От редакции Глава 1. История пустыни Новая Фиваида Местоположение и климатические условия пустыни Фиваида Цель создания пустыни Основание Новой Фиваиды Первые насельники Постройка больничного корпуса с церковью (1885–1886 годы) Постройка трехэтажного корпуса с церквами во имя Святой Троицы и во имя святых апостолов Петра и Павла (1888–1889 годы) Дальнейшее обустройство пустыни (1889–1896 годы) Торжественная встреча иконы Успения Божией Матери Время болезни отца Авраамия (1895–1898 годы) Преемники отца Авраамия Постройка нового соборного храма (1902–1914 годы) Землетрясение 1905 года Возобновление постройки собора Чудесные случаи помощи Божией строителям Чудесный случай в соборе Первая мировая война Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Фиваидское пустынножительство Несчастный случай самообольщения одного пустынника Необыкновенный случай, произошедший со схимонахом Тарахом О схимонахе Пинуфрии О схимонахе Досифее О схимонахе Тихоне О схимонахе Диомиде О схимонахе Илии О схимонахе Савле О болящем монахе Салафииле О болящем монахе Иларии О схимонахе Евгении О схимонахе Епифании-слепце О схимонахе Серафиме Удивительные случаи со схимонахом Аполлосом и схимонахом Лазарем О схимонахе Георгии-огороднике Глава 3. Святыни пустыни Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Казанская Икона Успения Божией Матери Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери Корсунская Икона святителя Николая Чудотворца Икона преподобного Серафима, Саровского Чудотворца Икона святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца Икона Святой Троицы Вторая икона святой Троицы Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе 2. Об исповеди 3. О причащении Святых Христовых Таин 4. О должности духовника 5. О благочинном 6. О старцах – советниках 7. Об общих правилах Чиноположение и распределение жизненного продовольствия поступающим на жительство в пустынь Фиваиду престарелым и неимущим и всем приходящим для спасения душ своих  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Профессия: жена философа «Профессия: жена философа» — дневники Л. Ю. Бердяевой, жены философа Николая Бердяева. Они — как бы дополнение к бердяевскому «Самопознанию». По большей части дневники Бердяевой посвящены мужу: тому что он говорил, с кем встречался, что делал. Своеобразный отчет, летопись. Дневник Л. Ю. Бердяева начала вести 20 октября 1934 года, последняя запись была сделана в январе 1945 года. По мимо самих дневников, в книгу вошли стихи Бердяевой (Бердяев писал о них: «у нее являлось поэтическое вдохновение, и она писала интересные стихи. Кое-что было напечатано, но охоты печатать у нее не было. М. Гершензон и В. Иванов ценили стихи Л » и её письма к Е. К. Герцык, о которой Бердяев отзывался как об «одной из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи». Е. В. Бронникова. “ Guarda e passa ” (О Лидии Бердяевой и ее рукописном наследии)  «Взгляни и проходи мимо», — так говорил в «Божественной комедии» Вергилий сошедшему в ад Данте. Эту фразу в качестве девиза своей жизни выбрала Лидия Юдифовна Бердяева — жена выдающегося русского мыслителя и провидца Николая Бердяева. Если о муже-философе написаны книги, статьи, диссертации, то о спутнице его жизни, особенно до их знакомства, даже документальных свидетельств сохранилось немного, и все они, в том числе воспоминания ее сестры Е. Ю. Рапп, полны противоречий и неточностей. Лидия Юдифовна родилась 20 августа 1871 года  в Харькове. В делах Департамента полиции значится: «русская, вероисповедания православного». Она была чрезвычайно дружна и почти всю жизнь прожила вместе со своей младшей сестрой Евгенией . Об их брате Александре известно немногое . Отец — Юдиф Степанович Трушев — нотариус Харьковского окружного суда, потомственный почетный гражданин, человек весьма состоятельный. Евгения вспоминала: «В детстве мы жили в богатой обстановке. Зимой в городе. У нас был собственный дом, весной и летом в деревне. У нас была вначале немка бона, затем француженка. Моя мать не принимала никакого участия в нашем воспитании» . В 1881—1889 годах Лидия обучалась в пансионе при частной женской гимназии Н. Я. Григорцевич, чуть позже, в 1884 году туда же поступила и Евгения, но курса не окончила по болезни, выйдя из пансиона вместе с Лидией в 1889 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Письма к проф. и ректору Моск. Дух. Академии С. К. Смирнову разных лиц После покойного профессора и ректора Московской Духовной Академии протоиерея Сергея Константиновича Смирнова († 16 февр. 1889 г.) осталось значительное количество различных бумаг, главным образом – черновиков его лекций и работ, а также много писем, адресованных ему разными лицами по самым разнообразным поводам. Вдова покойного, и доныне здравствующая София Мартыновна, любезно разрешила выбрать из этого архива то, что может представить некоторый интерес, особенно – ввиду наступающего в текущем 1914 году столетнего юбилея Московской Духовной Академии; результаты этого извлечения мы и представляем ниже. С. К. Смирнов родился 5 сентября 1818 г. в Москве, скончался 16 февраля 1889 г. в Сергиевском посаде. Его отец Константин Васильевич († 1840 г.) был священником церкви Св. Николая в Ковыльском, а ранее, при митрополите Платоне, состоял преподавателем философии в Вифанской семинарии и был лично весьма близок к митрополиту Платону. По окончании духовного училища и семинарии в Москве, С. К. поступил в 1840 г. в Московскую Духовную Академию и окончил ее третьим по списку магистром в 1844 г., с какового года и начинается его 42-летняя служба при Академии. Преподавая первые 11 лет своей службы русскую гражданскую историю (С. К. был первым преподавателем русской гражданской истории, как самостоятельного предмета в Духовной Академии) и греческий язык, с 1855 года он взял сверх того историю раскола на миссионерском отделении; в 1870 году, когда по новому уставу необходимо было из нескольких предметов преподавания избрать один, С. К. избрал греческий язык с его словесностью, каковой предмет и читал до введения устава 1884 года. Этот устав предписывал ректору читать какой-либо богословский предмет; С. К. взял Священное Писание Нового Завета, но читал его всего два года, выйдя в 1886 г. в отставку. Кроме этой, чисто академической деятельности, С. К. принимал деятельное участие в переводе и издании «Творений святых отцов», будучи с 1854 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преподобный Андроник Глинский (Лукаш) (12.02.1889–21.03.1974) Нравственно-аскетические труды преподобный Андроник Глинский (Лукаш) Схиархимандрит, старец Глинской пустыни. В миру Алексий († 21 марта 1974 г.). Родился в крестьянской семье в с. Лука близ Лохвицы на Полтавщине (1889). В Глинскую пустынь пришел в 1905-1906 гг. В 1915 г. был призван на фронт, затем оказался в плену, где провел 3,5 года; наученный старцами принимать все испытания с верой в Промысл Божий, он в смирении переносил тяжелые условия плена, а впоследствии вспоминал: " Мы землю копали: всё равно ведь нужно трудиться, - и чудеса Божии сопутствовали нам " . В 1918 г. Алексий вернулся в обитель и стал нести послушание на мельнице, затем был назначен экономом, в 1920 г. принял постриг в рясофор, а в 1921 г. - в мантию (с именем Андроник). При закрытии пустыни (1922) он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа сщмч. Павлина (Крошечкина). Однажды в храме к о. Андронику подошла женщина, которая со слезами посетовала о закрытии храмов и молчании колоколов. " Бог даст, и зазвонят " , - ответил подвижник, за что вскоре был арестован и сослан на 5 лет в лагерь на Колыме. В лагере о. Андроник работал санитаром тюремной больницы (где ссыльные узбеки называли его " мамой " ). Освобожденный досрочно, он вновь стал келейником у владыки Павлина, в 1926 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1927 г. был пострижен в схиму в связи с тяжелой болезнью. В кон. 1930-х гг. о. Андроника арестовали, требуя дать показания против владыки Павлина. Один из работников НКВД сильно ударил инока, и тот, упав без сознания, пришел в себя лишь в тюремной больнице (на вопрос, что случилось, он смиренно отвечал: шел на допрос, упал и ударился о камень). В другой раз о. Андроника привели в помещение с раскаленной печью и приказали влезть на нее; подвижник скромно спросил, нужно ли разуваться, и издевательство отменили. 3-м испытанием стало содержание на холоде в одном белье. Предложенных бумаг о. Андроник так и не подписал, говоря: " Я неграмотный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Приложение. Свидетельства современников о митрополите Трифоне: речи, воспоминания, стихи, письма Послужной список Выписка из Состава Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год Трифон, бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, состоит настоятелем Воскресенского, Новым Иерусалимом именуемого ставропигиального монастыря. Награжден: орденом Св. Анны 2 ст. (1901 год); орденом Св. Владимира 3 ст. ( 1903 год); орденом Св. Анны 1 ст. (1907 год); орденом Св. Владимира 2 ст. (1912 год); Панагиею на Георгиевской ленте из кабинета Его Величества (1915 год); орденом Св. Александра Невского с мечами (1916 год). В 1889 году 31 декабря – пострижен в монашество. В 1890 году 6 января – рукоположен в иеромонахи. В 1895 году – по окончании Московской духовной академии назначен смотрителем Донского духовного училища. В 1896 году [в действительности – в 1897 году] – ректор Вифанской духовной семинарии. В 1897 году [в действительности – в 1899 году] – ректор Московской духовной семинарии. В 1901 году, 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского, второго викария Московской епархии. В 1904 году 13 декабря – первый викарий. В 1916 году 2 июня – уволен на покой согласно прошению. Назначен управляющим ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. Слова и речи, обращенные к преосвященному Трифону Речь ректора Тифлисской семинарии архимандрита Николая (Зиорова) при пострижении в монашество князя Бориса Туркестанова 508 В церкви семинарии За всенощным бдением, 31 декабря 1889 года Приветствую тебя, возлюбленный брат Трифон, с исполнением твоего святого желания: да возрадуется душа твоя о Господе!.. Господь, по предстательству о тебе святого мученика Трифона, пред которым твоя благочестивая мать молилась горячо, вопреки советам и решениям о тебе врачей земных, чудесно исцеливший тебя еще с младенчества от тяжкой болезни, дивными и неисповедимыми путями Промышления Своего приводит, наконец, от знатности, блеска и роскоши, окружавших тебя в доме твоих присных, на сей новый для тебя путь – путь узкий и прискорбный. И когда приводит тебя? В дни великих праздников Церкви, именуемых святками, на рубеже старого и нового года – в канун Обрезания Христова и памяти одного из основателей иноческой жизни – святителя Василия Великого . И где? В стране, в которой некогда твои предки жили и служили, где особенно цвело благочестие и процветало иночество...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

прот. Владимир Сорокин Автор выражает благодарность за поддержку и помощь в подборе материалов и выпуске издания: Бовкало Александру Александровичу, Галкину Александру Константиновичу, Попову Илье Васильевичу, Соколовой Лидии Ивановне, Ходаковской Ольге Ивановне, иеромонаху Александру (Фауту). Фото из архивов СПб. епархии, редакции СПб Епархиальных ведомостей, и библиотеки СПб Духовных академии и семинарии. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ( Евр.13:7 ) Содержание Предисловие Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Часть II. 1889–1891. Внимательный педагог в духовном училище Часть III. 1891–1895. Старательный студент Духовной Академии Часть IV. 1895–1911. Инициативный епархиальный наблюдатель Часть V. 1911–1918. Отзывчивый ректор Олонецкой Духовной Семинарии Часть VI. 1918–1919. Смелость в поисках новых форм Часть VII. 1919–1922. Петроградский Богословский институт Приложение к Части VII. Проект положения о коллегии студентов Богословского института Часть VIII. 1922–1930. Обновленческие образовательные учреждения Приложение I. к Части VIII. Устав Петроградского Богословского института Приложение II. к Части VIII. Празднование 30-летия служения Церкви Божией в священном сане Митрополита Серафима Руженцова. Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения Часть X. 1927–1939. Пастырь-просветитель Часть XI. 1939–1954. Председатель Учебного Комитета Часть XII. 1955. Последние дни жизни митрополита Григория Чин проведения сорокового дня кончины высокопреосвященнейшего митрополита Григория Приложение к Части XII Часть XIII. Вечная память Указатель имён Печатные и рукописные труды митрополита Григория     Предисловие Жизнь и деятельность Высокопреосвященного Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского (1870–1955), была тесно связана с духовным просвещением Русской Православной Церкви. Время, в которое жил приснопамятный Владыка, было переломным как в истории нашей страны, так и в истории Русской Православной Церкви. Характерные особенности эпохи, или, лучше сказать, вехи истории духовного образования этого времени, в значительной степени отразились в церковно–просветительской деятельности митрополита Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. Фамилия Глубоковский происходила от названия озера Глубокое, на берегу которого стояла Глубоковская Спасо-Преображенская церковь – в ней более 70 лет дед и прадед Николая Никаноровича служили дьячками. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, Николай был седьмым, самым младшим ребенком. В 1866 году, когда ему было два года, отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат Петр учился на 5 курсе семинарии, сестры были не пристроены. К счастью, вскоре старшая сестра Анна вышла замуж; новый зять, священник Василий Михалович Попов, проявил сострадание и вся семья переехала к нему. Мать Николая Никаноровича понимала, что учеба является единственным средством для сына найти дорогу в жизни и старалась способствовать этому. Первоначальное образование он получил под руководством сестры и зятя, посещал занятия в местной церковно-приходской школе. Подготовка оказалась достаточно слабой, поэтому в 1873 году, по поступлению в Никольское духовное училище, его определили в подготовительный класс. В училище он занимался усердно и окончил его в 1878 году первым учеником, а в 1884 году – с отличием Вологодскую духовную семинарию, после чего был направлен за казенный счет в Московскую духовную академию. В академии он проучился пять лет, поскольку на четвертом курсе из-за досадного недоразумения с руководством он был уволен, но на следующий год восстановился. В июне 1889 года Η. Н. Глубоковский окончил МДА первым в своем выпуске, имея отличные оценки по всем предметам, со званием кандидата богословия, и оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С 16 августа 1889 года по 15 августа 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой ученый работал над магистерской диссертацией о блаженном Феодорите, епископе Киррском. Она принесла автору известность: сочинение вызвало широкий отклик и высокую оценку российских и зарубежных патрологов и историков Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование имп. Николая I-ro Источник При вступлении на престол Императора Николая I-ro униатская церковь в России состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Брестский епископ Иосафат Булгак был (с 1817 г.) митрополитом греко-униатских церквей в России. По происхождению поляк, по убеждениям католик, но не фанатик, он был ума и учения недальнего, но нрава кроткого; делами мало занимался и был послушным орудием базилиан. Виленской епархией, образованной в 1810 г. из обломков бывшей митрополичьей епархии, управлял Адриан Головня, не имевший, по своему незначительному характеру, никакого влияния на общий ход дел, но доведший своим дурным управлением епархию до крайнего расстройства. Полоцкой или Белорусской епархией, старейшей после митрополии, управлял со званием архиепископа, переведенный из Луцка Иаков Мартусевич, преданный иезуитам и ненавидевший все русское, православное. Он старался возвратиться к прежнему искаженному униатскому обряду, но не был допускаем к тому духовенством, державшимся введенного Лисовским правильного обряда. Луцким епископом (на Волыни) был низведенный из Полоцка (после известного возмутительного процесса) архиепископ Иоанн Красовский, из белого духовенства, человек отличных способностей и правительственной деятельности, преданный России, но сделавшийся жертвою базилианской интриги. Управление униатскими делами сосредоточено было во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической коллегии, состоявшей в ведении департамента иностранных исповеданий, под главным управлением министра народного просвещения. Адмирал А. С. Шишков, назначенный в 1824 году министром народного просвещения (после князя А. Н. Голицына), в тоже время принял в свое заведывание и департамент иностранных исповеданий. Директором департамента был с того же 1824 года (после А. Тургенева) Г. И. Карташевский. Римско-католическая коллегия, начальствовавшая над униатским департаментом, давала направление всем делам, касающимся униатской церкви, в духе латинства. Председательствовавший в униатском департаменте митрополит Булгак был на стороне римлян. В общих собраниях обоих департаментов, под председательством католического митрополита, в которых решались важнейшие дела, голоса униатских членов не имели никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Раменское. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Первоначальная пятиглавая церковь в русско-византийском стиле была выстроена в поселке при фабрике на средства купца П. С. Малютина. В 1886-1889 к церкви пристроена шатровая колокольня в псевдорусском стиле с боковыми притворами. В главном храме были Петропавловский и Никольский приделы, в пристройке 1880-х - Успенский и Михаило-Архангельский. Закрыта в 1938, венчания сломаны, служила пищевым цехом. Открыта в 1989, при восстановлении вместо прежнего пятиглавия поставлен один большой купол. Кирпичная, пятиглавая церковь Живоначальной Троицы в поселке, при фабрике, была построена в 1852-1855 гг. на средства купцов Малютиных при участии кн.А.А.Голицыной. Боковые перстолы были освящены во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и Святителя Николая Чудотворца. В 1889 г. по проекту архитектора А.А.Целерова, на средства Промышленного и торгового товарищества Малютиных храм был расширен, пристроена колокольня с притворами, освящены приделы Архангела Михаила и Успения Пресвятой Богородицы. В 1938 г. храм был закрыт и разорен, сломаны завершения. В 1989 г. церковь возвращена верующим и восстанавливается. Основной объем решен достаточно строго и монументально, в " русско-византийском " направлении художественной эклектики. Пристроенные позднее шатровая колокольня с притворами, богато украшенные кирпичным декором в традициях " дивного узорочья " XVII в. - яркий образец " русского " стиля. Ныне храм имеуется Свято-Троицким собором и является главным храмом Раменского благочиния. Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов 19 марта 2015 г. Первое упоминание о Раменской великокняжеской волости относится к 1328 году. Московский князь Иван Калита впервые упоминает эту местность в своей Духовной грамоте. Известно, что в 1628 году в церковных письменных источниках упоминается деревянный храм св. Бориса и Глеба во дворцовой волости Раменице, который стоял на небольшом удалении от озера, на месте нынешних фабричных корпусов. В последующие годы Раменьем владели довольно известные исторические деятели. Спустя много лет, в 1722 году по указу Петра I " пожизненным " владельцем волости и её окрестностей становится граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. После волость принадлежала графу Бестужеву-Рюмину, князьям Волконским, Прозоровским-Голицыным.

http://sobory.ru/article/?object=04045

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010