Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий Хлебунов. Фотография. 20-е гг. XX в. Никитич Хлебунов (1873, с. Шуватово Карсунского у. Симбирской губ.- 6.03.1930, Астрахань), сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил сельскую школу. Бедность семьи и голод в Симбирской губ. вынудили Г. переехать в Астрахань, где он подряжался на различные работы, служил псаломщиком в храмах Черноярского у. Астраханской губ. В 1917 г. устроился на работу на бакон (систему заграждений для ловли рыбы) Нобеля. Готовился к принятию сана священника. В 1921 г. был рукоположен во иерея. До 1923 г. служил в храмах Астрахани, затем - в храме иконы Божией Матери «Рудненская» с. Началова. Из-за его борьбы в приходе с обновленцами на Г. было заведено следственное дело, переданное в прокуратуру, но оставшееся без последствий. Г. пользовался авторитетом у прихожан, к-рые вместе с ним отстаивали храм и приходское имущество. Местные власти доносили, что деятельность Г. в селе привела к росту религиозности населения, особенно молодежи. 3 февр. 1930 г. Г. был арестован вместе с 11 жителями села по обвинению в «агитации и пропаганде, направленных против мероприятий, проводимых советской властью на селе». Содержался в тюрьме в Астрахани. На следствии Г. заявлял о преданности Патриаршей Церкви; когда на допросе от него требовали показаний о жителях с. Началова, священник ответил: «Больше показать ничего не могу и не покажу ни при каких условиях, считая грехом говорить о других» (Архив УФСБ по Астраханской обл. Д. С-6173. Т. 1. Л. 85 об.). 14 февр. у церкви в с. Началове собралось 300 чел., в основном женщины, к-рые добились освобождения 2 ранее арестованных членов церковного совета и задержанного для допроса свящ. Петра Цветкова, приглашенного из Астрахани вместо Г. 22 февр. было назначено выселение из села раскулаченных и их семей. Доведенные до отчаяния люди не выдержали, кто-то ударил в церковный набат, и толпа ворвалась в здание сельсовета. Во время погрома погибло 6 коммунистов и членов сельского актива.

http://pravenc.ru/text/166585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Розанов, прот. Фотография. Тюрьма. 1938 г. Петрович Розанов (1867, с. Муромцево Дмитровского у. Московской губ. (ныне урочище близ г. Красноармейска Московской обл.) - 4.07.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Окончил в 1886 г. 2 класса Вифанской ДС (уволен по прошению). В июле 1890 г. рукоположен во диакона к Покровской ц. с. Куликова Дмитровского у., также исполнял обязанности учителя церковнослав. языка в церковноприходской школе и законоучителя в земских школах. В апр. 1905 г. рукоположен во иерея к Никольской ц. с. Черленкова Волоколамского у. Московской губ. (ныне городского окр. Шаховская Московской обл.). С 29 янв. 1914 г. служил в Москве в храме арх. Михаила при Солодовническом богадельном доме, с 1920 г.- в Митрофаниевской ц. в Петровском парке, с 1921 г.- в Вознесенской ц. в Звенигороде. После ее закрытия в 1928 г. служил в кладбищенской ц. во имя св. Александра Невского в Звенигороде. В том же году возведен в сан протоиерея, награжден митрой. 21 марта 1938 г. был арестован по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы в отношении советской власти» и помещен в тюрьму Звенигорода. На предъявленные обвинения Н. ответил: «Виновным в этом себя не признаю. Но, действительно, я высказывал недовольство относительно советской власти за непосильные налоги, которые были наложены на меня, как на священника, районным финансовым отделом». Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 7 июня 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 24210; РГИА. Ф. 831. Д. 242; ЦГИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1873, 1916 г.

http://pravenc.ru/text/2565804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Покровский, свящ. Фотография. 1928 г. Иванович Покровский (26.02.1873, с. Кондаль Петровского у. Саратовской губ. (ныне Кондоль Пензенского р-на и обл.) - 30.12. 1937, Восточно-Казахстанская обл.), сщмч. (пам. 17 дек., в Соборе Саратовских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1895 г. окончил Саратовскую ДС по 2-му разряду. Служил учителем в земских школах Сердобского у. (до сент. 1898). В окт. 1899 г. рукоположен во иерея к ц. во имя Спаса Нерукотворного с. Спасско-Александровка Петровского у. Саратовской губ.; утвержден в должности законоучителя местного земского уч-ща. С 1910 г. также был законоучителем в земских уч-щах соседних деревень Малыгино и Мансуровка. 14 мая 1912 г. назначен окружным миссионером и духовником духовенства 4-го округа Петровского у. Награжден набедренником (1910), скуфьей (1914), камилавкой (1918). В 1921 г. был вынужден покинуть Спасско-Александровку и вернулся в родное село. С 1924 г. проживал с семьей в Саратове и служил священником прихода Воскресенской ц. Воскресенского кладбища (сам храм был захвачен обновленцами, но правосл. община сохр.). 25 июля 1928 г. арестован в Саратове по обвинению в том, что, «являясь противником Советской власти и ее политики по вопросу отделения церкви от государства, вел среди верующих антисоветскую агитацию, обвиняя советскую власть в удушении религии и ее служителей». Виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 2 нояб. 1928 г. освобожден из-под стражи и выслан на жительство в г. Тверь на 3 года. В 1932 г., по окончании ссылки, вернулся в Саратов. В 1935-1936 гг. проживал в г. Петровске Саратовского края. Весной 1936 г. вернулся в Саратов. Служил священником в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 11 окт. 1936 г. арестован в Саратове по обвинению в антисоветской агитации «о якобы гонении со стороны Соввласти против церкви» и заключен в городскую тюрьму. Виновным себя не признал. На основании постановления особого совещания НКВД СССР от 9 янв. 1937 г. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, считая срок со дня ареста 11 окт. 1936 г. Ссылку отбывал в с. Успенка Восточно-Казахстанской обл. (ныне Павлодарской обл., Казахстан).

http://pravenc.ru/text/2580202.html

Минусинская Основана в 1923 г. (?) Именование – по г. Минусинск (Красноярский край). Красноярское и Енисейское викариатство. Упразднена в 1937 г. 06(19)03.1923 28.05(10.06)1933 03(16)09.1933 21.12.1933(03.01.1934) 11(24)07.1935 20.04(03.05)1937 Минусинская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Минусинск (Красноярский край). Красноярское и Енисейское викариатство. Упразднена в 1935 г. 08(21)11.1922 23.12.1925(05.01.1926) 23.12.1925(05.01.1926) 07(20)12.1927 Александр Четыркин 21.11(04.12)1927 Александр II Турский 03.1934 09.1934 Михаил Вяткин Сергий Баженов «Митрополия России» (см. Киевская) Михайловская Учреждена 21.08.1868. Именование – по г. Михайлов (Рязанская губерния). Рязанское викариатство. Упразднена в 1924 г. (?) Возобновлена 16(29)11.1987. Упразднена в 1989 г. 06.10.1868 16.08.1871 Иувеналий Корюков 11.02.1873 11.01.1880 Василий Левитов 02.11.1880 27.06.1881 Авраамий Летницкий 23.08.1881 16.10.1882 Августин Гуляницкий 27.01.1885 10.08.1885 16.02.1886 23.08.1892 Феодосий Рождественский 23.08.1892 29.03.1895 Иоанникий Казанский 11.06.1895 22.01.1900 Полиевкт Пясковский 31.01.1900 26.03.1902 05.04.1902 03.11.1906 Владимир Благоразумов 10.11.1906 26.05.1911 31.07.1911 26.05.1917 Амвросий Смирнов 26.05.1917 01.1919 (27.08.1917) 20.04.(03.05)1919 20.04(03.05)1919 (после 01(14)09.1921 05(28)12.1923 15(28)12.1923 в/у о. Виталий Покровский 22.03(04.04)1924 16(29)11.1987 23.06(06.07)1989 Михайловская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Михайлов (Рязанская губерния). Рязанское викариатство. 2662 Будучи нареченным во епископа Минусинского, Димитрий (Вологодский), вследствие нахождения в заключении Святейшего Патриарха Тихона, остался не хиротонисанным. В поисках епископов, могуших его хиротонисать, он прибыл в г. Архангельск, где в то время находились архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) и епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов). Эти два иерарха и рукоположили архимандрита Димитрия (Вологодского) во епископа Минусинского, в (ликвидированной позже) церкви Архангельского женского монастыря. (Сообщение архиепископа Тихона [Шарапова]). Вторая дата – дата приговора к 5 годам концлагеря. Срок отбывал в Минусинском ИТЛ. Освобожден досрочно в 1935 г. и возвращен на ту же кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мокрое. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Село Мокрое в конце XIX - начале XX веков известно как село Котранской волости Пружанского повета Гродненской губернии. Согласно переписи 1897 года, в селе было 35 дворов, 194 жителя, работал хлебозапасный магазин, были православная церковь и часовня. В 1921-1939 годах - село Котранской гмины Пружанского повета Полесского воеводства Польши.  В центре села находится Свято-Петро-Павловская церковь - памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. 3 июня 1873 года Пружаиским благочинным священником Николаем Жуковичем в сослужении четырех священников и одного диакона в селе Мокром при многочисленном стечении народа была освящена новая каменная церковь во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм сооружен по ходатайству графа М.Н. Муравьева. Деньги на сооружение церкви в количестве 6634 рублей 47 копеек были отпущены казной, сама же постройка производилась местным приходским попечительством при участии прихожан, принявших на себя исполнение всех черновых работ и пожертвовавших деньгами 986 рублей 28 копеек. На эти пожертвованные прихожанами деньги были произведены сверхсметные пристройки, а именно: ризница, боковые двери с фронтонами и крыльцами и приобретена вся новая церковная утварь, заключающаяся в священных сосудах, облачениях и других церковных принадлежностях. Наиболее значительные пожертвования на церковную утварь были сделаны местным священником Смольским - 100 рублей, солдаткой Меланьей Плесковой - 23 рубля, крестьянином Яковом Зеленяком - 10 рублей.  Храм имеет четырехчастную продольно-осевую композицию, включающую в себя колокольню, трапезную, основной объем и апсиду. В его силуэте доминирует трехъярусная шатровая колокольня, увенчанная граненой луковичной главой на восьмигранном барабане. Стрельчатые завершения граней верхнего яруса колокольни создают зубчатое обрамление шатра. Луковидным куполом завершен и восьмигранный барабан четырехскатной крыши основного объема. Входной арочный портал имеет килевидную форму. В декоре храма использованы зубчатые фризы, прямоугольные филенки и арочные ниши, лопатки, стилизованная балюстрада.

http://sobory.ru/article/?object=27647

Православные празднуют память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского 13 августа, 2013. Новостная служба Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. 13 августа. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Митрополит Вениамин, в миру Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности».

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Петр Соколов Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в семье священника Мотомского прихода Белозерского уезда Новгородской губернии Василия Соколова. Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896м – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа; в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского . В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста, 2 февраля, – сосед священника, подписавший показания, составленные следователем. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается? – спросил священника следователь.

http://fond.ru/kalendar/120/petr/

Февраля 4 (17) Священномученик Петр (Соколов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в селе Мотома Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Василия Соколова . Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского Духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896-ом – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в КонстантиноЕленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московоской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского. В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста священника, 2 февраля, житель соседнего дома, который подписал показания, составленные следователем. Протоиерей Петр был допрошен на следующий день после ареста. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чугуев. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Храм был построен из камня в 1854 году на месте деревянной церкви Преображения Господня, которая в 1850 г., по разрешению военного начальства была перевезена в с. Вербовка Змиевского уезда (ныне Балаклейского района), на средства завещенные Шаховым (прах захоронен в северную стену храма) его вдовой, и освящена во имя Божией матери «Всех Скорбящих Радосте». Церковь имела: земли усадебной 3/4 десятин, пахотной и сенокосной 33 десятины. Прихожан мужского пола 556, женского пола 578 душ. Причта по штату было положено: священник и псаломщик. 21 июня 1873 г. епархиальным архитектором Даниловым был утвержден проект на постройку новой каменной колокольни и пристройки к кладбищенской церкви. В 1874 г. священником в церкви был Григорий Касьянов, а старостой- Иван Чегликов. В этом же году для пристройки к церкви каменной колокольни нанят купец I гильдии Гурефинкель, который в свою очередь передал подряд на постройку колокольни харьковскому цеховому Григоровскому. В 1874 г. колокольня закончена вчернь, но епархиальный архитектор Данилов нашел отклонения от проекта (недостаточная высота колокольни) и ее пришлось перестраивать. В 1904 году видим священником Николая Алексеевича Сильванского, 42 лет, псаломщиком — Константина Попова, 60 лет, церковным старостой — Петра Лаврова. Священник Николай Сильванский до конца своей жизни служил в Скорбященской церкви и похоронен в церковной ограде. На его место был назначен митрофорный протоиерей Василий Бондаренко (+20.11.1982), который служил в храме до 1972 года по причине перевода, но не смотря на это похоронен на территории церкви «Всех Скорбящих Радосте». В 1921 г. эта церковь описана как «каменная, крытая железом, в длину 12 сажен и ширину — 4 сажен, дверей — 4, окон больших 9 и 4 полуокна, колоколов 9 шт. Иконостас с 7 иконами большого размера и 21 малого размера. В алтаре престол и жертвенник дубового дерева. На престоле Евангелие в медной оправе». Церковный капитал составлял 9079 руб. Храмовая икона изображает Скорбящую Богоматерь. Величина 3/4 аршина в вышину и 2/4 арш. И 1 ½ вершка в ширину; риза на иконе серебряно-вызлощенная; одежда Богоматери покрыта жемчугом и множеством камней разной величины и достоинства; наиболее ценные 4 рубина, 4 небольшие бриллианта, 1 алмаз и 1 аметист. Кроме храмовой иконы, госпожой Мистровою были пожалованы еще 2 иконы: Икона Николая Чудотворца в серебряной ризе с вызлощенным венцом, в коем изумруд; Икона Спасителя в серебряной ризе с 21 камнем восточного белого хрусталя.

http://sobory.ru/article/?object=03988

Схигумен Иоанн (1873–1958) Схиигумен Иоанн (Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в крестьянской семье, в Тверской губернии. В шестнадцать лет он попал на Валаам и остался в монастыре. К братии он был причислен в 1907 году, а через три года пострижен в монашество с именем Иакинф. В 1921 году рукоположен во иеродиакона, а вскоре был назначен игуменом Печенгского монастыря, который после Октябрьского переворота по Тартусскому договору отошел к Финляндии, как и Валаамский, и Коневский монастыри. Для самого отца Иоанна (в те времена монаха Иакинфа) назначение настоятелем Печенгского монастыря было неожиданностью. Прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением золотого наперсного креста. Братия Валаамского монастыря тогда состояла примерно из пятисот монахов, в том числе иеромонахов было семьдесят пять и иеродиаконов тридцать пять. Многие иеромонахи были отмечены наградой – золотым наперсным крестом. Отец Иоанн сам себя считал ничем не выделяющимся, средним, и поэтому выбор вызвал у него удивление. Но отец Иоанн не смог управлять Печенгским монастырем. Разница в устройстве иноческой жизни в Печенгском монастыре по сравнению с Валаамом давала о себе знать. Тоска по родной обители, да и внутренние разногласия в монастыре, однажды заставили отца Иакинфа заявить братии, что он хочет уехать обратно на Валаам. Но братия упросила его остаться, так и пришлось отцу Иакинфу еще восемь лет нести тяжелый крест настоятельства. Только в октябре 1931 года он по собственному прошению был освобожден от должности настоятеля и смог вернуться на Валаам, где его постригают в великую схиму, наивысшую степень монашества, с именем Иоанн. Он стал монахом-пустынником, главное послушание которого – непрестанная молитва о спасении своей души и о душах всех скорбящих. После Советско-Финской войны, когда Валаам вновь отошел к СССР, Валаамская братия, а вместе с нею и отец Иоанн, переселилась на Новый Валаам в Финляндии. Схиигумен Иоанн нес послушание духовника Нового Валаама и в то же время был духовным старцем для приходящих мирян. Валаам, оставаясь для русских эмигрантов кусочком России, по-прежнему привлекал паломников и верующих. Именно их и опекал старец Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010