Petr (L’Huillier Paul), ЕВ von Brooklyn, V der Ep. New York und New Jersey Geboren am 3.12.1926 in Paris in einer katholischen Familie. Sein Vater war Arzt. Seit früher Jugend interessierte er sich für die Ostkirche und besuchte ostkirchliche Gottesdienste. Nach dem Abitur studierte er am orthodoxen Institut St. Denis und setzte seine theologischen Studien an der Ecole Pratique des Hautes Etudes an der Sorbonne fort. 1949 konvertierte er zur Orthodoxie. Als 1953 vom Moskauer Exarchat Pastoralkurse eingerichtet wurden, arbeitete er als Sekretär. Am 30.8.1954 empfing er die Mönchsweihe, einige Tage danach die Diakon- und Priesterweihe von M Boris (Vik). Als Priester diente er an der Drei-Hierarchen-Kirche in Paris, seit 1961 war er Pfarrer der französisch-russischen Pfarrei Notre Dame des Affligées. Hier vollendete er das Werk seines Vorgängers, des Erzpriesters Michail Beiskij: die Übersetzung der Liturgie ins Französische. Zu Pfingsten 1960 wurde er anläßlich seines Besuches in Moskau zum Archimandriten erhoben. 1962 erhielt er für seine Arbeit am Institut St. Denis und seine wissenschaftlichen Veröffentlichungen von der Moskauer GA den Titel cand. theol. Er nahm an zahlreichen patristischen und byzantinologischen Kongressen teil sowie als Vertreter des Moskauer Patriarchats an der Vollversammlung des Ökumenischen Rates der Kirchen in Uppsala. Am 30.7.1968 wurde er zum Бder russischen Ep. Paris mit dem Titel Bvon Cherson ernannt. Die Bischofsweihe fand am 12.9.1968 in Leningrad durch M Nikodim (Rotov) u.a. statt. Am 29.9.1968 erfolgte die Inthronisation in der Drei-Hierarchen- Kirche (Rue Pétel) in Paris. Er machte jährlich einen besuch in Moskau und wurde zum Mitglied der Kommission für das Osterdatum zur Vorbereitung des Großen Orthodoxen Konzils ernannt. Am 12.6.1979 wurde er EB (MP 1979,8,3). Mit dem Ukaz vom 16.11.1979 wurde EB Petr in die Jurisdiktion der Autokephalen Orthodoxen Kirche in Amerika entlassen (MP 1980,3,3). Hier wurde er EB von Brooklyn, V der Ep. New York und New Jersey.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вечер памяти протоиерея Георгия Флоровского (1893-1979) состоялся 20 октября в Москве в здании Традиционной гимназии Вечер памяти протоиерея Георгия Флоровского (1893-1979) состоялся 20 октября в Москве в здании Традиционной гимназии, сообщает Благовест-Инфо. Организаторы вечера — исторический и богословский факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) — посвятили его тридцатилетию со дня кончины выдающегося православного богослова ХХ века, философа и историка святоотеческого наследия и русской богословской мысли. Памятное мероприятие началось с литии: в домовом храме Традиционной гимназии студенты и преподаватели ПСТГУ молились о упокоении души отца Георгия. Открывая вечер, директор Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ священник Андрей Постернак отметил, что богословское наследие протоиерея Георгия Флоровского еще не оценено в полной мере. Это и побудило два факультета известного православного вуза рассмотреть разные аспекты творчества отца Георгия. Отец Андрей напомнил основные вехи жизни священника, остановившись на его работе в Свято-Сергиевском институте в Париже и в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Упомянув о фундаментальных богословских трудах отца Георгия, декан подчеркнул, что известнейший богослов ХХ века не получил систематического богословского образования, был «самородком, самоучкой». Далее преподаватели ПСТГУ выступили с докладами, посвященными разным аспектам сочинений отца Георгия Флоровского. Так, сообщение Георгия Захарова «Тринитарные споры IV века в свете неопатристического синтеза протоиерея Георгия Флоровского» носило полемический характер: отдавая должное глубине богословского анализа отца Георгия, докладчик не во всем соглашался с ним. Говоря о «плодотворности и актуальности» подхода известного богослова, преподаватель ПСТГУ вместе с тем отмечал некоторую односторонность и «неполноту взглядов» отца Георгия, у которого, по словам докладчика, «неопатристический синтез в какой-то мере перевешивает собственно патристический», а некоторые наиболее интересующие отца Георгия проблемы (например, творение и искупление) затмевают собой все остальные.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-protoie...

Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А. Конев Глава 4. Современные исследователи о теозисе. Томистская и паламистская парадигмы 4.1 Возрождение интереса к проблеме обожения: «неопаламизм» Начало XX века было отмечено ростом интереса русских богословов к проблематике паламизма. Георгий Флоровский (1893–1979) подчёркивал, что «для правильного понимания теозиса необходимо проводить различие между сущностью и энергиями». Он утверждал, что понятие «обожения» возникло не сразу, и начало оформляться только после того, как было разъяснено учение о божественных энергиях. 224 В числе первых авторов, положивших начало активному изучению наследия Григория Паламы , были будущий епископ Василий Кривошеин (1900–1985), непосредственно принадлежавший к исихастской монашеской традиции, и архимандрит Киприан Керн (1899–1960), яркий представитель «парижской школы» русского богословия. В отличие от более поздних работ Владимира Лосского и Иоанна Мейендорфа , они признавали влияние на Паламу аристотелевской мысли и неоплатонизма (Керн). 225 Владимир Лосский (1903–1958), ставший одним из наиболее заметных православных авторов, писавших в XX веке о паламизме, особый акцент делал на аспекте личности, как в тринитарном богословии, так и в антропологии. Он тщательно избегает концептуализации личности, настаивая на то, что она «совершенно другое»: личное можно уловить только в личном общении. В том, что касается подробного анализа трудов византийского богослова, большее внимание привлекли исследования Лосского и Мейендорфа . 226 По его мнению, в западной тринитарной теологии было «нарушено равновесие между сущностью и ипостасями». 227 Лосский понимал богословский спор востока и запада как спор между откровением и разумом, между «Богом Авраама, Исаака и Иакова» и «Богом философов и ученых». 228 Лосский подчёркивал экклезиологический аспект обожения, говоря: «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию». 229

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Глава 3. Неопатристика прот. Г. Флоровского и богословский персонализм Наша последняя инстанция – не Книга, а Живая Личность. 325 Христианская философия есть философия личности и творческого подвига. 326 Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский как богослов, патролог и философ Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979), всемирно известный православный богослов двадцатого века, 327 выдающийся представитель русской эмиграции, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, доктор богословия «honoris causa» Университета св. Андрея в Эдинбурге, многолетний профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, npoфeccop-emerimus Гарвардского и Принстонского университетов, «член нескольких национальных и международных академий», 328 стал одним из вдохновенных идеологов возвращения к святоотеческому богословию. Глубокое изучение немецкого идеализма, русского персонализма и ви­зантийской патристики привели о. Г. Флоровского к выводу, что не­мецкая философия, сильно повлиявшая на новейшую русскую философию, «была задумана как теоретический анти­персонализм. Ему открылась вся несовместимость немецкого идеализма с русско-византийской традицией ипостасной философии». 329 Если в своих богословских взглядах о. Георгий опирался в основном на греко-язычных отцов Церкви, ибо «верил в обновляющую силу библейско-патристической традиции для всего христианского мира», 330 то «философ­скую позицию Георгия Васильевича во многом определил русский персонализм в лице славянофилов, Герцена, Несмелова , Достоевского», Толстого, Тареева, Струве. Воспринял Флоровский и ряд мыслей Эрна, Булгакова, Лосева и Новгородцева. Флоровский ««очистил» персонализм Бердяева от чуждых православию романтических наслоений» 331 и, сохраняя глубокое уважение к личности Булгакова, отрицал целый ряд его фундаментальных идей, критикуя их вместе с В. Н. Лосским . 332 Прот. Флоровский состоял в дружеской богословской переписке с архим. Софронием (Сахаровым) . 333 Был он дружен и с представителями французского экзистенциализма Жильсоном, Маритэном и Марселем, участвовал в коллоквиумах Бердяева в Париже, 334 но при этом критиковал экзистенциализм за его неисторичность, а Булгакова за его софианство. 335 Прот. Флоровский также «часто и всегда в сугубо положи­тельном смысле упоминает идеи С. Кьеркегора». 336

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что читать, смотреть и слушать о церковной истории Обзор самых интересных и содержательных книг, фильмов, лекций 19.12.2023 100 Время на чтение 4 минуты Источник: Крестовский Мост Феликс Разумовский снимал начало цикла «Русская Голгофа» в Ростове, недалеко от древнего Спасо-Яковлевского монастыря. Фото: УоиТиве-канал «Телеканал Культура» Известны большие академические учебники по истории Православной Церкви, например Антона Карташёва, Николая Тальберга. Однако читать их непросто: слишком велик объём информации, да и стиль сухой, научный. Но есть и другие возможности пополнить свои знания. Сила — в правде Хорошее начало для изучения этой темы — книга «Исторический путь православия» протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983). Она не велика по объёму и живо написана. Шесть из семи глав посвящены раннему христианству, Вселенским соборам, Византии и последняя — «русская глава». Это не научное исследование, а комментарий к важнейшим событиям, беглый очерк, по словам самого автора. «В истории православия, как и в истории христианства вообще, немало падений и человеческих грехов. Я не хотел скрывать их, потому что верю, что вся сила православия в правде», — указывает Шмеман. О богословии, но не только Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) — ещё один автор из числа талантливых учёных русской эмиграции. Его знаменитый труд «Пути русского богословия» не только о богословских исканиях, но и вообще о русской церковной истории. Многие оценки автора эмоциональны и афористичны. Вот как пишет он о ближайшем сподвижнике Петра I епископе Феофане Прокоповиче: «Это был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наёмник и авантюрист». Разрушение стереотипов Легко и с удовольствием читается труд профессора Петра Знаменского «Руководство по церковной истории», написанный в 1870 году. Современники отмечали в нём меткие характеристики и «художественность изложения». Учёный разрушил многие стереотипы. Вот что он пишет о роли греческих митрополитов в Древней Руси: «В России они были люди чужие и по происхождению, и по языку, и не вызывали к себе особенного доверия. К тому же на Русь присылались не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов-греков не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. Между тем немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/19/chto_c...

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Вторая статья в данной рубрике принадлежит известному деятелю русского Зарубежья - протоиерею Георгию Флоровскому и посвящена соотношению церковной и частной молитвы (Florovsky George. Worship and Every-Day Life: An Eastern Orthodox View//Studia Liturgica II, December, 1963). Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) доктор богословия, профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Перевод: иерей Владимир Хулап 1. Экклезиологическая предпосылка Основная антиномия христианского бытия ясно отражена в сфере богослужения. Христианство основывается на личной вере и причастности, однако все же христианское бытие существенным образом общинно: быть христианином означает находиться в общине, в Церкви. Unus Christianus - nullus Christianus (лат. Один христианин - не христианин (слова Тертуллиана). - Прим. пер.). С другой стороны, личность никогда не должна просто потонуть в любом, пусть даже христианском, коллективе. Тело Христово состоит из ответственных личностей. Первые последователи Иисуса, во «дни плоти Его», не были изолированными индивидуумами, поглощенными своими личными поисками истины. Они были израильтянами - полноценными членами учрежденной и оформленной общины «избранного народа» Божия. Они «чаяли утешения Израилева». Действительно, когда Иисус начал Свое служение, «Церковь» уже существовала. Это был Израиль, народ Завета. Проповедь Иисуса была обращена прежде всего к членам этой «Церкви», к «погибшим овцам дома Израилева». Иисус никогда не обращался к индивидуумам как к индивидуумам. Существующий Завет всегда был предпосылкой Его проповеди. Нагорная проповедь была адресована не случайной толпе внезапных слушателей, но скорее «узкому кругу» тех, кто уже следовал за Иисусом, ожидая, что Он - «Тот, Который должен прийти». Именно это - структура Царства. «Малое стадо», та община, которую Иисус собрал вокруг Себя, действительно была верным «остатком» Израиля, воссозданным народом Божиим. Она была воссоздана призывом Божиим, «Благой вестью» о спасении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

От издателей Отец Георгий Флоренский (1893–1979) – один из крупнейших и наиболее влиятельных православных богословов русского зарубежья. В России он известен, прежде всего, как автор классических лекций по патрологии (Восточные Отцы IV века; Византийские Отцы V–VIII веков; Париж, 1931–1933), а также фундаментального труда Пути русского богословия (Париж, 1937), посвящённого истории русской религиозной мысли XIV – начала ХХ вв. Эти книги недавно переизданы российскими издательствами. Менее известны другие работы о. Г. Флоровского , в частности статьи, публиковавшиеся в русских зарубежных изданиях, а также в сборниках и журналах на других европейских языках. Большинство из них вошло в 14-томное Собрание сочинений на английском языке (Collected Works, gen. ed. Richard S. Haugh), предпринятое американским издательством Norland Publishing Company (Belmont, Massachusetts) и продолженное издательством Buchervertriebsanstalt (Vaduz, Europa). В настоящий сборник вошли избранные работы о. Г. Флоровского , часть которых, относящихся к начальному периоду его творчества, была написана по-русски; остальные даются в переводе. Расположение – хронологическое (по времени написания). В совокупности они охватывают все основные догматические темы, причём особое внимание уделено экклезиологии – учению о Церкви. Флоровский – прежде всего патролог, и поэтому его богословские тексты одновременно представляют собой патристические исследования в духе провозглашённого им «неопатристического синтеза». Настоящее издание не претендует на научность. Его задача – сделать более доступными для российского читателя пока мало известные работы богослова, в прошлом ходившие в машинописных копиях или разбросанные по труднодоступным изданиям. Подготовка серьёзного, комментированного собрания сочинений Флоровского на русском языке потребует значительных интеллектуальных и материальных ресурсов и пока остаётся делом будущего. Для ознакомления с жизнью и творчеством автора, а также с наиболее полной библиографией его работ отсылаем читателя к книге Георгий Флоровский : священнослужитель, богослов, философ (Москва: Издательская группа «Прогресс» – «Культура». 1995). Дом отчий

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010