Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский (1873 – 1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Васильевич Поспелов (1883 – 1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Сидоров (1867 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР Павлинович Волков (1873 – 1919), свящ., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде

http://pravenc.ru/rubrics/121790_2.html

Нижний Ломов. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня, каменный. Построен в 1829 г., а в 1861 и 1871 гг. перестроен (?). Наружные стены храма, ввиду ветхости кирпича, обиты железом. В 1911 г. сооружена новая, отдельно стоящая колокольня по проекту, утвержденному строительным отделением 7 сентября 1906 г. Существовавшая до того колокольня начинала строиться взамен разобранной старой по образцу колокольни Троицко-Сканова монастыря, в соответствии с проектом, утвержденным 8 августа 1885 г., по которому предполагалось соединить колокольню крытой каменной галереей с собором, а на втором этаже ее устроить часовню. Однако в связи с тем, что фундамент колокольни получился непрочным и в кладку арок и сводов второго яруса пошел плохой кирпич, из-за чего своды провисли, пришлось епархиальному архитектору Эренбергу составить новый проект на достройку колокольни, предусмотрев уменьшение ее высоты, который и был утвержден 9 января 1897 г. Кроме главного престола собор имел четыре придела: в честь Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы (теплые), Тихвинской иконы Божией Матери, во имя мчч. Андриана и Наталии (холодные). К собору приписана тюремная церковь во имя свт. и чуд. Николая, построенная в 1864 г., и две часовни: 1) на соборной площади – чугунная, окруженная железной оградой, сооруженная в 1875 г. на средства земства в память спасения Александра II 4 апреля 1864 г. по утвержденному в 1874 г. проекту; 2) на базарной площади – каменная, также в память Александра II, построенная за счет богадельни; ее проект был утвержден 17 мая 1876 г. вместо представленого городской управой 30 апреля проекта, имевшего недостатки: неблаговидный фасад и несообразность устройства крыши величине стен; а 3 сентября того же года было утверждено и местоположение часовни. http://pravoslavie58region.ru/ Первая церковь в Нижнем Ломове, Крестовоздвиженская, была построена вскоре после основания города в 1636 г. В 1829 г. было построено ее каменное здание. Вскоре после 1929 г. соборный храм закрыли и вскоре взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=42963

Плай, погост. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1760 и 1763. Год утраты:1944 (боевые действия) Адрес: Псковская область, Новосокольнический район, Плай, погост Координаты: 56.357051, 30.274458 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о Троицкой церкви погоста Плай относится к 1625-1627 годам. Позже на месте древнего храма тщанием местного помещика Андрея Федоровича Нелединского был возведен новый храм из камня и кирпича. Случилось это в 1760 году (по другим данным, в 1763 г.) Неоднократно (в 1871, 1874, 1876-1879, 1882, 1885, 1887-1888, 1891, 1893-1896, 1898-1899, 1902, 1904 гг.) проводился частичный ремонт церкви. Храм был кирпичным, под железной крышей. Позже у храма построили кирпичную же колокольню, которую соединили с ним кирпичным коридором. На колокольне было 6 колоколов, самый большой с изображением Спасителя и Божией Матери весил более полутоны, он был приобретен за 850 рублей, собранных причтом храма, прихожанами и другими жертвователями, в 1902 году в память венчания на царство Государя Императора Николая II и его супруги. В церкви было три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы (главный), во имя иконы Божьей Матери Одигитрии (правый) и во имя Святых апостолов Петра и Павла (левый). В 1762 году здесь служили один священник и один псаломщик, а по данным 1802 года причт храма состоял из двух священников, дьякона, двух дьяков и двух пономарей. При церкви было два кладбища, на одном (Лаптево) и ныне еще хоронят. В 1912 году крестьянин деревни Михали Александр Алексеев на собственные средства построил на приходском кладбище церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости – новую церковь приписали к Троицкому храму погоста Плай. Имеются также сведения о деревянной приписной часовне в деревне Печище (1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=41736

Приимково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приимково, владельческое село при реке Которосли и прудах, в 16 верстах от Ростова. В нем 33 двора, 101 ревизская душа и 102 надела. Здесь помещается волостное правление и учрежденная в 1874 г. сельская школа. Сельская каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь построена прихожанами в 1781 г. и имеет три престола: Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая. До 1781 г. разновременно здесь находились две деревянные церкви. Первая из них сгорела, а вместо нее была построена другая, на приходском кладбище, внутри села, а потом вместе с кладбищем была перенесена за пределы села и, наконец, в 1835 г., по причине ветхости, она была вовсе нарушена, но в каких именно годах названные церкви были построены - неизвестно. Ни чудотворных икон, ни древних облачений, рукописей и старопечатных книг в церкви села Приимкова нет, а из находящихся в храме икон особенно чтится икона Всемилостивого Спаса, празднество которой совершается 16 августа. Из старинной утвари сохранились лишь оловянные: потир, дискос, звездица и дароносица. К церкви с. Приимково приписано 45 десятин земли и приход из 12 селений. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Приимково, село, бывш. кн. Л.Л. Чернышева, с/о Приимковское. Расстояние: от Ростова 16 в., от волостного правления 6 в., от ж.д. ст. Семибратово 6,5 в., от базара: в с. Макарово 6 в., в с. Великое 12 в., в Ростове 16 в., от парового терочного завода Осорьина в Кладовицах 5 в., от парового терочного завода Понизовкина в 8 в. В селе земская школа. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная; престолов три: в настоящей холодной в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделе ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в зимнем приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая. Храмовые праздники: 8 сентября, 1 октября и 6 декабря. Устроена церковь в 1781 г., а зимний придел в 1836 г. (освящён в 1845 г.), то и другое иждивением прихожан. Особо чтимые прихожанами иконы: Святителя и Чудотворца Николая и Св. Великомученика Георгия. Земли при церкви 44 дес. 1447 квад. саж.; два церковные дома, деревянные, первый двухэтажный для жит. священника и псаломщика, а другой для диакона; церковного капитала 2999 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03430

Приозерск. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Приозерского подворья Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Уточнение: архитектор этого замечательного во многих отношениях храма — Йохан Якоб Аренберг (Ahrenberg) (1847, Выборг – 1914). Уникальный образец эклектики рубежа XIX-XX веков. В проекте храма соединены мотивы русского храмового зодчества, карело-финского народного зодчества, византийские мотивы. В Приозерске расположены подворья двух Ладожских монастырей. Подворье Коневского монастыря находится в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Валаамского Спасо-Преображенского – в возвращенной в 1989 году верующим Всесвятской церкви. Обычно храмы Всех Святых возводились в России при кладбищах или прямо на них. И это неудивительно, ведь родственникам усопших во все времена хотелось, что бы рядом с близким им человеком был его Ангел в независимости от того, как звали почившего… На территории старого православного кладбища, первые захоронения которого датированы 60-ми годами XVIII века, построен и Приозерский Всесвятский храм. Но есть у него и иное имя – Андреевская церковь. Дело в том, что деньги на постройку и содержание Кексгольмской прикладбищенской церкви (Кексгольм - так в те времена назывался этот город), общей суммой 26 тыс. рублей, незадолго до своей смерти завещала купеческая дочь Авдотья Андреева. Естественно, родственников старшего брата покойной, Фёдора, такое завещание не устроило. И долго-долго стороны гражданского процесса доказывали его законность в разных судебных инстанциях. Но присяжные поверенные у Православной церкви видимо и тогда были неплохие. А может, им просто улыбнулась удача. Так или иначе, но 17 декабря 1874 года завещание было окончательно узаконено на заседании Санкт-Петербургского городского суда. Первый проект церкви Всех Святых, подготовленный по заказу кексгольмского губернатора Мартина Стениуса специалистом по православным церквям, архитектором Франсом Шёстрёмом (02.07.1840 -  01.08.1885), без объяснения причин был забракован святейшим Синодом. Второй разрабатывался «финским Микеланджело» - Иоганном Якобом Аренбергом (30.04.1847 - 10.10.1914), который имел опыт строительства исключительно лютеранских кирх, равно как и светских особняков, среди которых - губернаторский дом в Выборге, гимназия в Хельсинки. Ни одно, ни другое никак не соотносилось с культовыми сооружениями Православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00310

Сергиевское. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Село Сергиевское, с какой бы стороны к нему ни подъезжай, еще за много километров открывается взору величественной колокольней из красного кирпича, увенчанной зеленым куполом с золотым крестом. Церковь во имя святителя Сергия Радонежского (вернее то, что от нее осталось - колокольня и трапезная) поражает колоссальными размерами и гармоничностью архитектурных пропорций. Она - главное украшение и достопримечательность села, посланец из XVIII века, когда деревня именовалась Каменный Верх. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4454 Село Сергиевское, или Каменный Верх, возникло в XVII веке. Около 1724 года в селе возвели деревянную церковь во имя св. Сергия Радонежского. В 1874—1885 гг. на средства прихожан церковь была возведена в камне, была она холодной. Главный престол – во имя св. Сергия Радонежского, придельный – в честь Вознесения Господня. В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. Священником служил Иоанн Михайлович Лебедев (рукоположен 25 апреля 1855 года), диаконом – Иван Иванович Кириллов (после окончания курса семинарии рукоположен 7 декабря 1869 года), псаломщиками – Илья Петрович Смирнов (43 года) и Григорий Александрович Вознесенский (46 лет), определены в 1867 году. После революции 1917 года, в годы коллективизации и индустриализации в Сергиевском было решено построить ГЭС на реке Красивая Меча. Из-за недостатка стройматериалов было решено использовать кирпич ставшей не нужной никому церкви. Однако разобрать на кирпич добротную кладку оказалось не под силу, и стены храма попросту «распилили» с помощью тракторов и металлических тросов. Уцелевшие трапезную и колокольню позже стали использовать под склад удобрений. Сейчас церковь восстанавливают всем миром: на месте престола разоренного алтаря установили крест, другой, мраморный, — над склепом священнослужителей. Оборудовали притвор колокольни, ведутся работы в трапезной. Поставили крест над колокольней и трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=10737

Сошки. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь появилась в с. Сошки примерно в 1723 году, поскольку в документах того времени Сошки упоминаются как «казённое село». Почти век спустя в 1820—1823 гг. (по разным источникам)на общественные средства была построена существующая ныне каменная тёплая церковь с главным престолов в честь Троицы Живоначальной и двумя придельными: правый – св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый – св. Николая Чудотворца. При Троицкой церкви была приписная деревянная тёплая церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Ямань (Богородицкое), построенная на средства г. Климентова в 1845 году, с двумя приделами: правым – Скорбященским, левым – св. Николая Чудотворца. По данным 1876 года, штат Троицкой церкви состоял из настоятеля, помощника и двух псаломщиков. Настоятелем служил священник 2 разряда Капитон Иванович Алексеев, рукоположен в 1864 году. Помощником был  священник 2 разряда Александр Владимирович Смирнов, рукоположен в 1873 г. Сверх штатаслужил  священник 2 разряда  Иван  Александрович Кременецкий, рукоположен в 1875 году. Церковным старостой при Троицкой церквибыл  государственный крестьянин Колесников, с 1867 г.; при Казанской церкви в Ямани – майор Прибытков,с  1872 г. По данным 1893, 1911 гг., штат Троицкой церкви состоял из 3 священников, диакона и 3 псаломщиков.В 1893 году – священники: Капитон Иванович Алексеев, 50 лет, рукоположен в 1864 году, награждён камилавкой; Александр Владимирович Смирнов, 44 лет, рукоположен 5 октября 1874 года, награждён набедренником; Николай Иванович Смирнов, рукоположен в 1867 году, награждён скуфьёй. Диаконом служил Александр Харитонович Попов, 47 лет, из 1 класса семинарии, рукоположен в 1866 году. Псаломщики: Иван Герасимович Полянский, 61 года; Алексей Иванович Смирнов, 39 лет, определен в 1885 году; Александр Петрович Никольский, 48 лет. В наградных документах 1909 года по Тамбовской епархии упоминаютсятся: священник Александр Смирнов, представленный к ордену св. Анны, и священник Иаков Словцов, представленный к награждению набедренником.

http://sobory.ru/article/?object=17227

Февраля 9 (22) Священномученик Парфений (Грузинов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Парфений родился 30 января 1874 года в селе Троицкое-Рязанцево Богородского уезда Московской губернии в семье Василия Грузинова, прослужившего в течение тридцати лет псаломщиком. После окончания Духовного училища Парфений Грузинов обучался в Духовной семинарии, а в 1900 году он окончил Московскую Духовную академию. Отец умер в 1885 году, поэтому образование юноша получил за казенный счет. В 1901 году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) Парфений Васильевич был назначен псаломщиком к церкви святого архидиакона Стефана за Яузой. В 1903 году он был перемещен на должность псаломщика к Московской Софийской на Лубянке церкви. В различных храмах Москвы Парфений Грузинов служил псаломщиком до 1933 года, когда был рукоположен во священника к храму святого архидиакона Стефана за Яузой в Москве. В 1935 году отца Парфения назначили служить в МихайлоАрхангельскую церковь села Михайловское Звенигородского района Московской области. В этом храме отец Парфений прослужил до самого ареста. По требованию сотрудников НКВД в Михайловском сельсовете 22 января 1938 года на священника Парфения Грузинова была составлена справка, в которой ему давалась следующая характеристика: «. со дня прибытия его в село Михайловское среди колхозников повел антисоветскую и антиколхозную агитацию за невыход на колхозную работу, за настроение колхозников против мероприятий партии и советского правительства, отчего колхоз в 1936 и 1937 годах имеет большие хозяйственные недоделки. Лично по его агитации в каждый религиозный праздник колхозники не выходят на работу по 2–3 дня. Агитировал против сталинской конституции, утверждая, что она неустойчивая и создана не надолго, что большевики народ вредный, за ними нам не идти. В декабре 1937 года также агитировал против выборов в Верховный Совет СССР, доказывал, что выставленные кандидатуры в Верховный Совет люди не наши, а коммунисты, от которых для нашей религии большой вред, а поэтому старайтесь не голосовать вовсе. За то, что сельсовет не дает разрешения ходить ему, Грузинову, по домам верующих, он всячески старается компрометировать руководителей.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феоктист (Попов Феодор Аполлонович), архп.Рязанский и Зарайский Родился 6 февраля 1826 года в семье священника Слободы Верхнего Салтова, Волочанского уезда, Харьковской епархии. Первоначальное образование получил в Харьковской духовной семинарии. В 1851 году окончил Киевскую духовную академию. 5 августа 1851 года пострижен в монашество, 14 августа рукоположен во иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха и 27 сентября назначен помощником ректора в Воронежскую духовную семинарию. 7 сентября 1852 года утвержден в степени магистра богословия. С 14 июля 1853 года – профессор Киевской духовной семинарии. С 21 января 1855 года причислен к соборным иеромонахам КиевоПечерской Лавры. С 17 дек.1856 г. – инспектор той же семинарии. В 1858 году временно исполнял должность ректора семинарии. С 5 дек. 1859 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 20 декабря того же года возведен в сан архимандрита. С 6 окт.1860 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Киево-Пустынно-Николаевского монастыря. 25 мая 1869 года хиротонисан во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии. С 7 дек.1874 г. – епископ Симбирский и Сызранский. С 28 сент.1882 г. – епископ Рязанский и Зарайский. 24 марта 1885 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 2 декабря 1894 года. Был выдающимся по ревности администратором. В Симбирской и Рязанской епархиях, вследствие частых объездов церквей, он непосредственно знаком был с состоянием приходов и знал все свое духовенство в лицо. В первой епархии он учредил благочиннические советы и при них окружные библиотеки для духовенства, ввел в практику общеепархиальные и окружные съезды духовенства, поднял вопросы об устройстве эмеритальной кассы и свечного епархиального завода, открыл в Симбирской семинарии на местные средства, с целью улучшения постановки миссионерского дела, кафедру для изучения раскола, учредил в центре раскольнического населения противораскольническое Николаевское братство, а в центре мусульманских и чувашских поселений – особую школу миссионерского типа, преобразовал Симбирское женское духовное училище из одноклассного в трехклассное и пр. В Рязанской епархии особенные усилия его были направлены на развитие противораскольнической миссии и внебогослужебных бесед. Быв сам в начале своей службы довольно продолжительное время (с 15 ноября 1860 года по 25 сент.1868 г.) редактором журнала «Руководство для сельских пастырей», он очень интересовался местной духовной печатью и заботился о ее развитии. Им основаны «Симбирские Епархиальные Ведомости» (в 1876 году), Сборник слов и поучений, выходящий при Рязанском братстве св.Василия» (с 1889 года) и «Миссионерский Сборник», выходящий при том же братстве (с 1891 года). Расширена программа издания «Рязанских Епархиальных Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

профессор Стефан Тимофеевич Голубев (25.10.1848–22.11.1920) История Русской Православной Церкви Сектоведение профессор Стефан Тимофеевич Голубев Доктор церковной истории, заслуженный профессор КДА, член-корреспондент РАН. Биография Родился в селе Ардатовка, Нижнеломовского уезда, Пензенской губернии, в семье священника. С 1858 по 1864 год обучался в Нижнеломовском духовном училище, затем, с 1864 по 1870 год, в Пензенской духовной семинарии, а с 1870 по 1874 год в Киевской духовной академии. Печататься начал с 1872 года, опубликовав свою работу «Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» и получив за неё Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 года Голубев был утверждён в степени кандидата богословия за труд «Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношение к Исайи Копинскому». В 1874 году Голубев стал приват-доцентом на кафедре русской церковной истории Киевской духовной академии. В 1883 году получил степень магистра богословия за труд: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883). Эта работа была высоко оценена, и за неё Голубев получил половинную Уваровскую и Макарьевскую премии Священного Синода. С 1884 года состоял штатным доцентом по кафедре истории и обличения русского раскола. С 1885 года его также избрали приват-доцентом Киевского университета св. Владимира по кафедре церковной истории. В 1887 году Голубев женился на дочери профессора Ф. А. Терновского Елене Филипповне Терновской. С 1891 года Голубев являлся исполняющим обязанности экстраординарного профессора Киевского университета; утверждён в должности в 1899 году. В 1898 году вышел второй том работы «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», также удостоенный Уваровской и Макарьевской премий. 17 марта 1899 года Голубев был удостоен степени доктора церковной истории. С 1899 года являлся ординарным профессором Киевской духовной академии, с 1900 года — заслуженный ординарным профессором, с этого же года также ординарным профессором Киевского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010