Февраль 1881 г. 1 февраля Благодарю Господа, даровавшего мне дар вожделенного здравия после болезни довольно тяжкой (простуды). Человек плоти и крови есть антихрист, потому что страстями своими испровергает в себе образ Божий, восстановленный в Крещении, Миропомазании и Причащении, вносит в душу и тело свое скверны греха, растлевающие душу и тело, удаляет от себя Духа Божия и делается жилищем нечестых духов. С какой высоты искупления он ниспадает! Какого достоинства лишается! Достоинства сыноположения, достоинства наследника Божия, сонаследника Христова, наследника Царствия вечного, наследия неувядаемого, непорочного, нетленного. О, если бы помнил и знал это грешник христианин! Когда искушает тебя страсть плотская, вспомни тогда живо, какие страдания претерпел за тебя на кресте Господь Иисус Христос , чтобы избавить тебя от страстей и от вечных мук, уготованных тебе, многострастному, и попирай свои страсти, да и плоть свою презирай со всеми ее нелепыми, нечистыми страстями. Истинный христианин непрестанно возносит горе ум и сердце свое и питает их высокими созерцаниями и чувствами: там, на небе, его сокровище, его блаженство, его сладость, его радости, к земле же и всем ее благам, как грубым, преходящим и временным, он равнодушен; его не привлекают земная красота, сладость, слава, земное богатство, блеск, роскошь, знатность, земные радости и увеселения – всё это ему, как страннику, чуждо. Только человек маловерный или неверующий живет умом и сердцем на земле, привязанный к земным благам, к земным сладостям грубым, к земным красотам увядающим и исчезающим, к земной славе, как дым исчезающей, и не любит возноситься на небо, которое не есть его родная стихия, так как он сам не сроднился с нею, погрязнув в мирских заботах и страстях. Пресвятая Дева Богородица соединила Бога Слова с человеками и кольми паче 21 соединилась преискреннейшим, высочайшим Божественнейшим единением с простейшим Божеством, почему и возвеличилась превыше Херувимов и Серафимов. Да помышляем мы, христиане, чаще о высоте своего звания и да стараемся быть его достойными, преуспевая во всех добродетелях, бесконечно отвращаясь всякого греха. О природа обоженная! Будь достойна обожения. Но – увы! как назло, человеки крайне унижают себя, ругаются над собою, низвергаясь в тину всяких грехов; беззаконие разливается на земле, человек делается хуже скота бессловесного. 2 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Харьков. Церковь Пантелеимона Целителя на Песках. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона (на Песках) В 2000 г. от Рождества Христова Свято-Пантелеимоновскому храму г. Харькова исполнилось 115 лет со дня освящения. Пески возникли на рубеже XVIII XIX вв. когда за клочковым хутором, который дал название улице, в окружении многочисленных левад, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилось несколько крестьянских семей. В первой половине XIX века северная окраина Харькова Пески были предместьем г. Харькова, хуторком хат в 30, рубленных, мазанных глиной и крытых соломой. Население Песков состояло из крестьян-малоросов, занимавшихся хлебопашеством. Многие из них, имея 1015 пар волов, занимались, до проведения железной дороги, чумачеством, доставляя произведения юга на север и обратно. Песчаное подгорье с востока примыкало к Университетской горе и саду, с запада к земле крупных владельцев Бедрягиных, с севера Сердюковых: на юге были непроходимые болота, позже преобразованные в городской скотоприимный двор, к которому примыкали левады и огороды песковских хлебопашцев. Со временем район Песков быстро разрастается. Идет переселение крестьян в другое место, а земля застраивается. На этой земле, для какого-то университетского здания, оставлен был незастроенным лишь тот участок, в 784 кв. саженей, где сейчас Пантелеимоновский храм. На этом участке под горой от громового удара открылся источник прекрасной воды, которая считается и до сих пор целебной. Вскоре, по распоряжению губернатора Кокошкина, под этой горой вырыто было несколько колодцев, снабжавших жителей Песков здоровой водой. С увеличением населения возрастала потребность в выделении Песок в самостоятельный приход. Еще в 1866 г. Г.Г Федоров много хлопотал, чтобы Университет отдал эту незастроенную землю под церковь. По многим причинам эта попытка не увенчалась успехом. Прежде всего у населения не оказалось средств для постройки. Старые обыватели обеднели: железная дорога подорвала чумачество, а распоряжение губ. Кокошкина не ставить на Песках стогов хлеба и сена дурно отозвалось на хлебопашестве. К началу 1880-х гг. в этом районе появляются несколько выдающихся по своему общественному и материальному положению лиц: К.Н. Захарьев, Н.А Жевержеев, В.Ф. Федоров, В.И. Богданов, М.Ф. Алексенко и др. В январе 1882 г. было подано прошение преосв. еп. Харьковскому Иустину, который дал добро. О большом желании иметь храм свидетельствует и сумма в 10 тысяч рублей, собранная при сборе подписей среди жителей.

http://sobory.ru/article/?object=03882

Акишин С.Ю., диак. А.В. Щепёткин. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А.А. Дмитриевского в Казанской духовной академии Обзор содержания ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 135, 152, 154 Лекционные курсы казанского периода жизни А.А. Дмитриевского сосредоточены в нескольких архивных делах фонда ученого среди лекций, относящихся к более позднему, киевскому периоду: дела 135, 152, 154, 196 и 197, хранящиеся в ф. 253 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. При систематизации в 30-е гг. XX в. В. Н. Бенешевичем фонда Алексея Афанасьевича лекции были перемешаны и рассредоточены по разным архивным единицам. Поэтому при определении принадлежности того или иного фрагмента определенным лекционным курсам мы руководствовались, во-первых, учебной программой, во-вторых, датировкой бумаги, в-третьих признаками в самих лекциях и ссылками на научную литературу. А.А. Дмитриевский читал лекции в казанской академии с ноября 1882 по февраль 1884 г., поэтому нас будет интересовать бумага, созданная в это время либо несколько ранее. В первый, 1882/1883 учебный год преподавательской деятельности А.А. Дмитриевский читал I и II курсам церковно-практиче ского отделения историю богослужения в Русской Церкви, а студентам IV курса историю богослужебных книг 217 . согласно отчету КазДА за следующий, 1883/1884 учебный год, Алексей Афанасьевич читал историю богослужения в Русской Церкви опять I и II курсам, что кажется маловероятным: скорее всего во второй год он продолжил чтение лекций уже студентам II и III курсов, преподав тем самым в течение полутора лет весь объем материала, либо студентам II курса дочитывал курс, а студентам I курса начал читать заново. Рассмотрим содержание архивных дел 196, 197, 135, 152 и 154 в порядке их значимости для нас. Названия фрагментам лекционного курса дано нами. 1) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196. «Наука о православном богослужении». Лекции по литургике, прочитанные в Киевской духовной академии. Автографы и записи слушателей. 1880–1883 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype="" > Берлинский конгресс 1878 года и его влияние на положение в Сербии и на Балканах в оценках русского историка-слависта П.А. Кулаковского 06.12.2023 33 Время на чтение 21 минут Источник: Наука Вера Культура Берлинский конгресс. Серия восстаний славянских народов против турецкого владычества на Балканах в 1870-е гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги последовавшего за ней в 1878 г. Берлинского конгресса, в известной мере нивелировавшего итоги победы России над Османской империей, имели важные и довольно противоречивые последствия для балканских народов и государств, включая Сербию и Болгарию. С одной стороны, провозглашение независимости Сербии в августе 1878 г. и её последующая трансформация в королевство в 1882 г., безусловно, укрепили статус Сербии как полноценного суверенного государства. С другой стороны, хроническое отсутствие внутриполитической стабильности в стране, постоянная борьба за власть между соперничающими политическими группировками, рост общественного недовольства политикой последних представителей династии Обреновичей, а также многочисленные внешнеполитические вызовы в последние десятилетия XIX в. стали серьезным испытанием для сербской политической элиты. Колоссальное внимание Берлинскому конгрессу и его влиянию на внутриполитическое и внешнеполитическое положение в Сербии и на Балканах уделил известный русский историк-славист, общественный деятель и публицист, профессор императорского Варшавского университета П.А. Кулаковский (1848-1913). Будучи одним из наиболее известных и авторитетных русских ученых-славистов второй половины XIX в., П.А. Кулаковский с 1878 по 1882 гг. являлся профессором русского языка и литературы в Великой школе в Белграде и был непосредственным свидетелем влияния данных событий на общественно-политическое положение в Сербии. П.А.Кулаковский. http://rasl.ru/events/2019_events/kulakovskie.php Имея обширные контакты среди сербской политической элиты и сербской интеллигенции и прекрасно ориентируясь в вопросах сербской истории и в текущей международной ситуации, П.А. Кулаковский в своих заметках о Сербии, опубликованных сразу после его возвращения из Белграда в Россию в 1883 г., оставил подробное описание внутриполитического положения в Сербии в конце 1870 – начале 1880-х годов, которое до сих пор представляет собой ценный исторический источник. Кроме того, записки П.А. Кулаковского содержат всесторонний и интересный анализ причин тех проблем внутриполитического и внешнеполитического характера, которые встали перед Сербией сразу после Берлинского конгресса 1878 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/berlin...

Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Март 1882 г. 1 марта Благослови, Господи, наступающую животворную весну. Благодарю Господа, сотворившего со мною величайшую милость троекратно или, лучше, многократно во время утрени, которую служил настоятель, во-первых избавив меня по молитве моей от смертоносного жестокосердия, во-вторых, от сильного огорчения и негодования на директора гимназии Яниша, набросившегося на меня с гневом за небытие в классе по службе приходской; я винил только его, а когда почувствовал в себе стрелы и язвы смертоносные, смирился и себя частью обвинил. Долго припадал к престолу благодати, наконец силою восхитил Царство Божие – силою веры, упования, покаяния. Слава Богу! Канон читал с величайшей ревностью. Сколь сладостно иметь правый дух, оправданный благодатию, и быть с Богом одним духом [ 1Кор.6:17 ]! (После тяжкого бремени греха и после покаяния и помилования Богом.) Согрешил я вчера после ранней обедни пред Богом, пред Владычицей, пред святыми Ангелами и всеми угодниками Божьими, и пред Берзиными, просившими служить молебен, и пред всеми, бывшими в то время в храме и молившимися во время молебна Богоматери, пред которым и во время которого я сильно искусился упрямством и своенравием диавольским, леностью, неохотой, подневолием и огорчением неправедным. Не хорошо, небрежно, не сердечно, принужденно, фальшиво я служил молебен, не могши препобедить своего огорчения и озлобления на просивших молебна. О, я должен быть всегда готов на молитву и к услужению прихожанам. Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом [ Мф.20:26–27 ]. День 1 марта (мученическая кончина государя императора Александра II) был для меня крайне тягостен по нервному, болезненному состоянию и необыкновенно тяжким, упорным искушениям злых духов после обедни и панихиды по государе; на молебне у офицера Мячина я не знал, как кончу молебен, Евангелия недочитал, ектении великой при водосвятии не мог говорить, молитву не мог читать: сердце было защемлено, подавлено лукавым миродержцем; на панихиде в минной мастерской только благодаря отцу диакону Полетаеву дело сошло благополучно с рук: я был под его прикрытием, отпуст почти молча говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наши окраины Статья эта, напечатанная в 1882 году, была написана еще в 1880 году в Варшаве под влиянием местных впечатлений, тотчас же по прочтении статьи г. Кояловича в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике», и потому имеет, главным образом, в виду Польшу или, вернее сказать, весь Западный край; о других окраинах России упомянуто в ней лишь мимоходом, но совершенно в том же духе охранения существующего. Редакция «Гражданина» напечатала после этой статьи и другой дополнительный отрывок из моего письма в защиту остзейских прав. Я полагаю, что всё то, что я говорю о Польше, в общих чертах приложимо и к Остзейскому краю, и к Кавказу, и к Туркестану, и, пожалуй, даже в некоторых отношениях и к Сибири. Православие и католицизм в Польше (Гражданин 1882 г.) В нашей литературе было много нападок на католичество: – не всегда с чисто православной точки зрения, а больше с либеральной или с государственно-национальной. Значительная часть этих нападок была заслужена. Она заслужена была уже тем, что и католики были не всегда чистыми католиками, т.е. западными христианами, которым, точно так же, как и христианам восточным, запрещены законом Божиим политические движения против власти Кесаря (хотя бы и иноверного – всё равно). С другой стороны, и русские светские писатели не всегда были правы и дальновидны. Иные из них, считая себя даже православными, весьма неосторожно сбивали читателей своих тем, что по незнанию или по либеральности своей осуждали чаще в католичестве не догматические и канонические, в высшей степени важные оттенки, которым оно от Православия разнится, а, напротив того, именно те его стороны, которые по существу у него с Православием общи или достойны, по крайней мере, подражания; напр., аскетизм и оптимистический пессимизм мировоззрения; сильная власть духовенства; развитие духовничества и старчества, женские школы при монастырях и т.п. Думая вредить папству, эти русские писатели много вредили и Православию; умышленно они это делали или по легкомыслию – не знаю. Полагаю, что иные были ослеплены ревностью или только поверхностны; другие же «ведали, что творили».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Декабрь 1880 г. 1 декабря Понедельник. Благодарю Господа, помиловавшего меня сейчас за покаяние и веру мою помилованием величайшим, благостнейшим, животворящим: вот я успокоился, сердце мое ожило, расширилось, утвердилось, возвеселилось, почуяло величайшую легкость после удушливой тяжести греховной, скорби, тесноты, тоски, смятения. О мой Сладчайший Иисусе! О живот мой премирный, прелегкий, прерадостный, Иисусе! Слава, слава, слава Тебе! Вчера в воскресение и в день святого славного и всехвального апостола Андрея Первозванного враги бесплотные сильно уязвляли и расслабляли мое сердце и затрудняли мое служение, мое говорение молитв и отпустов. Я призывал в покаянии Господа на помощь – и сподоблялся Его милости, Его животворных, благодатных струй, уничтожавших мертвые струи диавольские. Во время ранней обедни, именно во время ектении заупокойной, при изъятии частиц из просфор мне едва не сделалось дурно, едва я не упал от слабости и от духоты по причине множества народа и велел открыть вскоре форточку и люк на хорах – после этого мне стало легче. Причастился животворно; В первых помяни, Господи... Святейший Синод и митрополита N... не мог выговорить... молчание... закончил только словами: ихже даруй... Проповедь говорил с одушевлением... Другую за поздней обедней тоже с одушевлением по молитве моей ко Господу. Благодарю Господа. Семь часов вечера. Еще считаю священным долгом воздать всесердечное благодарение Господу за помилование меня окаянного, прегрешившего опять жестокосердием и жестокостью: раз против женщины (идиотки некоторого рода) Феоктисты за недовольство ее рублем, который я дал ей по ее просьбе, и против мальчика, претендовавшего на большую милостыню, коего я выдрал больно за волосы. Крайне убил меня этот грех , я места не находил, и я каялся, ходя и в домах у Кузнецова, у Мирановича и Дмитрия Николаевича... Тут Господь помиловал меня, отпустил меня с миром, который был мною утрачен чрез мою злобу и жестокосердие. Мы смотрим часто на ближних только как на плоть и кровь, а не как на образ Божий и членов, братьев Христовых, сонаследников Его и оттого нередко презираем их, сердимся, браним их, злословим или ненавидим их, завидуем, скупимся или касательно их имеем нечистые мысли!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иван Белоусов Белоусов Иван Алексеевич (1863–1930) – поэт, прозаик, переводчик. Сын портного из московского купеческого Зарядья. В 1880 году окончил 1-е московское городское училище. Впервые выступил в печати в 1882 году, став вскоре заметной фигурой в литературной жизни Москвы рубежа веков. Вместе со Спиридоном Дрожжиным он представлял поэтов из народа. Сблизившись с молодым поэтом Максимом Леоновым, отец которого Леонид Максимович Леонов (дед знаменитого прозаика XX века), держал овощную лавку в Зарядье, объединил поэтов-самоучек и выпустил два сборника «Родные звуки» (М., 1889, 1891); впоследствии стал одним из руководителей Суриковского литературно-музыкального кружка, членами-соревнователями которого были в 1912 году Сергей Есенин и Александр Ширяевец. В 1926 году выпустил книгу «Литературная Москва. Воспоминания. 1880–1925)», ставшую одним из значительных явлений в мемуарной литературе. В 2002 году переиздана его книга «Ушедшая Москва». Ц.А. Кюи, Р.М. Глиэр, В.И. Ребиков и другие композиторы создали более сорока песен на стихи Ивана Белоусова, выделив не социальные и крестьянские мотивы, а молитвенную и пейзажную лирику, которые в его поэзии неразделимы. От поэтов-пантеистов он отличался именно тем, что природа была для него именно одухотворенной, он, как Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Бунин, воспринимал ее созданием Бога. Его стихи «Весеннее утро» («Загорелась в небе зорька золотая...»), «В лесу» («Потянул ветерок; зашумело вверху...»), «Затихают песни птиц...», «Всюду снег; кругом все тихо...» входили в репертуар многих детских хоров. Тихо пламя зорьки ясной Догорает за рекой; Кто-то звезды зажигает Невидимою рукой. Вот, окутанный туманом, Засыпая, темный лес В тишине чуть слышно шепчет Сказку, полную чудес. Белый пар ползет клубами По долине от реки; За рекой в рыбачьих хатах Замелькали огоньки... Тихо; вётел придорожных Не шелохнутся листы... Этот час прихода ночи Освяти молитвой ты! Помолись за тех, кто нынче, Отогнав и сон, и лень, Зноем солнечным палимый, –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010