Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной б-ки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной б-ке, одновременно с янв. 1866 г.- в Воронежской ДС, где преподавал библейскую, всеобщую и рус. церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном жен. уч-ще. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей» . При Д. было осуществлено преобразование ДС (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Д. пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Д. оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Д. был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА. 31 дек. 1880 г. Д. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви , в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в С.-Петербурге. 6 авг. 1881 г. назначен ректором Воронежской ДС, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» ; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества ; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Д. укрепил дисциплину в семинарии, пополнил б-ку новой лит-рой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском ДУ.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850, Витебская губ.- 2.12.1903, Москва), прот., духовный писатель, катехизатор, публицист. Род. в семье диакона, рано осиротел, имел сестру (впосл. инокиня). В 1873 г. одним из первых учеников окончил Витебскую ДС с рекомендацией Совета семинарии продолжить обучение в СПбДА. Согласно «Автобиографическим запискам» еп. Полоцкого Саввы (Тихомирова) , Д. отказался от назначения, намереваясь поступить в ун-т по совету некоего родственника-католика, к-рый ему помогал. Однако по благословению еп. Саввы Д. решил продолжить образование в МДА, куда в 1873 г. поступил на казенный кошт. Сразу же после успешной сдачи экзаменов Д. был назначен на пономарскую должность при академической ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В течение всего периода обучения Д. был в числе первых по успеваемости студентов. В 1877 г. он окончил МДА со степенью канд. богословия и с предоставлением права на получение степени магистра без дополнительных экзаменов, по предоставлении магист. диссертации. 20 сент. 1877 г. Д. был назначен на должность смотрителя Красноярского ДУ. 19 янв. 1878 г. уволился с этого места и подал в Совет МДА прошение об освобождении его от обязательной службы по духовно-учебному ведомству. 28 марта того же года прошение было удовлетворено, и, согласно установленному правилу, Д. выплатил сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Д. началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 янв. 1880 г. Д. был учителем подготовительного класса 2-й московской гимназии. В том же году сдал экзамены на историко-филологическом фак-те Московского ун-та на право занятия должности преподавателя рус. языка и словесности в светских средних школах. В течение 10 лет Д. преподавал эти предметы в Поливановской учительской семинарии (Подольского у., 1880-1882), во 2-й московской гимназии, одновременно занимая должность учителя подготовительного класса, в 3-м Александровском военном уч-ще в Москве.

http://pravenc.ru/text/180769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЫГИН Степан Васильевич (1832 - 9.03.1900, Москва), архит. В 1841 г. был определен в Московское дворцовое архитектурное уч-ще, окончил его в 1855 г. со званием архитекторского помощника, стал работать архитектором при Московской дворцовой конторе. 28 авг. 1859 г. приказом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий назначен на новоучрежденную должность амурского обл. архитектора в Благовещенск. К. и П. В. Леонтьев (архитектор Приморской обл.) стали первыми профессиональными зодчими Дальн. Востока. Оба занимались проектированием и наблюдением за строительством во всех селениях подведомственных территорий. К осени 1860 г. Благовещенск имел уже Никольскую ц., 59 казенных зданий, 24 частных дома (на 1 янв. 1880 в городе населением 7975 чел. было 920 домов). В 1862 г. по распоряжению военного губернатора Н. В. Буссе К. разработал генеральный план Благовещенска с перспективой расширения городской территории. Согласно проекту, системой перпендикулярных улиц, ориентированных по странам света, город был разбит на прямоугольные кварталы; главные улицы тянулись вдоль Амура. Регулярный план был основным градостроительным документом на протяжении более 40 лет, первоначальная планировка в исторической части города до сих пор сохранилась без изменений. Ок. 1870 г. К. был командирован на военный пост Хабаровка (c 1880 город, c 1893 Хабаровск) для снятия плана буд. города и постройки губернаторского дома. В 1870 г. в память о своей скончавшейся невесте Евдокии с благословения Камчатского еп. Вениамина (Благонравова) К. за собственный счет построил деревянную ц. в честь Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда (Страшносудская) на Вознесенском городском кладбище Благовещенска (освящена 24 июня 1873; не сохр.). Церковь была построена из лиственничного леса, сложенного «в лапу», рассчитана на 100 чел., ее высота c деревянным куполом составляла 16 аршин; в 1882-1883 гг. пристроены трапезная и колокольня.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

А. Г. Дунаев Святитель Марк Эффеский В настоящий сборник включены две работы свт. Марка Эфесского 1875 , как нельзя лучше соответствующие исихастской тематике, поскольку они касаются как Иисусовой молитвы, так и паламитских споров, проблематика которых всё ещё была актуальной для византийского богословия на протяжении многих десятилетий после Соборов XIV в. Комментарий к Иисусовой молитве, составленный свт. Марком Эфесским уже на закате Византийской империи на основании раннего анонимного толкования (помещенного в настоящем сборнике выше), впервые был опубликован в Венеции в 1782 г. в греческом Добротолюбии 1876 в новогреческом парафразе, местами значительно отличающемся от оригинального текста, и по дефектной рукописи (с утраченным именем Марка), однако в славянском и русском (до 1988 г.) переводах это произведение отсутствует. С новогреческого текста были выполнены и переводы на современные европейские языки: впервые (фрагментарно, с приложением обеих графических схем) на французский 1877 , затем (полностью, в составе Добротолюбия) на французский и итальянский. Русский перевод сделан с новогреческого в 1988 г. – вероятно, архимандритом Амвросием (Погодиным) 1878 . Первое (критическое) издание древнегреческого оригинала осуществил иеромонах (ныне епископ Бачский) Ириней (Булович) в 1975 г. 1879 на основании трёх рукописей 1880 . С этого текста был сделан английский перевод 1881 . Русский перевод с древнегреческого толкования свт. Марка Эфесского выполнен А. Г. Дунаевым, ему же принадлежат и сноски к переведенному сочинению (разбивка на параграфы сделана согласно переводу, Н. Констаса). Произведение свт. Марка Эфесского Силлоги(сти)ческие главы ( κεφλαια συλλογιστικ κατ τς αρσεως τν κινδυνιστν περ διακρ σεως θε ας οσ ας κα νεργε ας) было издано впервые 1849 году в качестве приложения к editio princeps Жизни во Христе св. Николая Кавасилы 1882 . Затем это издание было повторено в Лейпциге в 1899 году 1883 . Проблематика сочинения свт. Марка находится в русле проблем, находившихся в центре паламитских споров 1884 . Достаточно назвать трактаты свт. Григория Паламы О божественном единении

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881-1882 гг. П.М. Самариным но эскизу В. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова - Андрея. Здесь же в 1918 г. погребен С.И. Мамонтов. Художественные формы здания навеяны московско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой. В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной. http://spasa-abramtsevo.cerkov.ru/ «В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

http://sobory.ru/article/?object=00084

Август 1881 г. 1 августа После утрени. Благодарю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа за избавление от диавольского озлобления на дьячка во время утрени при пении и чтении канона Кресту и Маккавеям из-за одного движения голоса его, что не так мотивировал слово Бога (человеком невозможно видети 79 ), как я пою обыкновенно и другие. И как сильно умертвил меня супостат этим озлоблением тайным! Я не мог успокоиться, но был в смятении, тесноте и умерщвлении во всё время пения хвалитных стихир до каждения на Слава в вышних Богу... Тут Господь за мою веру и покаяние искреннее и за упование мое непостыдное избавил от козней демонских, и я почувствовал исчезновение злобы, братское расположение к сослуживцу и мир и простор в сердце. Отпуст большой говорил спокойно и молитву Христе, Свете истинный. После обедни и крестного хода. Пред самой обедней и во время обедни в начале ее до Херувимской песни я выдержал с Божией помощью ужасную бесовскую бурю из-за пустой причины, по-видимому, именно из-за того, что настоятель не захотел прийти в церковь для крестного хода, а пожелал отправиться частным образом один в Биржевой ряд и там ожидать крестного хода; я же думал, что он и туда не придет, и негодовал и озлоблялся на него за уклонение от общения с братией и церковной церемонии, почитая это важничанием. Пред обедней и в начале ее диавол совсем меня растрепал, разбил, парализовал, и только покаянием и молитвой усердной, усиленной я едва избавился от волновавших меня помыслов касательно настоятеля и огорчения. Благодарение Господу: все напасти и беды мои силою благодати Божией исчезли, и я совершил литургию с умилением и слезами и причастился Святых Таин животворно; заамвонную прочитал всю спокойно, выразительно, отпуст тоже. Ну уж и буря была сокрушительная, ужасная! Какая причина была моего огорчения на настоятеля за то, что он не изволит идти с нами в крестном ходу? Подозрение с моей стороны настоятеля в гордости, самолюбии и необщительности, зависть его беструдности и спокойствию, на которые он обрекает себя, втягивая нас во все труды, в коих не замешан его личный интерес (но не лучше ли труд, чем бездействие? И не следует ли жалеть человека праздного, да и какой ему почет от Бога и людей?), зависть к его большому не по заслугам и трудам приходским доходу, ископленному скряжничеством богатству (о, моя глупая, земная ревность! О, глупая, дерзкая зависть! Кто я, чтобы равнять себя со старцем? И меньше ли я его получаю содержания, если считать мою гимназию?). Да, я завистлив, окаянный, и свою зависть показал сегодня и дома, когда узнал, что для детей племянниц готовится особый скоромный стол, тогда как для меня постный, невкусный, и разгневался и озлобился на жену. Вот какие во мне страсти: алчность и зависть, лакомство, чревоугодие, плотоугодие, отпадение от любви, которая есть сущность всего закона Божия, ибо любовь есть исполнение закона [ Рим.13:10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Байкалово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1779 г. Левый придел в честь Рождества Христова, освящен 24 июня 1797 г. Переименован в честь рождества прор. Иоанна Предтечи 14 декабря 1882 г. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 1 октября 1800 г. Вновь освящен 30 мая 1883 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен 30 сентября 1880 г. Байкаловский приход возник в начале XVII-ro века. Первая церковь в селе была во имя Рождества Христова. Её история не известна, но упоминания о ней относятся к 1710 году. В начале XVIII-ro века построена деревянная во имя пророка Илии, которая во время одного из пожаров сгорела. Вместо нее байкаловцы вновь построили деревянную Ильинскую же церковь. Но уже в 1779 г. недалеко от нее был заложен каменный храм с двумя приделами – главным в честь Покрова Божией Матери (освящен в 1800г) и северным Рождества Христова (освящен в 1797г.) В 1819 г.  был освящен еще один придел в колокольне в честь Рождества Иоанна Крестителя. В 1860г. деревянная церковь пророка Илии была разобрана. Но прежде был построен и в 1858г. освящен новый придел храма в честь пророка Илии. С 1879г. по 1882г. была  предпринята перестройка храма.  Он  был  перестроен почти  полностью, значительно  расширен и поднят,  упразднен придел в колокольне,  а  северный  придел переименован в честь Рождества Иоанна  Предтечи.  От перестройки  сильно изменился и внешний вид храма. После перестройки приделы были заново освящены. Главный из них был освящен в 1800 году. Высота колокольни со шпилем достигала 51 метр, главный колокол по воспоминаниям старожилов было слышно за 7 верст в д. Малковой. К этому времени храм строился уже не только на пожертвования прихожан. У церкви были магазины и лавки, выручка которых употреблялась на благоустройство храма. Священники  же получали жалование из государственной казны. К революции 1917г. в Байкалово служили уже три священника, которым помогали диакон и три псаломщика.  Сложились прочные традиции проводить ярмарки: трёхдневную к Празднику Крещения (19 января), недельные к Покрову  (14 октября) и Рождеству Иоанна Предтечи (7июля) 

http://sobory.ru/article/?object=12667

Бийск. Церковь Димитрия Ростовского при архиерейском доме. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находилась в здании бывшего Дома архиерея, который входит в состав бывшего Архиерейского подворья. Комплекс Архиерейского подворья состоял из: дома архиерея, миссионерского училища, Казанской гимназии, различных хозяйственных построек, Казанского архиерейского собора, который в 1991 году был переосвящен в честь святого Димитрия Ростовского. Все эти постройки окружал большой парк с фонтанами, каналами и прудами. Подворье было ликвидировано в 1924 году. В зданиях подворья разместился Бийский военный гарнизон. Парк был вырублен, пруды осушены, каналы засыпаны и на их месте были построены типовые панельные многоэтажки. Однако основные постройки сохранились. В 1991 году был возвращен Церкви бывший Казанский собор. В 2003 году возвращен Архиерейский дом. С этого времени ведется его восстановление. В будущем в нем разместится православная детская гимназия. В 2009 году было возвращено здание миссионерского училища. А на площади перед миссионерским училищем установлен памятник святителю Макарию. Главным строением архиерейского подворья вот уже более века является Бийский Архиерейский дом. Именно отсюда с 1883 по 1919 гг. задавался по сути тон духовной жизни огромного региона от северо-восточного Казахстана до Хакассии, включая всю современную Республику Алтай и отчасти Алтайский край, который духовно и культурно окормлялся Алтайской духовной миссией и подвижниками-миссионерами. А это сотни храмов, приходских училищ, миссионерских и церковно-приходских школ, монастыри, приюты и богадельни. Первый двухэтажный с мезонином полукаменный архиерейский дом был построен в период с 1880 по 1882 гг. на средства бийских первой гильдии купцов - городского головы Якова Алексеевича Сахарова и Алексея Федоровича Морозова, других благотворителей и освящен первым Бийским епископом, Преосвященнейшим Владимиром (Петровым). 22 мая 1886 г. в 2 часа ночи сгорел архиерейский дом. Епископ Макарий спасает от огня в домовом Казанском храме напрестольный крест, Антиминс и Евангелие. Пожар уничтожил здание, все имущество, библиотеку, архивы миссии и катехизаторского училища.

http://sobory.ru/article/?object=19881

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010