Доложск, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сооружена на искусственных пещерах у подножья древнего городища Доложск. Разобрана в 1950-60 гг., сохранились фундамент и крипта с пещерой. Свод в пещере обрушен в четырех метрах от входа. Предпринимаются слабоактивные действия по восстановлению храма. «Большая церковь, достойная столичного города, сооружена в 1893-1900 годах в селе Пенино. Местные купцы активно помогали средствами в строительстве. Один из них, основной вкладчик — храмоздатель С.Г. Гаврилов из д. Ожево. Он похоронен при алтаре. Проектирование осуществлял архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Кроме Пенино Никонов обозначил перестройки храмов в Никольщине (г. Сланцы) и в Заручье (старый храм 1752-61 гг.; работы велись соответственно в 1893-1898 гг. и в 1896-1899 гг.). Недавно стало известно, что Н.Н. Никонов проектировал храм на знаменитой Доложской Пещере. Освятили его 14.02.1908 г.». В.И. Будько. Архитекторы храмов Сланцевского района. 2002. АРХИВНАЯ СПРАВКА 24. 03. 2000. 171. О недвижимом имуществе церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской губернии. «В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории, в клировой ведомости Успенской церкви в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской епархии за 1916 г. имеются следующие сведения о недвижимом имуществе, принадлежавшем церкви:» «К церкви приписана каменная часовня с каменной колокольней в местечке «Печеры», построенная 14 февраля 1908 г. приходским попечительством. Престол в ней один: в честь Успения Божией Матери». Основание: ф. 19, оп. 113, д. 4325, лл. 66-67. Никонов Николай Никитич. Автор проекта Свято-Успенского пещерского храма. 1849-1918. Учился в АХ. «Имеющий право производить постройки (с 1885). Епархиальный архитектор (с 1893). Автор проектов церквей и часовен в с. Котлы Ямбургсхого уезда СПБ губ., в Москве, Полтаве, Ревеле, монастыря в Новом Афоне.

http://sobory.ru/article/?object=03169

В 1880 г. овдовел, оставшись с 5 детьми. 9 марта 1885 г. еп. Аккерманским, вик. Кишинёвской епархии, Августином (Гуляницким) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия I , Патриарха К-польского, 17 марта возведен в сан архимандрита. Принять окончательное решение о постриге А. убедил товарищ по академии Черниговский еп. Вениамин (Быковский) , желавший видеть А. своим викарием. 20 апр. 1885 г. А. был назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, и настоятелем Елецкого черниговского мон-ря , 9 июня 1885 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. С.-Петербургский Исидор (Никольский) . А. прилагал большие усилия к открытию и обустройству церковноприходских школ Черниговской епархии, за что был награжден орденом св. Анны 1-й ст. 4 марта 1889 г. назначен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, 8 нояб. 1891 г.- епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В Екатеринбурге А. основал отд-ние Палестинского православного об-ва , пожизненным действительным членом к-рого был избран 19 дек. 1893 г. Св. имп. Николай II , являвшийся председателем об-ва, «за теплое содействие целям и деятельности Палестинского общества» 4 мая 1894 г. объявил А. благодарность, пожаловал ему звание почетного члена и поручил председательствовать в отд-нии. 12 нояб. 1894 г. А. был перемещен на Донскую и Новочеркасскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Открыл в Новочеркасске отд-ние Палестинского об-ва, за что 19 окт. 1895 г. был удостоен личной благодарности императора, поручившего А. председательствовать в отд-нии. В авг. 1896 г. А. избрали почетным членом Донского окружного имп. Российского об-ва спасения на водах. С июня по окт. 1900 г. А. присутствовал в Святейшем Синоде. 26 сент. 1900 г. за заслуги на поприще духовного образования был избран почетным членом КДА. По благословению А. 15 окт. 1904 г. открылся Донской епархиальный церковно-исторический комитет, 18 мая 1908 г.- богадельня при кафедральном соборе. Хор архиерейского дома давал концерты в пользу благотворительных учреждений церковноприходского попечительства. Заботами А. завершилось строительство и в 1905 г. состоялось освящение кафедрального собора. В 1905-1906 гг. в революционных событиях оказались замешанными воспитанники Новочеркасской ДС. А. приложил немало усилий для водворения в епархии порядка и спокойствия.

http://pravenc.ru/text/76920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГРАФ Васильевич Еварестов (1.05.1858, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Кирсаново Пономарёвского р-на Оренбургской обл.- 4-8.12.1919, Уфа), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых), прот. Из семьи священника. Окончил Бугурусланское ДУ (1873) и Самарскую ДС (1879), преподавал в Самарском ДУ рус. и церковнослав. языки. В 1885 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия. 16 авг. того же года определен помощником инспектора Уфимской ДС. 24 мая 1887 г. Уфимским и Мензелинским еп. Дионисием (Хитровым) рукоположен во диакона, а 25 мая - во иерея к уфимскому кафедральному собору в честь Воскресения Христова. 30 янв. 1900 г. возведен в сан протоиерея. Е. был трудолюбив, обладал энциклопедическими знаниями, организаторским талантом, даром слова и умением вести полемику. Проповедовал слово Божие, вплоть до 1917 г. являлся благочинным кафедрального собора (с 1897) и домовых церквей Уфы (с 1902); цензором проповедей, «Уфимских ЕВ» и др. епархиальных изданий (с 1896); преподавал; неизменно избирался председателем созданной им эмеритальной кассы Уфимского епархиального ведомства (с 1893), делопроизводителем (с 1891), в 1900-х гг.- председателем епархиальных съездов духовенства. Продолжая педагогическую деятельность в Уфимской ДС, в 1887-1917 гг. состоял в должности преподавателя обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. Член правления Уфимской ДС от духовенства по педагогической и распорядительной части. В семинарии Е. исполнял обязанности инспектора (в 1891, 1894-1896), библиотекаря (до 1903) и ректора (1903-1905). Временно преподавал в ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. Кроме того, преподавал Закон Божий в землемерном училище Уфы. Епархиальный катехизатор (1888-1898), председатель уездного отделения Епархиального училищного совета (1889-1899), председатель Уфимского Епархиального училищного совета (1900-1905), председатель Епархиальной экзаменационной комиссии для ищущих священно- и церковнослужительских степеней (1906-1914).

http://pravenc.ru/text/187035.html

17.04.1997 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил восстановить исполнение указа Св. Синода о почитании в лике местночтимых святых китайских мучеников. День памяти 11/24 июня. См.: История Российской Духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997; Поздняев Д.М., свящ. Православиев Китае (1900–1997 гг.). М., 1998; Он же. Церковь на крови мучеников//Китайский благовестник. 2000. С. 22–26.) (...за что перевели из Орла в Екатеринбург преосвященного Никанора? – Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич, 25.05.1847–27.11.1910) – архиепископ Казанский и Свияжский. Родился в семье диакона с. Солодниково Черноярского уезда Астраханской губернии. Окончил Астраханскую ДС (1868); рукоположен во иерея к Покровской церкви с. Бережновка Царевского уезда Астраханскойгубернии. Овдовев, поступил в КазДА, которую окончил со степенью кандидата богословия (1874); был назначен законоучителем в Казанскую инородческую семинарию. С 30.01.1879 г. магистр богословия. Магистерское сочинение «Изображение Мессии в Псалтири» (Казань, 1879). С 06.10.1879 г. ректорКазДС, с возведением 22.10.1879 г. в сан протоиерея; до 1885 г. преподавал нравственное богословие, затем Св. Писание. 19.01.1889 г. пострижен в монашество, 19.02.1889 г. возведен в сан архимандрита. 07.03.1891 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 16.04.1893 г. епископ Архангельский и Холмогорский. С 10.02.1896 г. епископ Смоленский и Дорогобужский. С 02.01.1899 г. епископ Орловский и Севский. С 28.03.1902 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 26.11.1903 г. епископ Гродненский и Брестский. 09.12.1905 г. возведен в сан архиепископа, назначен архиепископом Варшавскими Привислинским. С 03.12.(31.12.7)1905 г. доктор богословия. Докторское сочинение «Экзегетико-критическое исследование Послания святого апостола Павла к Евреям» (Казань, 1904). С 5.04.1908 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Ревнитель и покровитель церковно-исторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности. Основные труды: «Православно-христианское нравственное богословие» (Казань, 1888), «Объяснение правильного богослужения» (В 3 вып. 2-е изд., Казань, 1892–1893), «Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, и его избранные творения» (СПб., 1893), «Св. Василий Великий , архиепископКесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения» (СПб., 1894), «Толковый Апостол» (В 3 ч. СПб., 1905). Подробнее о нем см.: Кончина высокопреосвященного Никанора, архиепископа Казанского и Свияжского//Православный собеседник. 1910. Т. 3, С. 793–795; Пред могилой в Бозе почившего архиепископа Никанора//Там же. С. 796–804.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Арсений (Изотов Алексей Феодорович), еп.Сухумский Родился 10 янв.1823 года в г.Осташкове Тверской губернии в семье священника. В 1845 окончил Тверскую духовную семинарию, затем Горигорецкий земледельческий институт. С 1847 был преподавателем Тверской духовной семинарии, (вначале преподавал естественные науки, а потом и др.предметы) в то же время исполнял обязанности помощника инспектора семинарии. 6 дек. 1858 года рукоположен во священника и определен к Христорождественскому монастырю. В 1874 перемещен на священническое место к Тверской Предтеченской церкви. II.VI.1878 возведен в сан протоиерея. 19 дек.1880 пострижен в монашество и в 1881 назначен настоятелем в сане игумена в Николаевскую Теребенскую пустынь. 25 марта 1884 возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1885 назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе. С 9 окт. 1893 – настоятель Московского Симонова монастыря. В 1894 управлял делами Иерусалимской Духовной Миссии. 8 февр.1895 хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротонию совершали: Митроп.СПБ Палладий, митр. Московский Сергий, архп. Новгородский Феогност, архп. Варшавский Флавиан, архп.Финляндский Антоний, еп.Нарвский Никандр и еп.Гдовский Назарий. 26 марта 1905 уволен на покой, согласно прошению. Скончался 16 апреля 1909 года в Желтиковом монастыре около Твери. Труды: Речь при наречении во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1895, 5, cmp.I91.· «Святый град Иерусалим и другие святые места Палестины с указанием на важнейшие местности ее». СПБ, 1896. Литература: «Церк.Вед.» 1895, стр.21. -«- 1896, стр.163. -»- 1905, стр.100. «Приб. к «ЦВ» 1895, стр.191. -«- 1900, стр.1981–1988. -»- 1905, стр.609–610. -«- 1910, стр.647. «Церк.Вестн.» 1891, стр.207. -»- 1895, cmp.II. -«- 1895, стр.192. «Прав.Собес» 1905, апрель, стр.727. -»- 1912, сентябрь стр.342. «Мисс.Календ.»1907, стр.130. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1903 г.» стр.212. на 1905 г., стр.216. на 1906 г., стр.260, 261. на 1909 г., стр.286–287. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 551, стр.5. Булгаков, стр.1413. БЭС m.II, стб.2134, 2135. БЭЛ т.4, стб.733. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Ланин Константин Иванович), архп. Ярославский и Ростовский Родился 20 июля 1852 года в семье купца г. Москвы. Окончил Московскую гимназию и Московскую духовную семинарию. В 1878 году поступил в Московскую духовную академию. В 1860 году, будучи студентом, принял монашество. 16 июня 1882 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Дмитровского духовного училища. В 1884 году – соборный иеромонах Московского Донского монастыря. С 1885 года – ректор Костромской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1890 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 1893 по 1896 год – наместник Киево-Печерской Лавры. 2 июня 1896 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 16 марта 1902 года – епископ Псковский и Порховский. 5 дек.1903 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Скончался 5 августа 1904 года. Погребен в Ярославском кафедральном соборе. Оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии. Усердный и благоговейный совершитель службы Божией, ревнитель чинности и благолепия церковного. Труды: „Беседы по поводу недоразумений, касающихся Православной Церкви, высказанные в письме неизвестного” Киев, 1902. «Речь Высокопреосв. Феогносту, митр. Киевскому и Галицкому». ТКДА, 1900, окт., стр.141. «Высокопреосв. Феогност, митр. Киевский и Галицкий. Его кончина и погребение». Киев, 1903. Литература: “Церк. Вед.” 1896, 19–20, стр.163. -“- 1898, II, стр.53. -“- 1902, 12, стр.61. -“- 1903, 50, стр.391. «Приб. к «ЦВ» 1903, 50, стр.1975–1976. -“- 1904, 5, стр.169–172. -“- 1904, 8, стр.269, 312. Булгаков, стр.1403, 1410, 1418. БЭЛ т. II, стб.1936, 2404. БЭЛ т. Х, стб.622. «Душеп. Собес.” 1891, вып. XII, стр.376. «Юбилейный сборник» 1915, стр.181. «Русск. Паломн.» 1904, 2, стр.32–33. - " - 1904, 34, стр.589. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год», стр.76–77. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181 Там же. Оп. 1. 1903 г. Д. 145. В отношении ИАК от 27 июня 1903 г. на имя директора Археологического института Н. В. Покровского , в частности, говорилось: «Получив при отношении Вашем от 24 июня 241 письмо люблинского губернатора, в коем сообщаются данные о стенных росписях костела Св. Троицы в Люблине и о проекте реставрации их, считаю долгом принести Вашему превос­ходительству благодарность от лица ИАК за доведение до нее сведения этого дела, по которому Вы, вероятно, не откажете дать Ваше компетентное заключение в ближайшем реставрационном заседании Комиссии» (ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 82. Л. 69). В 1904 г. по просьбе ИАК Н. В. Покровский давал заключение о случайно найденных предметах в с. Островки на берегу Невы, где под его непосред­ственным руководством силами студентов Археологического института были произведены неболь­шие археологические раскопки (Там же. Л. 73–73 об.). 182 В 1893 г. Н. В. Покровский был назначен инспектором С.-Петербургской Духовной академии с возведением в звание сверхштатного ординарного профессора; в 1894 г. совместно с В. В. Болотовым и И. Г. Троицким входил в комиссию по регулированию учебного процесса в Академии (рассмотре­ние вопроса о подаче семестровых сочинений); в 1897/98 г. состоял инспектором педагогических кур­сов учителей и учительниц церковноприходских школ; с октября 1898 по октябрь 1899 г. временно исполнял обязанности ректора Академии (Журналы заседаний Совета... за 1893/94 учебный год. СПб., 1894. С. 4–6, 290; Журналы заседаний Совета... за 1897/98 учебный год. СПб., 1899. С. 107; Журна­лы заседаний Совета... за 1898–1899 учебный год. СПб., 1905. С. 40; Журналы заседаний Совета... за 1899–1900 учебный год (в извлечении). СПб., 1902. С. 74). В 1896–1898 гг. Покровский временно исполнял обязанности, а с 1898 г. стал директором Археологического института (Журналы заседаний Совета... за 1897/98 учебный год. С. 140–141). 183 Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894. По отзыву И. Г. Троицкого издание было удостоено Макарьевской премии С.-Петербургской Духовной академии (Журналы заседаний Совета... за 1894–1895 учебный год (в извлечении). СПб., 1908. С. 46–47, 66–67). В 1900 г. появилось второе, исправленное и дополненное издание этого труда: Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб., 1900. Помимо материала, изложенного в первом издании, в него вошли извлечения из сочинения Н. В. Покровского «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских», актовой речи 1885 г. «Определения Стоглава об иконах» и «Сийского иконописного подлинника» (Малицкий Н. Ученые труды... С. XV). В 1910 г. вышло третье, незначительно исправленное издание: Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усадьба-Ратьково. Богородицкий Федоровский монастырь. Монастырь Феодоровской иконы Божией Матери /// Епархия неизвестна Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери Год основания:1891. Адрес: Россия, Костромская область, Солигаличский район, Усадьба-Ратьково Координаты: 59.094165, 42.281495 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Троицы Живоначальной Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Богородицкий Феодоровский, построен на земле сельца Ратьково, принадлежавшего помещице А.Ф. Нащокиной, основавшей здесь в 1860-е гг. женскую общину, разместившуюся в большом деревянном двухэтажном доме. В 1869 г. в нем на средства Нащокиной устроили домовую церковь Феодоровской иконы Божией Матери с приделами Иоанна Крестителя и св. мц. царицы Александры. В 1878 г. на ее же средства возвели каменную холодную Троицкую церковь с приделами Введения во храм Божией Матери и святителя Игнатия Ростовского. Нащокина умерла в 1885 г. и была погребена на территории общины. В 1889 г. существовавшая с 1887 г. на кладбище деревянная часовня была обращена в Успенскую церковь. В 1889-92 гг. под наблюдением инженера-архитектора Э.Х. Тидена вместо прежней деревянной выстроили каменную колокольню. В 1891 г. община была преобразована в общежительский монастырь. В 1893-1900 гг. сооружена каменная теплая церковь Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: 1) Богоявления, 2) Архангелов [Михаила и Гавриила?] и препод. Феодора Студита. Расстояние от Костромы 201 в., от Солигалича 1 в. Ближайшие церкви: Входоиерусалимская г. Солигалича в 1 в. и Трехсвятительская с. Одноушева в 9 в. К настоящему времени из культовых построек монастыря сохранился только первый этаж основного объема Троицкой церкви. http://www.old-churches.ru/so_049.htm Характерный для периода эклектики пригородный монастырский комплекс с церковью в русском стиле. Монастырь построен на земле сельца Ратькова, принадлежавшего помещице А.Ф. Нащокиной, основавшей здесь в 1860-е гг. женскую общину (официальный статус с 1872 г.), разместившуюся в большом деревянном двухэтажном на кменном фундаменте доме. В 1869 г. в нем на средства Нащокиной устроили домовую церковь Федоровской Божьей Матери с приделами Иоанна Крестителя и царицы Александры. В 1878 г. на ее же средства возвели каменную холодную Троицкую церковь с приделами Введения и Игнатия Ростовского. В 1880 г. вместо первоначальной дощатой ограды вокруг территории поставили ограду с каменными столбами. Нащокина умерла в 1885 г. и была погребена на территории общины. В 1889 г. существовавшая с 1887 г. на кладбище деревянная часовня была обращена в Успенскую церковь. В 1889-92 гг. под наблюдением инженера-архитектора Э.Х. Тидена вместо прежней деревянной выстроили каменную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=30947

В 1783 г. по ходатайству еп. Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (с 1792 архиеп.) ради чудотворной иконы Божией Матери в Абалацком селении был устроен третьеклассный муж. мон-рь, куда перевели монахов из закрытого третьеклассного Богоявленского Невьянского муж. мон-ря (Тобольской епархии), существовавшего с 1621 г. Первым настоятелем А. м. был назначен эконом тобольского архиерейского дома игум. Маргарит, под руководством к-рого ранее при Софийском соборе Тобольска был построен архиерейский дом и колокольня. В 1797 г. мон-рю определили денежное содержание 1560 р. 2 к. в год, кроме того, обители принадлежали земельные угодья и рыбные ловли. В 1854-1855 гг. при архим. Антонии в А. м. был построен архиерейский корпус, гостиницы для паломников, «зимний» Никольский храм перестроили, главный его престол освятили во имя Св. Троицы, юж. придел - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1885-1887 гг., при игум. Мемноне, состоялось новое переустройство и переосвящение храмов обители: «зимний» Троицкий (бывш. Никольский) храм стал Знаменским, а «летний» - Троицким. С сер. XVIII в. все храмы А. м. украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью. Иконостас Знаменского храма обители был написан в 1820 г. тобольским живописцем И. Плениным. В иконографической программе росписи интерьера Знаменского собора, обновленной в нач. 20-х гг. XIX в., отражена идея распространения и утверждения Православия в Сибири - на стенах храма представлены изображения святителей Стефана Пермского , Иннокентия (Кульчицкого), прав. Симеона Верхотурского . В 1893 г. в А. м. было введено общежитие, определением Святейшего Синода в 1902 г. мон-рь перевели из 3-го класса во 2-й с архимандритским правлением. До 1900 г. в обители проживало не более 15 чел. братии. В 1900 г. в мон-рь с целью исправления иноческой жизни был назначен новый настоятель - бывш. ризничий Валаамского мон-ря иером. Антонин, с ним приехали 57 валаамских иноков, прежняя, «ослабевшая», братия А. м. была расселена по сибир. мон-рям. С этого времени в А. м. был принят строгий устав Саровской пуст. , монастырская жизнь оживилась. В ведении А. м. состоял приписной к нему скит во имя арх. Михаила, открытый в с. Михайловском в 1902 г. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов , женщины в скит не допускались. По сведениям за 1908-1910 гг., в А. м. находились школа для детей хантов, селькупов, ненцев и татар с обучением столярному, токарному, слесарному, портняжному и сапожному делу, мережному вязанию и изготовлению кирпичей, больница для братии, бесплатная лечебница и гостиница для богомольцев.

http://pravenc.ru/text/62412.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010