О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Еще протестантский ученый Готфрид Арнольд, живший в конце XVII в., в своем известном сочинении «Беспристрастная история Церкви и ересей» высказывал прямое сомнение: был ли даже крещен Константин Великий и находил в его деятельности очень много элементов языческого характера. С тех пор сделалось почти правилом в протестантской науке, в особенности у гражданских историков, подозревать искренность обращения Константина к христианству. Пропуская историков и писателей XVIII в., укажем на историков и писателей текущего столетия, которые выставляли первого христианского императора в своих сочинениях то чуть не решительным язычником, то полуязычником, то с ревностью, достойной лучшего применения, отыскивали какие–либо следы язычества в «обращенном» Константине. Какими побуждениями руководствовались в своем предприятии этого сорта протестантские историки, – это едва ли нужно разъяснять. Вот далеко не полный список историков и писателей протестантского лагеря, трудившихся над таким неблагодарным делом, как искусственное превращение Константина Великого из христианина в язычника – в большей или меньшей мере: Мансо в сочинении «Жизнь Константина Великого » (Breslau, 1817), Буркхардт, автор сочинения «Время Константина Великого» (Basel, 1853; 2–te Auflage, 1880), Кейм в сочинении «Обращение Константина Великого к христианству» (Zurich, 1862), Марквардт, автор сочинения «Римское государственное управление» (1878), Витерсгейм в труде «История переселения народов» (1880), Бригер, автор труда «Константин как религиозный политик» (Gotha, 1880), наконец, Иеен в брошюре «К истории Константина Великого» (Berlin, 1884). Так, Буркхардт в вышеуказанном сочинении замечает вообще о Константине: «Этот государь обнаружил полную независимость от какого–либо христианского чувства» и находит у него лишь в высшей степени развитый «толерантный монотеизм»; 47 а по суждению Бригера, Константин лишь благоприятствовал некоторого рода христианскому «суеверию» (Superstition), причем будто бы «никогда он не отрывался от своих первоначальных языческих представлений и не вытеснял их» (S. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Борьба за сохранение Русской Духовной Миссии 1878–1880 303. Проект преобразования Русской Духовной Миссии, представленный в Палестинскую Комиссию консулом в Иерусалиме Н.А. Иларионовым Иерусалим 1878 г. Подлинник Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая при открытии своем после Крымской войны начальником епископа, состоит ныне из архимандрита – начальника Миссии, двух иеромонахов и одного иеродиакона. При Миссии полагается хор певчих, число коих не всегда бывает одинаково, и в последнее время было их пять человек, а прежде шесть. При Миссии состоит также драгоман из местных арабов и имеется некоторое число служителей, необходимых как для церкви, так и самой Миссии. Миссия содержится на средства, отпускаемые Св. Синодом, ежегодно золотою монетой, в количестве 14650 рублей, присылаемых при посредстве министерства иностранных дел в Иерусалимское консульство по полугодиям, векселями на Лондон, в 1129 5 за каждое полугодие, причем рубль считается в 37 пенсов. Векселя эти передаются консульством начальнику Миссии, который сам уже уплачивает содержание подведомственных ему лиц. Открывая Духовную Миссию в Иерусалиме, правительство наше имело в виду возложить на Миссию, кроме духовного представительства, и другую, без сомнения, более важную и существенную обязанность – обязанность духовного назидания приходящих в Палестину русских поклонников. Поручение Миссии духовного представительства заключалось, конечно, в желании иметь в Иерусалиме представителя Русской Церкви, подражая при том, по всей вероятности, другим христианским исповеданиям, имеющим в Святом Граде своих патриархов и епископов; затем, так как Духовная Миссия была учреждена еще до открытия императорского консульства и было тогда только вице-консульство в Яффе, подведомственное генеральному консульству в Бейруте, то Миссия несла на себе, кроме забот собственно духовных, также и заботы о всех нуждах русских богомольцев и оказывала им, по возможности, защиту и покровительство. Таким образом, имея при том же во главе духовное лицо с высоким саном епископа, Миссия становилась в то же время как бы представительницей всех вообще интересов русского народа в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга «Духовный свет» составляет третий выпуск написанных нами статей назидательного содержания. Первый выпуск под именем «Христианские уроки» составлен из статей, первоначально напечатанных в издаваемом нами журнале «Душеполезное Чтение» за 1872,1873 и 1874 годы. Напечатанный в 1875 году, он уже разошёлся. Второй выпуск под названием «Сборник для назидательного чтения» был составлен из статей, первоначально появившихся в том же журнале за 1875, 1876 и 1877 годы, и напечатан в 1878 году. Статьи нового третьего выпуска извлечены из «Душеполезного Чтения» за 1878, 1879, 1880 и 1881 годы. Читатель найдёт, что по содержанию они не менее разнообразны, чем статьи первых двух выпусков. Автор касался предметов догматических, нравоучительных, изъяснял церковные песнопения, останавливался на примечательных событиях из жизни церковной и общественной. Но о чём бы он ни рассуждал, он всячески избегал отвлечённости в своих рассуждениях, старался каждую мысль выразить наглядно и общепонятно. Автор желал, чтобы его книга отвечала своему названию – «Духовный Свет». Он старался пролить на предметы не тусклый, а ясный свет духовной истины, чтобы при этом свете всякому видны были неприглядные стороны современной жизни. Автор почти в каждой статье указывает на эти неприглядные стороны, восстаёт против несогласных с учением и установлениями православной церкви воззрений и обычаев, против возмутительного легкомыслия, с каким люди века увлекаются новейшими учениями, нехристианскими порядками жизни и даже преступными в церковном и политическом смысле мнениями. Но давая свободу выражению горького чувства недовольства духом века, автор, однако ж, старался быть правдивым в своих обличениях, старался избегать резкого и сурового тона, который может только раздражать обличаемых, а не назидать. Протоиерей Василий Нечаев. Мудрость змеиная, простота голубиная. «Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  3.8 из  5) Глава 22. Последние годы. История создания «Братьев Карамазовых» В ноябре 1880 года, отсылая в «Русский вестник» эпилог «Братьев Карамазовых», Достоевский писал Любимову: «Ну вот, и кончен роман! Работал его mpu года, печатал два — знаменательная для меня ми нута». Итак, по свидетельству автора, начало работы ад романом восходит к 1877   году. Вот почему в октябрьском номере «Дневника писателя» за 1877 г он сообщал читателям свое решение прекратить издание на год или на два, а в последнем декабрьском выпуске признавался, что хочет заняться одной «художественной работой». Замысел «Братьев Карамазовых» уже безраздельно владел его воображением. Весной 1878 года начинается обработка собранных в «Дневнике» материалов и планировка романа. Достоевский сосредоточен на «детской теме» и с добросовестностью ученого исследователя изучает факты. Он пишет педагогу В. В. Михайлову: «В вашем письме меня очень заинтересовало то, что вы любите детей, много жили с детьми, да и теперь с ними бываете. Ну вот, и просьба к вам, дорогой Владимир Васильевич: я замыслил и скоро начну большой роман, в котором между другими будут много участвовать дети и именно малолетние с 7 до 15 лет, примерно. Детей будет выведено много, я их изучаю и всю жизнь изучал и очень люблю и сам их имею. Но наблюдения такого человека, как вы, для меня (я понимаю это) будут драгоценны. Итак, напишите мне об детях то, что сами знаете. И о петербургских детях, звавших вас дяденькой, и о елисаветтрадских детях и о чем знаете. Случаи, привычки, ответы, слова и словечки, черты, семейственность, вера, злодейство и невинность; природа и учитель, латинский язык и проч. и проч. — одним словом, что сами знаете». Письмо датировано 16 мартом; замы сел уже настолько созрел, что писатель мо жет «скоро начать» роман. Действительно, первые записи в черновых тетрадях отно сятся к апрелю 1878 года. Идеология рома на строится, однако, не на одних фактах и наблюдениях. Два больших мыслителя входят в эту эпоху в жизнь Достоевского, определяя своим влиянием его религиозно философскую концепцию. Это — Владимир Сергеевич Соловьев и Николай Федорович Федоров.Молодой магистр и доцент Московского университета, автор блестящей диссертации «Кризис западной философии» и замечательного исследования «Философские начала цельного знания», В. С. Соловьев очаровал Достоевского смелостью своих построений и вдохновенным учением о мистическом преображении мира. Он проповедовал учение о Софии Премудрости Божией и изъяснял смысл истории как богочеловеческого процесса. Двадцатипятилетний философ, мистик и поэт в логических понятиях и отвлеченных схемах пытался выразить свой личный религиозный опыт. В поэме «Три свидания» он писал:

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Иеромонах Алексий (Виноградов) родился 5 ноября 1845 г. в с. Чамерово Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1865 г. окончил Петербургскую Духовную Семинарию, где блестяще учился. По окончании Семинарии был оставлен там в качестве помощника наблюдателя иконографии. В 1867 г. поступил в Петербургскую Духовную Академию, но фактически не учился, так как перешел преподавателем живописи и рисования в Ярославскую Духовную Семинарию. Здесь разработал курс церковной археологии, который начальство не приняло. В 1871 г. оканчивает со степенью кандидата юридических наук 149 Демидовский юридический лицей в Ярославле. В 1875–1876 гг. работает аудитором 150 в 5-м Киевском Гренадерском полку, откуда увольняется, поскольку уже тогда у него проявляются интересы к археологии, иконографии, палеографии, этнографии. В 1876–1880 гг. он выступает как ученый-русист широкого профиля. За первую статью «О деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии» 151 удостаивается звания члена-сотрудника Российского Археологического общества 152 . В том же году А. Н. Виноградов публикует первую иконографическую работу «Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы Неопалимыя Купины» («Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства» в другой редакции) 153 . В 1879 г. выходит другой его иконографический труд «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии» 154 . В 1878 г. А. Н. Виноградов познакомился с рукописной коллекцией музея князя П. А. Путятина – владельца с. Бологое, и выпускает свое единственное палеографическое исследование «Палеографическая коллекция князя П. А. Путятина» 155 . В 1877 г. за рукописный сборник русских и карельских народных песен Весьегонского уезда (60 песен) А. Н. Виноградова избирают членом Географического общества 156 . Научные занятия А. Н. Виноградов сочетал с учебой в Археологическом институте (1876–1880 гг.). К этому времени он сформулировал свое научное кредо: «Археология для меня... немыслима без истории искусства, религии, литературы, нравов и обычаев не одного народа Русского, но в связи и сравнении с культурою и цивилизацией других народов» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание I. Памятники Эмафа, Кархемыша, Алеппо, Гюруна, Тианы,Ибриза, Богаз-Кея,Эйкуа, Жиар-Калесси и Карабела II. Характерные отличия этих надписей. Решение вопроса о нации, которой они принадлежат III. Попытка дешифрировать хеттейские надписи IV. Значение хеттейских памятников в решении вопроса о культуре хеттеев и их происхождении     Литература предмета: The monuments of the Hittites, by A. H. Sayce, read 6-th july 1880, – в Transactions of Society of biblical archaeology vol, VII, p. 2, 248–293. – The bilingual hittite and cuneiform inscription of Tarkondmos, by A. H. Sayce, read. 2-nd November 1880, ibidem 294–308. The empire of the Hittites, by William Wright, with deciphrement of hittite inscriptions by prof. A. H. Sayce, 1884. Une civilisation retrouvée, par George Perrot, Revue des deux mondes 1886, juillet, 2 e liv. – Les Uetteens de la Bible, par ab. Vigouroux в Revue des questions historiques t. XXXI. Geschichte Aegyptens unter den Pharaonen, von Heinrich Brugsch – bey, 1877, Histoire ancienne des peuples de 1’orient, par G. Maspero, 1878 I. Памятники Эмафа, Кархемыша, Алеппо, Гюруна, Тианы,Ибриза, Богаз-Кея,Эйкуа, Жиар-Калесси и Карабела В последние десять или пятнадцать лет в западно-европейской литературе, между прочим, выдвинулся вопрос о хеттеях. Обстоятельством, побудившим археологов заняться этим вопросом, ближайшим образом послужило открытие надписей в Эмафе, Кархемыше, Алеппо и в разных местах Малой Азии. О существовании надписей в Эмафе упоминает уже Буркгардт. Во время своего путешествия в Мекку в 1812 году, он, проходя через Эмаф, видел здесь, на базарной площади, в углу одного дома, камень, покрытый различными знаками и изображениями, которые Буркгардт принял за иероглифы, но отличные от египетских 1 .На открытие Буркгардта в свое время не обратили должного внимания, и свидетельство этого знаменитого путешественника нашло себе подтверждение уже спустя 58 лет, именно в 1870 году со стороны двух американцев: Августа Джонсона и С. Джесуна, из которых первый был в то время генеральным консулом в Дамаске, а второй протестантским миссионером в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) Учреждение общества. – Первые годы деятельности. – Собственный дом. – Церковно-приходская школа. – Воскресная школа. – Внебогослужебные чтения. – Детский приют. – Преобразование школы. – Дом трудолюбия. – Богадельня. – Главнейшие благотворители. – Заметки. В 1878 году светлевший князь А. А. Италийский граф Суворов-Рымникский, действительный тайный советник К. К. Грот, генерал-адъютант Н. В. Исаков, тайные советники К. П. Победоносцев и П. П. Семенов, баронесса Э. Ф. Раден и камергер В. К. Саблер представили в министерство внутренних дел проект устава учреждаемого ими благотворительного общества в приходе Троицкой церкви, что в Галерной Гавани. Устав предоставлял обществу деятельность на основаниях, общих с другими приходскими благотворительными обществами. Устав был утвержден 18 ноября 1879 года, а 19 февраля 1880 года в приходской церкви местный протоиерей И. Е. Вышеславов после литургии объявил прихожанам об утверждении устава общества и пригласил принять участие в благодарственном молебне по этому поводу. После молебна состоялось избрание попечителей или обследователей и членов совета, и таким образом состоялось открытие общества. Председателем избран был П. П. Семенов, товарищем В. К. Саблер. Открытие общества перечисленными высокопоставленными лицами вызвано было, между прочим, укоренившейся издавна у бедняков Галерной Гавани привычкой подавать в различные благотворительные учреждения, на имя высочайших особ и частным лицам, известным в сфере финансовой или административной, слезные просьбы о пособии, большей частью сочиняемые специализировавшимися по этой части профессиональными местными писаками, и, конечно, не в соответствии с истинными нуждами просящих, а сообразно степени предложенного за написание просьбы угощения или гонорара, что привычному глазу разглядеть бывало нетрудно. Человеколюбие и сердце понуждали ответить на просьбу пособием, а рассудок и подозрение, что выданные деньги будут просто-напросто пропиты в первом попавшемся кабаке, удерживали протянутую с милостыней руку. Общество, выдающее пособие только после проверки положения вспомоществуемых, гарантировало, по крайней мере, целесообразность расхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне Учреждение общества. – Первоначальная деятельность. – Богадельня. – Собственный дом. – Даровые квартиры. – Пожертвование А. А. и А. А. Львовых. – Состояние средств общества по последнему отчету. – Главнейшие благотворители и деятели. Устав «Благотворительного общества в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне» утвержден 28 апреля 1878 года. Открыто общество в том же году. Первоначально деятельность общества выражалась в выдаче денежных пособий бедным и в взносе платы за воспитание детей в некоторые школы, – все в очень скромных размерах. Потом была открыта небольшая богадельня, в которой, на первых порах поместилось 7 старух и 1 девочка. Богадельня эта с 10 июля 1880 года помещалась в доме Пуни, с платой по 10 рублей в месяц. С 1883 года, вследствие надбавки платы за квартиру и увеличения числа призреваемых, богадельня была переведена в дом Шорохова, где было нанято для нее помещение за 25 рублей в месяц. Затем общество предприняло заботу о постройке собственного дома для богадельни. Отведен был безмездно участок церковной земли в 300 квадратных сажен, на углу Пушкарской и Кронверкской улиц, архитектором Н. В. Лиссопацким составлен был план на постройку деревянного двухэтажного на каменном фундаменте дома, а затем открыта была специальная подписка, которая принесла свыше 7,000 рублей. Главнейшими жертвователями были: А. М. Васильев, К. И. Цветков и М. Т. Пискунова, внесшие по 1,000 рублей, В. И., С. И. Базилевские, внесшие 1,000 рублей, И. К. Куприянов и И. И. Шилов по 300, и по 100 рублей: М. П. Зыбин, И. Я. Хлопонин, А. И. Балашев, М. Я. Краснопольский, Д. П. Захарьев, И. П. Седов. Кроме того, строительными материалами и работами пожертвовали: П. П. Шорохов на 1,600 рублей, Г. А. Данилов и Н. Г. Герасимов, каждый на 300 рублей, П. Д. Захарьевский на 175, А. В. Доронин на 150 рублей. Само общество к этому времени наэкономило из поступлений до 11,000 рублей. С июня 1883 года начались строительный работы, 9 августа, при крестном ходе из приходской церкви, произведена закладка, и к зиме дом был уже вчерне готов, 7 октября 1884 года состоялось освящение здания и перевод в него призреваемых обществом лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В.И. Бенешевич Скачать epub pdf I. Биографическая Канва 1 1845 (7 февраля). Родился в погосте Горки Галичского у. Костромской губ. 1854 (сентябрь)-1860 (июль). Учился в Галичском уездном духовном училище. 1860 (сентябрь)-1866 (31 июля). Учился в Костромской духовной семинарии. 1866– 1867. Преподаватель русского языка в Галичском уездном училище. 1867– 1871. Студент историко-филологического факультета СПб. университета. 1871 (ноябрь)-1874 (май). Состоял оставленным при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории и был преподавателем в СПб. средних учебных заведениях. 1872 . Вышла в свет первая печатная работа (список трудов, 1). 1874 (20 апреля, 4 и 24 мая). Подвергался испытаниям на степень магистра всеобщей истории. 1874 (1 сентября). Защитил в СПб. университете диссертацию на степень магистра всеобщей истории (список трудов, 3). 1874 (с 7 мая). Утвержден доцентом по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете. 1875 (лето). Совершил первую поездку с научною целью Заграницу. 1876 (1 мая) – 1878 (1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1879 (15 апреля). Защитил в СПб. университете диссертацию на степень доктора всеобщей истории (список трудов, 10). 1879 . Утвержден экстраординарным (с 7 мая) и ординарным (с 20 сентября) профессором по кафедре всеобщей истории Новороссийского университета. 1880 (1 июля-1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1881 (1 июня – 1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1883 (15 мая – 1 сентября). Командирован с научной целью в Москву и СПб. 1884 . Участвовал в VI археологическом съезде в Одессе; 25 апреля-22 июня состоял в научной заграничной командировке. 1886 (15 августа)- 1887 (15 августа). Состоял в научной заграничной командировке. 1889 (лето). Командирован с научной целью в Москву и СПб. 1890 . Участвовал в VIII археологическом съезде в Москве. Основал Византийское отделение историко-филологического общества при Новороссийском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010