Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла СпомМакед Споменици за средновековната и поновата ucmopuja за Makeдohuja: В 5 Ckonje, 1975-1988. (Архив на Makeдohuja) Срезневский. Срезневский И. И. СРМ Сообщения Ростовского музея. Ростов; Ярославль, 1991-. Вып. 1-. Српски jepapcu Сава, еп. Шyмaдujcku. Српски jepapcu. Kparyjebaц, 1996 ССКА Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1888-1948; продолж.: Споменик Српске Akaдeмuje наука и yмjemhocmu. 1948-. ССл Советское славяноведение. М., 1965-1992 [с 2 1992 - «Славяноведение»] СтБЛ Старобългарска литература: Енцикл. речник/Сост.: Д. Петканова. София, 1992 Записи Стари српски записи и натписи. Београд, 1902-1905, 1982-1984р. 3 Стоглав Стоглав. М., 1913; То же//Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 253-402 Строгановский подлинник Строгановский лицевой иконописный подлинник. М., 1869, 1993р Строев. Строев П. М. СУ Сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. М., 1917-1922 Суворов. Право Суворов Н. Учебник церковного права. М., 19125 СУРП Собрание узаконений и распоряжений правительства, изд. при Правительствующем Сенате. СПб., 1863-1917 СЭ Советская этнография. М.; Л., 1931-1991 (с 1992 - «Этнографическое обозрение») Тверской мартиролог Книга памяти жертв политических репрессий Калининской обл.: Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000-2001. 2 т. Типикон Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992. 2 [т.]. Ц.-слав. шрифт ТКДА Труды Киевской Духовной Академии. К., 1860-1917, 1999-. [с 1999 - на укр. яз.] ТКиДТ Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в./Подгот. текста: А. А. Зимин. М.; Л., 1950 ТОДРЛ Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. яз. и лит-ры (ПД). Л.; СПб., 1934-. Т. 1-. Топография Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963. Ркп. ТРАГФ Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. СПб., 1900-1913. 13 кн. Требник Требник: В 2 ч. М.: Моск. Патриархия, 1956, 1974, 1991р. Ч. 1-2; 1984. Ч. 3. Ц.-слав. шрифт Требник большой Требник большой. М., 1884. Серг. П.: ТСЛ, 1992р. Ц.-слав. шрифт Требник Петра (Могилы) Требник/Изд. митр. Петра (Могилы): В 3 ч. К., 1646, 1996р Трефологий Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках: Трефологий Зографского монастыря XIII в.//ЗИАН. 1876. Т. 28. Кн. 1. Прил. 1 Триодь Постная Триодь Постная. М.: Моск. Патриархия, 1992р. 2 ч. Ц.-слав. шрифт Триодь Цветная Триодь Цветная. М.: Моск. Патриархия, 1992р. Ц.-слав. шрифт ТРКФ Тексты и разыскания по кавказской филологии/Рос. АН. Л., 1925. Т. 1 Троицкий. Троицкий В. И. 1 ... ← предыдущая 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 следующая →

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=20

Трояново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1707. Год утраты:1935 (снесена) Адрес: Россия, Смоленская область, Рославльский район, урочище Трояново Координаты: 54.203106, 33.223733 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Среди многих замечательных мест Рославльского уезда Иван Иванович Орловский в своей книге «Краткая география Смоленской губернии» упоминал и Троянову Слободу. Название этого села он связывал с народными преданиями о древнем мифическом Трояне, популярном в Древней Руси. Когда было основано это село и построен в нем первый храм – неизвестно. В 1707 г. помещик Станислав Лешевич-Бородулич построил в селе деревянную церковь во имя Богородицы. Сейчас мы не можем сказать, как эта церковь выглядела и сколько лет она просуществовала. Неизвестно также, в честь какой иконы Божьей Матери был освящен этот храм. В XIX столетии в селе существовала уже новая Богородицкая церковь. Прихожане в 1888 г. на ремонт церкви пожертвовали 245 рублей. С 1904 по 1907 гг. церковным старостой состоял местный дворянин Н.Н. Наумов. Любя всей душей свою приходскую церковь, он не жалел для нее ни средств, ни трудов. Наиболее ценными пожертвованиями Наумова были: серебряный вызолоченный евхаристический набор, серебряная дарохранительница, запрестольные крест и икона, хоругви, ковры. Кроме того, он пожертвовал 250 рублей на иконостас. Живя в трех верстах от храма, старичок Наумов всегда пешком являлся к каждой службе. За свою доброту он заслужил любовь всех прихожан. 1 марта 1907 г. Н.Н. Наумов был вторично избран на должность церковного старосты, к большому неудовольствию местного священника, который почему-то не любил старика и стремился от него избавиться. Но приход отверг всех предложенных священником кандидатов и единогласно выбрал Н.Н. Наумова, который еще несколько лет заботился об украшении приходского храма. Церковь в Трояновой Слободе закрыта в 1931 г., и ее здание передано под школу. Ныне село не существует. Источник: Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. – Смоленск, 2011, с. 197 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49789

Уношево. Церковь Василия Великого. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь была построена в 1750-х г.г. В 1897 г. пристроены Никольский и Покровский приделы. Закрыта в 1931 г., использовалась под школу, затем заброшена и в 2008 г. разобрана. В 2009-2013 г.г. на средства благотворитетелей, районной администрации и жителей села на месте старого храма, в близких к нему формах, выстроена новая деревянная церковь. Крестообразный в плане храм, имеющий в своей основе четверик с купольным световым восьмигранником и главкой, а также гранёную апсиду, выступающие боковые рукава, трапезную и трёхъярусную колокольню, дополнен в междукрестьях разновеликими одноэтажными пристройками. По найденной медной закладной пластинке, строительство деревянного храма началось в 1750 гг. и было закончено к 1757 г., по инициативе и на средства помещика Федора Петровича Корецкого и Андрея Давидовича. Построенный деревянный храм до Октябрьской революции несколько раз перестраивался, а после нее был закрыт властями в 1930 г. и в нем была размещена сельская школа. К 1949 г. снесена колокольня и переделана кровля, к 2008 г. здание признано непригодным к эксплуатации. По благословению епископа Брянского и Севского в 2009 г. началось восстановление храма. Ктиторами выступили бывшие жители села Уношево братья Е.А. и А.А. Стовпец. 30 ноября 2009 г. были перезахоронены, найденные под левым приделом храма, останки помещика села Уношево Ивана Григорьевича Кулябко-Корецкого, умершего в 1888 г., могилу которого разорили в 30-х годах XX века в поисках ценностей. 16 октября 2010 г. в храме закончили сооружение купола, и был водружен и освящен крест. 10 мая 2013 г. Епископ Брянский и Севский Александр освятил храм, после чего была совершена Божественная литургия. http://ynoshevo-vv.cerkov.ru Комментарии и обсуждение В светлые пасхальные дни в селе Уношево Гордеевского района, начинавшемся некогда с постройки храма, вновь возрождается духовная жизнь. Епископ Брянский и Севский Александр освятил здесь воссозданную на прежнем месте деревянную церковь Святителя Василия Великого и возглавил Божественную литургию, а также совершил освящение закладного камня будущего храма в честь Святой Троицы в селе Глинном. (16.05.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36478 ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22989

Объявил об автокефалии «Союза церковного возрождения». Вел активную пропагандистскую деятельность, выступая с публичными лекциями и на страницах советской печати. 15 апреля 1924 г. Патриарх Тихон издал указ о запрещении Антонина в священнослужении и предании церковному суду. Умер в Москве. Анцелович Наум Маркович (1888–1952) – советский государственный и профсоюзный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Член РСДРП с 1905 г. Вел революционную работу в Санкт-Петербурге, Одессе и Крыму. Член Петроградского военно-революционного комитета (1917). Член Петроградского горкома партии и председатель горсовета профсоюзов (1918). Председатель Петроградского губернского профсовета (с 1920). В 1923–1931 гг. председатель ЦК профсоюза работников земли и леса. Секретарь ВЦСПС (1931). Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1927–1934). Депутат Верховного Совета СССР (1937–1946). В 1931–1934 гг. зам. наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1934–1938 гг. уполномоченный Комиссии советского контроля (КСК) по Горьковскому краю, а затем по Ленинграду и области. Зам. председателя КСК (1938). В 1938–1940 гг. – нарком лесной промышленности. Член ЦК ВКП(б) (1939). В 1940 г. снят с поста наркома, в 1941 г. выведен из состава ЦК ВКП(б). Работал в ВЦСПС на разных должностях. В 1945–1949 гг. зам. наркома (министра) торговли РСФСР. Умер в Москве. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) (1862–1936) – архиерей Российской Праволавной Церкви, митрополит. Родился в Бессарабской губ. в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию (1885). Магистр богословия (1895). Ректор Московской духовной академии (1898–1903). Доктор церковной истории (1904). В 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Член Государственного совета с 1907 г. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1910). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит (1917). Член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Неоднократно подвергался арестам. В 1922 г. был привлечен к суду вместе со св. Патриархом Тихоном по делу об изъятии церковных ценностей. С марта 1923 г. в тюрьме. Освобожден из заключения 10 января 1924 г., однако 15 января вновь арестован. В марте 1924 г. был осужден на три года высылки в Бухару. Проживал в Полторацке (Ашхабад), затем переведен в Ташкент (1926). В 1927 г. получил разрешение на свободное проживание в пределах Средней Азии. В 19330Ц1936 гг. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Умер в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перу В. принадлежит неск. сочинений миссионерской тематики. Наибольший интерес представляет кн. «Характер латинской пропаганды в Японской империи и судьбы ее (с 16 и 17 вв. до наст. вр.)» (СПб., б. г.), помимо полемики с католиками содержащая сведения о религ. ситуации в Японии. Соч.: Лжеисидоровские декреталии, или Подложное каноническое право латино-папской Церкви//Холмско-Варшав. епарх. вестн. 1887 (отд. отт.: Варшава, 1887); Из писем преосв. Владимира, еп. Алеутского и Аляскинского//ПрибЦВед. 1888. 10. С. 261-267; Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в 16-м и 17-м вв. и до наст. вр. Воронеж, 1892; Подложные законы, породившие папскую власть, или Лжеисидоровские декреталии. Воронеж, 1892; Слово в Неделю крестопоклонную. Оренбург, 1898; Слово пред молебным пением по случаю начала учения в Оренбургской ДС. Оренбург, 1898. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 253 [Форм. списки В.]; РГБ ОР. Ф. 257. П. 3. Д. 5-9; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 18; ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 63; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 3. Д. 52; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-25834; УЗАГС (М). Объединенный архив. Спр. 2238 от 21.02.2003 г.; ЦИМ СДМ. КП 1385/1-6ъ. Ист.: ЖМП, 1931-1935. С. 119. Лит.: Алеутская епархия и ее новый архипастырь//ПрибЦВед. 1888. 4. С. 95-98; Макарий (Гневушев), архим. Преосв. Владимир, еп. Алеутский и Аляскинский, и состояние Правосл. Русской Церкви в Америке. К., 1890; Руссель Н. К. Житие преосв. Владимира, бывш. еп. Алеутского и Аляскинского, ныне викарного еп. Воронежского. М.: [Лондон], 1895; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 1//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1900. Вып. 7. С. 336-337; Преосв. Владимир, еп. Екатеринбургский и Ирбитский//Екатеринбургские ЕВ. 1903. 24. С. 811-815; Последние дни пребывания преосв. Владимира в г. Оренбурге//Там же. 1904. 1-2. С. 6-14; Иоанн (Снычёв), митр. Митр. Мануил (Лемешевский). СПб., 1993. С. 238; Ворошилин С. Шесть веков иерархии РПЦ на Урале//Уральская старина. Екатеринбург, 1994. Вып. 1. С. 148; Козлов В. Ф. Еп. Владимир (Соколовский)//Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 13-15, 135; Никифорова О. В. Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря//Хоругвь. М., 2002. Вып. 6. С. 61-92; она же. Преосв. Владимир (Соколовский): Екатеринбургский период служения//Там же. Вып. 7. С. 101-143; она же. Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря в Москве - архиеп. Владимир (Соколовский): Оренбургский период служения (1896 -1903 гг.)//Там же. 2003. Вып. 8. С. 112-132; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 203-204.

http://pravenc.ru/text/159076.html

В 1888 г. обитель посетил имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной , наследником цесаревичем Николаем Александровичем и вел. кн. Георгием Александровичем. В монастыре бывали великие князья, в т. ч. ктитор обители вел. кн. Михаил Николаевич, Константин Николаевич , Алексей Александрович, а также обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев ; главноначальствующий на Кавказе кн. А. М. Дондуков-Корсаков. В обители погребен временно пребывавший там и скончавшийся в 1889 г. еп. Сухумский Геннадий (Павлинский). В 1912 г. в настоятельскую должность с возведением в сан архимандрита вступил, согласно уставу, наместник иером. Иларион (Кучин; 1842-1931). До 1914-1915 гг. число насельников постоянно возрастало, в кон. 1900-х гг. в мон-ре подвизалось до 600 чел. братии, в 1915 г.- до 750 чел. Во время первой мировой войны морское сообщение обители с Афоном прервалось, значительно уменьшилось число российских паломников. В мон-ре выполнялся ряд военных заказов; 84 чел. были взяты на фронт, из них больше половины убиты. На 1 янв. 1918 г. братия монастыря насчитывала 602 чел., в т. ч. 39 иеромонахов, 22 иеродиакона, 292 мантийных монаха. Внутренняя жизнь Богослужебный строй, порядок церковных служб, выполнение келейного правила и весь уклад монашеской жизни основывались на общеафонских традициях и чиноположениях Пантелеимонова мон-ря, в особенности на практике, существовавшей у рус. братии, с учетом ряда местных условий. Келейное правило выполнялось перед полунощницей, начинавшейся в 2 часа ночи; за ней следовала утреня. Ранняя литургия начиналась ок. 5 ч. утра и совершалась во всех храмах, кроме соборного. Повечерие, на котором читался акафист, начиналось через полчаса после окончания вечерни. Церковные службы, в частности продолжительные всенощные бдения, совершались с уставной полнотой; к характерным чертам богослужения относились: антифонное пение; канонаршение; чтение, преимущественно на утрене, неск. святоотеческих поучений; молитвенное поминовение имен ктиторов и благодетелей обители за богослужением; отпуст 6-го часа и начало литургии при открытых царских вратах; употребление рипид при игуменском служении; особый порядок пения и чтения 103-го псалма на всенощных бдениях. Укоренились такие афонские обычаи, как стук в деревянное било перед началом богослужения; каждение параекклисиархом кацеей в определенные моменты службы; окропление параекклисиархами молящихся душистой розовой водой в начале всенощного бдения на двунадесятые и храмовые праздники. В соответствии со святогорской практикой т. н. старческие молитвы («Царю Небесный», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» и др.) читал игумен (или в его отсутствие первый после игумена по чину).

http://pravenc.ru/text/2577803.html

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России . В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом ). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 1-20. Ист.: Сибирская жизнь. 1918. Нояб.-дек.; ЖМП, 1931-1935. С. 21. Лит.: Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Иванов В. Н. Огни в тумане. М., 1991; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Томская старина. 1995. 9; Исаков С. А. , Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. словарь, 1834-2002. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917. Томск, 1996; Цыпин В. , прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 115-157; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 105-134; он же. Временные церк. управления на территориях, занятых белыми//Русская Церковь, ХХ в.: Мат-лы конф. «История РПЦ в ХХ в. (1917-1933) в г. Сентендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 70-92.

http://pravenc.ru/text/161101.html

Васькова, жена Р.И. Васькова 119 Вексель, швед, погиб в больнице им. Ф.П. Гааза 110 Велар, см. Виолар Вельчанский Станислав Иосифович (1884 – не ранее 15 сентября 1937), социалист-революционер. Арестован в сентябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 62 Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномученик, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) 153,180 Вербицкий Евгений, участник скаутского движения. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки 391 Веревкин, заключенный участник скаутского движения 346 Виктор (Святин Леонид Викторович; 1893 – 18 сентября 1966), митрополит, в 1930-е гг. епископ Китайский и Пекинский, начальник Российской Духовной миссии в Пекине 170 Виолар [Велар, Виллар], южноамериканский дипломат, муж грузинской княжны Караловой, по другим сведениям Чавчавадзе. Арестован в 1924 г. вместе с супругой по обвинению в шпионаже и отправлен на Соловки 129,136, 223 Вихра Вячеслав Вячеславович (1880–?), чешский военнопленный, спортивный инструктор. Арестован в декабре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 398–399 Владимир Святославович 28 июля 1015), равноапостольный, великий князь, креститель Руси 583 Владимир Иванович, воспитатель детского дома в Одессе 362 Владимир, заключенный участник скаутского движения 393–394, 398, 406–407 Владимир, участник скаутского движения, красный командир 365 Вовонин, охранник 329 Войков Петр Лазаревич (1888 – 7 июня 1927), один из организаторов расстрела царской семьи. Убит в результате покушения 194 Войцеховский Юрий Львович (1905 – 1 сентября 1944), общественный деятель русской эмиграции. Убит в результате покушения 352 Волков Олег Васильевич (1900 – 10 февраля 1996), публицист, на Соловках был дважды: в 1928–1929 и 1931–1933 гг. Автор воспоминаний «Погружение во тьму» 332, 337 Воровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни. В 9 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897–1911. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1–12). М., 1918. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. В 4-х вып. М., 1918. Сергий (Страгородский) , архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПб., 1905. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1994. Степанов (Русак) Владимир. Свидетельство обвинения. Т. 1–3. М,1993. Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931). Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в 20 столетии. М., 1995. Толстой М. В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. Париж, 1960. Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. Феодосий (Процюк), архиепископ. Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине 1917–1943 гг. Т. 1–4, машинопись. МДА. Смоленск, 1978–1979. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. В 5 т. М., 1896. Филарет (Дроздов) , митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4 и доп. т. М., 1885–1888. Филарет (Дроздов) . Мнения, отзывы и письма. М., 1905. Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. М., 1899. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. Кн. 9. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1925–1938). М., 1999. Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь , верующие (1941–1961). М., 1999. Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При содействии М. 18 апр. 1919 г. декретом советского правительства была основана Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК), разделенная на 4 научно-исследовательских института; М. возглавил кафедру истории языка и мышления Ин-та истории первобытно-коммунистического (доклассового) общества, а также стал директором академии (1919-1934). В 1921 г. основал в Петрограде при АН Яфетический ин-т (с 1931 Ин-т языка и мышления им. Н. Я. Марра, ныне Ин-т лингвистических исследований РАН в С.-Петербурге и Ин-т языкознания РАН в Москве) и стал его директором (1921-1934). В 1924-1930 гг. директор Ленинградской публичной б-ки (ныне РНБ). С 3 марта 1930 г. вице-президент АН СССР, в 1929-1934 гг. председатель Российского палестинского об-ва. В 1929 г. по инициативе академиков В. М. Фриче и М. Н. Покровского Секция материалистической лингвистики Коммунистической академии в Москве при содействии Яфетического ин-та включила в план издание в 6 томах 160 работ М. К весне 1931 г. были подготовлены первые 2 тома. Летом 1932 г. план издания избранных работ М. был пересмотрен, ГАИМК совместно с АН СССР приступила к выпуску 5-томного Собрания сочинений М., куда вошли труды по археологии Армении, изыскания по клинописным надписям, работы по истории Кавказа, общественно-политические статьи, работы по исследованию частных вопросов яфетических языков и др. Похоронен на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. М. подготовил большое число ученых, среди его учеников - Джавахишвили, Н. Адонц, И. А. Орбели, Шанидзе, В. И. Абаев и др. Его именем названы улицы в Тбилиси и Сухуми. Дома-музеи М. были открыты в с. Даблацихе (муниципалитет Чохатаури, Грузия) (1999) и в Кутаисском ботаническом саду (2015). Труды Происхождением груз. языка М. заинтересовался еще будучи гимназистом. В 1888 г. написал 1-ю работу «О родстве грузинского с семитическими языками» (издал на груз. языке под заголовком «Природа и свойства грузинского языка» в газ. «Иверия» 86)). В 1908 г. сформулировал основы яфетической теории происхождения груз.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010