Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кафедральный собор — главный храм Ростовской Епархии. Здесь находится архиерейская кафедра архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, а также Епархиальное управление. Собор построен в 1860 г. по проекту архитектора Константина Тона и является уменьшенной точной копией Храма Христа Спасителя в Москве.  В соответствии с историческими документами, на месте Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы изначально находилась ветхая часовня во имя Рождества Богородицы. Позднее, в 1766 году здесь была построена деревянная церковь с тем же наименованием. В 1778 г. ее заменили новой, но в 1791 г. от удара молнии храм сгорел. В 1795 г. на площади Старого базара была построена из камня новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1822 г. Синод переводит ее в ранг " Соборной " . Официальное освящение состоялось 20 апреля 1822 г. К этому времени вместимость собора становится малой, и ростовчане решают строить новый. Сооружение его началось в 1854 г. и завершилось в 1860 г., тогда же состоялось освящение храма. По проекту областного войскового архтитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится четырехъярусная колокольня, разрушенная в 40—50-е гг. ХХ века. Торжественная закладка фундамента колокольни состоялась 29 июня 1875 г. А 22 октября 1878 г., в день Казанской Божией Матери " при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состоялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16.5 т). Прочие колокола подняли ранее - 15-17 октября 1887 г. " . В 1942 г. из-за боязни " демаскировки " были снесены два верхних яруса колокольни. В 1948-50 гг. архитектор Л.Ф. Эберг предлагает проект восстановления колокольни в измененном объеме (без ранее существовавшего третьего яруса), но проект не был осуществлен. Претерпел изменения и сам собор. В послевоенные годы установили иконостас, выполненный по аналогу московского храма Христа Спасителя и художник Волков восстановил росписи в интерьере храма. В настоящее время завершено восстановление колокольни собора. В 1999 г., к 250-летию города Ростова, колокольня была восстановлена в первоначальном виде. Над проектом восстановления работал архитектор Ю.Н. Солнышкин.

http://sobory.ru/article/?object=06365

В 1929 г. после проведения первых собраний по сбору подписей для закрытия храма около 600 прихожан, в основном женщины, собрались для его защиты и согласились разойтись только после того, как им обещали храм не закрывать. Священников тогда же сослали на Соловки, и в 1930 г был снова поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить её не удалось, но большой колокол сняли. В 1935 г. храм передали обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках. В начале 1942 г. храм был закрыт. В нём разместились мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Храм был перестроен, только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что бесформенное здание у Ярославского шоссе когда-то было церковью. В 1991 г. храм возвращён верующим. Первое богослужение состоялось 23 мая 1991 г. Настоятелем был назначен игумен Александр (Агриков, 21 июля 2001 г. возведён в сан архимандрита, 2 сентября 2001 г. была совершена хиротония архимандрита Александра в епископа Дмитровского). В 1995 г. основные работы по восстановлению храма были закончены. В 1999 г. возведена колокольня, 5 ноября 2000 г. на неё поднят и установлен купол со шпилем и крестом. Каждый год 1-го августа (по старому стилю) от храма Владимирской коны Божиеи Матери направлялся крестный ход к Святому ключу (от которого начинался Московский водопровод) и у часовни совершался водосвятный молебен. Начало водопроводу из Мытищ в Москву положила императрица Екатерина II: в 1779 г., по рассказам современников, она сама попробовала воды из родника, появившегося после удара молнии, почему он получил название " Громовый колодец " . В 1804 г. сооружение водопровода по проекту инженера Ф.Б. Бауера, было закончено, к Москве протянулась каменная галерея с акведуком в районе с. Ростокино. Но воды Москве не хватало, в 1826-1835 гг. часть кирпичных галерей была заменена чугунными трубами. В 1853-1856 гг. началась радикальная перестройка по проекту директора Московского водопровода барона Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887). В советское время часовня разрушена. Жизнь прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_х...

Вот что писал приходской протоиерей Иоанн Софронов в феврале 1887 года: " Иконостас - нового устройства, резной, деревянный. Резьба помещена на зелёном фоне и представляет орнаменты в стиле ренессанса. В иконостасе четыре яруса. Царские двери - из двух створов, резные, без фольги. По обеим сторонам царских дверей имеются колонки с коринфскими капителями. Форма верхушек царских дверей обыкновенная, а над ним сияние с изображением в середине резного голубя. Средняя часть иконостаса заканчивается вверху фронтоном, средина которого украшена довольно большим резным изображением Распятия, по обе стороны его расположены такие же резные стоящие фигуры... Стены церковные не расписаны, а выбелены по штукатурке мелом. На стенах, кроме икон, в киотах большого размера позади клиросов, у столбов, стоят с правой стороны образ распятого Спасителя, а с левой - Скорбящей Божией Матери, других изображений нет... На колокольне всех колоколов девять. Все они позднейшего производства; на двух из них, самых больших, в надписи, не представляющей интереса ни в историческом, ни в археологическом, ни в художественном отношении, значится 1852 год, завод Рыжова и жертвователь Чумичёв... " Грабить Преображенский храм начали уже вскоре после революции - " изъятия церковных ценностей " происходили в 1922 году (в ходе общероссийской кампании " помощи голодающим " ). В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда всё-таки были закрыта и передана под полковой клуб. Восемь лет она простояла " без пения " , а в 1942 году немецкое командование разрешило возобновить в нём богослужения. Во время боёв в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно - храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали - до поры до времени, а точнее - до хрущёвских гонений. В 1961 году белгородский горисполком подготовил справку, в которой возмущался тем, что " во время служения в Преображенской церкви пение доносится в аудитории пединститута, в квартиры жильцов и т.д. " , и утверждал, что " церковь по своему расположению несовместима с требованиями воспитания строителей коммунизма " . Последствия не заставили себя ждать - в 1962 году здание вновь упразднённого Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нём в 1973 году. В перестроечные годы всё громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали.

http://sobory.ru/article/?object=03563

Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним - в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что " ...все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать " . К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама. В 1887 - 1890 годах по проекту " неклассного художника архитектуры " А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля. Но всей этой, веками складывавшейся красоте оставалось быть совсем немного, незаметно подкрадывались суровые испытания. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь все больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале ХХ века на мощах этого угодника.

http://sobory.ru/article/?object=00207

С 1645 по 1652 гг. были построены архимандричьи покои. В 1695 – 1697 гг. возведена колокольня. В 1702 г. она сгорела и построена снова в первой половине XVIII в. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 г., при монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг. В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 г. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889 – 1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия. В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм св. ап. Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. В 1935 г. часть зданий монастыря получили в аренду отцы салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал. Руины монастыря Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая.В монастырском соборе была устроена механическая мастерскую, а в храме св. Иоанна Богослова начала работать кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме св. Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 г. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По благословению Святейшего Синода преосвященным епископом Платоном из Золотоношского монастыря были вызваны монахини Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие. Монахиня Феонилла была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе собора. В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились о монастыре такие сведения: Екатеринославский Тихвинский общежительный монастырь основан в 1867 году, первоначально был общиною, а в 70-х годах переименован в общежительный. Храмы монастыря: 1. В Варваринской церкви два престола: 1-й — в честь святой великомученицы Варвары, 2-й — в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. 2. В Тихвинской церкви три престола: 1-й — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 2-й — в память Вознесения Господня, 3-й (с левой стороны) — в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек. Помещение для сестер монастыря имеется, а также все необходимые хозяйственные постройки. Угодья монастыря — 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады. Архивные сведения 1910 года подтверждают, что в обители действовали те же два каменных храма с колокольнями. Угодья обители составляли 700 десятин земли. Известно имя еще одной игумении — Евфалия. Перед окончательным закрытием монастыря, в 1925 году, монахиням удалось вынести святой чудотворный образ; до 1942 года он хранился в квартире монахини Геннадии. Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы Божии. Монахини, проживавшие в городе, возбудили ходатайство перед правящим епископом Димитрием об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Димитрий, выслушав просьбу монахинь, обратился к митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители. По благословению правящего архиерея, было решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в здании просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. После окончания ремонта Варваринского храма чудотворный образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм, по восстановлении же зимнего храма образ был перенесен на первоначальное место. Это произошло в 1943 году.

http://sobory.ru/article/?object=23258

В своих мемуарах митрополит Иоанн упоминает имя отца Леонида как человека, сыгравшего огромную роль в его духовной жизни. Лермонтова Екатерина Владимировна (11.02.1899–09.01.1942), советский палеонтолог, первый исследователь кембрийских трилобитовых фаун на территории СССР, создатель первой стратиграфической схемы кембрия Сибири. Двоюродная сестра митрополита Иоанна (Вендланда) . Окончила Женский педагогический институт (1910) и Петербургский университет (1912). С 1921 года работала в Геологическом комитете, затем во Всесоюзном научно-исследовательском геологическом институте. Основные труды по трилобитам Южного Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Именем Лермонтовой названы некоторые ископаемые животные, водоросли и биостратиграфические подразделения, главным образом кембрия. Лесняк Василий Григорьевич (1928–1995), протоиерей. Родился в Белоруссии. В 1951 году рукоположен во священника. В этом же году поступил в Ленинградскую духовную академию. С 1952 года служил в СпасоПарголовской церкви. В 1957 году назначен штатным священником СвятоТроицкого собора Александро-Невской лавры. В 1976 году назначен штатным священником, а затем настоятелем Спасо-Парголовской церкви. Еще до падения богоборческой власти создал кружок активной православной молодежи, из которого вышел не один десяток пастырей, монашествующие и архиерей. Впервой половине 1990х годов храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности. Лодочников Владимир Никитович (26.05.1887–11.01.1943), советский геолог и петрограф. Окончил Горный институт в Петрограде (1916). С 1918 года работал в Геологическом комитете. Профессор Ленинградского горного института (1922–1930). Проводил геологические исследования на Алтае, в восточной части Саян, на Кавказе. Основные работы посвящены методам исследования породообразующих минералов, а также серпентинитов и связанных с ними горных пород. Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, 1877–11.06.1961), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

345 Действительно, в составе Синодального хора был певчий Сперанский – по имени-отчеству Михаил Александрович, прослуживший в хоре 25 лет, с 1864 по 1890 год, за что ему была назначена пенсия. В 1887 году Синодальное училище (по старому образцу, то есть четыре класса) окончил Константин Сперанский, возможно, сын певчего. 347 Никитский девичий монастырь не соприкасался со двором Синодального училища; сразу за монастырем начинался Большой Кисловский переулок, соединявший Большую Никитскую с Воздвиженкой. 348 К. Саврасенков содержал гостиницу на Тверском бульваре, в которой, вероятно, и помещался трактир. 349 Московский беллетрист А. М. Пазухин печатал свои повести и романы в различных периодических изданиях; в это время был сотрудником газеты «Московский листок» и журнала «Развлечение». 351 «Кружка» существовала для накопления «чайных» денег, получаемых взрослыми певчими во время частных служб. Эти деньги делились периодически между всеми участниками хора. 352 Столь суровая кара митрополита не могла распространяться на Вигилева как на лицо светское. Достоверно известно, что Д. Г. Вигилев, оставив службу в Синодальном хоре (то есть в духовном ведомстве), перешел с 1 апреля 1886 года на службу в Виленский учебный округ (ведомство Министерства народного просвещения); за месяц до ухода он брал отпуск в Петербург и другие города – возможно, для приискания места. Есть также сведения, что Вигилева взял в Вильно бывший прокурор Московской Синодальной конторы А. Н. Потемкин. 363 Программа курса церковного пения, разработанного Никольским для студентов Московской консерватории на 1942/43 учебный год, хранится в ГЦММК (ф. 294, 277). 364 В данных письмах композитора упоминаются его дочери Людмила Никольская (Люся) и Татьяна Фаворская, внуки Галина и Роман, а также погибший на войне зять Глеб Фаворский. 366 Речь идет о поступившем в один год с Никольским в Синодальный хор учителе церковного пения Полтавского духовного училища Александре Орловском. 367 В 1894/95 учебном году в Синодальное училище поступили на службу: профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов (музыкальные формы, контрапункт свободного стиля), преподаватель Московской консерватории Н. Н. Соколовский (скрипка) и профессор Филармонического училища С. Н. Кругликов (гармония).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вавилов ждал, что и его со дня на день отправят на этап. Но проходили недели, месяцы, миновало лето, потом осень, а он все еще оставался в камере. Что случилось? Почему не осуществлялся план, полезный для государства и благодатный для заключенного? Забыл ли Берия про свой замысел или снова вмешались силы, ненавидящие Вавилова? Это остается тайной. Среди десятка людей, которые видели Николая Ивановича в Саратовской тюрьме или слышали о нем от других заключенных, я не нашел ни одного, кто был с ним между июлем 1942 и январем 1943 года. Пятьдесят седьмая камера не велика (сейчас в ней содержат трех заключенных), но во время войны там сидело не меньше десяти-пятнадцати человек. Живы ли вы — однокамерники Николая Вавилова? Если живы — отзовитесь, расскажите конец трагической биографии своего товарища. Пока известно только одно — академик Николай Иванович Вавилов умер в тюремной саратовской больнице 26 января 1943 года. Официальный документ о смерти (копия его хранится в следственном деле) гласит: АКТ о смерти заключенного Мною, врачом Степановой Н. Л., фельдшерицей Скрипи-ной M. E. осмотрен труп заключенного Вавилова Николая Ивановича, рожд. 1887 г., осужденного по ст. 58 на 20 лет, умершего в больнице тюрьмы 1 г. Саратова 26 января 1943 года в 7 часов — минут. Причем оказалось следующее: телосложение правильное, упитанность резко понижена, кожные покровы бледные, костно-мышечная система без изменений. По данным истории болезни, заключенный Вавилов Николай Иванович находился в больнице тюрьмы на излечении с 24 января 1943 года по поводу крупозного воспаления легких. Смерть наступила вследствие упадка сердечной деятельности. Дежурный врач: Степанова Дежурная медсестра: Скрипина. Когда читаешь этот документ в первый раз, кажется, что он свидетельствует лишь о несчастном случае. Пожилой мужчина, очевидно, не очень хорошо одетый, охладился (вероятно, во время прогулки) и заболел воспалением легких. В доантибиотиковую пору болезнь эта по справедливости считалась опасной; для пожилого человека, пробывшего в тюрьме два с половиной года, — тем более… Но чем дольше я вчитываюсь в скупые строки акта, тем более странным кажется мне его содержание.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

«Вавилов был человеком большой интеллектуальной энергии, физической мощи, грандиозных идей и чудовищной работоспособности. Но он был также человеком глубокой скромности, теплого дружелюбия, большой терпимости и благородных побуждений. У тех, кто его хорошо знал, воспоминания о нем вызывают не только восхищение и уважение, но и горячую привязанность. Не будучи революционером, Вавилов искренне верил, что революция в России создала беспрецедентные возможности для прогресса науки, для интернационального содружества в науке и через объединение теории с практикой для улучшения благосостояния людей не только в России, но и в других частях мира. Какой иронией звучит тот, отнюдь не новый в истории, факт, что столь выдающийся представитель лучших идей прогрессивной марксистской идеологии, такой замечательный выразитель мощного прогрессивного научного духа своей страны погублен людьми, стоящими значительно ниже его, людьми, которые по невежеству или из тщеславия вообразили себя единственными последователями прошлого, единственными, способными реализовать его в практике настоящего». Поль С. Мангельсдорф (США. Принстонский университет). «Николай Иванович Вавилов, 1887–1942». 1946 год. «…Я склоняю голову с почтением перед памятью Вавилова и Левитского, имена которых были вехами в биологии начала нынешнего века. Это мои учителя, среди других учителей на этой планете, в этой жизни. Я благодарю их. Они научили меня величию первых страданий научного исследователя. И я желаю, чтобы в трудные минуты я тоже стоял, кроткий, но сильный, на стороне науки и ее прав». Густафссон (Швеция. Государственный лесной институт). «Русская генетика идет новыми путями». 1957. Но за рубежом не только славословили Николая Ивановича и сочиняли газетные протесты. В 1948 году несколько иностранных членов Академии наук СССР демонстративно покинули нашу Академию. В письме на имя Сергея Ивановича Вавилова бывший президент Лондонского Королевского общества, Нобелевский лауреат, биолог сэр Генри Г. Дейл так объяснил свой поступок:

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010