Святитель Феофан Затворник ХХ век — век мучеников и исповедников, которые своими страданиями прославили Бога, пронесли веру Христову через огненные испытания. Нами были рассмотрены основные проблемы современного человека в письмах замечательных пастырей: Святой праведный Алексей Мечев (1859-1923) — «старец в миру», как его называли современники. Написанные им письма наполнены искренней верой, любовью к Богу и глубоким желанием спасти ближнего. Для него все были любимы и желанны, и отец Алексей писал о всепрощающей любви Господа ко всем, желающим идти путем спасения. Отличаясь большой наблюдательностью и знанием жизни, он умел лечить души пасомых овец, подбирая к каждому индивидуальный подход. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) писал из казахстанской ссылки в 1949-1954 годах. Письма адресованы Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина во время его служения в Троице-Сергиевой Лавре, супруги помогали духовнику преодолевать многие житейские трудности. Особенно это проявилось во время нахождения владыки в ссылке. Смиряясь с тяжелейшими условиями жизни, владыка учил и своих чад ко всему относиться со смирением и терпением. Часто писал о Промысле Божием, руководящем жизнью всякого христианина. Советовал Татьяне Борисовне внимательно относиться к духовному воспитанию детей, уделять им и мужу все свое свободное время, забывая о своих телесных недугах, которые следует нести безропотно и с благодарением Господу. Письма епископа Вениамина являются свидетельством неуклонной верности пастырскому долгу и избранному иноческому пути. Святитель Николай Сербский (1881-1956) отвечает в своих письмах на самые разнообразные вопросы верующих людей, ясным, простым, доступным для каждого языком. Он спасает души от духовного мрака, от уныния и отчаяния, от отпадения от Православия. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) шестнадцатилетним юношей попал на Валаам и остался в Спасо-Преображенском монастыре. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией перехал в Финляндию. Там валаамские монахи основали монастырь, получивший название Новый Валаам, где старец и закончил свой монашеский путь. Письма написаны в 60-е годы в разное время и разным лицам. Отец Иоанн имел много духовных чад среди эмигрантов из России, не только в Финляндии, но и во Франции, Англии, Германии, Америке; окормлял монахинь Пюхтицкого и Линтиульского монастырей и многих мирских людей. О себе схиигумен писал, что в школах он не учился, и как умеет говорить, так и пишет. В своих наставлениях духовным чадам придерживался духовной трезвости и простоты, делая ссылки на Евангелие, жития святых отцов, на книги Макария Великого, Петра Дамаскина и «Отечник».

http://pravoslavie.ru/2063.html

В 1911 году в городе произошло великое событие: был построен первый постоянный мост через реку Великую, названный во имя княгини Ольги. Новый мост оказался почти над часовней. При возведении моста, чтобы выровнять два берега реки (левый пологий и правый высокий), сделали земляную насыпь. Псковский народ помнил обет, данный 200 лет назад во время страшного мора, и не дал засыпать землей Анастасиевскую часовню. http://museum.pskov.ru/img/548d23581a_f0.jpg С целью сохранить памятную часовню «с согласия духовенства над часовней 1710 г. возвели каменную надстройку до уровня земляной насыпи и сверху, как на фундамент, поставили новую часовню, во имя той же Святой…». Новая часовня возводилась по проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева (1873-1949 гг.). Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Она была построена из псковской лещадной известняковой плиты в сочетании с кирпичом. Так на юго-западном краю моста поднялась белоснежная Святая Анастасия, изящная и воздушная, украшенная, по замыслу А.В. Щусева, тонким кружевом декора («бегунца и поребрика»), традиционного для псковской архитектуры. 30 октября 1911 г. был освящен Ольгинский мост и, возможно, вместе с ним часовня. Часовня была расписана в 1913 году иконописцем-реставратором Григорием Осиповичем Чириковым по эскизам великого художника Николая Константиновича Рериха. Именно заступничество стало основным мотивом при росписи новой часовни. В результате работы великих мастеров на свет появилось настоящее чудо. Над входом часовни распростерли крылья ангелы, держащие образ «Спаса на плате». Под ангелами по бокам от входа расположились коленопреклоненные святые князья, небесные покровители Пскова, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, изображенные на фоне образов Троицкого собора. С мечами в руках они как бы всматриваются в дверной проход, который находился тогда с северной стороны – так, что и князьям, и пришедшим в часовню был виден Дом Святой Троицы. «Ангелы ветров» держат по углам часовни развевающиеся прапоры, защищая мир от «ветров земных» - поветрий и моров, войн и стихийных бедствий. Над окнами, в люнетах распростерли свое заступничество над городом Богородица и Святой Николай. А на своде потолка часовни находится небо с луной и солнцем, звездами и символическим изображением Святого Духа в виде стилизованного голубя, от которого отходят лучи света с огненными херувимами. В росписи часовни четко отражена идея заступничества от любых опасностей, сюжет представляет собой сложную систему – образ духовного мира, в который оказался вписан сам город, находящийся за стенами.

http://sobory.ru/article/?object=00987

И. м. славился своими мастерицами. Насельницы шили парадные священнические облачения, плащаницы, ризы на иконы и др. Сестры выполняли также заказы горожан на пошив светской одежды: нарядов для невест, дамских платьев, башмаков и др., занимались художественной стежкой одеял. Монахини владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Так, известно, что настоятельница игум. Августа (Сибирякова; 1838-1848) собственноручно в технике золотного шитья изготовила ризу для Феодоровской иконы Божией Матери. Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Знаменском соборе Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Знаменском соборе В 1893 г. при И. м. была учреждена школа для девочек, к-рых обучали грамоте и церковному пению, в 1908 г. открыта церковноприходская школа. В мон-ре также действовал приют для детей (в 1912 в нем содержались 44 девочки). На территории монастырского некрополя были погребены 1-я игум. Акилина ( 24 февр. 1744), игумении Анфиса (Шатилова (Зайцева); 30 июня 1816), Сусанна I ( 12 окт. 1864) и Сусанна II ( 1 авг. 1873), Анатолия ( 8 дек. 1892), Валентина ( 8 июня 1902), соборный прот. Иоанн Затопляев ( 1815), иркутские священнослужители, военные и чиновники, декабристы Н. А. Панов, П. А. Муханов, В. А. Бечаснов, жена декабриста Е. И. Трубецкая ( 1854) с детьми. Также здесь похоронен основатель Российско-Американской компании Г. И. Шелихов ( 1795); по заказу супруги на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный екатеринбургскими мастерами, эпитафию для памятника написал Г. Р. Державин . У монастырских стен погребены члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. 24 февр. 1890 г. погребение одной из самых щедрых благотворительниц города - почетной гражданки А. Н. Портновой, происходившей из купеческого рода Трапезниковых, совершили архиеп. Вениамин (Благонравов) , свт. Киренский Агафангел (Преображенский) в сослужении иеромонахов иркутского Вознесенского мон-ря. На отпевании присутствовало все городское духовенство. На благотворительные дела, в т. ч. и в пользу монастырей, Портнова завещала 2,340 тыс. р. В 1949 г. на территории монастыря близ памятника Г. И. Шелихову был перезахоронен гроб с останками Иркутского архиеп. Иоанна (Смирнова). В окт. 1960 г. на иркутское Радищевское кладбище были перевезены останки Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича) , скончавшегося в 1747 г. в Братской Спасской пуст. (территория обители при строительстве Братской ГЭС оказалась в зоне затопления). 14 окт. 2001 г. архиеп. Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) останки еп. Иннокентия были торжественно перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Этот поступок графа отразился на судьбе церкви Спаса Нерукотворного Образа. После поджога усадебного дома граф написал неприятелю вызывающее письмо с весьма резкими выражениями и прикрепил его к дверям усадебной церкви. Обиженные французы в ответ на это устроили в храме конюшню для своей конницы. Граф Ф. В. Ростопчин умер 18 января 1826 года, и село Вороново перешло во владение его супруги Е. П. Ростопчиной. По клировой ведомости 1836 года узнаём, что престол Марии Египетской (осквернённый французами) переосвятили во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1849-м в храме устроили тёплый придел Великомученика Артемия. После смерти графини Е. П. Ростопчиной в 1859 году село Вороново переходит из рук в руки. В конце 1870-х годов усадьбу покупает граф Александр Дмитриевич Шереметев. Граф подарил Спасскому храму самый большой 205-пудовый колокол и икону Господа Вседержителя, написанную на стекле, для среднего окна алтаря (сохранилась до наших дней), делал значительные денежные пожертвования. Потом Вороново перешло во владение его брата графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918). Последней владелицей усадьбы стала его дочь Анна Сергеевна (1873-1949). В 1894 году она вышла замуж за Александра Петровича Сабурова. Зимой супруги жили в Петербурге, лето проводили в Воронове. По заголовкам несохранившихся дел фонда Московской духовной консистории известно, что в 1895-м (май-июнь) и в 1901 году, а также в мае 1912 года в храме Всемилостивого Спаса проводились ремонтные работы. После революции 1917 года храм оставался действующим, что большая редкость для советской России. Такие храмы можно " пересчитать по пальцам " . Спасский храм прихожане тогда спасали от закрытия как умели. То " теряли " ключи от входных врат храма в самый момент приезда ретивых богоборцев, и они уезжали, как говорится, поцеловав замок, то неожиданно пропала сама ключница, и никто не знал, где её искать. К сожалению, единственный раз богоборцы застали прихожан врасплох - в 1922 году, и им удалось изъять из храма 38 церковных предметов общим весом 18 фунтов 48 золотников.

http://sobory.ru/article/?object=06473

49 Древняя обитель, устроенная на Остоженке святителем Алексием, митрополитом Московским, в XIV в. для своих сестер Евпраксии и Иулиании. В 1837 г., в связи со строительством на этом месте Храма Христа Спасителя, монастырь был переведен в Красное Село, ныне Верхняя Красносельская ул., 17. Закрыли монастырь в 1920-х гг. В 1990 г. уцелев­шие полуразрушенные церкви возвращены верующим. 50 В 1931 г. Елизавета Ефимовна была арестована и осуждена на пять лет исправительно-трудовых лагерей. После ссылки в Сибирь жила в г. Волоколамске, работала золотошвейкой в московском спецторге НКВД. С 1949 г. проживала в с. Завидове Калининского района. Дальнейшая ее судьба неизвестна. 51 Беглов А. Иеромонах Мелхиседек//Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия [электронный ресурс]. 52 Это – родная сестра монахини Афанасии (Чернышовой), о кото­рой упоминается ниже. По некоторым сведениям, Екатерина была в тай­ном постриге. В 1931 г. ее арестовали и отправили в ссылку. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище. 54 Монахиня Гликерия (Нулина) родилась в 1873 г. в с. Вышенки Тамбовской губ. В пятнадцать лет тайно ушла из дома и поступила по­слушницей в один из киевских монастырей, затем перешла в Московский Алексиевский монастырь, где была просфорницей. Скончалась 25 апреля 1950 г., похоронена на Алексеевском кладбище, за могилкой иеросхимонаха Иннокентия. 55 Монахиня Афанасия (Чернышова) родилась в 1884 г. в с. Бужарове Московской губ. В 1904 г. поступила в Алексиевский монастырь, где несла послушание просфорницы. Скончалась в 1968 г., похоронена на Пятницком кладбище. 56 Варфоломей (в миру Николай Федорович Ремов; 1888–1935) – архиепископ. Последователь иеросхимонаха Алексия, духовника Зосимо­вой пустыни, профессор Московской Духовной академии. После ее закры­тия в 1923 г. настоятельствовал в Московском Высоко-Петровском мона­стыре. В феврале 1935 г. арестован и в июле того же года расстрелян. 57 Тогда это был поселок при станции Лосиноостровская Ярославской ж. д. (с 1939 г. – г. Бабушкин), вошедший в черту Москвы в 1960 г. Через семь-восемь лет дачные постройки были снесены, и на этом месте возведен жилой массив. 13-я линия Красной Сосны находится на восточной стороне Ярославского шоссе, идет перпендикулярно ему, как и другие линии. В самом конце линии, где начинался парк, и стоял дом, в котором обосновались монахини. В книге об этом местечке будет упоминаться еще не один раз, в том числе и в воспоминаниях духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1812 г. недалеко от Измаила был основан Никольский муж. мон-рь, в к-ром жили 36 насельников. Иноки построили деревянную церковь, 6 келий, 15 землянок и ветряную мельницу. Мон-рь владел 240 дес. земли, имел ок. 900 голов крупного рогатого скота, более 200 лошадей, сад и виноградник. Никольский мон-рь был посредником между российскими и заграничными старообрядцами, из-за чего и был ликвидирован властями. В нач. XIX в. муж. мон-рь находился около Силистры, в селении Кючук-Гьоль, во время военных действий 1828 г. он был разрушен тур. войсками. В Измаиле при Никольском старообрядческом храме существовал жен. скит. В 1844 г. здесь проживали 27 инокинь, в 1896 г.- 12. В 1868 г. в Измаиле стараниями измаильского 2-й гильдии купца Н. Беляева был возрожден муж. скит, в 1873 г. в нем жили 20 иноков. В 1863 г. между озерами Кугурлуй и Ялпуг, недалеко от Нов. Некрасовки, был основан Кугурлуйский Архангело-Михайловский муж. мон-рь. В 1865 г. этот мон-рь признали румын. власти. На территории обители действовали 2 храма - во имя арх. Михаила и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Кугурлуйский мон-рь был пунктом переправки старообрядцев за границу. Зимой приезжие должны были работать в мон-ре, летом уходили на заработки. В зимнее время численность насельников обители составляла до 60 чел., летом - 5-6 чел. В 1893 г. в обители проживали 40 чел., в 1901 г.- 29, в 1946 г.- 5 чел. В 30-х гг. ХХ в. в Кугурлуйском мон-ре находилась резиденция Измаильского еп. Феогена, после смерти к-рого обитель пришла в упадок. В 1940 г. земля и инвентарь мон-ря были отобраны советской властью, во время румын. оккупации имущество вернули. В 1946 г. уполномоченный по делам религ. культов при СНК УССР по Измаильской обл. не утвердил решение совместного собора старообрядческих Петропавловского (недалеко от Вилкова) и Архангело-Михайловского мон-рей об объединении, поскольку считал, что это приведет к усилению позиций старообрядчества в крае. В 1949 г. Архангело-Михайловский мон-рь закрыли, имущество мон-ря передали в сельскую церковь.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

4 . После отстранения от церковных дел Католикоса Амвросия вновь было создано Временное Управление Грузинской Церкви во главе с митрополитом Сухумо-Абхазским Христофором, которому и суждено было стать преемником Католикоса Амвросия. Родился Католикос-Патриарх Христофор II (Цицкишвили) в 1873 году. Окончив Тифлисскую Духовную Семинарию (1893), он принял сан священника и трудился на приходе, а затем – в качестве законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 году посещал Историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 году хиротонисан во епископа Урбнисского без пострижения в монашество. С 1927 года до дня кончины (в начале 1932 года) являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Важным делом Католикоса Христофора явилось то, что им были признаны заслуги русского духовенства в деле установления братских отношений между православными обеих наций. Будучи сторонником единства Православных Церквей, Католикос Христофор установил путем обмена посланиями связи с древними восточными Патриархатами и другими Церквами. Все это вместе взятое подготавливало добрую почву для восстановления молитвенного общения Грузинской и Русской Православных Церквей, что и произошло при преемнике Католикоса Христофора Католикосе Каллистрате. 5 . Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) родился в 1866 году в семье священника. Образование получил сначала в Кутаисском Духовном училище, затем в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии, которую окончилв 1892 году со званием кандидата богословия. В 1893 году был рукоположен в сан священника и в течение 32 лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. Пастырскую деятельность отец Каллистрат сочетал с общественной работой разновременнов качестве члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. Овдовев, он принял монашество и в 1925 году был возведен в сан епископа. В том же году удостоен сана митрополита. С 1932 до 1952 года (†1952) занимал высокий пост Католикоса-Патриарха. В 1949 году был избран почетным членом Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Хотел бы сердечно поблагодарить вас, Андрей Григорьевич и Андрей Андреевич, всех руководителей и тружеников " ФосАгро " не только за ваши очевидные экономические успехи, которые несомненно приносят благо нашему Отечеству, но и за удивительную атмосферу, которая создана на предприятии и в значительной мере определяет и материальное благополучие, и доброе самочувствие всех, кто здесь трудится. Поэтому освящение храма на территории вашего основного офиса тоже имеет большое значение. Радуюсь, что и здесь мне удалось совершить это освящение, с тем чтобы получила продолжение заложенная вами добрая традиция и чтобы везде, где вы трудитесь, с успехами в работе сочеталась духовная жизнь». В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону свт. Николая Мирликийского. В память о совершенном богослужении иеромонах Никита (Смернягин), окормляющий новопостроенный храм, передал в дар Его Святейшеству икону святителя Николая, выполненную в технике эмали. Всем молящимся были вручены иконки святителя Николая с Патриаршим благословением. Храм на территории главного офиса компании «ФосАгро» заложен в мае 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Построенный в старовизантийском стиле, храм стал памятным знаком в честь величайшего для верующих Русской Православной Церкви события — принесения части мощей святителя Николая Чудотворца на русскую землю. Мощи одного из самых почитаемых на Руси святых с XI века хранятся в базилике в итальянском городе Бари. За 2 с небольшим месяца, весной и летом 2017 года святыне смогли поклониться более 2,5 миллионов верующих в Москве и Санкт-Петербурге. Заботы по принесению мощей тогда взяла на себя компания «ФосАгро» и семья православных меценатов Гурьевых. Интересно, что храм построен по эскизам прославленного архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). По его проектам возведено много известных зданий в Москве. В одном из них сегодня размещается офис компании «ФосАгро». А.В. Щусев построил ряд красивых храмов, в том числе собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в российской столице. Храмы, спроектированные Щусевым, сооружены не только в России, но и за рубежом. В их числе храм свт. Николая Чудотворца со страноприимным домом в Бари. 

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010