ЗАРАЙСКАЯ 10(23)03.1972 21.08(03.09)1974 КУРСКАЯ 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 ИРКУТСКАЯ 04(17)12.1984 12(25)01.1990 в/у ХАБАРОВСКАЯ 04(17)12.1984 14(27)05.1988 ВИЛЬНЮССКАЯ 12(25)01.1990 Хрисанф Клементьев СОЛИКАМСКАЯ 30.01(12.02)1925 01.1926 АСТРАХАНСКАЯ 29.12.1874 08.12.1877 НИЖЕГОРОДСКАЯ 08.12.1877 23.05.1879 Хрисанф Чепиль в/у ВЯТСКАЯ 28.03(10.04)1978 09(22)04.1978 ВЯТСКАЯ 10(23)04.1978 Хрисанф Щетковский ЧЕБОКСАРСКАЯ 17.05.1904 27.08.1905 КИРОВОГРАДСКАЯ 27.08.1905 Хрисогон Ивановский ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ 31.12.1930 13.01.1931) 01(14)04.1932 КИНЕШЕМСКАЯ 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ, паки 28.05(10.06)1932 КУРСКАЯ ЮРЬЕВО-ПОЛЬСКАЯ, 3-й раз 04(17)03.1937 ВЛАДИМИРСКАЯ 04(17)03.1937 Христофор Еммаусский (Эммаусский) ТАЛЛИННСКАЯ 25.03.1850 31.07.1856 ВОЛОГОДСКАЯ 31.07.1856 17.06.1866 ВЯТСКАЯ 17.06.1866 05.10.1866 Христофор Смирнов ВОЛОКОЛАМСКАЯ 25.05.1887 19.12.1890 КОВНЕНСКАЯ 19.12.1892 06.06.1897 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06.06.1897 29.03.1900 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 29.03.1900 26.11.1903 УФИМСКАЯ 26.11.1903 17.10.1908 Христофор Сокольский СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 25.01(07.02)1924 07(20)12.1924 КАЛУЖСКАЯ, обн. 07(20)12.1924 10(23)01.1925 АЛЕКСИНСКАЯ, обн. 26.03(08.04)1925 30.03(12.04)1925 УРАЛЬСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ, обн. 30.03(12.04)1925 04(17)08.1926 АЛЕКСИНСКАЯ, обн., паки 06(19)11.1932 Христофор Сулима, Грек ФЕОДОСИЙСКАЯ 18.04.1798 16.10.1799 ХАРЬКОВСКАЯ 16.10.1799 06.02.1813 Честмир Крачмар ОЛОМОУТСКО-БРНЕНСКАЯ 23.01(05.02)1950 10(23)11.1951 3113 По ММЛ РПИ, будто бы от назначения отказался, что вряд ли соответствует действительности. 3114 Помещен условно; сведения о нем слабо подтверждены. (Прим. М. Е. Губонина. – Будто бы из потомков Яна Жижки; доктор медицины. По ММЛ РПИ, тайно хиротонисан иосифлянами в 1928 г., что неверно. В кон. 1920-х гг. действительно состоял в оппозиции Заместителю Местоблюстителя в связи с его Декларацией от 16(29)7.1927. Будто бы был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского в Ленинграде 29.09(12.10)1928 епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым). Источник данных сомнителен.) Косвенное подтверждение данным M. Е. Губонина заключается в правильном указании временного управления епископом Максимом Житомирской епархией в то время, когда его кириарх, епископ Аверкий (Кедров), отсутствовал на кафедре, находясь в Москве. См. Житомирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48.  Елканидзе М. «Махавамса»: введение в критику текста. — В кн.: Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979, b.I, с. 174-185. 49.  Зелинский А. Идея космоса в буддийской мысли. — В кн.: Страны и народы Востока. М., 1973. 50.  Его же. «Колесо Времени» и циклические хронологии Азии. — Народы Азии и Африки, 1975, 51.  Кожевников В. Индусский аскетизм в добуддийский период. Пг., 1914, 150с. 52.  Краснодембский В. Индуизм. — ЕМИРА. m.I. М.-Л., 1957, с. 263-281. 53.  Леман Э. Индусы. — В кн.: П. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. m.I. СПб., 1913, с. 8-124. 54.  Лесевич В. Буддизм по эдиктам Асоки Великого. — В кн.: Э. Арнольд. Свет Азии. СПб., 1890, с. 209-238. 55.  Лившиц В., Шифман Н. К толкованию новых арамейских надписей Асоки. — ВДИ, 1977, с. 7-24. 56.  Литвиновский Б. Махадейа и Дуттхагамани (о начале буддизма в Парфии). — ВДИ, 1967, с. 88-90. 57.  Лодыженский М. Мистическая трилогия. m.I. Сверхсознание. Пг., 1915, 384 с. 58. Мифы древней Индии. Литературное изложение В. Эрмана и Э. Темкина. М., 1975, 240 с. 59.  Мюллер М. Шесть систем индийской философии. Пер. с англ. М., 1901, Х + 384 с. 60.  Нарайан Р. Боги, демоны и другие. Пер. с англ. М., 1974, 255 с. 61.  Невелева С. Мифология древнеиндийского эпоса (Пантеон). М., 1975, 118с. 62.  Норман Браун У. Индийская мифология. — В кн.: Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М., 1977, с. 285-336. 63.  Нудрявский Д. Исследования в. области древнеиндийских домашних обрядов. Юрьев, 1904, VIII + 252 с. 64.  Паевская Е. Литература древней Индии. — В кн.: Литература древнего Востока. М., 1972, с. 173-198. 65.  Померачц Г. О причинах упадка буддизма в средневековой Индии. — В кн.: Ученые записки Тартуского государственного университета. 1973, т: 2, вып. 2, с. 273-308. 66.  Празаускас А. Индуистский пантеон в Непале. — В кн.: Непал: история, этнография, экономика. М., 1974, с. 77-88. 67.  Пятигорский А. Индуизм. — ФЭ, т. 2, с. 273-274. 68.  Его же. Материалы по истории индийской философии. М., 1962, с. 250.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Крал. Акад. 1890. Т.5. С. 12–14; Евсеев И. Б. Толкования пророческих мест с обличениями жидовина//ИОРЯС. 1900. Т.5. С.788–825, особ. 800–802; он же. Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности//Древности. 1902. Т.З. С. 1–44; он же. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Μ., 1905. 1087 Предыстория: ПСРЛ. Т.2. Стб.319–345 (под 1146–1147 гг.); мучение: стб.345–354 (под 1147 г.). Ср. выше, прим. 1051. 1088 О формуле “Nudum Christum nudi sequentes” (“Нагому Христу нагими воспоследуем”. – Прим, перевод.] см.: Bernards N. Nudus nudum Christum sequi//Wissenschaft und Weisheit. 1951. Bd. 14. S. 148–151; Grégoire R. Nudit//DSAM. Paris, 1981. Т.П. P. 509–513. 1094 ПСРЛ. Т.2. Стб.545 (под 1171 г.), 560 и сл. (под 1173 г.), 612 (под 1179 г.), 690 (под 1195 г.); ср.: стб.638 (под 1185 г.). 1095 Там же. Стб.550 и сл. (под 1172 г.), 563 и сл. (под 1173 г.); аналогично и в отношении Романа Ростиславича: стб.617 (под 1180 г.). 1097 Там же. Стб. 610–612 (под 1179 г.). Эта позиция сходна с убеждением западных крестоносцев, что гибель в битве против неверных предопределяет прямой путь в рай: Mayer Н.Е. Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzüge. Hannover, 1960. S.88 f., 188 f. (здесь литература вопроса). 1100 Там же. Стб.708–715 (под 1198–1199 гг.). О речи Моисея (содержание, цитаты, оформление) см.: Tschiewskij D. (прим. 477). S.262 f.; Бегунов Ю.К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т.28. С.60–74; о ее влиянии на позднейшую литературу: Gorlin Μ. Un écho de l’éloge de Rjurik Rostislavi//RESl. 1942. T. 20. P. 156–158. 1102 Ср., например, анафору (“днесь”); если Кирилл склонен к нарастающей динамике построения, то Моисей предпочитает размеренное течение речи; см.: Франчук В.Ю. Киевская летопись как памятник языка//ВЯ. 1982. С.41–51. 1103 Греческий оригинал не сохранился; см. немецкий перевод древнеславянского текста: Bonwetsch N. Methodius. (GCS. Bd.27). Leipzig, 1917. S.475– 489, особ. 486 f. VIII); современный русский перевод, приближенный к славянскому оригиналу, см.: Чуб Μ. Извлечение из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия//БТр. 1961. Т. 2. С. 184–190, особ. 189 1104 “...на золотом волосе, свисавшем с неба...”. Популярный топос, восходящий в конечном счете к “золотой цепи” Гомера (Iliad. VIII, 19) и в данном случае позаимствованный, видимо, из константинопольского предания о возведении Св. Софии: ср. у Прокопия Кесарийского о куполе Св. Софии, “спускающемся с неба на золотой цепи” (De aedif. I, 1:46). (К.А.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 См. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Пг., 1915. С. 370. А в целом, по данным А. И. Клибанова, в XIX в. учение субботников было распространено в 30 губерниях России и насчитывало несколько десятков тысяч последователей. См. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. С. 197. 8 Полное собрание законов Российской империи, 1649–1830. СПб., 1830. Т. XL. 30.436.а. С. 397–408. 9 Ряд этих факторов был рассмотрен в статье: Хижая Т. И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.//Религиоведение. 1. 2007. С. 49–59. 10 См. об этом: Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне (Святителе)//Воронежские епархиальные ведомости. 1890. 4. С. 151–153. 12 Козьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников//Еврейская старина. Т. 6. 1913. С. 5. 13 Е.-в. Секта последователей Моисеева закона, или иудействующих, в Воронежской губернии//Воронежские епархиальные ведомости. 1877. 9. С. 280. 15 Священник П. Богословский. Субботники в селе Каменке//Тамбовские епархиальные ведомости. Приложение. 1878. 7. С. 3, 11. 24 См. об этом: Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885. С. 170, 171, 181. 25 И. Г. Мимоходом. Моё знакомство с субботниками в одном из уголков Сибири//Недельная хроника Восхода. 1885. 3. С. 1070. 34 Священник С. Парадизов. О деятельности миссионера среди молокан в сёлах Пришибе и Заплавном Царёвского уезда за время с 1880 по 1884 гг.//Астраханские епархиальные ведомости. 1885. 4. С. 59. 39 Рабинович В. Ю. Положение зиминских субботников в обществе: постановка проблемы//Россия и Восток: взгляд из Сибири. Материалы и тезисы докладов к XI международной научно-практической конференции. Т. 1. Иркутск, 1998. С. 233. 41 Геры (гер в переводе с иврита ‘пришелец’; слово, использовавшееся для обозначения обращённого в иудейскую веру) — течение, выделившееся в движении иудействующих во второй половине XIX в. под влиянием равинистического иудаизма. Для общин геров была характерна рецепция ашкеназских религиозных представлений и практик и постепенная эволюция в сторону ортодоксального иудаизма.

http://pravmir.ru/dvizhenie-russkih-iude...

121.  Менандр. Комедии. Пер. с греч. Статья и комментарии Г. Церетели. М.-Л., 1936, XXXIX + 194 с. 122.  Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-3. М., 1961-1964. 123. Поздняя греческая проза. Пер. с древнегреч. Сост. С. Поляковой. М., 1960, 695 с. 124.  Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Пер. с древнегреч. Ф. Мищенко. Т.1-3. М., 1890, 1895, 1899. 680, 805, 786 с. 125.  Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. с древнегреч. Г. Стратановского. М., 1964, 943 с. 126. Хрестоматия по истории древней Греции. Под рея. Д. Каллистова. М., 1964, 695 с. 127.  Элиан. Пестрые рассказы. Пер. с греч. М.-Л., 1963. 128.  Edgar С. С. Zenon Papiri. V. I-V. 1925-1940.   Литература 129. Античная литература. Под общей ред. А. Тахо-Годи. М., 1963, 376 с. 130.  Авдиев В. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок. — ВДИ, 1962, с. 121-134. 131.  Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние двух творческих принципов). — ТЛДМ, с. 206-266. 132.  Его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, 320 с. 133.  Арский Ф. Страбон. М., 1974, 71 с. 134.  Баумгартен Ф., Поланд Ф.. Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Пер. с нем. под ред. М. Ростовцева. СПб., 1914, XVIII +777 с; 135.  Белов Г. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1951, 94 с. 136.  Бонар А. Греческая цивилизация. т. 3. От Еврипида до Александра. Пер. с франц. М., 1962, 385 с. 137.  Бузескул В. Государство эллинистической эпохи. — В кн.: В. Бузескул. Античность и современность. Л., 1924, с. 68-70. 138.  Бюхер К. Восстание рабов 143-129 гг. до Р.Х. Пер. с нем. 1924, 128 с. 139.  Вильчек Э. Историческая связь между народами Средиземноморского побережья. — В кн.: История человечества. Под ред. Г. Гельмольта. Пер. с нем. T.IV. СПб., 1903, с. 1-44. 140. Две эпохи литературных связей. — ТЛДМ, с. 134-205. 141.  Дройзен И. История эллинизма. т.2. История диадохов. Пер. с нем. М., 1893. 385 + 104 + 13 с. т. 3. История эпигонов. М., 1893. 470 + 117 + LXXXII с. 142.  Жебелев С. К истории диадохов. — ЖМНП, 1879, с. 13-32.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

490.  Волгин А. Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений. М., 1928, 309 с. 491.  Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. М., 1979, 620 с. 492.  Лукреций Кар. О природе вещей. Пер. с лат. А. Петровского. т. 1-11. М,– Л., 1946, 1947. 451, 698 с. 493. О возвышенном. Пер. с греч. Н. Чистяковой. М.-Л., 1966. 149 с. 494.  Секст Пифагореец. Изречения. Пер. М. Лисицына. — Гимназия, 1896, 2. 495.  Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. М., 1975-1976. 399, 421 с. 496.  Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Пер. с лат. М., 1977, 383 с. 497. Стоики — АМФ, т. I, с. 475-503. 498.  Цицерон М. Опровержение эпикуреизма. Первая и вторая книги произведения Цицерона «О высшем благе и крайнем зле». Пер. с лат. Казань, 1889, VI + 106 с. 499.  Его же. Тускуланские беседы. Кн. I-V. Киев, 1888-1889. 500.  Его же. Речь о «дивинации». Киев, 1896, 61 с. 501.  Его же. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Пер. В. Горенштейн. М., 1974, 247 с. 502.  Эпикур. Письма и фрагменты. Пер. с греч. С. Соболевского. — В кн.: Материалисты древней Греции. М., 1955, с. 179-263. 503. Les deipnosophistes. Tr. A. М. Desronssaux. Paris, 1956. 504. Fragmenta philosophorum graecorum. Collect. F.W.A. Mullach. V. 1-2, Paris, 1881. 505. Panaetii Rhodii Fragmenta. Leiden, 1962. 506.  Pear sen A. C. The Fragments of Zeno and Cleanthes. London, 1890. 507. Stoicorum veterum fragmenta. Collegit Joannes Arnim. Lipsiae, 1933.   Литература 508.  Асмус В. Зенон. — ФЭ, т. 2, с. 168-169. 509.  Базинер О. Эпикуреизм и его отношение к новейшим теориям естественных и философских наук. Одесса, 1891, 143 с. 510.  Бирюков П. Греческий мудрец Диоген. М., 1910, 143 с. 511.  Боричевский И. Истинное лицо Сада Эпикура. — Записки научного общества марксистов. 1922, с. 125-134. 512.  Брок А. Религия Лукреция. Нежин, 1901, 30с. 513.  Васильева Т. Концепция природы у Лукреция. — ВФ, 1969, с. 131-141. 514.  Виноградов Н. Взгляд Лукреция Кара на религию в его поэме «О природе вещей». Казань, 1896, 55 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 401-403; Crum W. E. Eusebius and Coptic Church Stories//Proc. of the Society of Biblical Archaeology. L., 1902. Vol. 24. P. 68-84; Nakhlah , Ka   mil S a   lih. Kita  b Ta  rkh wa-Jada  wil Bata  rikat al-Iskandariyyah al-Qibt. Al-Qa  hirah, 1943; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 301-306, 369-370; Orlandi T. Le fonti copte della Storia dei Patriarchi di Alessandria// Idem. Studi Copti. Mil., 1968. P. 53-85. (Testi e documenti per lo studio dell " antichità; 22); idem. The Coptic Ecclesiastical History//The World of Early Egyptian Christianity. Wash., 2007. P. 3-24; Farag F. R. The Technique of Research of a Tenth-century Christian Arab Writer: Severus Ibn al-Muqaffa//Le Muséon. 1973. Vol. 86. P. 37-66; Brakmann H. Eine oder zwei koptische Kirchengeschichte?//Ibid. 1974. Vol. 87. P. 129-142; Coquin R.-G., é d. Livre de la Consécration du Sanctuaire de Benjamin. Le Caire, 1975. (BiblEtC; 13); Johnson D. W. Further Remarks on the Arabic History of the Patriarchs of Alexandria//Oriens Chr. 1977. Bd. 61. S. 103-116; Martin M. P. Une lecture de l " Histoire des Patriarches d " Alexandrie//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1985. T. 35. P. 15-36; Heijer J., den. Mawhu  b Ibn Mansu  r Ibn Mufarri et l " historiographie copto-arabe: Étude sur la composition de l " «Histoire des Patriarches d " Alexandrie». Louvain, 1989; idem. Mha   " l évêque de Tinns et sa contribution à l " histoire des patriarches d " Alexandrie//PdO. 1990/1991. Vol. 16. P. 179-188; idem. History of the Patriarchs of Alexandria//CoptE. 1991. Vol. 4. P. 1238-1242; Baumeister Th. Koptische Kirchengeschichte: Zum Stand der Forschung//Actes du IVe Congrès Copte/Éd. M. Rassart-Debergh, J. Ries. Louvain-la-Neuve, 1992. Vol. 2. P. 115-124; Moawad S. Zur Originalität der Yu  sa  b von Fu  wah zugeschriebenen Patriarchengeschichte//Le Muséon. 2006. Vol. 199. P. 255-270; Крутова Е. В. «История Александрийской Церкви» и ее связь с греч. и араб. историографическими традициями//Литературные традиции христианского Египта.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев Всеволод Фёдорович был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы 2. Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн; он же Перо, он же Антид Ото, он же Л. Седов, он же Старик и др.) (1879 — 1940) — деятель международного коммунистического революционного движения, практик и теоретик марксизма, идеолог одного из его течений — троцкизма, создатель Красной Армии, один из основателей и идеологов Коминтерна. Вошел в историю, прежде всего, как организатор Октябрьской революции 1917 года. 3. Адольф Гитлер (1889 - 1945) - лидер Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), глава Третьего рейха (1933-1945). Свою политическую карьеру Гитлер начинал как " барабанщик революции " и далеко не сразу стал считать себя вождем немецкого народа. 4. Хо Ши Мин (Настоящие имена — Нгуен Шинь Кунг и Нгуен Тат Тхань; другой известный псевдоним — Нгуен Ай Куок) (1890 — 1969) — вьетнамский коммунистический деятель, руководитель " августовской революции " ,Получил образование в США, Великобритании, Франции и СССРС. Проникшись левыми идеями, Хо Ши Мин возглавил коммунистическое движение в Индокитае и организовал борьбу против французских колониальных властей (1945-1954), а затем руководил силами Северного Вьетнама в разгоревшейся в стране гражданской войне. 5. Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Багамонде (1892 - 1975) — правитель и диктатор Испании с 1939 по 1975 год. Франко возглавил крыло мятежных военных, протестующих против политики левого " Народного фронта " . Начавшаяся Испанская Гражданская война сделала из нерешительного прежде Франко генералиссимуса и вождя, а победа фалангистов обеспечила ему пожизненное правление. 6. Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (1915 — 2006) — чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, президент Чили с 1974 по 1990 годы. Поставленный президентом Чили Сальвадором Альенде на должность командующего гарнизоном столицы страны Сантьяго, 11 сентября 1973 года Пиночет произвел военный переворот.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=904

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010