Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Н. Корсунский. Гравюра. Кон. XIX в. Иван Николаевич (1.01.1849, с. Ст. Павшин Алексинского у. Тульской губ.- 10.12.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), правосл. богослов, библеист, заслуженный проф. МДА. Сын пономаря с. Ст. Павшин. В 1864 г. окончил Тульское ДУ, в 1870 г.- Тульскую ДС по 1-му разряду, поступил на богословское отд-ние МДА, к-рое окончил в 1874 г. первым по списку с ученой степенью кандидата богословия. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Аллегорическое толкование Ветхого Завета в посланиях св. апостола Павла» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 273. Ед. хр. 2), удостоившееся высокой оценки профессора по кафедре Свящ. Писания архим. Михаила (Лузина) (Там же. Ед. хр. 3). 26 июля 1874 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка; 1 сент. 1876 г. перешел на должность смотрителя Тульского ДУ. В марте 1876 г. подал в Совет МДА 1-й вариант магист. дис. «Толкование Ветхого Завета в Новом», однако диссертация была возвращена на доработку (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Л. 11). 8 дек. 1878 г. К. был избран на должность библиотекаря МДА. 22 дек. 1879 г., защитив диссертацию pro venia legendi (с правом преподавания) «Философское учение и мифологические представления классической древности о Боге и Его отношении к миру по изложению их в апологиях св. Иустина Философа», К. был избран и 9 янв. 1880 г. утвержден приват-доцентом церковно-практического отд-ния при кафедре греч. языка МДА (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1а). 6 апр. 1882 г. К. защитил диссертацию на степень магистра богословия с измененной темой: «Иудейское толкование Ветхого Завета: Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период новозаветный» (М., 1882) и 12 апр. был утвержден в степени. 11 апр. 1882 г. К. вступил в брак с О. А. Владимирской, дочерью профессора Имп. московского технического уч-ща (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1 а); у них родились 3 дочери: Ольга (1883), Анастасия (1885), Анна (1888). Будучи библиотекарем, К. предпринял труд по составлению «Систематического каталога книг библиотеки Московской духовной академии», описав 14 892 наименования книг. Каталог был издан в 1880-1891 гг. в приложении к «Прибавлениям к Творениям святых отцов в русском переводе», затем отдельным изданием в 4 томах и 7 выпусках.

http://pravenc.ru/text/2458753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЫШЕВ Василий Васильевич (29.07.1855, с. Диево Бежецкого у. Тверской губ.- 2.05.1921, Петроград), рус. ученый, филолог-классик, историк, византинист, эпиграфист. Академик С.-Петербургской АН (с 1893), член-корреспондент Прусской АН (с 1891), член Германского археологического ин-та; почетный член СПбДА (с 1909), Казанского, Юрьевского ун-тов, Московского археологического об-ва, Русского археологического ин-та в К-поле и мн. др. научных учреждений и общественных орг-ций. Выходец из мещан, Л. рано лишился отца и рос в доме своего деда по матери в Калязине. В 1863 г. был взят на воспитание крестным отцом, дядей по материнской линии чиновником И. С. Талызиным; в 1864 г. вместе с семьей Талызиных переехал в Гродно по месту нового назначения воспитателя. Учился в Гродненской гимназии. В 1872 г., как отличник и стипендиат Виленского учебного округа, поступил в С.-Петербургский историко-филологический ин-т, к-рый окончил в 1876 г. Главным учителем Л. в ин-те в областях антиковедения и эпиграфики стал проф. Ф. Ф. Соколов. Среди преподавателей Л. были А. К. Наук, Л. А. Миллер, И. В. Помяловский , А. О. Ионин, Н. А. Астафьев , Е. Е. Замысловский, Н. П. Некрасов, А. Д. Галахов. По окончании ин-та Л. работал преподавателем древних языков в гимназии в Вильне (1876-1880). В 1880-1882 гг. был отправлен в командировку в Грецию для исследования эпиграфических памятников. Используя полученный опыт, в 1882-1883 гг. путешествовал по юж. регионам России, собирая сведения о сохранившихся местных эпиграфических памятниках. Результатом этих экспедиций стало издание в 1885 г. 1-го тома свода античных надписей Причерноморья, который стал открытием в этой области для российской исторической науки. Л. впервые в России представил систематическое издание нового вида источников, причем оно было посвящено региону, в то время еще сравнительно мало известному мировой науке. В 1882 г. Л. с семьей переехал в С.-Петербург; с 1883 г. преподавал греч. словесность в С.-Петербургском историко-филологическом ин-те, с 1884 г. приват-доцент С.-Петербургского ун-та, преподаватель Высших женских курсов; с 1887 г. заведующий гимназией при С.-Петербургском историко-филологическом ин-те; с 1903 по 1918 г. директор этого ин-та. С 1890 г. на гос. службе. До 1893 г. был помощником попечителя Казанского учебного округа. С 1893 г. директор департамента Мин-ва народного просвещения, с 1898 г. член Совета мин-ва. С окт. 1918 г. до своей кончины Л. временно исполнял обязанности председателя Российского Палестинского православного общества . Будучи уже признанным специалистом по эпиграфике, последние десятилетия жизни Л. посвятил изучению визант. агиографии, издал переводы неск. десятков Житий святых, преимущественно связанных с историей Православия в Палестине и Сирии, исследования по отдельным аспектам истории почитания святых в Византии и Причерноморье.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 26.05.1854 - 28.05. 1912, Минск), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель. Род. в семье сельского священника Архангельской епархии. Его отец Михаил Гаврилович (1824/25 - после 1894), выпускник Рязанской ДС, служил в 1873-1880 гг. на Шуерецком приходе Кемского у., в 1880-1882 (?) гг.- в мезенском Богоявленском соборе, в 1882-1886 гг. был настоятелем Троицко-Богоявленской ц. (написал очерк о своем приходе: «Кузнечевский приход в г. Архангельске» (Архангельские ГВ. 1884. 37)), затем - Соломбальского кладбищенского храма свт. Мартина в Архангельске, к к-рому в 1886 г. был пристроен сев. придел ап. Иакова Алфеева. Сестра архиерея Ольга окончила епархиальное жен. уч-ще. Семья, как вспоминал М., совершала паломничества в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Впосл. М. приезжал отпевать обоих родителей. По окончании Архангельской ДС П. М. Темнорусов поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью кандидата богословия. Ему предоставили право на получение степени магистра без нового устного испытания. 1 авг. того же года назначен помощником смотрителя Камышинского ДУ, с 1882 г. помощник смотрителя Архангельского ДУ, с 1883 г. преподаватель словесности Архангельской ДС, где также был секретарем правления. Затем преподавал гражданскую историю в семинарии, рус. язык и Свящ. Писание в жен. епархиальном уч-ще. За отличное и усердное преподавание Архангельский и Холмогорский еп. Серапион (Маевский) объявил ему благодарность. С 1885 г. преподаватель Кишинёвской ДС. 14 марта 1890 г. викарием Кишинёвской епархии еп. Аккерманским Аркадием (Филоновым) пострижен в монашество с именем Михаил, 24 марта рукоположен во иерея и назначен инспектором Ставропольской ДС. В 1891 г. М. был возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В том же году вызывался в С.-Петербург для священнослужения. С 1892 г. ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1894-1895 гг. был цензором «Новгородских епархиальных ведомостей», производил ревизии новгородских обителей и духовных учебных заведений. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме Антониева мон-ря М. постриг в монашество выпускника семинарии помощника епархиального миссионера В. П. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев) , сщмч., еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии). С 1895 г. М. являлся ректором Могилёвской ДС.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович (10.12.1856, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.- 4.12.1937, Белград), историк Церкви. Сын протоиерея, служившего в Павловском Посаде. Окончил московское Заиконоспасское ДУ (куда после успешно сданных экзаменов был принят сразу в 3-й класс), в 1876 г. - МДС, в 1880 г. со степенью канд. богословия - МДА. В академии слушал лекции историков В. О. Ключевского , Е. Е. Голубинского , А. П. Лебедева , к-рые оказали влияние на формирование его научных взглядов. Благодаря Лебедеву хорошо освоил зап. историческую лит-ру, под его рук. написал работу «Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту «Трех глав»: Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского Собора», за к-рую в нояб. 1880 г. получил степень магистра богословия. Эта работа вызвала интерес не только у российских, но и у зарубежных ученых, получила их благожелательные отклики. Нем. протестант. богослов А. фон Гарнак , прочитав сочинение, заявил о повышении уровня рус. церковно-исторической науки. 1 авг. 1880 г. Д. был назначен преподавателем церковной истории в Пензенскую ДС, 27 янв. 1881 г.- в Рязанскую ДС, где помимо церковной истории преподавал нем. язык (с сент. 1881) и гражданскую историю (с 1888). С 30 янв. 1882 г. член попечительства семинарии, с мая 1883 г. регулярно назначался в состав педагогического собрания правления во время экзаменов, с 30 янв. 1889 г. член и делопроизводитель совета попечительства о бедных воспитанниках семинарии. Одновременно с 1 сент. 1882 г. преподавал церковную историю в Рязанском епархиальном жен. уч-ще. Назначался ревизором для проверки Касимовского ДУ (19-23 окт. 1883), командировался для присутствия на выпускных экзаменах в Зарайском ДУ (8-14 июня 1887) и Скопинском ДУ (11-20 июня 1891). С июля 1890 г. состоял членом совета братства свт. Василия, еп. Рязанского. С 28 окт. 1884 г. Д. входил в состав Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК), в февр.

http://pravenc.ru/text/178663.html

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора , преподаватель и директор Синодального училища церковного пения . Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева , игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина . Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

протоиерей Георгий Ореханов, Татьяна Кириллина Скачать epub pdf Можно ли критиковать христианские взгляды Достоевского? Как соотносятся светская литература и православие? Откуда берется «розовое христианство »? Существует ли русское богословие культуры? 14 июня в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН прошла научная конференция “Филологическая «христианизация» русской классики как проблема науки о литературе (К 130-летию брошюры К. Н. Леонтьева «Наши новые христиане»)”. Предлагаем вниманию читателей доклады, прозвучавшие на конференции. Автор первого – протоиерей Георгий Ореханов, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук. В 1882 г. К.Н.Леонтьев опубликовал небольшую по объему брошюру «Наши новые христиане. Ф.М.Достоевский и гр. Лев Толстой», по мнению В. В. Розанова , свою «одну из самых блестящих и мрачных брошюр» 1 , которая является важным шагом на пути осмысления процесса секуляризации русской культуры, «серьезным эпизодом в истории русской мысли», более того, «великим спором» и даже «догматическим прением» 2 . В. В. Розанов совершенно справедливо отмечает: «Тут, в эти годы и в тех брошюрах, в сущности, начался глубокий религиозный водоворот христианства. Стержнем его был вопрос: что есть сердцевина в христианстве: нравственность, братолюбие или некая мистика, при коей “братолюбие” и не особенно важно?» 3 . В брошюру вошли две статьи К. Н. Леонтьева : статья «О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике», опубликованная в газете «Варшавский дневник» (1880 г. 162 от 29 июля, 169 от 7 августа, 173 от 12 августа) и статья «Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л. Н. Толстого «Чем люди живы»?», изданная в журнале «Гражданин» (1882 г., 54–55). В рамках данного доклада меня в первую очередь будет интересовать критика тех идей, которые были высказаны Ф. М. Достоевским в знаменитой речи памяти А. С. Пушкина и в художественных произведениях. Напомню, что и в самой речи, и в напечатанном в августовском номере «Дневника писателя» за 1880 г. «Объяснительном слове» Ф. М. Достоевский настаивал на следующих трех тезисах:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» получили широкую известность как одно из лучших произведений о непрестанной Иисусовой молитве. Еще в рукописи это сочинение стало известно целому ряду выдающихся в духовном отношении лиц и заслужило их положительную оценку. Так, преподобный Амвросии Оптинский в начале 1880 г. писал о рукописи: «В ней противного ничего нет». А когда в 1881 г. появилось первое издание, преподобный старец указывал, где можно его приобрести. Более того, из письма преподобного Амвросия от 27 августа 1882 г. (о котором речь пойдет ниже) явствует, что Оптина пустынь в 1880–1881 гг. делала попытку опубликовать «Рассказ странника». Последователи предполагают, что именно в кругу преподобного Амвросии и с его благословения создавалось продолжение «Странника» (пятый, шестой и седьмой рассказы). Известный миссионер архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов) 18 марта 1881 г. писал о «Страннике»: «Рукопись эта мне особенно нравится тем, что не отвлеченными рассуждениями учит непрестанной молитве, а опыты оной изображает в лицах, в простом и живом рассказе. Здесь многие (разумеется, благочестивые) читали ее с восхищением, некоторые и списали для себя». Более того, Владыка рекомендовал «всем, особенно монахам, читать рассказы странника». Святитель Феофан Затворник , по свидетельству архиепископа Никона (Рождественского) , писал о первом издании рукописи, что «учение о молитве изложено в ней правильно». Более того, святитель Феофан подъял на себя труд исправления и переработки издания 1881 г., напечатанного, по словам преподобного Амвросия Оптинского , «с грубыми ошибками», и создал собственную, «феофановскую», редакцию, легшую в основу всех последующих изданий. Первые три издания рукописи последовали практически друг за другом: Параллельно с этими изданиями, в 1882 и 1884 гг., Русский Пантелеймонов монастырь опубликовал в Москве сокращенный вариант «Откровенных рассказов» под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой», который впоследствии неоднократно переиздавался.

http://azbyka.ru/fiction/neizvestnyj-spi...

30 января 1860 года вышел указ Святейшего Синода, в котором сообщалось, что 19 декабря 1859 года император Александр II утвердил определение Синода о возведении Тихвинской женской общины в городе Бузулуке на степень штатного монастыря. В 1861 году был достроен и 10 октября освящён холодный трёхпрестольный каменный храм, освящённый во имя Тихвинского образа Божией Матери. Один из приделов храма был освящён во имя первомученика архидиакона Стефана во исполнение обета настоятельницы Евгении. В 1865 году был достроен двухэтажный корпус, крытый железом. В нём были устроены 41 келья для сестёр. В том же году деревянная монастырская ограда была заменена каменной, высотой в 1 сажень и шириной в 1 аршин с двумя крытыми железом башнями по углам на западной стороне. В сентябре был заложен третий храм, с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом. 6 сентября 1869 года был освящён каменный храм во имя Святой Троицы, достроен примыкающий к храму каменный корпус. Распоряжением Самарской духовной консистории в ноябре 1868 года при монастыре было открыто училище на правах школы грамоты. В мае 1877 года оно было преобразовано в церковно-приходскую школу. Школа находилась за монастырской оградой, деля здание со странноприимным домом. В 1882 году в ней обучалось 38 детей, в 1897 году — 83, а в 1902 году — 42 человека. Все они находились на полном содержании монастыря. Законоучителем при школе в 1872—1887 годах был священник П. Х. Добросердов, позднее его сменил протоиерей А. П. Благовидов. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания. 12 августа 1870 года игуменья Дорофея была уволена на покой по болезни. Следующей настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Мелетина, утверждённая в должности Синодом в феврале 1871 года. В 1870 году на берегу Самары у мельниц был посажен фруктовый сад, через 5 лет там устроили пчельник на 115 ульев, а в мае 1890 года там же был поставлен деревянный дом и был вырыт ледник со сводами, обложенными кирпичом — для молочного производства. Это место называлось монастырской дачей, сюда для отдыха привозили девочек — воспитанниц монастырской школы. В 1880 году на средства анонимного благотворителя был построен придел к Троицкому храму. В 1882 году была заложена каменная колокольня. В 1884 году был построен деревянный одноэтажный корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Буз...

Котёл. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и свт. и чуд. Николая (слева). Первый деревянный храм был во имя Архистратига Михаила. В 1795 г. построен второй по времени деревянный храм, антиминс его левого придела в честь свт. и чуд. Николая был освящен 18 мая 1798 г. На средства губернского секретаря Николая Ильича Иванова в 1841 г. храм был капитально отремонтирован и поднят на каменный фундамент. Имел четыре престола: в настоящей – во имя Толгской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Михаила и в трапезной – во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя свт. и чуд. Николая. Расположение алтарей рядом друг с другом было весьма неудобным, поэтому решено было приступить к постройке нового храма. При этом часть потолка и пола употребили на изготовление иконостасов для новой церкви. Старая церковь была продана Керенскому Тихвинскому женскому монастырю за 440 руб. и поставлена на монастырском хуторе. В 1869 г. прихожане пожертвовали 200 руб. на устройство церковной ограды. Каменный храм строился с 1874 (1873) по 1880 (1882) г. по благословению преосвященного Григория, нашедшего неудобным расположение престолов в прежнем храме, и по инициативе председателя приходского попечительства, впоследствии церковного старосты (1883–1901) Ивана Ивановича Попова и его помощника, крестьянина Сергея Ивановича Мясникова. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 24 октября 1882 г., приделы – 9 сентября 1884 г. Постройка его вместе с тремя иконостасами обошлась в 40 тыс. руб. На изготовление иконостасов пошла часть потолка и пола из старого храма, который был продан в октябре 1888 г. Керенскому женскому монастырю за 440 руб. и поставлен на монастырском хуторе. В 1887 г. на Афоне были приобретены две иконы Пресвятой Богородицы – “Неопалимая Купина” и “Иерусалимская”, а в следующем году для них сделаны киоты за 400 руб. В 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=04066

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010