Пути-дороги паломницы из России (версия для печати)/Православие.Ru Пути-дороги паломницы из России Православие.Ru , 3 сентября 2001 г. Недалеко от Сэндая, в трех часах езды на машине, находится город Итиносэки с храмом Вознесения. 26 октября 1871 г. в церкви при Российском консульстве в Хакодатэ приняли крещение несколько самураев. Один из них, Матфей Кагэта (он стал священником в 1878 г.), в декабре того же года пришел проповедовать в Итиносэки, а через четыре года, т.е. в 1875 г., там был построен молитвенный дом в честь Преображения Господня. В июне 1881 г. Итиносэки посетил Николай. Тогда здесь было двадцать христианских семей. Николай записал в дневнике: «Итиносэки — место важное, составляющее центральный пункт для многих других местностей и могущее влиять на них, и поэтому заслуживает особенной заботливости». В 1899 г. число верующих возросло до пятисот человек, старый молитвенный дом перестроили, и он просуществовал до 1986 г. В связи с перепланировкой города его разобрали и перевезли в новое место, но собирать не стали, а привезли морем из Финляндии новый деревянный храм. 13 мая 1990 г. состоялось его освящение. Одноэтажный храм в виде сруба из бревен светлой древесины (вероятно, карельской березы) наполнен солнечными лучами и смолистым лесным ароматом. На крыше возвышаются две колоколенки. Большинство икон в храме написаны Рин Ямаситой, и особенно выделяются среди них «Рождество Христово», «Моисей» и «Молитва в Гефсиманском саду». В храме находится покрывало, которым, по свидетельству верующих, был покрыт гроб Архиепископа Николая. Видимо, кто-то из прихожан Итиносэки присутствовал на похоронах Владыки и увез его с собой, тем самым сохранив его от Великого землетрясения 1923 г. В настоящее время в храме 43 прихожанина. На пути между Сэндаем и Итиносэки в окружении рисовых полей лежит деревня Каннари. Ее уроженец, врач по имени Иоанн Сакаи, был одним из трех первых японцев, принявших крещение в Хакодатэ от самого Николая, и когда там в 1868 г. начались гонения на христиан, он вернулся на родину проповедовать православие. Очень быстро у Иоанна Сакаи появилось много последователей, и они построили деревянный храм, но просуществовал он недолго, потому что в тех краях тоже начались жестокие преследования православных христиан. В сентябре 1880 г. храм был снесен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ростов-на-Дону. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История разрушенного храма начиналась в 1875 году на площади между Средним и Большим проспектами закладкой временной небольшой церкви. Заложили ее в память избавления от опасности императора Александра II во время покушений 1866 и 1867 годов. Проектировал церковь инженер С. Загоскин, размещалась она в створе Никольской улицы (ныне ул. Социалистической). В 1878 году временную церковь освятили, и попечительство по постройке храма продолжило сбор средств на строительство будущей соборной церкви. В 1887 году оно сообщало думе, что собранный из пожертвований капитал составляет 50 350 руб., и просило отвести место для него по линии Большой Садовой улицы. Думская комиссия осмотрела указанное место и согласилась с предложением. Размеры и точные границы территории решили «определить по представлении попечительством на одобрение думой проекта храма». Автором проекта Александро-Невского храма стал архитектор А.А. Ященко. Он происходил из дворянской семьи, в 1871 году окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств со званием классного художника I степени. В первые годы работы в Новочеркасске зодчий занимает должность младшего инженера Областного правления при войсковом атамане. С 1875 года он участвует в завершении строительства Казанского собора Устъ-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. В последующее десятилетие Александр Александрович проектирует и возводит в Новочеркасске учебные здания (Мариинская женская гимназия, духовная семинария, Мариинский институт благородных девиц), выделяющиеся среди застройки города высокими художественными достоинствами. В 1883 году Войсковое правление по рекомендации Академии художеств поручает ему подготовительные работы, а затем — составление третьего проекта новочеркасского Войскового собора: первые два здания обрушились во время строительства. В эти годы в отечественном зодчестве происходило возрождение византийского стиля, который на Юге России стал символом единения славянских народов. Во второй половине 1880-х годов этот стиль становится ведущим в творчестве А.А Ященко. Несколько лет он разрабатывает проект главного и лучшего своего творения — новочеркасского Войскового Вознесенского собора. Одновременно составляет проекты меньших по габаритам храмов для других городов: Оренбурга, Царицына, Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=33882

С.И. Пономарёв Об авторе Степан Иванович Пономарев (1828–1913) – известный русский писатель – библиограф, автор около 700 разнообразнейших публикаций. Среди главных его работ отметим посмертное редактирование издания стихотворений Н. А. Некрасова (по воле сестры покойного, А.А. Буткевич), издание материалов для библиографий Н.М. Карамзина , М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А. Мицкевича, Н.И. Гнедича, А.С. Грибоедова. С.И. Пономарев участвовал также в составлении каталога Киевской Публичной библиотеки, Словаря русских писательниц и Материалов для Словаря псевдонимов. Особое место в наследии С.И. Пономарева занимают трупы его по библиографии русской церковно-исторической литературы. Им были составлены списки сочинений святителя Филарета (Дроздова) , архиепископа Филарета (Гумилевского) , митрополита Евгения (Болховитинова) , предметный указатель к Четьим-Минеям святителя Димитрия Ростовского , указатели к Киевским епархиальным ведомостям. В 1873–1874 годах Степан Иванович посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, консульской библиотеки и библиотеки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Поселение Святых Мест подвигло его на сознание фундаментального труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877). Кроме того, он занимался изданием и изучением трудов епископа Порфирия (Успенского) [Новые трупы Преосвященного Порфирия (Успенского)//Записки Императорской Академии наук. 1878. Т. XXX. Кн. 2; Очерк истории Афона (по книгам Преосвященного Порфирия)//Церковно-богословский вестник. 1880. 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 67, 71, 72]. В Иерусалиме произошло его знакомство с начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным) , переросшее в теплые, дружеские отношения на много лет. [Подробнее об их дружбе см.: Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного поэта Святой Земли С. И. Пономарева (по переписке его с отцом архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Пг., 1915]. В связи с возрастающим интересом историков и широкой православной общественности к личности и наследию создателя «Русской Палестины», мы сочли целесообразным опубликовать в настоящем сборнике «Богословских трудов» работу С. И. Пономарева «Памяти отца архимандрита Антонина», в которой дано весьма необходимое для современных церковных исследователей полное библиографическое обозрение трудов Архимандрита и публикаций о нем. Статья была напечатана в год смерти архимандрита Антонина в Трудах Киевской Духовной Академии (1894. Т. 3. с. 636–652). Для подготовки публикации мы имели счастливый случай пользоваться отдельным оттиском статьи по экземпляру ГПИБ (шифр Б7 02/201), с дополнениями и исправлениями немалочисленных ошибок и опечаток, сделанными неизвестной (возможно, авторской) рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Том II. Подвижники благочестия Зосимовой пустыни Архимандрит Павел Архимандрит Павел (Глебов) никогда не состоял ни в должности наместника Зосимовой пустыни, ни в числе ее братии. Однако роль его в становлении обители настолько значима, что по сей день в синодике монастыря он поминается первым, опережая царственных лиц и митрополитов... Петр Иванович Глебов родился в 1827 году в семье дьякона города Пронска Рязанской губернии. Семья провинциального дьячка была настолько бедна, что Петр за неимением средств не смог окончить Рязанское духовное училище, и, получив начальное образование, вернулся домой. К восемнадцати годам ему удалось пройти курс нижнего отделения семинарии, и отец определил его в число послушников Савино-Сторожевского монастыря Московской епархии. Это произошло 5 марта 1848 года. В первые дни осени молодого послушника посвящают в стихарь. Но только через шесть лет Петра постригают в мантию с именем Павел. Через год, 5 декабря, Павла рукополагают во иеродиакона, а 28 октября 1858 года он становится иеромонахом. 27 марта 1861 года «за слабостью здоровья казначея названного монастыря поручено ему наблюдение за монастырскими хозяйственными делами». В течение трех лет наряду с чредой священнослужения отец Павел несет это важное послушание, и весьма успешно, так что впоследствии именно ему поручают замещать наместника знаменитого монастыря на время его отпуска. 3 декабря 1866 года иеромонах Павел награжден набедренником «за отличные исполнения возлагаемых на него поручений». 8 марта 1868 года он уже казначей Савино-Сторожевского монастыря, и 8 апреля 1873 года «за усердное служение на должности казначея награжден от Священного Синода наперсным золотым крестом». Однако с родной обителью ему скоро предстояло расстаться. 25 августа 1873 года способного и усердного отца Павла назначают экономом в Ярославский архиерейский дом. На этом посту он остается ровно два года и покидает его уже в сане игумена (Указ Священного Синода от 1 апреля 1878 года за 954). По Указу Ярославской Духовной Консистории от того же числа он становится наместником Толгского монастыря. Без малого полтора десятка лет, возведенный в сан архимандрита 28 марта 1879 года, отец Павел не только успешно окормляет свою обитель, но и становится благочинным Ананьевского мужского и Казанского девичьего монастырей (8 ноября 1880 года). Вскоре его ведению поручены и все Ростовские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ульяновск. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь в своем первоначальном виде была построена за городской чертой, «за валом», в Свияжской конной слободе. «По народному преданию, она была одной из самых древних церквей в Симбирске, – сообщает А. Яхонтов. - И весьма вероятным кажется предположение, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков была построена в ней и церковь Богоявленская». А. Яхонтов предполагает, что старая церковь представляет собой в общем объеме церкви 1898 г. «придел во имя святого Иоанна Предтечи его позднейшие придатки, и есть первоначальная Богоявленская церковь, находившаяся в Симбирской Свияжской конной слободе». С начала основания церковь была каменной. «В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от трех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви». Это вполне естественно, так как речка Симбирка вплоть до 1800 г. являлась северо-западной границей города и примерно напротив усадьбы Дома-музея В.И. Ленина на ул. Ленина (ранее ул. Московская) в овраге речки Симбирки на ее южном берегу отмечено в конце XVIII века наличие кирпичных сараев. Таким образом, историко-мемориальное значение Богоявленской церкви связано с основанием одной из первых Свияжских слобод за городским валом. В этом отношении примечательно, что в прежние времена ул. Московская доходила до Богоявленской церкви, и здесь кончалась деятельность городской управы, так как продолжение этой улицы в сторону Свияги называлось Богоявленским съездом и его благоустройством уже ведало Губернское правление. А нынешняя улица 12 Сентября в части, примыкавшей к ул. Московской, называлась Богоявленским переулком. В последующие 1870-1880 гг. историко-мемориальное значение Богоявленской церкви еще больше возросло в связи с тем, что в непосредственной близости от нее по ул. Московской в 1875-1887 гг., а также на ул. Покровской в 1877-1878 гг. проживала семья Ульяновых. Мимо этой церкви в сентябре 1833 г. проезжал А.С. Пушкин. 15 января 1886 г. в этой церкви происходило последнее прощание семьи Ульяновых со скончавшимся 12 января 1886 г. Ильей Николаевичем Ульяновым.

http://sobory.ru/article/?object=38933

Хлевное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты По данным 1893 года в Хлевном было 2 каменных церкви – Покровская, 1797 года постройки, и Елизаветинская, 1857 года постройки. Обе церкви были разрушены в советское время. Кирпич Покровской церкви пошёл на постройку школы в Хлевном. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: два священника (Иоанн Петрович Владимиров и Виктор Попов), диакон (Александр Дмитриевич Лапин) и два псаломщика (Иван Матвеевич Пахомов и Иван Васильевич Устиновский). Покровская церковь село Хлевное. Построена в 1797 году тщанием прихожан, в 1878 году вновь устроен в ней иконостас, каменная с таковой же колокольней, покрыта железом крыша. Утварь – недостаточно. По штату два священника, два псаломщика, просфорня. Дома священников построенный тщанием прихожан. ГАВО Фонд И-84 опись 1 Дело 1953.Церковные ведомости Задонского уезда. Всего листов 441. Год 1911. Лист дела с 266 по 273 Липецкая область. Хлевенский район. Село Хлевное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Хлевное Хлевенского района Липецкой обл. Хлевное основано в 1630-е гг. Название – по «Хлевному бояраку», упоминаемому в документах 1629 г. До 1924 года территориально село входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии. Село Хлевное Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в своих трудах середины 1880-х годов отмечал: «Село Хлевное получило название от находившихся когда то здесь хлевов, или старинных ямов, для казенных лошадей, которыя (хлевы) были устроены для ямщиков, возивших разных чиновников от Воронежа в Елец и доселе хлевенцы занимаются ямщичеством. Интересно народное предание, почему у хлевенцев – плохи лошади. Говорят, однажды чрез с. Хлевое проезжал св. Тихон 1-й (вероятно, уже удалившийся на покой) и так как ему нужны лошади, а их не оказалось и хлевенцы грубо обошлись со святителем, то он наложил заклятие на село; с тех пор лошади хлевенских ямщиков всегда тощи. Сами хлевенцы объясняют постигающие их несчастия (неурожаи, пожары и т.п.) тем, что их " село заклятое " . В селе Хлевном ежегодно бываюет ярмарка на праздник Вознесения Господня».

http://sobory.ru/article/?object=17440

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Закрыть itemscope itemtype="" > Берлинский конгресс 1878 года и его влияние на положение в Сербии и на Балканах в оценках русского историка-слависта П.А. Кулаковского 06.12.2023 33 Время на чтение 21 минут Источник: Наука Вера Культура Берлинский конгресс. Серия восстаний славянских народов против турецкого владычества на Балканах в 1870-е гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги последовавшего за ней в 1878 г. Берлинского конгресса, в известной мере нивелировавшего итоги победы России над Османской империей, имели важные и довольно противоречивые последствия для балканских народов и государств, включая Сербию и Болгарию. С одной стороны, провозглашение независимости Сербии в августе 1878 г. и её последующая трансформация в королевство в 1882 г., безусловно, укрепили статус Сербии как полноценного суверенного государства. С другой стороны, хроническое отсутствие внутриполитической стабильности в стране, постоянная борьба за власть между соперничающими политическими группировками, рост общественного недовольства политикой последних представителей династии Обреновичей, а также многочисленные внешнеполитические вызовы в последние десятилетия XIX в. стали серьезным испытанием для сербской политической элиты. Колоссальное внимание Берлинскому конгрессу и его влиянию на внутриполитическое и внешнеполитическое положение в Сербии и на Балканах уделил известный русский историк-славист, общественный деятель и публицист, профессор императорского Варшавского университета П.А. Кулаковский (1848-1913). Будучи одним из наиболее известных и авторитетных русских ученых-славистов второй половины XIX в., П.А. Кулаковский с 1878 по 1882 гг. являлся профессором русского языка и литературы в Великой школе в Белграде и был непосредственным свидетелем влияния данных событий на общественно-политическое положение в Сербии. П.А.Кулаковский. http://rasl.ru/events/2019_events/kulakovskie.php Имея обширные контакты среди сербской политической элиты и сербской интеллигенции и прекрасно ориентируясь в вопросах сербской истории и в текущей международной ситуации, П.А. Кулаковский в своих заметках о Сербии, опубликованных сразу после его возвращения из Белграда в Россию в 1883 г., оставил подробное описание внутриполитического положения в Сербии в конце 1870 – начале 1880-х годов, которое до сих пор представляет собой ценный исторический источник. Кроме того, записки П.А. Кулаковского содержат всесторонний и интересный анализ причин тех проблем внутриполитического и внешнеполитического характера, которые встали перед Сербией сразу после Берлинского конгресса 1878 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/berlin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Калужской и Боровской епархии , один из самых старых епархиальных журналов РПЦ, начавший выходить по инициативе еп. Калужского Григория (Митькевича) с янв. 1862 г. Издавался до янв. 1907 г. 2 раза в месяц. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть до 1894 г. называлась «Прибавлениями») с раздельной пагинацией. Редакторами официальной части были подписывавшие каждый номер секретари консистории А. Р. Воронцов (1862-1871), Н. П. Бернадский (1871-1873), К. Медведский (1873-1875), С. И. Пантеровский (1876-1877), Н. Е. Томашевский (1880-1884), И. М. Лорченков (1885-1886), Н. В. Разумов (1887-1895) и Д. С. Соколов (1896-1907). Во время их отсутствия номера подписывали исполняющие должность секретаря, а также другие чиновники консистории, напр. в 1878-1880 гг. столоначальник А. Извеков; до сер. 1901 г. вместе с ними офиц. часть подписывали члены консистории кафедральные протоиереи М. Потёмкин (1862-1871), А. Колыбелин (1871-1876 и 1880-1901) и Д. Рождественский (1876-1880). Неофициальная часть в 1862-1869 гг. выходила без подписи редактора. В ходатайстве об издании К. е. в. еп. Григорий указал фамилии преподавателей семинарии М. Скворцова и Ф. И. Покровского, представивших программу издания, и калужских священников И. Любимова и И. Извекова, изъявивших желание постоянно в нем участвовать (до 1870); они, а в 1865-1866 гг. также ректор семинарии архим. Асинкрит (Верещагин), очевидно, коллегиально редактировали неофиц. часть. Далее неофиц. часть подписывали свящ. Д. Рождественский (1870-1880), свящ. И. Любимов (1870-1890), ректор семинарии прот. Д. Г. Лужецкий (1890-1901) и инспектор А. А. Преображенский (1901-1907). В официальном отделе печатались высочайшие манифесты и указы, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения епархиального начальства» (в т. ч. об определениях на места священно- и церковнослужителей), «Объявления и известия» о вакансиях, о книгах, рекомендованных для церковных б-к, об открытии внебогослужебных собеседований, журналы общеепархиальных съездов, отчеты и журналы епархиального училищного совета, отчеты о деятельности братств, епархиального комитета Правосл.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010