79 Simon, «Alexis Toth,» 391–392. Given Simon " s depiction of this reaction from Ireland, I find it odd that Simon claims Ireland «took little notice of the incident» (391). 80 O " Connell, 270. 81 Simon, «The First Years,» 206. 82 Simon, «First Years,» 192. It is worth noting that this proposed solution came in correspondence with Ryan since both bishops reacted negatively (and strongly) to Volans’ky’s presence. On the Americanist controversy, see Gerald P. Fogarty The Vatican and the Americanist Crisis; Denis J. O " Connell, American Agent in Rome, 1885–1903 (Rome: Gregorian University, 1974) and Thomas Timothy McAvoy, The Americanist Heresy in Roman Catholicism, 1895–1900 (Notre Dame: Notre Dame University Press, 1963). 83 Ibid., especially 193–194. 84 Simon, «First Years,» 226. 85 Ibid., 232. 86 Rusin, 134. The claim that Toth had already considered Orthodoxy is elicited from Russin’s usage of court transcripts that were, I was informed by the Luzerne county clerk, lost in a 1972 flood from Hurricane Agnes. Russin cited the transcript as Testimony: Greek Catholic Church et. al. v. Orthodox Greek Church et. al. (Court of Common Pleas, Luzerne County, Wilkes-Barre, Pennsylvania, 1894). 87 Russin, 134. Simon notes that the «Reverend Dzubay» mentioned by Toth is likely not Fr. Alexander Dzubay, the colleague of Toth’s who later became an Orthodox priest and bishop and then reverted to Roman Catholicism, which will be discussed below, but Canon Joseph Dzubay of Prešov. See Simon, «Alexis Toth,» 392 n15. 88 Mayer discussed a letter available in the «Slovak State Archives» from Toth to Valy, dated December 16, 1889 (200–201). In this letter, Toth referred to his exchange with Ireland and listed some religious grievances experienced by the Carpatho-Rusyns in America. This letter also mentioned a previous letter dated December 5, 1889, which has been lost. It is unknown whether Toth was including a reference to this letter as well when he mentioned writing three letters. Toth claimed that following his exchange with Ivan Valy and «Reverend Dzubay,» he made up his mind to follow through on something he had long considered – converting to Orthodox Christianity. See Rusin, 134. The minutes from the meeting of the clergy can be found in Kochanik, Rus» i pravoslavie v sievernoi Amerikie, 481–484. John Slivka provides an English translation in John Slivka, Historical Mirror: Sources of the Rusin and Hungarian Greek Rite Catholics in the United States of America, 1884–1963 (Brooklyn, 1978), 3–5. Slivka actually used the version Kochanik published in Svit, which he gave as: Archbishop Peter Kochanik, «Pravoslavije v Siv. Ameriki,» Svit (1920), 12–32. Simon also quotes from the Kochanik’s transcript in «The First Years.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

27 Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1969. С. 137–138; Щетинина Г.И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976. С. 137; Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.Н. Катков и его издания. М., 1978. С. 276. К числу работ, вышедших в рассматриваемый период, относится также монография М.Г. Коротких «Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России» (Воронеж, 1989), содержащая ценную информацию об участии Победоносцева в выработке Судебных уставов 1864 г. 28 Значительный массив фактической информации о последнем этапе правительственной деятельности обер-прокурора представлен в коллективной монографии «Кризис самодержавия в России. 18951917» (Л., 1984), в исследовании Р.Ш. Ганелина «Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция» (СПб., 1991). Отметим также краткие, но содержательные характеристики Победоносцева, данные в работах Л.Г. Захаровой и Ю.Б. Соловьева. См.: Захарова Л.Г. Кризис самодержавия накануне революции 1905 г. Вопросы истории (далее: ВИ). 1972. 8; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л., 1973. 30 После 1991 г. были опубликованы основные труды Победоносцева и перепечатан ряд важных исследований о нем, изданы архивные материалы обер-прокурора. См.: Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996; К.П. Победоносцев : pro et contra. СПб., 1996; «Пишу я только для вас…» Письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым. Новый мир. 1994. 3 и др. Вышли монографии, посвященные отдельным направлениям деятельности российского консерватора – его историко-правовым трудам и участию в подготовке судебной реформы 1864 г., политике на посту главы духовного ведомства (Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев . СПб., 2000; Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996). Различные этапы биографии консервативного сановника, отдельные аспекты его начинаний затронуты в сборнике « Константин Петрович Победоносцев : мыслитель, ученый, человек» (СПб., 2007). Упомянем также работы по истории русской церкви в начале ХХ в., содержащие важную информацию о последнем этапе деятельности Победоносцева на посту обер-прокурора. См.: Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х1918). М., 2002; Ореханов Г. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47 Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . Кн. 2. Месяц Октябрь. М., 1904. – С. 349–356. См. также: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 2. – С. 183–184. 50 Минея праздничная. М., 1914. Сентябрь, 25-е. Служба преп. Сергию Радонежскому. Малая вечерня, стихиры на стиховне, Слава. В службе преподобному Сергию на 5 июля отражено главным образом торжество обретения его честных мощей. 63 По просьбе митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Олонецкого Гавриила преподобный Паисий через схимонаха Афанасия, члена своего братства, передал в Петербург выполненный им церковнославянский перевод Добротолюбия (увидел свет в 1793 г.) и его греческий оригинал. – Сост. 78 Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Отделение второе. Письма к монахиням. М., 1862. – С. 209. 86 Преподобный Моисей (Путилов; 1782-†1862), игумен и старец Оптинский. Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г. – Сост. 90 Иеромонах Ювеналий (Половцев ; 1824-†1904) – дворянин, духовный сын преподобного Макария Оптинского , иеромонах Оптиной пустыни. В 1857–1861 гг. член Российской Духовной миссии в Иерусалиме, затем настоятель Глинской (1861–1862) и Курской Коренной (1862–1867) пустыни, наместник Александро-Невской (1867–1875) и Киево-Печерской (1884–1892) Лавры. Позднее – архиепископ Литовский и Виленский; духовный писатель, переводчик. – Сост. 94 Ср. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим 14:17 ); «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию» (Триодь Постная. Неделя 5-я Великого поста. Утреня, стихиры на Хвалите). – Сост. 96 Епископ Петр (Екатериновский; †1889) – миссионер и духовный писатель. Занимал Якутскую, Уфимскую, Томскую кафедры. В 1883–1885 гг. жил на покое в Оптиной пустыни, скончался в московском Новоспасском монастыре. – Сост. 97 Преподобный Антоний (Путилов; 1795-†1865) – старец, начальник скита Оптиной пустыни (1825–1839), затем игумен монастыря в Малоярославце, брат оптинского настоятеля схиархимандрита Моисея. Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г. – Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

167 . Письма архимандрита Феофана к преподавателю Киевской духовной академии (впоследствии епископу Петру) П. А. Троицкому//Душеспасительное чтение. 1913. Ч. 2. 168 . Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаретовском вечере в МДА//ЖМП. 1964. 2. С. 12–16. 169 . Амман М. М. Очерк Восточнославянской церковной истории. Вена, 1950 (нем. яз.). 170 . Аркадий, архимандрит, настоятель Вышенской пустыни. Тамбов, 1909. С. 90. 171 . Арсений, архим. Духовный дневник. М., 1910. 172 . Архангельский Η. П. Задача, содержание и план системы православнохристианского нравоучения. Симбирск. 1894. С. 18,38. 173 . Беляев А, доц. МДА. Любовь Божественная. Опыт раскрытия глав–нейших христианских догматов из начала любви Божественной. Изд. 2–е. М., 1884. 174 . Бронзов А. , проф. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901. 175 . Он же. Отзыв на книгу: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. Шацк, Странник, 1905 Т. 2. Ч. 2. С. 593. 176 . Вениамин, иеродиак. В обители и у гробницы святителя Феофана, подвижника и затворника Вышенской пустыни. Саратов, 1909. С. 20. 177 . Ветелев А. , прот., проф. Краткий курс Нравственного богословия для III курса МДА. Ч. 1. Машинопись. М., 1970. 178 . Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника А. П. Говорова//Душеполезное чтение. 1894. Ч. 2. 9. С. 62–63. 179 . Воспоминания Вышенского инока о преосвященном Феофане//Прибавление к «Церковным ведомостям». 1894. Март. 10. С. 328–329. 180 . В келии Затворника.//Душеполезное чтение. 1894. Ч. 1. С. 699. 181 . Воспоминания о в Бозе почившем преосвященном епископе Феофане//Пастырский собеседник. 1895. Октябрь. 43. С. 601. 182 . Георгий (Тертышников), иером. Памяти епископа Феофана Затворника . Библиографический очерк//ЖМП. 1973. Март. С. 66. 183 . Он же. Богословское наследие епископа Феофана//Богословские труды. М., 1976. Сб. 16. С. 202–222. 184 . Он же. На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Лейпциг, 1978 (нем. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Кировоградская Основана 26.01.1880 (местопребывание – в г. Елисаветград, с 1924 г. – Зиновьевск, с 1934 г. – Кирово, с 1939 г. – Кировоград). Херсонское (Одесское) викариатство (в 1944–1946 гг. местопребывание – в г. Одесса). Упразднена в 1946 г. Возобновлена в 1947 г. Самостоятельная с 04(17)03.1950. Именовалась: Елисаветградская (и Николаевская); в 1924–1934 гг. – Зиновьевская; с 02(15)08.1944 – Кировоградская и Чигиринская; с 29.06(12.07)1947 – Кировоградская и Николаевская; с 14(27)05.1992 – Кировоградская и Новомиргородская; с 14(27)12.1994 – Кировоградская и Александрийская. Викарная кафедра: Александровская. 10.08.1880 06.08.1883 Неофит Неводчиков 22.01.1884 07.09.1891 Мемнон Вишневский 07.09.1891 30.04.1894 Акакий Заклинский 17.01.1895 23.08.1895 Иоанн Кратиров 08.09.1895 28.03.1903 03.05.1903 04.11.1903 Мемнон Вишневский, паки 30.11.1903 18.07.1905 Феодосий Олтаржевский 18.07.1905 27.08.1905 Алексий Дородницын 27.08.1905 Хрисанф Щетковский 10.12.1906 30.07.1914 30.08.1914 ранее 01(14)09.1921 1921(1919?) 13(26)06.1921 Алексий II Баженов 22.01(04.02)1923 22.01(04.02)1923 28.10(11.11)1929 23.08(05.09)1930 29.07(11.08)1931 Сщмч. Порфирий Гулевич 02(15)08.1944 29.04(12.05)1947 29.11(12.12)1947 08(21)10.1949 07(20)11.1949 08(21)12.1951 08(21)12.1951 03(16)11.1953 30.11(13.12)1952 26.11(09.12)1958 26.11(09.12)1958 22.10(04.11)1962 23.10(05.11) 1962 03(16)11.1962 03(16)11.1962 12(25)05.1965 12(25)05.1965 23.09(06.10)1977 23.09(06.10)1977 03(16)10.1977 в/у Севастиан Пилипчук 03(16)10.1977 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 17(30)09.1989 18.09(01.10)1989 08(21)11.1998 23.10(05.11)1998 2017 Местопребывание определено в Херсоне (см. Приложение 6. С. 867). По ММЛ РПИ, вторая дата иная: 1919 г. Дата 26.01.1918 как дата назначения на кафедру в Николаев не корректна, ибо епископ Прокопий упоминается как Елисаветградский в списке Св. Патриарха Тихона, датируемом кон. 1918 г. Наиболее вероятная вторая дата – первая пол. 1921 г. (перемещение на Херсонскую кафедру). 2026 Митрополит, бывший Новосибирский и Барнаульский. Вторая дата – дата кончины в Москве. Похоронен в с. Переделкино под Москвой. По ММЛ РПИ первая дата иная: 26.11(09.12)1959. 2029 Архиепископ с 24.08(06.09)1974. Вторая дата – определение на покой. Скончался 30.04(13.05)1978. 2033 Противоречие первой даты со второй датой предшественника может быть объяснимо, только если еп. Пантелеймон Романовский был некоторое время временноуправляющим. На сайте www.panteleymon.openua.net. показано – «на кафедре с 30.02.(так! – Сост.) 1999 г. ». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в 3 городах ялтинского уезда в 1884 г. было: а) Церквей 6: из них 4 приходских, 1 в учебном заведении и 1 кладбищенская. б) Служащего духовенства: 3 протоиерея, 6 священников, из которых 1 на псаломщицкой вакансии, 2 диакона, 2 псаломщика и 2 церковника, – всего 13 дух. лиц. Из протоиереев и священников 1 кандидат дух. академии, 5 окончили семинарский курс воспитанниками, 1 начетчиком, 1 уволен из дух. училища и 1 не обучался в духовно-учебных заведениях. в) Не служащих духовных лиц 11+21=32. г) Содержание духовенства: от казны 1133 р. 50 к. и от прихожан и из других источников 1130 р. и 57 ½ дес. земли. д) Прихожан 3090+1978=5068: средним числом на каждого священника 634 д. обоего пола. б) Приходские сельские, приписные и домовые церкви ялтинского уезда Приходские 1. Аутка – греческое селение близ Ялты, в узкой и ровной ауткинской долине, смежной с ялтинскою и окруженной с севера, запада и востока горами с разными породами хвойных дерев. Дорога из Ялты в Аутку окаймлена садами, домами, дачами. Оттого Аутка, расположенная среди роскошной растительности по отлогостям гор амфитеатром, как бы слилась с Ялтой. Воздух в ней очень чистый. Вся эта местность до самой Алушты заселена была греками. В 1779 г. они ушли из Крыма в Мариуполь, но из них до 20 семейств опять вернулись в Аутку, по присоединении Крыма к России. В долине ауткинской есть древние кладбища и развалины древних церквей, наприм.: церкви св. Иоанна, Анастасии, преподобномуч. Параскевы, св. муч. Димитрия Солунского. Но все эти церкви, сколько можно судить по их развалинам и фундаментам, были небольшие: алтарь около 3, а самый храм около 8–10 квадратных саженей и построены в виде продолговатого прямоугольника с полукружием для алтарной части. Св. иконы в них писались прямо на стенах. В той же долине есть пещера Евграф-Хаяси – около 5 саж. длины и 3 саж. высоты: это – древний пещерный храм. 611 В Аутке две церкви: а)      В нижней – небольшая каменная, в виде дома, с деревянным куполом: она перестроена в 1866 г. из древней и освящена в честь Успения Божией Матери. Прежняя церковь , построенная еще до присоединения Крыма к России, была очень мала, и потому, при перестройке, обращена в алтарь, а к нему вновь сделана пристройка для присутствия мирян. Прежде она была приписною к ялтинской церкви, а с конца 1876 г. стала самостоятельною. Метрические и исповедные книги хранятся с 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

27 Поскольку ни составитель, никто другой из светских исследователей не имел доныне возможности ознакомиться с архивом Русской духовной миссии, находящимся в Иерусалиме, в некоторых случаях первоисточником для включённых по их значимости в наш сборник документов остаётся монография архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова) «Русская духовная миссия в Иерусалиме», защищённая им в 1959 г. в качестве кандидатской работы в Ленинградской Духовной Академии и переизданная недавно (Серпухов, 1997). Архимандрит Никодим (1929–1978), направленный в Иерусалим 20 февраля 1956 г. и возглавлявший миссию в 1957–1958 гг., был единственным историком, работавшим с архивом Русской духовной миссии и широко использовавшим его документы в своей книге. Впрочем, публикуемое письмо архимандрита Антонина Б. П. Мансурову, представляющее собой «вопль больной души», цитировалось в более или менее пространных извлечениях в литературе и прежде: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. – СПб., 1907. – С. 103–105; Архимандрит Киприан (Керн) , О. Антонин (Капустин) , архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. – Белград, 1934. Репринт. – М., 1997. – С. 154–155. 28 А. Н. Карцов (1863–1867), В. Ф. Кожевников (1867–1876) и Н. А. Иларионов (1876–1878). После него в Иерусалим вновь был назначен В. Ф. Кожевников (1879–1884). 29 В период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. члены миссии, выехав из Иерусалима, пребывали в Афинах. 30 Имеются в виду деньги, которые доплачивала иерусалимскому консулу, в дополнение к штатному жалованию, Палестинская комиссия из своих средств. Между тем основным источником её средств был «Палестинский сбор», осуществлявшийся по всем храмам России в Вербное воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим. 31 Согласно «Штатам заграничных установлений Министерства иностранных дел», высочайше утверждённым 4 февраля 1875 г., консул в Иерусалиме получал оклад 4,5 тыс. руб., тогда как генконсул в Бейруте – 7 тыс. руб. «Добавка» от Палестинской комиссии почти покрывала различие в окладах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1 . Авраамий (Палицын), келарь. Сказание Авраамия Палицына. Подготовка текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под ред. Л. В. Черепнина. М. – Л., 1955. 2 . Андроник (Трубачев) , игумен. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского. – «Журнал Московской Патриархии», 1986, 7, с. 36–38. 3 . Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1, 2. М., 1878. Ч. 3. М., 1879. 4 . Афанасий (Сахаров) , епископ. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим (в Неделю 2-ю по 50-це). – В кн.: Минея-Май. Ч. 3. М., 1987, с. 308–387. 5 . Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы . – «Журнал Московской Патриархии», 1986, 3, с. 67–70. 6 . Ведерников А. В. Идея Церкви в сочинениях А. С. Хомякова. – ЖМП, 1954, 7, с. 47–59. 7 . Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. М., 1909. 8 . Григорий, епископ Нисский. Творения... Т. 7. М., 1865. 9 . Епифаний Премудрый , преподобный. Жизнь и житие Преподобного Сергия. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981, с. 256–429. 10 . Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения... Т. 3, СПб., 1897. Т. 6, СПб., 1900. Т. 12. СПб., 1906. 11 . Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания... Пер. с лат. епископа Петра. Изд. 2-е. М„ 1892. 12 . Исаак Сирин . Творения... М., 1912. 13 . Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. – В кн.: В. Ключевский . Очерки и речи. Второй сборник статей. М., б. г., с. 199–215. 14 . Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорджанвилль – Нью-Йорк, 1970. 15 . Корсунский И. Покров милости Божией над Лаврою Преподобного Сергия и Сергиевым Посадом во время губительных болезней. – «Богословский вестник», 1892, октябрь, с. 89–121. 16 . Лосский В. Н. О третьей свойстве Церкви. – ЖМП, 1968, 8, с. 72–78. 16а. Монастырские письма. Изд. 3-е, доп. М., 1884. 17 . Настольная книга для священнослужителей. Т. 2. М., 1978. Т. 3. М., 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. М., 1985. Сб. 26. С. 280–306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Кн. 1. [Сергиев Посад], 1995. (Репр. воспр. изд.: Киев, 1915–1916. Кн. 1, 3, 6). Словашевич В., протоиерей. В день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского//Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 24–25. Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Перевод с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор//Журнал Московской Патриархии. 1949. 8. С. 50–55. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество: (По современным Минеям). Париж, 1951. Толстой А. К. Иоанн Дамаскин. Поэма. М., 1876. 35 с. Требник: В 2 ч. М., 1991. Триодь Постная: [В 2 кн.]. М., 1992. Триодь Цветная. М., 1992. Тютчев Ф. И. Сочинения: В 2 т. Т. 1: [Стихотворения]. М., 1967. 284 с. Улуханов И. С. О языке Древней Руси. М., 1972. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. [Сергиев Посад], 1995. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1902). Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви: В 3 т. М., 1996. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1882). Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. М., 2001. (Репр. воспр. изд.: М., 1888). Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы гг.] СПб., 1884. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. (Репр. воспр. изд.: Париж, 1937). Царевский А, А. Святой Иоанн Дамаскин как православный богослов и церковный христианский песнопевец. Казань, 1901. 38 с. Ювеналий, митрополит. Человек Церкви. К 20–летию со дня кончины и 70–летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929–1978). М., 1998. Abraham S. M. Dans nos enfers Christ est venu//La vie spirit. 1979. Mars-Avr. 631.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Варнавы в 1917-1976 гг., а после депортации турками с оккупированной территории окончили свои дни в мон-ре прп. Георгия Аламана. Др. ученик иером. Нифонта и мон. Кирилла, Панкратий (1887-1968), ставший впосл. игуменом мон-ря Пресв. Богородицы Троодитиссы, 2 года работал вместе с ними в мастерской Иоасафеев на Афоне. Арх. Михаил. 1927 г. Худож. Т. Далтас (ризница мон-ря Ставровуни) Арх. Михаил. 1927 г. Худож. Т. Далтас (ризница мон-ря Ставровуни) При ставровунийском игум. Варнаве (Харалампидисе; 1864-1948), ученике иером. Дионисия (Христидиса), иконописная мастерская в этом мон-ре стала ведущей на острове. С 1927 г. иконописанию в Ставровуни обучал приглашенный монахами из Греции худож. Т. Далтас, для творчества к-рого характерна ориентация на академические образцы («Положение во гроб», 20-е гг. ХХ в.; «Арх. Михаил», 1927; «Жертвоприношение Авраама», 1929). В 1939-1940 гг. он преподавал в монастыре Пресв. Богородицы Троодитиссы. Учениками старца Дионисия и Далтаса были игумен Ставровуни Дионисий II (1880-1952) и его брат иером. Стефан (1896-1978), к-рый гл. обр. писал одеяния и занимался разработкой фонов. В ставровунийской мастерской существовало разделение на специализации, поэтому мн. работы выполнены 2-3 монахами-иконописцами. Игум. Дионисий II с иером. Стефаном украсили фресками ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Галате (1930). У старца Дионисия (Христидиса) учился иконописанию писатель-прозаик Н. Николаидис (1884-1956), который в 1907 г. продолжил художественное образование в Школе изящных искусств в Афинах, работал на К. в 1919-1923 гг., а затем эмигрировал в Александрию. Афон продолжал оставаться для ставровуниотов авторитетным центром обучения. Так, иером. Киприан (Хадзигеоргаллис; 1878-1955), ученик игум. Варнавы (Харалампидиса), был послан на Афон, где в Карее его наставником стал старец Хризостом. В сер. ХХ в. на К. возникли иконописные мастерские в жен. монастырях прп. Георгия Аламана (под рук. мон. Павла Ставровуниота), сщмч. Ираклидия, вмч. Мины. Интерес к визант.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010