Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/Алмазов.html

А.А. Половцов Снегирев, Вениамин Алексеевич Снегирев , Вениамин Алексеевич, профессор Казанской духовной академии, уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника, род. в 1841 г. и, по окончании курса Нижегородской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868 г. и сейчас же назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 г. получил степень магистра за сочинение: «Учение о лице Господа И. Христа в трех первых веках христианства» (Прилож. к «Правосл. Собеседн.» 1870 г. III и 71 г., I, и отдельно Казань 71 г.) и 15 авг. того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 г. избран и утвержден (14 авг. экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 г. преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 г. и с 15 ноября 1886 г. до конца 1887–1888 уч. г. Кроме чтения лекций, на Снегиреве лежали и другие обязанности: так, напр., с 1874 по 82 г. он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 г. – членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февр. 1889 г. С. напечатал: 1) «Спиритизм, как философско-религиозная доктрина» («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282). 2) «Вера в сны и снотолкование» (Каз. 1874 г.). – 3) «Психология и логика, как философские науки» (ib., 1876 г., т. II, 427–51). – 4) «Науки о человеке» (ib., 1876 г., т. III, 62–89). – 5) «Сон и Сновидения» (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд. – 6). «Физиологическое учение о сне и сновидениях» (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. I, 266). Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критич. очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митр. Макария. – 7) «Психологические сочинения Аристотеля» (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс. περ ψυχηςεσоδια). – 8) «Метафизика и философия» («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., – издано по смерти автора). 9) «О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному» («Вера и Разум» 1891 г.). – 10) «Самознание и его личность» (ib. 1891 г.). – 11) «Субстанциальность человеческой души» (ib. 1891 г.). – 12) «Нравственное чувство (опыт психологического анализа)» (ib.). – 13) «Сердце и его жизнь» (ib. 1892 г. 7–8, 12–14. Все это и отд.). Кроме того, Снегиревым напечатаны критические разборы чужих трудов: 1) «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127–31); 2) «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96–99); 3) «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371–2); 4) «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13–19). В 1891 г. в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирева составленных студентами и проверенных доцентом ак. А. Н. Потехиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петр Александрович (1833/34, с. Карманово Дмитриевского у. Курской губ.- 28.08.1899, Киев), проф. канонического права, исследователь церковной археологии. Род. в семье священника, учился в Белгородском ДУ, затем в Курской ДС, которую окончил в 1855 г., в том же году поступил в КДА. Окончил академический курс первым по списку магистров в 1859 г. и 13 окт. того же года был избран советом КДА на должность бакалавра по кафедре канонического права и церковной археологии. 5 февр. 1860 г. был назначен помощником инспектора, но уже 10 апр. 1861 г. написал прошение об оставлении должности: вчерашний выпускник академии счел неэтичным выставлять на суд начальства суждения студентов, которые являлись практически его сверстниками. С 1860 по 1868 г. был помощником библиотекаря КДА. 29 янв. 1866 г. назначен экстраординарным профессором КДА, а 25 февр. 1885 г. в связи с 25-летием профессорской деятельности удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора КДА. С 1869 г. член Совета КДА. Лекции Л. (с 1869, после введения нового устава КДА и реформирования кафедры, читал только курс по каноническому праву) заслужили высокую оценку митр. Московского Макария (Булгакова), к-рый по поручению Синода в 1874 г. производил ревизию образования в КДА и охарактеризовал Л. как «весьма способного и знающего свою науку» преподавателя. Знания Л. оказались востребованы в Киевском ун-те им. св. кн. Владимира: 31 авг. 1885 г. он был утвержден в звании приват-доцента юридического фак-та кафедры церковного права, 16 июля 1891 г. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора. С 1878 по 1891 г. гл. обр. для дополнительного заработка (женился в 1863 на О. И. Бобровницкой, к сер. 70-х гг. XIX в. в семье было 6 детей) исполнял работу инспектора Александровского ремесленного уч-ща. Кавалер орденов: св. Анны 3-й (1869) и 2-й (1877) степени, св. Станислава 2-й (1873) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 4-й (1881) и 3-й (1886) степени.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

Т. Моммзен. Фотография. Нач. XX в. [Нем. Mommsen] Теодор (30.11.1817, Гардинг, герц-ство Шлезвиг, Дания, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 1.11. 1903, Шарлоттенбург, ныне в черте Берлина), герм. историк, филолог, юрист, политический деятель. Из семьи лютеран. пастора. Младшие братья М., Тихо Моммзен (1819-1900) и Август Моммзен (1821-1913),- известные филологи-классики, исследователи античной поэзии. К христианству М. уже в молодости относился скептически, однако официально не порывал с лютеран. церковью. Получил домашнее образование, в 1834-1838 гг. учился в гимназии в г. Альтона (ныне р-н Гамбурга). Окончил Кильский ун-т, получил степень доктора права (1843). В 1844-1847 гг. проходил стажировку в Италии, изучал древнеримские надписи. Вернувшись в Альтону, работал учителем в школе для девочек. Во время революции 1848-1849 гг. в Германии участвовал в либеральном движении, выступал против абсолютной монархии, за объединение герм. земель. Поддержал созданное в г. Рендсбург временное правительство, провозгласившее независимость Шлезвига и Гольштейна от Дании; стал редактором газ. «Schleswig-Holsteinische Zeitung» (Газета Шлезвиг-Гольштейна). Осенью 1848 г. начал академическую карьеру, получил пост экстраординарного профессора рим. права в Лейпцигском ун-те (Саксония). Весной 1849 г. вместе с неск. др. преподавателями ун-та протестовал против роспуска саксонского ландтага, был приговорен к 9-месячному заключению. В 1851 г. был уволен из ун-та по политическим мотивам. Эмигрировал в Швейцарию и получил пост ординарного профессора права в ун-те Цюриха (1852). В 1854 г. вернулся в Германию, стал ординарным профессором рим. права в ун-те Бреслау (в королевстве Пруссия, ныне Вроцлав, Польша; занимал этот пост до 1857). Одновременно с преподаванием занимался научной деятельностью, к 1857 г. опубликовал более 250 работ по античной истории, юриспруденции и филологии, в т. ч. получившую широкую известность «Историю Рима» ( Mommsen Th. Römische Geschichte. Lpz.; B., 1854-1856. Bd. 1-3; 1885. Bd. 5; рус. пер.: Моммзен Т. История Рима/Науч. ред.: С. И. Ковалев, Н. А. Машкин. М., 1939-1941. Т. 1-3; 1949. Т. 5; 4-й том об эпохе Римской империи не был написан). По протекции А. фон Гумбольдта избран членом-корреспондентом (1853), профессором-исследователем (Forschungsprofessor, 1857) и действительным членом (1858) Прусской АН; в 1875-1885 гг. постоянный секретарь ее историко-филологического отд-ния. Одновременно был ординарным профессором древней истории (1861-1887) и ректором (1874-1875) Берлинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2564092.html

А.А. Половцов Домгер, Валериан Александрович Домгер , Валериан Александрович, геолог, горный инженер, родился в 1851 г., умер в 1885 г.; высшее специальное образование получил в Горном Институте, курс которого окончил в июне 1873 г. и был командирован в распоряжение управляющего Горной и соляной частями Области Войска Донского для практических занятий на один год. За это короткое время Д. успел основательно ознакомиться с каменноугольным делом на нашем юге. Он посетил многочисленные рудники и горные заводы Донецкого округа и Екатеринославской губ. и составил весьма подробное и обстоятельное описание в геологическом, техническом и экономическом отношениях известного Грушевского месторождения и, главным образом, богатого и благоустроенного рудника Русского Общества Пароходства и Торговли. Статья эта под названием: «Современное состояние некоторых каменноугольных рудников юга России» помещена в Горном Журнале за 1874 г., т. IV, стр. 159–178, и свидетельствует о прекрасном знакомстве с делом и разностороннем образовании автора – тогда только что кончившего курс студента. С окончанием практических работ Д. вернулся в Петербург, но вскоре, в ноябре 1874 г., был зачислен по Главному Горному Управлению и получил новую командировку, в Одессу, на завод Русского Общества Пароходства и Торговли для изучения брикетного дела. Результатом этих занятий был обширный отчет, представляющий подробный перечень литературных данных по этому вопросу и свод собственных наблюдений автора на лучшем русском брикетном заводе, – «Приготовление брикетов из каменноугольной мелочи» горн. инж. В. Домгера, (Горн. Журн. 1876, т. II, стр. 123–173). Впоследствии Д. еще раз возвращался к этому важному техническому вопросу и в 1881 г. напечатал в Южно-Русском Горном Листке небольшую статью об открытом Адольфом Гурльтом способе цементирования каменноугольной мелочи посредством магнезии. (См. В. Домгер: «Новый способ цементирования каменноугольной мелочи». Южн. Русск. Горн. Лист., 1881, т. II, стр. 196–199).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

М.Д. Приселков Можно думать и надеяться, что при первых к тому благоприятных условиях друзья, почитатели и сослуживцы почившего Н. Ф. Каптерева примут все меры к опубликованию материалов для биографии Н. Ф. и к изданию задуманных им в последние годы жизни сборников своих статей. Материалы для биографии не только помогли бы выяснить нам ход работ и развитие ученого лица Н. Ф., они дали бы нам любопытную и яркую картину той среды и тех церковно-общественных отношений второй половины XIX в., которые мучительно переживались профессорской академической средой и скорбными тенями ложились на пути жизни и ученой работы Н. Ф. за отсутствием теперь возможности дать действительную картину богатого печалями, но и богатого силою духа жизненного подвига Н. Ф., приходится ограничиться передачею лишь внешней рамы этой картины и сосредоточить внимание на оценке того ученого наследия, которым почивший Н. Ф. завоевал себе прочное и почетное имя в русской церковно-исторической науке. Н. Ф. Каптерев родился 8 июня 1847 г. в селе Кленове, Подольского уезда, Московской губернии. Как сын сельского священника, он прошел все ступени образования нашей духовной школы: звенигородское духовное училище, вифанскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1868­−1872). При академии Н. Ф. быль оставлен сразу же по её окончании, и вся дальнейшая жизнь и работа шла в неразрывной связи с академией: до 1883 г. – доцент по кафедре древней гражданской истории, с 1883−1896 г. – экстраординарны, в 1896−1898 г.г. ординарный, а с 1898 г. – заслуженный профессор. В 1874 г., через два года по окончании академии, Н. Ф. получил степень магистра по защите диссертации, до сих пор не потерявшей своего места в исторической литературе, – „Светские архиерейские чиновники в древней Руси“ (Москва, 1874), но получение докторской степени задержалось до 1891 г., потому что первое большое исследование, написанное за это время, – „Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.“ (Москва, 1885), удостоенное Академией Наук уваровской премией, не было одобрено Синодом, первый выпуск другого исследования о времени церковных реформ при царе Алексее Михайловиче („ Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов“, Москва, 1887 г.) сразу же положил запрет дальнейшему опубликованию), и только третья работа – „Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669−1707 г.“ (Москва 1891 г.) – прошла благополучно для увенчания Н. Ф. через все соответствующие взоры того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каптерев Н. Ф. Каптерев Николай Феодорович – заслуженный ординарный профессор московской Духовной Академии, доктор церковной истории. Сын священника села Кленова московской губернии, подольского у., он родился 8 июля 1847 года: учился в звенигородском духовном училище, а затем в вифанской духовной семинарии, где окончил курс в 1868 г. и в том же году поступил студентом в московскую Духовную Академию. В 1872 г. Николай Феодорович окончил курс в Академии и оставлен был при ней в качестве приват-доцента, а в следующем – 1873 г. избран был доцентом по кафедре древней гражданской истории, каковую занимает и до настоящего времени. В 1874 г., после публичной защиты диссертации, он получил степень магистра богословия; в 1891 г. – степень доктора церковной истории. В 1883 г. Н. Ф. Каптерев избран был в экстраординарные профессоры, в 1896 г. – в ординарные, а в 1898 г. получил звание заслуженного ординарного профессора. Ученые сочинения проф. Н. Ф. Каптерева касаются или сношений России с православным Востоком, начиная с XVI века до средины XIX, или событий русской церковной истории, по большей части так или иначе связанных с указанными сношениями с православным Востоком. К сочинениям первого рода принадлежат его книги: 1) Характер отношений России к православному Востоку в XVI и столетиях, Москва 1885 (удостоено Академиею Наук Уваровской премии); 2) Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669–1707 гг., Москва 1891 (докторская диссертация); 3) Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия и 4) Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815–1844). Обе последние книги изданы Императорским Палестинским обществом, в изданиях которого они занимают 43-й выпуск. Кроме этих книг, относительно сношений русских с православным Востоком, проф. Каптеревым напечатано в разных духовных журналах несколько других исследований, именно: 1) Русская благотворительность Синайской обители в XVI, и столетиях; 2) Русская благотворительность монастырям св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Н.В.Сомин Скачать epub pdf 1. Введение Исследование непростой истории Церкви начала XX века только начинается, и потому неудивительно, что вне поля зрения исследователей остался целый ряд значительных личностей, без которых эта история не только неполна, но и не может быть адекватно понята. Одной из таких личностей, безусловно, является выдающийся русский богослов-моралист Василий Ильич Экземплярский . Этот удивительный человек производил на современников громадное впечатление своим исключительно высоким настроем мыслей, пламенной любовью ко Христу и незаурядным мужеством. Только один штрих: Экземплярский – автор уникальной коллекции «Лики Христа в мировой живописи». Ради этого он приобрел фотографический аппарат, сделался фотографом-любителем и таскал его с собой, даже по заграницам, ради пополнения своей коллекции (которая составила более 10000 единиц). Однако, в нынешних церковных кругах отношение к Экземплярскому неопределенно-настороженное: «то ли скандалист, то ли обновленец, – кто его знает». А знать бы стоило, поскольку его деятельность, несмотря на ее небесспорность, имеет для Церкви непреходящее значение. Его публицистика стала отражением ряда наиболее острых проблем, стоявших перед Церковью . А потому рассмотрение воззрений Экземплярского далеко не безразлично для понимания судеб Церкви в последующей истории XX в. В данной работе делается попытка выяснить основные идеи его богословия и церковной публицистики , причем ставится цель разгадать «феномена Экземплярского», т.е. определить место в церковной жизни этого замечательного человека. Биографических сведений об Экземплярском известно довольно мало. Он родился 26.01.1874 г. (в некоторых источниках – в 1875 г.) в Киеве. Его отец – протоиерей Экземплярский Илья Тихонович – после рождения сына овдовел, принял монашество с именем Иероним, в 1885 г. хиротонисан во епископа и умер в 1905 г. архиепископом Варшавским. Упомянуть об этом имеет смысл не столько потому, что сыновья архиепископов встречаются отнюдь не часто, но главным образом из-за уникальной личности архиепископа Иеронима. О нем вспоминали: «Святитель поражал всех, знавших его, своей исключительной приветливостью, ласковой речью, чуждой обидного упрека, нежным обращением со скорбной, мятущейся и даже виновной перед ним душой. Чувствовалась такая теплота и доброта души, что искренность охватывала человека, и он высказывал все сокровенное, как доброму, участливому отцу». Можно предположить, что пример отца, являющего подлинную христианскую любовь, имел для сына исключительное значение, во многом определившее всю его последующую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010