Почитание Димитрия как святого-воина связано не столько с сюжетом основной части Мучения, сколько с одним из посмертных чудес: Димитрий спасает осажденную Солунь тем, что несмотря на божественное повеление отказывается покинуть город в час бедствия. Текст этого чуда следовал непосредственно за текстом Мучения в Беляевском и Чудовском списках. Текст Мучения и чуда Димитрия издается по списку из Беляевского сборника; исправления сделаны по Чудовскому списку и по списку Торжественника – РНБ, F.I.900, XVI в. Тот же текст, что и в Торжественнике, опубликован в составе Великих Миней Четьих (Октябрь, дни 19–31. СПб., 1880. С. 1883–1891, текст Чуда – там же. С. 1891–1912). При выборе текстуальных исправлений учитывался греческий текст Мучения, по греческому тексту корректировался в некоторых случаях и перевод. МУЧЕНИЕ СВЯТОГО И СЛАВНОГО МУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ Благослови, отче! Максимиан Геркулий, замирив готов и сарматов и обратив их в данников римлянам, пришел в Селунский град и остался там, зловерный и богохульный человек, погруженный в пучину суеверий. Торжествовало тогда суеверное поклонение идолам и кумирам, и повсеместно их чтили, а служителей Бога преследовали и без вины истребляли служивших истинной премудрости. Был среди них блаженный Димитрий, всем известный тем, что не ведал он страха и не терялся перед невзгодами. С юных лет отличался он житием чистым и беспорочным, в душе же хранил слово спасения, и, делясь им с приходящими к нему, поучал с радостью, и убеждал, и проповедовал, следуя апостольской заповеди блаженного Павла к святому Тимофею, который писал и наставлял поступать так во время благоприятное и в безвременье. Этот же блаженный Димитрий был из рода славных вельмож и сенаторов, отслужив первоначально эксцептором, стал анфипатом в Элладе и оратион ипата получил от царя Максимиана. Но тот Димитрий ни во что не ставил земную славу, но следовал животворящему слову, говоря, что человека, погибшего и своими беззакониями умерщвленного, премудрое божественное Слово своим пришествием во плоти отторгло от заблуждений и очистило от всякого безумия и от всякого мрака, свет же воссиял нам и день освобождения в душах, принявших его, принесло Слово то правду и кротость, любовь, надежду, созидая нам жизнь вечную, временное отметая, даря нам вечное нетленное обручение, восстание из мертвых, ходатайствуя за наше возвращение в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростов-на-Дону. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История разрушенного храма начиналась в 1875 году на площади между Средним и Большим проспектами закладкой временной небольшой церкви. Заложили ее в память избавления от опасности императора Александра II во время покушений 1866 и 1867 годов. Проектировал церковь инженер С. Загоскин, размещалась она в створе Никольской улицы (ныне ул. Социалистической). В 1878 году временную церковь освятили, и попечительство по постройке храма продолжило сбор средств на строительство будущей соборной церкви. В 1887 году оно сообщало думе, что собранный из пожертвований капитал составляет 50 350 руб., и просило отвести место для него по линии Большой Садовой улицы. Думская комиссия осмотрела указанное место и согласилась с предложением. Размеры и точные границы территории решили «определить по представлении попечительством на одобрение думой проекта храма». Автором проекта Александро-Невского храма стал архитектор А.А. Ященко. Он происходил из дворянской семьи, в 1871 году окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств со званием классного художника I степени. В первые годы работы в Новочеркасске зодчий занимает должность младшего инженера Областного правления при войсковом атамане. С 1875 года он участвует в завершении строительства Казанского собора Устъ-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. В последующее десятилетие Александр Александрович проектирует и возводит в Новочеркасске учебные здания (Мариинская женская гимназия, духовная семинария, Мариинский институт благородных девиц), выделяющиеся среди застройки города высокими художественными достоинствами. В 1883 году Войсковое правление по рекомендации Академии художеств поручает ему подготовительные работы, а затем — составление третьего проекта новочеркасского Войскового собора: первые два здания обрушились во время строительства. В эти годы в отечественном зодчестве происходило возрождение византийского стиля, который на Юге России стал символом единения славянских народов. Во второй половине 1880-х годов этот стиль становится ведущим в творчестве А.А Ященко. Несколько лет он разрабатывает проект главного и лучшего своего творения — новочеркасского Войскового Вознесенского собора. Одновременно составляет проекты меньших по габаритам храмов для других городов: Оренбурга, Царицына, Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=33882

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Ноябрь Антоний (Храповицкий), еп. Библейское учение об Ипостасном Слове Божием//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 387–394 (2-я пагин.) —387— Все христиане знают, что под Словом в первой главе четвёртого Евангелия разумеется Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, но немногие из них могут восстановить связь этого наименования с ветхозаветными прообразами и пророчествами, с коими связаны все вообще эпитеты, уподобления и образы Апостола Иоанна, как в Евангелии, так и в Посланиях его, так и в Откровении. Эта связь, остаётся неизвестной не только для обычных читателей св. Библии, но и для большинства учёных толкователей, как немецких, так и русских, обыкновенно заимствующих у них, а между тем только через восстановление помянутой связи возможно уяснить истинный смысл евангельского понятия о Слове, и о таком восстановлении её мы и постараемся в этой статейке. Протестантские богословы, а за ними и русские, изучая Библию отдельными отрывками, настолько потеряли возможность восстановлять её внутреннее единство, что гораздо охотнее отыскивают последнее между св. Евангелием и языческой философией, в данном случае – Платоновой. Попытки связать пасхальное зачало Евангелия с учением этого философа о Логосе или Разуме, или даже вывести первое из последнего, создали за границей уже целую, довольно нелепую литературу, которая нашла своё отражение в докторской диссертации кн. Трубецкого: „Учение о Логосе“, где автор, или – точнее – переведённые им с немецкого авторы, стараются установить такую точку зрения, будто учение Платона о Логосе отразилось весьма сильно на иудейской апокрифической литературе, а эта послед- —388— няя – на Евангелии; зависимость же этой литературы и Иоаннова Пролога от псалмопевцев и Соломона, живших задолго до Платона, г. Трубецкой вовсе не отмечает, или, точнее выражаясь, не знает о ней. В 1902 году в „Миссионерском Обозрении“ появилась критическая статья Старобельского, который между прочим доказывал, что в иудейской литературе, как библейской, так и апокрифической, под словом – Мемра никогда не разумелось Платоновское понятие, обозначающее Разум, ибо иудейский термин обозначает только слово, глагол и ничего более, разум же или познание определяется словом яда: точно так же и евангельский Логос обозначает вопреки многим богословам только слово, глагол, а вовсе не разум.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Акишин С.Ю., диак. А.В. Щепёткин. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А.А. Дмитриевского в Казанской духовной академии Обзор содержания ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 135, 152, 154 Лекционные курсы казанского периода жизни А.А. Дмитриевского сосредоточены в нескольких архивных делах фонда ученого среди лекций, относящихся к более позднему, киевскому периоду: дела 135, 152, 154, 196 и 197, хранящиеся в ф. 253 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. При систематизации в 30-е гг. XX в. В. Н. Бенешевичем фонда Алексея Афанасьевича лекции были перемешаны и рассредоточены по разным архивным единицам. Поэтому при определении принадлежности того или иного фрагмента определенным лекционным курсам мы руководствовались, во-первых, учебной программой, во-вторых, датировкой бумаги, в-третьих признаками в самих лекциях и ссылками на научную литературу. А.А. Дмитриевский читал лекции в казанской академии с ноября 1882 по февраль 1884 г., поэтому нас будет интересовать бумага, созданная в это время либо несколько ранее. В первый, 1882/1883 учебный год преподавательской деятельности А.А. Дмитриевский читал I и II курсам церковно-практиче ского отделения историю богослужения в Русской Церкви, а студентам IV курса историю богослужебных книг 217 . согласно отчету КазДА за следующий, 1883/1884 учебный год, Алексей Афанасьевич читал историю богослужения в Русской Церкви опять I и II курсам, что кажется маловероятным: скорее всего во второй год он продолжил чтение лекций уже студентам II и III курсов, преподав тем самым в течение полутора лет весь объем материала, либо студентам II курса дочитывал курс, а студентам I курса начал читать заново. Рассмотрим содержание архивных дел 196, 197, 135, 152 и 154 в порядке их значимости для нас. Названия фрагментам лекционного курса дано нами. 1) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196. «Наука о православном богослужении». Лекции по литургике, прочитанные в Киевской духовной академии. Автографы и записи слушателей. 1880–1883 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.Ю. Дубинский Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1871–1880 гг. Скачать epub pdf Публикуемый список продолжает собой цикл работ о выпускниках семинарий Московской губернии 1 . Сейчас мы обращаемся к Вифанской семинарии в 1871–1880 гг. В период между реформами 1867 и 1883 гг., несмотря на новую угрозу упразднения, Вифанская семинария продолжала исправно обучать будущих клириков и делала это порой эффективнее, чем в столицах и губернских центрах. Располагаясь при Вифанском монастыре, семинария имела для себя ближайшим центром духовного притяжения не крупный город, а Троице-Сергиеву лавру, что, безусловно, сказывалось на формировании личности воспитанников. Бурсаки Вифании, не наблюдая в большом городе «жизни на яркой стороне», довольствовались затем назначением в сельские приходы даже в эпоху «бегства семинаристов», когда в 1870-х гг. по окончании четырех классов семинарии лучшие ученики массово увольнялись и шли учиться в университеты, академии и другие светские заведения. В тот момент в иных селах на священнические места могли поставить клирика с неполным семинарским образованием, а места причта и вовсе многие годы оставались праздными. Отчасти именно высокая доля выпускников, оставшихся в духовном звании, а также добрая память о митрополите Платоне (Левшине) , создававшем семинарию в самом конце XVIII в. и уберегла вифанцев от преждевременного закрытия. Вифанская семинария функционировала до 1918 г. Специфика публикации в рамках периодического издания несколько повлияла на структуру представленной информации по сравнению с опубликованными ранее справочниками. Теперь в записи о воспитаннике после фамилии и имени указывается год его рождения, а затем учебные заведения, в которых он обучался до поступления в семинарию. В подавляющем большинстве случаев начальное духовное образование получалось в Дмитровском, Волоколамском и Звенигородском училищах. Также немало учеников Вифании окончили Переславское училище соседней Владимирской епархии. Обучавшихся перед семинарией в других училищах или на дому было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИФЛЕ Денифле [нем. Denifle] Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 16.01.1844, Имст, Тироль - 10.06.1905, Мюнхен), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф. Род. в семье учителя начальной школы и приходского органиста. После смерти отца (1848) семья переехала в Вильтен (близ Инсбрука), где Д. окончил начальную школу, после чего обучался в школе в Кронбурге, близ Цамса. В 1856 г. получил стипендию и поступил в руководимую регулярными канониками имперскую гимназию в г. Бриксен (ныне Брессаноне, Италия). В 1861 г. вступил в новициат ордена доминиканцев в Граце (Австрия), получив имя в честь Генриха Сузо , в 1865 г. принес вечные монашеские обеты. 22 июля 1866 г. рукоположен во пресвитера. В 1867-1869 гг. служил на приходе в Кашау (совр. Кошице, Словакия). После сдачи экзамена на право преподавания (1869) читал лекции по философии и теологии в новициате в Граце (1870-1880), одновременно занимаясь исследовательской деятельностью. Одной из главных научных тем Д. было творчество нем. мистиков XIV в., мн. сочинения к-рых были собраны им в различных б-ках и в 1873 г. впервые опубликованы в сб. «Das geistliche Leben: Blumenlese aus den deutschen Mystikern des XIV. Jh.» (Духовная жизнь: Антология нем. мистиков XIV в.). В тот же период Д. работал над фундаментальным трудом о нем. мистиках XIV в. «Die deutschen Mystiker des XIV. Jh» (Немецкие мистики XIV в.), изданным уже после смерти автора (1951). В 1880 г. Д. опубликовал на нем. языке произведения Генриха Сузо, положив начало изданию его полного собрания сочинений. Ряд работ Д. был посвящен нем. мистикам Иоганну Таулеру, Иоганну Экхарту, Николаю Базельскому, а также религ. мистическому движению «Друзья Божии», существование к-рого ставилось Д. под сомнение в соч. «Der Gottesfreund im Oberlande und Nicolaus von Basel» («Друзья Божии» в Оберланде и Николай Базельский). В 1880 г. переведен в Рим и назначен ассистентом генерального магистра ордена доминиканцев. В качестве палеографа принимал участие в издании трудов Фомы Аквинского ; в 1881-1883 гг. работал в б-ках и хранилищах Италии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Германии и Австрии, где собрал, описал и ввел в научный оборот ок. 170 ранее неизвестных рукописей Фомы Аквинского.

http://pravenc.ru/text/171690.html

XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне Учреждение общества. – Первоначальная деятельность. – Богадельня. – Собственный дом. – Даровые квартиры. – Пожертвование А. А. и А. А. Львовых. – Состояние средств общества по последнему отчету. – Главнейшие благотворители и деятели. Устав «Благотворительного общества в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне» утвержден 28 апреля 1878 года. Открыто общество в том же году. Первоначально деятельность общества выражалась в выдаче денежных пособий бедным и в взносе платы за воспитание детей в некоторые школы, – все в очень скромных размерах. Потом была открыта небольшая богадельня, в которой, на первых порах поместилось 7 старух и 1 девочка. Богадельня эта с 10 июля 1880 года помещалась в доме Пуни, с платой по 10 рублей в месяц. С 1883 года, вследствие надбавки платы за квартиру и увеличения числа призреваемых, богадельня была переведена в дом Шорохова, где было нанято для нее помещение за 25 рублей в месяц. Затем общество предприняло заботу о постройке собственного дома для богадельни. Отведен был безмездно участок церковной земли в 300 квадратных сажен, на углу Пушкарской и Кронверкской улиц, архитектором Н. В. Лиссопацким составлен был план на постройку деревянного двухэтажного на каменном фундаменте дома, а затем открыта была специальная подписка, которая принесла свыше 7,000 рублей. Главнейшими жертвователями были: А. М. Васильев, К. И. Цветков и М. Т. Пискунова, внесшие по 1,000 рублей, В. И., С. И. Базилевские, внесшие 1,000 рублей, И. К. Куприянов и И. И. Шилов по 300, и по 100 рублей: М. П. Зыбин, И. Я. Хлопонин, А. И. Балашев, М. Я. Краснопольский, Д. П. Захарьев, И. П. Седов. Кроме того, строительными материалами и работами пожертвовали: П. П. Шорохов на 1,600 рублей, Г. А. Данилов и Н. Г. Герасимов, каждый на 300 рублей, П. Д. Захарьевский на 175, А. В. Доронин на 150 рублей. Само общество к этому времени наэкономило из поступлений до 11,000 рублей. С июня 1883 года начались строительный работы, 9 августа, при крестном ходе из приходской церкви, произведена закладка, и к зиме дом был уже вчерне готов, 7 октября 1884 года состоялось освящение здания и перевод в него призреваемых обществом лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон 163 1883 год. Июня 20-го дня Город Одесса. Пантелеимоновское подворье – дом Сушкина 164 Четверг. 1883 год, июня 23-го дня. Нежданно, негаданно очутился я сегодня в половине девятого утра в Одессе и поселился в Пантелеимоновском подворье как паломник, путешествующий на Афон для богомолья. Мое путешествие на Афон совершенно неожиданно для моих родных и знакомых, так как никто из них до самого последнего времени не знал о моем намерении путешествовать (вчера только разослал письма родным); это же путешествие является и для меня неожиданным, так как я хотя думал – и много думал – об этом путешествии и сильно желал его, но чуть-чуть оно не расстроилось вследствие прекращения выдачи паспортов ввиду царящей на востоке тифозной горячки. Мысль о путешествии на Афон засела в моей голове уже давно, еще год назад. Один из моих приятелей-семинаристов Чернятынский в прошлом году совершил путешествие на Афон и не может нахвалиться тем, чего он был свидетелем, не в состоянии передать тех впечатлений, тех чувств, которые волновали его душу при виде безбрежного Черного и Мраморного морей, при пленительном взгляде с Босфора на Константинополь; не может передать того, что он чувствовал при приближении к знаменитому Афону, или Святой Афонской горе, избранной Богоматерью в жребий Себе 165 ; не может нахвалиться тихою и безмятежною жизнью иноков, которым шум мирской жизни совершенно неведом и помыслы которых обращены исключительно на божественное. Полагаю, тут много преувеличенного его поэтическим воображением, так как он и в самом деле маленький поэт (а у поэтов – известно – воображение развито в ущерб другим способностям), но, во всяком случае, он достиг своей цели, и я невольно увлекся его речами об Афоне и вообще о путешествии на Афон и решил еще тогда – это было вскоре по приезде Чернятынского из Афона в средине августа прошлого года – непременно совершить путешествие в этом году, ясно даже не сознавая, с какою целью предприму я путешествие, а просто следуя своему безотчетному чувству. Конечно, его разговоры увлекательные о путешествии не побудили бы к путешествию, если бы у меня не было жилки, как говорят, или страсти к путешествиям. Я сильно люблю путешествия и признаю за ними громадную пользу, в особенности в умственном и в нравственном отношениях. Да и не знаю, есть ли люди, которые не любят путешествия в моем возрасте или, по крайней мере, не признают за ними значения. Если и есть, так это должно быть какие-нибудь «мямли», которым лень и двинуться с места. Ведь человек живой, энергичный, он не утерпит постоянно сидеть на одном месте, потому что движение, жизнь составляют его природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010