Ист.: [Хроника]//Киевские ЕВ. 1884. 1. С. 50; Любитель церковного пения (псевд.). Из Киева (духовные концерты)//ЦВ. 1889. 13. С. 243; он же. Из Киева (духовный концерт)//Там же. 1890. 10. С. 178-180; он же. Из Киева (по поводу духовного концерта)//Там же. 1891. 15. С. 232-233; [Хроника]//Киевлянин. 1890. 277, 21 дек.; [О присутствии П. И. Чайковского в Киево-Софийском соборе при исполнении во время литургии его Херувимской]//Там же. 1891. 280, 24 дек. С. 2; Чечотт В. Киевское отделение ИРМО. Экстренное симфоническое собрание [концерт из произв. П. И. Чайковского]//Там же. 282, 28 дек. С. 2; он же. Концерт капеллы Калишевского//Там же. 1893. 6, 7 янв.; Духовный концерт Я. С. Калишевского [: Анонс]//Киевское слово. 1892. 1568, 15 дек.; Божественная литургия [: Анонс]//Там же. 28 дек. 1779; Божественная литургия [: Хроника]//Там же. 1780, 29 дек.; Концерт капеллы Я. С. Калишевского 2 янв. 1893 г. [: Анонс]//Там же. 1782, 31 дек.; Литературно-танцевальный вечер [: Анонс]//Там же. 1893. 292, 22 окт.; Суслов А. Еще несколько слов о духовном пении в Киеве//РМГ. 1899. 25/26. Стб. 653-655; Витошинский Е. М. Хор Калишевского в Киеве//Музыка и пение. СПб., 1902. 1. С. 2-4; 2. С. 3-4; Лисицын М. А. Я. С. Калишевский и его хор//Там же. 1903. 3-5; Крюк с сорочьею ножкою [Компанейский Н. И.]. Король регентов//РМГ. 1906. 48. Стб. 1137-1138; Церковный певчий (псевд.). 35-летнее служение Я. Калишевского церковно-певческому делу//Боян. Тамбов, 1909. 4. С. 7-8; Житомирский М. Г. Я. С. Калишевский (по поводу исполнившегося 40-летнего юбилея его дирижерской деятельности)//Киевлянин. 1915. 4, 4 янв. С. 4; М. Т. К духовному концерту Я. С. Калишевского//Там же. 53, 22 февр. С. 3-4; он же. Духовный концерт Я. С. Калишевского//Там же. 54, 23 февр. С. 4; Яkib Степанович Kaлiшebcьkuй: [Некролог]//Музика. 1923. 8-9; Кошиць О. Спогади. [Bihhiner, 1947]; То же/Автор передмови М. Головащенко. К., 19952. С. 208-214; Biдryku минулого: О. Кошиць в листах до П. Маценка. Bihhiner, 1954. С. 27; Чайковский П. И. [Письма 1890-1891 гг.]//ПСС: Лит. произв. и переписка. М., 1977. Т. XV-Б. С. 311-312, 314; 1978. Т. XVI-A. С. 119-120, 152-153, 158-159, 169-173, 218-220, 230, 281.

http://pravenc.ru/text/1319993.html

2254 О Н. И. Пастухове см. примеч. 86 на с. 380. Во второй половине 1870-х гг. он сотрудничал в газете «Современные известия», откуда ушел, став издателем-редактором «Московского листка». 2255 «Русские ведомости» и «Новости», крупнейшие на тот момент ежедневные либеральные газеты Москвы и Петербурга, издавались с 1863 и 1872 гг. (соответственно); «Сын отечества», ежедневная либеральная газета, выходила в Петербурге с 1862 г. 2257 В 1867 г. издатель и литератор Н. А. Основский попросил Гилярова, как рассказывал позднее последний Суворину «1) подать просьбу об издании газеты и 2) принять на себя, так сказать, домашнюю цензуру вместе с составлением двух-трех статей в месяц. Деньги на издание были обещаны. Но случилось – все пуф, и издание все оказалось на моих плечах, так что после заявленного имени моего даже отступление было невозможно» ( Гиляров-Платонов Н. П. Письма к А. С. Суворину: //Из пережитого. 2009. Т. 2. С. 212). 2258 Дмитрий Иванович Воейков (1843–1896), земский деятель, публицист, автор статей в «Руси», а также в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях»; в 1880 г. правитель канцелярии нижегородского генерал-губернатора графа Н. П. Игнатьева, в 1881–1883 гг. правитель канцелярии МВД. 2260 Принимая в 1867 г. руководство газетой «Москва», которую финансировали московские предприниматели, Аксаков также поставил условием свою независимость как редактора (см.: Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 130, 134–135). 2262 Датировано на сопоставлении двух фактов: данное письмо является ответом на послание Гилярова от 18 сентября 1884 г., а ближайший за этим днем четверг (о котором говорится в конце письма) приходился на 20 сентября. 2263 Николай Александрович Найдёнов (1834–1905), один из учредителей и член правления Московского торгового банка и Торгового дома «А. Найдёнова сыновья», в 1877–1905 гг. председатель Московского биржевого комитета; в 1866–1905 гг. гласный Московской городской думы. 2265 П. И. Санин (1840–1903), председатель правления Московско-Курской железной дороги, член советов Московского купеческого и Московского торгового банков, действительный статский советник. В 1876–1878 гг. вместе с Т. С. Морозовым, Н. А. Найдёновым и С. М. Третьяковым занимался материальным обеспечением болгарского ополчения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Такая же картина расселения прослежена на Смоленщине (рис. 13, II), где в состав групп поселений, занимавших бассейны маленьких речек и разделенных водоразделами, входило по одному городищу-святилищу или убежищу (Седов В. В., 1960, с. 30–47, 126). Такой же характер заселенности в VII–X вв. выявлен на территории Польского Поморья, где выделяются скопления поселений с городищем в центре (osiski W., 1982, S. 186–194). Такая структура заселения территории соответствует сообщению Титмара Мерзебургского (начало XI в.): «Сколько в той стороне областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные» (Хрестоматия, 1961, с. 315). Основная масса культовых сооружений славян – жертвенные ямы и площадки, капища, малые городища-святилища – имела круглую в плане форму, символ солнца, и в то же время отражала представление о мире – «круге земном». Этой идее круга противоречит сооружение, открытое в 1975 г. в Киеве на Старокиевской горе, которое в последнее время рассматривается в качестве святилища (Толочко П. П., Боровский Я. Е., 1979, с. 3–4; Боровский Я. Е., Моця А. П., 1990, с. 124; Козак Д. Н., Боровский Я. Е., 1990, с. 92–93). Здесь была раскопана прямоугольная канава и несколько ям, заполненные щебнем, обломками плинфы и шифера, голосников, цемянкой, кусками штукатурки с остатками фресковой росписи, то есть типичным строительным мусором – вероятно, от разрушенной церкви. Считать эту канаву остатками капища, а тем более фундаментами языческого храма нет оснований. Конечно, еще могут быть сделаны самые неожиданные открытия и со временем станут известны новые типы культовых построек, но пока открытие в Киеве не имеет аналогий и противоречит всем данным об известных языческих святилищах. Храмы Вопрос о славянских языческих храмах довольно спорен. Считается, что они были известны только западным славянам и традиция их сооружения идет от кельтов (Herrmann J., 1978, S. 19–26). Красочные описания храмов северо-западных славян содержатся в немецких источниках XI–XII вв. и археологами раскопано два деревянных храма в Гросс Радене и Фельдберге. Есть краткие упоминания о храмах и у восточных славян. В слове монаха Иакова «Память и похвала св. Владимиру» говорится, что он «разруши храмы идольскыя со лжеименными боги» (Голубинский Е., 1901, с. 241). Олав Тригвесон сопровождал князя Владимира до дверей храма и ждал, пока князь приносил жертвы (Фамицын А. С., 1884, с. 37). В последние годы остатки языческих храмов открыты в западных областях Украины на святилищах Зеленая Липа, Рудники и Звенигород.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1960. Т.16. С.455–456; Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С.202–203; Понырко Н.В. С.56–57 (в двух последних изд. учтены обе известные рукописи). (А.Н.) 703 [Сухомлинов Μ.И.] (прим. 471). C.XLV–LXI; Макарий (Булгаков) (прим. 21). T.III. С. 146–157; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.805–811; Goetz L.K. Die Echtheit der Mönchsreden des Kirill von Turov//ASIPhil. 1905. Bd.27. S. 181–195; Яцимирский А. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV–XVII вв. (ПДП. 162). 1906. С. 147–152; Tschiewskij D. (прим. 477). S.273–275; Еремин И.П. (прим. 476). С.342–349; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р. 136–141; Nadson A. Spiritual Writings of St. Cyril of Turan//EChR. 1967/68. Vol. 1. P. 347–358 [см. также: Podskalsky G. (прим. 474); idem. (прим. 479); idem. (прим. 723); Steindorff L. Einstellungen zum Mönchtum im Spiegel altrussischer Quellen//AKG. 1993. Bd.75. S. 65–90. – Прим. изд. (К.А.)]. 704 Назовем здесь только важнейшие возможные источники (в широком смысле слова): а) еврейские: хотя в Ветхом Завете образы слепца и хромца встречаются неоднократно (см., например: 2Цар.2:6–9 ; Лев.21:18 ; и др.), аналогичная притча в Мидраше отсылает нас к Лев.4:1 (Wünsche А. Der Midrasch Wajikra Rabba. Leipzig, 1884. S.27 f.; Rapoport S. A Treasury of the Midrash. New York, 1968. P. 113 f.); это вероятнее, чем (также предполагавшаяся) связь с вавилонским Талмудом [Synhedrin XI, 1, 2 (fol. 91 a/b), см. изд.: Der babylonische Talmud I Ubers. L. Goldschmidt. Berlin, 1934. Bd.9. S.33 f.; Goldschmidt L. Die rechtswissenschaftliche Section des Babylonischen Talmuds. Berlin, 1907. Bd.2. S.386 f.]; б) арабские (сказки “Тысячи и одной ночи”): Сухомлинов Μ.И. Два семитические сказания, встречающиеся в памятниках русской литературы//Сухомлинов Μ.И. (прим. 94). С.675–677; в) греческие/византийские: Epiphanios Cypr. Panar. haer. 64, 70.6–17/Ed. K.Holl. (GCS. Bd.31). Leipzig, 1922. Bd.2. S.515–517; Anthologia Graeca IX, 11–13/Ed. H. Beckby.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Thiel A. De Nicolao papa I commentationes duae historico-canonicae. Brunsberg, 1859. 2 vol.; Bayet C. Les élections pontificales sous les Carolingiens au VIIIe et au IXe siècle (757-885)//RH. 1884. T. 24. P. 49-91; Lap ô tre A. De Anastasio bibliothecario sedis apostolicae. Lutetiae Parisiorum, 1885; idem. Études sur la papauté du IXe siècle. Torino, 1978. Vol. 1; Roy J. Saint Nicolas Ier. P., 1899; Duchesne L. Les premiers temps de l " État pontifical. P., 19042. P. 233-245; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1906. Vol. 3. P. 1-148; Greinacher A. Die Anschauungen des Papstes Nikolaus I. über das Verhältnis von Staat und Kirche. B.; Lpz., 1909; Conrat M. Römisches Recht bei Papst Nicolaus I.//NA. 1911. Bd. 36. S. 719-727; Lesne É . Nicolas Ier et les libertés des monastères des Gaules//Le Moyen Âge. Brux., 1911. Vol. 24. P. 276-306, 333-345; Perels E. Die Briefe Papst Nikolaus " I.//NA. 1912. Bd. 37. S. 535-586; 1914. Bd. 39. S. 43-153; idem. Papst Nikolaus I. und Anastasius Bibliothecarius: Ein Beitrag zur Geschichte des Papsttums im neunten Jh. B., 1920; Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове. София, 1927, 2007r. Т. 1. Ч. 2; Seppelt. Geschichte. 1934. Bd. 1. S. 241-284; Haller J. Nikolaus I. und Pseudoisidor. Stuttg., 1936; idem. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Stuttg., 1951. Bd. 2; Fliche, Martin. HE. 1938. Vol. 6. P. 367-395, 469-483; Norwood F. A. The Political Pretensions of Pope Nicholas I//Church History. Berne (Indiana), 1946. Vol. 15. P. 271-285; Fuhrmann H. Eine im Original erhaltene Propagandaschrift des Erzbischofs Gunthar von Köln (865)//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1958. Bd. 4. S. 1-5; idem. Papst Nikolaus I. und die Absetzung des Erzbischofs Johannes von Ravenna//ZSRG.K. 1958. Bd. 44. S. 353-358; idem. Einfluß und Verbreitung der pseudo-isidorischen Fälschungen von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. Münch., 1973. Bd. 2. S. 237-288; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Cent.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

7. Lexikon für Theologie und Kirche. 2 neu bearb. Aufl., hrsg. von J. Höfer und K. Rahner. Bd. 1–10. Freiburg, 1957–1967. 8. A Patristic Greek Lexicon. Ed. by G. W. H. Lampe. Fasc. 1–5. Oxford, 1961–1968 (словарь терминологии греческих отцов церкви). 9. Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritter. Basel – Stuttgart, 1971– (словарь философских терминов, встречающихся, в том числе, и у отцов церкви). 10. Theologische Realenzyklopädie. Hrsg. von G. Müller. Berlin – New York, 1977–. 11 . Dizionario patristico e di antichitä cristiane, diretto da A. di Berardino. Vol. I–III. Casale Monferrato – Roma, 1983–1988. 12. Handbuch religionswissenshaftlicher Grundbegriffe. Hrsg. von H. Cancik u. a. Stuttgart, 1988–. 13. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Hrsg. von F.-W. Blautz und T. Blautz. Bd. 1–21. Hamm – Herzberg – Nordhausen, 1990–2003 (новейшее издание, особенно полезное сведениями об ученых, занимавшихся патристикой, теологией, историей церкви и т. д.). VI. Библиографическая литература А) Общие библиографии. 1. L’année philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquité greco-latine, fondée par J. Marouzeau. Paris, 1896 – (подробнейший информационный ежегодник, формально посвященный классической античности, но учитывающий литературу как по отдельным христианским авторам, так и литературу общего характера – раздел «Patres»). 2. Bibliographia Patristica. Internationale Patristische Bibliographie. Unter Mitarb. von K. Aland, H. D. Altendorf, L. Bieter u. a. hrsg. von W. Schneemelcher. Berlin – New York, 1959 – (ежегодный обзор литературы начиная с 1956 г.). 3. L. Stewardson. A bibliography o f bibliographies on patristics. Evanston, 1967. 4. H .J. Sieben. Voces. Eine Bibliographie zu Wörtern und Begriffen aus der Patristik (1918–1978). Berlin – NewYork, 1980. В) Специальные обзоры 1. A. Ehrhard. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung seit 1880. Freiburg i. B., 1894. 2. A. Ehrhard. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung von 1884–1900. Erste Abteilung. Die vornicänische Literatur. Freiburg i. B., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Среди ученых, активно развивавших это философско–богословское течение, – мюнстерский профессор и священник Альберт Штёкль (1823–1895) 720 , профессор Немецкого коллежа в Риме иезуит о. Йозеф Вильгельм Карл Клёйтген (1811–1883) 721 , венский профессор Мартин Грабманн (1875–1949) 722 , лувенский профессор философии Морис де Вульф (1867–1947) 723 , профессор томизма там же и архиепископ Мешлена Дезире–Фелисьен–Франсуа–Жозеф кардинал Мерсье (1851–1926) 724 ; еще один лувенский профессор иезуит Жозеф Марешаль (1878–1944) 725 ; иезуит Луи кардинал Бийо (1846–1931) 726 ; известный богослов и многолетний сотрудник издания «Общества Иисуса» Civilta Cattolica иезуит Маттео Либераторе (1810–1892) 727 ; каноник кафедрального собора в Неаполе и профессор о. Гаэтано Сансеверино (1811–1865) 728 , профессор в Брессаноне и Падуе иезуит Джованни Мария Корнольди (1822–1892) 729 , основатель кафедры церковной истории в университете Фрибурга (Швейцария) и ее первый профессор бельгийский доминиканец Пьер Мадонне (1858–1936) 730 , профессор Католического института в Париже доминиканец Антонэн–Жильбер Сертийянж (1863–1948) 731 , седевакантистский епископ доминиканец Мишель–Луи Жерар де Лорье (1898–1988) 732 , профессор университета Монпелье Эме Форе (1898–1983) 733 , директор Католического института в Париже и Сен–Сюльпис философ и богослов монсеньор Альбер Фарж (1848–1926) 734 , французский иезуит, профессор Папского Грегорианского университета Жозеф де Финанс де Клэрбуа (1904–2000), перешедший в католичество французский философ Жак Маритэн (1882–1973) 735 , французский доминиканец Режинальд Гарригу–Лагранж (1877–1964) 736 , доминиканский богослов Мари–Доминик Шеню 737 , о коем речь пойдет ниже; профессор Сорбонны, Гарварда, Торонтского университета, Коллеж де Франс, член Французской академии и гроссмейстер Ордена Почетного легиона, философ и историк Этьен Жильсон (1884–1978) 738 ; аргентинский прелат Октавио Николас Деризи (1907–2002) – викарный епископ Ла Платы и профессор местных семинарии и университета, а также университета в Буэнос-Айресе 739 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 J.-L. Daval. Journal de l’art moderne 1884–1914. Les annйes dйcisives. Genuve, 1979. С. 12. Цит.: М. Эггер. Archimandrite Sophrony, Moine pour le Monde. In: Buisson Ardent. Cahiers Saint-Silouane l’Athonite, 1996. С. 34. 15 См.: P. Bori e P. Bettiolo. Movimenti religiosi in Russa prima della rivoluzione (1900–1917). Brescia, 1978. С. 52. 16 О религиозно-философских обществах см.: J. Scherrer. Die Petersburger Religiцs-Philosophischen Vereinigungen. Berlin, 1973; Он же. Les «Sociйmйs philosophico-religieuses» et la qukme iduologique de l’intelligentsia russe avant 1917. In: Cahiers du monde russe et soviumique XV, 1974. C. 297–314. 17 Н. Зернов. Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. London, 1963. С. 210 и след. 18 См.: P. Bori. Il radicalismo evangelico tolstojano, e i movimenti settari. In: Movimenti. С. 83–113. О толковании Л. Толстым христианства см.: N. Weisbein. L’йvolumion religieuse de Tolsmon. Paris, 1960. 19 P. Bori. La nuova «conscienza religiosa» e i circoli filosofico-religiosi. Там же. P. 114 и след. 20 P. Bori. S. Bulgakov: A proposito del cristianesimo primitive. Там же. P. 179 и след., особенно P. 185 и след. 21 О славофильстве, см.: В. Рязановский. Russia and the West in the Teaching of the Slavophiles: a Study of Romantic Ideology. Cambridge, Mass., 1952. 40 Архимандрит Софроний. Письмо к Д. Бальфуру. C16 (18/iv-1935). С. 4; M. Эггер (Moine [II]. С. 48) ошибочно полагает, что в жизни отца Софрония это был первый опыт созерцания Нетварного Света, тогда как из писаний отца Софрония можно заключить, что это было не началом, а лишь возвращением того опыта, который ему было дано пережить уже с детского возраста. См.: Видеть Бога как Он есть. С. 34, 179. 52 По биографии прот. Сергия Булгакова , см.: Протоиерей С. Булгаков . Автобиографические заметки. Париж, 1946; Он же. Из дневника. В: Вестник Русского Христианского Движения, 1979. С. 237–268; Н. Антонов. Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание. СПб, 1912. Т. 1. С. 209–290; Л. Зандер. Отец Сергий Булгаков . Краткий очерк его жизни и творчества. В: Протоиерей С. Булгаков . Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1965. С. 5–26; B. Schultze. Russische Denker. Ihre Stellung zu Christus, Kirche und Papsttum. Вена, 1950. С. 335–358; J. Scherrer. Die Petersburger Religiцs-Philosophischen Vereinigungen. Berlin, 1973. С. 86–90, 213–214; В. Зеньковский . История Русской Философии. Париж, 1950. С. 430–457; S. Ъwierkosz. L’Йglise visible selon Serge Bulgakov. Structure hiйrarchique et sacramentelle. In: ОСА, Рим, 1980. P. 7–15; W. Crum. Sergius N. Bulgakov: from Marxism to Sophiology. In: SVTQ, 1983. С. 3–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л., 1973. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.Н. Катков и его издания. М., 1978. Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Изд. 2-е. Л., 1924. Фирсов Н.Н. Победоносцев. Опыт характеристики по письмам. К.П. Победоносцев : pro et contra. СПб., 1996. Щетинина Г.И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976. Эвенчик С.Л. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России. Ученые записки Московского государственного педагогического института. 309. М., 1969. Зарубежная историография Basil J.K. P.Pobedonostsev and the Harmonious Society. Canadian American Slavic Studies. Winter 2003. Vol. 37. No. 4. Basil J. Konstantin Petrovich Pobedonostsev: an Argument for a Russian State Church. Church History. March 1995. Vol. 64. No. 1. Breyfogle N. Heretics and Colonizers: Forging Russia’s Empire in the South Caucasus. Ithaca – L., 2005. Byrnes R. Pobedobostsev. His Life and Thought. Bloomington; L., 1968. Freeze G. Parish Clergy in Nineteenth Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. Geraci R., and Khodarkovsky M., ed. Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia. Ithaca – L., 2001. Geraci R. Window on the East. National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. Ithaca – L., 2001. Kipp J. Tsarist Politics and the Naval Ministry, 18761881: Balanced Fleet or Cruiser Navy. Canadian-American Slavic Studies. Summer 1983. Vol. 17. No. 2. Lindner R. Einhundert Jahre «Moskovsij sbornik» (1896) von Konstantin P. Pobedonoscev. Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropas. 44 (1996). Lindner R. K.P.Pobedonoscev und die russische Reformbuerokratie. Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropas. 43 (1995). Schimmelpenninck van der Oye. D. Toward the Rising Sun: Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan. De-Kalb, 2001 (русский перевод: Схиммельпеннинк ван дер Ойе. Д. Навстречу восходящему солнцу: как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М., 2009).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, идея необходимой связи между явлениями возникает, по–видимому, когда мы встречаемся с рядом сходных примеров построения связи этих явлений…» (Юм Д. Исследование о человеческом разумении. СПб., 1902, с. 83–84). 63 О И.Ф. Гербарте см.: Шишкин Н.О. О детерминизме в связи с математической психологией//Вопросы философии и психологии. 1891, 8. 64 Lotze R.H. An outline of metaphysics. Transl. from german by D. Ladd. Boston, 1884. 65 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 334. 66 Кант И.. Критика чистого разума, перевод Н. Лосского. СПб., 1903 [М., 1994, с. 162. «Так как всякое следствие есть нечто происходящее, — пишет здесь И. Кант, — стало быть, изменчивое, которое обозначает время по его последовательности, то последним субъектом изменчивого служит постоянное как субстрат всего сменяющегося, т. е. субстанция»]. 67 Модус — в системе Спинозы свойство субстанции, присущее ей лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотъемлемого свойства). 68 Акциденция (от лат. accidentia — случай, случайность) — термин для обозначения единичного, случайного, несущественного проявления субстанции. 69 «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется, в действии представляется правилом» (Бэкон Ф. Сочинения в 2–х тт. М., 1978, т. 2, с. 12). 70 Вышеславцев Б. Этика Фихте. СПб., 1914. 71 Интроекция — в широком смысле слова включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей. 72 Сублимация (от лат. sublimo — высоко поднимаю, возношу) — одно из основных понятий психоанализа, введенное в науку 3. Фрейдом и означающее трансформацию сексуальных влечений в социально приемлемую форму. С помощью этого понятия 3. Фрейд выводил из низших психических форм высшие — такие, как научная деятельность, художественное и философское творчество. 73 Левицкий С. Основы органического мировоззрения. Лимбург/Лан: Посев, 1947. 74 В письме к леди Мешэм от 30 июня 1704 г. Лейбниц писал: «Я определю организм, или естественную машину, как такую машину, в которой каждая часть опять есть машина, и, следовательно, тонкость устройства доходит в ней до бесконечности, ибо ни одна мелочь не упущена…» (Лейбниц Г.В. Сочинения в тт. М., 1983, т. 2, с. 594). 75

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010