Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Либин Николай Ксенофонтович; 14.01.1878, Калуга - 29.11.1937, Саратов), еп. Лужский. Род. в семье чиновника из дворян. По окончании в 1901 г. юридического фак-та Амвросий (Либин), еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии Амвросий (Либин), еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии С.-Петербургского ун-та служил присяжным поверенным. Являлся товарищем председателя, затем до 1921 г. председателем приходского совета Казанского собора С.-Петербурга. 12 дек. 1917 г. от Казанского собора выбран в совет братства приходских советов Петрограда. 14 дек. 1919 г. рукоположен во диакона, 22 мая 1920 г.- во священника и служил в Казанском соборе Петрограда. В 1921 г. возведен в сан протоиерея. 28 февр. 1923 г. арестован, через 2 недели освобожден из-за отсутствия состава преступления. 3 февр. 1924 г. арестован вторично, 26 сент. осужден на 2 года заключения, к-рое отбывал в СЛОН, исполняя обязанности письмоводителя канцелярии, а также члена иконографической комиссии Соловецкого музея. В сент. 1926 г. освобожден, спустя 2 месяца назначен клириком ленинградского Воскресения Христова собора («Спас-на-крови»). При появлении в Ленинграде оппозиции «непоминающих» остался в послушании каноническому священноначалию. В июле 1928 г. принял постриг с именем А., возведен в сан архимандрита и назначен наместником Александро-Невской лавры . Содействовал возвращению части насельников лавры, присоединившихся к «непоминающим», в каноническое послушание митр. Ленинградскому сщмч. Серафиму (Чичагову) . 1 июля 1929 г. А. был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, при этом оставался наместником лавры до 10 окт. 1933 г. 20 марта 1935 г. А. был вновь арестован, осужден на 5 лет ссылки, к-рую отбывал в Саратове. 3 нояб. 1937 г. снова подвергся аресту, 25 нояб. того же года по обвинению в «антисоветской агитации в церкви во время службы» приговорен тройкой при УНКВД по Саратовской обл. «к высшей мере наказания» и через 4 дня расстрелян. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 72; Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993. С. 229; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 105; Чуков Н. К. , прот. Один год моей жизни//Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 539-541; Чельцов М. П. Когда отменили расстрел...//Там же. СПб., 1998. Вып. 24. С. 391, 428-435; Синодник гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян С.-Петербургской епархии, XX столетие. СПб., 1999. С. 8; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 188. Прот. Владислав Цыпин ; Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/114388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАЙТМАН [англ. Brightman] Фрэнк Эдуард (18.06.1856, Бристоль - 31.03.1932, Оксфорд), англ. богослов, литургист, составитель одного из наиболее полных на нач. XX в. собраний текстов древних вост. евхаристических литургий (Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1896, 1967r. Vol. 1: Eastern Liturgies). С 1884 по 1903 г. занимал пост библиотекаря в Оксфорде при частной коллекции книг Э. Пьюзи , одного из лидеров Оксфордского движения . С 1902 г. член совета Модлин-колледжа в Оксфорде. В 1904-1932 гг. соредактор «Journal of Theological Studies». Б. был ревностным сторонником Высокой Церкви . Участвовал в составлении офиц. ответа архиепископов Кентерберийского и Йоркского на буллу папы Льва XIII «Apostolicae Curae». Издал ряд сочинений англ. богослова XVI - нач. XVII в. Эндрюса Ланселота, еп. Уинчестерского ( Andrewes Lancelot. Preces Privatae. L., 1903). В 1909 г. избран почетным д-ром философии и лит-ры Лувенского ун-та, в 1914 г.- почетным д-ром богословия Даремского ун-та, в 1926 г.- членом Британской академии. За поддержку серб. студентов в Оксфорде во время первой мировой войны награжден орденом св. Саввы Сербского. Изданное им собрание древних литургий основано на аналогичной книге Хаммонда ( Hammond C. E. Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1878), к-рую Б. дополнил и прокомментировал. Из запланированных 2 томов вышел в свет только 1-й, содержащий вост. литургии. Работе над комментариями предшествовали долгие годы исследований и ряд поездок по мон-рям христ. Востока. Греч. и лат. литургические тексты в книге приводятся на языке оригинала с параллельным переводом на англ., тексты на др. древних языках - только в переводе. Несохранившиеся литургии Б. реконструировал на основе доступных ему источников. Книга Б. с т. зр. совр. науки во многом устарела, но не потеряла своего значения, т. к. подобные собрания больше не издавались, существуют только совр. критические издания отдельных литургий или собрания анафор (наиболее авторитетное - H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica). Не менее известная кн. Б. «Английский обряд» (The English Rite. L., 1915. 2 vol.) представляет собой критическое издание различных версий «Книги общих молитв» . Лит.: Bate H. N. Brightman//Proc. of the British Academy. 1933. Vol. 19. P. 345-350; Ollard S. L. Brightman//Dictionary of National Biography, 1931-1940. L., 1950. P. 103. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: КЛАРК Джеймс (1836-1895), брит. филолог, религ. писатель, богослов; представитель протестантизма, пресвитер Церкви Англии

http://pravenc.ru/text/153319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Алексиадис Георгий) (1868, Месополь, близ Бурсы - 17.03.1951), митр. Лимносский (1905-1912), Фессалоникийский (с 1912). Окончил Халкинскую богословскую школу (1893), тогда же получил звание дидаскала (учителя) правосл. богословия и был хиротонисан во диакона митр. Корчинским Филофеем. С 1897 г. работал в секретариате К-польской Патриархии; в 1902 г., при Патриархе Иоакиме III, рукоположен во пресвитера, 9 окт. 1905 г.- во епископа и назначен на кафедру Лимносской митрополии. С 1911 г. член Свящ. Синода Патриархата. В 1912 г. получил назначение на кафедру Фессалоники, 2-го по значению города Греческого королевства. В своей пастырской деятельности Г. уделял первоочередное внимание духовному просвещению и проповеди среди молодежи. В 1917 г. вместе с богословом проф. Н. Луварисом он основал богословский ж. «Григорий Палама» (Γρηγριος Παλαμς). Г. способствовал развитию церковной науки и богословия, без чего не видел возможности добиться расцвета правосл. духовности. В 20-х гг. Г. активно участвовал в международных церковных мероприятиях. В 1930 г. он был председателем Всеправославного совещания в Фессалонике, где было принято решение о создании орг-ции «Жизнь и дело» (Ζω κα Εργασα); в 1933 г. вместе с митр. Афинагором I (Спиру) , буд. К-польским Патриархом, представлял Элладскую Церковь на Межправославной комиссии по согласованию программы готовившегося Всеправославного Собора. Главной заботой Г. было обустройство многочисленных греч. беженцев, переселившихся в его епархию из Турции после «национальной катастрофы» 1922 г. Для оказания им материальной и др. помощи он основал и возглавил Центральное бюро неимущих, активно участвовал в работе гос. и частных благотворительных орг-ций. Во время нем. оккупации (1941-1944) Г. организовал Общество христианской взаимопомощи, оказывавшее посильное сопротивление оккупантам и помогавшее смягчить участь военнопленных. Лит.: Παπαδπουλος Στ. Γ. Γεννδιος Αλεξιδης//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 291-293. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/162082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия ) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича) . В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников. Арх.: Архив САНУ. Ucmopujcka збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637. Ист.: Д. Кроз jeдhy збирку hobujux акта Цариградске nampuapшuje о Београд, 1933. 8. 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64. Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии//ПО. 1873. 4. С. 713-716; С. Просветна делатност mpojuцe грчких владика у Босни//ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Ucmopuja. 2. С. 456; Српски jepapcu. С. 192. В. И. Косик, Н. Радославлевич Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/293487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА († 816), исп. (пам. 18 апр.), еп. Халкидонский. Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), К. был родом из К-поля. С раннего детства возлюбив Бога, он избрал монашескую жизнь и вместе со своим другом прп. Авксентием проводил время в аскетических подвигах. Место подвижничества святых неизвестно. Вскоре К. был избран на архиерейскую кафедру г. Халкидон (ныне Кадыкёй, в черте Стамбула). Во время его архиерейского служения при имп. Льве V (813-820) возобновилось иконоборчество . Иконоборцы безуспешно пытались заставить К. отказаться от почитания икон, но святой был твердым поборником православия, за что он был смещен с кафедры и арестован. Затем его вновь призвали на кафедру, но К. не примкнул к иконоборцам и боролся с ними до самой смерти, претерпев вместе с прп. Авксентием много лишений и преследований. На Халкидонской кафедре преемником К. стал митр. свт. Иоанн (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), который также противостоял ереси иконоборчества. Мощи К. были положены в ц. св. Апостолов. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечает, что скорее всего имеется в виду не храм Апостолов в К-поле, а ц. во имя Петра и Павла в Руфинианах (предместье Халкидона). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 582; SynCP. Col. 612-613; ЖСв. Апр. С. 290-291. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 146; Bazoche P. Cosma//BiblSS. Vol. 4. Col. 219; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 258; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 236. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2458797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Радулович; 1835, с. Тули близ г. Требине, совр. Босния и Герцеговина - 12.10.1888, г. Мостар, там же), митр. Захумско-Герцеговинский. Племянник архим. Иоанникия (Памучины) . Начальное образование получил в Мостаре, учился в семинарии в Белграде. В 1856 г. принял монашество, рукоположен во иерея. После подавления антитур. восстания в Герцеговине (1852-1862) учился в семинарии в Задаре. В 1862 г. вернулся в мон-рь Дужи . Служил на приходе Св. Троицы в Мостаре, при нем было возведено новое здание храма. Вместе с архим. Серафимом (Перовичем) Л. был осужден за подготовку восстания в Герцеговине и заключен в тюрьму. После помилования (1876) жил в Дубровнике и Черногории. В 1879 г. вернулся в Мостар, возведен в сан архимандрита и назначен секретарем митр. Герцеговинского Игнатия . После оккупации Боснии и Герцеговины (1878) Л. выступал против заключения Конвенции (1880) между Австро-Венгерской монархией и К-польской Патриархией, согласно к-рой православные оказались под гос. управлением, поэтому в 1882 г. был вновь арестован. За смену взглядов власти предлагали ему стать Захумско-Герцеговинским митрополитом. Несмотря на отказ, он занял эту кафедру 1 мая 1888 г., после отставки митр. Игнатия, но вскоре умер от туберкулеза. Был похоронен в соборном храме в Мостаре. Почти нетленные останки Л. были обнаружены в 2009 г., во время разбора завалов разрушенного в 1992 г. собора, и помещены в ц. Рождества Пресв. Богородицы (планируется их перезахоронение в соборе после окончания восстановления). Лит.: В. Мостар и српска правосл. општина. Београд, 1933. С. 71-73, 92-95; Б. Покрет Срба Босне и Херцеговине за bjepcko-npocbjemhy самоуправу. Capajebo, 1982. С. 49-53, 108, 125-132; Српски jepapcu. С. 286. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2463525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Гавриил» найдены статьи: ГАВРИИЛ Харитонович Фомин (1882 - 1942), мч. (пам. 9 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Николаевич Архангельский (1885 - 1938), диакон, сщмч. (пам. 22 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/Гавриил.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Храм мон-ря Жупа. 1881 г. [др. название - Жупа Никшичская], жен. мон-рь во имя св. ап. Луки Будимлянско-Никшичской епархии Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Грачаницы близ г. Никшич (Черногория). По преданию, Ж. была основана в XIII в. потомками серб. кн. Вукана . Изначально мон-рь располагался на правом берегу р. Грачаницы. По легенде, был разрушен камнепадом и восстановлен зетскими князьями Черноевичами. В 1-й четв. XVII в. церковь и кельи монастыря были перенесены на левый берег р. Грачаницы местным зодчим Йовицей. Надгробие на его могиле (1627), расположенное близ Ж., содержит первое письменное упоминание об обители. После 1809 г. мон-рь пришел в запустение, в 1853 г. сожжен турками. Во время осады Никшича черногорскими военными отрядами в ходе русско-тур. войны в июле-авг. 1877 г. в мон-ре размещался лазарет. После окончания войны по заказу черногорского кн. Николая I Петровича Негоша (в память его дяди кн. Даниила) в 1881 г. монастырский храм (однонефный с поперечным трансептом и куполом, был построен, вероятно, по образцу ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Морача ) был обновлен, о чем сообщается в надписи над входом в храм, тогда же был создан дубовый иконостас. В 1928 г. был построен конак, в 1933 г. обустроен источник к югу от церкви. Во время второй мировой войны настоятель мон-ря архим. Никодим (Янушевич; † 1941) и один из насельников, иером. Гавриил (Дабич ; † 1942), мученически погибли. В 1942 г. их останки были перезахоронены на монастырском кладбище. После окончания войны Ж. долгое время находилась в запустении и была возрождена как жен. мон-рь только в 1997 г. В 2007 г. в мон-ре проживало 12 насельниц, настоятельница - игум. Евфимия (Никчевич). В храме хранится ковчег с частицей мощей св. ап. Луки. Лит.: Щербак А. В. Черногория и ее война с турками в 1877-1878 гг. СПб., 1879-1880. Вып. 2; С. Споменици у cmapoj жупи Оногошт. Београд, 1992. С. 48; Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 173-176; В. Србске Цркве од комуниста. 1997. С. 89-90, 127-129; Нови свештеномученици и мученици Православне Цркве npocujabшe у православном српском народу. 2000. С. 88-89. М. А. Герасимова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182355.html

Томск. Церковь Спаса Преображения. Ярлыковская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1848 и 1868. Год утраты:1936 Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, пересечение ул. Дзержинского и ул. Карташова Координаты: 56.468831, 84.970187 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь с деревянными куполами, заложенная в 1848 г. на средства купца С.В. Ерлыкова и оконченная в 1868 г. на средства купца Е.И. Королева. Однокупольный храм в русско-византийском стиле с шатровой колокольней. Располагался он на Ярлыковской (или Ерлыковской) площади в районе пересечения нынешних улиц Карташова (бывшей Ярлыковской) и Дзержинского (Преображенской). " История названий томских улиц " (Томск, 1998 г.) датой наименования Ярлыковской и Преображенской улиц указывает 1878 г. Исходя из этого, можно сделать вывод, что улица Преображенская была названа в соответствии с официальным именованием храма, а Ярлыковские улица и площадь - по обиходному названию церкви. Почти до семидесятых годов 19 века руководством для застройки Томска служил проект плана города архитектора В. Гесте, " высочайше " утвержденный в 1830 г. Гесте запроектировал на неосвоенных тогда городом территориях несколько квадратных площадей размером 295 х 315 м каждая с церковью посредине и торговыми лавками по углам. По разным причинам большинство из намеченных Гесте площадей не увидели света. Закрыта в 1935 г., снесена в 1936 г. http://starina.h1.ru/21/13/ Преображенская церковь (Ерлыковская, Ярлыковская) Преображенская церковь, каменная, одноэтажная, трехпрестольная, была заложена в 1848 году и строилась до купола на средства купца С. В. Ерлыкова, поэтому была известна среди местных жителей под названием Ерлыковской. Строительство было закончено в 1868 году на средства купца Е.И. Королева. В 1892 году при храме было открыто церковно-приходское попечительство. В церковной библиотеке насчитывалось до 80 томов книг. В 1920 году храм был национализирован. В сентябре 1933 года здание церкви было признано аварийным, а в 1935 году постановлением Западно-Сибирского крайисполкома Преображенская церковь была закрыта. В 1936 году здание было снесено. Преображенская церковь (Ерлыковская) на Верхней Елани, 1868.//Православные храмы Томска: альбом. – Томск, 2005. – С. 24. http://elib.tomsk.ru/page/11562/   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34862

При скитоначальнике (1878-1901) иером. Феофане (Урсу) рядом с Никольской ц. была построена высокая колокольня (1885). В 1890-1891 гг. вместо старого храма, находившегося в аварийном состоянии, была выстроена более просторная новая Никольская ц., объединенная с колокольней. В 1894-1897 гг. из фондов и доходов Кэприанского монастыря при поддержке его настоятеля иером. Григория было выделено 13 тыс. р. на возведение 2-й церкви - в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно скит вместе с Кэприанским мон-рем стал членом Православного миссионерского об-ва и Училищного совета Кишинёвской епархии. Для содержания церковноприходских школ в селах, в которых находились имения мон-ря и скита, в 1893-1894 гг. было потрачено 11 888,4 р. К кон. 1900 г. скит владел 60 дес. земельных угодий, включая пашни, сенокосы, виноградники, к 1919 г.- 61 дес. земли. В 1907 г. экономом был назначен болгарин мон. Владимир (Бочкарёв), пришедший в Бессарабию из Зографского мон-ря. В 1916 г., во время первой мировой войны, после открытия Румынского фронта, монахов болг. национальности из скита перевели в Рязанскую епархию. 1 сент. 1918 г., после аннексии Бессарабии Румынией (27 марта 1918), благочинный бессарабских мон-рей архим. Виссарион (Пую) объявил об отделении скита от Кэприанского мон-ря. 11 янв. 1919 г. по благословению Никодима (Мунтяну) , временно исполнявшего обязанности архиепископа Кишинёвского, произошло их офиц. разделение. В результате скит получил статус монастыря, настоятелем (март 1918 - июль 1924) стал иером. Даниил (Грозаву). К 1919 г. в К. м. проживали 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 12 монахов и 16 послушников, в 1921 г.- 49 насельников, в т. ч. архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 20 монахов, 5 иноков. Имение монастыря включало 6 га виноградников, 16 га садов, 3 га огородов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных зданий, пруд и мельницу. В 1924-1930 гг. настоятелем К. м. был архим. Паисий, в 1930-1933 гг.- иером. Феодосий († апр. 1933), в 1933-1936 гг.- архим. Феофан (Брагиш). В 1936-1940 гг., когда К. м. возглавлял протосинкелл Хрисанф (Николау), братия состаяла из 30 чел. В кон. апр. 1944 г. в К. м. скрывалась группа советских разведчиков под рук. офицера Бориса Коляденко. 27 апр. в Кондрицу прибыли 3 нем. отряда, разграбившие продовольственные запасы обители. Офицер и 10 нем. солдат были убиты партизанами. 29 апр. с. Кондрица было окружено отрядом нем. карателей. Мужчины были согнаны в монастырскую трапезную и подвергнуты жестоким издевательствам.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010