А.Е. Андриевский в своих трудах за 1911 год отмечал: «Церковь каменная, теплая, построена въ 1862 году на средства прихожанъ. Престолъ – во имя святой Троицы. Приход открыт въ 1783 году». Дворов в селе в это время насчитывалось 577, душ мужского пола 1831, женского 1846, «великороссы, земледельцы, наделъ земли у крестьянъ 2¼ десятины на душу. В приходе река Воронежъ и лесъ. Школы: земская и церковно-приходская, обе двухкомплектныя с 4-х годичным курсомъ, законоучителю въ земской школе 75 руб. въ годъ. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и мempuчeckiя книги съ 1783 года». В 1911 году штат церкви, по сравнению в 1893 годом, не изменился: священник, диакон и псаломщик. «У причта 40 десятины полевой земли, в 3-х участках, дальний участок отъ церкви въ 5 верстах. Общая доходность причтовой земли 650 руб. в годъ. Братский годовой доходъ 1900 руб. Дома у причта собственные». Приход был закрыт в 1921-1922 годах, были изъяты ценности, и храм постепенно стал приходить в запустение. В здании церковно-приходской школы разместилась сельская школа; в 1960-е это здание было разрушено. Известны имена церковно- и священнослужителей Троицкой церкви, пострадавших от репрессий советской власти. Вышеупомянутый Баталин Петр Михайлович, 1875 г.р., уроженец села Успенское Грязинского района, священник. После закрытия храма служил в Преображенской церкви Липецка до 1937 года, когда по ложному обвинению постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15.10.37 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорен к 10 годам лагерей, где по-видимому и принял смерть. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 17.09.60 г. Миронов Семен Семенович, 1873 г.р., уроженец села Патриаршее Липецкого района, священник, постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 26.12.31 г. по ст. 58-10-2 приговорен к 3 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.89 г. Поляков Владимир Андреевич, 1890 г.р., уроженец села Мочилки Лебедянского района, священник, постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 03.12.37 г. по ст. 58-10-2 приговорен к расстрелу, реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 22.04.61 г.

http://sobory.ru/article/?object=17341

Алексий (в миру Александр Николаевич Чернай; 1899–1985), архимандрит. По окончании Виленской Духовной Семинарии рукоположен в священный сан (1925), служил на приходах в Литве. Пережил советскую и немецкую оккупации. Протоиерей (1943). С 1944 г. в эмиграции в Германии (Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати (США), где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в штате Техас. В 1957 г. принял монашество. В конце октября 1958 г. получил назначение на должность Администратора русских православных общин РПЦЗ в Южной Африке. В 1960–70-е гг. служил на приходах в южной Калифорнии, США. Алексинский , Иван Павлович (1871–1945). Выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также трудился в Главном управлении Российского Красного Креста. Возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. После 1928 г. переехал в Касабланку (Марокко). В 1935 г. избран председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери в Касабланке. Принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, член приходского благотворительного комитета. Скончался 26 августа в Касабланке, где и погребен на европейском кладбище. Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский; 1873–1965), Митрополит. Родился 6 августа в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской Духовной Семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. Был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919 г. Управлял русскими православными общинами Константинопольского округа. С 1924 по 1934 г. возглавлял Русскую миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964 г. стоял во главе Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 г. – в Мюнхен, а с 1950 г. – в США. С 1964 г. на покое. Скончался 22 мая в Нью-Йорке. Похоронен под алтарем соборного храма Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В янв. 1843 г. по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского мон-ря г. Енисейска (в 1873 переименован, см.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-рь ) игум. Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где вскоре скончался. За 3 дня до смерти Д. А. дал наставление игумении и сестрам. В день кончины Д. А. исповедовал свящ. Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме мон-ря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывш. игумения мон-ря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Д. А. был похоронен в мон-ре, в 1860 г. над его могилой в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена заново), в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления. Популярный вариант жизнеописания Д. А. собирался составить и издать Л. Н. Толстой . В мае 1920 г. (по др. сведениям, в апр. 1921) постановлением президиума Енисейского губ. комитета РКП захоронение Д. А. было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2007 г. их местонахождение неизвестно. Рождественский храм уничтожен, на его фундаменте построено здание школы. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы Д. А., ныне хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 г. по благословению настоятеля. 14 нояб. 1999 г. во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиеп. Красноярский Антоний (Черемисов) , состоялся чин канонизации Д. А. в лике местночтимых святых (пам. 16 дек.). Во имя Д. А. освящена церковь (20 янв. 2001) на кладбище Бадалык в Красноярске, ведется строительство храма в Привокзальном р-не Ачинска. Арх.: ЦХИДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 113. Л. 48. Ист.: Касьянов В. , прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871; Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона// Фаст Г. , прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996р. Гл. 17.

http://pravenc.ru/text/171286.html

Валаамский старец 18 марта 1940 года раздались двадцать четыре редких удара в тысячепудовый Андреевский колокол: это был горький знак, что тысячелетняя Валаамская обитель прекращает свое существование. Этому событию предшествовали трагические события периода советско-финской войны, жесточайшие бомбардировки, когда только чудом — заступничеством Божиим! — Валаам не был стерт с лица земли. Братия, святыни, богатейшая библиотека монастыря были эвакуированы в Финляндию. В местечке Папинниеми началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. И так же, как старый Валаам в 1920–1930е го­ды, на долгие годы он стал «островком ушедшей России». Множество русских эмигрантов искали здесь не только утешения, но и укрепления веры, духовного руководства. Многие стремились встретиться с духовником монастыря — старцем схиигуменом Иоанном, или хотя бы написать ему. Несмотря на свою известность, как бы сказали сегодня — востребованность, он оставался простым, скромным, тихим монахом, часто повторял: «Человек я от природы застенчивый, недалекого ума»… Родился будущий старец в 1873 году в семье крестьян Тверской губернии, окончил церковноприходскую школу, с юных лет трудился, помогая родителям. Научившись читать, полюбил жития святых. В тринадцатилетнем возрасте с другом ходил в Нилову пустынь, за 150 верст, пешком: «Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи — и марш в дорогу». Узнав и полюбив монашескую жизнь, юношей шестнадцати лет пришел на Валаам, с того времени отлучался из обители только на военную службу — и горячо благодарил Бога за то, что Он судил ему всю жизнь прожить в монастыре. Будущий старец выполнял разные послушания на Валааме и в скитах. Десять лет (1921–1931 гг.) нес тяжелый крест настоятельства в обители преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Этот монастырь, так же, как и Валаам, в то время находился на территории Финляндии и некоторое время мог сохранять свой традиционный уклад. С 1933 года схиигумен Иоанн становится духовником братии на Валааме, принимая и прибывающих паломников. Такое же послушание он нес и в НовоВалаамской обители. Кроме того, работал как все — летом в поле, зимой рубил дрова. В свободное от монастырских послушаний время, почти до самой своей кончины в 1958 году, отвечал на письма многочисленных духовных чад. Благодаря этой переписке мы и сегодня можем побеседовать с этим удивительным подвижником — простым и глубоким, строгим к себе и любвеобильным к людям.

http://pravoslavie.ru/106914.html

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Для церкви была отведена самая лучшая часть здания гимназии - восточное крыло второго этажа. В описании церквей губернии за 1896 год значится: «Молящихся церковь может вместить до двухсот человек и такое же количество вмещает в себя зал гимназии, соединяющийся с нею непосредственно отворяющейся аркою». Алтарная часть храма освещалась четырьмя окнами, выходившими на Соборный переулок (совр. ул. Володарского), а с южной стороны яркий свет вливался через пять больших окон фасада гимназии. Есть свидетельства о том, что у этой домовой церкви был и свой небольшой колокол, скромный голос которого в праздничные дни вливался в общий благовест колоколов троицких храмов. До сих пор над входом в здание сохранился мощный кованый кронштейн для подвески этого колокола. Обустройство школьного храма завершилось к началу пятого учебного года, но датой его основания следует считать 1873 год, когда тайным советником Петром Алексеевичем Лавровским был заложен первый камень нового здания гимназии, а следовательно, и самой церкви. В память этого события и в знак благодарности горожане и учителя определили посвятить церковь имени св. мученика Петра, небесного покровителя попечителя учебного округа. Так церковь обрела престольный праздник -18 мая, всегда отмечавшийся с особой торжественностью. Освящение же храма началось 2 сентября 1877 года. 28 сентября 1880 года гимназическая церковь, бывшая прежде временно приписанной к собору, обрела самостоятельность и стала подчиняться епархии на общем основании, а о. Василий Лавровский стал ее настоятелем. В 1921 году домовая церковь во имя св. мученика Петра была закрыта, ее помещение было передано под студенческий клуб разместившегося в здании бывшей гимназии агропедтехникума. Сейчас это помещение используется как спортивный зал троицкого педагогического колледжа. Полностью статья по ссылке. http://troitsk74.ru/history/temples/gimnazchurch/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=41268

Их переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского перевели в Грузию, а епископ Люблинский остался в епархии, и закончилась в 1915 году. Сохранились всего лишь 135 писем Тихона к Флавиану, большая часть коих относится к американскому периоду жизни и деятельности святителя Тихона (1898–1907 гг.). К тому же десятилетию относятся другие публикуемые письма св. Тихона: к синодальному обер-прокурору Победоносцеву К.П. (1827–1907), к товарищу обер-прокурора Саблеру В.К. (1845–1929), директору Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Остроумову П.И. (1839–1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода Керскому С. В. (1831–1903), ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Евлогию (1868–1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (1863–1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873–1928), выпускнику Таврической духовной семинарии 1902 года Коханику П. Ю. (1880–1969), российским послам в Вашингтоне Кассини А. П. (1835–1919) и Розену P. P. (1847–1921), также епископам Американской Епископальной Церкви Графтону Ч. Ч. (1830–1912) и Таттлу Д.С. (1837–1923) и пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Джексону Ш. (1834–1909). В дополнение к этим документам перепечатываются письма, впервые опубликованные Глебом Викторовичем Петровым в журнале «Псков» [письма Тихона настоятелю Великолукского Троице-Сергиева монастыря игумену Аркадию (1848–1926)], Наталией Александровной Кривошеевой в «Вестнике ПСТГУ» [письма Булгакову П.И. (1859–1931)], в журнале «Американский православный вестник» и газете «Свет», также некоторые телеграммы. Поскольку настоящая публикация не является научной, постольку нами сохранены стилистические и орфографические особенности писем и телеграмм (написания с большой буквы, сокращения, подчеркивания, отточия и т.д.), документы-приложения не публикуются, церковные и пр. термины не разъясняются, сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно. 1 Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 5 Сентября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Каноническое положение Православной Русской Церкви за границей. П. 1927 стр. 96. АНАСТАСИЙ. Митрополит. Грибановский Александр Александрович. 1873–1965 Сын священника, родился 6 августа в Тамбовской губернии. Окончил Московскую Духовную Академию, 1897 Постригся в монахи в Тамбове в 1898 г. Ректор Московской Семинарии 1901, епископ Серпуховский 1906, Холмский 1914, архиепископ Кишеневский 1916. Покинул Россию в 1919 г. Сперва опекал русскую Церковь в Константинополе, с 1924 по 1935 возглавлял русскую миссию в Палестине. С 1936 стоял во главе Русской Зарубежной Церкви Синодальной в сане митрополита. В 1950 г. переехал в Нью-Йорк, где и умер. Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Иерусалим. 1925. стр. 24. Беседы с собственным сердцем. Бл. 1935. стр. 170. Дж. 1948. стр. 150. Сборник избранных сочинений. Дж. 1948. стр. 396. Нравственный облик Пушкина. Дж. 1949. стр. 24. Пушкин и его отношение к религии и православной Церкви. М. стр. 63. Архипастырские послания, слова и речи. Юбилейный сборник 50– ти летия архиерейского служения. Дж. 1956. стр. 262. АНДРЕЕВ, Николай Ефремович. 1908 Родился 13 марта в Петербурге. Окончил среднее образование в Таллине в Эстонии в 1927 г. Высшее образование получил в Праге, где учился в Карловом университете и в различных русских учебных заведениях по сравнительной славянской филологии, по литературе и истории. Доктор Философии 1933. С 1928 начал работать при Кондаковском Институте. В 1938 был назначен секретарем Института, а с 1939 по 1945 исполнял должность его директора. Арестованный советской властью при занятии Красной Армией Праги провел три года в тюрьмах, но был выпущен по отсутствию состава преступления. С 1948 г. преподает в Кембридже. Studies in Moscovy Western Influence and Byzantine Inheritance. L. 1970. АНДРЕЕВ, «псевдоним Ивана Михайловича Андреевского». 1894 Родился в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, психо-неврологический институт и богословский институт. Покинул Россию во время второй мировой войны. Профессор нравственного богословия и русской литературы в св. Троицкой семинарии в Джорданвилле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Крестовоздвиженский монастырь был открыт 29 июня 1887 г. в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нем восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены еще 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека. Архитектура комплекса конца XIX-XX вв. сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью. Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С.В. Крыгина с 1890-1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары. Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 г. его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково. В 1992 г. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова). 25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место. Храмы: Собор в честь Вознесения Господня, дата постройки - 1896 г. Храм в честь иконы Божией Матери " Иерусалимская " (Иерусалимский храм), дата постройки - 1873 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм), дата постройки - 1846 г.

http://sobory.ru/article/?object=00446

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010