выполняют еще и эзотерическую функцию сокрытия от непосвященных высшего знания (как духовной науки). 5) χαρακτρ (мн. ч. ο χαρακτρες) – букв. след. Образ как след в данном случае главный акцент делает не на своей рукотворной или чувственной стороне, а на своем обозначаемом и на несоизмеримости обозначаемого и обозначающего в смысле онтологического превосходства первого как тела над следом. 6) τπος, τποι – образ 27 как внутренний мысленный образ или представление, являющиеся результатом истолкования символа, формируемые в уме и свободные от «чувственно-образного» элемента восприятия символа. В «О церковной иерархии» 5, 2 – ветхозаветные образы, в которых угадывается (хотя и нередко и с трудом) духовный свет евангельской истины. В этом смысле традиционно понимается как объект типологического истолкования Св. Писания. Здесь же Ареопагит говорит о Моисее, что ему Господь на Синае показал «икону образа» ( εκν τπου), что можно понимать как богоданное изображение скинии, показанное в видении Богом Моисею. «Двойная» образность же, о которой упоминает автор, означает большую онтологическую дистанцию между показанным Моисею образом (τπος) (см. Исх.25:40 ), материальным осуществлением скинии, и тем, что сама скиния и те жертвоприношения, которые совершались в ней, также, в свою очередь, оказались всего лишь прообразом Жертвы Христовой (см. Евр.8:2–5, 9:2–24 ). Также ρχτυπος, ρχτυποι – первообраз, т.е. то, что изображает образ (τπος, εκν). Архетип – духовная реальность в ее единстве, мн. ч. архетипы – Божественные энергии и логосы-идеи мира; εροτποι – «священные прототипы» 28 . 7) τ κτυπματα – отпечатки 29 умопостигаемого. 8) τ ποτυπματα – букв. оттиски 30 , образы духовного мира в материальном мире. Используется как синоним χαρακτρ 31 . 9) παραβολ – притча, используется, как правило, в отношении евангельских притч Господа Иисуса Христа, также облекавшего Свое учение о тайнах Царства Небесного в форму образов и иносказаний 32 . 10) τ γλματα – изображения, τ πλ κα νδτατα γλματα 33 – простые и глубочайшие зрелища (относится к умопостигаемым образам сверхчувственной реальности).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

– 8. Палеография Греческая: III. Почерки канцелярские: картон в большой лист, со снимками с актов царских, патриарших, монастырских, судебных и межевых определенного времени. – 9. Палеография Греческая: XV–XVI вв.: картон в 4-у. – 10. Палеография Греческая: XVII в.: картон в 4-у. В этих двух картонах помещены отрывки из подлинных рукописей. – 11. Образчики Греческих нот: картон в большой лист: подлинные листы и снимки из рукописей X–XVII вв. с певческими крюками. Это собрание – не только самое большое из всех известных, но, можно сказать, единственное. – 12. Снимки с древних карт: картон в большой лист. Главное в этом собрании – снимки с прекрасного списка христианской палеографии Козьмы Индикоплова IX века. – 13. Живопись книжная: 715–1536: картон в большой лист: богатое собрание изображений святых и праведников в снимках и подлинниках из рукописей Греческих, Арабских, Славянских (Болгарских). Это собрание драгоценно для изучающего средневековую живопись христианского Востока. – 14. Древности: картон в очень большой лист. Здесь помещены подлинные листы Греческого и Славянского письма простого и живописного и снимки с рукописей неопределенного времени. – 15. 16. Очень любопытны два больших картона, заключающие в себе оттиски гравюр на дереве с изображениями Афонских монастырей и образов. Гравюры в том роде, как наши лубочные. Собрание очень большое и разнообразное. Два отдельных картона в большой лист рисунков и снимков принадлежат к особенному сочинению преосвященного Порфирия об Афоне, уже приготовленному к печати: – 17. Живописное обозрение Афона: виды и рисунки остатков языческой древности. – 18. Афон: живопись и архитектура – христианского времени. Другой подобный труд преосвященного Порфирия, также готовый к печати, – Путешествие в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии. И к этой рукописи, в которой помещено множество рисунков, относится большой картон: – 19. Фессалия. Третий труд, приготовляемый преосвященным Порфирием к изданию в свет, есть Путешествие по Палестине. К нему относится большой картон:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Отец Глеб принадлежал к третьему типу авторов, он же – единственно правильный. Рукопись снова и снова возвращалась к нам с вычеркнутыми абзацами и с заново вписанными дивным профессорским почерком страницами (такой почерк есть результат и достояние культуры, но свободно читать его так же сложно, как и вообще овладевать культурными сокровищами). К этому времени он уже знал, что тяжело болен, но после службы всегда уделял внимание нашему с ним взаимному крохоборству. Не обошлось и без курьезов: однажды батюшка уличил нас в том, что в некоторой химической формуле цифровые индексы были поставлены сверху, а не снизу, и с удовольствием приговаривал: “ох, уж эти филологи”. Я смолчала (на это были свои причины, и не вполне благочестивые), но при первой же замеченной мной некорректной авторской правке, исказившей смысл предложения, смиренно потупившись, с удовольствием прошептала “ох, уж эти естественники”. И при этом имела в виду не только отца Глеба, но и Наталию Алексеевну, которая, будучи по базовому образованию математиком, поместила индексы на то место, где им надлежало быть с ее математической точки зрения. На моих глазах происходило то, чем всякий профессиональный лингвист любуется как чудом (именно потому, что в какой-то степени понимает невероятную сложность его механизмов): превращение мысли в слова, а слов – в текст. Уже лежа в больнице, батюшка упорно продолжал дорабатывать статью, что отчасти вызывало недоумение навещавших его духовных чад: все понимали, насколько серьезно его заболевание, какие страдания он претерпевает – и тут же “какие-то бумажки”, буковки… А батюшка трудился так, как будто знал, какая славная судьба ожидает эту его работу, – впрочем, он и всегда так трудился, следуя известному принципу: жить так, как будто каждый день может стать последним, а работать так, как будто впереди вечность. Когда номер был в типографии, отец Глеб второй раз лежал в больнице, и жить ему оставалось считанные дни. Тираж еще не был готов, и он попросил отдельные оттиски статьи. Уже тогда типографии о таких изысках и думать забыли. Я пошла разговаривать, сказав, что если нужно платить, то я заплачу. Меня спросили, что за автор. Я сказала: “священник”. У директора глазки загорелись:

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/pr...

Не меньшую пестроту представляли собою и самые лица гостей: здесь были оттенки и красоты и даже уродства, если не телесного, то нравственного, ясно, точно оттиски печати на бумаге, изображавшегося на лице. Владиславлев захотел рассеяться и стал рассматривать бывшее на вечере общество! Рядом с доброю и миловидною Людмилою, можно было видеть молодого еще франта, худощавого как сказочный кощей-бессмертный, длинного, с длинными бакенбардами и усами, с выбритым подбородком и эспаньолкой под губами, с изнеможенным, безжизненным лицом, доказывавшим, что на своем коротком веку он достаточно потрудился на поприще волокитства за деревенскими Груньками, Салохами и Таньками, в былое время переполнявшими господские девичьи и кухни под видом нянек, мамок и кухарок. Молодежь ходила по залу попарно, дамы больше сидели по две или по три и вели неумолкаемые разговоры. Но не было задушевности в разговорах, откровенности, развязности и смысла во всей этой суетне и болтовне. Ясно было, что на всех лежал гнет светских приличий. Девушки старались казаться серьезными, а кавалеры развязными, дамы жеманничали, мужчины посматривали на буфет и зеленые столы в соседней с залою комнате. Разговор вертелся на самых пустых мелочах, семейных сплетнях, и т. п., во всем была какая-то сонливость и дряблость, от всего веяло натянутостью и желанием как-нибудь убить время. Только граф с каким-то господином толковал об освобождении крестьян, да и то не без оглядки назад, потому что тогда в окружавшей его среде помещиков не много было сочувствовавших этому благому делу, да и сам собеседник его принадлежал к числу противников освобождения. Неудивительно поэтому, если Владиславлев, взглянув внимательно на все бывшее у него перед глазами, пришел к заключению, что провинциальное, светское общество далеко не таково, чтобы его можно было брать за образец. Стали подавать чай, и гости уселись. Невдалеке от Владиславлева сели два господина средних лет, а рядом с ними дама и барышня. Вскоре между этими господами завязался разговор о начавшемся тогда пробуждаться в обществе вопросе об эмансипации женщин. Толковали они и много и долго, но толковали, что называется и вкривь и вкось, каждый по своему, и наконец свели речь к тому, что философия XIX века первая возвысила свой голос против будто бы освящаемого христианством рабства женщин, и возвестила миру те светлые разумные идеи, которых до этого времени не ведало человечество и за осуществление которых в жизни потомство будет благословлять XIX век, как век просвещения и прогресса, направленных к очищению жизни современного человечества и самой религии от примеси суеверия, лжи и заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

29 авг. [без года] Милость Божия буди с Вами! С сею же почтою послано письмо к преосвященному Макарию с прошением пособить о. Иоанну, как найдет справедливым. Потому напишите сему последнему, чтоб устроил, как умеет. Здоровы ли Вы?! Всех Вам благ желаю. Ваш богомолец Еп. Феофан. Алеша и домой съездил, и здесь на Выше был. Иван Крутиков – второй сын о. Александра – в Московскую поступил академию. 447. О назначении на преподавательское место. Общие благословения О назначении на преподавательское место. О знакомых. Общие благословения. 29 авг. [без года] Милость Божия буди с Вами! Бог благословит! Дай, Господи, Вам на новом месте покой духу и довольство хоть посредственное. О педагогике, верно, пошло в Академическое правление. Если нет претендента и правление представило одного, то и сомневаться нечего. – Да – виноват – претендента и быть не может. Выбор предоставлен Преосвященному, равно как и все попечение о сем классе. Претендента разумею не здесь, а там. Не подал бы кто туда, а забыл, что такая подача неуместна. – Может быть, к тому времени, как успеете переехать, и определение придет. – Классы немудреное дело. Навыкнуть скоро можно. Надо посмелее. И сразу всего окончательно придумать нельзя. Десять раз придется передумать и переделать, пока все примет свой вид. – Надо писать уроки, и читать, и толковать их. Владимирцы загостились. Вот скоро надо отправлять. – У Вас теперь хлопоты. Надо Вам немного на Выше побыть прежде отъезда. Скажите, когда посвободнее. Пришлю лошадей. Благослови Вас, Господи! Протопопице придумать хорошо, как быть с хозяйством. Ведь это не малое дело. Зимою на санках перевезть в Тамбов. Все нужно будет. А покупать тяжело в 5 дорогов. Спаси Вас, Господи, и помилуй! Ф., Е. 448. О получении печатных оттисков. О здоровье. Общие благожелания О получении печатных оттисков: вышло все – хоть брось, придется перепечатывать. О здоровье. Общие благожелания. 2 сент. [без года] Милость Божия буди с Вами! Получил я оттиски. Благодарствую за хлопоты. Теперь я обойдусь и могу давать даже взаймы. – Как они мудрено приклеили конспект?! А еще мудренее напечатали. Я не обращал на это внимания. Но перечитывая вместе с подательницею сего письма, увидел, что конспект напечатан так, что уничтожает весь эффект... уничтожает удобство следить за соответствием течения событий у тех или других евангелистов. Надо бы каждый пункт конспекта печатать с начала строки, а они содержание каждой главы печатали подряд. От этого ищешь, где пункт, о котором дело!! И вышло все – хоть брось. Шрифт поменьше бы, а лист побольше, а то и два... (после скосить) и вышло бы добре. Но уж делать нечего. – Придется перепечатывать вновь, чтоб цель была достигнута.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

22:16. Гробница, высеченная в скале. В долинах и по склонам холмов вокруг Иерусалима было много гробниц, высеченных в известняке. Среди них на склоне Силуана находится гробница с частично сохранившейся надписью и титулом «asher »al habbayit- выражение, которое используется в ст. 15 для обозначения должности Севны. Отсутствие имени в этой надписи не позволяет прямо связать ее с Севной. Недовольство Исайи вызвано расточительностью сановника, построившего персональную гробницу, вместо того чтобы воспользоваться общей пещерой или высеченной в скале камерой внутри семейной усыпальницы. В таких типичных гробницах были полки, куда клались тела покойных, и ниши для светильников, а также углубления для размещения емкостей с костями, когда полки были нужны для новых захоронений. Только очень богатые люди могли позволить себе вырубать индивидуальные камеры, возможно, по образцу финикийских или египетских (пирамиды или искусно декорированные фасады). 22:20. Имя Елиакима на печати. Имя этого вельможи, которое означает «Да устроит Эл», было обнаружено на оттисках печати из Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамиса и Рамат-Рахель (Ramat Rahel). Он занимал должность царского управляющего, «asher »al habbayit при царе Езекии (см.: 4Цар. 18:18; 19:2 ; Ис. 36:3 ), а потому, как положено, прилагал свою официальную печать ко многим документам. Оттиски печати с именем Елиакима найдены на многих ручках от кувшинов, которые датируются временем правления царя Езекии. Слой 3 железного века из Лахиса, который датируется 701 г. до н. э., представляет собой горизонт, к которому приурочены наиболее важные находки этих ручек. Вполне вероятно, что печать Елиакима на этих кувшинах указывает на одну из его обязанностей – осуществлять надзор за дворцовыми хранилищами и распределением масла и вина в крепостях, подобных Лахису. 22:22. Ключ дома Давидова. Сравнительно небольшие замки, которые у нас в домах сегодня, требуют небольших по размеру ключей. Однако в библейские времена запоры были очень большими, а ключи к ним – массивными, медными или железными (см.: Суд. 3:25 ; 1Пар. 9:27 ). Когда Елиаким получил такой ключ, то его размер и, возможно, искусное изготовление могли служить зримыми символами его права закрывать и открывать двери помещений и ворот в Иерусалиме. Такие же обязанности были у египетского визиря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

—511— Перечисленные пути распространения святоотеческих творений стоят вне влияния Академии; но они могут быть открыты для Издательского Комитета при Святейшем Синоде. Московская Духовная Академия и просит ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДСТВО предложить Комитету обеспечить для Академии значительный заказ на святоотеческие творения. Чтобы могло осуществиться новое, удешевлённое почти вдвое, издание, необходим заказ не менее как на 4 000 экземпляров, и достаточно продолжительный, в несколько лет, срок для его выполнения. Если бы Комитету угодно было сделать Академии, для распространения удешевлённого издания вышеуказанными и другими возможными путями, заказ на творения, то Академия понизила бы цену для Комитета в зависимости от размеров заказа, до наивозможного минимума, приблизив её заготовительной стоимости и во всяком случае поставив её гораздо ниже, чем для каких бы то ни было даже крупных покупателей и магазинов. При печатании нового издания можно было бы, в случае специального и достаточного заказа, заготовить, в виде небольших брошюр, оттиски отдельных произведений того или другого Св. Отца, пригодные и для бесплатной раздачи народу. Наконец, Московская Духовная Академия задумывает предпринять издание святоотеческой хрестоматии. Представляются возможными два основных типа хрестоматии: 1) тип элементарный, преследующий цели религиозно-назидательные и пригодный для домашнего употребления учениками церковных школ, 2) тип повышенный, способный, помимо указанных целей, удовлетворять и нуждам учебным, применимый при изучении истории догматики, Церкви, христианского аскетизма. Если бы Издательский Комитет Святейшего Синода нашёл желательным внести святоотеческую хрестоматию в число изданий, заслуживающих распространения, Академия приняла бы на себя задачу изготовить такое издание по указаниям Комитета и в нужном для него количестве. В заключении может быть замечено, что испрашиваемая Ака- —512— демией поддержка открыла бы для неё возможность усилить и свою переводческую деятельность и издавать в год не 11–12 листов перевода, какие выпускаются теперь, а по меньшей мере 20 листов в год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она причина холодных отношений ко многим братьям о Христе; она причина несоответствия твоих чувств с горячими, добрыми чувствами во имя Христа принятого тобою брата и товарища Д.; прискорбного чувства нетерпеливого недовольства в ответ на ласку искренней любви. Брат Илья! пользуясь работой мозга, не завлекайся ею свыше меры, не предпочти ее общению с братом, сокровищу любви к тебе живого духа. Твой дух так поглощен работой мысли, что временами оттиски с натуры в твоей душе, бывает, сознание правды вечной затемняют. Ты веришь в Бога правды и любви. Ты должен верить, что Его и Царство, и сила, и слава были и есть и будут неизменно. И эта вера – свойство духа, таинственная память мироздания, сознание вечного закона бытия. Без этой веры нет разумной жизни, нет смысла в правде, разуме, любви. При этой вере нет места пессимизму и мрачному унынию души. Когда туман сомнения и печали на мозг накинет мрачный свой покров, лишь раб, отдавшись лютой скорби, поверив мозгу, Бога забывает, не видит разума в творении разумном, не видит промысла в инстинктах бытия, в любви разумной, минутах вдохновения не ищет отблеска иного бытия. Свободный дух парит над мраком впечатлений, туман скорбей земных у ног его ползет и, верой вознесен над временною мглою, в его душе, как солнце бытия, живет сознание разумности вселенной, разумной правды мудрого Творца и рая вечного ликующие звуки, где красота, любовь и вдохновение в одной торжественной гармонии слились. Брат Илья! Бывает мрачно дух в тебе настроен; мы эту склонность к скорби порицаем. Свой дух от темных туч прискорбных впечатлений, как от пыли земной энергией стряхни, отдайся радости о Боге совершенной, отдайся радости о деле во Христе. Скорбь – знак сомнения; живая вера – радость духа. Твой дух так поглощен работой мысли, что и добро ты больше сознаешь, чем любишь. Сознание добра не есть любовь, сознание это лишь выкладка ума, бесстрастная отметка впечатлений. Любовь одно из вечных свойств души; в живой душе подобие и образ Бога; живого Бога – вечная печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

—424— 1876 г. для труженика науки 1321 ; это никогда не изгладится из моей памяти. Поручая себя архипастырским молитвам Вашим имею честь быть“. 17-го ч. неожиданно посетил меня Симбирский помещик, Николай Семёныч Волков – мой совоспитанник по Московской академии, окончивший курс в 1848 г. 1322 с званием магистра. – Его, так называемое, курсовое сочинение на тему. „ Николай Мистик , патриарх Константинопольский“ (896–925 г.) – напечатано в Прибавлениях к Твор. Св. Отцов 1861 г. 1323 . По окончании курса в академии, он состоял некоторое время на службе в Московском Сенате, где, сверх прямых своих обязанностей, занимался адвокатурой и, выигравши одно важное какое-то дело, получил за него большое вознаграждение, между прочим, значительным земельным участком в Симбирской губернии. Вследствие сего, оставивши службу и женившись в Москве, отправился в своё поместье и там занялся сельским хозяйством; устроил, между прочим, стеклянный завод, который вместе с прочими статьями, доставляет ему до 15,000 ежегодного дохода. В Харьков приезжал он для свидания с сыном – молодым офицером, который вместе с своим полком должен был проходить, в это время, через Харьков, из какой-то, не помню, западной губернии на Кавказ. Не видавшись много лет с Николаем Семёнычем, я очень был рад его посещению; пригласил его к себе обедать, и за обедом с приятностью воспоминали об академической и московской старине. Так как H. С-ч уроженец г. Калязина, Тверской епархии, речь коснулась тамошнего пресловутого священника Белюстина 1324 . И вот в каких чертах описал мне его мой собеседник: „Белю- —425— 1876 г. стин среднего роста, широкоплечий, с большой белокурой головой и с широкими глазами; от роду лет около 60-ти: женат на сестре бывшего профессора Московского Университета Морошкина 1325 ; по временам предаётся запою и др.“... В тот же день, т. е. 17-го числа, получено было мною письмо из Москвы от А.Е. Викторова , который писал мне от 13-го числа: „Я так виноват перед Вашим Преосвященством, что стыдно и глаза показать Вам. В прошлом году, по возвращении из своей поездки в Крым и на Кавказ, я предполагал написать целый том, с подробным описанием своего путешествия, с объяснением, почему я, вопреки прежнему предположению, не заехал в Харьков, и т. д.; но кончил тем, что не написал ни одного листка. Не раз собирался я писать к Вам и нынешним летом, во время поездки на север, и тоже не удалось. Теперь пишу в виду настоятельной надобности узнать, ту ли книжку Вестника 1326 я послал к Вам, или у Вас недостаёт ещё какой. Всех книжек четыре и теперь отправлены к Вам 2-я и 4-я. Если ещё недостаёт какой, не замедлим выслать. Будет ли дальше издаваться Вестник, неизвестно. Филимонов 1327 всё хлопочет перейти на службу на Кавказ, а с его отъездом, конечно, прекратится и издание журнала. В 3-й и 4-й книгах Ваше Преосвященство, конечно, заметили и моё рукоделье. Есть и отдельные оттиски моей статьи, но ещё не получены из типографии. Когда получу, пришлю к Вам экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда пришлю рукопись, покажите ее о. протоиерею, – и он примерно сообразит, сколько выйдет листов и сколько все будет стоить. Если можно полтора завода – полтора, а если нет, то один с четвертью (1500 экз.). Только чтобы денег достало, и на уплату за оттиски. Заведи книгу и все расходы записывай, чтобы ясно было, что стоит издание со всеми частными расходами, не исключая и извощиков, которые берутся по делу печати. Общий итог потом покажет, какую цену следует назначить за книги. Надо не дорожиться, скорее разойдутся; но и в убыток себя не поставить, а для того нужна подробная отчетность. Деньги мне даны на прокат без процентов. Их надо будет или возвратить дарователю или препроводить, куда он назначит. Так первое дело наше будет поскорее высвободиться от этих денег. Когда бы Бог благословил распродажу послания к Римлянам, так чтобы нам и эти деньги возвратить или часть их, – и еще заложить фонд на издание следующих посланий!! Вот видишь, как хлопотно издательское дело, и какого большого терпения оно требует. Скорого расхода в продажу и не ожидай. Ну, что Бог даст! Вариньке благословение – и Тише. Даруй им Господь здоровья! Благослови Господи всех вас! 29 ноября 1878 г. Письмо 155. При посылке рукописи для печати Милость Божия буди с тобою! Се – поехала рукопись! По получении поскорее препровождай в цензуру. Прошение написать спроси у о. протоиерея. И сам начерни. Спроси, нужно ли при этом от меня свидетельство, что поручаю тебе печатание, – чтобы не подумали, что она – краденая или самозванная. Если нужно, я пришлю. Пришло в голову, – в самом деле не было бы остановки в деле цензирования по причине недостатка свидетельства с моей стороны. Я и написал его. Варинька поправилась ли? И что новорожденный? – Благослови их Господи! И на тебе да почиет Божие благословение. 10 декабря 1878 г. Письмо 156. В ожидании водоочистительной машинки и о своем глазе Милость Божия буди с вами! ...Хорошо ты сделал, что писал о. архимандриту Димитрию и еще лучше, что послал на камушек княгине (Лукомской). Не забывай о ней молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010