РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов, преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы. Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

http://fond.ru/foto/993/Aleksiy/

Речь по освящении храма в новоустроенном Спасовом Святогорском Скиту, на месте чудесного спасения от смертной опасности Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства, 20 августа 1889 года. Благодарение Господу, мы удостоились быть участниками первой общественной молитвы в сооруженном, при первой возможности, храме на месте явления дивного чуда спасения от смертной опасности Благочестивейшего Государя нашего и Его Августейшего Семейства. Много разнообразных чувствований прошло в сердцах наших со времени совершения этого события, – чувствований страха, удивления, любви, благодарности: страха от мысли, – что могло случиться с нашим отечеством, если бы Господь не умилосердился над нами, удивления – совершившемуся чуду, любви – к Государю нашему, благодарности к Богу-Спасителю. Теперь все эти чувствования сосредоточиваются в молитвенном настроении, которое, надеемся, будет возбуждаемо и подкрепляемо в сердцах русских людей этим священным памятником веры. В этой надежде утверждает нас известное библейское повествование о явлении ветхозаветному патриарху Иакову во сне дивной лествицы, утверждавшейся на земле и достигавшей до небес, по которой восходили и нисходили Ангелы, и на вершине которой стоял Сам Господь, благословлявший праведника ( Быт. 28, 11–22 ). Припомним главнейшие черты этого события с ветхозаветным патриархом. Они прольют особый свет на новое событие с Помазанником Божиим, Благочестивейшим Государем нашим и на наше настоящее положение, и покажут нам, что в единой истинной Церкви, Единый истинный Бог , по неизменным законам Своей премудрости и промышления, из века в век хранит и направляет к предопределенным целям исполнителей благой воли Его о судьбах человечества. Иаков, напутствуемый благословением отца своего Исаака и молитвою прозорливой матери своей Ревекки, идет один безлюдною пустынею из земли Ханаанской в Месопотамию исполнить волю своих родителей. С наступлением ночи, утомленный от пути, у одной горы родоначальник двенадцати колен Израилевых расположился уснуть, положив камень под голову. И он видит во сне чудное видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Речь произнесенная в Церкви Харьковского Университета, по случаю престольного праздника Св. Антония Великого, 17 января 1889 г. Слово мое и проповедь моя не в препретелных челоческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы: да вера ваша не в мудрости человечестей, но въ силе Божией будет ( 1Кор. 2, 4–5 ). Сегодня исполнилось ровно три месяца со времени совершения дивного чуда спасения Благочестивейшего Государя нашего и Его Августейшего Семейства от смертной опасности в окрестностях нашего города. Мы первые приняли на сердца наши тяжкий удар бедственного крушения, мы же первые испытали и великую радость видеть Царя и Его Семейство спасенными из челюстей смерти. Здесь, в этом храме мы Их приветствовали, и вы, учащиеся здесь молодые люди, вместе со всем народом утешили сердце Царя выражениями истинного, редко виданного восторга. Что впечатление, произведенное на сердца всех русских людей этим чудным событием, еще доселе сохраняет всю свою силу, это видно по тем заявлениям о разнообразных учреждениях, которые возникают во всех концах России для увековечения памяти о явленном Царю нашему знамении милости Божией. И наш город, как вам известно, предан той же забот. Нельзя не радоваться этому живому движению любви нашего народа к своему Государю: в нем так много нравственной силы и прочных залогов нашего благоденствия. В этом смысле дороги и все учреждения, сооружаемые в память великого события. Но справедливость требует сказать, что самый лучший и самый достойный памятник может быть сооружен только в умах и сердцах наших, т. е. в уразумении внутреннего значения этого события и в расположении нашей жизни соответственно этому указанию, данному свыше. Весь мир признает истинным чудом спасение нашего Государя от неминуемой гибели со всем Его Семейством и со всем прямым Его потомством. И маловеры изумились и замолкли. А враги Бога и веры, глумящиеся над нашими воззрениями на это событие, доказывают только то, что у них в руках ничего не остается кроме оружия диавола, т. е. хулы на Бога в сознании бессилия перед непобедимою силою Божией. И так, в наше смутное время брожения умов, потрясения нравственных начал и растления жизни, Сам Бог начинает поучать нас, и не словом, а явлением Своей всемогущей силы. Это радостно,– потому что из этого видно, что Господь не оставляет нашего православного отечества. Но это и страшно, – так как история свидетельствует, что такие знамения совершаются большею частью тогда, когда обыкновенные средства вразумления теряют свою силу над сердцами людей, и при том так, что за знамениями милости, в случае ожесточения людей, следуют знамения гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Рига. Церковь Спаса Преображения. Rgas Kristus Apskaidrošans pareizticgo baznca Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1889 и 1890. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, проспект Межа 11 Mea prospekts 11, Rga, Latvija Координаты: 56.996471, 24.132897 Проезд:автобус 2, 11, 24 до остановки " проспект Межа " ; автобус 48 до остановки " Саркандаугава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рижская церковь Преображения Господня расположена на проспекте Виестура 11 в Саркандаугаве (Красная Двина). Этот район находится приблизительно в двадцати километрах от Рижского залива. Наименование этой местности сложилось исстари и связано с немецкими словами ‘’Reide Düna’’, ‘’Roten Düna’’, которыми крестоносцы называли правобережный, достаточно глубокий рукав Двины (Даугавы). Здесь суда укрывались от шторма, а в случае необходимости оставались на зимовку. Само поселение развивалось как рабочая окраина Риги, но с XVIII века всё более становилось продолжением Рижского порта в сторону моря. Интенсивное развитие в начале XIX века всего устья Двины и особенно Саркандаугавы привлекало много людей. Православные жители начали хлопотать о строительстве церкви. Однако епископу Иринарху (Попову), епископу Филарету (Гумилевскому), архиепископу Платону (Городецкому), епископу Филарету (Филаретову), епископу Донату (Соколову-Бабинскому) из-за противодействия немецких властей, пасторов, остзейского дворянства и нехватки средств не удалось разрешить вопрос положительно. Успехом увенчались усилия Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского, прибывшего на Рижскую кафедру в 1887 году. По благословению Владыки архитектор, надворный советник А.Н.Эдельсон разработал проект храма и составил смету. Закладка церкви была совершена 10 сентября 1889 года епископом Арсением в сослужении рижскоградского благочинного протоиерея Ф.М.Либеровского, протоиереев И.Попова и А.И.Кангера при многочисленном стечении народа. Строительство велось качественно и в кратчайшие сроки. Одновременно велась подготовка к внутреннему обустройству храма. Но средств не хватало. На помощь пришли другие церкви. Щит иконостаса был передан Илукстским женским монастырём. Преображенская церковь Усть-Двинской крепости передала шесть икон. Четыре иконы были написаны заново. Так общими усилиями всего через год деревянная церковь на каменном фундаменте была обустроена. При храме указом Св. Синода от 6 мая 1890 года на Красной Двине был учреждён православный приход. 15 мая этого же года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, в присутствии около двух тысяч прихожан освятил выстроенную близ железнодорожной станции «Александровская высота» церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09002

Рига. Часовня (Благодарственная) Александра Невского. Rgas stacijas Pateicbas pareizticgo kapela /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:Между 1888 и 1889. Год утраты:1925 (снесена) Архитектор:А. Кизельбаш Адрес: Латвия, г. Рига, Привокзальная площадь Stacijas laukums, Rga, Latvija Координаты: 56.947655, 24.120385 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшая каменная часовня в центре Риги, на привокзальной площади была построена в благодарность чудесного спасения российского императора Александра III и всей его семьи во время крушения царского поезда, которое произошло 17 октября 1888 года близ станции Борки под Харьковом. Священный Синод объявил этот день ежегодным праздником Русской Православной Церкви. Храм был освящен в октябре 1889 года в честь Св. Александра Невского. В народе часовню прозвали Благодарственной. Восьмигранный в плане, ярусный объем часовни был возведен в формах эклектики, с элементами русского стиля. Центричное пространство здания было перекрыто небольшим куполом на граненом барабане, который через арки опирался на четыре пилона. Снаружи купол был скрыт за невысоким шатром, увенчанным небольшой главкой с крестом. Еще двенадцать маленьких главок на шатровых башенках – четыре + восемь стояли на первом и втором ярусах объема. Интерьер освещался через два окна барабана и витраж, установленный в небольшой апсиде. В остальных фасадных нишах стен размещались иконы и четыре каменных рельефа с изображениями процветшего креста. Особым богатством выделялась декоративная отделка фасадов – над профилированным карнизом ярусов стен возвышались фронтоны-закомары, а барабан купола был украшен двумя ярусами кокошников, в которые тоже были вставлены иконы. Наружные стены были расчленены декоративными пилястрами, облицованы мрамором и глазурованной плиткой, шатер крыши был позолочен. В интерьере нижняя часть стен была облицована глазурованной плиткой c насыщенным орнаментом. Перед апсидой был установлен двухярусный дубовый иконостас (без царских врат), украшенный резьбой. В часовне находилось много ценных икон и церковной утвари.

http://sobory.ru/article/?object=34488

Санкт-Петербург. Моленная иконы Божией Матери " Знамение " . Часовня. Действует.   Освящена в честь: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1889. Архитектор:Л.Л. Шауфельбергер Адрес: Санкт-Петербург, Рыбацкое, пер. Юннатов, д. 32; Казанское кладбище Координаты: 59.836072, 30.498072 Проезд:Станция метро и ж/д ст. Рыбацкое Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кладбище в селе Рыбацком существовало с петровских времен и было организовано после того, как сюда по распоряжению Петра I в 1710 году были переселены крестьяне-рыбаки с реки Оки. Находилось оно возле Покровской церкви. В начале 1830-х гг., после того как санитарная служба запретила хоронить на берегу Невы, для кладбища отвели новое место. Первоначально здесь была только деревянная часовня для отпевания усопших,выстроенная в 1834 году. После убийства Александра II в марте 1881 г., в память о нем крестьянами села было решено построить на кладбище церковь. В конце того же года был утвержден ее проект, разработанный архитектором фарфорового завода Леонардом Леонардовичем Шауфельбергером. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери уже 1 ноября 1883 г. От него кладбище получило своё современное название. Церковь была однопрестольной, небольших размеров: 5,5 саженей в длину на 7 аршин в ширину. Сосновый, крашеный под дуб иконостас вырезал преподаватель столярного дела в местном училище Д. А. Травин, иконы и картины в куполе написал В. Ф. Паскин. Храмовый образ Казанской Богоматери являл собой копию главной петербургской святыни из Казанского собора; его верующие приобрели на общие пожертвования. Другие иконы были подарены местными жителями. В 1887-1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней. В конце 1920-х годов храм был закрыт. Деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели " Нева " . В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной во имя иконы Божией Матери " Знамение " . С 1961 года в церкви возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01532

Санкт-Петербург. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Проект создан под влиянием  церкви Христа Спасителя в Борках (1889-1894; арх. Р.Р. Марфельд, утрачена). По образцу Гутуевской церкви построены: По незначительно переработанным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Санкт-Петербург. Церковь во имя Богоявления Господня на Гутуевском острове. Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию. Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт. Вначале была задумана каменная часовня, но, поскольку приходская церковь стояла далеко, целесообразнее показалось выстроить большой деревянный храм. Гражданский инженер С.И. Андреев уже составил его проект, когда местный фабрикант И. А. Воронин пожертвовал 100 тыс. руб. на каменную постройку - деньги по тем временам немалые, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Работу над проектом храма на 1400 человек поручили молодому архитектору Василию Косякову, который не только блестяще справился с задачей, но и выполнил ее чрезвычайно быстро - всего за месяц! Еще быстрее собрали пожертвования на постройку храма. Проект Гутуевской церкви явился ярким примером расцвета так называемого " русского стиля " храмовой архитектуры в конце XIX века. Многие считают Николая I духовным отцом этого направления, которое, опираясь на архитектурно-художественные традиции XVI - XVII веков, во второй половине прошлого века фактически было узаконено и государством, и церковью. В проекте В. Косякова были соблюдены все каноны планировки православного храма типа " корабль " : постройка вытянута с запада на восток и состоит последовательно из паперти, колокольни с притвором, трапезной, ядра храма, главного алтаря с примыкающей к апсиде с востока часовней и двумя симметрично расположенными с севера и юга приделами. Гражданский инженер В.А. Косяков и инженер Б. К. Правдзик, приняли за образец церковь, возводившуюся на ж/д станции Борки, неподалеку от Харькова, которая была заложена в 1889 году (автор проекта - академик архитектуры P.P. Марфельд). В 1897 году Богоявленский храм был вчерне готов. 29 апреля 1899 года митрополит Антоний вместе с отцом Иоанном Кронштадтским освятил главный придел, а 18 июля того же года был освящен левый придел преподобного Иоанна Постника в честь жертвователя, обещавшего также построить богадельню и приют. Правый придел храма был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00706

Санкт-Петербург. Церковь Сергия Радонежского в Царском Селе. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на этом месте по ходатайству командира 2-го Стрелкового батальона в 1889 г. было выстроено небольшое каменное здание для размещения в нем цейхгауза и учебного зала, в котором 21 августа 1889 г. прот. Феодором Павловичем была освящена батальонная церковь. В 1903-1904 гг. по проекту арх. Александра Глебовича Успенского к этому зданию были пристроены алтарь с солеёй и колокольня, и 19 ноября 1904 г. храм был торжественно освящён в Высочайшем присутствии протопресвитером Военного духовенства Александром Желобовским. В 1921 г. церковь была закрыта и до настоящего времени сохранилась в перестроенном виде без колокольни. Почитать подробнее об истории этого храма а также найти старинные фотографии его внешнего вида и внутреннего убранства можно в книге: Мещанинов М.Ю. " Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей " . СПб, 2007, сс.117-125. В 2010 г. в Царском Селе была начата кампания за возвращение храма Русской Православной Церкви. 8 октября 2010 г., в день престольного праздника, у стен храма причтом Софийского собора был отслужен первый молебен, на который собрались более сотни местных жителей и военнослужащие соседнего гарнизона. В храме пока по прежнему продолжает находиться кафе, принадлежащее хозяевам, упорно не желающим идти на какие-либо уступки. Церковь Преподобного Сергия Радонежского - действующий православный храм в городе Пушкин (Царское Село). Восстановленный памятник архитектуры начала XX в. Полковая церковь, первый приход образовался в 1857 г., он был организован в казарме 1-ого стрелкового Его Величества лейб-гвардии полка. Домовая церковь была построена в 1879 г. Тогда храм находился в ведении располагавшегося в городе 2-ого стрелкового Царскосельского лейб-гвардии полка. Храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, в честь двухлетия со дня победы полка над турками в бою под Араб-Канаком (период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=07056

Саратов. Церковь Илии Пророка на Ильинской площади (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1818. Колокольня - 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Ильинская площадь Координаты: 51.520041, 46.014563 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Рядом с местом утраченной церкви построена новая церковь Илии Пророка , упрощённо воспроизводящая архитектурные формы предшественницы Карта и ближайшие объекты В старину ее называли «7-я церковь пророка Божия Ильи, деревянная, а ныне каменная, называемая кладбищенской» . Построена в 1818 году, хотя в отдельных источниках говорится, что «Ильинская церковь — памятник архитектуры, построена в 1692 году, перестроена в 1817 году». «Саратовские епархиальные ведомости» за 1896 год писали: «6-го сентября 1804 года Саратовский гражданский губернатор действительный статский советник Петр Ульянович Беляков просил Преосвященного Гаия: «По распространении города Саратова согласно Высочайше конфирмованному плану бывшее в Саратове кладбище при Ильинской церкви отнесено далее на выгон в затонные кочугуры. По дальности от города, необходимо построить на том кладбище хотя маленькую деревянную часовню на первый случай, как для бываемых панихид, так и для приюту в зимнее время бываемым при проводах мертвых тел священникам и людям». Разрешено указом Пензенской консистории 25 сентября 1804 года».  1810 году церковь «запечатана по ветхости» (дневник Скопина). Спустя восемь лет на ее месте построена каменная. Колокольня возведена лишь в 1832 году. «Ограда при ней каменная с деревянной решеткой. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888—1889 годах приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 года, а левый 11 декабря 1894 года.

http://sobory.ru/article/?object=24089

Свято-Покровский Киевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский монастырь в Киеве — Никольский собор Покровского монастыря православный женский монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата). Варианты наименования — Киево-Покровский монастырь, монастырь Покрова Божьей Матери. Первоначальное наименование — Киевский Покровский женский общежительный монастырь. Основан 11 января 1889 года великой княгиней Александрой Петровной Романовой (в девичестве Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, в иночестве — Анастасия). При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. 24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства. Монастырский городок включал в себя корпус монашеских келий, к которому примыкал храм, и двенадцать других зданий. В них располагались больница с домовой церковью, церковноприходская школа для девочек, приют для слепых и неизлечимых больных, приют для сирот и бедных детей. Были также предусмотрены бесплатная амбулаторная лечебница, аптека с бесплатной выдачей лекарств, странноприимница и многое другое. Переехав в монастырь, Александра Петровна получила чудесное исцеление от Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Восприняв это чудо как знак верного выбора дальнейшего пути, Великая Княгиня желала послужить Господу в иноческом чине. Осенью того же года она, облекшись в иноческое одеяние, с которым не расставалась до смерти, приняла постриг от афонского иеромонаха, бывшего проездом в Киеве. Это оставалось глубокой тайной до её кончины. Лишь после вскрытия духовного завещания почившей узнали, что в инокинях она — Анастасия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010