Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (7.03.1864, с. Попудня Липовецкого у. Киевской губ.- 27.11.1937, Киев), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Из семьи священника. Окончил в 1879 г. Уманское ДУ и в 1885 г. Киевскую ДС, после чего поступил в КДА. Окончил академию в 1889 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Борьба Маккавеев с сирийскими царями, ее причины и значение в истории иудеев». Получил назначение законоучителем одноклассного и 2-классного уч-щ Мин-ва народного просвещения в мест. Смела Черкасского у. Киевской губ. С 27 окт. 1889 г. законоучитель Черкасской муж. прогимназии. 20 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был причислен к домовой церкви прогимназии. Поскольку храм только проектировался, получил временное назначение сверхштатным священником к Николаевскому собору г. Черкасс. 16 февр. 1892 г., после обращения к Киевскому митр. Иоанникию (Рудневу) с жалобой на свое неопределенное положение священника без прихода, назначен по собственному ходатайству настоятелем Воскресенского собора в г. Липовец Киевской губ. Одновременно с марта того же года являлся председателем Липовецкого отделения Киевского епархиального училищного совета. С 26 авг. 1896 г. смотритель церковноприходских школ Липовецкого у. Был автором неск. историко-краеведческих статей в журналах «Киевские епархиальные ведомости» и «Киевская старина». 7 авг. 1903 г. решением Училищного совета при Синоде назначен зав. Киевской церковно-учительской школой нового типа (располагалась на ул. Багговутовской, на окраине города). Был возведен в сан протоиерея. В дек. того же года одновременно был назначен зав. воскресной школой при храме во имя прп. Феодосия Печерского. 6 сент. 1905 г. решением Киевского епархиального училищного совета по подозрению в финансовых злоупотреблениях уволен с должности зав. Киевской церковно-учительской школой (утверждено указом Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 19 сент. того же года). Переведен на должность настоятеля Покровской ц. в с. Соломенка Киевского у. (ныне в черте Киева), одновременно являлся председателем Киево-Софийской окружной церковно-училищной комиссии. В окт. Л. выступил на Киевском епархиальном съезде духовенства с одобрением манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., что неоднозначно было воспринято делегатами съезда. В 1906 г. стал инициатором строительства храма в поселке железнодорожных рабочих Батыева Гора, входившем в состав Соломенского прихода. С 1907 до осени 1918 г. законоучитель Киевской жен. гимназии М. И. Левандовской, преподавал Закон Божий и в др. учебных заведениях Киева.

http://pravenc.ru/text/2110536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВ Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем . В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же.

http://pravenc.ru/text/2578606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в. (Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев ; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий. М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря , учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МИХАИЛ Николаевич Виноградов (1873-1932), свящ., священноисп. (пам. 18 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Федорович Марков (1868 - нач. 30-х гг. XX в.), свящ., священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Новицкий (1889-1935), прот., священноисп. (пам. 17 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Розов (1889-1941), свящ., священноисп. (пам. 8 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (6.12.1863, погост Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ.- 18.03.1937, София), д-р богословия, чл.-кор. Императорской АН (1909), Болгарской АН (1929), заслуженный проф. СПбДА, историк Церкви, библеист. Почетный член КДА, КазДА и МДА, Московского и Петроградского археологических ин-тов, Об-ва любителей духовного просвещения, московского Братства св. Петра, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва, действительный член Имп. Православного Палестинского об-ва, Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Об-ва прп. Нестора-летописца при ун-те св. Владимира в Киеве, Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА и ряда др. научных и церковно-археологических об-в и правосл. братств. Род. в семье свящ. Никанора Петровича Глубоковского (1819-1866). В 2 года лишившись отца, воспитывался в семье старшей сестры Анны (1845-1922), вышедшей замуж за свящ. погоста Кобыльское-Ильинское (в 20 верстах от Кичменгского Городка) Василия Попова. По окончании местной церковноприходской школы обучался в Никольском ДУ (1874-1878), Вологодской ДС (1878-1884) и МДА (1884-1889). В МДА учился на год дольше (5 лет) - вслед. конфликта с руководством академии был уволен с 4-го курса, но в следующем году восстановлен ( Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву. СПб., 1914). В 1889-1890 гг. оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории под рук. проф. А. П. Лебедева для подготовки к занятию кафедры истории зап. исповеданий. Специализировался на изучении института папства и церковной истории V-VI вв. (см. отчет Г.: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157). С нояб. 1890 по май 1891 г. преподавал Свящ. Писание НЗ в Воронежской ДС. Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) 5 мая 1891 г. в МДА защитил магист.

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), находится на окраине с. Пощупова Рыбновского р-на Рязанской обл. Основан не позднее 1237 г. По легенде, начало И. Б. м. положили в кон. XII - нач. XIII в. греч. монахи-миссионеры, принесшие в дар великому князю Рязанскому от патриарха К-польского чудотворную икону ап. Иоанна Богослова, написанную в VI в. мальчиком-сиротой ( Иловайский. 1858. С. 117; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) События, связанные с ранней историей И. Б. м., отражены в грамоте патриарха Адриана , выданной в июне 1692 г. митр. Рязанскому Авраамию. В дек. 1237 г. полчища хана Батыя, захватив и разграбив Рязань, направились к И. Б. м., но были остановлены неким «явлением» ап. Иоанна Богослова. Вместо того чтобы разорить И. Б. м., Батый по прибытии в обитель «приложил» (привесил) к иконе ап. Иоанна «печать свою златую, и тем его святым явлением починися православному служительству многонадежное и безбедное от них вранов защищение...» (цит. по: Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48. Сн. 161; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). В 1653 г., при архиеп. Рязанском сщмч. Мисаиле , когда чудотворный образ ап. Иоанна временно пребывал в старом Успенском (ныне Христорождественском) соборе Рязанского кремля, золотая печать, «приложенная» Батыем к иконе, была снята «на позолоту водосвятной чаши сребряной, в коей весу 30 фунтов». Печать в источниках так и названа Батыевой ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48; С. 71. § 203). В 1922 г. Мисаилова водосвятная чаша была изъята из кафедрального собора г. Рязани (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 91. Кн. 7. Л. 54), в 2010 г.- в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Первоначально И. Б. м. находился, вероятно, неск. южнее совр. местоположения, на склоне холма.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1913 г. Киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1913 г. (Княгинин), находится в г. Киеве (Украина). Основан в 1889 г. вел. кнг. Александрой Петровной Романовой (см. мон. Анастасия Киевская ), супругой вел. кн. Николая Николаевича, брата имп. Александра II . История основания К сер. XIX в. на месте К. м. находился большой сад, в к-рый любил удаляться на молитву иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) , насельник Китаевской киевской пустыни . По преданию, однажды подвижник сказал содержателю сада Иосифу Никифоровичу Диковскому, что здесь будет основан мон-рь, чьей строительницей и правительницей станет «Царственная жена». Действительно, основательницей К. м. стала вел. кнг. Александра Петровна, с 1879 г. страдавшая от тяжелого заболевания и подвизавшаяся в посте и молитве. В окрестностях Киева она подыскивала место для создания обители, в которой сочетались бы монашеское делание, благотворительность и бесплатная медицинская помощь нуждающимся больным. Дочь Диковского Феодосия продала кнг. Александре Петровне сад, в котором подвизался иеросхим. Феофил. Примечательно, что к тому времени Феодосия забыла о предсказании преподобного и даже не осознала, что исполняет его слова, а вспомнив, рассказала об этом вел. княгине. По просьбе Александры Петровны на могиле прп. Феофила была отслужена панихида. Приобретение данной усадьбы с садом обошлось княгине в 50 тыс. р. Кроме земли, выкупленной кнг. Александрой на собственные средства, в 1889 г. К. м. получил от города безвозмездно еще ок. 2 дес. земли в Дионисьевском пер. Мон. Анастасия (вел. кнг. Александра Петровна). Фотография. 90-е гг. XIX в. Мон. Анастасия (вел. кнг. Александра Петровна). Фотография. 90-е гг. XIX в. Одновременно вел. кнг. Александра Петровна обратилась к митр.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Макарий Махрис. Икона. 1999 г. (ризница мон-ря Ватопед) [Греч. Μακριος Μακρς] (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.) , визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора. Источники Сочинения, посвященные М. М., по-видимому, стали появляться сразу после его кончины. Так, Слово на смерть М. М. составил Георгий Схоларий (впосл. К-польский патриарх Геннадий II Схоларий ), но оно не сохранилось (Συγγρμματα. 1996. Σ. 13). Однако до нас дошли стихи на смерть М. М., написанные тем же автором ( Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 379-380). В 1889 г. А. Пападопулос-Керамевс опубликовал Синаксарь из службы М. М. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1889). Данные, содержащиеся в этой публикации, были в дальнейшем использованы в работах Л. Пти и П. Готье: Petit. 1927 и Gautier. 1974. P. 23-25; краткий очерк истории изучения жизни и творений М. М. см.: Συγγρμματα. 1996. Σ. 14. Важнейшим источником сведений о М. М. является Похвальное слово (Εγκμιον; изд.: L " éloge. 1986. P. 185-236). Оно было написано в К-поле, в мон-ре Пантократора и, по-видимому, обращено к монахам этой обители (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15. Σημ. 17). Временем его написания, вероятно, следует считать 1433 или 1434 г. (Ibid. Σ. 15. Σημ. 18). Автор Похвального слова, возможно, был фессалоникийцем по происхождению (Ibid. Σ. 15) и жил в мон-ре Ватопед в те годы, когда М. М. подвизался там, будучи послушником старца Давида (1409/10 - 1421) (Ibid. Σ. 15. Σημ. 20; L " éloge. § 36, 43, 54; ср.: Πασχαλδης. 2012. Σ. 232-233). В дальнейшем составитель Похвального слова вместе с М. М. находился в К-поле, в частности в мон-ре Пантократора (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15; Πασχαλδης. 2014. Σ. 46-47). По-видимому, М. М. испытывал большое доверие к автору Похвального слова и делился с ним своими мыслями и даже мистическими переживаниями (Συγγρμματα. 1996. Σ. 15). В тех случаях, когда речь идет о событиях, непосредственным участником или свидетелем которых автор Похвального слова не был, он основывает свое повествование на сведениях, полученных от М. М., или на результатах собственного исследования (Ibid. Σ. 15-16). Написанное вскоре после кончины преподобного и несомненно читавшееся тем, кто были свидетелями по крайней мере некоторых описанных событий, Похвальное слово представляет собой ценный и во многом достоверный источник, позволяющий реконструировать биографию М. М. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2561444.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010