. 1. Σ. 103-105; Τ. 2. Σ. 787-790; Baum P. F. The Mediaeval Legend of Judas Iscariot//Publications of the Modern Language Association of America. Baltimore, 1916. Vol. 31. P. 481-632; B ü chner A. Judas Iskarioth in der deutschen Dichtung. Freiburg i. Br., 1920; Taylor A. The Burning of Judas//Washington University Studies. 1923. T. 11. P. 159-186; Μγας Γ. Α. Ο Ιοδας ες τς παραδσεις το λαο//Επετηρς το λαογραφικο Αρχεου. Αθναι, 1941/1942. Τ. 3/4. Σ. 3-32; Οκονομδης Δ. Β. Ιοδας Ισκαριτης: Λαογραφα//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Στ. 937-941; Аверинцев С. С. Иуда Искариот//Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1. С. 580-581; Dieckmann B. Judas als Sündenbock. Münch., 1991; Besserman J. Judas Iscariot//A Dictionary of Biblical Tradition in English Literature. Grand Rapids (Mich.), 1992. P. 418-420; Paillard J. Brüder Judas. Örebro, 1995; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 2; Белова О. В. Иуда//Слав. древности. М., 1999. Т. 2. С. 429-431; Shaheen N. Biblical References in Shakespeare " s Plays. Newark (Delaware), 1999. P. 225-226; Paffenroth K. Judas: Images of the Lost Disciple. Louisville, 2001; Gulevich T. Encyclopedia of Easter, Carnival, and Lent. Detroit, 2002. P. 328-331; Aubert R. Judas Iscariote//DHGE. T. 28. Col. 415-416.

http://pravenc.ru/text/1237759.html

475 Там же. С. 53–56. Письма от 22 июня, 11 октября, 11 декабря 1922, 30 апреля и 2 сентября 1923. 481 О связях Г. Д. Гребенщикова с Рерихами см. его письма к Н. К. и Е. И.//Дельфис. 2001. (25). С. 29–37. 482 О нём см.: Росов В. А. Многоликий Чахембула//Декроа Н. Тибетские странствия полковника Кордашевского. Послесловие. СПб., 1999. С. 317–342. 490 См.: Манциарли Марсель. Связь между душами время не в силах уничтожить. Письма к Юрию Рериху. 1923–1925//Вестник Ариаварты. 2002. С. 27–40. 518 Шапошникова Л. В. Учителя//Утренняя Звезда. 1993. С. 15–16; см. так­же: Шапошникова Л. В. По маршруту Мастера. Кн. 2. М., 2000. С. 381.      . 531 Беликов П., Князева В. Рерих. М., 1973. С. 165–166. Об истинном отношении Н. Рериха к А. М. Горькому мы узнаём из дневников 3. Лихтман: «[Н. К.]... о Горьком рассказывал, какой это хитрый, неприятный человек, всегда «под стол смот­рит», никогда вам в глаза не взглянет» (запись от 4 августа 1922). С. 88. 553 См., напр., записи от 22 сентября и 7 октября 1924 г. в дневнике Е. И.//Вы­сокий путь. С. 330, 333. 565 [Нотович H.A.]. Неизвестная жизнь Иисуса Христа (Тибетское сказание)/Пер. с фр. Архимандрита Хр. СПб., 1910. Книга Нотовича впервые была издана по-французски под названием «La Vie inconnue de Jesus Christ» (Paris, 1894). Са­му идею о том, что Иисус учился в Индии, Нотович заимствовал в сочинениях JI. Жаколлио и Ж-М.Лауэнан (см.: Joannes Maria Laouenan (1822–92). Du brahmanisme et de ses rapports avec de judaisme et le christianisme. T. 1. Pondichery, 1884 ). Лауэнан, в частности, совершенно голословно утверждает следующее: «Маги Египта, мудрецы Греции, философы и законодатели всех народов, и сами Мои­сей и Иисус Христос поочерёдно изучали в брахманской школе учения и знания, которые культивировались в Индии с глубокой древности» (p. ii). 571 Письма Н. К. Рериха к В. А. Шибаеву//Вестник Ариаварты. 2002. С. 54. Письмо от 11 октября 1922 г. 576 Генри Кэнтвелл Уоллес (1866–1924), деятель фермерского движения в США, впоследствии министр земледелия (1921–1924) при президенте Уоррене Г. Хардинге. Не путать с Генри Агардом Уоллесом (1888–1965), сыном Г. К. Уоллеса, вице-президентом США (1941–1945), с которым Рерихи были тесно связаны в 1930-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

123 . «Дополнительные ревизские сказки 10 ревизии по Усть-Медведецкому округу. 1859». ГАРО, ф. 301/472, оп. 15, ед. хр. 39. 124 . «Метрические книги Богоявленской церкви станицы Усть-Медведецкой за 1859 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 587. 125 . «Формулярные списки рекрутов за 1863 год». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 122. 126 . «Рапорт второго Донского окружного рекрутского присутствия наказному атаману Войска Донского. 1871». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 25. 127 . «Метрические книги церквей Новочеркасского прихода. 1889». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 128 . Список воспитанниц Донского епархиального женского училища. 1893. «Донские епархиальные ведомости», 1894. 129 . «Список казакам прихода в полк за 1908–1916 гг.». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 586. 130 . «Метрические книги Одигитриевской церкви поселка Весело-Грузинского Таганрогского округа за 1914 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 49. 131 . «Метрические книги Казанской церкви слободы Михайловки-Кузнецовой Таганрогского округа за 1916 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 56. 132 . При описании личной антропонимики советского периода были использованы книги записи актов гражданского состояния Андреевского, Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону за 1922, 1925, 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1938, 1941, 1946, 1948, 1949, 1951, 1957, 1958, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1969 и 1970 годы, станицы Нижне-Гниловской за 1925 год, Орджоникидзевского района г. Таганрога за 1949 г., Веселовского, Кочетовского, и Позднеевского сельсоветов Семикаракорского района за 1963 г., 1968 г., рабочего поселка Коксовский, поселка Синегорский и рабочего поселка Шолоховский г. Белая Калитва за 1965 г., Вешенского района за 1968 г., ст. Старочеркасской за 1925 и 1929 годы, Заветинского района за 1933 г., ст. Пролетарской за 1968 г., Цымлянского района за 1968 и 1970 гг. 133 . Нами изучены следующие материалы, находящиеся на хранении в Ростовском областном архиве ЗАГС: «Метрические книги» Одигитриевской, Троицкой и Успенской церквей ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Чита, общий вид, кон. XIX - нач. XX вв. Конец XIX - начало XX века отмечен активным строительством. В связи с сооружением Забайкальской железной дороги в Чите в 1895 году началось строительство станции Чита-1, в 1898 году - Читинских главных железнодорожных мастерских, в 1899 - железнодорожного вокзала станции Чита-2. Первый поезд прибыл в Читу с востока 22 декабря 1899 года. В 1896 году открыта городская телефонная станция. В 1900 году открыта Читинская учительская семинария. В 1902 году начал выпуск продукции шубно-пимокатный завод Л.А.Солобоева, позднее овчинно-шубный завод, овчинно-шубная фабрика. В 1894 году открыта 1-я городская больница. В 1905 году работали 7 общеобразовательных учреждений, 1 специальное, 11 низших, 1 воскресная школа; 3 банка, лесопильные, пивоваренный, кирпичные заводы. В 1906 году заработала электростанция. В начале XX века город имел такие предместья как Остров, Слобода (Кузнечные ряды), Теребиловка (за Михаило-Архангельской церковью), Новые Места и один пригород - Дальний Вокзал (территория Читы-1). В 1907 году было 44 улицы, которые преимущественно носили названия, связанные с историей освоения и географией Сибири и Дальнего Востока. В окрестностях Читы на берегу р. Ингода у восточного склона Титовской сопки находилась станица Титово. В дальнейшем она, а также пос. Каштак и с. Кенон вошли в городскую черту. С 1907 года с началом эксплуатации Черновского месторождения бурого угля действовало Черновское шахтоуправление, вокруг которого образовались поселения Черновские Копи, вошедшие в 1941 году в состав Читы. В 1920-е годы площадь города увеличилась с включением в состав Читы пос. Песчанка и пос. Антипиха. С 1830-х годов действовала Читинская тюрьма, выполнявшая функции пересыльной. В городе проживало немало политических ссыльнопоселенцев. В годы русско-японской войны 1904-1905 годов Чита являлась тыловым городом, где размещались крупные воинские склады, госпитали. Под госпитали дополнительно были переданы здания гимназий. В Читу была эвакуирована Порт-Артурская гимназия. В 1905 - 1906 годы Чита была охвачена революционными волнениями, активно действовали различные политические партии. В октябре 1905 года многие предприятия и учреждения присоединились к Всероссийской октябрьской политической стачке. С 22 ноября 1905 по 22 января 1906 года власть в Чите фактически перешла к Советам рабочих депутатов и Советам солдатских и казачьих депутатов, возникла так называемая " Читинская республика " . 22 января 1906 года в город с целью подавления революционных выступлений вошел отряд генерала П.К. Ренненкампфа, а затем генерала А.М. Меллер-Закомельского.

http://drevo-info.ru/articles/13672233.h...

242 Рождественский Михаил Васильевич; (1901 – 10 сентября 1988). Слушатель Высших Богословских курсов. В 1926–1930 служил в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне Ленинградской обл. Подвергался арестам в 1924 (осужден к году лишения свободы) и 27 декабря 1930 по делу иосифлян. Приговорен 8 октября 1931 к 3 годам Мариинских лагерей. С 1938 служил тайно в Ленинграде. Арестован 19 января 1943. Приговорен 13 марта 1943 к 10 годам Воркутинских лагерей. Освобожден 7 октября 1955 и 2 года жил в Печоре. Поселился в Брянской обл., служил тайно. Скончался в Луге. См.: Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 (ук. имен). 370 Рождественский Сергей Васильевич; (25 августа 1868 – 17 июня 1934) – историк, архивист. Сын протоиерея, настоятеля университетской церкви в С.-Петербурге. Окончил гимназию при С.-Петербургском историко-филологическом институте и историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1891). Оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию (1891). 20 апреля 1897 (утв. 20 мая) – магистр русской истории («Служилое землевладение в Московском государстве XVI в.» СПб. 1894). С 20 мая 1897 был зачислен на кафедру русской истории С.-Петербургского университета. 29 апреля 1912 – доктор русской истории («Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX вв.» Т. 1. СПб. 1912). С 2 декабря 1913 – экстраординарный профессор кафедры русской истории С.-Петербургского университета. С 1912 – инспектор Александровского лицея, в 1907–1913 преподавал в Александровском лицее (с 1910 – штатный экстраординарный профессор, с 1912 – ординарный профессор, с мая 1912 – ординарный профессор Женского педагогического института, который возглавил в августе 1916). В 1918–1923 – председатель рабочей группы по научному описанию архивных фондов 1-го Отделения 1-й секции ЕГАФ в составе Петроградского отделения Главархива. С 4 декабря 1920 – член-корреспондент Российской Академии Наук. С ноября 1925 – помощник директора, с весны до сентября 1929 – и. о. директора, 15 сентября 1929–10 октября 1929 – ученый хранитель Рукописного отделения Библиотеки Академии Наук. 1 декабря 1929 арестован по т.н. делу о «Всенародном союзе борьбы за возрождение свободной России». 8 августа 1931 осужден к высылке в отдаленные места СССР сроком на 5 лет. Скончался в ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ст. Баптисты ). Центром штундизма стал Бердянский у. (села Нововасильевка, Астраханка и Новоспасское), где ранее были широко представлены молокане . Вероучение штундо-молокан (штундистов донского толка) изложено в «Кратких правилах веры христиан евангельского вероисповедания, пресвитериан», составленных и изданных З. Д. Захаровым, жителем с. Астраханка. В 1883-1884 гг. в нем. крымских колониях Спат, Шенталь, Токульчак и др. появились баптист. проповедники из поселений по р. Молочной. По данным православной Таврической консистории, штундо-баптизм появился в Севастополе в 1888 г., в Перекопском и Днепровском уездах в нач. 90-х гг., в Симферопольском у. в 1894 г., в Евпатории в 1895 г. По данным Таврического епархиального миссионерского комитета, к 1897 г. распространение в Тавриде штундизма донского толка удалось пресечь, в губернии были представлены только штундисты баптистского толка: в Севастополе - 89 чел., в Перекопском у.- 139, в Евпаторийском у.- 76 чел. В 1900 г. в Симферополе открылся молитвенный дом штундо-баптистов, к-рый возглавил выходец из немецких лютеран Ф. Шексман. Вероучительно близкие к баптистам евангельские христиане в 1908 г. зарегистрировали Керчь-Еникальскую общину (в Керчи) и общину в Новогеоргиевской слободке (предместье Феодосии). В 1924 г. в К. состояли на регистрации 5 общин евангельских христиан (евангелистов) и 4 общины баптистов. В янв. 1926 г. прошел 1-й съезд Крымского объединения церквей христиан-баптистов. К кон. 30-х гг. XX в. орг-ции баптистов были разгромлены, в 1941-1944 гг. деятельность возобновили 19 общин. В 1946 г. власти запретили работу баптистских орг-ций в Кировском и Ленинском районах, в 1947 г.- в с. Новоантоновка Красногвардейского р-на. В 1958-1964 гг. были сняты с регистрации общины баптистов в Советском, Красногвардейском и Бахчисарае. Всего в этот период на территории К. действовали 13 баптистских орг-ций. Деятельность баптистов в К. активизировалась в нач. 90-х гг. XX в. По данным на 2014 г., во Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов входили 66 общин в РК и 13 в Севастополе.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Степанов. СПб., 1905. Т. 1; Зомбарт В. История экономического развития Германии в XIX в. СПб., 2 т.; Русско-германские отношения: 1873-1914: (Секретные док-ты)//Красный архив. 1922. 1; Fichte J. G. Reden an die deutsche Nation. Lpz., 1922; Вильгельм II, имп. Мемуары: События и люди. 1878-1918/Пер. с нем.: Д. В. Триус. М.; Пг., 1923; Переписка Вильгельма II с Николаем II: 1894-1914 гг. М.; Пг., 1923; Srbik H. Metternich: Der Staatsmann und der Mensch. Münch., 1925. Bd. 1-2; 1954. Bd. 3; Oncken H. Das Deutsche Reich und die Vorgeschichte des Weltkrieges. Lpz., 1933. 2 Bde; Бюлов Б. Воспоминания/Пер. с нем.: В. М. Хвостов. М.; Л., 1935; Бисмарк О., фон. Мысли и воспоминания/Пер. с нем. под ред. А. С. Ерусалимского. М., 1940-1941. 3 т.; G ö rlitz W. Der deutsche Generalstab: Geschichte und Gestalt: 1657-1945. Fr./M., Valjavec F. Die Entstehung der politischen Strömungen in Deutschland, 1770-1815. Münch., 1951. Kronberg, 1978; Ерусалимский A. C. Внешняя политика и дипломатия герм. империализма в кон. XIX в. М., 19512; он же. Бисмарк: Дипломатия и милитаризм. М., 1968; Кгиск А. Geschichte des Alldeutschen Verbandes 1890-1939. Wiesbaden, 1954; Rosenberg H. Bureaucracy, Aristocracy and Autocracy: The Prussian Experience, 1660-1815. Camb. (Mass.), 1958; Хальгартен Г. Империализм до 1914 г.: Социологическое исслед. герм. внешней политики до первой мировой войны/Пер. с нем.: А. Галкин. М., 1961; Овчаренко Н. Е. Август Бебель: Кр. очерк жизни и деятельности. М., 1963; Fischer F. Griff nach der Weltmacht: Die Kriegsziel-politik des kaiserlichen Deutschland 1914/18. Düsseldorf, 19643; Pogge von Strandmann H., Geiss J. Die Erforderlichkeit des Unmöglichen: Deutschland am Vorabend des Ersten Weltkrieges. Fr./M., 1965; B ö hme H. Deutschlands Weg zur Grossmacht: Stud. z. Verhältnis v. Wirtschaft u. Staat während d. Reichsgründungszeit, 1848-1881. Köln; B., 1966; Epstein K. The Genesis of German Conservatism. Princeton (N. J.), 1966; R ö hl J. C. G. Deutschland ohne Bismarck: Die Regierungskrise in Zweiten Kaiserreich, 1890-1900.

http://pravenc.ru/text/529064.html

119 Меркурий — в римской мифологии вестник богов, изображался с крылышками на сандалиях. 120 Черепаха и сумасшедший Шляпник — персонажи сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (1865). 121 БеккиШарп — персонаж романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1848). В букет Бекки муж ее ближайшей подруги, Амелии, вложил любовную записку. 122 Руритания — вымышленное королевство в центре Европы. Здесь происходит действие романа Энтони Хоупа «Пленник Зенды» (1894). Принцесса Руританская Флавия была возлюбленной мужественного рыцаря Рудольфа Рассендила. Они отказались от своей любви во имя долга. 123 В мифологии слишком много ключей — Честертон, утрируя, перечисляет основные известные в его время гипотезы о происхождении мифов: миф как выражение бессознательных психических влечений (интерпретация фаллического культа и его роли в культуре во фрейдизме); возникновение мифа из поклонения тотему, родоначальнику-животному (Э. Дюркгейм); миф как отражение цикличности природных процессов (культ умирающей и воскресающей природы, солярные мифы — В. Манхардт, М. Мюллер); рождение мифа из первичных представлений об одушевленности мира, о бессмертии души человека (культ предков, погребальные обряды — Э. Миро, Дж. Фрэзер); миф как версия объяснения древнего ритуала (чаще всего — ритуала жертвоприношения), смысл которого уже забыт (Дж. Фрэзер). 124 Ленг Эндрью (1844—1912) — шотландский поэт, ученый-фольклорист, собиратель шотландских сказок. 125 Дриада — в греческой мифологии низшее божество, чье существование связано с жизнью дерева. 126 В книге «Золотая ветвь» (1890) этнограф Джеймс Фрэзер (1854— 1941) выдвинул предположение, что мифы произошли из ритуала, в частности ритуала жертвоприношения. 127 Шелли сравнивает жаворонка с юной княжной. — Речь идет о стихотворении «Жаворонок», написанном в 1820 г . 128 Имеется в виду стихотворение Китса «Ода соловью» ( 1820 г .). 129 Пер. Г. Кружкова. 130 Честертон цитирует строки из стихотворения Шелли «Облако» ( 1820 г .). 131 Полоний — персонаж трагедии Шекспира «Гамлет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Геринг Герман Вильгельм (12.01.1893 – 15.10.1946), один из главных военных и экономических руководителей III рейха. С июля 1932 председатель рейхстага, с 30.01.1933 рейхсминистр и министр внутренних дел Пруссии. 01.03.1935 назначен главнокомандующим военно-воздушными силами Германии, а 30.08.1939 председателем Имперского совета по обороне и через день провозглашен Гитлером своим преемником в случае смерти. 19.06.1940 присвоено звание рейхсмаршала, арестован 09.05.1945. Приговорен Нюрнбергским трибуналом к повешению, но накануне казни успел принять яд. Гермоген (Максимов Григорий Иванович, 1861–07.1945), митрополит. В 1886 окончил Киевскую духовную академию. 09.05.1910 хиротонисан во еп. Аксайского. В 1919 эмигрировал из Росии, с 1922 принадлежал к РПЦЗ, окормлял русские приходы в Греции, с 1929 в сане архиепископа, проживал в Югославии. 05.06.1942 назначен главой нсканоничной автокефальной Хорватской православной церкви в сане митрополита. В июле 1945 приговорен правительством Тито к смертной казни и расстрелян. Гесс Рудольф (26.04.1894–1987), заместитель фюрера по партии. С 1925 личный секретарь Гитлера, а с 21.04.1933 его заместитель по партии. 30.08.1939 назначен членом исполнительного совета по обороне и одновременно преемником Гитлера после Геринга. 10.05.1941 совершил перелет в Шотландию и предложил Великобритании заключить мир и принять участие в походе против СССР, интернирован как военнопленный. В 1946 приговорен Нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению. Скончался в берлинской тюрьме Шпандау. Гиммлер Генрих (07.10.1900 – 23.05.1945), рейхсфюрер СС. Возглавлял СС с 06.01.1929, с 20.04.1934 шеф прусского гестапо, а 17.06.1936 назначен верховным руководителем всех служб германской полиции. Под его руководством создавались войска СС. В 1943 назначен также рейхминистром внутренних дел, а летом 1944 командующим Резервной армией. Арестован 21.05.1945 и вскоре покончил с собой, приняв яд. Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (20.04.1889 – 30.04.1945), руководитель нацистской партии, канцлер III рейха. 20.07.1921 избран председателем НСДАП. За организацию подавленного 08.11.1923 т. н. «пивного путча» в Мюнхене провел 9 месяцев в тюрьме. 30.01.1933 провозглашен канцлером Германии и после отмены в 1934 поста президента стал единовластным правителем страны. С 1938 главнокомандующий Вермахтом. Инициатор начала Второй мировой войны 01.09.1939. Легко ранен во время покушения на него 20.07.1944. Покончил с собой в своем берлинском бункере перед приближением советских войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

269. КВНР, р. 44 и табл. I. Р. Киттель. История еврейского народа. М., 1917, с. 72. 270. В. Galbiati, A. Piazza. Mieux comprendre la Bible. Paris, 1956, p. 222. 271. Быт 12, 13; 18, 18; 22, 18. 272. G. v. Rad. Old Testament Theology, 1968, р. 168. 273. Быт 15, 16. 274. См. историю разделения Авраама и Лота (Быт 13, 6). 275. Быт 14, 22. Эта глава основана на очень древнем предании. В ней упомянуты месопотамский царь Амрафел, Ариох, царь Ларсы, Тидал, царь «гоим», т. е. неизвестных племен, и Кедарлаомер, царь эламский. На основании этих имен пытались уточнить дату Авраама. Амрафела обычно отождествляли с Хаммурапи, Ариоха — с современником Хаммурапи, Римсином, Тидала с хеттским царем Тудхалиасом I. Кедарлаомер не поддавался идентификации, но его имя созвучно с именами других эламских царей, которые в большинстве своем начинаются на «кудур» (см.: Ф. Гоммель. История древнего Востока. СПб., 1905, с. 55; В. Струве. История древнего Востока, 1941, с. 122; Б. Тураев. История древнего Востока, т. I, с. 161). В настоящее время это отождествление не кажется уже бесспорным и вызывает возражения (см.: J. Bright. A History of Israel, p. 75; G. Wright. Op. cit., p. 50). Однако от этого не ослабевает историческая ценность гл. 14, являющейся, по мнению Олбрайта, очень древним документом ( W. Albright. The Archeology of Palestine, p. 236). 276. Быт 23, 6 сл.; 25, 9 сл. Местность эта упоминается в надписи фараона Шешонка в Х в. (см.: Д. Брэстед. История Египта, т. II, с. 214). 277. Быт 17, 1; 18, 19. 278. Финикийские тексты из Угарита показывают, что имя Эль стало у народов Сирии уже собственным именем, хотя оно отражает «первоначальную концепцию, когда Эль мог в действительности быть высшим Богом» ( J. McKenzie. Dictionary, p. 316). 279. Библия говорит о серном и огненном дожде (Быт 29, 24), Иосиф Флавий указывает на молнию (Иудейская война, 4, 8, 4), ему вторит Тацит (Истор. 5, 7). На возможность воспламенения горючих веществ неоднократно указывали путешественники (см.: К. Гейки. Святая земля и Библия. СПб., 1894, с. 702). Академик Обручев обращал внимание на то, что Мертвое море «расположено в грабене т. е. в провале, которым заканчивается крупная цепь опускании и провалов идущая из центра Африки вдоль больших озер и затем представляющая впадину Красного моря и долину Мертвого моря». Поэтому, заключает геолог, вполне возможно, что Библия описывает «действительное событие, случившееся в древности, провал двух городов при землетрясении» ( В. Обручев. Основы геологии. М., 1947, с. 276). Раскопки у берегов Мертвого моря показали, что находившиеся там города были между XX и XIX вв. до н. э. покинуты ввиду огромного пожара. С этого времени жизнь там надолго замирает. Это также указывает на катастрофу Содома ( Э. Церен. Библейские холмы, с. 292; Nelson, Glueck. The Age of Abraham in the Negeb, — «Biblical Archaeologist», 1955, v. XVIII,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010