Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Заштатная Свияжская подгородная Макарьевская пустынь существует с давнего времени. По преданию, здесь был прежде скит, основанный учеником преподобного Макария – схимонахом Исаией, который и скончался здесь в 1661 году 10 декабря, и погребен в подвальной церкви. Живописное местоположение пустыни в лесу при слиянии р. Свияги с Волгою и сравнительная уединенность от города расположили к ней покойного, и он до гробовой доски остался ее насельником. Прежде принятия монашества Николай Васильевич подверг себя продолжительному искусу и только по истечении 14 лет – 18 декабря 1876 года принял пострижение с именем Нила. Этот период времени был посвящен им усиленным упражнениям в духовных подвигах, чтению святоотеческих творений и ознакомлению с другими обителями. Между прочим, он около года пробыл на Афоне, где ему так понравилось жить, что он хотел остаться там навсегда, но болезнь ног, вследствие отека от продолжительного стояния на молитве, принудила его возвратиться в родную обитель. Покойный все же до конца жизни тяготел к Афону, и через его руки прошли значительные пожертвования на обители этой святой горы. Приняв монашество, о. Нил мог бы довольно успешно двигаться по иерархической лестнице, но он был не честолюбив и сам старался избегать почетных должностей. Тем не менее, выдаваясь из среды братии своими трудами и послушанием, аккуратностью и другими качествами, довольно часто обращал на себя внимание начальства. 10-го июля 1879 года был рукоположен во иеродиакона, 20 января 1880 года – во иеромонаха. В память войны 1853–1856 г. имел бронзовую медаль на Владимирской ленте. 13-го мая 1881 года был назначен казначеем Макарьевской пустыни с поручением настоятельской должности, но по собственному прошению уволен 18 мая. 12 октября 1883 года указом Казанской духовной консистории поручено было ему временно управление пустынью, а 20 октября 1884 года он был снова определен на должность казначея, но снова, по прошению, уволен от этой должности 24 октября. Таким образом, покойный не желал внешними преимуществами выделяться из среды своей братии. Зато развивал в себе другие качества. Он был страннолюбив, благочестив, кроток, обходителен, смиренен, услужлив, благотворителем в простоте сердца и учителем. Его келлию посещали люди различных сословий и состояний, и некоторые из них навсегда уже после этого оставались его друзьями. Речь его была тихая, мерная, убедительная, постоянно основательная и подкрепляемая изречениями из Св. Писания, творений святых отцов и частыми примерами из их житий. Он то ободрял упавшего духом, то примирял ссорящихся, то делил горе ближнего, часто сам становясь вместе с ним перед образом на колени и присоединяя свою теплую молитву к молитве обездоленного или кающегося. Предметом его наставлений были самые разнообразные темы. Особенно любимыми из них были: о мире в семье, милосердии к ближним, уповании на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иринеи (Орда Харисим Михайлович), еп.·Орловский и Севский Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице. Обучался в Полтавской духовной семинарии· В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.· 26 апр.1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания. 25 сент.1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.· С 1880 года – благочинный Киево-Подольских церквей.· 4 авг.1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре· С 12 июля 1890 года – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 19 дек.1892 года – епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.· С 17 июля 1893 года – епископ Тульский и Белевский. С 2 ноября 1896 года – епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС m.II, в стб.1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., стр.106–107). С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии. С 29 марта 1900 года – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 28 марта 1902 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца. Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей " · В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания . Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович), архп. Мцхетский и Тбилисский Католикос-Патриарх всея Грузии Родился 10 ноября 1854 года в семье священника Грузинской епархии. В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. С 1883 г. – помощник смотрителя Телавского духовного училища. В 1865 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище. В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище. 2 ноября 1896 г. пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б. Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря – благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе”. 10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита. 23 авг.1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: Экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид. С 12 авг. 1900 года – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии. С 10 марта 1902 года – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 3 мая 1903 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 23 апреля 1904 года – епископ Орловский и Севский. С 3 февр.1906 года – епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию. С 25 янв.1907 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 15 февр. 1908 года уволен на покой. Будучи на покое, проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском св. Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии). С 10 янв.1915 года – епископ Полоцкий и Витебский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Котёл. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и свт. и чуд. Николая (слева). Первый деревянный храм был во имя Архистратига Михаила. В 1795 г. построен второй по времени деревянный храм, антиминс его левого придела в честь свт. и чуд. Николая был освящен 18 мая 1798 г. На средства губернского секретаря Николая Ильича Иванова в 1841 г. храм был капитально отремонтирован и поднят на каменный фундамент. Имел четыре престола: в настоящей – во имя Толгской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Михаила и в трапезной – во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя свт. и чуд. Николая. Расположение алтарей рядом друг с другом было весьма неудобным, поэтому решено было приступить к постройке нового храма. При этом часть потолка и пола употребили на изготовление иконостасов для новой церкви. Старая церковь была продана Керенскому Тихвинскому женскому монастырю за 440 руб. и поставлена на монастырском хуторе. В 1869 г. прихожане пожертвовали 200 руб. на устройство церковной ограды. Каменный храм строился с 1874 (1873) по 1880 (1882) г. по благословению преосвященного Григория, нашедшего неудобным расположение престолов в прежнем храме, и по инициативе председателя приходского попечительства, впоследствии церковного старосты (1883–1901) Ивана Ивановича Попова и его помощника, крестьянина Сергея Ивановича Мясникова. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 24 октября 1882 г., приделы – 9 сентября 1884 г. Постройка его вместе с тремя иконостасами обошлась в 40 тыс. руб. На изготовление иконостасов пошла часть потолка и пола из старого храма, который был продан в октябре 1888 г. Керенскому женскому монастырю за 440 руб. и поставлен на монастырском хуторе. В 1887 г. на Афоне были приобретены две иконы Пресвятой Богородицы – “Неопалимая Купина” и “Иерусалимская”, а в следующем году для них сделаны киоты за 400 руб. В 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=04066

Лысково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты История Лысковской церкви уходит в глубокую древность. Возможно, церковь существовала в XIII-XIV веках, т. к. Лысково упоминается впервые в " Жалованной грамоте " 15 декабря 1505 года как большое поселение. В 1628 году в Лысково был основан униатский базилианский монастырь, а православный монастырь в этом селении впервые упоминается в документах в 1689 году как женский Покровский монастырь, которому король Август II в 1720 году выдал по настоянию российского императора Петра I жалованную грамоту как одному из немногих оставшихся в Православии монастырей. Ведомость о церкви 1859 года гласит: «Как видно из надписи, сделанной на стекле, церковь сия построена в 1725 году, кем - по документам не показано». К этой церкви 4 апреля 1842 года утвержден штат причта, а церковь за ветхостью и отсутствием средств для ремонта, приблизительно в 1892-1893 гг. была разобрана. Иконы и церковная утварь были перенесены в бывший римо-католический костел, построенный в 1783 году и 22 июля 1880 года выгоревший от удара молнии. Правительство ассигновало 8952 рубля 30 копеек серебром для восстановления данного костела, но уже в качестве православной церкви взамен разобранной. В 1883 году весной и летом на колокольню, находящуюся над притвором храма, был водружен купол, а в остальном здании были сделаны потолочные перекрытия, потолок, стропильные конструкции и железная крыша. Дальнейшие работы были приостановлены из-за наступления холодов. В 1884 году работы возобновились за счет правительственных сумм Гродненским церковно-строительным присутствием с подряда по смете, первоначально составлявшей 8952 рубля 30 копеек и дополнительной - на 3094 рубля 12 копеек под надзором и руководством техника инженера Золотарева. Устройство иконостаса и установка икон ознаменовали окончание работ. Таким образом, от бывшего Лысковского костела остались лишь стены и часть сводов. 11 декабря 1886 года церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=27646

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Архангельский. Фотография. 1892 г. (ГИМ) Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова . С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

http://pravenc.ru/text/76438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (23.01.1849, погост Чернейка Ржевского у. Тверской губ.- 23.03.1918, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов. Род. в семье священника. Окончил Тверскую ДС, обучался в МДА (1868-1871), ученик А. В. Горского , оказавшего большое влияние на В. В 1871-1873 гг. под рук. И. И. Срезневского и В. И. Ламанского слушал курсы слав. филологии в С.-Петербургском ун-те. Тогда же начал собирать материалы для своих буд. трудов по текстологии НЗ. В 1873-1875 гг. работал в б-ках Берлина, Вены, Праги, Любляны, Загреба и Белграда. По материалам, собранным во время этой поездки, было опубликовано археографическое исследование «Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: берлинской, пражской, венской, люблянской, загребской и двух белградских» (СПб., 1882). В 1875-1901 гг. преподавал в МДА, будучи приват-доцентом (1875), доцентом (1879), экстраординарным профессором (1883), ординарным профессором (1896), заслуженным ординарным профессором (1901) по кафедре рус. и церковнослав. языка с палеографией и историей рус. лит-ры. В 1878-1880 гг. преподавал рус. язык в Сергиевопосадской прогимназии. Член правления (1897-1902) и почетный член (1902-1918) МДА. В 1894 г. избран членом-корреспондентом имп. С.-Петербургской АН. Член совета братства прп. Сергия в МДА (1901-1910). В 1901 г. согласно прошению ушел за штат, но продолжал читать лекции до сер. 1905 г. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Среди трудов В. наибольший интерес представляют исследования о происхождении и текстологии слав. новозаветных текстов. В 1879 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в.» (М., 1879) (рецензенты И. Д. Мансветов и В. О. Ключевский ). К изучению слав. Евангелия В.

http://pravenc.ru/text/155328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Николай (Налимов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался). В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров) ). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии. После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010