От солнца брение сохнет, а воск естественно размягчается. Так и всякая душа, любящая мир и материальное. Если слышит вразумления Божии, будучи, как мы думаем, брением, то ожесточается, как некогда сердце Фараона, и себя обрекает на погибель. А боголюбивая душа, как воск, размягчается и воспринимает святые образы как оттиски. Она становится жилищем Божиим в Духе и к естественному добру «по образу» прибавляет и намеренное благо «по подобию». 7 . Бога прославляет тот, кто не только на словах чтит Его, но ради Него претерпевает страдания, предпринимает добродетельные труды, и тогда Господь тоже воздает ему славу, а слава в Боге – это награда за доблесть, с которой человек причащается благодати бесстрастия. Всякий, кто прославляет Бога деятельным перенесением страданий ради добродетели, тот сам бывает прославлен Богом через бесстрастное сияние созерцания. 8 . Иисус, когда направлялся на муки, сказал: Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его ( Ин 13,31–32 ). Из этого очевидно, что за страданиями ради добродетели следуют благодатные дары. 9 . Приблизилось Царствие Небесное ( Мф 3, 2; 4,17 ) – это, я думаю, означает не временной промежуток. Не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь или: вот, там ( Лк 17,20 ). Это относится к тем, кто его достойны, что показывают слова: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк 17, 21 ). Царство Бога Отца потенциально во всех верующих, а реально в тех, кто посвятили все свое намерение Богу и избрали дальше жить всей душой и телом в Духе. Они и могут сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал 2, 20 ). Глава 25: Когда Бог оставляет (тебя) и посылает искушение, что нужно делать, чтобы вернуть благодать (Святого) Духа 1. Из святого Диадоха Научающая нас богооставленность никогда не лишает душу божественного света. Просто благодать скрывает от ума свое близкое присутствие, чтобы душа, оказавшись в горьком бесовском окружении, стала с великой болью и премногим смирением искать помощи у Бога, узнав через такое испытание, какова вражья злоба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И Вот что мне приходит на мысль?!. Владыка московский не переговорил ли с синодалами, – что-де вот контрабандные оттиски... пустить ли их в продажу? И, может быть, те сказали: ну –пускай. Вот они и печатают объявления, не боясь. Если эта моя догадка праведна, то нечего беспокоиться. Владыка то же может сделать и для Галатам послания. Вот мне и желательно знать, так ли владыка сделал для послания к Солунянам, – готов ли то же сделать для послания к Галатам? Если не делал, – и не готов так сделать, потому что может быть затруднительно это; то вот что – не согласится ли он растратить оттиски потихоньку... послать по епархиям владыкам и просить, чтоб разослали по церквам и денежки поотобрали, а чтобы они это охотнее делали, частичку малую отчислять в кассу епархиальных обществ. Дело совершится скоро... и в втихомолку. Сделайте одолжение, – потрудитесь все сие распытать у владыки потихоньку, чтоб не рассерчал на меня за мою робость. И что узнаете, скажите. Если ни то, ни это неудобно, то – еще и вот что... не скажет ли владыка, что и меня и редактора он покроет от всех стрел Правосудия. Мне очень желательно оттиски отдать опять в общество же; но страхи останавливают... Наконец, если ни тако, ни этако – что делать? Придется в печь бросать все оттиски. Пожалуйста, все сие разведайте и скажите. Печатание к Галатам кончается в апреле. Всех вам благ от Господа желаю! Ваш богомолец Еп. Феофан. 17 марта 1875 г. 1086. Рассеянные опасения. Авторское утомление и отдых. Начало трудов по составлению 2-го т. Добротолюбия Христос воскресе! Дорогой мой Н-лай В-вич! Два письма ваши дали мне полные ответы на то, что желалось знать. Благодарствую! Я написал вам, потому что в эту пору у нас прекращается всякое общение с миром. Если про печатание есть такой закон; то нечего беспокоиться, я пропустил этот закон. И струсил. Теперь успокоился. Отец Василий Нечаев знает его; ибо на оттисках 2 пос. к Сол. он уже так и сделал, как вы говорите. Меня встревожили Тамбовцы. Там был какой-то ревизор типографский, – и сделал редакции Ведомостей ноту, что она не может делать оттисков толкования; там печатается послание к Филиппийцам, и делаются оттиски. Редакция струсила, и приостановилась; но теперь понадумалась и стала печатать и толкование, и оттиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   Всех вам благ от Господа желаю. Благослови вас Господи всяким благословением!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 4 марта 1875 г. Письмо 1085. Судьба оттисков толкований. Страх подвергнутся обвинению в контрабанде    Милость Божия буди с вами!    Спешу к вам с вопросом — и опять по печатанию. К Галатам послание к концу подходит. Оттисков сделана куча, — с 700. Второго к Солунянам оттиски я отдал 500 в Миссионерское общество, полагая, что они потихоньку, кое по миссионерам разошлют, кое по епархиальным отделениям Миссионерского общества, с поручением владыкам разослать по церквам и денежки пособрать. Я не говорил им так, но полагал, что они так сами догадаются сделать. А они вон как? Печатают объявления и закликают покупателей. Между тем толкование без синодского разрешения — в продаже контрабанда. Того и гляди, что дадут нахлобучку. Скажите же мне теперь, что сделать с оттисками послания к Галатам? Ума не приложу. Отдать опять туда же, я и рад бы, да они опять печатать объявление станут. И я вижу, как от этого может быть скорая беда.    Вот что мне приходит на мысль?! Владыка московский не переговорил ли с синодалами. — что-де вот контрабандные оттиски, пустить ли их в продажу? И может быть те сказали: ну — пускай. Вот они и печатают объявления, не боясь. Если эта моя догадка праведна, то нечего беспокоиться. Владыка тоже может сделать и для Галатам послания. Вот мне и желательно знать, так ли владыка сделал для послания к Солунянам, — и готов ли тоже сделать для послания к Галатам?    Если не делал, — и не готов так сделать, потому что может быть затруднительно это; то вот что — не согласится ли он растратить оттиски потихоньку, послать по епархиям владыкам и просить, чтоб разослали по церквам и денежки поотобрали, а чтобы они это охотнее делали, частичку малую отчислять в кассу епархиальных обществ. Дело совершится скоро, и втихомолку.    Сделайте одолжение, — потрудитесь все сие распытать у владыки потихоньку, чтоб не рассерчал на меня за мою робость. И что узнаете, скажите. Если ни то, ни это неудобно, то — еще и вот что, не скажет ли владыка, что и меня и редактора он покроет от всех стрел Правосудия. Мне очень желательно оттиски отдать опять в общество же; но страхи останавливают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По штампам (рис. 2) (все известные типы воспроизведены на иллюстрации) выявляется большое количество дружининских книг, но никакой системы в их использовании заметить не удалось. Они стоят на переплетенных книгах и на самых скромных вырезках, но могут и отсутствовать. Попадаются книги с двумя разными экслибрисами на одном титульном листе (один из них – вензель «ВД»). Лишь однажды встретился рукописный экслибрис 162 (рис. 3). Нам не удалось заметить никаких временных особенностей использования того или иного штампа: разве что вензель «ВД» встречается в основном на книгах более раннего периода формирования библиотеки. Рис. 2. Штампы-экслибрисы В.Г. Дружинина Рис. 3. Рукописный экслибрис В.Г. Дружинина Полноценной частью собрания были брошюры, вырезки, оттиски. Многие из них были подарены В.Г. Дружинину авторами-коллегами или представляли собой текущую научную продукцию. В магазине В.М. Клочкова (судя по ярлычкам и книготорговым записям) он специально приобретал вырезки из старых журналов: статьи О.М. Бодянского, А.Ф. Вельтмана, А.А. Куника и др. Количество «неколлекционных» изданий и вольное обращение с ними (Дружинин оттиски, в отличие от Н.П. Лихачева, никогда не переплетал и писал на них, что было ему нужно, довольно размашисто и небрежно) говорит о том, что библиотека его была скорее мастерской, чем музеем 163 . О сугубо прагматическом подходе Дружинина к собранию брошюр говорит и то, что они группировались им без учета места, времени издания, языка и даже без учета имени автора, только по тематике. В общем брошюрном фонде библиотеки СПб ИИ принадлежность тех или иных экземпляров к библиотеке В.Г. Дружинина определяется по штампам, автографам (оттиски с дарственными надписями коллег входят в библиотеку любого ученого), но больше всего – по надписям самого В.Г. Дружинина 164 . Как и многие его современники, он делал пометы о выходных данных оттиска или вырезки, но намного чаще встречаются его надписи другого рода. На обложке брошюры или на первом же листе вырезки или оттиска в левом верхнем углу наискосок проставлены его рукой чернилами «шифры» в виде дроби: верхняя часть буква (две буквы, римские цифры), нижняя часть – число арабскими цифрами. Буква (числитель) – это код тематического раздела брошюрного собрания, число (знаменатель) – порядковый номер брошюры в данном разделе. Рядом с основным (чернильным) шифром могут быть сделанные синим карандашом дополнительные пометы. Именно брошюры – рабочий материал – позволяют заглянуть в библиотечную «кухню» В.Г. Дружинина и узнать принципы тематической организации его собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Прилагая при сем счет за 12 деньгам, полученным мною из Одесской почтовой конторы за время с 28 июля по 11 августа, и при нем девять писем, имею честь уведомить Вас, достойнейший отец, что означенный в счете остаток в 2344 р. 31 коп. записан на приход по новому счету. Икону Терноносного Спасителя г-н Сольский мне доставил в совершенно исправном виде 4 августа. Г. Тиль сказал, что постарается воспроизвести с точностью св. изображение, употребив для сего все искусство, но дело в том, что при выпуске в свет или, иначе сказать, в обращение этих изображений встретится препятствие со стороны Комитета духовной цензуры в С.-Петербурге (при Александро-Невской Лавре), куда г. Тиль уже посылал за разрешением первые оттиски и получил отказ в разрешении, да и немудрено, что первых изображений не пропустили. Во всяком случае, когда будет готово новое изображение, то не лишне будет иметь от Вас фирменное письмо в Комитет духовной цензуры о том, что эти изображения делаются г. Тиль по Вашему заказу с подлинной иконы, уцелевшей после пожара. Первые оттиски будут присланы Вам для утверждения, и тогда, конечно, потребуется Ваше письмо; или же оттиски будут признаны Вами неудовлетворительными, тогда, конечно, заказ не состоится, о чем я и предупредил г. Тиль. Ящик с древностями прибыл в Одессу 5 августа, и тогда же мною заявлено таможне, но без досмотра мне его не выдают, а потому он, по совету ходоков по таможенным делам, будет отправлен без досмотра транзитом в С.-Петербургскую таможню, от которой граф И.И. Толстой 689 его и получит. Это оказалось единственным исходом исполнить Ваше желание и вместе с тем предупреждение не трогать ящик в пути. Вы не имеете представления, что значит иметь дело с таможней. Вот уже три дня в буквальном смысле этого слова я провожу в таможне, чтобы выручить ящик, а потом сдача на железную дорогу тоже должна производиться под наблюдением таможни. Беда да и только! Скорее можно попасть в рай, чем окончить дело в таможне, дела много – канцелярщины еще больше и везде надо стоять и ждать очереди. Но благодаря Бога завтра надеюсь ящик выручить и отправить в С.-Петербург на имя графа И.И. Толстого, которому вместе с квитанцией пошлю и письмо Ваше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

О толковании первого послания к Коринфянам: делал опыт толковать покороче. Об оттисках, о книгах. 17 марта 1875 г. Милость Божия буди с Вами! Препровождаю к Вам с этою же почтою тетради толкования первого послания к Коринфянам. Делал опыт толковать покороче, и, кажется, не совсем удачно. В рукописи не заметишь этого; в печати будет виднее. Также коротко и послание к Филиппийцам. Как эта краткость мне не нравится – а я думаю и никому не понравится, – то я ее бросил уже... и толкую поширше, хоть не так, как прежде. Забыл я Вам написать, чтобы прислали к Галатам одну книжку, для показания опечаток и для подробного оглавления, подобного такому, как сделано в посылаемом толковании. По получении сего закончите и оттиски. Но что с ними делать? Как бы не нажить беды? В Тамбов приезжал какой-то ревизор типографский... и тамошней редакции «Ведомостей» нот наделал за оттиски моих толкований. Меня и стал страх брать, как бы не накричал кто на Вас и на меня за второе к Солунянам. Общество миссионерское печатает объявление о нем, а оно без синодского просмотра. След[овательно], контрабанда. Они бы без объявления разослали: кое – по миссионерам, кое – по епархиальным отделам миссионерского общества, и делу конец. Это и останавливает меня – опять отдать им и Галатов. Я еще не решил; но, чай, придется так решить, если заправители дела не возьмутся без печатных объявлений иждить (здесь: распространить, – Ред.) все оттиски. Спросите их и скажите мне... а я между тем стороною отберу мысли у самого Владыки чрез кого-нибудь, если удастся. Установившись в решении, скажу Вам, что сделать с оттисками, а дотоле поберегите их. Оттисков послания к Коринфянам делайте одну сотню... Никому от них пользы нет, а одно обременение редакции ненужное. За тем толкование к Коринфянам больше уж ни к чему Вас не обязывает. Разве только – поскорей печатайте. Я спешу [с] толкованием; и к концу года полагаю кончить все послания св. ап[остола] Павла. В следующем году, если живы будем, предпримем общее всех посланий издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Аналогичная керамика, изготовленная в форме из сетки-плетенки, известна и в Якутии. Судя по высказыванию В. В. Свиньина, в более поздних памятниках Байкала сетчатые отпечатки на керамике являются более плотными и ажурными, по сравнению с энеолитическими, и близки по фактуре к оттискам ткани С. 53–55]. Наряду с текстильными отпечатками на памятниках конца III– начала II вв. до н. э. были обнаружены единичные фрагменты с «технической» вафельной орнаментацией. Наряду с черепками, покрытыми отпечатками грубых нитей, тканей, на стоянках этого времени были обнаружены «пряслица», изготовленные из черепков с просверленным отверстием. Сходные по типу изделия появляются с первой половины II тысячелетия до н. э. и в соседней Монголии. Керамика забайкальского региона эпохи бронзы делится исследователями на гладкостенную и покрытую оттисками штрихов, нитей и ткани, а также в значительной степени «вафельными» отпечатками. В соседней Якутии последние появляются на керамике еще в первой половине II тысячелетия до н. э. и бытуют до начальных веков I тысячелетия до н. э. На одном из фрагментов прослеживается образование «вафельной» фактуры оттисками широкозубой гребенки. Исследователи сравнивают вафельную фактуру с отпечатками «ложнорогожной» керамики, распространенной на памятниках городецкой культуры раннего железного века Восточной Европы. На памятниках раннего железного века Забайкалья и смежных регионов прослеживаются общие признаки. То же самое касается и текстильных отпечатков «ниточной» и «рябчатой» групп, распространенных от Западной Европы до Якутии и Забайкалья. Не менее удивительным оказалось обнаружение текстильной керамики на Чукотском полуострове, в бухте Корфа, на Камчатке, на побережье Охотского моря, в устье р. Амур, на Сахалине и на острове Хокайдо С. 145]. Один из сосудов, обнаруженных этнографом Иохельсоном в Корякии, имел яйцевидную форму с диаметром устья 21 см, высотой 24 см и стенками толщиной 4–8 мм. По мнению исследователя, горшок сформован руками, и на нем везде видны оттиски плотного плетения. Эти оттиски произошли, очевидно, от того, что кусок плетения прижимался рукой к сырому горшку, причем основа приходилась под прямым углом к краю горшка. На некоторых черепках оттиски плетеной ткани видны очень явственно. Исследователь обнаружил подобные черепки от сосуда диаметром не менее 80 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Арх. Михаил, воевода «небесных сил». Гравюра. 1668 г. (оттиск 30-х гг. XVIII в., РГИА) Арх. Михаил, воевода «небесных сил». Гравюра. 1668 г. (оттиск 30-х гг. XVIII в., РГИА) Выпуклая и углубленная Г. на металле может быть цветной. При 1-м способе на подготовленную металлическую доску тампонами наносят различные краски. 2-й способ заключается в создании отдельных досок для каждого цвета и в последовательной печати с этих досок на лист бумаги. Отпечатанные на бумаге оттиски нередко раскрашивались (особенно характерно для народной Г.). Литография (от греч. λιΘ - камень иγρφω - пишу — способ плоской печати, при к-ром оттиск получается с помощью плоской (нерельефной) формы. В литографии используются те породы известняка, к-рые не принимают краску после протравливания слабой кислотой. На камне выполняют рисунок специальным литографским карандашом, пером или кистью, употребляя литографскую тушь. Затем камень протравливается смесью кислоты и гуммиарабика — покрытые рисунком места легко принимают краску, чистая поверхность камня ее отталкивает. Печать производится на специальном станке на плотной бумаге. Литография бывает одноцветной и цветной (тоновая, с использованием до 4 камней разного цвета; хромолитография — от 4 до 40 камней). Г. на дереве появилась в Зап. Европе в нач. XV в. (в Китае ее возникновение относят к VI–VII вв.; самая ранняя датированная Г.— 868) и предшествовала книгопечатанию; 1-й датированный оттиск — «Брюссельская Мадонна» (1418). К тому же периоду относятся отдельные оттиски сатирического, учебного (донаты), аллегорического, поучительного характера. С 30-х гг. XV в. известны гравированные книги («Апокалипсис», «Библия бедных», «Искусство умирать» и др.), собранные в блок из отдельных оттисков с неск. досок,— блокбухи (впервые — в Нидерландах, Германии). С изобретением книгопечатания техника Г. стала применяться для получения орнаментальных украшений (впервые — инициалы в т. н. Майнцской Псалтири. Майнц, 1457 — Австрийская национальная б-ка, Вена). После включения А. Пфистером гравированных иллюстраций и инициалов в изд.: Boner U. Der Edelstein. Bamberg, 1461 — техника Г. на дереве начала активно вытеснять миниатюру из печатных изданий и вскоре стала основным способом иллюстрирования книги, сохраняя при этом значение и в станковых жанрах.

http://pravenc.ru/text/522141.html

VI – нач. VII вв.; вероятно, Давид был христианином): « Они [роды и виды] существуют до множества, во множестве и после множества. Они существуют до мно­жества [вещей], ибо порождаются божественным творче­ством. А находятся во множестве [вещей], ибо проявляют­ся в материи. И существуют после множества [вещей], так как наличествуют в познании нашего разума. И так как сказанное трудно понять, уясним это с помощью примера. Имеется золотой перстень с печатью, изображающей ка­кого-нибудь доблестного мужа, имеется также его оттиск на  множестве  кусков  воска,  и  имеется некто,  который смотрит на оттиски и своим умом постигает все эти от­тиски. И вот, перстень — это то, что называется сущест­вующим до множества, ибо он существует раньше, чем от­тиски на воске; оттиски на воске называются существую­щими во множестве; а восприятие этих оттисков и мысль [о них] в чьем-либо уме называются существующими после множества. Мы имеем возможность [одно­временно] утверждать, что [общее] существует до множе­ства, во множестве и после множества, ибо так говорит и Платон, утверждая, что [оно] пребывает, находится и существует в связи. Говоря: “пребывает” ,он поведал, что оно существует до множества, дабы ты узнал вышеупомяну­тый перстень, существующий до оттиска. Сказав же: “нахо­дится” ,он поведал о том, что оно находится во множестве, то есть в материальных вещах. А говоря: “существует в связи ”,он поведал, что оно существует после множества, то есть в [нашем] познании. Аристотель же считает, что общее существует во множестве, а не до множества, ибо говорит, что из сущих, ставших действительностью, одни субстанциональны, другие несубстанциональны» ( Давид. Анализ Введения Порфирия 8, пер. С. С. Аревшатяна, цит. по изд.: Давид Анахт. Сочинения/Сост., пер. с древнеарм., вст. статья и прим. С. С. Аревшатяна. М., 1975. Сс. 123–124). См. об универсалиях гл. 8 в целом и гл. 9 этого сочинения Давида.     Что не помешало Филопону развивать тритеитские богословские построения.     Бенакис Л. Давид Непобедимый в трудах византийских толкователей Аристотеля//Философия Давида Непобедимого.

http://bogoslov.ru/article/1845648

Так и теперь резчики по дереву, например прославленные Сергиево-Посадские Хрустачевы, отец и сыновья, фотографируют свои более значительные работы, прежде чем сдать их заказчику. – Да, соотношение гравюры и эстампа извратилось: первоначально произведением искусства, хотя бы и повторяемым, но всегда творческим, была резьба, клише по-нашему, тогда как эстамп служил воспроизводящей матрицей. А потом эстамп стал механически размножаемым произведением, самим произведением, а в гравюре стали видеть только воспроизводящую матрицу, до которой никому, кроме печатника, нет дела и которой никто не видит. Поясняя наши с тобой соображения, можно было составить такую табличку происхождения гравюры: Tesserae hospitales древности, или то, что тогда называлось “символами” (συμβολοι), – разломанный предмет, половинки которого хранились в доказательство заключенного союза. Разломанная монета влюбленных и т. п. (как, напр., в “Ламермурской невесте” В. Скотта). Надрезанный предмет в качестве расписки или квитанции (палочки такого рода применяются в сельском быту у нас, напр., в Ярославской, Тамбовской губерниях, – см. в губ. Ярославском музее; подобными же бамбуковыми палочками пользуются китайцы) – бирки. Ханский ярлык (оттиск ноги на воске), дактилоскопическое зарегистрирование в уголовном деле и т. п. Печать и ее оттиск, по воску, сургучу или свинцу, выпуклый. Печать и ее оттиск копотью или краской. Резьба по металлу и дереву как украшение их. Пробные оттиски краской, чтобы сохранить рисунок резьбы. Самодовлеющие оттиски (эстампы) и гравюра по металлу и дереву как отрасль печатно-графического искусства. – Все это так. Но, возвращаясь к нашему обсуждению, в чем же более определенно связь гравюры с протестантизмом? В том, что эта произвольность выбора изобразительной плоскости, т. е. бумаги, и изобразительного вещества, т. е. краски, соответствует протестантскому индивидуализму, протестантской свободе или, точнее, произволу; а на произвольно взятом материале якобы чистый разум начертывает свои, насквозь рациональные, лишенные какой бы то ни было чувственной стороны воспостроения действительности, – религиозной или природной – в данном случае безразлично.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010