Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ» издание, выходившее в 1875-1895 гг. Печаталось под одной обложкой с ж. «Труды Киевской Духовной Академии» и в конце года - отдельными оттисками в количестве 100 экземпляров. «И. ц.-а. о.» выходили ежемесячно, но в ряде случаев, в основном после каникул, появлялись выпуски, содержащие информацию о 2-3 месяцах работы Церковно-археологического об-ва при КДА. Объем издания был произвольным, чаще всего от 4 до 16 страниц. Редактором и автором почти всех выпусков был секретарь об-ва Н. И. Петров , выпуски за май и дек. 1875 г., март и апр. 1876 г., авг. и сент. 1877 г. подготовил его помощник С. Т. Голубев . В «И. ц.-а. о.» публиковались краткие сведения о текущих делах об-ва, составленные на основании протоколов его заседаний. С кон. 70-х гг. XIX в. печаталось содержание рефератов, читаемых на заседаниях об-ва. Среди подобных публикаций можно отметить сообщения о выступлениях Голубева по поводу мнимого 300-летия Острожской Библии и развернувшуюся после полемику (ТКДА. 1881. Т. 1. 4. С. 488-493), Т. И. Вержбицкого о бердичевской Николаевской ц. (ТКДА. 1882. Т. 2. 8. С. 465-466), прот. Николая Соколова о киевской Васильевской ц. и замечания на это сообщение прот. Петра Лебединцева (ТКДА. 1883. Т. 1. 2. С. 352-353), И. И. Малышевского и Голубева о 3 рукописных экземплярах помянника Киево-Печерской лавры XV-XVII вв. (ТКДА. 1883. Т. 2. 6. С. 369-370), прот. П. Лебединцева об основании киевского Братского в честь Богоявления монастыря (ТКДА. 1884. Т. 2. 8. С. 601). Особую ценность представляют отчеты об исследованиях членами об-ва христ. памятников Киева и его окрестностей: остатков церкви XII в. на Копыревом конце древнего Киева (ТКДА. 1878. Т. 3. 12. С. 701), древней кладки Успенского собора Киево-Печерской лавры (ТКДА. 1881. Т. 1. 1. С. 124-125), фрагментов мозаики в куполе Киево-Софийского собора (ТКДА. 1884. Т. 3. 9. С. 154-155), усадьбы Киевской Трехсвятительской ц. (ТКДА. 1885. Т. 2. 7. С. 487-488), Рождество-Богородичной ц. XVII в. на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры и захоронений под ней (ТКДА. 1891. Т. 1. 2. С. 363-364), Анастасиевской ц. XVIII в. в г. Глухове (ТКДА. 1894. Т. 3. 11. С. 524-526), остатков храма св. Михаила XI-XII вв. возле г. Остра (ТКДА. 1894. Т. 3. 12. С. 656-659). На страницах «И. ц.-а. о.» были впервые опубликованы описания (в ряде случаев достаточно подробные) предметов, поступивших в Церковно-археологический музей при КДА: Сорокинской коллекции икон (ТКДА. 1875. Т. 3. 9. С. 493-510), вещей, пожертвованных Чигиринским еп. Порфирием (Успенским) (ТКДА. 1878. Т. 2. 5. С. 420-425), гравюр, подаренных вел. кн. Владимиром Александровичем (ТКДА. 1880. Т. 2. 6. С. 306-322), а также первое известное описание музея и его экспонатов (ТКДА. 1879. Т. 1. С. 155-159).

http://pravenc.ru/text/293866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИИЛ Васильевич Алфёров (1870-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДАНИИЛ Федотович Мещанинов (1870-1937), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Епископат ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121850_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)

http://pravenc.ru/rubrics/121848_5.html

Первое упоминание села Глубокое в письменных источниках относится к 1565-1587 годам. В 1830 году имение Глубокое у генерал-майора В.В. Чичагова приобрёл князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков (1794-1869). Он участник Отечественной войны 1812 года, с 1833 г. исполнял должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Во время Крымской войны 1855-1856 гг. М.А. Дондуков-Корсаков был назначен начальником подвижного ополчения Псковской губернии, с 1860 г. в отставке. Здесь прошли детские и юношеские годы князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова (1820-1893), генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, члена Государственного Совета, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера ордена Святого Андрея Первозванного. С апреля 1878 г. он был Верховным русским комиссаром в Болгарии, проводил работу по налаживанию военного, административного, финансового, судебного управления страной. В Глубоком прошло и детство его сестры Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1827-1909). Княжна посвятила себя благотворительности, ею устроена община Святой Марии Магдалины в селе Буриги Порховского уезда, в которой она работала рядовой сестрой милосердия, устраивала школы для крестьянских детей, в здешнем селе Глубокое организовала училище с общежитием для учеников, воспитанники находились на её содержании, а их родители получали материальную помощь. В Петербурге она посещала тюрьмы, вела с женщинами религиозно-нравственные беседы, учила их грамоте. В годы Русско-турецкой войны работала сестрой милосердия в госпитале. В 1865 г. её сестра княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена (1840-1907). Он и стал последним владельцем имения. С 1890 г. граф поселился в Глубоком. В 1895-1905 гг. Гейден занимал пост президента Вольного экономического общества, был одним из создателей Союза 17 октября и Партии мирного обновления, в 1906 г. граф был избран депутатом I Государственной Думы. П.А. Гейден был похоронен в селе Глубокое возле церкви. В первую годовщину смерти Гейдена почтить его память сюда приезжал Петр Аркадьевич Столыпин, очень ценивший Гейдена. Премьер-министр поклонился памяти графа, возложил цветы на его могилу, присутствовал на поминальном вечере. Дочь Гейдена, графиня Варвара Петровна Волкова, прожила почти 90 лет в эмиграции. Книгу о графе П.А. Гейдене написала Присцилла Рузвельт, внучатая племянница американского президента Рузвельта. Деревянный усадебный дом в 30 комнат строился с 1830-х годов, был построен в 1870-1880 гг. После революции здесь устроили приют для сирот, в 1929 г. дом сгорел. Комсомольцы разбили саркофаг, надругались над прахом П.А. Гейдена. От имения сейчас еще сохраняются хозяйственные постройки, дом для прислуги.

http://sobory.ru/article/?object=07664

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬЗОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 79 опубликовано: 14 июля 2008г. АЛЬЗОН [франц. d " Alzon] Эмманюэль Доде д " (30.08.1810, Ле-Виган, деп. Гар, Юж. Франция - 21.11.1880, Ним, там же), франц. церковный деятель, администратор средних и высших учебных заведений, основатель конгрегации ассумпционистов . Принял сан священника в 1834 г. С 1835 по 1878 г. генеральный викарий Нимской епархии. В 1848 г. основал в Ниме высшее учебное заведение, где преподавание и церковных, и светских предметов велось на одинаково высоком уровне. А. считал, что Церковь должна заниматься обучением и подготовкой как церковной элиты, так и светской. Выступал за независимость от гос-ва церковного обучения и церковной прессы. В 1840 г. был соучредителем конгрегации августинок Успения, а в 1845 г.- учредителем и главой конгрегации августинцев Успения, посвятивших себя обучению и воспитанию детей и молодежи в духе социальной и благотворительной деятельности католич. Церкви. В 1862 г. папа Пий IX благословил конгрегацию августинцев на установление более тесных отношений с Церквами Вост. Европы и Ближ. Востока. Для развития этого направления деятельности были учреждены миссионерская орг-ция «Монахини Успения» (1865). А. основал изд-во «La bonne presse», выпускающее до наст. времени периодические издания «Бюллетень паломников» (Bulletin de pérégrinages), ж. «La Croix Revue» (с 1880), газ. «La Croix» (с 1883) и др. Особое внимание А. уделял вопросам христ. просвещения, пропаганде веры в народной среде, поддерживал движение рабочих за социальную справедливость, выступал за обеспечение права Церкви участвовать в жизни об-ва.

http://pravenc.ru/text/114132.html

София. Кафедральный собор Кириакии Никомидийской. Катедрална църква " Света Неделя " Карта и ближайшие объекты По словам исследователей Софии, на этом месте был средневековый храм. О нём рассказывает лютеранский проповедник Стефан Герлах в 1578 году. Храм был однонефный, одноабсидный, построенный из дерева на каменном основании и покрытый двускатной крышей. С XV века в церкви хранятся мощи св. Стефана (канонизированый святой сербский король), из-за чего она была переименована в его память Св. Короля или Св. Стефани. С XVII века церковь Святой Недели позиционирует себя как просвещенный центр болгарской общины в городе. При ней была открыта церковная школа, а в 1839 году - общая школа. В 1849-1851 годах в южном дворе храма было построено школьное здание, а библиотека, созданная на пожертвования Ивана Дкнаелгу, осуществляла контроль (сгорела в 1880 г.). В 1853 году старая церковь была разрушена и в тот же год  болгарское население в Софии собирает значительную сумму на возведение новой. Брациговский мастер-строитель Иван Боянин, который строит величественное здание в 1863 г., придерживался возрожденческих традиций церковного строительства. Три купола и две фланкирующие вход башни колокольни возвышаются над окружающими постройками. В этих башнях храма были размещены 11 колоколов; восемь из них получили в качестве подарков в 1879 г. от российского имперского комиссара Болгарии князя Александра Дондукова-Корсакова, два были отлиты в Сербии. Храм Святой Недели мог похвастаться своим церковным хором, созданным сразу после Освобождения в 1878 году, по настоянию князя Дондукова. В соответствии с первым регулирующим планом Софии 1880 г. (Батенбергов план),  вокруг церкви складывается площадь, а храм был модернизирован, расширен и обновлён арх. Николой Лазаровым (1898 г.). Церковь Святой Недели превращается в самый представительный столичный храм, а площадь около него называется Соборной - в самую главную в городе. 16 апреля 1925 г. в храме членами военной организации коммунистической партии был совершён теракт против царя Бориса III и высших военных и государственных служащих. В результате мощного взрыва во время опевания генерала Константина Георгиева (застреленного коммунистическим террористом) крыша церкви была разрушена, и под завалами погибло более 150 человек, а сотни были ранены.

http://sobory.ru/article/?object=11801

Чинеево. Церковь Власия (старая). Власиевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Власия Год постройки:Между 1822 и 1823. Год утраты:1906 (перевезена в д. Галишеву) Адрес: Россия, Курганская область, Юргамышский район, с. Чинеево Координаты: 55.474073, 64.650343 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревня Чинеева была основана в 1713 г. на окраине Илецкого бора на восточном берегу озера Белого (Большого Белого), от которого она получила свое народное название – Белая или Большая Белая. Официальное наименование селения произошло от фамилии крестьян, обосновавшихся здесь первыми. Известно, что в 1720 г. в д. Чинеевой при Белом озере проживали Степан Митрофанов сын Чинеев 25 лет и его отец Митрофан Тимофеев 83 лет, которые, очевидно, и были ее первопоселенцами. В 1736 г. деревня подверглась разорению кочевниками. В начале 1740-х гг. она была обнесена деревянными укреплениями, которые уже к середине XVIII в. пришли в негодность. В административном отношении деревня у Белого озера первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта, а в 1786 г. вошла в состав Введенской волости Курганского уезда. С образованием здесь в 1823 г. отдельного прихода деревня начинает именоваться селом Чинеевским (Белым), которое к началу 1880-х гг. становится центром одноименной волости. Вскоре после открытия своего прихода в с. Чинеевском началось проведение ежегодных торжков. В конце 1860-х гг. торжки эти приходились на день Вознесения Господня и на день памяти святых Власия и Модеста - 18 декабря. К середине 1890-х гг. в селе был установлен третий торжок - еженедельный по субботам, а также учреждена проходившая 8 ноября Михайло-Архангельская ярмарка, устроенная, вероятно, взамен существовавшего в 1880-е гг. в соседнем Чинеевском участке отдноименного торжка. В начале XX в. количество ярмарочных дней было увеличено: ярмарка длилась теперь с 5 по 7 ноября. Михайловская ярмарка и торжки действовали в с. Чинеевском до начала 1910-х гг., а впоследствии, очевидно, прекратились. Одновременно с установлением торжков в селе были заведены балаганы, сдававшиеся в наем торговцам. Балаганы эти принадлежали местной церкви, которая и получала средства от их аренды. К 1848 г. вместо балаганов для торгующих были выстроены 10 деревянных в два ряда лавок. К 1875 г. лавки обветшали и перестали приносить храму доход, а в 1878 г. они и вовсе были упразднены.

http://sobory.ru/article/?object=53220

архиеп. Григорий (Афонский) Библиография Антоний, Епископ Волынский. «Отзывы»//Церковные Ведомости, 6. 1906 Афанасьев Н. , профессор протоиерей. «Неизменное и временное в церковных канонах»//Живое предание. Париж. YMKA Press. 1952 «Каноны и каноническое сознание»//Путь, 39. Париж, YMKA Press. 1933 Андреев Иван . «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия». Сергиев Посад. Тип. Снегиревой. 1895 Барсов М. «Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью». С. Петербург. Тип. Ремезова. 1878 Бердников И. С. «Краткий курс церковного права». Казань. Тип. Императорского университета. 1903 «К вопросу о церковной дисциплине»//Православный Собеседник. (Июль-август). 1902 Болотов В. В. «Лекции по истории древних церквей». Тип. Меркушева. С. Петербург. 1910 «Епархии в древней Церкви»//Церковные Ведомости, 3. 1906 Боголепов А. А. «От Святейшего Синода к Святейшему Собору». Нью-Йорк. 1965 Тидулянов П.В. «Восточные Патриархи в период четырех первых вселенских соборов». Ярославль. Тип. Губернского правления. 1886 «Митрополиты и первые три века христианства». Москва. Университетская типография. 1905 Торчаков М. И. «Церковное право». С.-Петербург. Изд. Ширяева. 1909 Заозерский Н. Д. «О Сущности церковного права»//Богословский Вестник, 10. 1909 Карташов А. В. «На путях к вселенскому собору». Париж, YMKA Press. 1932 «Практика апелляционного права Константинопольских патриархов». Варшава. Синодальная типография. 1936 « Церковь и Государство». Варшава. Синодальная типография. 1937 Кипарисов В. «О церковной дисциплине». Сергиев Посад. 1897 Кузнецов Н. Д. «Преобразования в Русской Церкви». Москва. Тип. Голубева. 1906 Курганов Ф. А. «Отношение между церковною и гражданскою властью в Византийской империи». Казань. Тип. Императорского университета. 1880 Лебедев А. П. «Очерки Внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI веках». Москва. Тип. Снегирева. 1902 «История Греко-восточной Церкви под властью турок (от 1453 до настоящего времени)». С.-Петербург. Изд. И. А. Тузова. 1903

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Баку. Собор Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Самым большим на Кавказе православным храмом являлся бакинский Александро-Невский собор. В 1879 г. бакинский губернатор В.Позен в письме городскому голове С. Деспот-Зеновичу высказал мнение о том, что в Баку ощущается потребность в сооружении нового православного собора, одновременно сообщив, что вопрос о соборе в 1878 г. был доложен наместнику Кавказа, а тот заручился поддержкой Святейшего Синода. Распоряжение главноначальствующего на Кавказе князя А.М. Дондукова-Корсакова о передаче старого мусульманского кладбища под строительство нового православного собора 10 июля 1886 г. было подтверждено высочайшим повелением императора Александра III. Еще 17 марта 1886 г. экзархом Грузии архиепископом Павлом был утвержден строительный комитет в составе бакинского губернатора В.П. Рогге, трех представителей от города, священников Николаевского собора и церковного старосты, по ходатайству которых составление проекта и сметы строительства собора было поручено князем А.М. Дондуковым-Корсаковым академику архитектуры Р.Р. Марфельду. В церковном строительстве 1880-1890 гг. главенствует русский стиль. Грандиозность размеров, представительная напыщенность, избыточность декора - таковы особенности церковных зданий, рассматриваемых тогда как символ и зримое свидетельство мощи государственной власти. За образец брался Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. Потому утвержденный 30 июля 1888 г. проект нового бакинского православного собора, разработанный Р.Р. Марфельдом, был по типу храма Василия Блаженного. Церемонию торжественной закладки храма приурочили к приезду в Баку императора Александра III, его семьи и сопровождающих лиц, совершавших с 18 сентября по 14 октября 1888 г. поездку по Кавказу. 8 октября 1888 г. в присутствии императора Александра III и его семьи был торжественно заложен новый бакинский собор в честь и память князя Александра Невского. В котлован фундамента высокие гости положили по кирпичику и золотому червонцу чеканки 1888 г. в особо устроенную нишу. Были также вложены медная позолоченная табличка, содержавшая надпись, при ком и когда была совершена закладка храма, в алтарную стену перед престолом были вложены святые мощи.

http://sobory.ru/article/?object=23537

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010