Что такое деньги? Есть принятая мера стоимости – допустим, это будет фунт серебра. Разделяем этот фунт на две или три дюжины круглых кусочков, на которых ставим оттиски. Оттиски – это подтверждение того, что казна той или иной короны гарантируют полновесность и доброкачественность монеты. Иногда правители уменьшают вес разменной монеты, чтобы из фунта серебра получить большее количество разменной монеты. Но это – мера временная. Итак, монета обладает стоимостью постольку, поскольку отчеканена из серебра или золота. Но монета может иметь стоимость и по другой причине. Кредит. Если её платёжеспособность будет обеспечена авторитетом короны, то монету можно чеканить из бронзы или меди. Указывая на то, что она приравнена к такой-то серебряной монете. Иноземцы не захотят принимать медную монету. А с иноземцами купцы расплачиваются серебром и золотом, а чаще – соболями. Медная монета – это средства для торга внутри государства. Медная монета имеет ценность не за счёт того, что её можно переплавить на цветной металл, а потому что её стоимость обеспечивается авторитетом казны. Медь не разбавляет серебро, не относится к «полновесным деньгам», но к «кредитным». Как бумажные деньги. Далее. Владиславич понимал, что денежная система в государстве российском неудобна. И, по всей вероятности именно он предложил Петру упростить эту систему. Но предложил не идти по тому пути, по которому пошли европейские казначейства, взявшие за основу римскую трёхступенчатую систему. Когда дюжина пенсов или пфеннигов составляет шиллинг, а два или три десятка этих шиллингов уже равны по цене фунту серебра, что и составляет минимальный номинал золотой монеты. Нет, решил Владиславич, проще по-другому. Сделать двухступенчатую систему. Считать мерилом монету, которую, например, называют в народе «копием». «Копие» или «копейка» пусть делится на две деньги, деньга – на две полушки. Вот это – мелкий размен. К деньгам и полушкам люди привыкли. А сто «копеек» пусть составляют Русский талер – т.е. рубль. Рубль будет полновесной серебряной монетой в унцию серебра, как и привычный «иоахимсталлер», прозванный на Руси «ефимком». Далее – как во всей Европе. Дробные части «русского талера» будут серебряными. Полновесными. Полтина – половина унции, полуполтина – четверть и так далее.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/26/pozaby...

Кто будет хлопотать по изданию? Судебный пристав Алексей Гаврилов, сын Говоров,– племянник мой – придет к Вам. Прошу, поруководите его относительно сделок с бумажниками и с печатниками... Пожалуйста, не откажите и прочего по печатанию. К началу года для Вашего журнала может еще подоспеть послание к Колоссянам... за которое следует взяться. Благослови Вас, Господи. Ваш богомолец Еп. Феофан. 213. Благодарность за согласие помочь при самостоятельном издании. О цензуре Благодарность за согласие помочь при самостоятельном издании. О цензуре. 2 нояб. 1878 г. Милость Божия буди с Вами! Достопочтеннейший о. протоиерей! Благодарствую за Вашу готовность поруководить моего издателя. Пишете – прислать Вам что-нибудь из послания к Римлянам. Рукопись в Тамбове переписывается, и нечего Вам послать. Да и не для чего. К концу ноября я пришлю Вам половину послания к Колоссянам. Кропаю понемногу... и вторую уже главку начал. Кажется, успею. В Синод! Я и знал, что так надо. Но как же оттиски идут? Вон послание к Галатам продается. Цензура сама дала билет на выпуск, или оттиск ходил тоже в Синод? Известите меня об этом поскорее. Если не посылается в Синод, то я думаю полное издание послания к Колоссянам и к Филимону... составить из оттисков. Проба будет: лучше ли особо издавать или чрез оттиски. Пропишите тоже, во сколько мне обойдется лист – в один и в два завода... то есть печатание, бумага и брошюровка. Это тоже мне для соображений. В деньгах я не имею нужды. Вот и еще – кто подаст прошение – я или издатель или все равно? Да где цензурный комитет – в Москве или в Сергиевском Посаде. Я не знаю, как пишется прошение. Начертите мне, пожалуйста. Ведь это должно быть очень мудрено. Из писем засадите кого-либо сделать краткий экстракт – в чем суть духовной жизни. Писано много околичностей, но само дело не широко. Забыл, отчего статья та показалась мне несторианскою. И пусть ее остается православною, когда и редактор, и цензор признали ее такою. Будьте здоровы и веселы. Ваш богомолец Еп. Феофан. 214. Сопроводительное письмо к толкованию послания к Колоссянам

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разумное сознание в тебе – одно из многих свойств божественного духа. Не забывай, что мозг лишь чудная машина в бренном теле, слуга земной одного из многих свойств души. В тебе, Илья, машина мозга действует исправно, сознание имеет сильного и ловкого слугу. Не забывай про то, что мозг – слуга, машина мертвая, слуга живого духа. Пусть дух живой парит высоко и свободно, свободно выбирает цели для ума, тогда здоровый мозг слугою будет честным и службу добрую сослужит для добра. Но если ослепленный блеском впечатлений, любуясь блеском образов накопленных в мозгу, свободный дух унизится до рабства, рабом и будет сильного слуги. Слепой блуждая в массе впечатлений, не понимая более ни правды ни добра, забыв, что дух вносил порядок, смысл и стройность, от мертвой машины он будет ждать того, что должен дать ей. В машине лишь хаос материи и оттисков с натуры; свободный дух разумно выбирает, систему стройную разумно созидает и Царство Божие во прахе он творит. Но если дух державную свободу на цепи рабства хочет променять и руководство волею своею машине мозга вздумает отдать: хаос материи родит хаос ума, вселенная предстанет пред тобою, как бесконечное, взволнованное море и захлебнется дух в волнах духовной скорби. Брат Илья! Ты более живешь умом, чем верой и любовью. В тебе преобладание ума мы порицаем. Будь властелин, пусть вера и любовь стопы твои направят на добро; не доверяй холодным, мрачным образам в уме; из мертвой материи не сотвори себе кумира; для духа вечного державную свободу сбереги. Твой дух так поглощен работой мысли; в клетках мозга так ярки оттиски с натуры, и дух твой эти оттиски так любит созерцать и сравнивать и в группы новые слагать, и пестрые венки из образов сплетать, что нет в тебе потребности общения с другими; ты любишь одиноко в тайник души замкнуться, несносна для тебя помеха в этом деле и созерцание в себе работы мысли ты ставишь выше братского общения и даже выше ласки любящей души. Брат Илья! Мы порицаем в тебе обособленность, доходящую до холодной отчужденности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

44 Движутся атомы непрерывно и вечно//и с равной скоростью, как говорит он ниже 801 , – ибо в пустоте одинаково легок ход и для легкого и для тяжелого//: одни – поодаль друг от друга, а другие – колеблясь на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами 802 . Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, неспособна оказать им сопротивление; а твердость, присущая атомам, заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала этому не было, ибо и атомы и пустота существуют вечно. //Ниже он говорит 803 , что атомы, не имеют никаких иных свойств, кроме вида, величины и веса; что до цвета, то он меняется в зависимости от положения атомов, как сказано в «Двенадцати основах». Величина для атомов возможна не всякая; так, никакой атом не доступен чувству зрения.// 45 Напомнив обо всем этом столь длинною речью, мы представляем достаточный очерк наших соображений о природе сущего. Далее, миры бесчисленны, и некоторые схожи с нашим, а некоторые несхожи. В самом деле, так как атомы бесчисленны (как только что показано), они разносятся очень и очень далеко, ибо такие атомы, из которых мир возникает или от которых творится, не расходуются полностью ни на один мир, ни на ограниченное число их, схожих ли с нашим или несхожих. Стало быть, ничто не препятствует бесчисленности миров. 46,47 Далее, существуют оттиски, подобовидные плотным телам, но гораздо более тонкие, чем видимые предметы. В самом деле, вполне могут возникнуть в окрестном воздухе и такие отслоения, и такие средства для образования полых и тонких поверхностей, и такие истечения, которые сохраняют без изменения положение и движение твердых тел. Эти оттиски называем мы «видностями». А так как движение 804 через пустоту не препятствуется никаким сопротивлением, то всякое объятное расстояние покрывается с невероятной скоростью, – ибо медленность и скорость – это то же, что сопротивление и отсутствие сопротивления. Конечно, при этом само движущееся тело за промежутки времени, уловимые только разумом, отнюдь не попадает сразу в несколько мест, ибо это немыслимо; оно достигает нас лишь за время, уловимое ощущением, да и то движение исходит не из того места в беспредельности, откуда мы его улавливаем, ибо [само ощущение] подобно столкновению, хотя бы до того никакого столкновения не было и скорость оставалась неизменной 805 . Это положение также полезно держать в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Ибо все наши помышления возникаю т из ощущений в силу их совпадения, соразмерности, подобия или сопоставления, а разум лишь способствует этому. Видения безумцев и спящих тоже истинны, потому что они приводят в движение [чувства], а несуществующее к этому неспособно» 403 . Ощущения накапливаются в памяти 404 , составляя «предвосхищение». «Предвосхищением они называют нечто вроде постижения, или верного мнения, или понятия, или общей мысли, заложенной в нас, то есть памятование того, что часто являлось нам извне, например: «Вот это – человек». В самом деле, тотчас, как мы говорим «человек», предвосхищение вызывает в нашей мысли его оттиск, предварением которого были ощущения» 405 . Оттиски – предвосхищения являются основой наших мнений о предметах и суждений о них, не все предвосхищения истинны, поэтому прежде, чем выносить суждение о вещах, оттиски нужно проверить, «выждать», пока они приобретут устойчивость. Совершенно очевидна уязвимость «теории познания» Эпикура, если критерием истинности чувственного опыта выступает сама чувственность, познание мира невозможно, что наглядно демонстрировали скептики, а до них Платон. Об этом подозревал и Эпикур поэтому он говорил об «образных бросках мысли». Суть этой концепции в том, что предметы окружающего мира «истекают» покровными атомами, вещи транслируют свои формы – образы (главные характеристики предмета), образы транслируются, пока сами вещи существуют. Эти то образы мы и улавливаем чувствами. «Они и дают представление о едином и целом предмете, и сохраняют то же взаимодействие, что и в исходном предмете, будучи поддерживаемы оттуда соответственным колебанием атомов в глубине плотного тела. ... В самом деле, такие видения, какие мы получаем от изваяний, или во сне, или от других бросков мысли и прочих наших орудий суждения, никогда не могли бы иметь сходство с предметами сущими и истинными, если бы не существовало чего-то, долетающего до нас; но в них не могли бы иметь место ошибки, если бы мы не получали в себе самих еще какого-то движения, хоть и связанного [с вообразительным броском ], но и отличного от него; если это движение не подтверждается или опровергается, то возникает ложность, если же подтверждается или не опровергается, то возникает истина.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Изберите двух-трех сотрудников с обязательством доставлять к каждому месяцу статьи; в промежуточках кое-что подойдет... И дело пойдет занимательно... Когда будете толковать с книгопродавцем иностранных книг, попросите его выписать Ветхий и Новый Завет – на греческом, изданный Тишендорфом. У него, кажется, и для Ветхого Завета собраны все чтения. Что будет стоить, я тотчас вышлю. Благодарствую за оттиски. Буду ждать 1-е к Коринфянам. К Римлянам идет, но туго. Когда начнете печатать 2-е – пришлю дальнейшее толкование. Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш богомолец Еп. Феофан. 200. Сопроводительное письмо к посылаемому толкованию Сопроводительное письмо к посылаемому толкованию. О нравственно-религиозных повестях. 15 нояб. 1876 г. Милость Божия буди с Вами! Посылаю вам толкование 2-го послания к Коринфянам все до конца. Оттиски 1-го – шлите на Вышу все. Возьмите только себе один-два. Благодарствую за Завет – греческий. Я не имел в мысли Вас обременять; но с удовольствием принимаю Ваш подарок. Дал бы Бог , чтобы прочие хлопоты Ваши, или наши, увенчались успехом. Я думаю, что Катены есть у антиквариев Дрезденских или Лейпцигских. А нету, так и быть. Оттисков 2-го послания делайте столько же – сотню. Что Московская академия мешкает своим изданием, о сем надо жалеть. Вот те – и Православная Русь: святых Отцев надо издавать на казенный счет! Что за превращение совершилось в среде нашей. Заразились, а незараженные... кое читать не умеют, кое не имеют на что выписывать. Хорошая повесть, выражающая какую-либо нравственно-религиозную идею, – впечатлительнее действует, нежели рассуждение о том же. К тому же она учит вводить в порядки обычной у нас жизни требования Христовы, которые сами по себе представляются отвлеченными, слишком идеальными. Какие-то из мелких журналов наших уже начали составлять такие повести. Но надо помещать только живые и характеристические повести... тряпок не нужно. Благослови, Господи, труды Ваши! Всех Вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне, грешном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Одна печать часто производит многочисленные оттиски на различных материалах, и, хотя бы все эти оттиски когда-либо и уничтожились окончательно, печать все-таки останется невредимой и неизменной. Если же так, то не следует ли думать, что добродетели навсегда сохраняют свою природу нетленной и невредимой, хотя бы все черты, которые напечатлевают они в душе человека старательного, и изгладились бы бесследно? Одни только невежды, не понимающие различия между целым и частями, родами и видами, и пр., не признают идей и через это все смешивают и сливают. Посему-то самолюбец, по названию Каин, пусть узнает, что в лице Авеля он убивает вид, часть, отраженный образ, а не первообраз, не род, не идею, которые нетленны и не уничтожаются вместе с индивидами» 548 . «Как идея умственного, – говорит Филон в другом месте 549 , – в качестве первотипа и общего рода предсуществует всякому индивидуальному уму, так и идея чувственного служит образцом для каждого единичного чувственного предмета. Прежде чем явились разумные индивиды, уже существовало разумное в себе, объемлющее все единичные умы, точно так же, прежде появления частных чувственных предметов, уже существовало чувственное в себе самом, в состоянии чистой идеи и общего рода. Если идея духовного развивает из себя все разумные индивиды, то идея чувственного обособляет из себя все единичные предметы чувственного бытия» 550 . Как старейшая и самая всеобщая идея идей, Логос объемлет в себе все частные идеи божественного ума. Поэтому, если последние служат частными формами единичных предметов мира, то первый является общей первоформой всего универса. «Образом и идеей – своим Логосом – Бог образовал бесформенную сущность всего, безвидному дал вид, бескачественному сообщил качества и таким образом устроил весь мир» 551 . Как действенная печать и первообраз, отчеканиваясь на безвидной материи, Логос всему дает вид, определенную форму и качества 552 . Расчленяясь на частные идеи-формы, эта всеобщая идея-форма с логической последовательностью развивает из себя все роды, виды и особи реального бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

- То, что я осмелюсь Вам предложить, спасёт казну. И приступил к чёткому озвучиванию тезисов, как лектор на уроке. - Что такое деньги? Есть принятая мера стоимости – допустим, это будет фунт серебра. Разделяем этот фунт на две или три дюжины круглых кусочков, на которых ставим оттиски. Оттиски – это подтверждение того, что казна той или иной короны гарантируют полновесность и доброкачественность монеты. Иногда правители уменьшают вес разменной монеты, чтобы из фунта серебра получить большее количество разменной монеты. Но это – мера временная. Петру разговоры про уменьшение веса монеты не очень были по нраву, но он слушал. - Итак, монета обладает стоимостью постольку, поскольку отчеканена из серебра или золота. Но монета может иметь стоимость и по другой причине. Кредит. Если её платёжеспособность будет обеспечена авторитетом короны, то монету можно чеканить из бронзы или меди. Указывая на то, что она приравнена к такой-то серебряной монете. - А иноземцы? Захотят ли они принимать медную монету? - А с иноземцами мы расплачиваемся серебром и золотом, а чаще - соболями. Медная монета – это средства для торга внутри государства. Пётр относился к этому предложению крайне скептически, памятуя медные бунты, но Владиславича уважал и продолжал внимательно слушать. - Далее. Денежная система в государстве российском неудобна. Предлагаю упростить меру. Но не идти по тому пути, по которому пошли европейские казначейства, взявшие за основу римскую трёхступенчатую систему. Когда дюжина пенсов или пфеннигов составляет шиллинг, а два или три десятка этих шиллингов уже составляют фунт. Нет, проще по-другому. Сделать двухступенчатую систему. Считать мерилом монету, которую, например, называют в народе «копием». «Копие» или «копейка» пусть делится на две деньги, деньга – на две полушки. Вот это – мелкий размен. К деньгам и полушкам люди привыкли. А сто «копеек» пусть составляют Русский талер – т.е. рубль. Рубль будет полновесной серебряной монетой в унцию серебра. Как во всей Европе. И его дробные части будут серебряными. Полновесными. Полтина – половина унции, полуполтина – четверть и так далее. Это – серебряные. А медные деньги не полновесные, никто не собирается чеканить чешуйки из меди, сотня которых составила бы унцию веса. Это – путь к бунту. Медная или бронзовая монета значительно крупнее серебряной, и её стоимость определяется казначеством.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/30/...

Как и план судна, будучи одним у кораблестроителя, умножается, оказываясь во многих подлежащих . Кроме того, и печатка перстня одна, но, существуя во многих оттисках, целиком в каждом, она уже и есть и называется многим. Таким образом, многие суда, многие люди, многие оттиски в индивидуумах по числу множественны и в этом отношении раздельны и не соединены. По общему же виду многие люди суть один, и многие суда одно , и оттиски по тождеству изображения обладают единством. Таким образом, все это в одном отношении множественно и раздельно, а в другом – соединено и едино» . Как видим, у Филопона один логос природы, «существуя во многих подлежащих, делается множественным». Такой подход мы не найдём ни у Платона (т.к. один эйдос не становится многими эйдосами), ни у Аристотеля (ведь он нигде не пишет, что форма при соединении с материей множится по числу появляющихся индивидов), ни у Аммония (по Аммонию единичные вещи – это манифестации одного и того же неизменного эйдоса; множественными являются манифестации, т.е. вещи, а эйдос один). Поэтому можно утверждать, что демонстрируемый Филопоном подход является его «новаторством». Создаётся впечатление, что он мыслит о плане судна и рисунке на печати не как философ-неоплатоник, понимая каждую из них в духе Пифагора и Платона как некую общую «структуру» (или «формулу»), которая бестелесна и всегда одна, а как геометр, видя в плане судна и рисунке на печати лишь геометрические объекты, которые, разумеется, вполне могут существовать во множественном числе. Не случайно Симпликий в комментарии к трактату Аристотеля «О небе» называет Филопона новичком, чей платонизм поверхностен . И вот теперь обратимся к весьма важному, и, можно даже сказать, ключевому вопросу, который Филопон должным образом не разбирает: являются ли частные природы телесными или бестелесными? Если они телесны, то говорить о частных природах в Троице, как это делает Филопон, просто абсурдно: как в бестелесном Боге могут существовать телесные природы? Так же и в бестелесных душах (взятых отдельно от тел).

http://bogoslov.ru/article/4688637

Аналогичные мысли высказывает С. В. Месяц. Критикуя позицию В. М. Лурье по вопросу о частных сущностях у Аммония, она пишет: «Для платоника, каковым был Аммоний Александрийский, да и для любого, кто знаком с платоновской теорией идей, объяснять причастность единичной вещи общему через размножение этого общего в частном просто немыслимо» . Далее: «У Аммония общие сущности имеют самостоятельное существование и не находятся в первых сущностях (единичных вещах), но сказываются о них. В том же комментарии на “Категории” (40:19) Аммоний пишет: “Общее не нуждается в первых, то есть частных сущностях, чтобы существовать, но чтобы сказываться о них”. Возможность “сказываться о чем-то” не говорит о зависимости общих сущностей от частных по бытию. Не будь частных сущностей, общие никуда не исчезли бы, а просто утратили бы возможность быть чьими бы то ни было предикатами (если исчезнут все красивые вещи, с идеей красоты ничего не случится, просто уже никого нельзя будет назвать красивым). Более того, общие сущности, согласно Аммонию, суть “в истинном смысле первые” (36:17), “первые по природе” (36:6), хотя и вторые для нас по познанию. Да и как может быть иначе? Для платоника подвергнуть сомнению бытие общих сущностей означает поставить под сомнение существование идей! Свою главную задачу Аммоний как раз и видит в том, чтобы разъяснить, почему обладающие большей реальностью первичные общие сущности Аристотель называет вторыми, а уступающие им по бытию частные, наоборот, – первыми» . Итак, по Аммонию, универсалии существуют до вещей в уме Демиурга как некие умопостигаемые сущности , являющиеся причинами соответствующих отличающихся от них по модусу своего существования универсалий в вещах, особенности (сущностные – прим. авт.) которых мы воспринимаем . Соответственно, Аммоний говорил о трояком способе существования универсалий: до вещей, в вещах и после вещей, приводя в пример рисунок на печати, ее оттиски на различных кусках воска, и общие характеристики отпечатков, воспринимаемые человеком . Необходимо отметить, что приведённая аналогия в аспекте отображения универсалии в вещах является не очень удачной. Обратим внимание на то, рисунок на печати является геометрическим объектом, а таковые, хотя и нематериальны, однако имеют протяжённость, и поэтому обладают иными свойствами, чем бестелесные идеи. Идея одна, и нескольких одинаковых идей быть не может. Однако ничто не препятствует существованию в пространстве или на плоскости множества одинаковых геометрических объектов – треугольников, кругов и т.д. Подобным образом и оттиски на различных кусках воска лишь одинаковые, но отнюдь не являются одним и тем же (т.е. единственным) оттиском. Поэтому аналогия перстня и множества его отпечатков нуждается в уточнениях и оговорках, иначе она может быть понята неверно. Отметим, что позднее Иоанн Филопон будет использовать эту и подобные ей аналогии для демонстрации одинаковых, но нумерически различающихся частных природ одного вида.

http://bogoslov.ru/article/4688637

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010