71 Нравственный уровень духовенства был выше, чем во всех остальных слоях русского общества. «Юридический вестник» за 1881 г. приводит следующую статистику уголовных преступлений, совершенных представителями различных сословий за годы 1873–77; из каждых 100 тысяч дворян предстали перед судом 910 чел.; из ремесленников и купцов – 110 чел., из крестьян – 36, из духовенства – 1 человек. 74 Историю русского монашества см. Igor Smolitsh. Russisches Mönchtum. Wurzburb, 1953. Lehre und Leben der Starzen, Köln, 1952. 76 H. К. «Светлой памяти игуменьи Екатерины», «Путь», 4, 1926 и В. Маевский. «Лесна», Сан-Пауло, 1962. 80 «Христианская мысль», Киев, 1917; французский перевод, Les Missions en Siberie. Archimand. Spiridon. Paris, 1950. 81 Морис Бэринг имел очень интересный разговор о христианстве с крестьянами, членами Государственной Думы. См. М. Baring. What I Saw in Russia, Лондон, 1914, стр. 59, 292. В июне 1902 г. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус ездили на озеро Китеж, где вели оживленные богословские споры с русскими крестьянами. См. 3. Гиппиус. «Дмитрий Мережковский», П., 1951, стр. 110 и «Новый путь», 1904. Николай Бердяев вспоминает о своих отношениях с богословом из народа: «Самым большим моим другом был Акимушка. Он был простой мужик, чернорабочий. У него было очень плохое зрение, и он производил впечатление человека, который на что-нибудь наткнется или упадет. Он был безграмотный. По своим манерам он иногда напоминал А. Белого. Беседы с ним были духовно углубленными, он стоял на высоте самых трудных мистических тем, характерных для германской мистики. Он был мне ближе, чем многие интеллигентные и культурные люди. С ним мне было легче разговаривать. Общение с Акимушкой убедило меня в неверности народнической точки зрения на существование пропасти между культурным слоем и народом. Акимушка говорил мне, что ему далек крестьянин, поглощенный материальными вопросами, а близок я, с которым он может разговаривать об интересующих его духовных вопросах. Существует единство в царстве духа... Акимушка, вероятно, никогда не слыхал о Мейстере Экхарде и Якове Беме, но он описывал опыт, очень родственный опыту, описанному этими великими мистиками. Он был один из самых замечательных людей, каких я в жизни встречал». «Самопознание», Париж, 1949, стр. 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (28.12.1866 либо 1873-1877, Александрополь (ныне г. Гюмри, Армения) - 29.10.1949, Париж), мистик, деятель культуры. Род. в греко-армянской семье. Подростком с сообществом «искателей истины» Г. отправился путешествовать на Восток, посетил Тибет, Вост. Персию, Внешнюю Монголию и др. места, где провел много лет. Его учение вобрало в себя элементы тибет. буддизма, суфизма, йоги и др. традиций. В России Г. появился ок. 1912 г. В то время он готовил к постановке балет «Битва магов». В Москве Г. познакомился с рус. писателем, путешественником и математиком П. Д. Успенским, ставшим одним из его ближайших учеников. Постепенно Г. удалось привлечь внимание рус. творческой интеллигенции, но в 1920 г. он был вынужден покинуть Россию и с группой учеников уехал в Европу. После неудачных попыток обосноваться в Германии и Великобритании Г. в 1922 г. на деньги, собранные учениками Успенского, купил замок Приёре (Приёре-де-Бас-Лож) в Авоне близ Фонтенбло, где поселился с большим количеством учеников и открыл Ин-т гармонического развития человека. Работа Г. в этот период была посвящена гл. обр. методам изучения ритма и пластики. В дек. 1923 г. Г. устроил в Париже в «Театре Елисейских полей» демонстрацию танцев дервишей и ритмических движений под специально сочиненную им музыку. На франц. и англ. языках издавались проспекты, извещавшие об открытии ин-та, об «искателях истины» и о российских приключениях Г., об изучении методов усовершенствования человеческого «я», о космической психологии и вселенской механике, о нумерологии, об алхимии, о древней и совр. вост. медицине, о психологии искусства и др. В замке Приёре искусственно поддерживалась атмосфера экзальтации: «обучение» затягивалось за полночь; ученики спали не больше 3-4 часов. Г. создавал ситуацию постоянного напряжения, испытания, проверки. Не выдерживая, многие уезжали; нек-рых Г. прогонял сам. Г. считал, что вся жизнь человека, подверженного внешнему внушению, проходит во «сне», и предложил своим последователям метод самовоспоминания, ведущий к «пробуждению ото сна». Этот метод Г. называл «четвертым путем», сочетающим в себе элементы 3 др. путей «пробуждения»: факира, монаха и йога. В Приёре работа с учениками, исполнение «религиозных церемоний», дервишских и «священных» танцев и «музыки сфер» перемежались с застольями и выступлениями фокусников. Европ. и амер. газеты писали о «лесных философах» и о «черном маге». Успенский, отказываясь воспринимать учителя в роли фокусника и балетного импресарио, объявил о разрыве с Г.

http://pravenc.ru/text/168353.html

Листа «Introitus» (1884), полная романтического пафоса, выполняет аналогичную функцию во время низкой мессы; дань листовской традиции отдал З. Кодаи, включивший И. в собрание музыки для низкой мессы (Gsendes mise. 1940-1942; 19662). И. можно обнаружить в цикле органных месс «L " organiste à la Messe» (Органист на мессе) Ш. Жюстена (1873). Традиция органного И. во франц. органных мессах ХХ в. восходит к богослужебному циклу Ш. Турнемира «Мистический орган» (1927-1932), в к-ром краткие прелюдии, открывающие каждую из 51 сюиты для сопровождения богослужения в течение церковного года, представляют собой свободные парафразы григорианских напевов И. определенных дней. Последователями Турнемира стали М. Дюрюфле, М. Дюпре и др. франц. композиторы-органисты. Наиболее известным образцом жанра является «Entrée» (Входное) из «Мессы Пятидесятницы» (1949-1950) О. Мессиана, с подзаголовком «Языки пламени». Художественный эффект сочинения достигается благодаря изощренной ритмической организации (основанной на использовании древнегреч. метров) и ярким колористическим эффектам. Из композиторов немецкой школы можно назвать З. Карг-Элерта, к-рому принадлежит И. из цикла «Восемь коротких пьес» (1931). И. также устойчиво вошел в состав заупокойной мессы ( реквиема ). В сочинениях этого жанра у композиторов XVIII-XX вв. (В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена и др.) текст И. трактуется в соответствии с общей авторской концепцией произведения. Текст И. реквиема использован также в «Introitus» И. Ф. Стравинского (1965), посвященном памяти Т. С. Элиота. Одночастный концерт для фортепиано с оркестром С. А. Губайдулиной «Introitus» (1978) связан с литургическим жанром лишь заголовком; он был задуман как начало цикла инструментальных концертов с литургическими названиями, составляющих воображаемую инструментальную мессу. В совр. католич. практике мессу чаще всего начинает именно органист. Он может предварять своей игрой выход священника, исполняя самостоятельную пьесу или же аккомпанируя хору во время входных песнопений. Лит.: Southern E. The Buxheim Organ Book. N. Y., 1963; Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М., 1996. С. 73-74; Caldwell J. Introit (II)//NGDMM. 2001. Vol. 12. P. 510-511; Кривицкая Е. Д. История франц. органной музыки. М., 2003; Из истории мировой органной культуры XVI-XX вв.: Учеб. пособие. М., 20082. Р. А. Насонов, М. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/интроит.html

(Тютчев Ф. И. Полн. Собр. стихотворений. Л., 1957. С. 201). А ночью ямщик не сдержал лошадей, Гора была страшно крутая, И я полетела с кибиткой моей С высокой вершины Алтая! И далее там же: Дорога без снегу в телеге! Сперва Телега меня занимала, Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, Я прелесть телеги узнала. (Некрасов H. А. Полн. Собр. Соч. и писем. В 15 т. Л., 1982. T. 4. С. 176). Я только теперь, в руднике роковом, Услышав ужасные звуки, Увидев оковы на муже моем, Вполне поняла его муки, И силу его… и готовность страдать! Невольно пред ним я склонила Колени, — и прежде чем мужа обнять, Оковы к губам приложила!… (Некрасов H. А. Полн. собр. соч. и писем. T. 4. С. 184). Эпизод этот не был выдуман Некрасовым, а создан на основании «Записок» M. H. Волконской, известных поэту в рукописи. Волконская рассказывала: «Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заключения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом — его самого» (Записки княгини M. H. Волконской. Чита. 1956. С. 66). Псаломщики, или клировые люди, изображены на картине в темных сутанах и пелеринах: такая одежда во время богослужения соответствовала обряду, утвердившемуся при Петре I noд иноземным (польским) влиянием. Описывать всё сплошь одних попов, По-моему, и скучно, и не в моде; Теперь ты пишешь в захудалом роде; Не провались, Л ов. (См.: Гроссман Л. П. Жизнь и труды Ф. M. Достоевского. Биография в датах и документах. M.; Л., 1935. С. 347). «Кочкарев. Это вздор, это не так. Я побегу к нему, я возвращу его! (Уходит.) Фекла. Да, поди ты, вороти! Дела-то сватского не знаешь, что ли? Еще если бы в дверь выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгну в окно — уж тут, просто мое почтение!» (Гоголь H. В. Полн. собр. соч. M., 1949. T. 5. С. 61). Порфира, или мантия, — составная часть торжественного императорского (царского) наряда, верхняя одежда из бархата или атласа с отделкой из горностая или соболя. Порфиру Наполеона I nokpыbaлu пчелы, изображение которых в период наполеоновской империи было широко распространенным элементом военной и государственной эмблематики.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах (предполагается, что средства, т. е. знание современных конструкций, архитектору доступно в совершенстве, подобно тому, как музыкант должен знать инструмент, при помощи которого он творит)… АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ (1873 –1949) – архитектор, академик архитектуры, создатель многих гражданских зданий и православных храмов в «неорусском стиле» (в их числе – Марфо-Мариинская обитель в Москве, храм-памятник на Куликовом поле и др.). Раздел 4. Внутреннее храмовое убранство: росписи, мозаики, иконостас Росписи катакомб Т.Ю. Воробьева. Архитектура капеллы таинств 47 Капелла Таинств входит в ансамбль катакомб св. Каллиста – древнейшей официальной усыпальницы римской христианской общины. Принято считать, что она создавалась в два этапа: первоначально состояла из трех камер, построенных во второй четверти 3 века; в середине столетия к ним были присоединены еще три помещения. В отличие от ученых 19 – начала 20 веков, полагавших, что катакомбы были центрами духовной и общественной жизни первых христиан, современные авторы считают их прежде всего местами погребений и совершения погребальнопоминальных обрядов. Планировка комплекса отражает перемены, наметившиеся в понимании архитектурного пространства в середине 3 века. Наряду с первоначальной системой длинных коридоровгалерей, в это время появляются отдельные комнаты, кубикулы и крипты. Подобный тип планировки, впервые возникший именно в катакомбах св. Каллиста, означал расширение прежнего представления о выходе из подземного мира… Общая схема росписи такова. На входной стене показана сцена Христос и самарянка, причем структура росписи этой входной стены… отличается от трех других, где изображения идут в два регистра. Слева представлен Моисей, источающий воду из скалы. На правой стене (для входящего) представлено Воскрешение Лазаря внизу (не сохранилось) и Извержение Ионы из чрева китова вверху. На центральной стене внизу, справа налево – Жертвоприношение Авраама, Трапеза семерых и сцена типа «Евхаристии». По бокам показано по фигуре фоссора (могильщика. – Прим. ред.), чуть выше границы нижнего регистра. Вверху на той же задней (центральной) стене, изображен Отдыхающий Иона. На левой стене внизу показаны Расслабленный, Крещение; Рыбак, выуживающий рыбу. Над ними – Иона, бросающийся (ошибка: нужно: «брошенный». – Прим. ред.) с корабля в морскую пучину. Плафон… расчерчен на зоны и сегменты, с 4 павлинами и фигурой Доброго пастыря в центре, с овцой на плечах (головой к двери).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Михаила Архангела при бывшей Михайловской клинической больнице баронета Виллие. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1873. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д.20 Координаты: 59.958539, 30.34662 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шотландец Якоб Виллие большую часть жизни провел в России. Он стал лейб-хирургом в 1799 г., пользовал Александра I и в 1809–1838 гг. возглавлял Медико-хирургическую академию. В 1859 г. перед ней был поставлен памятник Виллие, созданный совместно скульптором Д.И. Иенсеном и арх. А.И. Штакеншнейдером. Основную часть своего состояния Виллие завещал на устройство больницы в память вел. кн. Михаила Павловича. В 1857 г. был одобрен первый проект больницы из пяти отделений на 150 коек. Однако после нескольких конкурсов для строительства избрали проект К.Я. Соколова, по которому план здания имел форму W, по первой букве фамилии учредителя. Целых восемь лет – с 1865 по 1873 гг. – длилось это строительство, стоившее 854 тыс. руб. Больница была торжественно открыта 27 декабря 1873 г. в присутствии Александра II как „лечебное заведение для безвозмездного пользования больных обоего пола“. Несколько раньше – 8 ноября того же года – в центре второго этажа была освящена больничная церковь с хорами и звонницей, приписанная к храму Военно-медицинской академии. Интерьер украшала лепка, алтарь – большой запрестольный образ. Аллегорические горельефы на фасаде больничного храма создал Д.И. Иенсен, автор фонтана „Гигиея“, который до 1949 г. стоял на углу Боткинской и Б. Сампсониевского проспекта. В 1908 г. у входа в больницу открыт памятник С.П. Боткину работы В.А. Беклемишева. Памятник Я. Виллие у главного фасада Военно-медицинской академии в 1949 г. демонтировали и в 1964 г. установили в саду за больницей. Последним дореволюции священником в церкви был о. Михаил Александрович Лебединский. 20 декабря 1922 г. храм, закрытый еще раньше, ликвидировали. Ныне в здании – клиники Военно-медицинской академии, в церкви – палата для больных. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12215

По штатам 1876 года в церкви служили два священника и два псаломщика. После открытия 22 марта 1894 года церкви в погосте Ситня, в Успенской церкви служили священник и псаломщик. По распоряжению епархиального начальства от 3 сентября 1896 года в штат церкви введен дьякон, однако вследствие ходатайства причта о невозможности содержать трёх членов штата, с июля 1907 года служили священник и псаломщик. В начале XX века в церкви служил протоиерей Иоанн Иннокентьевич Соловьев (1853-?). Он происходил из духовного звания, в 1873 году окончил Псковскую духовную семинарию, с 1880 года служил псаломщиком в погосте Шушелово Порховского уезда. В марте 1881 года рукоположен в сан священника погоста Шушелово. В 1888 году перемещен священником в погост Илемно. За свое служение на духовном поприще награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом, орденом Святой Анны 3-й степени, удостоен благословления Святейшего Синода и архипастырского. 27 октября 1905 года епископом Псковским и Порховским Арсением назначен благочинным, 14 мая 1914 года о. Иоанн возведен в сан протоиерея. О дальнейшей судьбе протоиерея Иоанна Соловьева неизвестно. Сведения о его детях, исключая сына Василия, относятся к периоду до 1917 года. Валентин (1882-?) служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы в уездном городе Торопце Псковской губернии. Елена (1884-?) была замужем за священником погоста Русски Псковского уезда. Константин (1887-?) служил дьяконом Псковского кафедрального собора. Павел (1891-?) служил псаломщиком в Ильинской православной церкви в городе Сольцы Порховского уезда, Николай (1893-?) служил псаломщиком в погосте Опоки Порховского уезда. Антонин (1897-?) учился в Псковской духовной семинарии, Сергий (1904-?) учился в Порховском духовном училище. Василий (1895-1949) учился в Псковской духовной семинарии, после 1917 года оказался в эмиграции, в 1926 году окончил Пражский университет, в том же году епископом Пражским Сергием рукоположен в сан священника и направлен в Восточную Словакию в приход Зарубежной Русской Православной Церкви Межилаборцы, с 1930 года до своей преждевременной кончины в 1949 году служил в селе Лютина в Восточной Словакии, много потрудился для возрождения Православия в Восточной Словакии.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Улялега. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:Не установлен. Адрес: Карелия, Пряжинский р-н, д. Улялега Координаты: 61.812189, 32.84821 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью В списке населённых мест 1873 года Улялега значится как деревня Улямяга, Петрозаводского уезда. Всего проживало 138 человек. В 1873 году здесь одна часовня. В 1900 году была освящена церковь Преображения Господня, построенная по инициативе бывшего земского начальника Кормилицына. Находилась на самом берегу Шуи на гладком, сухом, ровном месте. Вмещала около 350 человек и пользовалась колоколами от упразднённой часовни. У церкви отсутствовал прочный фундамент, поэтому быстро просели три кирпичные печи, потрескались и начали дымить. Трубы на крыше покосились, осело всё здание. Вследствие этого во многих местах вышел мох, которым были проконопачены стены, и церковь получилась холодная. К 1900 году кладбище находилось в той части Улялеги, которая называлась Нижней, между домами крестьян Афанасьева и Антонова. Расположенное в низком месте вблизи берега Шуи, оно с половодьем размывалось и бывали видны гробы и кости покойных. Кроме того, во время половодья размывало и дорогу, и обходить приходилось по кладбищу. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42286

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года. Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови. Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года. Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви. В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01557

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852, г. Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губ.- 3.07.1917, с. Хлебниково Московского у. и губ.), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА. К. род. в семье купца 1-й гильдии Александра Степановича Кожевникова и его жены Натальи Васильевны. Родители К. были глубоко верующими людьми и отличались широкими научными и культурными интересами. К. получил хорошее домашнее образование, включавшее изучение европ. и древних языков. После смерти родителей, сначала матери, а затем и отца, К. занимался хозяйственными и финансовыми делами семьи, взял на себя заботы об образовании младших братьев, Григория и Дмитрия, к-рые, успешно завершив обучение в Московском ун-те, стали учеными-естественниками. Сам К. в 1868-1873 гг. числился в ун-те вольнослушателем и не получил диплома о высшем образовании. Своими обширными знаниями К. был всецело обязан самообразованию. Владение языками и редкое трудолюбие позволили К. быть в курсе исследований в области философии, христ. богословия, истории культуры и науки. Он стал ученым, в к-ром усвоенная с детства правосл. вера органично сочеталась с научными интересами и любовью к лит-ре, живописи, музыке и театру. Особое место в его жизни занимала поэзия. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В 1874 г. в родном городе К. вышла его 1-я публикация - «Нравственное и умственное развитие римского общества во II в.», удостоившаяся ряда положительных рецензий в столичных и провинциальных изданиях. Событием огромной важности для всей последующей жизни К. стало его знакомство в 1875 г. в Румянцевской б-ке с философом Н. Ф. Фёдоровым , к-рый произвел на К. глубокое впечатление. К. стал сторонником учения Фёдорова, затем ближайшим помощником, редактором, собеседником в обсуждении его основных идей и соавтором неск. статей. По завершении имущественных дел семьи К., считая необходимым восполнить свое философское и историческое образование, отправился в длительную, с 1880 по 1894 г., поездку в Европу. Он знакомится с европ. культурой и самостоятельно изучает в б-ках Европы труды по философии, религии и истории культуры. Весной 1888 г., во время краткого путешествия по Востоку, К. совершает паломничество на Св. землю. Его поездка в К-поль нашла отражение в 2 статьях «Из путевых впечатлений по Востоку», опубликованных в 1898 г. в ж. «Русский вестник». В кон. 90-х гг. К. знакомится со своей буд. женой Анной Васильевной Андреевой (1864-1949), окончившей Московскую консерваторию по классу фортепиано; их брак был заключен в 1901 г. В браке родились дочь Анна (1903-1980), проработавшая более 30 лет в Московской Патриархии, и сын Александр (1906-1938), ставший биологом.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010